МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФЛОРБОЛУ
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Шахов Эдуард Григорьевич
В последнее время в мире стало появляться множество новых видов спорта. Среди них - флорбол (хоккей в зале). Внешне игра во флорбол похожа на хоккей с шайбой. Однако противоборство двух "пятерок" и вратаря команд-соперниц происходит не на ледовой площадке, а на площадке с деревянным или линолеумным покрытием, огороженной бортами высотой 50 см и имеющей оптимальный размеры 40х20 м. Во флорболе используется легкий и удобный инвентарь - клюшка, вес которой не превышает 380 г, и мяч, весящий всего 23 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_florbolu_2016.docx75.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеская спортивная школа «Олимп» ЗАТО Звездный Пермского края

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФЛОРБОЛУ

Тренер-преподаватель:

Шахов Эдуард Григорьевич

ЗАТО Звездный

2016

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФЛОРБОЛУ.

Ключевые слова: флорбол, начальное обучение, базовые элементы техники, классификация технических приемов, педагогическая модель, обучающая программа.

Введение. В последнее время в мире стало появляться множество новых видов спорта. Среди них - флорбол (хоккей в зале). Внешне игра во флорбол похожа на хоккей с шайбой. Однако противоборство двух "пятерок" и вратаря команд-соперниц происходит не на ледовой площадке, а на площадке с деревянным или линолеумным покрытием, огороженной бортами высотой 50 см и имеющей оптимальный размеры 40х20 м. Во флорболе используется легкий и удобный инвентарь - клюшка, вес которой не превышает 380 г, и мяч, весящий всего 23 г.

За относительно короткий период времени, менее чем 25 лет, флорбол стал одним из самых популярных и быстропрогрессирующих видов спорта в мире. Это связано прежде с его простотой, доступностью в плане обучения и демократичностью. Сегодня во флорбол играют в 37 странах.

По данным журнала "World floorball" (2002), в Европе флорбол как вид спорта занимает 13-е место по потенциалу роста, опережая даже баскетбол. Интересно, что по статистике на 2004 г. в Швеции флорбол по популярности занимает второе место, уступая лишь футболу, в Финляндии на декабрь 2002 г. третье место, впереди только футбол и хоккей с шайбой, в Швейцарии и Чехии входит в десятку.

В переводе с английского "floorball" ("floor" - пол, "ball" мяч) буквально означает "игра в мяч на полу". Флорбол - это международное название, присвоенное игре Международной федерацией флорбола (IFF) 12 апреля 1986 г. в г. Хуксварна (Швеция). Эта игра имеет много национальных названий, в скандинавских странах - "innebandy" (иннебенди), в Финляндии - "salibandy" (салибенди), в США и Канаде - "floorhockey" (флорхоккей), в Северной Америке - "cosom hockey" (косом хоккей), в Германии и Швейцарии - "unihockey" (юнихоккей), в некоторых азиатских странах, в частности на Тайване и в Японии, - "unihoc" (юнихок).

Известно, что техническая подготовка в спорте должна быть представлена как логическая цепочка многолетнего процесса, который содержит свои конкретные цели, задачи на каждом этапе подготовки [4]. Как отмечают некоторые авторы [3], подготовку юных спортсменов-игровиков необходимо вести с учетом последних тенденций развития игры. Уровень технической подготовленности юных спортсменов-игровиков является фактором, во многом лимитирующим уровень спортивного мастерства в целом [2]. В связи с этим одним из резервов повышения технического мастерства спортсменов-игровиков служит повышение качества процесса обучения.

Во флорболе полевые игроки применяют большое количество технических приемов, причем в последнее время стали появляться новые элементы техники игры. В целях системного представления, рационального и последовательного изучения техники игры педагогически целесообразно большой и разнообразный по составу объем технических приемов игры полевого игрока распределить по разделам и группам на основе сходных признаков.

Классификация техники игры. Анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы по спортивным играм, педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью во флорболе, собственный опыт выступления на соревнованиях международного уровня и обучения спортсменов позволили разработать классификацию техники игры полевого игрока во флорболе (арсенал техники игры полевого игрока) с учетом последних тенденций развития игры (табл. 1).

Таблица 1Классификация элементов техники игры полевого игрока во флорболе

Элементы техники владения клюшкой и мячом

Способы

1

Дриблинг

1. "Хоккейный". 2. "Флорбольный" (пятка-носок). 3. "Финский"

2

Ведение

1. Ведение мяча дриблингом. 2. Ведение мяча без его отрыва от пера клюшки. 3. Ведение мяча, прикрывая мяч корпусом. 4. Ведение мяча толчками (ударами). 5. Ведение мяча способом "клюшка-нога-клюшка". 6. Ведение мяча, прижимая его к борту. 7. Ведение мяча способом "Air tricks"

3

Передача

1. Броском. 2. Ударом. 3. "Откидкой". 4. "Оставлением". 5. "С разворота". 6. "Из-за спины". 7. "Через борт". 8. Ударом "в одно касание". 9. Броском "в одно касание". 10. "Скрытой передачей"

4

Прием и остановка

1. Остановка мяча пером клюшки в "захват". 2. Остановка мяча подошвой ноги. 3. Прием мяча пером клюшки в "захват". 4. Прием мяча корпусом. 5. Прием мяча "подставкой клюшки". 6. Прием лётного мяча на перо "в захват". 7. Прием лётного мяча "накрыванием". 8. Приём летного мяча "подставкой клюшки"

