ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
методическая разработка по физкультуре на тему

Корнеев Алексей Борисович

Актуальность данной работы заключается в том, что физическая культура для большинства учащихся ещё не стала  личной ценностью, уровень их образованности в этой сфере остаётся низким, многие из них не приобщились пока к ежедневным занятиям физическими упражнениями, спортом. А ключевым звеном в образовательно-воспитательной работе по физической культуре является формирование потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании  у школьников, воспитание мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Формирование мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре будет успешным в том случае, если будут реализованы следующие педагогические условия:

- в учебной деятельности использовать педагогические воздействия, стимулирующие компоненты, относящиеся к духовной сфере личности старшеклассника;

- процесс формирования мотивационно-ценностной ориентации учащихся к физической культуре осуществлять на основе внутренних результативных  мотивов, создания психолого-педагогических условий для формирования у школьников потребности в физическом самосовершенствовании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_.doc51.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Рождественской средней общеобразовательной школы Лаишевского муниципального района РТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Методическая разработка для учителей физической культуры

Корнеев Алексей Борисович.

учитель физической культуры

2016


В В Е Д Е Н И Е

В целостном процессе воспитания физическое воспитание выполняет свои функции как учебный предмет «Физическая культура» и как направление системы комплексного воспитания. Физическая культура как учебный предмет предусматривает в основном овладение учащимися определённой системой знаний, двигательных умений, создание установок на активное приобщение к физической культуре, включение в процесс физического самосовершенствования и самообразования.

Физическое воспитание как направление комплексного воспитания обеспечивает всестороннее развитие личности, решает задачи непосредственного включения учащихся в физкультурно-спортивную деятельность, содействует развитию их творческой индивидуальности.

Связь и диалектическое взаимодействие этих двух сторон воспитания рассчитаны на формирование активной позиции личности в сфере физической культуры, обеспечение единства её сознания и деятельности.

О физической культуре личности невозможно судить лишь на основе её физического развития, подготовленности, овладения двигательными умениями и навыками. Необходим учёт и таких компонентов, которые относятся к духовной сфере личности: содержание мыслей и чувств иерархия ценностных ориентаций, степень развитости интересов и потребностей, убеждения, что в конечном счёте определяет социальную активность учащегося как гражданина. Всё то биологическое, что становится предметом отношения учащегося к своим физическим возможностям, преобразуется в социальное.

Актуальность данной работы заключается в том, что физическая культура для большинства учащихся ещё не стала  личной ценностью, уровень их образованности в этой сфере остаётся низким, многие из них не приобщились пока к ежедневным занятиям физическими упражнениями, спортом. А ключевым звеном в образовательно-воспитательной работе по физической культуре является формирование потребности в физическом совершенствовании и самовоспитании  у школьников, воспитание мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Формирование мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре будет успешным в том случае, если будут реализованы следующие педагогические условия:

- в учебной деятельности использовать педагогические воздействия, стимулирующие компоненты, относящиеся к духовной сфере личности старшеклассника;

- процесс формирования мотивационно-ценностной ориентации учащихся к физической культуре осуществлять на основе внутренних результативных  мотивов, создания психолого-педагогических условий для формирования у школьников потребности в физическом самосовершенствовании.

Средства и методы формирования мотивационно-ценностных ориентаций школьников к физической культуре

Культурологический подход к содержанию образования как части     совокупного социального опыта требует, чтобы в каждом учебном предмете, каждом виде деятельности учащихся происходило самоопределение личности, развёртывание её потенциальных возможностей в приближении к идеалу культуры, организация её жизнедеятельности, учёбы, отдыха и др.

Перевод физической культуры в школе на качественно новый уровень сопряжён с чётким определением её целевой направленности. Такой интегративной целью выступает физическая культура личности школьника как продукт развития этой культуры в индивиде, как часть его общей культуры.

В физической культуре личности школьника проявляются все структурные элементы его общей культуры: уровень культурного развития как личности; способы достижения этого уровня; разнообразная деятельность, в которой проявляется достигнутый культурный уровень.

