Методическое пособие для преподавателя по учебной дисциплине «физическая культура» для занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе.
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сабирова Юлия Николаевна

в данном пособии отражены рекомендации для педагогов физической культуры при работе с детьми подготовтельной  специальной медицинской групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_byudzhetnoe_professionalnoe.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическое пособие по учебной дисциплине «физическая культура»  для занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе.

По дисциплине -  Физическая культура

Преподаватель – Сабирова Юлия Николаевна

 

Нижний Новгород, 2016г.

Наше общество нуждается не только в высококвалифицированных и профессионально подготовленных, но и здоровых специалистах. Однако мониторинг физического развития и физической подготовленности студентов  показал, что около трети учащихся имеют отклонения в состоянии здоровья и нуждаются в учете индивидуальных особенностей при проведении  уроков физической культуры.

Учебное время студентов в медицинском колледже составляет около 60 часов в неделю (включая самоподготовку). Высокая интенсивность учебного труда требует планирования своего времени, сопоставления труда и отдыха, различных режимов и условий обучения. Высокая интеллектуальная нагрузка часто приводит к переутомлению, появлению болезненных состояний, апатии. В связи с этим физическая культура становится основой организации отдыха при умственной деятельности. Цель физической культуры - сформировать у студентов к моменту окончания учебного заведения умение управлять жизненно необходимыми двигательными действиями в различных условиях и выработать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является необходимым компонентом здорового образа жизни. Для реализации этой задачи решаются следующие взаимосвязанные виды деятельности: - Формирование теоретических и методических знаний в области физической культуры и здорового образа жизни. - Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений, основанных на приоритетных знаниях и мотиваций физических упражнений. - Развитие основных физических качеств и способностей (быстроты, силы, гибкости и т.д.) - Осуществление соревновательной деятельности в одном или нескольких видах спорта. Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного и физического поведения. В связи с неадекватным физическим развитием, низким уровнем физической подготовки и развития физических качеств требуется творческий перенос передовых методик в практику физкультурного воспитания, т.е. можно говорить о своеобразной конверсии средств, методов и форм спортивной подготовки.

Давайте разберемся что же такое медицинские группы и по каким критериям они комплектуются. Первым шагом к успешному решению задачи по выбору правильной дозировки физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями обучающихся является их распределение на три медицинских группы – основную, подготовительную и специальную. Распределение обучающихся для занятий физическими упражнениями на медицинские группы производится предварительно врачом-педиатром в конце учебного года. Окончательное решение о направлении обучающегося в специальную медицинскую группу врач производит после дополнительного осмотра в начала предстоящего учебного года

К основной медицинской группе относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющими хорошее функциональное состояние и соответствующую возрасту физическую подготовленность, а так же учащиеся с незначительными отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, подготовка и сдача тестов физической подготовленности.

К подготовительной медицинской группе относятся практически здоровые дети, имеющие е или иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные, входящие в группы с риска по возникновению патологий или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии. Отнесённым к этой группе разрешаются  занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, более осторожной дозировки физической нагрузки и исключения противопоказанных движений. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти учащиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовленности в общеобразовательном учреждении и дома.

Специальная медицинская группа  делится на две: специальная «А» и специальная «Б». 

 К специальной группе «А» относятся обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации) или временного характера либо в физическом развитии, не мешающими выполнению обычной учебной и воспитательной работы, однако, требующие ограничения физических нагрузок. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия оздоровительной физкультурой в образовательных учреждениях лишь по специальным программам.

В занятиях оздоровительной физкультурой обязательно учитывается характер и степень выраженности отклонения в состоянии здоровья, физическом развитии и уровне функциональных возможностей занимающегося.

             К специальной группе «Б» относятся обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного и временного характера, но без выраженных нарушений самочувствия. Отнесенным к этой группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК. Основная форма проведения занятий лечебная гимнастика. Нагрузка подбирается с учетом результатов углубленного обследования.

Занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на здоровье и физическое развитие молодого человека. Они способствуют совершенствованию физической подготовленности, физического развития и физической работоспособности, обеспечению готовности к труду и обороне, профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте.

Данное методическое пособие может использоваться как преподавателями физ. культуры, так и студентами для более четкого представления о медицинских группах и условиями занятия студентов физической культурой.