5

Бросок

1. "Заметающий" бросок: 1.1. "Прямой", 1.2. "Обратная дуга", 1.3. "По дуге", 1.4. "Вертикальная дуга", 1.5. "С разворота", 1.6. "С нажимом", 1.7. "Носком пера клюшки двумя руками", 1.8. "Носком пера клюшки одной рукой". 2. Кистевой бросок: 2.1. "Прямой", 2.2. "По дуге", 2.3. "Вертикальная дуга", 2.4. Кистевая подкидка, 2.5. Кистевая подкидка "закрытой стороной", 2.6. "Из-под ноги", 2.7. "Между ногами обратным хватом", 2.8. "Одной рукой из -за спины", 2.9. "Двумя руками из-за спины", 2.10. "Одной рукой за спину с хватом клюшки нижней рукой", 2.11. "Носком пера двумя руками", 2.12. "Одной рукой спиной к воротам", 2.13. "Заведение" мяча, 2.14. "Обводящий носком пера клюшки", 2.15. "Обводящий", 2.16. "Одной рукой". 3. Бросок мяча лежащего на пере: 3.1. "Обводящий", 3.2. "Обводящий спиной к воротам", 3.3. "Занос", 3.4. "Заброс". 4. Бросок мяча способом "Air tricks": 4.1. "Airthrower", 4.2. "Обратный Airthrower", 4.3. "Верхний из-за спины", 4.4. "Занос", 4.5. "Заброс"

6

Удар

1. Удар способом "щелчок": 1.1. Удар -"щелчок", 1.2. Удар-"короткий щелчок", 1.3. Удар-"щелчок" с вертикальной дуги, 1.4. Удар -"щелчок" с разворота. 2. "Заметающий" удар: 2.1. "Прямой", 2.2. "Скользящий", 2.3. "Вертикальная дуга", 2.4. "Скользящий укороченный", 2.5. "Обводящий". 3. Прямой удар: 3.1. Прямой, 3.2. Удар носком пера клюшки, 3.3. "Между ногами". 4. Удар способом "подсечка": 4.1. "Подсечка", 4.2. "Кистевая подсечка". 5. Удар способом "нажим": 5.1. Удар "нажимом", 5.2. "Между ногами", 5.3. "По дуге". 6. Удар по летящему или прыгающему мячу: 6.1 . Удар-"щелчок с лёта", 6.2. "Верхний широким хватом", 6.3. "Верхний узким хватом", 6.4. "С паса себе", 6.5. "Liftsnap shot", 6.6. "Верхний с высокого отскока", 6.7. "Верхний с низкого отскока", 6.8. "Верхний с ударом в пол". 7. Другие способы поражения ворот: 7.1. Подставка, 7.2. Подправление, 7.3. Удар-добивание, 7.4. Кистевая подбивка

7.

Обводка и обыгрывание

1. Обеганием соперника. 2. С передачей мяча через борт. 3. Откидкои. 4. Пробросом. 5. Подставкой. 6. Силовой обводкой. 7. Дриблингом. 8. Проносом мяча на пере. 9. При помощи обманных движений (финтов): 9.1. "Маятника", 9.2. "Обратного маятника", 9.3. "Ложной передачи", 9.4. "Ложного замаха", 9.5. "Ложного удара или броска", 9.6. "Змейки", 9.7. "Остановки - старта в обратном направлении", 9.8. "Остановки - старта в том же направлении", 9.9. "Рваного бега с изменением скорости", 9.10. "Финта клюшкой", 9.11. "Ложной передачи назад", 9.12. "Воздушного финта - Air tricks", 9.13. "Улитки", 10.14. "Изменения направления движения", 10.15. Движения "Клюшка-нога-клюшка", 9.16. "Финта ногами и туловищем", 9.17. "Проброса под клюшкой или за игроком", 9.18. "Ложной потери мяча", 9.19. "Разворота", 9.20. "Игры на паузе", 9.21. "Пропуска мяча между ногами", 9.22. "Финта с прокидкой мяча"

8

Отбор

1. Выбивание. 2. Продавливание. 3. Вытаскивание. 4. Вынужденная потеря мяча. 5. Ногой или закрыв мяч корпусом

9

Перехват

1. Клюшкой. 2. Ногой. 3. Корпусом. 4. Прием мяча на себя при ударах и бросках

10

Розыгрыш спорного мяча

1. Выигрыш носком пера клюшки на себя. 2. Выигрыш вперед. 3. Выбивание. 4. Продавливание. 5. Выигрыш перестановкой пера клюшки за мяч. 6. "Забирание". 7. Силовой выигрыш. 8. "С использованием ложного движения". 9. "С наклоном клюшки"

В классификации систематизированы и подробно представлены все известные на сегодняшний день элементы техники игры полевого игрока во флорболе. В ней раскрыты элементы техники владения клюшкой и мячом, которые условно могут быть разделены на элементы техники нападения (передача, прием и остановка, ведение, дриблинг, бросок, удар, обводка и обыгрывание) и элементы техники защиты - противодействию владению мячом (отбор, розыгрыш спорного мяча, перехват).

Представленная классификация техники игры полевого игрока позволяет привести в определенную систему все многообразие технических приемов во флорболе. Это, по нашему мнению, дает возможность объективной оценки соревновательной деятельности, определения последовательности изучения элементов техники, а также нахождения наиболее рациональных путей к их анализу, в частности биомеханическому, который, в свою очередь, позволит существенно интенсифицировать процесс обучения и совершенствования техники игры.

