Главные вкладки

    Рабочая программа ФГОС по физической культуре.
    методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему

    Грук Наталья Юрьевна

    Рабочая программа по ФГОС по физической культуре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon novaya_poyasnit.zapiska5-9.doc306.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по физической культуре для 5-9  классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и  примерной программы по физической культуре 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2016 г  М.Я. Виленского –ISBN 978-5-09-037882-6.

    Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. Он включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

    Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен полнотой, доступностью предложенного материала и условиями материальной базы, климатическими условиями.

    Рабочая программа имеет целью - формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни и  способствует решению следующих задач изучения на второй ступени образования:

    • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
    • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта:
    • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
    • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
    • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

    Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:

    • реализацию принципа вариативности, который лежит в основе  планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения;
    • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности обучающихся;
    • соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
    • расширение межпредметных связей, ориентирующих  учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
    • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. 

          Cпецифика курса физической культуры требует особой организации учебной деятельности школьников в форме проведения разнообразных уроков физической культуры. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

    Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

    Физкультурное образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.

    В концепции проекта нового стандарта по физической культуре в общеобразовательных школах в качестве механизма повышения качества образования предлагается ориентация не столько на обновление самого учебного содержания, которое представлено в стандарте 2004 г. и направлено на формирование ключевых компетенций, культуры здоровья — в начальной, технической — в основной, и социально-ориентированной — в средней школе, сколько на разработку и внедрение систему требований к результатам освоения содержания образовательного стандарта. Деятельная основа современного образования по физической культуре базируется на концепции личностного социального и познавательного развития учащихся, что определяется характером и содержанием этой деятельности. Эта деятельность задаёт структурную организацию учебного предмета, которая направлена на формирование физкультурной грамотности, культуры здоровья, активного вовлечения детей в самостоятельные занятия по укреплению собственного здоровья, развитию физических качеств и освоению двигательных действий в различных формах досуга и отдыха с использованием средств физической культуры.

    Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры. Эта сила делает неуклюжего - ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.

    Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

    Физическая культура – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

    Научно-технический прогресс, бурное развитие средств массовой информации, повышение образовательного уровня родителей, совершенство методов обучения – все это, безусловно, определяет более раннее и более высокое интеллектуальное развитие современной молодежи. Ускоренное созревание организма повышает умственную и физическую работоспособность юношей и девушек, что позволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиями школьных программ.

    Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность. 

         В федеральном базисном учебном плане на предмет физической культуры в 5 – 9 классах выделяется 3 учебных часа в неделю. Общее число часов за 5 лет обучения составляет 520 часов:  во 5 9 классах по 102 часов.  

              Программный материал представлен следующими разделами:

    1. «Знания о физической культуре»:

    • история физической культуры
    • физическая культура (основные понятия)
    • физическая культура человека

    2. «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»:

    • организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой
    • оценка эффективности занятий физической культурой

    3. «Физическое совершенствование»:

    • физкультурно-оздоровительная деятельность
    • спортивно-оздоровительная деятельность (гимнастика с основами акробатики; легкая атлетика; спортивные игры; плавание; прикладно-ориентированная подготовка; упражнения общеразвивающей направленности).

    Учитывая вышеизложенное, учебное время на прохождение программного материала распределяется следующим образом:

    Новизна  рабочей программы заключается в расширении и углублении содержания примерной программы элементами содержания авторской программы. Программа ориентирована на воспитание у учеников второй ступени образования стремления к самопознанию, усилению мотивации и развитию познавательного интереса к занятиям физическими упражнениями.

    Элементы содержания авторской программы в календарно-тематическом планировании и в содержании учебного материала выделены курсивом.

             При организации процесса обучения в раках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

    • развивающее обучение;
    • информационно- коммуникативные;
    • личностно-ориентированное;
    • игровые;
    • здоровьесберегающие.

             

                   Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

    освоения учебного предмета «Физическая культура»

    В соответствии с ФГОС данная рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности», «Основы проектно-исследовательской деятельности», «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».      