1.Организация учебных занятий по физической культуре студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Целью физического воспитания студентов специальных медицинских групп является восстановление функций организма после перенесенного заболевания и способности организма противостоять неблагоприятным условиям окружающей среды, а также развитие двигательных навыков и качеств, необходимых для совершенного овладения будущей профессией.

    Основные задачи физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, следующие:

 - укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

- улучшение физического развития;

 - освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

 - закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

 - формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями;

 - воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

 - овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующих на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;

- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

 - обучение способам самоконтроля при физических нагрузках различного характера;

- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Для проведения практических учебных занятий студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья, либо проходящие реабилитацию после перенесенных заболеваний, зачисляются в специальное учебное отделение.

 Направление в специальную медицинскую группу производится в начале учебного года после тщательного медицинского осмотра. В дальнейшем медицинский осмотр данной категории студентов должен проводиться не реже одного раза в 6 месяцев. Индивидуальные же медосмотры необходимо проводить после каждого кратковременного заболевания, а также по мере необходимости в порядке врачебного контроля за влиянием физических упражнений на организм занимающихся. Комплектование учебных групп специального отделения осуществляется с учетом пола, характера заболеваний студентов, уровня их физического и функционального состояния.

В зависимости от материально-технических условий и обеспеченности преподавательскими кадрами возможны различные варианты комплектования учебных групп. Например, группы комплектуются по следующим нозологическим нормам (группам заболеваний): группа «А» – студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушением функций нервной и эндокринной систем, хроническим воспалением среднего уха, миопией; группа «Б» – студенты, имеющие заболевания органов брюшной полости и малого таза (хронические холецистит и гастрит, язвенная болезнь, колит, дисфункция яичников, гинекологические воспалительные заболевания и др.), нарушения жирового, водно-солевого обменов и заболевания почек; группа «В» – студенты, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, контрактуру (ограничение движений в суставе) и снижение двигательной функции.

В отдельных случаях возможно комплектование учебных групп на основании типа реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку: норматонического, гипертонического, гипотонического (асте- нического), дистонического, ступенчатого. Однако из-за большого разнообразия заболеваний, малочисленности студентов, отсутствия необходимого материально-технического и кадрового обеспечения на практике их часто делят на две подгруппы «А» и «Б». Группа  «А»- Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических на- грузок, допущенные к выполнению учебной и производственной работы, занятия проводятся по специальным учебным программам. Группа «Б» - Лица, направленные для занятий лечебной физической культурой (после острых заболеваний; обострений хронических заболеваний, после травм и операций), занятия проводятся по частным методикам лечебной физической культуры в лечебно-профилактических учреждения.

В процессе занятий по физическому воспитанию необходимо вести разъяснительную работу со студентами и их родителями о значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья и возможно раннем возобновлении дозированной специальной физической активности.

2. Программно-методические основы учебных занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы.

 Учебный материал программы дисциплины «Физическая культура»  для студентов специальной медицинской группы, так же как и для студентов основной медицинской группы, распределен на следующие разделы:

• теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

 • практический, обеспечивающий овладение методами и способами физкультурной деятельности и достижение физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей;

• контрольный, обеспечивающий учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

 Теоретический раздел Содержание раздела включает в себя специальные знания, необходимые для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры в обществе, а также для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности. Для студентов специальной медицинской группы особое значение имеют знания, связанные с применением физических упражнений в зависимости от имеющихся у них отклонений в состоянии здоровья, а также с профилактикой тех или иных заболеваний.

 Практический раздел Практический раздел программы реализуется на методико- практических и учебно-тренировочных занятиях. Предусматривается, что на методико-практических занятиях студенты должны овладеть:

 • методиками самооценки работоспособности, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

• методиками формирования экономичных и эффективных жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьбы, бега, передвижения на лыжах, плавания);

• методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;

• основами методики самомассажа;

• методиками мышечной релаксации;

• методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.;

Учебно-тренировочные занятия призваны обеспечить адекватную физическую нагрузку с учетом специфики того или иного заболевания студентов специальной медицинской группы. В результате должны повышаться резервные возможности организма и улучшаться состояние здоровья студентов. Кроме этого студенты специальной медицинской группы обязаны овладевать жизненно-важными двигательными умениями и навыками (ходьбой, бегом, ходьбой на лыжах, плаванием) для эффективного их использования в практике самостоятельных занятий.