Методика начального обучения. На основе разработанной классификации был проведен анализ соревновательной деятельности флорболистов высокой квалификации, который позволил определить основные параметры игровой деятельности во флорболе, а также выявить базовые элементы техники владения клюшкой и мячом во флорболе, которыми являются: 1) передача, 2) прием и остановка, 3) бросок, 4) удар, 5) ведение.

Одна из важных задач при обучении - нахождение рациональной последовательности изучения элементов техники игры. Для выявления современных представлений о последовательности изучения базовых элементов техники владения клюшкой и мячом было проведено анкетирование тренеров и специалистов по флорболу, которое позволило установить, что на настоящий момент изучение элементов техники владения клюшкой и мячом во флорболе происходит по принципу "от простого к сложному" (ведение-передача-прием-бросок-удар). Данная последовательность применялась при обучении базовым элементам в контрольной группе юных флорболистов 1214 лет.

По нашему мнению, "классическая" схема не способствует в полной мере положительному переносу умений и навыков. Исходя из этого нами была предложена "экспериментальная" схема изучения базовых элементов техники владения клюшкой и мячом, в которой элементы изучаются в такой принципиальной последовательности: 1) ведение, 2) бросок, 3) передача, 4) прием и остановка, 5) удар. Таким образом, одной из методических особенностей нашего эксперимента явилось изучение элементов техники в определенной (экспериментальной) последовательности.

Для разработки педагогических моделей атакующих действий мы провели биомеханический анализ техники выполнения "заметающего" броска и удара флорболистами высокой квалификации, который выявил основные кинематические характеристики данных элементов техники. Это позволило построить и конкретизировать педагогические модели данных элементов, как наиболее сложных при обучения.

Второй методической особенностью эксперимента явилась разработанная и проверяемая методика начального обучения базовым элементам техники владения клюшкой и мячом флорболистов 12-14 лет, основанная на программированном обучении [1].

Программированное обучение предусматривает последовательное решение дидактических задач овладения базовыми элементами техники. При этом предполагается, что переход к овладению новым способом техники возможен только при хорошем усвоении предыдущего материала [5].

Известно, что для освоения одних и тех же элементов техники в любом виде спортивных игр разным занимающимся требуется различное количество времени. Это обусловлено многими причинами: способностями, физическими данными, имеющимся к началу обучения опытом и т. п. [5].

Поэтому при составлении обучающих программ мы руководствовались усредненными временными показателями длины "шага" (фрагмент обучающей программы) и количеством "кадров", необходимых для ознакомления, опробования и освоения основной координационной структуры изучаемого способа игры.

При разработке обучающих программ базовым элементам техники владения клюшкой и мячом принималось во внимание следующее: биомеханические особенности элементов техники, выявленные в процессе исследования; разработанные педагогические модели техники; общие принципы программированного обучения. В обучающих программах эти принципы реализовывались в форме пошагового освоения техники данного элемента. Размеры шагов и операций мы старались четко ограничить и обосновать их логическую последовательность и взаимосвязь.

Количество шагов в обучающих программах для каждого базового элемента техники владения клюшкой и мячом зависело от степени сложности данного технического приема, при этом каждый шаг программы включал вводный, информационный, операционный и контрольный кадры.

Алгоритмические обучающие программы для обучения базовым элементам техники владения клюшкой и мячом состоят из следующих компонентов:

1. Педагогической задачи создания мотивации и общего представления о соревновательной деятельности (введение в программу), объединенных понятием вводного кадра (ВК).

2. Информационного кадра (ИК), реализуемого в передаче теоретических знаний при изучении конкретного способа действия (объяснение, показ, повторный и контрастный показы, показ с синхронным объяснением).

3. Операционного кадра (ОК), включающего практические задания - упражнения, направленные на овладение изучаемым способом действия.

4. Контрольного кадра-теста (ККТ) для определения эффективности обучения, качества усваиваемого материала.

В ОК помимо заданий и упражнений на освоение техники при изучении сложных по координации движений, таких как "заметающий" бросок и удар способом "щелчок", используется тренировочное устройство "Трамплин".

Таблица 2. Показатели уровня технической подготовленности флорболистов 12 -14 лет, М±т

Тесты

После 1-го года обучения

p

После 2-го года обучения

p

КГ, n=17

ЭГ, n=18

КГ, n=15

ЭГ, n=15

1

Ведение мяча с обводкой стоек, с

11,75 ±0,32

11,27 ±0,19

<0,05

11,37 ±0,44

11,09 ±0,8

>0,05

2

Бросок мяча на дальность, м

14,86 ±2,58

19,38 ±11,24

<0,05

15,83 ±1,65

19,75 ±0,58

<0,05

3

Бросок мяча на точность с 4 м, колич. попаданий

9,43 ±1,46

12,16 ±1,52

<0,05

10,85 ±2,73

13,58 ±0,99

<0,05

4

Бросок мяча на точность с 7 м, колич. попаданий

6,18 ±2,67

9,75 ±1,86

<0,05

7,4 ±1,8

11,25 ±2,01

<0,05

5

Дриблинг, колич. раз

27,83 ±2,3

35,8 ±3,88

<0,05

30,71 ±2,42

38 ±1,47

<0,05

6

Уголок, колич. раз

18,61 ±0,56

21,11 ±1,49

<0,05

19,1 ±1,41

22,66 ±0,98

<0,05

7

Удар по мячу на точность с 4 м, колич. попаданий

-

-

-

5,77 ±1,54

11,3 ±1,49

<0,05

8

Удар по мячу на точность с 7 м, колич. попаданий

-

-

-

6,3 ±1,7

9,3 ±1,76

<0,05

9

Дуга, с

37,3 ±3,5

36,1 ±1,91

>0,05

35,2 ±2,4

34,9 ±1,87

>0,05

10

Точность передачи с 15 м, см

82,3 ±16,3

75,4 ±13,6

>0,05

78,6 ±15,6

74,2 ±17,3

>0,05

В процессе освоения каждого приема игры для проверки эффективности разработанной методики начального обучения базовым элементам техники владения клюшкой и мячом было проведено экспертное оценивание, которое заключалось в оценке качества техники выполнения изучаемых элементов после 1-го, 3-го и 10-го занятий.