Культурная деятельность школьника может рассматриваться как самореализация личности, а также выступать её чертой активности и стимулом формирования. Основанием для этого является весь образовательно-воспитательный процесс в школе, ориентированный на развитие общей культуры учащихся в единстве знаний, умений, убеждений, навыков, качеств, творческих способностей, норм поведения, реализуемых в учёбе, труде, организации образа жизни, общественной деятельности и поведении. Культура обращена к личности учащегося.

К ценностям физической культуры относятся:

«1. Ценность получения конечного продукта (например, увеличение количества знаний, умений, навыков; повышение уровня здоровья; повышение уровня развития физических качеств).

2. Ценность процесса получения продукта (формы и методы обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, формы организации занятий и т.д.).

3. Ценность самоизменения, осмысления себя действующего (развитие рефлексивных способностей, усиление роли мышления в процессе занятия физической культуры, сознания, самосознания, самоорганизации).

4. Ценность саморазвития, то есть обеспечение своего самоизменения за счёт обращения к критериям, «хранящимся» в культуре  (формирование интеллектуальной и духовной культуры».

В педагогической литературе отмечается, что «Наиболее важными показателями физической культуры личности являются: устойчивые интересы и мотивы личности к физическому самосовершенствованию; имеющийся уровень физкультурных знаний; объём освоенных двигательных умений и навыков; уровень развития основных физических качеств; гигиенические навыки и привычки повседневно заботиться о своём здоровье, закаливании организма и физической подготовленности; соблюдаемый режим физической активности.».

Отмечается также: «Наряду с выработкой двигательных умений, крайне важно формировать у них (школьников) знания о физических упражнениях, о влиянии их на организм учеников. Это станет со временем основой для формирования устойчивых мотивов систематического выполнения физических упражнений».

«Физическая культура личности учащегося – это качественное, системное и динамическое образование личности, характеризующееся определённым уровнем её физического развития и образованности, осознанием способов достижения этого уровня и проявляемое в разнообразных формах физкультурно-спортивной деятельности и жизнедеятельности в целом.».

Структура физической культуры включает три взаимосвязанных компонента:

мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное отношение к физической культуре, сформированную жизненную потребность в ней, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности;

физическое совершенство личности, определяющее состояние её здоровья, психофизиологические и физические возможности как фундамент активно преобразующей социально значимой деятельности, умения и навыки, необходимые и достаточные для этого;

деятельностный подход, проявляющийся в широком диапазоне физкультурно-спортивной активности (познавательной, пропагандистской, организаторской, судейской, по самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию).

Механизм процесса формирования мотивационно-ценностных ориентаций  учащихся схематически состоит в следующем (6).

Ценностные ориентации, воспринимаемые личностью (на уроке, во внеклассной и внешкольной деятельности), проходят через своеобразный фильтр самосознания и дифференцируются на уровне «значения» или «личностного смысла». Далее, преломляясь в условиях реальной жизнедеятельности и опыта школьников, они разделяются на подтверждённые и неподтверждённые, на реально управляющие их действиями и поступками и на те, которые просто хранятся в сознании, позволяя ориентироваться в системе тех нормативных требований, которые предъявляют им учителя, коллектив, товарищи, семья и др.

Процесс формирования можно считать состоявшимся, когда ценностные ориентации, проверенные личным опытом, превращаются в реальные мотивы поведения личности. Этот процесс будет протекать интенсивнее, если ценностные  ориентации в физической культуре сопряжены с жизненными планами личности.

Физическое совершенство как важнейшая ценность физической культуры личности школьника и её необходимое качество определяет динамическое состояние личности, характеризующее её стремление к всестороннему целостному развитию в физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающей условия для раскрытия индивидуальных физических способностей. Процесс достижения этого – практическое движение от менее к более совершенному состоянию, обусловленному во многом собственной активностью личности.

