Оздоровительная физическая активность в образовательном процессе: малые формы
статья по физкультуре на тему

Телегина Нина Григорьевна

Один из приемов снижения негативного влияния длительной статистической и психоэмоциональной нагрузки в течении учебного дня – это использование малых форм физической активности. Это может быть вводная гимнастика до уроков, физкультминутки, физкуьтпаузы, подвижные игры на переменах и т.д. малые формы физической активности могут восполнить детям дефицит суточной потребности в движении, их используют не только для снятия утомления и повышения работоспособности, но и для развития когнитивных способностей (памяти, воображения) и оздоровления.

Малые формы оздоровительной физической активности представляют собой комплексы физический упражнений и элементов самомассажа продолжительностью от 1 до 5 минут. Их отличает относительно узкая направленность деятельности на решение частных задач укрепления здоровья и развития когнитивных возможностей; сравнительно небольшая протяженность во времени: незначительная физическая нагрузка; недиференцированность структуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оздоровительная физическая активность

 в воспитательно–образовательном процессе: малые формы

Современное общество предъявляет все более высокие требования к интеллектуальному и профессиональному развитию своих членов. Растут требования к подготовке и квалификации специалистов, сделавших образование на протяжении жизни ключевым вопросом конкурентоспособности индивида и общества в целом. Возрастает роль образования как фактора социализации на разных этапах жизни человека. В этой ситуации дети начинают целенаправленно обучаться с дошкольного возраста. Получение образования становится существенной составляющей в жизни каждого человека независимо от возраста.

Образовательные технологии, применяемые в обучении как школьников, так и специалистов в системе повышения квалификации, строятся на прямой трансляции текстов от преподавателя к слушателю, и сопровождаются длительным пребыванием в вынужденной позе сидя. Все это неблагоприятно сказывается на здоровье, что подтверждается на многочисленными исследованиями.

В настоящее время идет поиск путей сочетания интенсификации образования и укрепления здоровья населения. В этом процессе теория соседствует с практикой. С одной стороны, в школьные образовательные программы включают изучение понятия здоровья, факторов, его формирующих, и путей его сохранения. С другой стороны, адаптируют условия воспитательно-образовательного процесса к психофизиологическим особенностям детей.

Один из приемов снижения негативного влияния длительной статистической и психоэмоциональной нагрузки в течении учебного дня – это использование малых форм физической активности. Это может быть вводная гимнастика до уроков, физкультминутки, физкуьтпаузы, подвижные игры на переменах и т.д. малые формы физической активности могут восполнить детям дефицит суточной потребности в движении, их используют не только для снятия утомления и повышения работоспособности, но и для развития когнитивных способностей (памяти, воображения) и оздоровления.

Малые формы оздоровительной физической активности представляют собой комплексы физический упражнений и элементов самомассажа продолжительностью от 1 до 5 минут. Их отличает относительно узкая направленность деятельности на решение частных задач укрепления здоровья и развития когнитивных возможностей; сравнительно небольшая протяженность во времени: незначительная физическая нагрузка; недиференцированность структуры.

Систематически практикуемые малые формы занятий физическими упражнениями являются важными факторами оптимизации текущего функционального состояния занимающихся, вносят свой вклад в сохранение их здоровья и обеспечевание нормальной жизненной активности, являются общедоступными формами внедрения физической культуры в повседневный быт, служат профилактики гиподинамии. Значение их особенно возрастает, когда по каким-либо причинам физическая активность человека в конкретных условиях жизни ограничивается.

Использование физической активности с учетом состояния здоровья и степени усталости учащихся, ее направленность на усиление когнитивных функций обеспечивает выраженный оздоровительный эффект, повышает эффективность обучения.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАН выявили и проранжировали школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте и развитии, здоровье детей.

К их числу относятся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика.
  2. Интенсификация учебного процесса, перегруженность учебных программ

     фактологической информацией.

  1. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и

     функциональным возможностям школьников.

  1. Преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
  2. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований

     к организации учебного процесса.

  1. Функциональная безграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья.
  2. Массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  3. Частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
  4. Провалы в существующей системе физического воспитания.
  5. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и ЗОЖ ( в

             том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и  

             сексуального просвещения, недостаточное использование средств

             физического воспитания и спорта).

Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют в период интенсивного роста и развития организма; комплексно и системно; длительно и непрерывно (10-11 лет непрерывно). Поэтому, даже в случае минимального влияния каждого фактора, их суммарное воздействие значительно. Опасность влияния школьных факторов риска усиливается и тем, что их влияние на рост, развитие и здоровье детей проявляется не сразу, аккумулируется в течении ряда лет, и долго не привлекает внимание врачей, педагогов и родителей, пока не переходят в выраженную патологию.