Данные срезы позволяют проследить за качеством освоения базовых элементов техники владения клюшкой и мячом в процессе начального обучения, которые условно можно разделить на три этапа. Первый этап характеризуется процессом начального разучивания приема, который проходит на 1-м занятии. На 3-м занятии происходит овладение основой изучаемого приема. На этом, втором, этапе автоматизируются отдельные фазы двигательного действия.

Методика расчленения на части сменяется использованием целостного метода. Характерная особенность данного этапа обучения - многократное повторение действия в целостном исполнении в стандартных, неизменяющихся условиях. На третьем этапе формирования умения, окончание которого приходится на 10-е занятие, происходит более полное и детальное осознание двигательного действия наряду с автоматизацией отдельных двигательных актов.

Обсуждение результатов эксперимента. Было выявлено, что занимающиеся из ЭГ более качественно по сравнению с КГ, занимающейся флорболом по общепринятой программе, разучили технику трех элементов: броска, передачи и удара, что выразилось в достоверном отличии результатов экспертной оценки (p<0,05).

Для выявления эффективности предложенной последовательности изучения элементов совместно с методикой начального обучения базовым элементам техники владения клюшкой и мячом было проведено тестирование уровня технической подготовленности после первого и второго годов обучения (табл. 2).

Представленные в таблице данные свидетельствуют о том, что педагогический эксперимент подтвердил эффективность применения экспериментальной последовательности изучения элементов техники совместно с методикой начального обучения базовым элементам техники владения клюшкой и мячом, основанной на идеях линейного программирования. Это выразилось в достоверной разнице (p<0,05) уровня технической подготовленности в КГ и ЭГ по следующим тестам: бросок мяча на дальность, бросок мяча и удар по мячу на точность с 4 и 7 м, тесты "Дриблинг" и "Уголок", результаты эксперимента также показали, что учащиеся, более успешно освоившие процесс начального обучения базовым элементам техники владения клюшкой и мячом, сохраняют данную тенденцию на последующих этапах обучения, особенно при изучении элементов, сложных по координационной структуре, таких как бросок и удар во флорболе.

                                    ФЛОРБОЛ

                                 ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ

                                                      НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Примерный тематический план занятий

групп начальной подготовки первого года обучения

(9 – 10 лет)

№ п/п

Наименование

темы

Всего (час.)

Теоретические

знания (час.)

Практические

знания (час.)

1

Краткий исторический очерк развития флорбола

0,5

0,5

-

2

Краткий исторический очерк развития флорбола в России

0,5

0,5

-

3

Сведения о строении и функциях организма человека

1

1

-

4

Гигиена, врачебный контроль, предупреждения травм, самоконтроль.

1

1

-

5

Правила игры.

1

1

6

Общая и специальная физическая подготовка.

54

1

53

7

Основы техники и тактики игры

58

1

57

8

Контрольные игры и соревнования

10

1

9

9

Контрольные испытания

4

-

4

10

Соревнования

6

-

6

                                 Итого:

136

7

129

                                 Программа

Краткие исторические сведения о возникновении игры.

 Год рождения флорбола. Основатель игры в флорбол. Родина флорбола. Первые шаги флорбола у нас в стране. Развитие флорбола среди школьников. Описание игры в мини-флорбол в школьном спорт зале.

          Сведения о строении и функциях организма человека.  Краткие       сведения о строении и функциях организма человека. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции.

Гигиена, врачебный контроль, предупреждения травматизма.         Общий режим дня. Гигиена сна, питание. Гигиена одежды, обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям. Предупреждения травм при  занятиях флорбола.

Общая и специальная физическая подготовка.

Значение общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я.  Строевые упражнения.  Понятие о строе – шеренга, колонна, фланг. Простейшие команды на месте и в движении.

Гимнастические упражнения.  Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

Упражнения с предметами – со скакалками, набивными мячами (1-2 кг). Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа - поднимание ног с мячом.

Упражнения на гимнастических снарядах. Лазанье по гимнастической стенке, канату. Ходьба по бревну.

Акробатические упражнения. Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках. Соскоки в глубину со снарядов (высота снаряда-50-60 см).

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега на дальность.

Подвижные игры: «Перестрелка», «Салки без мяча», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий лишний», «Удочка», «Круговая эстафета», комбинированные эстафеты.

Основы техники и тактики игры.  Техника – основа спортивного мастерства. Классификация техники, тактики. Целесообразность применения отдельных технических приемов с клюшкой и мячом в конкретной игровой обстановке. Техника игры вратаря, стойка и перемещения, ловля и отбивания руками и ногами. Накрывания мяча. Стойки игрока, перемещения.

 Тактика игры.  Функции игроков (нападающих, защитников), индивидуальные тактические действия игроков без мяча. Выбор места в атаке, в обороне.

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я.  Техника нападения.  Действия без мяча. Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) – основная. Ходьба, бег «скрестным шагом», остановка и повороты с перекладыванием клюшки в руках, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Двойной шаг вперед. Сочетание способов перемещений.