Поэтапно характер данного процесса схематично можно представить так.

На первом этапе разрушаются негативные стереотипы поведения учащихся в этой сфере с опорой на их интересы и потребности; повышается эмоциональный фон занятий; педагогические воздействия носят яркий, впечатляющий характер, соответствующий внутреннему настроению школьников, причём цели деятельности должны быть им понятны и относительно доступны; содержание деятельности способствует устранению у учащихся чувства собственной ограниченности, что достигается адекватной самооценкой и поощрением их усилий.

На втором этапе происходит развитие выявленных у учащихся способностей, что придаёт их деятельности личностно значимый смысл; они обеспечиваются содержательной информацией о результативности своей деятельности; учитель способствует превращению потенциальных способностей каждой личности в реализуемые.

На третьем этапе при осознании личной и общественной значимости физического совершенства, формировании его индивидуального образа учащиеся проявляют инициативу, ставят перед собой повышенные цели, чему способствует возросший уровень знаний и накопленный практический опыт.

Специфическим ядром практической стороны физической культуры являются те отношения, которые  складываются в процессе физкультурно-спортивной деятельности, - развивающие духовную и физическую сферу личности, обогащающие её идеалами, нормами поведения, ценностными ориентациями и др. Все виды данной деятельности – это созданные человечеством ценности, в которых выражен размах индивидуальных или совокупных творческих сил и способностей. При всём многообразии физкультурно-спортивной деятельности каждый индивид определяет и присваивает себе единичное, тем самым приобщаясь к ценностям физической культуры.

Удовлетворяя потребности общества, данная деятельность служит способом развития самого субъекта деятельности – школьника, его культуры. Критерием развития является физкультурно-спортивная активность учащихся с проявлением в ней такого отношения, как преимущественно активное, созерцательное, пассивное, стабильное или непостоянное. Формы реализации этой деятельности могут различаться по охвату – массовые (в масштабах школы), групповые (в параллели классов или в одном классе), индивидуальные; по специфике задач – ориентированные на познание и восприятие физической культуры (зрелища, вечера, викторины и др.), направленные на творчество и т.п.

Процесс формирования физкультурно-спортивной активности учащихся предусматривает удовлетворение общественных и личных интересов; активизацию потребностно-мотивационной сферы; эмоционального, интеллектуального и волевого компонентов деятельности; учёт индивидуально-психологических особенностей, уровня активности; расширение информационно-познавательной и коммуникативно-регулятивной функции деятельности, обеспечивающих процессы самопознания, самоуправления, эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.

В целом формирование физической культуры личности школьника означает целенаправленное, постепенное и последовательное приближение к более высокой степени развития всей системы её качеств, способностей, свойств и возможностей в соответствии с возрастными и другими особенностями.

В старших классах общеобразовательной школы формируется уровень углублённой образованности в области физической культуры личности, который отражает:

личную потребность в физической культуре, здоровом образе жизни; дифференцированное использование физической культуры, спорта как средств самовоспитания для реализации жизненных и профессиональных планов и намерений, для развития способностей, саморазвития и самоопределения;

знания, обеспечивающие грамотное использование средств физической культуры в формировании личностных и профессионально значимых качеств, физического совершенствования, здорового образа жизни в учебной, трудовой деятельности, досуге, семейной жизни, необходимые для руководства самодеятельными занятиями физическими упражнениями;

практические умения по методически грамотному проведению самостоятельных занятий, владение навыками спортивной и военно-прикладной подготовки, приёмами спасания на воде, оказания первой помощи при травмах; осознанное использование теоретических знаний в учебно-тренировочном процессе, направленном на формирование жизненно важных профессиональных, военно-прикладных, спортивных умений и навыков, физических качеств; умение на практике применять средства физической культуры и спорта в процессе умственного, нравственного, трудового, эстетического, экологического и правового воспитания.

Решение этих задач требует особой ориентации педагогической деятельности учителя, обращённой к личности ученика, определяющей упреждающее формирование у него тех качеств, свойств и способностей, которые содействуют его желательному будущему в жизни и социально-профессиональной деятельности.