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

    Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

    Личностные результаты:

    1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

    2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

    3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

    4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

    5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

    6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

    9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

    10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

    11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные результаты:

    1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

    5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

    7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    8) навыки смыслового чтения;

    9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

    11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

           Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

    Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

    В области познавательной культуры:

    • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
    • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
    • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

    В области нравственной культуры:

    • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
    • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
    • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

    В области трудовой культуры:

    • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
    • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
    • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

    В области эстетической культуры:

    • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
    • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
    • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

             В области коммуникативной культуры:

    • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
    • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
    • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

    В области физической культуры:

    • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
    • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
    • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

    В области познавательной культуры:

    • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
    • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
    • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

    В области нравственной культуры:

    • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
    • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
    • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

    В области трудовой культуры:

    • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
    • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
    • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

    В области эстетической культуры:

    • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
    • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
    • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

    В области коммуникативной культуры:

    • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
    • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
    • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

    В области физической культуры:

    • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
    • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
    • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

            Выпускник научится:

    • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

    • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

    • понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга;

    • определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

    • разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

    • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

    • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

    • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;

    • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

    Способы двигательной (физкультурной) деятельности

    Выпускник научится:

    • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

    • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

    • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

    • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

    • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

    • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

      Физическое совершенствование

    Выпускник научится:

    • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

    • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

    • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

    • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

    • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

    • выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

    • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

    • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега,

    • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

    • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

                                           Содержание учебного предмета «Физическая культура»

    Знания о физической культуре

    5 класс

    История физической культуры

    Олимпийские игры древности.

    Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

    История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

    Физическая культура (основные понятия)

    Физическое развитие человека.

    Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

    Физическая культура человека

    Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

                                                                                   6 класс

    История физической культуры

    Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

    Физическая культура (основные понятия)

    Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

    Физическая культура человека

    Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

                                                                                    7 класс

    История физической культуры

    Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).

    Физическая культура (основные понятия)

    Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

    Физическая культура человека

    Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

                                                                             8 класс

    История физической культуры

    Организация и проведение пеших туристических походов

    Физическая культура (основные понятия)

    Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

    Адаптивная физическая культура.

    Физическая культура человека.

    Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

    9 класс

    История физической культуры

    Физическая культура в современном обществе.

    Физическая культура (основные понятия)

    Спортивная подготовка.

    Здоровье и здоровый образ жизни.

    Физическая культура человека

    Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

                                               Способы двигательной (физкультурной) деятельности

    5 класс

    Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

    Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).

    Самонаблюдение и самоконтроль.

                                                                                   6 класс

    Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

    Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).

    Самонаблюдение и самоконтроль.

    Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).

                                                                                  7 класс

    Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

    Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).

    Оценка эффективности занятий физической культурой.

    Самонаблюдение и самоконтроль.

    8 класс

    Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

    Планирование занятий физической культурой

    Оценка эффективности занятий физической культурой.

    Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).

                                                                                      9 класс

    Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

    Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.

    Оценка эффективности занятий физической культурой.

    Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

                                                                    Физическое совершенствование

    5-9 классы

    Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

    Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

    Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

    Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.

    Акробатические упражнения и комбинации.

    Ритмическая гимнастика (девочки).

    Опорные прыжки.

    Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

    Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

    Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).

    Лёгкая атлетика. Беговые упражнения.

    Прыжковые упражнения.

    Метание малого мяча.

    Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.

    Волейбол. Игра по правилам.

    Футбол. Игра по правилам.

    Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

    Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

    Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

    Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, коорди-нации движений.

    Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

    Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

    Содержание программы

    1. «Знания о физической культуре»

    История физической культуры.

    - Олимпийские игры древности: мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности.

    - Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения: возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

    - История зарождения олимпийского движения в России: Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А.Д. Бутовского в эго становлении и развитии.

    - Олимпийское движение в России (СССР): основные этапы развития олимпийского движения в России.

    Физическая культура (основные понятия)

    - Физическое развитие человека: понятие о физическом развитии, характеристика его основных показателей.

    - Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств: физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических качеств.

    - Адаптивная физическая культура: адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья.

    - Здоровье и здоровый образ жизни: здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании.

    Физическая культура человека.

    - Режим дня, его основное содержание и правила планирования: режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность человека.

    - Закаливание организма: закаливание организма способами принятия воздушных ванн, купания.

    - Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности: влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения).

    - Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом: оказание доврачебной помощи во время занятий физической культурой и спортом.

    2. Способы двигательной (физкультурной) деятельности.

    Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.

    - Подготовка к занятиям физической культурой: требования безопасности и гигиенические правила при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической (технической) подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки).

    - Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен): составление (по образцу) индивидуальных планов занятий физической подготовкой,  выделение основных частей  занятий, определение их направленности и содержания.

    - Организация досуга средствами физической культуры: организация досуга средствами физической культуры, характеристика занятий подвижными и спортивными играм.

    - Самонаблюдение и самоконтроль: самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели осанки.

    - Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельность: ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности.

    - Оценка техники движений, способы выявления: простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу сличения его с эталоном.

             3. Физическое совершенствование.

