Дополнительная образовательная программа «Подвижные игры» 3-4 класс
рабочая программа по теме

Захаров Андрей Алексеевич

Пояснительная записка

 

       В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.  Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием двигательной деятельности из раздела «Подвижные игры». Структура и содержание программы могут быть использованы для разработки программ секционной работы по другим видам спорта.

    Подвижные игры является одним из разделов школьной программы и представлены как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте.

    Подвижные игры  захватывающие, интересные и динамические игры.  Занятия подвижными играми содействуют  всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию.  Воспитанию важнейших физических качеств:  силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, трудолюбия, дисциплинированности.

    В секцию подвижные игры  принимаются  мальчики и девочки в возрасте от 7до 11 лет,  допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой.

    Основной формой работы в секциях подвижные игры  являются  учебно-тренировочные занятиям физической культурой,  в учебных группах, участие в различных играх.

   Кроме этого все занимающиеся обязаны ежедневно проводить утреннюю гимнастику, а так же выполнять домашние задания преподавателя по совершенствованию своей физической подготовки и отдельным техническим действиям, приемам.

   В каждой группе наряду с общими задачами решаются и свои специфические, а занятия проводятся с учетом  возраста занимающихся. В соответствии с этим подбираются средства и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx56.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение  Лицей №36

Рассмотрено:                                                                          Утверждаю:

на педсовете                                                                            Директор МАОУ Лицей №36

№____от ____________                                               ____________________Л.С. Авербух

                                                                      приказ № ____от ___"_________20__                                                 

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности для учащихся

начальной школы 

«Подвижные игры»

 3-4  класс

 

                                                                                 Автор:

                                                                                                                        Захаров Андрей Алексеевич

                                                                                                                      Учитель физической культуры

 Первой  категории

г. Нижний Новгород

2016 г.

Пояснительная записка

       В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции.  Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием двигательной деятельности из раздела «Подвижные игры». Структура и содержание программы могут быть использованы для разработки программ секционной работы по другим видам спорта.

    Подвижные игры является одним из разделов школьной программы и представлены как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте.

    Подвижные игры  захватывающие, интересные и динамические игры.  Занятия подвижными играми содействуют  всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию.  Воспитанию важнейших физических качеств:  силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, трудолюбия, дисциплинированности.

    В секцию подвижные игры  принимаются  мальчики и девочки в возрасте от 7до 11 лет,  допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой.

    Основной формой работы в секциях подвижные игры  являются  учебно-тренировочные занятиям физической культурой,  в учебных группах, участие в различных играх.

   Кроме этого все занимающиеся обязаны ежедневно проводить утреннюю гимнастику, а так же выполнять домашние задания преподавателя по совершенствованию своей физической подготовки и отдельным техническим действиям, приемам.

   В каждой группе наряду с общими задачами решаются и свои специфические, а занятия проводятся с учетом  возраста занимающихся. В соответствии с этим подбираются средства и методы обучения.

Актуальность программы

    Определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается общение учителя и ученика, ориентированное на творческую самореализацию развивающейся личности в учебном процессе, на занятость учащихся во внеурочное время. В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Цель программы:

         Занятий подвижными играми в образовательном учреждении является создание предпосылок для формирования физической культуры занимающихся посредством углубленного освоения способов двигательной деятельности спортивно -рекреационной направленности раздела «Подвижные игры».

Задачи программы:

1. Расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «Подвижные игры» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ здорового образа жизни.

 2. Совершенствование функциональных возможностей организма занимающихся посредством спортивно-рекреационного направления подготовки.

3. Формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия.

4. Формирование умений в организации и судействе спортивной игры «Подвижные игры».

Особенности возрастной группы

           В кружке «Подвижные игры» занимаются обучающихся 3-4 классов. Набор обучающих в кружок «Подвижные игры»  по согласию родителей. Количество занимающихся – 30 человек. Практическая значимость этой программы - подготовка к учебному процессу.

  Младшая группа – основное внимание уделяется укреплению здоровья и закаливанию, всесторонней физической подготовке, развитию координации движений, быстроты, ловкости, гибкости, овладению основами техники игры в футбол, участие в товарищеских и контрольных играх.

  Средняя группа – дальнейшее укрепление здоровья и совершенствование физической подготовки, развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, изучение более сложных технических приёмов и тактических действий игры.

  Старшая группа – всестороннее физическое развитие, совершенствование специальной физической подготовки за счёт повышения интенсивности учебно-тренировочного процесса, повышение объёма тренировок, совершенствование техники и тактики игры, участие в соревнованиях, подготовка судей, знакомство с основами методики тренировки.                  

   Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.

Режим занятий:

Количество часов в неделю – 1 час

Количество часов в год  - 34часов

Периодичность занятий – 1 раз в неделю, 1час

Прогнозируемые результаты

     Работа в кружке «Подвижные игры» помогает формированию физических способностей учащихся, элементы которых проявляются в учебном процессе и соревновательной деятельности. Главное – работа в кружке «Подвижные игры» помогает усилить интерес учащихся к физкультуре, содействует физических способностей школьника. Игры направлены на развитие физических способностей в лёгкой атлетике, в гимнастике с элементами акробатики, в лыжной подготовке.

В лёгкой атлетики:

-на закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве;

-на закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве;

-на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность.

В гимнастике с элементами акробатики:

- на совершенствование строевых упражнений;

- на совершенствование общеразвивающих  упражнений без предметов;

- на совершенствование общеразвивающих  упражнений с предметами;

- на освоение и совершенствование висов и упоров;

- на освоение и совершенствование опорных прыжков;

- на освоение и совершенствование акробатических упражнений;

- на развитие координационных способностей;

- на развитие силовых способностей и силовой выносливости.

 В лыжной подготовке:

- на развитие силовых способностей и силовой выносливости;

- на освоение техники лыжных ходов.

Оборудование для занятий

 Лёгкая атлетика: скакалки, мячи, штанга, гантели, набивные мячи, скамейки, секундомер.

 Гимнастика: скакалки, мячи, штанга, гантели, набивные мячи, скамейки, секундомер, маты, брусья.

Лыжная подготовка: лыжи, санки,  стойки.

Теоретическая подготовка

История развития олимпийского движения. История развития подвижных игр. Правила поведения и профилактика травматизма. Врачебный контроль и самоконтроль. Правила подвижных игр. Судейство. Основы методики обучения и тренировки.

Общая физическая подготовка.

        Обще развивающиеся  упражнения. Упражнения для мышц рук, ног, плечевого пояса, туловища. Парные упражнения. Подтягивания, отжимание. Упражнения с сопротивлением, переноска тяжестей. Упражнения с набивными мячами, гантелями, и т.д.

Специальная физическая подготовка.

1. Упражнения для развития быстроты.

2. Упражнения для развития силы.

3. Упражнения для развития выносливости.

4. Упражнения для развития ловкости и прыгучести.

5. Упражнения для развития гибкости.

Прогнозируемые результаты 3 класс:

- сформировать  основы  физкультурного образования на основе воспитания ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

- развить физические способности: быстроту, ловкость, выносливость;

- выработать  привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, избранными видами спорта в свободное время;

- иметь представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля.

Прогнозируемые результаты 4 класс:

- уметь играть в подвижные  игры с бегом, прыжками, метаниями;

- элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр;

- играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа "Пионербол", "Борьба за мяч", "Перестрелка", мини-баскетбол;

- знать названия и правила игр, инвентарь, правила поведения и безопасности.

 Тематическое планирование  по подвижным играм 3 класс

Содержание

Количество часов

Примерные сроки

Тема 1: Лёгкая атлетика.

9

1

«Два мороза»;

1

Сентябрь, октябрь

2

«Не попади в болото»;

1

3

«Зайцы в огороде»

1

4

«К своим флажкам»

1

5

«Быстро по местам»

1

6

«Не оступись»

1

7

«Шишки—желуди—орехи»

1

8

«Третий лишний»

1

9

«Пустое место»

1

Тема 2: Гимнастика с основаниями акробатики.

7

1

«Змейка»;

1

Ноябрь, декабрь

2

«Пройди бесшумно»;

1

3

«Через холодный ручей»;

1

4

«Петрушка на скамейке»;

1

5

«Конники-спортсмены»;

1

6

«Отгадай, чей голос»,

1

7

«Кузнечики»;

1

Тема 3: лыжная подготовка.

10

1

«Салки на марше>

1

Январь, февраль, март

2

«На буксире»

1

3

«Финские санки»

1

4

«Кто дальше скатится с горки»

1

5

«По «сетам»

1

6

«День и ночь»

1

7

«Кто дольше прокатиться»

1

8

«Куда укатиться за два шага»

1

9

«Попади в ворота»

1

10

«Кто быстрее взойдет в гору»

1

Тема 4: Лёгкая атлетика.

