Главные вкладки

    Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры»
    рабочая программа по физкультуре на тему

    Жуков Эдуард Николаевич

    Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении всех лет обучения, формируя у них представление о физической культуре в целом, баскетболе и волейболе в частности, показывает возможности данных упражнений в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, развивает основные двигательные качества, воспитывает личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_sportivnye_igry.doc194.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай»

    РАССМОТРЕНА

    на заседании  МО

    от «____»_______2015 г.

    СОГЛАСОВАНА

    заместитель директора по УВР

    МКОУ  CОШ № 5  г. Алзамай  

                          _____________

                                        (подпись)

    УТВЕРЖДЕНА

    приказом директора                                           МКОУ  CОШ № 5  г. Алзамай

    приказ от «____»_______2015 г.

    №_______

                            ____________

                                         (подпись)

    Дополнительная общеразвивающая программа

    «Спортивные игры»

    название программы

    Для обучающихся 14-17 лет

                                                                                                    3 года обучения

                                                                             Составитель:

    Жуков Эдуард Николаевич

                                                                                                   

    г. Алзамай

    2015-2016 учебный год

    Пояснительная записка

    Сегодня все более актуальной становится проблема качественного улучшения состояния здоровья подрастающего поколения, формирования новых, ценностных ориентиров, поиска неиспользованных резервов. Формирование у детей потребностей в Здоровом образе жизни (З.О.Ж.), увеличение двигательной активности – одна из основных задач современной системы образования.

    Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении всех лет обучения, формируя у них представление о физической культуре в целом, баскетболе и волейболе в частности, показывает возможности данных упражнений в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, развивает основные двигательные качества, воспитывает личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

    Своеобразие настоящей программы заключается в том, что основой обучения игре в волейбол и баскетбол является дифференцированный подход. Технические приемы и тактические действия данных игр таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и интеллектуально-нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала.

    Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры» имеет физкультурно-спортивное направление. Вид программы адаптированная.

    Цель программы: Способствовать формированию ценностных ориентиров З.О.Ж., развитию физических и нравственных способностей детей.

    Задачи программы:

    • укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся
    • увеличение двигательной активности
    • воспитание у детей нравственных качеств
    • формирование  потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями
    • овладение основными двигательными навыками и умениями игры в баскетбол и волейбол
    • приобретение знаний в области гигиены и медицины, в области физической культуры и спорта
    • подготовка судей-инструкторов по баскетболу и волейболу.

    Программа рассчитана на 3 года обучения. Основная форма обучения – учебно-тренировочное занятие.

    Занятия  проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность одного занятия- 2 часа.

    Занимающиеся – ученики 8 - 11 классов (юноши и девушки).

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    В результате освоения обязательного минимума содержания программы ученики должны:

     ЗНАТЬ:

    • влияние физических упражнений на организм человека;
    • особенности и способы движений и передвижений человека;
    • терминологию разучиваемых упражнений;
    • правила игры в баскетбол, волейбол.
    • причины травматизма на занятиях подвижными и спортивными играми и правила его предупреждения.

    УМЕТЬ:

    • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств;
    • осуществлять индивидуальные и групповые действия в спортивных играх;
    • взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий на уроке и во внеурочных мероприятиях;
    • соблюдать технику безопасности при выполнении физических упражнений;
    • пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием.

    ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • проведения самостоятельных занятий по развитию физических качеств, совершенствованию техники движения;
    • соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности.


    1 год обучения:

    • Рост показателей уровня физического развития и физической подготовленности, показателей функционального состояния детей
    • Овладение техническими действиями игры в баскетбол (остановка, перемещения, повороты, передачи и ловля мяча, ведение мяча, броски в кольцо)
    • Овладение техническими элементами игры в волейбол (стойки и перемещения волейболиста, передача мяча «сверху» 2 руками, прием «снизу» 2 руками, подачи мяча – «нижняя прямая», «верхняя прямая».)
    • Изучение основных правил игры в баскетбол и волейбол.

    2 год обучения:

    • Дальнейший рост показателей физического развития и физической подготовленности, функционального состояния детей
    • Качественный рост выполнения технических элементов игры в баскетбол и волейбол
    • Овладение основами тактики игры в баскетбол и волейбол
    • Занимающиеся смогут самостоятельно судить игры на первенство школы по баскетболу и волейболу.

