Статья "Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры"
статья по физкультуре на тему
В статье рассматриваются характерные элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.
Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения, неречевое общение, терминология, познавательный компонент, регламентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Т.А.Ульянова
Психологические особенности профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры
Аннотация
В статье рассматриваются характерные элементы и психологические аспекты профессионально-педагогического общения на уроках физической культуры.
Ключевые слова: деятельность учителя, стиль общения, неречевое общение, терминология, познавательный компонент, регламентация.
Не является открытием то, что в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса большую роль играет педагогическое общение. Учитель должен не только хорошо излагать материал и уметь преподать его, но и организовывать детский коллектив и устанавливать деловые взаимоотношения со своими подопечными. Коммуникативные способности - это очень важная составляющая профессионального мастерства педагога.
Учебная деятельность преподавателя и учащихся на занятиях физической культурой обладает своей спецификой и предъявляет особые требования к методике профессионально-педагогического общения.
В чем заключается специфика организации занятий физической культурой:
место проведения урока (зал, площадка, коридор, стадион); специальная одежда и обувь; температурные условия; вариативные взаимодействия друг с другом; многообразие двигательных ощущений;
Специфика деятельности на уроке физической культуры:
- регламентированность: подчинять деятельность точно установленным
правилам (время урока 40 минут, структура урока, фиксация времени выполнения упражнений,определение количества повторений упражнений, соответствие технике выполнения упражнений, последовательность выполнения элементов и т.д.);
- деловитость: учитель выступает как личность значимая. Основной задачей
общения является – продуктивное сотрудничество,а следствием – передача практического опыта;
- лаконичность - немногословность в изложении мыслей с использованием
минимального количества слов (донести информацию до ученика кратко, понятно и доходчиво.) Отказ при выполнении упражнений от всех лишних движений – технически правильно, по одной линии, в одном темпе и т.д. Ситуация на уроке складывается так, что предисловие отвлекает от важной информации. Этим мы забираем свое время, силы и энергию у себя и учеников;
- эмоциональность -похвала и порицание ученика -«хорошо», «здорово»,
«вот так», косвенное одобрение и убеждение, «плацебо», дружеская атмосфера, толерантность и т.д.;
- императивный тон учителя - повелительный: «Равняйсь!», «Смирно!»,
«Вольно!», «Внимание», «На старт!», «Марш!», «Сюда!», «Выше!», «Сзади!»;
- незаконченность фраз («медленнее…?» - «выполнять упражнение
медленнее», «иди в шестой», «поменялись», «еще», «еще раз повторяем упражнение или комбинацию», «попеременное лидирование» - «бежать в колонне по одному с переменой лидера», «вдох-выдох» - «выполнять вдох-выдох»; «на местах» - «сейчас все остаются на местах», «линию» - «закроите блоком удар по линии в зону 5»;
- терминология:«дриблинг», «хват сверху», «блок-шот», «фартлек»,
«курбет», «сальто», «капитанский подъем», «подрезка», «пенальти», «навес» «ласточка», «захлест», «амплитуда», «жим», «подкат», «стойка», «крест», «волна», «растяжка», «мост», «полсетки», «атака барьера», «вертушка», «бабочка», «аут», «зона» и др.
- неречевое общение: жесты: руками – рука вверх учителя - «Внимание-готовность»; рука вверх участника игры в баскетболе – «я свободен для передачи мяча» и др.; головой– покачивание -«неважно выполняем»; «кивок» -«все хорошо», участник игровых действий показывает головой в сторону – передача «шире», «прострел»; пальцами - указательный вверх разыгрывающим в баскетболе – играем известную комбинацию. мимика: губами(«О»-сыграем обман); бровями (бровями вверх – высокая передача); жестикулярно-мимические формы - сочетание жестов и мимики(«пас…пас»…,а потом жест); двигательные (моторные) формы - хлопки руками учителя – выполнение в таком ритме упражнения; в играх баскетбол и в гандбол - повторная передача или передача определенному игроку (центровому) означает начало конкретной комбинации; звуковые формы: свисток – начало и остановка игры, выполнения упражнения, смены действий или направления движения, «хоп» или «хоо» - вместо «Марш!», «пас»; «раз, два, три» - 3-х - шажный ритм в прыжках в высоту и в метании мяча, гранаты; графические формы – схемы расстановки и движения игроков, карточки с рисунками заданий, «стрелки» в баскетболе - владение мячом команды и др.
Также для урока физической культуры характерны три элемента профессионально-педагогического общения - это информационно-организующее, аффективно-оценочное и регулятивно-оперативное. Данные функции напрямую связаны с компонентами, которые составляют структуру психолого-педагогического общения: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Элементы познавательного компонента профессионально-педагогического общения на уроке физической культуры образуют его информационно- организующий вид, что связано с обменом информацией, сделанной совместной деятельности учениками и учителем во время урока. Прежде это относится к объяснению и показу учебного материала, раскрытию особенностей ученика, применение знаний о социально-психологической сущности личности (учитель).У учащихся это в полной мере должно проявляться в активности, инициативности, самопознании и самовыявлении, овладении самим собой, своей волей, своими чувствами и стремлениями, приобретении самых разных знаний о партнерах и о способах деятельности.
Однако, наличие жесткой регламентации в построении урока и в обучении двигательным действиям, и в развитии физических качеств ограничивает временные рамки развития познавательной активности учащихся на уроке физической культуры. Раздел программы по физической культуре «Основы знаний» входит в процесс урока.