Контрольный раздел . В процессе занятий осуществляется оперативный и текущий контроль над ходом овладения учебным материалом.

 Итоговый контроль (зачет) проводится в конце семестра, учебного года. Итоговая аттестация (с оценкой) – в конце последнего семестра.

Примерные общие зачетные требования включают:

 • знание соответствующего теоретического и методико- практического разделов;

• владение жизненно необходимыми умениями и навыками (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание);

• выполнение контрольных упражнений; • посещение не менее 90% занятий;

• участие в основных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях, проводимых кафедрой физического воспитания.

 В каждом семестре рекомендуется планировать выполнение не более 5 тестов.

Оценка успеваемости студентов по физическому воспитанию, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, важна и трудна. Значение, исключительная важность оценки успеваемости определяются следующими соображениями. Во-первых, именно перенесшие заболевания юноши и девушки более всего нуждаются в тщательном и систематическом контроле над процессом их физического воспитания. Своеобразие физического воспитания, существенно отличающее этот предмет от других учебных дисциплин, требует высокой активности учащихся как непременного условия для освоения необходимых знаний и навыков. Без теснейшего контакта между педагогом и студентом, без объективной оценки как усилий самого студента в этом деле, так и достигнутых ими результатов не может быть обеспечена эффективность учебного процесса. Во-вторых, важность производимой педагогом оценки успеваемости студентов по физическому воспитанию определяется ограниченностью возможностей получения самим студентом необходимой информации об успехах в его двигательной подготовленности. Невозможность молодых людей участвовать в соревнованиях вследствие перенесенных заболеваний лишает их прямых и наиболее действенных сведений об уровне физического развития и мышечной работоспособности. В этих условиях оценка успеваемости по физическому воспитанию приобретает роль единственного, а поэтому исключительного указания на положение дел в этом важном разделе формирования организма и личности студента. Вместе с тем, оценка успеваемости студентов специальных медицинских групп крайне затруднена из-за невозможности использовать те объективные критерии подготовленности, которые применяют для оценки успеваемости студентов основной медицинской группы.  

В качестве основных критериев итоговой оценки по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы рекомендуются следующие: посещаемость занятий (не менее 90%); оценки за знания по теоретическому разделу; выполнение контрольных упражнений и ведение дневника самоконтроля.

Теоретические знания, техника контрольных физических упражнений, ведение дневника самоконтроля оцениваются экспертно по 5-балльной шкале. Итоговая оценка в последнем семестре определяется как средняя арифметическая положительных оценок.

 2.1. Формы занятий физическими упражнениями.

Основной формой организации систематических занятий по физическому воспитанию со студентами специальной медицинской группы считается урочная, имеющая следующие характерные признаки: занятия проводятся под руководством педагога; коллектив занимающихся организован и однороден; занятия проводятся по разработанным про- граммам; занятия проводятся в соответствии с расписанием.

 Урок принято делить на 3 части: подготовительную; основную; заключительную. На практике необходимо обязательно использовать и неурочные (дополнительные) формы занятий физическими упражнениями, среди которых выделяют эпизодические (походы, катания на лыжах, коньках и т.п.) и систематические (гигиеническая, производственная гимнастика). Исключительное значение в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы имеет гигиеническая гимнастика. Она включает общеразвивающие упражнения (ОРУ), дыхательные упражнения, которые сочетаются с ходьбой, легким бегом, массажем, водными процедурами. Проводить ее можно утром, днем или вечером. Утренняя гигиеническая гимнастика направлена на то, чтобы быстро достичь оптимальной дееспособности организма после сна. Дневные упражнения гигиенической гимнастики направлены на снятие утомления и повышение работоспособности. Вечером выполнение упражнений способствует снятию мышечного и эмоционального напряжения и хорошо влияет на сон.

В режиме учебного дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний рекомендуется производственная гимнастика, которая включает: вводную гимнастику, проводимую перед работой для сокращения периода врабатывания в течение 10 минут; физкультурную паузу (при появлении первых признаков утомления – до 10 мин); физкультминутки (2-3 упражнения для устранения застойных явлений в мышцах).