    3 год обучения:

    • Значительный прирост показателей физического развития, физической подготовленности, функционального состояния детей
    • Качественный рост выполнения основных технических элементов и тактических приемов игры в баскетбол, по сравнению с 1и 2 годами обучения
    • Успешное выступление в районных соревнованиях по баскетболу и волейболу
    • Формирование потребности в самостоятельных и систематических занятиях физическими упражнениями
    • Развитие интеллектуальных способностей, выражающееся в умении принимать быстрые, правильные, неординарные, точные решения во время взаимодействий, в изменяющихся условиях игры
    • Успешная сдача зачета по разделу основы теоретических знаний
    • Формирование морально-нравственных качеств (дисциплинированности, ответственности, умения взаимодействовать в коллективе, оказывать взаимопомощь во время тренировок и соревнований, умение преодолевать трудности ).
    • Способность организовать проведение соревнований и судейства игр на первенство школы по баскетболу и волейболу.

    Учебно-тематический план.

    1 год обучения - 68 часа

    № п/п

    Тема  учебного занятия

    Количество часов

    Всего часов

    Теория

    Практика

    I.

    Теоретические сведения

    1

                    1

    II.

    Технические действия игры в баскетбол                                                                                                  

    36

    4

    32

        1)      

    Стойки и перемещения баскетболиста                                      

    2

       30 м.

        1ч. 30м.

        2)

    Остановки

    2

       30 м.

        1ч. 30м.

    3)

    Передачи мяча

    2

       30 м.

        1ч. 30м.

    4)

    Ловля мяча

    2

       30 м.

        1ч. 30м.

    5)

    Ведение мяча

    2

       30 м.

        1ч. 30м.

    6)

    Броски в кольцо

    2

       30 м.

        1ч. 30м.

    7)

    Подвижные игры

    24

        1

    23

    III

    Технические действия игры в волейбол

    26

    3

    23

    Стойки и перемещения

    2

       30 м.

        1ч. 30м.

    Передача

    2

       30 м.

        1ч. 30м.

    Прием

    2

       30 м.

        1ч. 30м.

    Подача

    2

       30 м.

        1ч. 30м.

    Подвижные игры

    18

    1

    17

    IV.

    Тестирование

    1

    1

    V.

    Участие в соревнованиях

    4

    4

    Всего

    68

    7

    61

                 2 год обучения - 136часов ( баскетбол – 34 часа, волейбол – 34 часа)

    № п/п

    Тема  учебного занятия

    Количество часов

    Всего часов

    Теория

    Практика

    I.

    Теоретические сведения

    2ч.

    2ч.

    II.

    Технические действия                                                                                                                          

       38 ч.    

        4 ч.

        36 ч.

    1)

    Стойки и перемещения

        2 ч.

       2)

    Остановки баскетболиста

        2 ч.

        2 ч.

       3)

    Передачи мяча

       8 ч.

        1 ч.

        7 ч.

       4)

    Ловля мяча

        6 ч.

        1 ч.

        5 ч.

       5)

    Ведение мяча

        8 ч.

        1 ч.

        7 ч.

       6)

    Броски в кольцо

       14 ч.

         1 ч.

        13 ч.

    III.

    Тактические действие

       28 ч.

         2 ч.

        26 ч.

       1)

    Игра в защите

       6 ч.

         1 ч.

        5 ч.

       2)

    Игра в нападении

       6 ч.

         1 ч.

        5 ч.

    IV.

    Тестирование

        1ч.

    V.

    Участие в соревнованиях

        6 ч.

         

          6 ч.

    VI.

    Судейство  в соревнованиях

        2ч.

         1 ч.

          1 ч.

    волейбол

    I.

    Технические действия

    42ч.

        5ч.      

          37 ч.

    1)

    Передача «сверху» 2 руками

         6 ч.

        30 м.

       5 ч. 30м

       2)

    Передача «сверху» 1 рукой

         4 ч.

        30 м.

    3ч.30м

       3)

    Прием «снизу» 2 руками

         6 ч.

        30м.

       5 ч. 30м

       4)

    Прием «снизу» 1 рукой

         4 ч.

        30 м.