Действия с мячом.  Техника передачи и остановки мяча 

-передача мяча на месте, (справа, слева)

-передача мяча в движении после ведения по прямой (шагом, бегом)

-передача мяча с отскоком от борта, с места, после ведения

-обратная передача за спину, передача меча по воздуху

Техника ведения мяча.

-ведения мяча без отрыва клюшки по прямой шагом, бегом

-с изменением направления движения,

-ведения мяча короткими толчками по прямой с ускорением

-ведения с перекладыванием клюшки, по прямой, шагом, бегом, с изменением направления, движения и скорости

Техника ударов и бросков по воротам.

-удар по воротам с места, после ведения, после передачи без обработки мяча

-бросок по воротам с места, после ведения, после передачи с обработки мяча

Комбинации из освоенных элементов техники с элементами групповых взаимодействий в двойках и тройках.

Техника защиты.  Действие с клюшкой без мяча. 

Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходное положение) – основная стойка. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед и спиной. Перемещения приставными шагами лицом вперед, боком вперед.

 Техника игры вратаря, остановка рукой мяча, летящего выше уровня плеч вратаря, отбивание катящегося мяча ногой.

Тактическая подготовка.  Тактика нападения.  Индивидуальные действия: выбор места на площадки для выполнения броска по воротам или паса партнеру,  выбор места для защитных действий.

Групповые действия.  Комбинации из освоенных элементов техники с элементами групповых взаимодействий в двойках и тройках с мячом.

 Взаимодействия игроков на поле. Командные действия

Контрольные игры и соревнования.  Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.   Соревнования по подвижным играм с элементами техники флорбола. Соревнования по мини-флорболу.

Контрольные испытания.  Проводятся по общей и специальной физической и технической подготовке.

        В группе начальной подготовки контрольные испытания проводят 1 раз в конце учебного года и включают следующие нормативные требования:

                         

                  Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований      

     (виды испытаний)

Девочки

Мальчики

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Бег 92 м с изменением направления (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх с места толчком двух ног

Прыжок вверх с разбега толчком двух ног (см)

Метание набивного мяча (1кг) из-за головы двумя руками (м):

        сидя

        стоя

        в прыжке с места

6,1

12,8

33,5

125

30

35

3,5

5,0

5,5

6,3

12,3

32,0

135

35

40

4,0

7,0

6,0

                                    Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований   (виды испытаний)

Количественный показатель

1

2

3

1

2

3

Передача на точность по диагонали площадки

Передача и остановка мяча (справа, слева)

Передача мяча в движении после паса партнера

5

5

5

       Посещение соревнований.  Посещение спортивных соревнований по флорболу и другим видам спорта.

                                               

Примерный тематический план занятий

групп начальной подготовки второго года обучения

(11 – 12 лет)

п/п

Наименование темы

Всего (час.)

Теоретические занятия (час.)

Практические занятия (час.)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сведения о строении и функциях организма

Влияние физических упражнений на организм  занимающихся

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

Правила игры в флорбол

Места занятий и инвентарь

Общая и специальная физическая подготовка

Основы техники и тактики игры

Контрольные игры и соревнования

Контрольные испытания

Соревнования

1

1

1

1

1

35

76

10

4

6

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

34

75

9

4

6

                             Итого:

136

8

128

                                                                                                   

                                           

                                                      Программа

       Сведения о строении и функциях организма человека.  Основные сведения о сердечно-сосудистой системе человека и ее функциях. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.  Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий флорболом

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Общие гигиенические требования к занимающимся флорболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Предупреждение травм на занятиях флорболам. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю. Техника безопасности на занятиях флорболом.

Правила игры в флорбол. Состав команды в мини флорболе, замена игроков, форма игрока. Основы судейской терминологии и жеста.

Места занятий, инвентарь.  Инвентарь для игры в флорбол. Оборудование мест занятий.

Общая и специальная физическая подготовка.  Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.

Основы техники и тактики игры.  Характеристика основных приемов техники: Перемещения, стойки, техника паса, броска по воротам, обработки мяча. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике защиты и нападения. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.  Общая физическая подготовка. Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений.

Строевые упражнения.   Команды для управления группой. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

Гимнастические упражнения.  Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки и т. д.). Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения вперед, назад, вправо, наклоны и повороты головы. Упражнения для мышц ног, таза. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) углом или согнув ноги.

Акробатические упражнения.   Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.

Легкоатлетические упражнения.   Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки: через планку с поворотом на 90 с прямого разбега. Прыжки в высоту способом «перекидным». Прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги».

Метание.   Метание малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места.

Спортивные игры.  Футбол, Настольный теннис, Баскетбол – ловля передача и ведение мяча, броски мяча в корзину. Индивидуальные тактические действия. Простейшие групповые взаимодействия.

Подвижные игры.   «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч – среднему», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета».

Специальная физическая подготовка.   Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки защитника (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20 – 30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно – спиной. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом – отягощением.

Подвижные игры: «День и ночь», сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

П р а к т  и ч е с к и е   з а н я т и я.    Техника нападения.   Перемещения и стойки. Стойка защитника и нападающего (исходное положение); Сочетание стоек и перемещений. Повороты, резкие остановки с поворотом.

Действия с мячом Ведения мяча клюшкой и ногами, передача мяча в движении с поворотом. Броски мяча с удобной и неудобной стороны. Отбор мяча, перехват мяча. Техника игры вратаря, выбор места, ловля мяча. 