Составной частью эмоционального компонента профессионально-педагогического общения и его аффективно-оценочного вида являются шутки во время урока. Причины для них разные, но они всегда сбрасывают напряжение во взаимоотношениях и избегают конфликтных ситуаций. Внимание и оценка одна из самых эффективных форм воздействия учителя на личность и деятельность своих воспитанников. На оценки учеников в большей степени влияет и их пол и возраст. Завышенная либо заниженная самооценка юношей(мальчиков) связана, как правило, с низким уровнем оценки другого. Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, не уверены в себе и более агрессивны, чем девушки (девочки). При оценке результатов их деятельности учителю необходимо знать, что девушки (девочки) крайне чувствительны к интонациям, а юношам (мальчикам) важен результат их деятельности. Девушкам (девочкам) свойственны спокойные или выдержанные по правилам игры, юношам (мальчикам) присущи шумные, наполненные движением игры, дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии, а создает у них положительный эмоциональный фон. С возрастом двигательная активность и эмоциональность на уроках физической культуры не падают, как пишут и говорят, просто они становятся более конкретно выраженными.
Урок физической культуры всегда несет эмоциональный заряд - положительный или отрицательный. Нельзя обойти вниманием эмоциональные стороны личности учеников. И учителю надо считаться с тем, что одни слова психологического воздействия подстегивают, активизируют одного и обезоруживают другого. Для проявления мастерства учителя важную роль играет эмоциональная выразительность его речи, ее воздействие на эмоциональные чувства его учеников, активизацию их деятельности и оптимизацию профессионально-педагогического общения в целом. В связи с этим, немаловажную роль на уроке физической культуры играет стиль общения учителя с учениками. Характерным стилем профессионально-педагогического общения учителей физической культуры является демократический, имеет место либеральный (играть без правил) и авторитарный («Делай как я»), но частота и интенсивность их использования определяется конкретным индивидуальным стилем взаимодействия с учениками. Все стили общения воздействуют и на трудовую реализацию учителяи на поведение воспитанников. Учитель физической культуры должен общаться с учениками-спортсменами более внимательно, так как они на уроках физической культуры являются лидерами в классе и в большей степени влияют на общий тон профессионально-педагогического общения, но доброжелательно относиться ко всем ученикам,не допуская доминирования традиционных способов общения, видами, отличающимися формализмом, утилитаризмом и прагматизмом.
На уроках физической культуры чаще всего встречаются элементы поведенческого компонента. В совместной деятельности и общении ученики осваивают не только коммуникативные умения (умение быстро ориентироваться в ситуации общения, слушать и говорить и т.д.), но и умения действовать в интересах коллектива класса, команды (игровая и соревновательная деятельность), соответственно относиться к друг другу (уважение, подражание), организовывать оптимальное общение (толерантность) с партнерами при выполнении упражнений. Оперативная связь учета реакции ученика и корректировка собственных действий (учитель) оптимизирует и постоянно совершенствует весь ход общения. Переход к действиям, связь с практическими действиями на уроке физической культуры все время чувствуется и происходит в подтексте общения, готовности к действиям как итог процесса общения. Учитель на уроке физкультуры постоянно поддерживает обратную связь высказываний, взаимный контроль суждений, мнений, обсуждаемых идей и программ действий, постоянно в ожидании реплики-ответа. При регулятивно-оперативном виде профессионально-педагогического общения осуществляется непосредственное или опосредованное воздействие (влияние) учеников друг на друга с целью изменения или сохранения поведения, действий, состояния, общей активности, особенностей восприятия, системы ценностей, установок и сложившихся взаимоотношений. Учителю нужно стараться уходить от проявления шаблонов (одни и те же упражнения, но в разных классах), не игнорировать индивидуально-личностные особенности учащихся, не выражать конкретные указания, советы, требования, ультимативные рекомендации относительно совместной деятельности, не обращать внимания на внешнюю и формальную сторону, а обращать более пристальное внимание на мотивы, выражающие содержательную сторону поведения ученика, остающиеся вне поля зрения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Психологический анализ общительности спортивных педагогов. В: Развитие личности в современном обществе. Елените, 1989.
- Использование средств общения на уроке физической культуры // Психологические аспекты физического воспитания школьников: Тезисы Первой Республиканской научной конференции по психологии физического воспитания школьников 16-18 мая 1990 года. Курган, 1990.
- Жданова С.Н. Социально-педагогические аспекты дифференцированного воспитания девочек и мальчиков: Учебное пособие. Оренбург, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".
Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-290131-1378285909.jpg)
Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры.
Особенности обучения леворуких детейна уроках физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-424605-1395905678.jpg)
Особенности развития детей-логопатов на уроках физической культуры
В нашей школе учатся дети с многообразными расстройствами как органических, так и функциональных нарушений речи. Осознание своего дефекта, постоянное чувство неполноценности, страх речи, переживания ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1362294-1637007928.jpg)
Классификация и особенности проведения подвижных игр на уроках физической культуры
Подвижные игры, рекомендуемые школьной программой, подразумевают различный принцип взаимодействия участников и связанную с этим структуру....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1362294-1637007928.jpg)
Классификация и особенности проведения подвижных игр на уроках физической культуры
В педагогической практике разделение подвижных игр на группы по определенным признакам облегчает подбор игрового материала для решения более простых или сложных задач....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1362294-1637007928.jpg)
презентация Классификация и особенности проведения подвижных игр на уроках физической культуры
Соревновательный, творческий, коллективный характер подвижных игр поможет педагогу строить свою работу с детьми на основе творческого содружества и взаимопонимания...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/27/picture-1431130-1666884803.jpg)
Особенности организации уроков по футболу на уроке физической культуры
Статья посвящена урокам, на которых дети овладевают навыками игры в футбол, так как эта командная игра популярна среди обучающихся 5-9 классов....