    3.1. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

    Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

    - Комплексы упражнений физкультминуток и физкультпауз.

    - Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.

    Индивидуальные комплексы адаптивно (лечебной) и корригирующей физической культуры.

    - Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показателями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кровообращения, органов зрения).

    3.2. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

    Гимнастика с основами акробатики.

    Организующие команды и приемы:

    - построение и перестроение на месте;

    - перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением;

    - перестроение из колонны по два и по четыре  в колонну по одному разведением и слиянием;

    - передвижение в колонне с изменением длины шага.

    Акробатические упражнения и комбинации:

    - акробатические упражнения: кувырок вперед в группировке;

    - кувырок назад в упор присев;

    - из упора присев перекат назад в стойку на лопатках.

    Ритмическая гимнастика (девочки)

    - стилизованные общеразвивающие упражнения.

    Опорные прыжки:

    - прыжок на гимнастического козла с последующим спрыгиванием.

    Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)

    - передвижения ходьбой, приставными шагами, повороты стоя на месте, наклон вперед, стойка на коленях с опорой на руки, спрыгивание и соскок (вперед, прогнувшись); зачетная комбинация.

    Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине:

    -  висы согнувшись, висы прогнувшись

    Легкая атлетика.

    Беговые упражнения:

    - бег на короткие дистанции: от 10 до 15 м; 

    -  ускорение с высокого старта; бег с ускорением от 30 до 40 м; скоростной бег до 40 м; на результат 60 м;

    - высокий старт;

    - бег в равномерном темпе от 10 до 12 минут;

    - кроссовый бег; бег на 1000м.

    - варианты челночного бега 3х10 м.

    Прыжковые упражнения:

    - прыжок в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги»;

    - прыжок в высоту с 3-5 шагов разбега способом «перешагивание».

    Метание малого мяча:

    - метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены;

    - метание малого мяча на заданное расстояние; на дальность;

    - метание малого мяча в вертикальную неподвижную мишень;

    - броски набивного мяча двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди.

    Спортивные игры.

    Баскетбол:

    - стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;

    - остановка двумя шагами и прыжком;

    - повороты без мяча и с мячом;

    - комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)

    - ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости;

    - ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;

    - передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;

    - передача мяча одной рукой от плеча на месте;

    - передача мяча двумя руками с отскоком от пола;

    - штрафной бросок;

    - вырывание и выбивание мяча;

    - игра по правилам.

    Волейбол:

    -перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;

    - ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);

    - прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;

    - прием и передача мяча сверху двумя руками;

    - нижняя прямая подача;

    - игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

    Футбол:

    - стойка игрока; перемещения в стойке приставными шагами боком, спиной вперед, ускорения, старты из различных положений;

    - удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороны стопы;

    - удары по мячу серединой подъема стопы;

    - остановка катящегося мяча внутренней стороны стопы;

    - остановка мяча подошвой

    - ведение мяча по прямой;

    - удары по воротам указанными способами на точность попадания мячом в цель;

    - комбинация из освоенных элементов: ведение, прим мяча, остановка, удар по воротам;

    - игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров.

    Прикладно-ориентированные упражнения:

    - передвижение ходьбой, бегом по пересеченной местности;

    - лазанье по канату (мальчики);

    - лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально.

    - приземление на точность и сохранение равновесия;

    - преодоление полос препятствий.

    Упражнения общеразвивающей направленности.

    Общефизическая подготовка:

    - физические упражнения на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости.

    Гимнастика с основами акробатики:      Развитие гибкости

    - наклон туловища вперед, назад в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны;

    - упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечевого сустава (выкруты);

    - комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночника.

    - комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений;

    - упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).

    Развитие координации движений

    - преодоление препятствий прыжком с опорой на руки;

    - броски теннисного мяча в подвижную и не подвижную мишень, с места и разбега;

    - разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на месте и с продвижением;

    - прыжки на точность отталкивания и приземления.

    Развитие силы

    - подтягивание в висе и отжимание в упоре;

    - подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой перекладине (девочки);

    - отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног;

    - поднимание ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты;

    - метание набивного мяча из различных исходных положений;

    - комплексы упражнений избирательного воздействия на отдельные   мышечные группы (с увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения).

    Легкая атлетика.    Развитие выносливости

    - бег с максимальной скоростью в режиме повоторно-интервального метода;

    - бег с равномерной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности.

    Развитие силы

    - прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны);

    - запрыгивание с последующим спрыгиванием;

    - комплексы упражнений с набивными мячами.