Техника защиты.  Действия без мяча с клюшкой, сочетание способов перемещений и остановок. Индивидуальные действия защитников

Действия с мячом, обработка мяча  клюшкой.      

Тактическая подготовка. Тактика нападения. 

 Индивидуальные действия и Групповые действия, Индивидуальные действия нападающих. Понятия о позициях при переходе от обороны к атаке и от атаке к обороне.

Тактика защиты.   Индивидуальные действия.   Выбор места вратаря в воротах при атаке противника. Персональная опека, комбинированная оборона.  

Командные действия.   Подстраховка и помощь партнеру. Расположение игроков при обороне.

Контрольные игры и соревнования.   Правила соревнований.  Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.    Соревнования по подвижным играм. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.

Контрольные испытания.   Сдача нормативов по специальной подготовке в конце учебного года.

          Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований      (вид испытаний)

Девочки

Мальчики

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м, 6х5 (с)

Бег 92 м, «елочка» (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками, сидя (м)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками в прыжке с места (м)

5,9

12,5

32,7

140

32

4,0

6,0

5,7

12,0

31,0

160

40

5,0

8,0

               

                     

                   

                                 Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Количественный показатель

1

2

3

1

2

3

4

5

6

Техника ведения мяча с перекладыванием клюшки по прямой шагом, бегом

Техника ведения мяча с изменением направления

Ведения мяча в движении по прямой (шагом, бегом)

Ведения мяча с изменением направления бега и сменой рук

Техника ударов и бросков по воротам

 

3

3

4

3

3

5

Посещение соревнований.   Посещение спортивных соревнований по флорболу, хоккею  и другим видам спорта.

Примерный тематический план занятий

групп начальной подготовки второго года обучения

(13 – 14 лет)

№ п/п

Наименование темы

Всего (часов)

Теоретические занятия (часов)

Практические занятия (часов)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сведения о строении и функциях организма

занимающихся

Влияние физических упражнений на организм занимающихся флорболом

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма

Основы методики обучения в флорбола

Правила соревнований, их организация и проведение

Общая и специальная физическая подготовка

Основы техники и тактики игры

Контрольные игры и соревнования

Контрольные испытания

Соревнования

                     

1

1

1

1

1

31

142

20

6

10

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

30

141

19

6

10

                                   Итого:

214

8

206

                                                Программа

Сведения о строении и функциях организма человека.  Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.  Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ.

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.  Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики. Общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

Основы методики обучения флорболом.  Понятие об обучении и тренировке в флорбол. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по флорболу.

Правила соревнований, их организация и проведение.  Роль соревнований в спортивной подготовке флорболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

Общая и специальная физическая подготовка.  Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

Основы техники и тактики игры.  Понятие о технике. Анализ технических приемов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите, игры вратаря. (На основе программы для данного года).

Контрольные игры и соревнования.  Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведенных игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.    Общая физическая подготовка.   Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений.

Строевые упражнения.   Команды для управления группой.   Понятие о строе и командах Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

Гимнастические упражнения.   Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч – упражнения в сопротивлении. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения с резиновыми амортизаторами, на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки и т.д.)

Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Бег, прыжки, приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту, с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высоко-далекие прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостиком. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотами. Опорные прыжки.

Акробатические упражнения.  Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в сторону из положения лежа и упора, стоя на коленях. Перекаты впереди назад, прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180  из седа ноги врозь с захватом за ноги. Из положения стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами.

Кувырок вперед из упора присев из основной стойки. Кувырок вперед с трех шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь в сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед (мальчики). Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад.

Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки, коня, козла. Мост с помощью партнера и самостоятельно. Переворот в сторону (вправо и влево) с места (с 14 лет). Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения.   Бег с ускорением до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3х20 м, 3х30 м. Бег 60 м с низкого старта (100 м). Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег 100 м. Бег в чередовании с ходьбой (до 300 м). Бег или кросс (до 1000 м).

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики, юноши). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность

Спортивные игры.   Баскетбол и ручной мяч 7:7 передача, ведение мяча, основные способы бросков в корзину, футбол, хоккей с шайбой и мячом.

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов»,  Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната», «Катающаяся мишень».

Специальная физическая подготовка. 

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий.   Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно – спиной и т. д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 1 до 2 кг), с поясом-отягощением или в куртке с весом.

Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки. По сигналу – выполнение определенного задания: ускорение, Подвижные игры: «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Техника Игры. Совершенствование ранее изученных технических приемов. Ведение и передачи мяча, броски мяча по воздуху остановка и обработка его. Броски мяча на точность в движении  с права и лева, прямой бросок с права и лева со щелчка и кистью. Бросок с права и лева по движушемуся мячу. Остановка катящегося мяча с лева и права. Остановка мяча и броски по воротам. Ведения мяча без отрыва от нее клюшкой, обманные движения при передачи мяча. Обманные движения клюшкой и мячом, отбор мяча с выпадом в права и лево.

Техника игры вратаря, остановка рукой мяча, летящего выше уровня плеч вратаря, отбивание катящегося мяча ногой.

Тактика игры.  Совершенствование ранее пройденного материала. Индивидуальные действия. Выбор места на площадки защитников и нападающих.

Групповые действия.  Взаимодействия игроков при коллективном отборе мяча, стенка перед воротами. Подстраховка и взаимозаменяемость.

Командные действия.  Функции игроков при атаке и обороне. Переход от обороны в атаку и наоборот.

Тактика защиты.  Индивидуальные действия. Выбор места: при атаке противника. При действиях с мячом: выбор правильного положения корпуса при игре в защите.