    3ч.30м

       5)

    Верхняя прямая подача

         6 ч.  

        30м.

    5 ч. 30м

       6)

    Нижняя прямая подача

         2 ч.      

        30 м.

        1 ч.30м

       7)

    Нападающий удар

         6 ч.

            5 ч.

       8)

    Блокирование

         8 ч.

            7 ч.

    III.

    Тактические действия

       26 ч.  

         2 ч.

          24 ч.

       1)

    Игра в защите

       10 ч.

         1 ч.

             9 ч.

       2)

    Игра в нападении

      12 ч

         1 ч.  

         11 ч.

    IV.

    Тестирование

        1ч.

           

           1ч.

    V.

    Судейство и организация соревнований

        2 ч.

         1 ч.

    1 ч.

    VI.

    Участие в соревнованиях                      

      6ч.  

         

          6 ч.

    Всего

    136

    17

    119

               3 год обучения – 136часов ( баскетбол – 68 часа, волейбол – 68 часа)

    № п/п

    Тем  учебного занятия

    Количество часов

    Всего часов

    Теория

    Практика

    I.

    Теоретические сведение

    1ч.

    1 ч.

    II.

    Технические действия

    38 ч.

    4 ч.

    34 ч.

        1)

    Стойки и перемещения

    1 ч.

    1 ч.

        2)

    Остановки баскетболиста

    1 ч.

    1 ч.

        3)      

    Передачи мяча

    8 ч.

    1 ч.

    7 ч.

        4)

    Ловля мяча

    8 ч.

    1 ч.

    7 ч.

        5)

    Ведение мяча

    8 ч.

    1 ч.

    7 ч.

        6)

    Броски в кольцо

    12 ч.

    1 ч.

    11 ч.

    III.

    Тактические действия

    24 ч.

    4 ч.

    20ч.

        1)

    Игра в защите

    15 ч.

    2 ч.

    13 ч.

        2)

    Игра в нападении

    15 ч.

    2 ч.

    13 ч.

    IV.

    Тестирование

    1ч.

    1 ч.

    V.

    Судейство и организация соревнований

    2 ч.

    1 ч.

    1 ч.

    VI.

    Участие в соревнованиях

    6 ч.

    6 ч.

    Волейбол

    I.

    Теоретические сведения

    1 ч.

    1 ч.

    II.

    Технические действия

       38ч.

         4 ч.

         34 ч.

        1)

    Стойки и перемещения

        1 ч.  

         1 ч.

        2)

    Передача «сверху» 2 руками

        6 ч.

        30 м.

       5 ч. 30м

        3)

    Передача «сверху» 1 рукой

        4 ч.

        30 м.

    3ч.30м

        4)

    Прием «снизу» 2 руками

        6 ч.

        30м.

       5 ч. 30м

        5)

    Прием «снизу» 1 рукой

        4 ч.

        30 м.

    3ч.30м

        6)

    Верхняя прямая подача

        6 ч.

        30м.

     5 ч. 30м

        7)

    Нижняя прямая подача

        2 ч.

        30 м.

        1 ч.30м

        8)

    Нападающий удар

        8 ч.

        30 м.

        7 ч.30м

        9)

    Блокирование

        8 ч.

        30 м.

        7 ч.30м

       III.

    Тактические действия

       24ч.

         2 ч.

          22 ч.

        1)

    Игра в защите  

       11 ч.  

         1 ч.

          10 ч.

        2)

    Игра в нападении  

       11 ч.

         1 ч.

          10 ч.

    IV.

    Тестирование

        1 ч.

         

           1 ч.

    V.

    Судейство и организация соревнований

        2 ч.

         1ч.

           1 ч.

    VI.

    Участие в соревнованиях

        6 ч.

           6 ч.

    Всего

    136

    18

    118

    Содержание рабочей программы

    Баскетбол:

    Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника.
    Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.

    Волейбол: 
    Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же

    через сетку. Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме.
    Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар. Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска. Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми.

                                                         Средства контроля

    Способы проверки результатов.

    Показатели физического развития и функционального состояния проверяются медицинскими работниками в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года.

    Показатели физической подготовленности и развития двигательных качеств проверяются с помощью специальных контрольных упражнений. Тестирование проводится в начале и в конце каждого периода обучения.