    Развитие быстроты

    - бег на месте с максимальной скоростью и темпом с опорой на руки и без опоры;

    - повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по прямой);

    - прыжки через скакалку в максимальном темпе;

    - подвижные и спортивные игры, эстафеты.

    Баскетбол .    Развитие быстроты

    - ходьба, бег в различных направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и выполнением различных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево.);

    - выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой;

    - челночный бег (чередование дистанции лицом и спиной вперед);

    - прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега;

    - подвижные и спортивные игры, эстафеты.

    Развитие выносливости

    - повторный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом отдыха.

    Развитие координации движений

    - бег по гимнастической скамейке;

    - броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последующей его ловлей одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола).

    Футбол .     Развитие быстроты

    - старты из различных положений с последующим ускорением;

    - бег с максимальной скоростью по прямой, с остановками (по свистку, хлопку, - прыжки через скакалку в максимальном темпе;

    - прыжки по разметкам на правой (левой) ноге;

    - прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперед;

    - подвижные и спортивные игры, эстафеты.

    Тематическое планирование

    5 – 9 классы

    № п/п

    Наименование тем

    Класс

    Основные виды учебной деятельности

    5

    6

    7

    8

    9

    Количество часов

    1.

    «Знания о физической культуре»

    3

    3

    3

    3

    3

    «История физической культуры»

    1

    1

    1

    1

    1

    Определять основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из них.

    Объяснять причины включения упражнений из базовых видов спорта в школьную программу по физической культуре.

    «Физическая культура (основные понятия)»

    1

    1

    1

    1

    1

    Раскрывать понятия всестороннего и гармоничного развития личности, спортивной подготовки, здорового образа жизни.

    «Физическая культура человека»

    1

    1

    1

    1

    1

    Определять назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня.

    Использовать правила подбора и составления комплексов физических упражнений для физкультурно- оздоровительных занятий

    2.

    «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»

    3

    3

    3

    3

    3

    «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой»

    2

    2

    2

    1

    1

    Готовить места занятий в условиях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями.

    Выявлять факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и своевременно их устранять

    «Оценка эффективности занятий физической культурой»

    1

    1

    1

    2

    2

    Тестировать развитие основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития, определять приросты этих показателей по учебным четветям и соотносить их с содержанием и направленностью занятий физической культурой

    3.

    «Физическое совершенствование»

    99

    99

    99

    99

    96

    3.1.

    «Физкультурно-оздоровительная деятельность»

    4

    4

    4

    4

    4

    Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время этих занятий

    3.2.

    «Спортивно-оздоровительная деятельность общеразвивающей направленностью»

    91

    91

    91

    91

    88

    «Гимнастика с основами акробатики»

    12

    12

    12

    12

    12

    Знать и различать строевые команды, четко выполнять строевые команды. Описывать технику акробатических упражнений и составлять акробатические комбинации из числа разученных упражнений

    «Легкая атлетика»

    16

    16

    16

    16

    14

    Описывать технику выполнения беговых, прыжковых упражнений, технику метания малого мяча, осваивать их самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.

    «Спортивные игры»

    28

    28

    28

    28

    28

    - баскетбол

    9

    9

    9

    9

    9

    Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществлять судейство игры.

    Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

    - волейбол

    10

    10

    10

    10

    10

    Организовывать совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществлять судейство игры.

    Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

    - футбол

    9

    9

    9

    9

    9

    Организовывать совместные занятия футболом со сверстниками, осуществлять судейство игры.

    Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

    Подвижные игры

    35

    35

    35

    35

    34

    Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки.

    3.3.

    «Прикладно-ориентированная подготовка»

    4

    4

    4

    4

    4

    «Прикладно-ориентированные упражнения»

    4

    4

    4

    4

    4

    Организовывать совместные занятия прикладной физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.

    Владеть вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их технику в зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий

    3.4.

    «Упражнения общеразвивающей направленности»

    В процессе урока

    Организовывать совместные занятия  физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.

                                      Уровень физической подготовленности учащихся  11 – 15 л. Мальчики

    п/п

    Физические способности

    Контрольное упражнение

    (тест)

    Воз-раст

    Уровень

    низкий

    средний

    высокий

    1.

    Скоростные

    Бег 30 м

    11

    6,3 и выше

    6,1 – 5,5

    5,0 и ниже

    12

    6,0

    5,8 – 5,4

    4,9

    13

    5,9

    5,6 – 5,2

    4,8

    14

    5,8

    5,5 – 5,1

    4,7

    15

    5,5

    5,3 – 4,9

    4,5

    2.