Такая цель требует от учителя сбалансированных педагогических воздействий на интеллектуальную, нравственную, эмоционально-волевую и практическую деятельность учащихся. Ключ к воспитанию личности лежит во включении её в личностно значимые виды деятельности, в которых будет осуществляться её саморазвитие. Лишь в этих условиях сформируется потребностно-мотивационная сфера личности учащегося, а физическая культура станет его личной ценностью, превратится в путеводный жизненный ориентир.      

Учителю необходимо помочь учащимся определить свою жизненную программу, для выполнения которой необходимы интеллектуальные и физические силы. Чем она шире, сложнее, социально значимее, тем больше возрастают требования к личности. Вот почему учителю надо оказывать помощь учащемуся в определении таких перспектив личности, достижение которых требует опоры на её физическое самовоспитание и самосовершенствование. Такая программа потребует от учащихся наличия высокоразвитой общественной активности, целенаправленной воли в достижении осознанной и принятой перспективы.

Программа деятельности личности лишь тогда даст толчок развитию её способностей, станет мощным импульсом движения её интеллектуальных и физических сил, когда учащийся поймёт значение своей деятельности для других людей и для самого себя, когда в связи с этим разовьётся его эмоционально-волевая сфера, проявятся настойчивость и упорство для достижения осознанной перспективы. Отсюда необходимость широкого включения учащихся в физкультурно-спортивную деятельность, создание условий для проявления в ней инициативы, самоорганизации, самодеятельности.

Нельзя мириться с тем, что учащиеся довольствуются неосознанными знаниями по физической культуре, механическим выполнением предложенной им деятельности. В дальнейшем это становится источником их некомпетенции, необразованности в сфере физической культуры.

Содержание физического образования учащихся, исходя из концепции И.Я.Лернера, можно представить так:

1. Система знаний, отражающая причинно-следственные связи и зависимости, возникающие при выполнении различных способов физкультурно-спортивной деятельности. Принципиально важно, чтобы при передаче знаний не было неизменных и абсолютных образцов, стандартов, шаблонов, чтобы к знаниям воспитывалось мотивационно-ценностное отношение, понимались их относительность, изменчивость, чтобы учащиеся вовлекались в процесс их постоянного обновления. А сами знания должны характеризоваться полнотой и глубиной, конкретностью и обощённостью, осознанностью и прочностью, оперативностью и гибкостью. Ведь право решать и компетентно действовать у учащихся выступает только как следствие полноты знаний.

2. Наличие опыта осуществления известных способов физкультурно-спортивной деятельности, отражённых в умениях и навыках личности.

3. Опыт творческой физкультурно-спортивной деятельности по овладению новыми методами, способами, приёмами, связанными с поиском её новых решений, выполнения в изменяющихся условиях.

4. Опыт эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Только при таком сочетании знаний и опыта, содержание физического образования будет выступать как общественная и личная ценность, обеспечивающая развитие индивидуальных творческих задатков и способностей, как один из общественно значимых процессов, обеспечивающих становление личности.

Творческая индивидуальность учащихся может проявляться в переносе основных знаний, умений и опыта в новую ситуацию, отражаться во всех видах физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому в процессе учебной деятельности целесообразно знакомить учащихся с возможно более широким  кругом двигательных действий и подходов к их реализации, а во внеучебное время предлагать широкий спектр физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающей проявление индивидуальных способностей и их развитие.

Формирование интереса школьников к физической культуре

В педагогическом процессе формирования физической культуры личности школьника необходимо учитывать взаимосвязь общего, особенного и единичного.

Общее отражает закономерные процессы становления физической культуры, опосредованные социальной средой, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, их жизненным опытом, уровнем постановки учебно-воспитательной работы в школе, компетентным участием родителей в физическом воспитании молодёжи.

