Разработка по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма среди подростков в рамках проведения акции
план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

урок-конференция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_konkursnogo_uroka.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Апшеронский район

пос. Нефтегорск

МБОУСОШ № 20

 Разработка  по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма среди подростков в рамках проведения акции

 « Уроки для детей и их родителей»

Урок-конференция  для учащихся  9-11 классов

Учитель физической культуры

                                                                     Т.П. Бирюкова

Тема урока:

«Алкоголь: добро или зло?»

Цели урока:  

  • изучить действие алкоголя на организм человека;
  • сформировать у учащихся негативное отношение к             алкоголизму как общественному явлению;
  • расширить их кругозор;
  • развить навыки самостоятельного анализа и оценки

        предлагаемой информации.

Оформление кабинета:

                столы по периметру класса, бокалы (чаши)) перед каждой парой участников с белыми и черными шарами для голосования, короб для сбора         шаров, прозрачный сосуд (лучше пустой круглый аквариум), шары белые и черные, ассортимент напитков с    этикетками,  презентация.

Методы и приемы:

  1. Метод проекта:

информационный поисковый проект – сбор и анализ информации, подготовка и защита выступления;

исследовательский -  нацеливают уч-ся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез;

продуктивный – дает возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании презентации,

драматизационный – создает условия для игрового моделирования;

практико – ориентированный – направляет действия уч-ся на решения реальных проблем.

. 

  1. Ролевая игра – имитация.

Содержание урока.              

            Постановка проблемы            (слайд 1,2)

Учитель. У древних было божество, как нельзя лучше подходящее для символа противоречий, определенных нашей темой. Это – Янус двуликий (слайд 3). Одно лицо - темное - обращено в прошлое (там много печального),  другое – светлое - смотрит в будущее. Наша задача сегодня – составить мнение о проблеме употребления спиртного, решить – это темная или светлая  сторона жизни человека.

        В ходе обсуждения проблемы голосуйте с помощью шаров: если вы считаете, что употребление алкоголя не порок, то бросьте черный шар, если выбор противоположен, то – белый.

        Как положено в кругу друзей (в застолье), будут тосты, речи и напитки.

Ассортимент напитков:  (слайд 4).

От этнографа         коктейль      «Эллада»

От историка           шипучее      «Прозрей»

От нарколога          грог             «Стой!»

От энотерапевта    каберне       «Будь здоров!»

От терапевта          пунш           «Прощай молодость!»

От генетика            бренди        «Кто следующий?»

От демографа         наливка       «Налить?»

Давайте послушаем приглашенных гостей.

Выступление специалистов.

Этнограф (слайд 5).  С незапамятных времен идет слава о напитках, веселящих душу, лечебных напитка, напитках для отдыха. Древние народы Средиземноморья более чем за 4 тысячи лет до нашей эры умели приготовлять вино, сбраживая виноградный сок. В Древнем Египте применяли вино с III – II тысячелетия до нашей эры. Шумеры славились зерновыми напитками, по рецептам ацтеков индейцы получали из агавы «октли», из кактусов «пульке» и текилу.  Африканские бушмены готовили бодрящие напитки из  меда диких пчел. Древние русы владели искусством приготовления целебной сурьи из меда и лекарственных трав. Страницы истории многих народов определялись использованием вина как божественного напитка. На Руси крепленые вина появились со времен правления князя Олега. Вино как символическая кровь Иисусу Христа применяется в обряде причащения. И в Ветхом и в Новом Заветах Библии вино упоминается довольно часто. Первое чудо Христа – превращение обычной воды в вино. Церковь использует его при освящении престола. При освящении таинства соборования елей соединяется с вином.

Испанский философ, церковный деятель Раймонд Луллий   (XIV век) приписывал крепкому спирту способность утешать человеческое тело, возвращать старикам молодость. Исторические факты показывают, что категорический запрет «Не пить!» идет вразрез с этническими корнями истории народов.

Я предлагаю тост. А вы выскажите свое мнение о его содержании и проголосуйте шарами  (слайд 6).

Как долго пленными нам быть

В тюрьме мирской?

Кто сотню лет иль день

Велит нам жить с тоской?

Так лей вино в бокал,  

Покуда сам не стал ты

Посудой глиняной

В гончарной мастерской.

                                        Омар Хаям   (слайд 7).

Историк. История – вещь упрямая. Есть и другие факты. Казенные питейные заведения сделали свое дело – пьянство стало бедствием: бездельники, разбойники, дебоширы стали печальной действительностью на Руси. Но тогда беда Руси еще не грозила. По историческим справкам, в России к 1905 году употребляли 0,57 ведра вина на человека в год, во Франции – 4,76 ведра, в Германии – 1,87. Сейчас в мире выпивают 25 млдр. бутылок вина в год (по 5 на человека), а в России – по 8,5 литров (слайд 8). Из активной жизни выключаются миллионы людей, распадаются семьи, увеличивается количество детей- сирот, пьянство перерастает в национальную трагедию и в глобальную проблему.

Тост (слайд 9).

У кого вой? У кого стон?  У кого горе?

У кого раны без причины?

У кого багровые глаза?

У тех, кто долго за вином сидит.

                                                    Соломон (слайд10).

Голосуя шарами, выскажите свое отношение к данной информации.

Нарколог.  Я не буду перечислять все последствия употребления алкоголя. Я хочу заострить ваше внимание только на одном вопросе: почему, если человек пьет, ему бывает трудно, а чаще всего невозможно остановиться вовремя и не пить?  Известно, что этиловый спирт действует на клетки мозга (слайд11). Именно он заглушает рецепторы в глубине мозга при воздействии раздражителей небольшой силы. А если принимать большую дозу алкоголя, рецептор изменяет структуру и чувствительность его повышается.