    Занятия по данной программе проводятся с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к основной или подготовительной группам (группа здоровья 1 и 2).

    Освоения  программы осуществляется следующими способами:

    • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
    • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
    • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
    • взаимоконтроль;
    • самоконтроль;
    • итоговый контроль умений и навыков;
    • контроль за состоянием здоровья;
    • участие в соревнованиях школьных, городских, районных.

    Учебно-методические средства обучения

    1. Ашмарин Б.А. «Теория и методика и физического воспитания» М. «Физкультура и  

           спорт» 1984 год.

    1. Воробьев Н.П. «Спортивные игры» М. « Просвещение» 1973 год.  
    2. Гомельский А.Я. «Баскетбол» М. «Физкультура и спорт» 1985 год.
    3. Голомазов В.А. «Волейбол в школе» М. «Просвещение» 1976 год.
    4. Железняк Ю.Д. « Волейбол в школе» М. «Просвещение» 1989 год.
    5. Железняк Ю.Д. «К мастерству в волейболе» М. «Физкультура и спорт» 1978 год.
    6. Коротков И.М. «Подвижные игры детей» М. «Советская Россия» 1987 год.
    7. Перельман М.Р. «Специальная физическая подготовка волейболиста» М. «Физкультура и

           спорт» 1969 год.

    1. Портнов Ю.М. «Баскетбол» М. «Физкультура и спорт» 1988 год.
    2. Стонкус С.С. «Играйте в баскетбол» М. «Физкультура и спорт» 1983 год.
    3. Жаровцев В.В. «Начальное обучение в спортивных играх» Киров .1990 год.
    4. Чистополовы В.Н. и С.В. «Подвижные игры с элементами баскетбола. Жонглирование» Киров 1999 год.

    Календарно-тематическое  планирование  спортивной                                             секции  «Подвижные игры»

    Тема

    Количество часов

    Дата проведения

    Примечание

    теория

    практика

    1. Теоретические сведения

    1

    Правила поведения в спортивном зале

    Техника безопасности при игре баскетбол. Инструктаж по технике безопасности и поведении при чрезвычайных ситуациях.

    1

    2. Технические действия игры в баскетбол                                                                                                 (36 ч)

    2

    Стойки и перемещения баскетболиста                                      

    0,5

    1,5

    3

    Остановки

    0,5

    1,5

    4

    Передачи мяча

    0,5

    1,5

    5

    Ловля мяча

    0,5

    1,5

    6

    Ведение мяча

    0,5

    1,5

    7

    Броски в кольцо

    0,5

    1,5

    8

    Отработка практических навыков. Подвижные игры - баскетбол

    1

    23

    Соревнования. Чемпионат школы по баскетболу  

    2

    3. Технические действия игры в волейбол 

    (26 ч)

    9

    Стойки и перемещения

    0,5

    1,5

    10

    Передача

    0,5

    1,5

    11

    Прием

    0,5

    1,5

    12

    Подача

    0,5

    1,5

    13

    Отработка практических навыков. Подвижные игры - волейбол

    1

    17

    Соревнования.

    2

    4. Тестирование (1 ч)

    14

    Контрольный тест «Правила игры в баскетбол и волейбол»

    1

    Итого

    7

    61


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная игра"

    Программа для детей 7-10 лет, рапсчитана на 72 часа в год....

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ВОЛЕЙБОЛ»

    В процессе изучения данной программы учащиеся смогут восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение ра...

    Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе "Спортивная робототехника"

    Дополнительная общеразвивающая программа предназначена удоалетворить интерес учащихся среднего и старшего школьного возраста в области робототехники и основ программирования, развить их конструкторско...

    «Методические рекомендации по проведению занятий в спортивном зале школы по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»

    Цель данной методической разработки: помощь начинающему педагогу в выборе заданий для проведения занятий и организации проведения занятий в спортивном зале.В работе представлены комплексы заданий для ...

    Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивная робототехника"

    Робототехника – одно из важнейших направлений в развитии техники и технологий настоящего времени, что создает условия высокой потребности инженерных кадров в нашей стране и появление новых напра...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ»

    Рабочая программа разработанная на 1 год по спортивному туризму...

    Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол

    Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол, для занимающихся в секции ОДОД...