Особенное определяется региональными, национальными, местными условиями и традициями развития культуры, отражёнными в педагогических отношениях, формах и содержании процесса формирования физической культуры, степени развития учебно-материального обеспечения.

Единичное раскрывает ту конкретную методику воспитания и обучения, которая учитывает индивидуальность учащегося, свободу выбора им форм, средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, обеспеченность его перспективной программой физического самовоспитания и самосовершенствования.

Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию различают как внутреннюю, так и внешнюю.

Но как бы ни была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда школьник понимает субъективную ответственность за их реализацию.

Успешная реализации мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса  и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время этих занятий.

Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а, наоборот, интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором (усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремлённости.  

Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо систематически давать школьнику соответствующую информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его. Например, начиная обучение опорному прыжку, необходимо объяснить, что прыжок через коня или козла – это не самоцель, но что овладеть им очень важно, потому что многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию движений, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве.

На уроках физической культуры необходимо, чтобы школьник брал ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не отсутствием у него определённых способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае успешно формируется внутренняя мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, школьнику надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требовании, то есть оптимальные режимы мотивации.

Каждого школьника необходимо сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа школьника над собой.

Поддержание интереса и целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры и формируется ли у них удовлетворённость занятиями физическими упражнениями.  

Помимо удовлетворённости уроком, у школьников имеется ещё и отношение к физической культуре как к учебному предмету, которое характеризуется, с одной стороны, пониманием значимости этого предмета, а с другой – ожиданием того, что на уроках данного предмета можно удовлетворить свои интересы, потребности в двигательной активности. Когда учащийся испытывает состояние удовлетворённости, происходит и формирование положительно-активного отношения к физической культуре.

Главными же причинами падения удовлетворённости уроками физической культуры многие учёные называют отсутствие эмоциональности урока, неинтересность выполняемых упражнений, малую или чрезмерную физическую нагрузку, плохую организацию урока. Не удовлетворённые уроками учащиеся обычно ходят на них лишь ради оценки и для избежания неприятностей. А учащиеся, испытывающие состояние удовлетворённости на уроках, работают на них ради своего физического совершенствования.

Мотивы посещения школьниками уроков физической культуры влияют на учебную активность учащихся, в свою очередь и она в большей мере зависит от удовлетворённости школьников уроками. Удовлетворённые качеством и результатами уроков проявляют на них большую активность, чем не удовлетворённые.

Формирование интереса к занятиям физической культурой должно основываться на передовых методах обучения, в максимальной степени способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их привлекательности.

Важную роль в процессе освоения учебного материала по физической культуре играет вид интереса, который называют познавательным. Он представляет собой избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Познавательный интерес – это интерес к глубокому, осмысленному познанию.

Так как познавательный интерес многозначен, он может влиять на процесс освоения учебного материала различными своими сторонами: во-первых, выступать как внешний стимул процесса освоения, как средство активизации всего процесса; во-вторых, действовать как мотив познания, существенно влияя на освоение учебного материала, соприкасаясь и взаимодействуя при этом с другими мотивами.

Учитывая это, необходимо постоянно осуществлять стимуляцию познавательных интересов. Основные направления такой стимуляции: стимуляция познавательных интересов при помощи содержания изучаемого материала; стимуляцией познавательных интересов организацией и характером познавательной деятельности.

Педагогические исследования показывают, что интерес к физической культуре можно формировать двумя путями:  воздействуя на отдельные мотивы и на мотивационную сферу в целом. Однако в мотивационной сфере школьников всё взаимно связано: при формировании одних мотивов неизменно затрагиваются и формируются другие. Поэтому при целенаправленном формировании интереса к физической культуре педагогически оправдано как воздействие на отдельные мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом, например, успешное формирование учебно-познавательных мотивов достигается сознательностью обучения и развития физических качеств.

Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.

Конкретный вид и уровень результат зависит от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат спортивной игры, учебный норматив, норма спортивного разряда, определённое место в спортивных соревнованиях, конкретные показатели в тестах, возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д.

Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определён индивидуальный доступный результат, достижение которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре.

Педагогическая практика и научные исследования показывают, что результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникает внутренняя мотивация, вдохновение успехом.

Формирование необходимых знаний и умений для физического самосовершенствования школьников

В нашей работе мы использовали перечень знаний и умений, которыми необходимо овладеть школьнику, чтобы успешно проводить самостоятельные занятия физической культурой с целью физического самосовершенствования (Копылов Ю.А., 2005). Такой перечень состоит из семи «шагов».

Шаг 1 – «Самопознание».

Иметь представление о своих физических возможностях (уровень двигательной подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку).

На уроках при обучении мы объясняем учащимся, для чего выполняется то или иное упражнение, какой эффект может принести его регулярное выполнение. При этом каждый учащийся должен чётко представлять себе, насколько хорошо развито у него то или иное двигательное качество.

Результаты контрольных упражнений (тестов) обсуждаются со школьниками, и в этой беседе учащиеся получают реальную картину своей подготовленности. Это делается для того, чтобы каждый смог целенаправленно и по своей воле, а не из-под палки улучшать развитие отстающего двигательного качества.

Мы также объясняем учащимся, как контролировать тренировочную нагрузку. Сообщаем, что каждый человек уникален, и поэтому реакция на физическую нагрузку у каждого занимающегося своя собственная, отличная от других. Значит, надо использовать свою шкалу нагрузок, например, по величине пульса во время работы и при восстановлении.

Каждый из старшеклассников узнает свой текущий уровень развития двигательных качеств, особенности своей реакции на тренировочную нагрузку.

Шаг 2 – «Знания».

Это очень важный компонент в формировании мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре.

Учащиеся должны знать правила поведения на спортивных сооружениях (принципы межличностного общения, навыки управления вниманием), выполнения физических упражнений разной направленности, методы контроля над состоянием организма, методику проведения занятий физической культурой.

Знать следующие методики: развития двигательных качеств; проведения восстановительных процедур; выполнения оздоровительных упражнений (зрение, осанка, дыхание), а также правила: проведения спортивных игр; режима дня; межличностного общения; составления комплексов общеразвивающих упражнений; профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями; оказания первой доврачебной помощи при царапинах и ссадинах, потёртостях и ушибах.

Шаг 3 – «Планирование».

Учащиеся должны уметь провести планирование занятия, а именно: поставить цель занятия и его задачи; выбрать для этого время в режиме дня, а также необходимые физические упражнения (в соответствии с целью и задачами занятия); определить частоту занятий в неделю, продолжительность одного занятия, дозировку нагрузки при выполнении разных физических упражнений, средства контроля за состоянием организма (ЧСС и частота дыхания во время и после выполнения тренировочной работы, оценка самочувствия по скорости движений, потоотделению, а также по нарушению координации движений).

Мы объясняем учащимся, что только правильное и обоснованное планирование позволит получить максимальный эффект от самостоятельных занятий.  

Шаг 4 – «Двигательные умения».

Учащиеся должны уметь выполнять доступные по возрасту и подготовленности физические упражнения: оздоровительные – для коррекции функционального состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактики простудных заболеваний; для развития двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости) и коррекции индивидуальных особенностей фигуры (осанки); развивающие; рекреационные; для профилактики нарушения зрения.

Основная цель 4-го шага – обучить школьников прочным навыкам выполнения физических упражнений, что позволит им без затруднений использовать эти средства физической культуры на самостоятельных занятиях.

Мы стремимся к тому, чтобы выполнение учащимися упражнений было осмысленным, так как помимо прочного усвоения техники движений школьники должны чётко понимать, для чего они выполняют то или иное упражнение, какие отклонения в технике являются допустимыми, а какие – нет. У учащихся должно присутствовать желание выполнять физические упражнения. Без этого компонента нельзя говорить о полноценном занятии физической культурой.

Шаг 5 – «Организационные умения».

