Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры»
рабочая программа по физкультуре на тему

Жуков Эдуард Николаевич

Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении всех лет обучения, формируя у них представление о физической культуре в целом, баскетболе и волейболе в частности, показывает возможности данных упражнений в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, развивает основные двигательные качества, воспитывает личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sportivnye_igry.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай»

РАССМОТРЕНА

на заседании  МО

от «____»_______2015 г.

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора по УВР

МКОУ  CОШ № 5  г. Алзамай  

                      _____________

                                    (подпись)

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора                                           МКОУ  CОШ № 5  г. Алзамай

приказ от «____»_______2015 г.

№_______

                        ____________

                                     (подпись)

Дополнительная общеразвивающая программа

«Спортивные игры»

название программы

Для обучающихся 14-17 лет

                                                                                                3 года обучения

                                                                         Составитель:

Жуков Эдуард Николаевич

                                                                                               

г. Алзамай

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Сегодня все более актуальной становится проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, формирования новых, ценностных ориентиров, поиска неиспользованных резервов. Формирование у детей потребностей в Здоровом образе жизни (З.О.Ж.), увеличение двигательной активности – одна из основных задач современной системы образования.

Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении всех лет обучения, формируя у них представление о физической культуре в целом, баскетболе и волейболе в частности, показывает возможности данных упражнений в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, развивает основные двигательные качества, воспитывает личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что основой обучения игре в волейбол и баскетбол является дифференцированный подход. Технические приемы и тактические действия данных игр таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и интеллектуально-нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала.

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры» имеет физкультурно-спортивное направление. Вид программы адаптированная.

Цель программы: Способствовать формированию ценностных ориентиров З.О.Ж., развитию физических и нравственных способностей детей.

Задачи программы:

  • укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся
  • увеличение двигательной активности
  • воспитание у детей нравственных качеств
  • формирование  потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями
  • овладение основными двигательными навыками и умениями игры в баскетбол и волейбол
  • приобретение знаний в области гигиены и медицины, в области физической культуры и спорта
  • подготовка судей-инструкторов по баскетболу и волейболу.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Основная форма обучения – учебно-тренировочное занятие.

Занятия  проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность одного занятия- 2 часа.

Занимающиеся – ученики 8 - 11 классов (юноши и девушки).

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения обязательного минимума содержания программы ученики должны:

 ЗНАТЬ:

  • влияние физических упражнений на организм человека;
  • особенности и способы движений и передвижений человека;
  • терминологию разучиваемых упражнений;
  • правила игры в баскетбол, волейбол.
  • причины травматизма на занятиях подвижными и спортивными играми и правила его предупреждения.

УМЕТЬ:

  • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств;
  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в спортивных играх;
  • взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий на уроке и во внеурочных мероприятиях;
  • соблюдать технику безопасности при выполнении физических упражнений;
  • пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • проведения самостоятельных занятий по развитию физических качеств, совершенствованию техники движения;
  • соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности.


1 год обучения:

  • Рост показателей уровня физического развития и физической подготовленности, показателей функционального состояния детей
  • Овладение техническими действиями игры в баскетбол (остановка, перемещения, повороты, передачи и ловля мяча, ведение мяча, броски в кольцо)
  • Овладение техническими элементами игры в волейбол (стойки и перемещения волейболиста, передача мяча «сверху» 2 руками, прием «снизу» 2 руками, подачи мяча – «нижняя прямая», «верхняя прямая».)
  • Изучение основных правил игры в баскетбол и волейбол.

2 год обучения:

  • Дальнейший рост показателей физического развития и физической подготовленности, функционального состояния детей
  • Качественный рост выполнения технических элементов игры в баскетбол и волейбол
  • Овладение основами тактики игры в баскетбол и волейбол
  • Занимающиеся смогут самостоятельно судить игры на первенство школы по баскетболу и волейболу.

3 год обучения:

  • Значительный прирост показателей физического развития, физической подготовленности, функционального состояния детей
  • Качественный рост выполнения основных технических элементов и тактических приемов игры в баскетбол, по сравнению с 1и 2 годами обучения
  • Успешное выступление в районных соревнованиях по баскетболу и волейболу
  • Формирование потребности в самостоятельных и систематических занятиях физическими упражнениями
  • Развитие интеллектуальных способностей, выражающееся в умении принимать быстрые, правильные, неординарные, точные решения во время взаимодействий, в изменяющихся условиях игры
  • Успешная сдача зачета по разделу основы теоретических знаний
  • Формирование морально-нравственных качеств (дисциплинированности, ответственности, умения взаимодействовать в коллективе, оказывать взаимопомощь во время тренировок и соревнований, умение преодолевать трудности ).
  • Способность организовать проведение соревнований и судейства игр на первенство школы по баскетболу и волейболу.

Учебно-тематический план.

1 год обучения - 68 часа

№ п/п

Тема  учебного занятия

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

I.

Теоретические сведения

1

                1

II.

Технические действия игры в баскетбол                                                                                                  

36

4

32

    1)      

Стойки и перемещения баскетболиста                                      

2

   30 м.