Если эпизодические занятия не имеют строгой регламентации, то систематические неурочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне определенные условия и требования к нагрузке.

2.2. Средства и методы физического воспитания студентов специальной медицинской группы.

 Основным средством физического воспитания является физическое упражнение, под которым понимают двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями. Дополнительными средствами физического воспитания могут выступать природные факторы (солнечная радиация, воздушная и водная среды), гигиенические факторы (личная и общественная гигиена труда, питание, душ, сауна, массаж, искусственная аэронизация, ультрафиолетовое облучение и т.п.).

Физические упражнения для студентов специальной медицинской группы и группы ЛФК условно можно разделить: на гимнастические; спортивно-прикладные; игры. Гимнастические упражнения могут включать следующие упражнения: − строевые упражнения (совместные действия в строю): различные способы действий на месте; передвижения; построения и перестроения; размыкания и смыкания; − общеразвивающие упражнения (координационно несложные двигательные действия, выполняемые различными частями тела без предметов и с предметами, а также с использованием гимнастического и тренажерного оборудования – скамейки, набивные мячи, стенка, блочные и амортизационные устройства и т.п.). Поскольку величина физической нагрузки зависит и от количества мышечной массы, участвующей в упражнениях, гимнастические упражнения подразделяют на упражнения: для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо); средних мышечных групп (шея, предплечья, голени, плечо, бедро и др.); крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище).

Спортивно-прикладные включают: ходьбу, бег, лазание, плавание, катание на лыжах, коньках и велосипеде и др.

 Игры подразделяются: на малоподвижные; подвижные и спортивные (настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис, баскетбол).

Несмотря на то что все физические упражнения связаны с дыханием, в занятиях со студентами специальной медицинской группы необходимо выделять дыхательные упражнения, которые подразделяют на динамические (сочетающиеся с движениями рук, ног, плечевого пояса, туловища) и статические (осуществляющиеся только при участии диафрагмы и межреберных мышц).

2.3. Методы физического воспитания.

 В физическом воспитании студентов специальной медицинской группы применяются методы, которые условно делятся: − на методы использования слова (рассказ, объяснение, беседа, разбор, задание, оценка, указание, команда); − методы наглядного восприятия (показ, демонстрация плакатов, кинопрограмм, рисунков, кинофильмов, световая сигнализация, звуковая сигнализация); − практические методы (методы строго регламентированного упражнения – разучивание по частям, разучивание в целом; методы частично регламентированного упражнения – игровой, соревновательный).

Говоря о применении в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы практических методов, следует сделать уточнение в отношении соревновательного метода, определяющей чертой которого является соперничество, борьба за первенство или высокие достижения.

Используя соревновательный метод в занятиях специальной медицинской группы акцент необходимо делать не на силовых, скоростных, временных параметрах движений, а на качественных характеристиках – «кто лучше?», «кто точнее?», «кто правильнее?» и т.п.

Следует учесть, что в составе группы могут быть студенты с различной адаптацией к нагрузкам. Поэтому индивидуальный подход должен быть основным при проведении занятий. Необходимо проявлять большую осторожность в дозировках и индивидуализировать нагрузку, осуществлять постоянные врачебно-педагогические наблюдения за влиянием этих упражнений на организм студентов.

 В программе по физическому воспитанию для студентов специальной медицинской группы, по сравнению с программой для основной медицинской группы, должны быть ограничены упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшены дистанции в ходьбе и беге и т.д.

Вместе с тем, в программе имеют место различные прыжки (кроме прыжков со значительным напряжением). Прыжки нужно совмещать с умеренной ходьбой и заканчивать успокаивающими и дыхательными упражнениями. Часть занятий желательно проводить на открытом воздухе. Особенно это важно для студентов с хронической пневмонией, бронхиальной астмой.

Особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям. Объясняется это тем, что нарушение кровообращения обычно сопровождается нарушением дыхания и наоборот. На занятиях следует широко использовать дыхательные упражнения с целью выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, а также упражнения в сочетании дыхания с различными движениями рук, ног, туловища, направленные на улучшение координации движений.