Учащиеся должны уметь подготовить место проведения занятия: выбрать место занятия (дома, на спортивной площадке, на необорудованной площадке, в рекреационном помещении школы); обеспечит безопасность занятия (отсутствие опасных предметов – выступов стен в спортивном зале, повреждений пола; на свежем воздухе – ям, движения автомобилей и др.); подобрать необходимое оборудование (спортивный инвентарь, спортивная одежда и обувь).

Перед началом урока мы поручаем двум-трём старшеклассникам подготовить место для занятия – выбрать место в спортивном зале, подготовить необходимый инвентарь, обеспечит безопасность проведения урока.

Шаг 6 – «Методические умения».

Учащиеся должны уметь провести занятие физическими упражнениями, в том числе: выполнение разминки; выполнение основной части урока и заключительной.

Методические умения – это умения выполнить освоенные ранее физические упражнения в целостном занятии, в определённой последовательности, которая диктуется задачами разных частей урока (подготовительной, основной и заключительной).

Для овладения методическими умениями мы формируем у школьников чёткие представления: что такое подготовительная (вводная), основная и заключительная части занятия физической культурой, а также какие цели достигаются при выполнении этих частей. При проведении тренировочного занятия мы говорим учащимся, что всё, чему они были обучены на предыдущих этапах, должно найти своё практическое применение.

Чтобы овладеть этим разделом подготовки (6-м шагом), требуется уверенное владение знаниями и умениями, представленными в шагах 1-5, и многократное выполнение самостоятельных тренировочных занятий.

На этапе обучения использованию методических умений занятия проводятся в группах школьников под непосредственным наблюдением учителя физической культуры. По мере формирования методических умений контроль учителя постепенно уменьшался. В конце опытно-экспериментальной работы юноши-старшеклассники проводили занятия физической культурой самостоятельно.

Шаг 7 – «Гигиенические умения».

Школьники должны уметь выполнять гигиенические мероприятия  (утренняя гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе, самомассаж биологически активных точек, дыхательные упражнения), оценку функционального состояния (по ЧСС, частоте дыхания), восстановительные процедуры, режим дня (основные моменты).

 Приведённые «шаги» старшеклассники должны осваивать в определённой последовательности. Прежде всего необходимо реализовать принцип сознательности. Для самостоятельных занятий физической культурой понимание смысла выполняемой тренировочной работы является для школьников совершенно необходимым компонентом.


А Н К Е Т А

для самооценки компонентов мотивационно-ценностной ориентации личности к физической культуре

С помощью анкеты изучается твоё отношение к физической культуре. Это очень важно знать и тебе для того,  чтобы более целенаправленно воспитывать в себе положительное отношение к физической культуре и преодолевать свои недостатки.

Помни! Чем более объективны и искренни будут ответы, тем более ценные сведения ты получишь о себе.

Обведи кружком или подчеркни один из вариантов ответа.

Ф.И. ученика _____________________________________________

Школа ________

Класс _________

Дата заполнения ______________________

1. Как часто по проблемам физической культуры и спорта ты ищешь ответ на заинтересовавший тебя вопрос в специальной литературе?

Очень редко   1  2  3  4  5   очень часто

2. Знакомо ли тебе стремление взять на себя ведущую роль, руководить, быть первым в каком-либо начинании среди товарищей?

1) нет;

2) такое желание испытываю крайне редко;

3) когда как;

4) часто;

5) очень часто.

3. Как ты считаешь, ты учишься в полную силу своих способностей и возможностей?

1) совсем не прилагаю усилий;

2) не в полную силу;

3) когда как;

4) периодически;

5) да, в полную силу.

4. Как часто ты испытываешь неудовлетворённость достигнутыми результатами в учёбе, спорте или другой деятельности?

1) никогда;

2) редко;

3) иногда;

4) довольно часто;

5) постоянно.

5. Испытываешь ли ты потребность в самовыражении, в реализации своих возможностей и способностей?