    1ч. 30м.

    2)

Остановки

2

   30 м.

    1ч. 30м.

3)

Передачи мяча

2

   30 м.

    1ч. 30м.

4)

Ловля мяча

2

   30 м.

    1ч. 30м.

5)

Ведение мяча

2

   30 м.

    1ч. 30м.

6)

Броски в кольцо

2

   30 м.

    1ч. 30м.

7)

Подвижные игры

24

    1

23

III

Технические действия игры в волейбол

26

3

23

Стойки и перемещения

2

   30 м.

    1ч. 30м.

Передача

2

   30 м.

    1ч. 30м.

Прием

2

   30 м.

    1ч. 30м.

Подача

2

   30 м.

    1ч. 30м.

Подвижные игры

18

1

17

IV.

Тестирование

1

1

V.

Участие в соревнованиях

4

4

Всего

68

7

61

             2 год обучения - 136часов ( баскетбол – 34 часа, волейбол – 34 часа)

№ п/п

Тема  учебного занятия

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

I.

Теоретические сведения

2ч.

2ч.

II.

Технические действия                                                                                                                          

   38 ч.    

    4 ч.

    36 ч.

1)

Стойки и перемещения

    2 ч.

   2)

Остановки баскетболиста

    2 ч.

    2 ч.

   3)

Передачи мяча

   8 ч.

    1 ч.

    7 ч.

   4)

Ловля мяча

    6 ч.

    1 ч.

    5 ч.

   5)

Ведение мяча

    8 ч.

    1 ч.

    7 ч.

   6)

Броски в кольцо

   14 ч.

     1 ч.

    13 ч.

III.

Тактические действие

   28 ч.

     2 ч.

    26 ч.

   1)

Игра в защите

   6 ч.

     1 ч.

    5 ч.

   2)

Игра в нападении

   6 ч.

     1 ч.

    5 ч.

IV.

Тестирование

    1ч.

V.

Участие в соревнованиях

    6 ч.

     

      6 ч.

VI.

Судейство  в соревнованиях

    2ч.

     1 ч.

      1 ч.

волейбол

I.

Технические действия

42ч.

    5ч.      

      37 ч.

1)

Передача «сверху» 2 руками

     6 ч.

    30 м.

   5 ч. 30м

   2)

Передача «сверху» 1 рукой

     4 ч.

    30 м.

3ч.30м

   3)

Прием «снизу» 2 руками

     6 ч.

    30м.

   5 ч. 30м

   4)

Прием «снизу» 1 рукой

     4 ч.

    30 м.

3ч.30м

   5)

Верхняя прямая подача

     6 ч.  

    30м.

5 ч. 30м

   6)

Нижняя прямая подача

     2 ч.      

    30 м.

    1 ч.30м

   7)

Нападающий удар

     6 ч.

        5 ч.

   8)

Блокирование

     8 ч.

        7 ч.

III.

Тактические действия

   26 ч.  

     2 ч.

      24 ч.

   1)

Игра в защите

   10 ч.

     1 ч.

         9 ч.

   2)

Игра в нападении

  12 ч

     1 ч.  

     11 ч.

IV.

Тестирование

    1ч.

       

       1ч.

V.

Судейство и организация соревнований

    2 ч.

     1 ч.

1 ч.

VI.

Участие в соревнованиях                      

  6ч.  

     

      6 ч.

Всего

136

17

119

           3 год обучения – 136часов ( баскетбол – 68 часа, волейбол – 68 часа)

№ п/п

Тем  учебного занятия

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

I.

Теоретические сведение

1ч.

1 ч.

II.

Технические действия

38 ч.

4 ч.

34 ч.

    1)

Стойки и перемещения

1 ч.

1 ч.

    2)

Остановки баскетболиста

1 ч.

1 ч.

    3)      

Передачи мяча

8 ч.

1 ч.

7 ч.

    4)

Ловля мяча

8 ч.

1 ч.

7 ч.

    5)

Ведение мяча

8 ч.

1 ч.

7 ч.

    6)

Броски в кольцо

12 ч.

1 ч.

11 ч.

III.

Тактические действия

24 ч.

4 ч.

20ч.

    1)

Игра в защите

15 ч.

2 ч.

13 ч.

    2)

Игра в нападении

15 ч.

2 ч.

13 ч.

IV.

Тестирование

1ч.

1 ч.

V.

Судейство и организация соревнований

2 ч.

1 ч.

1 ч.

VI.

Участие в соревнованиях

6 ч.

6 ч.

Волейбол

I.

Теоретические сведения

1 ч.

1 ч.

II.

Технические действия

   38ч.

     4 ч.

     34 ч.

    1)

Стойки и перемещения

    1 ч.  

     1 ч.

    2)

Передача «сверху» 2 руками

    6 ч.

    30 м.

   5 ч. 30м

    3)

Передача «сверху» 1 рукой

    4 ч.

    30 м.

3ч.30м

    4)

Прием «снизу» 2 руками

    6 ч.

    30м.

   5 ч. 30м

    5)

Прием «снизу» 1 рукой

    4 ч.

    30 м.