Авторитарный стиль педагогической деятельности, который преобладает в большинстве образовательных учреждений, наносит немалый урон здоровью как обучающихся, так и самих учителей. Психологи считают, что из 100 конфликтов в школе 69 происходят по вине учителя. Все  усложняющийся учебный процесс, высокие требования к уровню подготовки мотивируют детей на достижение успеха в обучении. Успешность в обучении общении создает у человека положительные переживания, эмоции. Это в свою очередь формирует внутреннюю картину здоровья. Как только у ребенка теряются интерес к учебе, контакт с учителем, возникают проблемы с усвоением материала или его трансляцией, теряются положительные переживания, возникают отрицательные. Меняется внутренняя картина своего состояния, и из внутренней картины здоровья переходит во внутреннюю картину болезни.

Таким образом, состояние здоровья субьектов образовательного процесса не позволяет полностью реализовать все возрастающие требования образовательных стандартов.

Учение – это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Развитие структур и систем мозга подчинено базисным нейробиологическим закономерностям. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное отклонение, нарушение, отставание в развитии приводит к осложнениям в развитии психики.

Основными компонентами головного мозга, которые участвуют в формировании высших психических функций, являются лимбическая система и большие полушария. Лимбическая система связывает кору больших полушарий, производит эмоции, которые в свою очередь либо усиливают, либо ослабляют иммунную систему и влияют на обучение.

В ответ на любое раздражение (эмоциональная или познавательная информация) в лимбической системе происходит выброс биологических веществ – медиаторов. Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатываются вещества, которые активизируют мышление и улучшают запоминание. Развитие лимбической системы позволяет устанавливать социальные связи.

 По мере развития лимбической системы нервные сети соединяют сенсорные и моторные схемы с эмоциями и образуют память, создают предпосылки для развития воображения.

Кора больших полушарий состоит из нескольких долей, каждая из которых выполняет свои функции. Например, височная доля распознает основные характиристики звука, его высоту и ритм. Область слуховых ассоциаций в височной доле связана с пониманием устной речи. В вестибулярной области воспринимаются сигналы от раздражения полукружных канальцев (органа равновесия).

Лобная доля контролирует мышцы по всему телу и моторные (двигательные) ассоциации. В верхней лобной извилине левого полушария находится центр Брока, который переводит мысли к внешней, а затем и внутренней речи. Рядом (спереди от центральной борозды) находится зона, отвечающая за моторику рук. Центр письма находится в средней лобной извилине. Связь этих зон мозга используется в коррекционной работе. Кроме того, лобная зона контролирует социальное поведение, осуществляет синтез мыслей и эмоций. Нормально развитые лобные доли собирают информацию со всего остального мозга  и синтезируют ее в мышление.

Созревание мозга – процесс длительный и неравномерный и идет путем напластования новых уровней над старыми. Формирование парной работы полушарий мозга в онтогенезе происходит в 3 этапа. На 1 этапе (от внутриутробного периода до 2-3 лет) закладывается базис для межполушарного взаимодействия. На 2 этапе (от 3 до 7-8 лет) закрепляются межполушарные асимметрии, формируется функция по речи, сочетание доминантного полушария и ведущей руки, ноги, глаза, уха, функциональной активности. На 3 этапе (от 7 до 12-15 лет закрепляется приоритет лобных отделов левого полушария, происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения. Это центры контроля поведения, эмоции, речи, выстраивание целей.

В последние годы все большее внимание уделяется роли сенсорного притока в созревании функций мозга. Для развития той или иной моторной или психической функции  эволюционно заложены определенные сроки. В то же время «невостребованные» зоны мозга, т.е. не получающие своевременно сенсорной информации, задерживаются или отстают в развитии, что неблагоприятно отражается на состоянии ЦНС.

Наибольшее представительство в ЦНС принадлежит опорно-двигательному аппарату. Информация от опорно-двигательного аппарата , занимает большую часть систем спинного мозга, имеется на всех уровнях головного  мозга.

Проекция опорно-двигательного аппарата представлена в коре и черве мозжечка, коре больших полушарий. Включение в двигательную активность одновременно верхних и нижних конечностей активизирует работу всей ЦНС, позволяет ликвидировать очаги застойного возбуждения по принципу отрицательной индукции, снимает утомление. Механизм этого воздействия необходимо использовать в работе педагога. Обратим внимание на представительство пальцев в коре мозжечка и больших полушарий (рис). Это является морфофункциональным базисом высокой эффективности пальцевых гимнастик для развития мозга и высших психических функций.

Известно, что психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Работы В.М. Бехтерева П.К. Анохина доказали влияние сформированности тела на уровень развития психических функций и речи. И поэтому развивающая и формирующая работа должна быть направлена на приобретение навыков правильных движений, то есть от движения к мышлению, а не наоборот.