Требуется новая доза для улучшения самочувствия. Ломка, похмелье, жизнь в плену поиска новых граммов и градусов! Стоит ли начинать пить? Стоит ли попадать в зависимость от ядовитого зелья?

Тост – притча  (слайд 12).

Как действует вино?  Кто пьет, вначале становится похож на павлина, его движения плавны и величественны; затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать; потом уподобится льву и станет самонадеянным и смелым. И, наконец, он превращается в свинью, подобно ей, валяясь в грязи.

                                        

                                                Абдул Фарадж (слайд13)

Проголосуйте, бросьте свой шар.

Энотерапевт.  Все вышесказанное освещает проблему однобоко.    Почему говорят только о действии только этилового спирта, содержащегося в вине? Еще Гален и Аристотель использовали вино как лекарство, а бог виноделия Бахус почитался (слайд 14).  Видимо, вам неизвестно, сколько полезных веществ

находится в вине? Органические кислоты способствуют желудочному пищеварению, усиливают аппетит, стимулируют работу пищеварительных желез. Рубидий, которым богаты красные вина, вытесняет радиоактивный цезий из тканей, а пектины – стронций. Удивительно и антибактериальное действие дубильных веществ. Сахара – источник доступных углеводов для ослабленных и истощенных людей. Энотерапия еще скажет свое слово в медицине. Ведь Парацельс говорил, что мера определяет, быть веществу полезным или вредным.

Тост (слайд 15).

Кто пил вино, ушел.

Кто пьет вино, уйдет,

Но разве тот бессмертен

Кто не пьет?

                     Расул Гамзатов (слайд16).

Выскажите свое мнение, проголосуйте.

Терапевт.   Предыдущая пылкая речь содержала много интересных,  но иногда и спорных фактов. Но я снова хочу сказать о спирте как основном компоненте алкогольных напитков. Его отрицательное воздействие на организм общеизвестно. Перечисление болезней уже мало кого удивит. Поэтому я задам вам три вопроса. Если вы положительно ответите на них, поднимите руку. Этиловый спирт – одно из немногочисленных веществ, которые всасываются уже в ротовой полости и  желудке, сразу начиная действовать. Попадая в межтканевую жидкость, он начинает забирать воду из клеток. Развивается отек. Где прежние черты лица? Где красота? 

Вы хотите этого?   (слайд 17)

Клетки, страдая от недостатка воды, стареют в 1,5 раза быстрее.

Где ваша молодость? Где блеск в глазах? Где былая подвижность?

Вы хотите этого?   (слайд 18)

Токсичный этанол тормозит работу нервных клеток, участки коры больших полушарий выключаются. Где мечты, воображение, быстрота ума? Остаются только низшие потребности.

Вы хотите этого?   (слайд 19, 20)

Тост  (слайд 21).  

Первая чаша вина принадлежит жажде,

Вторая – веселью,

Третья – наслаждению,

Четвертая – безумию.

                                        Диоген Лаэртский (слайд 22).

Обсудим и проголосуем.

Генетик.  По роду службы мне приходится видеть человеческую беду: детей, страдающих наследственными заболеваниями и патологиями развития.  Сын могучего Зевса – Гефест – некрасивый горбатый и хромой уродец – дитя пьяного зачатия (слайд 23).  Не потому ли с давних времен в Древней Греции был введен закон,  запрещающий потребление вина до 21 года.

Конечно, пьянство – одна из причин таких нарушений. Но стоит ли пополнять собой группу риска? (слайд 24, 25).

Тост  (слайд 26).

Опьянение – есть добровольное сумасшествие.

                                                  Сенека  (слайд27).

Демограф.   Сегодня я не буду говорить о чисто демографических проблемах изменения численности населения, соотношении рождаемости и смертности.   Все это в будущем отразится на уровне культуры, преступности, заболеваемости людей. Главное в нашем разговоре – не только индивидуальный выбор каждого – пить или не пить, а государственный подход: кто останется после нас? Нация слабых, безвольных, деградированных людей?

Тост (слайд 29).

Что спасет населенье планеты?

Семья, где счастливые дети.

Семья, где все заняты делом,

Здоровы душою и телом.

Скажу я вам без назиданья:

Порок порождает страданье!

Кто даст процветанье отечеству?

Неодурманенное человечество!

Учитель  (берет в руки короб с шарами и высыпает их в стеклянный сосуд).   Мы наполнили наш сосуд  напитком, искрящимся от мыслей и мечтаний. Он чист и безвреден. Малая капля сомнений – почва для будущих размышлений. Но при всплесках вина – вспомните наш разговор (слайд 30).

Решение за вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Профилактика наркомании, токсикомании, правонарушений, бродяжничества среди несовершеннолетних»

Представляю вашему вниманию программу по профилактике наркомании, правонарушений, бродяжничества среди несовершеннолетних. Проограмма призвана способствовать развитию ценностного отношения детей и под...

ПРОГРАММА профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних «Мы выбираем жизнь!»

                 ПРОГРАММАпрофилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних«Мы выбираем жизнь!»...

Программа по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма среди несовершеннолетних "Мы выбираем жизнь!"

Программа "Мы выбираем жизнь!" основана на нормативных  документах РФ и Красноярского края, способствует эффективной работе социальных педагогов в деле профилактики наркомании, токсикомании ...

План мероприятий, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, токсикомании и табакокурения среди несовершеннолетних обучающихся на 2023-2024 учебный год

Цель: формирование у обучающихся школы негативного отношения к табакокурению, к употреблению спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ через воспитание мотивации здорового образа жи...