3ч.30м

    6)

Верхняя прямая подача

    6 ч.

    30м.

 5 ч. 30м

    7)

Нижняя прямая подача

    2 ч.

    30 м.

    1 ч.30м

    8)

Нападающий удар

    8 ч.

    30 м.

    7 ч.30м

    9)

Блокирование

    8 ч.

    30 м.

    7 ч.30м

   III.

Тактические действия

   24ч.

     2 ч.

      22 ч.

    1)

Игра в защите  

   11 ч.  

     1 ч.

      10 ч.

    2)

Игра в нападении  

   11 ч.

     1 ч.

      10 ч.

IV.

Тестирование

    1 ч.

     

       1 ч.

V.

Судейство и организация соревнований

    2 ч.

     1ч.

       1 ч.

VI.

Участие в соревнованиях

    6 ч.

       6 ч.

Всего

136

18

118

Содержание рабочей программы

Баскетбол:

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника.
Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

Волейбол: 
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же

через сетку. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар. Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска. Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми.

                                                     Средства контроля

Способы проверки результатов.

Показатели физического развития и функционального состояния проверяются медицинскими работниками в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года.

Показатели физической подготовленности и развития двигательных качеств проверяются с помощью специальных контрольных упражнений. Тестирование проводится в начале и в конце каждого периода обучения.

Занятия по данной программе проводятся с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к основной или подготовительной группам (группа здоровья 1 и 2).

Освоения  программы осуществляется следующими способами:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
  • взаимоконтроль;
  • самоконтроль;
  • итоговый контроль умений и навыков;
  • контроль за состоянием здоровья;
  • участие в соревнованиях школьных, городских, районных.

Учебно-методические средства обучения

  1. Ашмарин Б.А. «Теория и методика и физического воспитания» М. «Физкультура и  

       спорт» 1984 год.

  1. Воробьев Н.П. «Спортивные игры» М. « Просвещение» 1973 год.  
  2. Гомельский А.Я. «Баскетбол» М. «Физкультура и спорт» 1985 год.
  3. Голомазов В.А. «Волейбол в школе» М. «Просвещение» 1976 год.
  4. Железняк Ю.Д. « Волейбол в школе» М. «Просвещение» 1989 год.
  5. Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе» М. «Физкультура и спорт» 1978 год.
  6. Коротков И.М. «Подвижные игры детей» М. «Советская Россия» 1987 год.
  7. Перельман М.Р. «Специальная физическая подготовка волейболиста» М. «Физкультура и

       спорт» 1969 год.

  1. Портнов Ю.М. «Баскетбол» М. «Физкультура и спорт» 1988 год.
  2. Стонкус С.С. «Играйте в баскетбол» М. «Физкультура и спорт» 1983 год.
  3. Жаровцев В.В. «Начальное обучение в спортивных играх» Киров .1990 год.
  4. Чистополовы В.Н. и С.В. «Подвижные игры с элементами баскетбола. Жонглирование» Киров 1999 год.

Календарно-тематическое  планирование  спортивной                                             секции  «Подвижные игры»

Тема

Количество часов

Дата проведения

Примечание

теория

практика

1. Теоретические сведения

1

Правила поведения в спортивном зале

Техника безопасности при игре баскетбол. Инструктаж по технике безопасности и поведении при чрезвычайных ситуациях.

1

2. Технические действия игры в баскетбол                                                                                                 (36 ч)

2

Стойки и перемещения баскетболиста                                      

0,5

1,5

3

Остановки

0,5

1,5

4

Передачи мяча

0,5

1,5

5

Ловля мяча

0,5

1,5

6

Ведение мяча

0,5

1,5

7

Броски в кольцо

0,5

1,5

8

Отработка практических навыков. Подвижные игры - баскетбол

1

23

Соревнования. Чемпионат школы по баскетболу  

2

3. Технические действия игры в волейбол 

(26 ч)

9

Стойки и перемещения

0,5

1,5

10

Передача

0,5

1,5

11

Прием

0,5

1,5

12

Подача

0,5

1,5

13

Отработка практических навыков. Подвижные игры - волейбол

1

17

Соревнования.

2

4. Тестирование (1 ч)

14

Контрольный тест «Правила игры в баскетбол и волейбол»

1

Итого

7

61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ВОЛЕЙБОЛ»

В процессе изучения данной программы учащиеся смогут восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение ра...

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе "Спортивная робототехника"

Дополнительная общеразвивающая программа предназначена удоалетворить интерес учащихся среднего и старшего школьного возраста в области робототехники и основ программирования, развить их конструкторско...

«Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»

Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивная робототехника"

Робототехника – одно из важнейших направлений в развитии техники и технологий настоящего времени, что создает условия высокой потребности инженерных кадров в нашей стране и появление новых напра...

Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол

Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол, для занимающихся в секции ОДОД...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные игры. Баскетбол»

Программа «Спортивные игры. Баскетбол» ОДОД Президентского ФМЛ № 239 относится к физкультурно-спортивной направленности. По уровню освоения программа является базовой.В реализации п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Спортивные игры плюс»

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивные игры плюс» физкультурно-спортивной направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование»...