Создать ситуацию успеха для ученика, способствовать его более полному раскрытию, используя только свои внутренние резервы учителю не так-то легко. За повседневными заботами забываются знания о психофизиологических особенностях детей, которые были получены в вузе, не всегда используются приемы, известные из литературы, преобладают стереотипные реакции.

Малые формы физической активности, использованные непосредственно в процессе обучения, способны существенно повысить эффективность образовательного процесса, уменьшить утомляемость, стрессогенный компонент, стимулировать когнитивные функции.

Малые формы физической активности сопровождаются непродолжительным следовым эффектом, поэтому, будучи использованы 1-2 раза в течении урока, позволяют сохранить все перечисленные преимущества и свести влияние пребывания в вынужденной позе к минимуму. Однако интенсивность школьной нагрузки часто не позволяет учителю выделить время для тщательного разучивания с детьми физический упражнений и приемов самомассажа, кроме того, это увеличивает объем нового материала, который ребенок должен освоить в процессе учебы. Избежать всего перечисленного выше можно, сформировав преемственность малых форм физической активности в первых классах при начале обучения в школе. Такой подход позволяет обеспечить правильность выполнения задания всеми детьми, получение максимального оздоровительного эффекта и сэкономить время на уроке. кроме того, встреча с чем-то знакомым непосредственно в процессе занятия оказывает благоприятное влияние на психику ребенка.

Физическая нагрузка во время урока занимает от 1 до 2,5 минут. Порядок проведения физкультминуток зависит от количества уроков. доказано, что через 20 минут урока ребенок начинает уставать, и в этот момент необходима смена деятельности для восстановления внимания, работоспособности, восприятия учебной задачи. Поэтому физкультминутки проводятся через 20 минут после начала урока.

В первую смену на первом уроке организм еще не полностью проснулся. Поэтому упражнения, обеспечивающие активизацию организма и способствующие его пробуждению, адекватно стимулируют когнитивные функции.

Первые уроки идут при искусственном освещении, что утомительно для глаз и негативно влияют на усвоение предмета. Поэтому вторым этапом проводится гимнастика для глаз.

К третьему уроку длительное пребывание в вынужденной позе начинает негативно влиять на осанку. Поэтому третий этап включает упражнения на восстановление осанки.

Четвертым этапом проводится самомассаж для улучшения кровоснабжения головного мозга. Пятый этап посвящен психоэмоциональной разрядке. К шестому уроку у всех субъектов образовательного процесса накапливается усталость, что снижает эффективность усвоения материала. Поэтому шестым этапом используются упражнения и приемы самомассажа, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активизации мыслительной деятельности. Если дети на уроке много писали, проводится седьмой этап: упражнения для снятия напряжения с мелкой мускулатуры кистей.

Практическое занятие

Слушатели делятся на пары. Партнеры  в паре выполняют простой тест для оценки внимания:

  • Перечисление предметов по заданной тематике на одну букву в течении определенного отрезка времени (предметы одежды на букву К в течении 15 секунд);
  • Перечисление предметов кухонной утвари на букву С в течении того же времени;
  • Обратный счет четырехзначного числа за 10 секунд;
  • Составление слов из букв, составляющих длинное слово;
  • Поиск в таблице чисел в порядке прямого или обратного счета.

Физкультминутка

Активизация организма.

И.П. сидя, поднять руки, потянуться. Потянуться правой рукой вверх, левой рукой вверх, двумя руками. Самомассаж ушных раковин: надавить на козелки 3 раза, подергать уши вниз, в стороны, вставить указательные пальцы в уши, покрутить «ушки Чебурашки». Самомассаж волосистой части головы.

Повторяем тесты.

Сопоставление результатов.

Сопоставление результатов тестирования до и после выполнения упражнений должно показать увеличение количества правильных ответов, либо сокращение времени проведения тестирования в среднем на 30%.

Эффективность физкультминутки зависит от характера упражнений.

Наиболее выраженный стимулирующий эффект оказали самомассаж концевых фаланг пальцев, точечный самомассаж лица, самомассаж ушных раковин, волосистой части головы, пальцевые упражнения, ритмичные сокращения и расслабление лобной, затылочной, ушных мышц, коррекция положения головы и плечевого пояса, упражнения в носовом дыхании.

Менее эффективными оказались упражнения на расслабление мышц шеи и надплечий, лица, рук, кистей.

Упражнения для концентрации внимания

У детей с синдромом дефицита внимания , с гиперактивностью наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 5-15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается. Поэтому надо периодически проводить разнонаправленные, перекрестные двигательные упражнения:

  1. Прыжок – ноги врозь; вторым прыжком – ноги перекрестить;

      одновременно делаем перекрест рук.