Скорее нет   1  2  3  4  5   скорее да

6. Испытываешь ли ты стремление развивать свои двигательные способности, физические качества?

1) думаю, что нет;

2) очень незначительно;

3) когда как;

4) достаточно часто;

5) постоянно испытываю такое стремление..

Перед анкетированием и ученик, и учитель предварительно были ознакомлены с характеристиками и критериями оценки компонентов мотивационно-ценностной ориентации старшеклассников к физической культуре.

Учителю предлагалось оценить компоненты в «полярной анкете». Очень высокий уровень развития того или иного компонента оценивался 5-ю баллами, очень низкий – 1 баллом. Опрашиваемый отмечал соответствующий балл, характеризующий уровень развития отдельного компонента мотивационно-ценностной ориентации ученика к физической культуре.  

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Успешное формирование мотивационно-ценностной ориентации к физической культуре старшеклассников может быть успешным, если в учебной деятельности использовать педагогические воздействия, стимулирующие компоненты, относящиеся к духовной сфере учащихся: любознательность, познавательно-творческий интерес; стремление к лидерству, к успеху в физкультурно-спортивной деятельности; чувство неудовлетворённости достигнутыми результатами в физическом развитии; потребности в самовыражении; стремление к физическому самосовершенствованию.

Важное значение имеет интерес школьников к физической культуре, который является одним из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации.

Обязательным педагогическим условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на положительный результат двигательная активность учащихся неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической подготовки школьников.

Результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель и ученик добиваются положительных сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных способностей в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникает внутренняя мотивация, вдохновение успехом.


Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). – Казань, изд-во «Майбугат йорты», 2002.
  2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: изд-во Казанского университета, 1988.
  3. Андреев В.И., Яковлев А.Л. Программно-целевой подход к изучению и формированию творческих способностей младших школьников: Метод. рекомендации для учителей. – Казань, 1987.
  4. Бикмухаметов Р.К. Физическое воспитание: Учеб. пособие для педагогического колледжа. – Казань: РИЦ «Школа», 2000.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ-в пед. ин-тов / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1973.
  6. Виленский М.Я., Литвинов Е.Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки. – Физическая культура в школе. – 1990, № 12, с. 2-7.
  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986.
  8. Копылов Ю.А. Учить физкультурной самостоятельности. – Физическая культура в школе, 2005, № 2, с. 27-32.
  9. Котляровский-Зубченко А.А. Всё начинается с урока. – Физическая культура в школе, 2005, № 8, с. 28-30.
  10. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знвание, 1974.
  11. Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре. – Физическая культура в школе. – 2005, № 4, с. 10-16.
  12. Савченко В.И. Мотивация, старание, результат. – Физическая культура в школе. – 2001, № 7, с. 54-61.
  13. Физическая культура: Программа для средних общеобразовательных учреждений. – Казань: Магариф, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационно – ценностного отношения школьника к своему здоровью

Доклад выступления на городском семинаре "Крупицы творчества"...

Формирование мотивационно – ценностного отношения школьника к своему здоровью.

Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой особую актуальность занимает проблема формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему зд...

Формирование мотивационно – ценностного отношения школьника к своему здоровью.

Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой особую актуальность занимает проблема формирован...

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"

Организационно-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к преподаванию предмета "физическая культура"В условиях социальных и экономических преобразований российского общес...

Формирование мотивационно-ценностных ориентаций старшиклассников к физической культуре

Мы хотим определить и проверить на эффективность педагогические условия, формирующие мотивационно-ценностные ориентации старшеклассников к физической культуре, воспитание жизненной потребности в ней, ...

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»

Доклад на тему: «Психологические условия формирования мотивационно-ценностного отношения учащихся средних и старших классов к занятиям физической культурой»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование регулятивных учебных действий на уроках физической культуры в условиях реализации ВФСК ГТО »

Знак "ГТО"На груди у него.Больше не знаютО нем ничего……..               Это стихотворение известного детского п...