Каждое физическое упражнение должно выполняться свободно, без задержки дыхания. В тех случаях, когда это неизбежно, после окончания упражнения необходимо дать 2-3 дыхательных движения для восстановления нарушенного дыхания.

Дыхательные упражнения и упражнения на воспитание правильной осанки должны применяться систематически на протяжении всего курса обучения.

В целом учебный практический материал должен быть разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательную подготовку студентов специальной медицинской группы и создать лучшие возможности для перевода их в подготовительную или в основную группу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашова В.Ф., Рева В.А. Физическое воспитание в специальных медицинских группах ТГУ. Актуальные проблемы теории и практики физической культуры и спорта: материалы Всероссийской научно- практической конференции. Ульяновск, 2004. – 64 с.

2. Белов В.И. Жизнь без лекарств. – М., 1995. – Т.1. – 320 с.

3. Оптимизация функционального состояния студентов специальных медицинских групп. Актуальные проблемы теории и практики физической культуры и спорта: материалы. Всероссийской научно- практической конференции / С.Б. Бондарь, А.Ю. Малофеев, В.А. Смирнова и др. Ульяновск, 2004. С.19.

4. Бондарь С.Б., Мещеряков А.В. Образовательные ценности в оздоровительной физической культуре / Интеграция инновационных систем и технологий в процессе физического воспитания молодежи: сбор- ник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – С. 40-45.

5. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: учеб. пособие для техникумов. –М.: Высш. шк., 1986. – 255 с.

6. Герасимова А.Ю. Некоторые особенности использования само- контроля и саморегуляции в процессе самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом / Интеграция инновационных систем и технологий в процессе физического воспитания молодежи: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – С. 72-75.

7. Гимнастика и методика преподавания: учеб. для институтов физической культуры / под ред. В.М. Смолевского. – Изд. 3-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 336 с.

8. Гришина Г.А., Проходовская Р.Ф. Здоровье студента: учеб. пособие. – Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2006. – 142 с.

9. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 568 с. 61

 10. Инструкция о работе кафедр физического воспитания и спорта высших учебных заведений. Утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2006 г., №130.

11. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. Утверждена приказом №777 от 26 июля 1994 г. – М.: Государственный комитет РФ по высшему образованию, 1994.

12. Методика проведения занятий по физической культуре со студентами специальной медицинской группы: метод. рекомендации / сост. Д.Р. Суркова, Н.Д. Ипанова, Ю.Д. Чуркин. – Самара: СГПУ. 2006. – 64с.

13. Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе. Методическое письмо Республиканского врачебно-физкультурного диспансера МЗ РСФСР / В.К. Велитченко. – Куйбышев, 1989. – 30 с.

14. Организация и методика учебного процесса, физкультурно- оздоровительной и спортивной работы. Формы и методы физического воспитания студентов специальных медицинских групп: матер. международной конференции. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 180 с.

 15. Популо В.М. К вопросу о повышении уровня грамотности студентов в области физкультурно-оздоровительных занятий: матер. Всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск, 2004. – 57 с.

16. Пустозеров А.И., Миловидов В.К., Сазонов Ю.И. Методы до- врачебного контроля состояния здоровья физкультурников и спортсменов: учебно-методическое пособие. – Челябинск: УралГАФК, 2004. – 92 с.

 17. Синяков А.Ф. Рецепты здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 239 с.

 18. Тимошина И.Н., Парфенова Л.А. Оценка успеваемости учащихся по физическому воспитанию в специальных медицинских группах. Актуальные проблемы теории и практики физической культуры и спор- 62 та: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ульяновск, 2004. – С. 46.

19. Учебный мультимедиакомплекс по основам физической культуры в вузе: учеб. пособие / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов и др. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2007. –328 с.

20. Физическая культура. Примерная учебная программа. – М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000. – 24 с.

21. Физическая культура студента: учеб. для студентов вузов / под общ. ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2005.

22. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование программы / авт. – сост. А.Н. Каинов, И. Ю. Шалаева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 185с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ, ОТНЕСЕННЫМИ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

В работе предлагаются разработки  занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 31.10.2003 N 13-51-263/123 "ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ"

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подгото...

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

Письмо> Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 “Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой”

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подгото...

Доклад методического обьединения ГБОУ СОШ 1959 на тему : «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»

laquo;Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»...