8

1

«Пятнашки»;

1

Апрель, май

2

«Пингвины с мячом»

1

3

«Лисы и куры»

1

4

«Кот и мыши»

1

5

« Гуси-лебеди»

1

6

«Вызов номеров»

1

7

«Невод»

1

8

«Залп без дома»

1

итого

34

Игровая карточка № 1

   Название игры: «Река и ров»  Содержание: Занимающиеся построены на середине зала (площадки) в колонну по одному. Справа от колонны – ров, слева – река. Через реку надо переплыть (идти, имитируя руками движения пловца), через ров – перепрыгнуть. По сигналу учителя «Ров – справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку. Ему помогают выбраться, подавая руку. Все возвращаются и строятся посреди зала. По сигналу «Река – справа!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Попавшему в ров подают руку, он возвращается к товарищам. Выигрывает игрок, совершивший меньше ошибок.

Игровая карточка № 2

Название игры: «Совушка»

   Содержание: Играющие располагаются на площадке произвольно. Выбирается    «совушка». Её гнездо – в стороне от площадки. После слов учителя «День наступает – всё оживает» дети ходят, бегают, подражая полёту птиц. После слов «Ночь наступает – всё замирает» играющие останавливаются в той позе, в какой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться: уводит шевельнувшихся в своё гнездо. Учитель произносит «День...». Совушка уходит в гнездо,играющие «оживают».

Игровая карточка № 3

Название игры: «Ловушка в кругу»

Содержание: Посреди площадки чертят круг диаметром 4 – 5 м. Занимающиеся стоят по кругу. Выбирается водящий (ловишка). Он становится в центр круга. По сигналу «Раз, два, три – лови!» дети бегут, пересекая круг. Водящий должен дотронуться до них, не выходя из круга. Осаленный считается пойманным и временно выбывает из игры. Через 1 – 1,5 мин подаётся сигнал «Стой!». Подсчитываются пойманные. Из неосаленных выбирается новый водящий.

Правило: Ловить можно только в кругу.

Игровая карточка № 4

Название игры: «Ловушка с лентами»

Содержание: Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, заложенная за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-либо ленточку. Лишившийся её временно отходит в сторону. По сигналу учителя «В круг!» все бегут в круг. Ловишка подсчитывает взятые ленты и возвращает их детям.

Варианты: «Ноги от земли». Нельзя ловить успевших встать на какой-нибудь возвышающийся предмет. «С мячом». Водящий должен осалить убегающих мячом.

«С приседанием». Нельзя ловить присевшего игрока.

Игровая карточка № 5

Название игры: «Горелки»

Содержание: Играющие  становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди на расстоянии 3 – 4 м - водящий. Дети хором произносят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят,

Раз, два, три – беги!

После слова «Беги!» дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут вперёд вдоль колонны: один слева, а другой – справа. Выбегают вперёд, стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Он пытается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, он с пойманным образует новую пару и становится впереди колонны. Оставшийся без пары – водящий. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу.

Игровая карточка № 6

Название игры: «К своим флажкам»

Содержание: Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – ребёнок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. Учитель даёт сигнал «Все к своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

Игровая карточка № 7

Название игры: «Хитрая лиса»

Содержание: Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Учитель обходит круг и дотрагивается до кого-либо из играющих, который становится лисой. По сигналу дети открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко): «Хитрая лиса, где ты?» Лиса прыгает в центр круга и произносит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их. Запятнанный временно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг. Выбирается новая лиса.

Правило: Лиса не должна выдавать себя.

Усложнение: Можно выбрать 2 – 3 лисы.

Игровая карточка № 8

Название игры: «Подкрадись к спящему»

 Содержание: Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на противоположных концах зала. Одна команда садится на корточки и «засыпает». По сигналу вторая команда подкрадывается к первой как можно ближе. По второму сигналу, первая команда «внезапно просыпается» и догоняет вторую команду, пытаются осалить игроков. Осаленные игроки временно выбывают из игры. Догонять можно только до «дома» второй команды. Через 2 – 3 раза команды меняются местами. Отмечаются самые смелые игроки, которые «подкрадываются» ближе всех.

Игровая карточка № 9

Название игры: «Охотники и зайцы»

Содержание: На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2 – 3 игрока. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. Учитель произносит: «Охотник!» - игроки бегут в домики, водящий бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.

Правило: В руках у охотника может быть 2-3 мяча. Стрелять в зайцев, которые находятся в домиках, нельзя.