    Координационные

    Челночный бег 3х10 м

    11

    9,7 и выше

    9,3 – 8,8

    8,5 и ниже

    12

    9,3

    9,0 – 8,6

    8,3

    13

    9,3

    9,0 – 8,6

    8,3

    14

    9,0

    8,7 – 8,3

    8,0

    15

    8,6

    8,4 – 8,0

    7,7

    3.

    Скоростно-силовые

    Прыжок в длину с места

    11

    140 и ниже

    160 - 180

    195 и выше

    12

    145

    165 - 180

    200

    13

    150

    170 - 190

    205

    14

    160

    180 - 195

    210

    15

    175

    190 - 205

    220

    4.

    Гибкость

    Наклон вперед из положения сидя

    11

    2 и ниже

    6 - 8

    10 и выше

    12

    2

    6 - 8

    10

    13

    2

    5 - 7

    9

    14

    3

    7 - 9

    11

    15

    4

    8 - 10

    12

    5.

    Силовые

    Подтягивание: на высокой перекладине из виса

    11

    1

    4 - 5

    6 и выше

    12

    1

    4 - 6

    7

    13

    1

    5 - 6

    8

    14

    2

    6 – 7

    9

    15

    3

    7 - 8

    10

    Девочки

    п/п

    Физические способности

    Контрольное упражнение

    (тест)

    Воз-раст

    Уровень

    низкий

    средний

    высокий

    1.

    Скоростные

    Бег 30 м

    11

    6,4 и выше

    6,3 – 5,7

    5,1 и ниже

    12

    6,3

    6,2 – 5,5

    5,0

    13

    6,2

    6,0 – 5,4

    5,0

    14

    6,1

    5,9 – 5,4

    4,9

    15

    6,0

    5,8- 5,3

    4,9

    2.

    Координационные

    Челночный бег 3х10 м

    11

    10,1 и выше

    9,7 – 9,3

    8,9 и ниже

    12

    10,0

    9,6 – 9,1

    8,8

    13

    10,0

    9,5 – 9,0

    8,7

    14

    9,9

    9,4 – 9,0

    8,6

    15

    9,7

    9,3 – 8,8

    8,5

    3.

    Скоростно-силовые

    Прыжок в длину с места

    11

    130 и ниже

    150 - 175

    185 и выше

    12

    135

    155 - 175

    190

    13

    140

    160 - 180

    200

    14

    145

    160 - 180

    200

    15

    155

    165 - 185

    205

    4.

    Гибкость

    Наклон вперед из положения сидя

    11

    4 и ниже

    8 - 10

    15 и выше

    12

    5

    9 - 11

    16

    13

    6

    10 - 12

    18

    14

    7

    12 - 14

    20

    15

    7

    12 - 14

    20

    5.

    Силовые

    Подтягивание: на низкой перекладине из виса лежа

    11

    4 и ниже

    10 - 14

    19 и выше

    12

    4

    11 - 15

    20

    13

    5

    12 – 15

    19

    14

    5

    13 – 15

    17

    15

    5

    12 - 13

    16

               Согласно ФГОС планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО уточняют

    и конкретизируют общее понимание образовательных результатов, в том числе метапредметных.

            Примерные программы  по учебным предметам. Физическая культура 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2016 г.– ISBN 978-5-09-037882-6 М. Я. Виленский

                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа для по физической культуре для девушек 10-11 классов

    Рабочая программа разработана на основе   авторской программы «Комплексной  программы физического воспитания  учащихся 1-11 классов » В. И . Ляха, А.А.Зданевича-Изд. 2-е- Волгоград...

    Программа ФГОС по физической культуре 5класс

    Полная разработка рабочей программы по новым стандартам 2016-2017уч.г....

    Рабочая программа ФГОС по физической культуре 1-4 классы

    Рабочая программа для начальных классов. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Физическая культура» по ФГОС второго поколения

    Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Физическая культура» по ФГОС второго поколения Ступень обучения - основное общее образование 5 класс Уровень обученности - базовый

    Рабочая программа « Физическая культура для 5-9 классов  разработана в соответствии  с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения  на основе авторской програ...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по физической культуре для учащихся 5 класса

         Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по физической культуре и авторской программы «Комплексная про­грамма физиче...

    Рабочая программа инструктора по физической культуре МБДОУ "ДС №382 г.Челябинска"

    Рабочая программа инструктора по физической культуре в МБДОУ "ДС №382 г.Челябинска"...