  1. «Локоть – колено» - исходное положение стоя, на счет раз – одновременно поднимаем правое

     колено, наклоняемся левым локтем к правому колену. На счет два – руки на пояс.

  1. «Нос – ухо» -на счет раз хлопок ладонями; на счет два – правой рукой взяться за мочку левого уха, а левой рукой взяться за кончик носа. На счет три – хлопок, на счет четыре - поменяли руки.
  2. «Лезгинка» - левая рука несильно сжата в кулак пальцами к себе, правая ладонь раскрыта и прикасается средним пальцем к основанию мизинца. Затем меняем руки.
  3. Одновременно двумя руками вычертить в воздухе в зеркальном отражении нужную информацию.
  4. На выдохе произнести звук М-М-М, при этом покусывая язык.

Упражнения для профилактики зрительного утомления и близорукости

Упражнения проводятся в течении 2-3 минут в середине каждого урока. Эти упражнения можно выполнять и дома каждый час занятий и подготовки домашних заданий.

Упражнения для 1-4 классов

  1. И.П. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклониться вперед, к столу, выдох. Повторить 5 раз.
  2. И.П. –сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
  3. И.П. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
  4. И.П. – сидя, смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
  5. И.П. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх(вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

Упражнения для всех категорий обучающихся

  1. Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
  2. Выполняется сидя. Быстрые моргания в течении 1-2 минут.
  3. Выполняется стоя.

Упражнения для коррекции осанки

Руки в замок на затылке, локти в стороны, потянуться. Поднять руки ладонями вверх, потянуться, покачаться из стороны в сторону. Опустить согнутые руки через стороны до положения горизонтали, рывки руками.

Принять И.П. руки за спиной, пружинящие движения. Руки в замок, ладони от себя, вперед пружинящие движения.

Упражнения для стимуляции

 кровоснабжения головного мозга

Выполняется самомассаж лобно-височной области: поглаживание лба, растирание височных впадин основанием ладони.

Самомассаж волосистой части головы: поглаживание, подергивание за волосы.

Массаж ушных раковин: разминание завитка, массаж указательным пальцем глубокой части (чаши), надавливание на козелок.

Массаж задней поверхности шеи сверху вниз, разминание надплечий.

 

Психоэмоциональная разрядка

Сложить ладони за спиной, отвести плечи назад, грудное5 дыхание медленно: слушать, чувствовать, видеть внутренним взором, как воздух проходит во внутрь грудной клетки, раздвигает ребра, выходит. Когда входит воздух, плечи подаются чуть назад.

Одна рука сверху, другая снизу встречаются за спиной, если руки не достают, можно взять линейку, слегка, сколь приятно, потянуть верхнюю руку вниз, нижнюю – вверх; перекрестить локти перед грудью.

Пальцы рук переплести в замок, с медленным выдохом потянуть от себя руки. Повторить , поменяв положение рук.

Концентрация внимания

Упражнения для повышения памяти: большой палец поочередно сложить с кончиками остальных пальцев и, с силой нажимая, отгибают пальцы кнаружи по 20 раз, затем кончиком большого пальца сильно надавить на основание каждого пальца также по 20 раз.

Упражнения для повышения внимательности: во время медленного выдоха поочередно сгибать пальцы, начиная с большого пальца правой руки, заканчивая большим пальцем левой руки. Во время медленного вдоха разгибать пальцы в обратном порядке. Повторить 5-6 раз с открытыми и закрытыми глазами; кончики прямых пальцев правой руки подвести к основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак и наоборот. Повторить быстро попеременно 20 раз.

Для устранения умственного переутомления выполняется самомассаж мизинцев и упражнение: поднять руки над головой, зацепить их друг за друга кончиками пальцев и потянуть попеременно вправо и влево, слегка наклоняясь, в течении 5 секунд. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

Для снятия статистического напряжения

Выполняется самомассаж кистей, пальцев, ногтей в течении 20-30 секунд,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности

Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре  в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...

Моделирование образовательного процесса по физической культуре на основе использования средств оздоровительной направленности

Аннотация. Работа посвящена изучению проблемы моделирования образовательного процесса по физической культуре  в 5 классах на основе использования средств оздоровительной направленности. Были сфор...

Организация образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе

Организация педагогических условий образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе  позволяет расширить представление о возможных путях реализации...

Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Статья о  совершенствовании форм и методов работы с родителями  учащихся школ  для детей с ментальными нарушениями....

«Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.»...

Статья "Современные оздоровительные методики в образовательном процессе"

Статья посвящена оздоровительным методикам, а также тому как обучать детей самоорганизации в вопросах здоровья....