Игровая карточка № 10

Название игры: «Передал - садись»

Содержание: Занимающиеся построены в 2-4 колонны. Выбирается капитан, который становится в 3-4 шагах лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей команды, который возвращает его и приседает. Затем капитан передаёт мяч второму игроку, третьему и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Игра усложняется, если последний в колонне, получив мяч, бежит на место капитана, а тот встаёт в начале колонны.

Игровая карточка № 11

Название игры: «Медведи и пчёлы»

Содержание: Улей (гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной – луг. В стороне – берлога медведей. Играющие делятся на две команды. «Пчёлы» помещаются в улье (на стенке), медведи – в берлоге. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом. После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Как только учитель подаст команду «Медведи!», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят (осаливают). Ужаленные не участвуют в очередной игре. После двух повторений игроки меняются ролями.

Игровая карточка № 13

Название игры: «Лиса и куры»

Содержание: Из числа учащихся выделяются лиса, петух и охотник, остальные – куры. В зале, в 3 метрах одна от другой, расставляются гимнастические скамейки (насесты). Лиса уходит в свою нору. Охотник с двумя мячами находится в отведённом для него месте. Петух с курами гуляют по залу, собирают зёрна, хлопают крыльями. По сигналу учителя лиса подкрадывается к курам. Петух, заметив её, даёт сигнал «ку-ка-ре-ку» Все куры должны быстро взлететь на насесты. Петух прыгает последним. Лиса, ворвавшись в курятник, старается осалить и увести с собой какую-нибудь курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую с него. За один набег лиса может утащить только одну курицу. В это же время охотник стреляет в лису – старается попасть мячом с 5-6 шагов. Если лиса подстрелена, выбирается другая лиса. Если сумела убежать, пойманная курица остаётся в доме лисы, которая продолжает охоту. После слов учителя «Лиса ушла» дети спрыгивают со скамеек и гуляют по залу. После 2-3 раз выбираются новые водящие.

Игровая карточка № 14

Название игры: «Запрещённое движение»

Содержание: Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры, учитель выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Повторивший его делает шаг вперёд, затем продолжает играть. Запрещённое движение следует менять после 4-5 повторений.

Игровая карточка № 15

Название игры: «Цепочка»

Содержание: Двое из играющих, взявшись за руки, ловят детей. Пойманные присоединяются и образуют «цепочку», которая не должна разрываться во время ловли. Можно сделать 2-3 водящих и отметить, у кого длиннее получится цепочка.

Варианты: «Рыбаки и рыбка», «Невод».

Игровая карточка № 16

Название игры: «Свободное место»

Содержание: Играющие образуют круг. Водящий бежит за ним, дотрагивается до кого-либо и продолжает движение. Запятнанный бежит в обратную сторону, стремясь опередить водящего и занять своё место. Встречаясь, игроки здороваются: подают друг другу руки, приседают. Тот, кто не успел занять «свободное место», водит.

Игровая карточка №17

Название игры: «Третий лишний»

Содержание: Играющие становятся по два в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. Убегающий занимает место перед какой-либо парой. Стоящий сзади убегает, водящий устремляется за ним. Осаленный становится водящим.

Игровая карточка № 18

Название игры: «Медвежата на льдине»

Содержание: На площадке обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие – «медвежата». По сигналу медведи, взявшись за руки, начинают ловить медвежат. Задержанного отводят на льдину. Когда на ней два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата. Пары могут ловить играющих, только окружая их руками.

Игровая карточка № 19

Название игры: «Бездомный заяц»

Содержание: Играющие, кроме двух водящих, становятся в обручи, расположенные в разных местах площадки. Это – «дома». Один из водящих - «волк», другой - «бездомный заяц». Заяц, спасаясь от преследования, забегает в любой «дом». Игрок, к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями.

Игровая карточка № 20

Название игры: «Караси и щука»

Содержание: На одной стороне площадки находятся играющие (караси), посреди – водящий (щука). По сигналу караси перебегают на другую сторону, щука их ловит. Пойманные берутся за руки и образуют «невод». Теперь караси должны перебегать на другую строну через невод (под руками). Щука подстерегает их. Когда будет поймано 8-10 игроков, образуют «корзины» – круги, через которые нужно пробегать. Если пойманных будет больше, образуется «верша» - коридор, через который должны пробегать оставшиеся. Щука стоит у выхода из верши и ловит бегущих.

Игровая карточка № 21

Название игры: «Стой!»