Групповые действия.  Взаимодействия игроков при своей атаке и контр атаке.

Контрольные игры и соревнования.  Соревнования по флорболу.

Контрольные испытания.  Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.                              

     

  Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований

(вид испытаний)

Девочки

Мальчики

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

Становая сила, кг

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Бег 92 м, «елочка» (с)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 1000м

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

        сидя (м)

        в прыжке с места (м)

60

5,0

11,9

30,0

150

4,45

35

5,0

7,5

80

4,9

11,2

28,0

170

4,00

45

6,0

9,5

                        Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Количественный показатель

1

2

3

1

2

3

4

Ведение мяча приставным шагом по прямой

Удар по воротам  после передачи без обработки мяча

Бросок по воротам с места после ведения

Бросок по воротам после передачи с обработки мяча

5

5

5

5

Посещение соревнований. Посещение соревнований по флорболу, хоккею, футболу и   другим видам спорта.

               

Примерный тематический план занятий

учебно-тренировочной группы второго года обучения

(15 – 16 лет)

№ п/п

Наименование темы

Всего (час.)

Теоретические занятия

 (час.)

Практические занятия

(час.)

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

Сведения о строении и функциях организма человека

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

Правила игры, организация и проведение соревнований

Места занятий, оборудование, инвентарь

Основы методики обучения                          и тренировки

Общая и специальная физическая подготовка

Основы техники и тактики флорболу

Контрольные игры и

соревнования

Контрольные испытания

Инструкторская и судейская подготовка

Соревнования  

1

1

1

1

1

1

51

105

20

6

18

    8

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

50

104

19

6

18

           8

                         Итого:

214

9

205

                                                   Программа

       Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.  Гигиенические требования к местам проведения занятий. Временные ограничения и противопоказания к занятиям флорболом. Понятие о травмах, их причины и профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжении связок. Общие гигиенические требования к занимающимся флорболом с учетом специфических его особенностей. Общий режим дня. Гигиена сна, гигиена питания. Уход за кожей, волосами, гигиена полости рта, ушей, глаз, уход за ногами. Гигиена обуви и одежды. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде. Предупреждение спортивных травм при занятиях флорболом.

Сведения о строении и функциях организма человека. Краткие сведения о строение человеческого организма и его функциях. Костная система и её развитие. Связочный аппарат и его функции. Мышцы, их строение, функции и взаимодействие, сокращение и расслабление мышц, краткое ознакомление с расположением основных мышечных групп.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов.

Правила игры в флорбол. Состав команды. Форма игроков. Начало игры. Удаления. Грубые нарушения правил. Удары и броски по мячу. Игра в меньшинстве и большинстве. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбиванием, смешанный. Подготовка мест для соревнований. Обязанности судей.

Места занятий, оборудование и инвентарь.  Площадка для игры в флорбол в спортивном зале и на открытом воздухе. Клюшка и мяч.

Основы методики обучения и тренировки по флорболу. Обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств. Важность соблюдения режима для достижения высоких результатов. Применение дидактических принципов.

Общая и специальная физическая подготовка. Методы и средства общей и специальной физической подготовки и их особенности в связи с возрастом занимающихся.

Основы техники и тактики флорбола.  Характеристика техники и тактики сильнейших юных флорболистов. Анализ технических приемов и тактических действий на основе программы для данного года.

Контрольные игры и соревнования. Установка на предыдущую игру (на макете). Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Характеристика команды противника. Разбор проведенной игры. Общая оценка игры и действий отдельных игроков.

П р а к т и ч е с к и е   з а н я т и я.    Соревнования по флорболу.

Инструкторская и судейская подготовка.

  1. Составление комплекса упражнений по физической, технической и тактической подготовке и проведение его с группой.
  2. Проведение подготовительной и основной частей занятия по начальному обучению техники игры.
  3. Проведение занятий в общеобразовательной школе по обучению навыкам игры в мини-флорбол.
  4. Проведение соревнований по мини-флорболу и флорболу в общеобразовательной массе. Выполнение обязанностей главного судьи, заместителя главного судьи, секретаря. Составление календаря игр.

 Основы техники и тактики. Анализ технических приёмов и тактических действий (на основе программы для данного года). Единство техники и тактики игры.

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я. Общая физическая подготовка. Строевые упражнения. Команды для управления группой. Действия в строю, на месте и в движении. Походный и строевой шаг. Изменение скорости движения.

Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке массового типа.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и парах (наклоны вперёд, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами – лёжа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения с гимнастическими палками, резиновыми амортизаторами, на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки).

Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Бег, прыжки, приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) согнув ноги через планку (верёвочку). Высокие дальние прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки.

Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лёжа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад из положения сидя, из упора присев и из основной стойки).

Перекаты в сторону из положения лёжа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед, назад прогнувшись, лёжа на бедрах, с опорой и без опоры рук. Перекат в стороны согнувшись с поворотом на 180  из седа ноги врозь с захватом за ноги. Из положения стоя на коленях перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках. Стойка на лопатках с согнутыми и прямыми ногами. Стойка на руках с помощью и опорой ногами о стену (для мальчиков с 13 лет и старше).

Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки. Кувырок вперед с трёх шагов и небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь и сед с прямыми ногами. Длинный кувырок вперед (мальчики). Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких кувырков вперед и назад кувырок назад. Кувырок назад прогнувшись через плечо        (с 14 лет). Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки, коня, козла. «Мост» с помощью партнера и самостоятельно.

Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет).    

Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные  комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Бег. Бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3х20 – 30 м, 3х30 – 40 м, 4х50 – 60 м. Бег 60 м с низкого старта. Эстафетный бег этапами до 40 м и до 50 – 60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве препятствий используют набивные мячи учебные барьеры, условные окопы. Бег в чередовании с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 мин (мальчики) и до 2 мин (девочки). Бег или кросс 2000 м.

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места, тройной прыжок с места и с разбега (мальчики, юноши). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места и с разбега.

Спортивные игры. Футбол, хоккей с мячом.  Баскетбол и ручной мяч 7:7. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков в корзину и по воротам. Групповые тактические действия в защите и нападении и простейшие взаимодействия игроков в командных действиях защите и нападении.

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов»,  Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната»,

Специальная физическая подготовка.   Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20 – 30 м). То же, но передвижение приставными шагами, с набивными мячами в руках (массой 1 - 2 кг). Бег в колонне по одному, в шеренге, вдоль границ площадки. По сигналу – выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения поворот на 180 – 360 – прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования.

 Упражнения с отягощением Штанга – вес штанги устанавливается в процентном отношении от массы тела занимающегося в зависимости от характера упражнения: приседание – до 80%, выпрыгивание – 20-30%, выпрыгивание из приседа – 20%.

Приседания, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа вперед, прыжки на обеих ногах.

Многократные броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой и прыжки и ловля после приземления.

 Стоя на расстоянии 1 - 1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть  поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить.

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для юношей). Спрыгивание (высота – 50-100 см) с преодолением препятствий (набивные мячи). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.

В данной учебной группе совершенствуется материал предыдущих лет обучения и изучается новый технико-тактический арсенал, который приводится ниже.

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я. 

Техника нападения.  Действия без мяча. 

Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений из стоек с техническими приемами.

Действия с мячом.  Выполнение технических приемов на высокой скорости при обыгрывании соперника

Техника защиты и нападения.  Тактические варианты при выполнении штрафных бросков и при введении мяча в игру. Значение тактической разработки игры и умение играть по плану, заданию. Зависимость тактического построения игры команды от индивидуальной подготовки игроков, тактики противника и других факторов. Сведения о противнике: тактическое построение игры, примерный состав, сильные и слабые стороны команды, звеньев и отдельных игроков. Наблюдение за игрой команды противника. Определения состава команды на игру. Возможные изменения тактического плана в ходе игры. Руководящая роль капитана команды в процессе игры.      

Техника игры. Совершенствование ранее изученных технических приемов в различных сочетаниях и комбинациях в игровых упражнениях и играх.  

Действия с мячом. Сильный прямой удар до 20 метров, остановка летящего мяча клюшкой справа и лева, удары по летящему мячу с права и лева.  

Техника нападения. Индивидуальные действия. Выбор места свободного от опеки противника. Ведения мяча разными способами с ускорениями и с применением различных обманных движений. Обманные движения с изменением скорости и направления движения.  

Техника игры вратаря. Отбор и  отбивания мяча в падении.

Командные действия. Групповые взаимодействия в защите и нападении.

Тактика игры. Дальнейшее совершенствование тактических действий отдельных игроков, звеньев и линий команды.

Тактика игры вратаря. Руководство обороной, Умение организовать атаку на ворота противника.

 Индивидуальные действия. Совершенствование индивидуальных особенностей флорболистов (быстрый бег, обводка, финт) и применение их в игре.

Групповые и командные действия. Изучение командных действий в обороне и атаке. Игра при численном большинстве и меньшинстве.

Контрольные испытания. Сдача норм по общей и специальной физической и технической подготовке.

          Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований

(вид испытаний)

Девочки

Мальчики

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

Становая сила кг

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м, 6х5 (с)

Бег 92 м, «елочка» (с)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 1000 и 2000 (м)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками, сидя (м)

   в прыжке с места

70

4,9

11,8

29,8

180

4.30

40

5,5

8,0

95

4,8

11,1

27,8

190

9.0

50

6,5

10,0

                 

                   

                           

                                 Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Количественный показатель

1

2

3

2

3

4

Техника ударов и бросков по воротам

Бросок по воротам с места в верхние углы

Пробивание буллитов

Комбинации из освоенных элементов техники с элементами групповых взаимодействий в двойках и тройках

5

5

8

5

Посещение соревнований. Посещение соревнований по флорболу и другим видам спорта. Участие в товарищеских и календарных играх на первенство района и города.

Физическая подготовка.  Бег 30 м 6х5 м. на расстоянии 5  м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трх попыток берется лучший результат.

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх замахом назад за голову, производится бросок вперед.

Заключение. Применение методики обучения базовым элементам игры во флорбол, во время предсезонной подготовки, способствует повышению уровня мастерства игры в хоккей. Обучающиеся быстрей осваивают такие элементы техники как:

  1. ведение,
  2. бросок,
  3. передача,
  4. прием и остановка,
  5. удар.

Все это в совокупности повышает уровень игры в хоккей и позволяет добиваться высоких результатов.

                            Список литературы.

1.Флорбол правила игры и толкования. М. Спорт Академ Пресс  2001г.

2.Флорбол правила игры М. 2005г.

3. Программы для внешкольных учреждений спортивные кружки и секции.-   М. Просвещение 1986г.

4. Организация и методика занятий школьников в секции офп по месту жительства. Спб.-Кафедра   теории и методики физической культуры ГУФК им П.Ф. ЛЕСГАФТА. 1999г.

5. Флорбол в школе. Нижний Новгород 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....

Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»

Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)

На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть   правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...