Содержание: Все игроки, кроме водящего, образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. По сигналу водящий ударяет мячом о пол и называет номер. Все разбегаются, а названный игрок становится новым водящим. Он бежит к мячу и старается побыстрее взять его, после чего говорит: «Стой!» Все останавливаются, водящий бросает мяч в кого-либо из играющих. При попадании игроки меняются ролями.

Игровая карточка № 22

Название игры: «Охотники и утки»

Содержание: Все играющие встают по кругу. После расчёта на первый-второй, вторые номера (утки) входят в круг, первые (охотники) остаются на местах. По сигналу учителя охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитый выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все утки не будут осалены. После этого команды меняются местами.

Игровая карточка № 23

Название игры: "Собери флажки"

Содержание: На старте – восемь участников. По сигналу они начинают бег и стараются завладеть флажком, установленным на каждом этапе. Не успевшие это сделать игроки выбывают из игры. После второго этапа остаётся шесть участников, затем четыре и, наконец, соревнуются лишь двое сильнейших.

Правила: Игрок, уронивший флажок на землю, должен сначала поднять его и только затем продолжить бег. Победителем является игрок, овладевший последним флажком. Методические указания: Необходимо расставить через каждые 10-20 м группы флажков. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем начинающих игру участников забега, во втором – ещё на два флажка меньше и т.д. Итак, если старт принимают 10 человек, то флажков должно быть 8, 6, 4, 2, 1.

Игровая карточка № 24

Название игры: "Убегай - догоняй"

Содержание: Две команды – «Догоняй» и «Убегай» - располагаются в шеренгах в 20-30 м одна от другой. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между командами чертят два круга, в которые ставят два флага. В ближайший от команды «Убегай» круг кладут мяч. Преподаватель называет любой номер. Игроки разных команд, имеющие этот номер, одновременно выбегают вперёд. Задача игрока из команды «Убегай» - взять мяч, обежать с ним сначала ближний, а затем дальний флаг и вернуться за линию своей команды. Игрок противоположной команды должен догнать убегающего, преследуя его по тому же пути (вокруг флагов) до линии.

Методические указания: Наблюдая за игроками, преподаватель должен называть номер, менее всего готовый к старту. После того как все игроки будут вызваны по одному разу, команды должны меняться ролями.

Игровая карточка № 25

 Название игры: "В горку и с горки"

Содержание: Встречная или линейная эстафета проводится на склоне горки. Игроки команд, стоящие внизу, несут эстафету вверх, а получившие эстафетную палочку спускаются вниз и т.д. Правила: Игра продолжается до тех пор, пока команды вновь не займут свои прежние позиции (сделав пробежку вниз и вверх).

 Тематическое планирование  по подвижным играм  4 класс

Содержание

Количество часов

Примерные сроки

Тема 1: Лёгкая атлетика.

9

1

«Мяч соседу»

1

Сентябрь, октябрь

2

«Метко е цель»

1

3

«Космонавты»

1

4

«Мышеловка»

1

5

«Салки с ленточками»

1

6

«Кто дальше бросит»

1

7

«Мяч среднему»

1

8

«Белые медведи»

1

9

«Кто обгонит»

1

Тема 2: Гимнастика с основаниями акробатики.

7

1

«Альпинисты»

1

Ноябрь, декабрь

2

«Догонялки на марше»

1

3

«Гонки мячей по кругу»

1

4

«Посадка картофеля»

1

5

«Кузнечики»

1

6

«Парашютисты»

1

7

«Отгадай, чей голос»

1

Тема 3: лыжная подготовка.

10

1

«Кто дальше скатится с горки»

1

Январь, февраль, март

2

«Быстрый лыжник»

1

3

«3а мной»

1

4

«Охотники и зайцы»

1

5

«На буксире»

1

6

«Финские санки»

1

7

«Кто дольше прокатиться»

1

8

«Куда укатиться за два шага»

1

9

«Попади в ворота»

1

10

«Подвижная цель»

1

Тема 4: Лёгкая атлетика.

8

1

 «Река и ров» 

1

Апрель, май

2

«Ловушка в кругу»

1

3

«Совушка»

1

4

«Ловушка с лентами»

1

5

«Горелки»

1

6

«Хитрая лиса»

1

7

«Подкрадись к спящему»

1

8

«Медведи и пчёлы»

1

итого

34

Игровая карточка № 1

Название игры: «Река и ров»

 Содержание: Занимающиеся построены на середине зала (площадки) в колонну по одному. Справа от колонны – ров, слева – река. Через реку надо переплыть (идти, имитируя руками движения пловца), через ров – перепрыгнуть. По сигналу учителя «Ров – справа!» дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку. Ему помогают выбраться, подавая руку. Все возвращаются и строятся посреди зала. По сигналу «Река – справа!» дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Попавшему в ров подают руку, он возвращается к товарищам. Выигрывает игрок, совершивший меньше ошибок.

Игровая карточка № 2


Название игры: «Совушка»

   Содержание: Играющие располагаются на площадке произвольно. Выбирается    «совушка». Её гнездо – в стороне от площадки. После слов учителя «День наступает – всё оживает» дети ходят, бегают, подражая полёту птиц. После слов «Ночь наступает – всё замирает» играющие останавливаются в той позе, в какой их застал сигнал. Совушка выходит охотиться: уводит шевельнувшихся в своё гнездо. Учитель произносит «День...». Совушка уходит в гнездо, играющие «оживают».

Игровая карточка № 3

Название игры: «Ловушка в кругу»

Содержание: Посреди площадки чертят круг диаметром 4 – 5 м. Занимающиеся стоят по кругу. Выбирается водящий (ловишка). Он становится в центр круга. По сигналу «Раз, два, три – лови!» дети бегут, пересекая круг. Водящий должен дотронуться до них, не выходя из круга. Осаленный считается пойманным и временно выбывает из игры. Через 1 – 1,5 мин подаётся сигнал «Стой!». Подсчитываются пойманные. Из неосаленных выбирается новый водящий.

Правило: Ловить можно только в кругу.

Игровая карточка № 4

Название игры: «Ловушка с лентами»

Содержание: Играющие стоят по кругу. У каждого из них цветная ленточка, заложенная за пояс или ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за играющими, стремясь взять у кого-либо ленточку. Лишившийся её временно отходит в сторону. По сигналу учителя «В круг!» все бегут в круг. Ловишка подсчитывает взятые ленты и возвращает их детям.

Варианты: «Ноги от земли». Нельзя ловить успевших встать на какой-нибудь возвышающийся предмет.«С мячом». Водящий должен осалить убегающих мячом.«С приседанием». Нельзя ловить присевшего игрока.

Игровая карточка № 5

Название игры: «Горелки» Содержание: Играющие  становятся парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди на расстоянии 3 – 4 м - водящий. Дети хором произносят:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.Глянь на небо – птички летят, Колокольчики звенят,Раз, два, три – беги! После слова «Беги!» дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут вперёд вдоль колонны: один слева, а другой – справа. Выбегают вперёд, стараются снова взяться за руки и стать впереди водящего. Он пытается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удаётся это сделать, он с пойманным образует новую пару и становится впереди колонны. Оставшийся без пары – водящий. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу.

Игровая карточка № 6

Название игры: «К своим флажкам»

Содержание: Играющие делятся на 4 команды и становятся в кружки. В центре каждого – ребёнок с цветным флажком в поднятой руке. Все остальные по сигналу разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время игроки с флажками тихо и быстро меняются местами. Учитель даёт сигнал «Все к своим флажкам!», дети открывают глаза, ищут свои флажки, быстро бегут к ним и вновь образуют кружки. Побеждает команда, сделавшая это быстрее.

Игровая карточка № 7

Название игры: «Хитрая лиса» Содержание: Играющие стоят по кругу с закрытыми глазами. Учитель обходит круг и дотрагивается до кого-либо из играющих, который становится лисой. По сигналу дети открывают глаза и трижды повторяют (тихо, громче, громко): «Хитрая лиса, где ты?» Лиса прыгает в центр круга и произносит: «Я здесь!» Дети разбегаются, а лиса ловит (пятнает) их. Запятнанный временно выбывает из игры. По сигналу дети вновь образуют круг. Выбирается новая лиса.

Правило: Лиса не должна выдавать себя. Усложнение: Можно выбрать 2 – 3 лисы.

Игровая карточка № 8

Название игры: «Подкрадись к спящему»

 Содержание: Играющие делятся на две команды и становятся в шеренги на противоположных концах зала. Одна команда садится на корточки и «засыпает». По сигналу вторая команда подкрадывается к первой как можно ближе. По второму сигналу, первая команда «внезапно просыпается» и догоняет вторую команду, пытаются осалить игроков. Осаленные игроки временно выбывают из игры. Догонять можно только до «дома» второй команды. Через 2 – 3 раза команды меняются местами. Отмечаются самые смелые игроки, которые «подкрадываются» ближе всех.

Игровая карточка № 9

Название игры: «Охотники и зайцы»

Содержание: На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2 – 3 игрока. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на поляну и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. Учитель произносит: «Охотник!» - игроки бегут в домики, водящий бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.

Правило: В руках у охотника может быть 2-3 мяча. Стрелять в зайцев, которые находятся в домиках, нельзя.

Игровая карточка № 10

Название игры: «Передал - садись»

Содержание: Занимающиеся построены в 2-4 колонны. Выбирается капитан, который становится в 3-4 шагах лицом к колонне. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей команды, который возвращает его и приседает. Затем капитан передаёт мяч второму игроку, третьему и т.д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, капитан поднимает его вверх. Выигрывает команда, которая первой закончит игру. Игра усложняется, если последний в колонне, получив мяч, бежит на место капитана, а тот встаёт в начале колонны.

Игровая карточка № 11

Название игры: «Медведи и пчёлы»

Содержание: Улей (гимнастическая стенка) находится на одной стороне площадки. На противоположной – луг. В стороне – берлога медведей. Играющие делятся на две команды. «Пчёлы» помещаются в улье (на стенке), медведи – в берлоге. По сигналу пчёлы вылетают из улья, летят на луг за мёдом. После этого медведи выбегают из берлоги, забираются в улей и лакомятся мёдом. Как только учитель подаст команду «Медведи!», пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят (осаливают). Ужаленные не участвуют в очередной игре. После двух повторений игроки меняются ролями.

Игровая карточка № 13

Название игры: «Лиса и куры»Содержание: Из числа учащихся выделяются лиса, петух и охотник, остальные – куры. В зале, в 3 метрах одна от другой, расставляются гимнастические скамейки (насесты). Лиса уходит в свою нору. Охотник с двумя мячами находится в отведённом для него месте. Петух с курами гуляют по залу, собирают зёрна, хлопают крыльями. По сигналу учителя лиса подкрадывается к курам. Петух, заметив её, даёт сигнал «ку-ка-ре-ку» Все куры должны быстро взлететь на насесты. Петух прыгает последним. Лиса, ворвавшись в курятник, старается осалить и увести с собой какую-нибудь курицу, не успевшую взлететь на насест или соскочившую с него. За один набег лиса может утащить только одну курицу. В это же время охотник стреляет в лису – старается попасть мячом с 5-6 шагов. Если лиса подстрелена, выбирается другая лиса. Если сумела убежать, пойманная курица остаётся в доме лисы, которая продолжает охоту. После слов учителя «Лиса ушла» дети спрыгивают со скамеек и гуляют по залу. После 2-3 раз выбираются новые водящие.

Игровая карточка № 14

Название игры: «Запрещённое движение»

Содержание: Играющие вместе с учителем становятся в круг. Объяснив условия игры, учитель выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Повторивший его делает шаг вперёд, затем продолжает играть. Запрещённое движение следует менять после 4-5 повторений.

Игровая карточка № 15

Название игры: «Цепочка»

Содержание: Двое из играющих, взявшись за руки, ловят детей. Пойманные присоединяются и образуют «цепочку», которая не должна разрываться во время ловли. Можно сделать 2-3 водящих и отметить, у кого длиннее получится цепочка.

Варианты: «Рыбаки и рыбка», «Невод».

Игровая карточка № 16

Название игры: «Свободное место» Содержание: Играющие образуют круг. Водящий бежит за ним, дотрагивается до кого-либо и продолжает движение. Запятнанный бежит в обратную сторону, стремясь опередить водящего и занять своё место. Встречаясь, игроки здороваются: подают друг другу руки, приседают. Тот, кто не успел занять «свободное место», водит.

Игровая карточка №17

Название игры: «Третий лишний»Содержание: Играющие становятся по два в затылок друг другу, по кругу, лицом к центру. Убегающий занимает место перед какой-либо парой. Стоящий сзади убегает, водящий устремляется за ним. Осаленный становится водящим.

Игровая карточка № 18

Название игры: «Медвежата на льдине» Содержание: На площадке обозначается льдина. На ней два «медведя». Остальные играющие – «медвежата». По сигналу медведи, взявшись за руки, начинают ловить медвежат. Задержанного отводят на льдину. Когда на ней два медвежонка, они также берутся за руки и начинают ловить. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все медвежата. Пары могут ловить играющих, только окружая их руками.

Игровая карточка № 19

Название игры: «Бездомный заяц» Содержание: Играющие, кроме двух водящих, становятся в обручи, расположенные в разных местах площадки. Это – «дома». Один из водящих - «волк», другой - «бездомный заяц». Заяц, спасаясь от преследования, забегает в любой «дом». Игрок, к которому забежал бездомный заяц, лишается места и сам становится бездомным зайцем. Если волк запятнает зайца, они меняются ролями.

Игровая карточка № 20

Название игры: «Караси и щука» Содержание: На одной стороне площадки находятся играющие (караси), посреди – водящий (щука). По сигналу караси перебегают на другую сторону, щука их ловит. Пойманные берутся за руки и образуют «невод». Теперь караси должны перебегать на другую строну через невод (под руками). Щука подстерегает их. Когда будет поймано 8-10 игроков, образуют «корзины» – круги, через которые нужно пробегать. Если пойманных будет больше, образуется «верша» - коридор, через который должны пробегать оставшиеся. Щука стоит у выхода из верши и ловит бегущих.

Игровая карточка № 21

Название игры: «Стой!» Содержание: Все игроки, кроме водящего, образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. По сигналу водящий ударяет мячом о пол и называет номер. Все разбегаются, а названный игрок становится новым водящим. Он бежит к мячу и старается побыстрее взять его, после чего говорит: «Стой!» Все останавливаются, водящий бросает мяч в кого-либо из играющих. При попадании игроки меняются ролями.

Игровая карточка № 22

Название игры: «Охотники и утки» Содержание: Все играющие встают по кругу. После расчёта на первый-второй, вторые номера (утки) входят в круг, первые (охотники) остаются на местах. По сигналу учителя охотники стараются попасть мячом в уток. Выбитый выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока все утки не будут осалены. После этого команды меняются местами.

Игровая карточка № 23

Название игры: "Собери флажки"Содержание: На старте – восемь участников. По сигналу они начинают бег и стараются завладеть флажком, установленным на каждом этапе. Не успевшие это сделать игроки выбывают из игры. После второго этапа остаётся шесть участников, затем четыре и, наконец, соревнуются лишь двое сильнейших.

Правила: Игрок, уронивший флажок на землю, должен сначала поднять его и только затем продолжить бег. Победителем является игрок, овладевший последним флажком. Методические указания: Необходимо расставить через каждые 10-20 м группы флажков. В первом ряду флажков должно быть на два меньше, чем начинающих игру участников забега, во втором – ещё на два флажка меньше и т.д. Итак, если старт принимают 10 человек, то флажков должно быть 8, 6, 4, 2, 1.

Игровая карточка № 24

Название игры: "Убегай - догоняй"

Содержание: Две команды – «Догоняй» и «Убегай» - располагаются в шеренгах в 20-30 м одна от другой. Игроки рассчитываются по порядку номеров. Между командами чертят два круга, в которые ставят два флага. В ближайший от команды «Убегай» круг кладут мяч. Преподаватель называет любой номер. Игроки разных команд, имеющие этот номер, одновременно выбегают вперёд. Задача игрока из команды «Убегай» - взять мяч, обежать с ним сначала ближний, а затем дальний флаг и вернуться за линию своей команды. Игрок противоположной команды должен догнать убегающего, преследуя его по тому же пути (вокруг флагов) до линии.

Методические указания: Наблюдая за игроками, преподаватель должен называть номер, менее всего готовый к старту. После того как все игроки будут вызваны по одному разу, команды должны меняться ролями.

Игровая карточка № 25

 Название игры: "В горку и с горки"

Содержание: Встречная или линейная эстафета проводится на склоне горки. Игроки команд, стоящие внизу, несут эстафету вверх, а получившие эстафетную палочку спускаются вниз и т.д. Правила: Игра продолжается до тех пор, пока команды вновь не займут свои прежние позиции (сделав пробежку вниз и вверх).

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.

2.     «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005 г.

4.      «Поурочные разработки по физкультуре. 1- 4 классы. Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование. 2 издание исп. М.: ВЫАКО, 2005

5.      Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г

6.       Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г

7.      Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс, 

2006 г

8.      Шарова Ю.Н., Василькова Т.Я. , Зуева Е.А.«Новгородские традиционные игры» Великий Новгород,  Центр творческого развития и гуманитарного образования «Визит», 1999 г

9.   Л.И.Гурович, Г.П.Иванова, Н.М. Люкшинов.  «Спортивные и подвижные игры»

10. И.И. Должиков .Методическая разработка 2012года. Физическая культура в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Подвижные игры народов мира"

Данная программа решает проблему организации внеурочной деятельности младших школьников.     Школьники, освоившие программу «Подвижные игры народов мира»  приобретают к...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...