Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс (ФГОС)
рабочая программа по физкультуре по теме

Жукова Светлана Геннадьевна

В настоящей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Гимназия»

РАССМОТРЕНО

заседание кафедры

протокол №___

от«___» августа 2015
руководитель кафедры

______  __________

СОГЛАСОВАНО

«____» августа 2015

заместитель директора

______  И.Ю. Сибринина

УТВЕРЖДАЮ

приказ №___

от«___» августа 2015
директор МБОУ «Гимназия»

______  А.А. Боровская

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  _____________________физическая культура________________________

(наименование предмета)

                   ____________________1- 4 классы, первая ступень_______________

(уровень, ступень образования)

                   _________________________2015-2016 учебный год_____________________

(срок реализации)

Разработчики:

    Жукова С.Г., учитель физической культуры,

                                                            первой квалификационной категории

                                                                               Латышко Н.Г., учитель физической культуры,

                                                             высшей квалификационной категории

                                                                       

Шелехов, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1- 4 классов  составлена на основе рабочей программы  по физической культуре с учетом ФГОС для 1-4 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях. – М.: Просвещение,2011 год.

В настоящей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Цель курса:содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Задачи:

•  укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

•  обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

•  дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

• приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

•воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

•содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности;

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.  Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три физкультурные группы: основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной физкультурной группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной физкультурной группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;

       — формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского «общества»;

       — формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

       — формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты включают освоенный школьниками в процессе изучения данного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и отражают:

- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

- выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне; характеристику признаков техничного исполнения;

- выполнение технических действий из базовых видов спорта; применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Основные виды  деятельности

Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60 м по дорожке стадиона, другой ровной открытой местности; бегать в равномерном темпе до 10 мин; стартовать из различных исходных положений; прыгать с поворотами на 180—360°.  

В метаниях на дальность и на меткость: метать небольшие предметы и мячи массой до 150 г на дальность с места  из разных исходных положений (правой и левой рукой); метать малым мячом в цель (гимнастический обруч), установленную на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.

В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1—4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем,  с соблюдением правильной осанки); гимнастической стенке;слитно выполнять кувырок вперед и назад; приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, седов; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1—4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая ее вперед и назад; в положении наклона туловища вперед (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.

В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», «Два Капитана», «Перестрелка»).

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей (см. табл. Уровень физической подготовленности учащихся 7—10 лет)

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры; применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других заданий.

Требования к уровню усвоения учебного предмета

универсальных способов деятельности

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» обучающийся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Обучающийся научится основной и подготовительной физкультурной группы: 

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха;

-  основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;  

-  способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

-  о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

- о физических качествах и общих правилах их тестирования;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;

- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Обучающийся научится основной и подготовительной физкультурной группы: 

- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

- вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

- организовывать и проводить самостоятельные занятия;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

Обучающийся  основной физкультурной группы научиться демонстрировать

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скорость

Бег  30 метров с высокого старта, с опорой на руки, сек.

6,5

7,0

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см.

Сгибание рук в висе лёжа (кол-во раз)

130

5

125

4

Выносливость

Бег 1000 м.

Передвижение на лыжах 1,5 км.

Без учёта времени

Без учёта времени

Координация

Челночный бег 3х10м., сек.

11,0

11,5

Учителю физической культуры для оценки обучающийся подготовительной физкультурной группы  необходимо использовать те упражнения, которые с учётом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимися. 

Заболевания

Противопоказания и ограничения

Рекомендации

Сердечно -  сосудистая  система
(неактивная
фаза
ревматизма,
функциональные изменения и
др.)

Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений

Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе ¦

Органы дыхания (хронический воспаление легких, бронхит бронхиальная
астма и др.

Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса

Дыхательные
упражнения, тренировка
полного дыхания и
особенно удлиненного
 выхода

Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз)  

Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела

При проведении
общеразвивающих
упражнений особое
внимание уделяется
укреплению мышц
передней стенки
живота. При занятиях
плаванием (по
специальному
разрешению врача)
ограничивается время
пребывания в воде (5 -10 мин. - первый год
обучения, 10 - 15 мин.
- второй и последующие
годы обучения)

Нарушения нервной системы

Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре) ограничивается время игр  
и т. д.

Дыхательные упражнения,
водные
процедуры, аэробные
упражнения

Органы зрения  

Исключаются прыжки с разбега, кувырки упражнения со статическим напряжением мышц стойки на руках и голове

Упражнения на
пространственную
ориентацию, точность
движений, динамическое
равновесие, гимнастика
для глаз

Хронические
заболевания желудочно-кишечного
тракта,
желчного
пузыря, печени

Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки

Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчета 3 часа в неделю, всего 405 ч.: в 1 классе – 99ч, во 2 классе – 102 ч, в 3 классе – 102 ч, в 4 классе – 102 ч. 12 часов программного материала отводится на образовательные модули.

Тематическое распределение часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая  программа по классам

1кл.

2кл.

3кл.

4кл.

1

Вводный образовательный модуль

3

3

3

3

2

Основы знаний

+

+

+

+

3

Подвижные игры

36

24

24

24

4

Гимнастика с элементами акробатики

15

16

16

16

5

Легкая атлетика

24

27

27

27

7

Спортивные игры ( элементы баскетбола, пионербола)

18

25

25

25

8

Мониторинг физического  развития

3

7

7

7

итого

99

102

102

102

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

        

 Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания,

способы саморегуляции и самоконтроля

Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Здоровье и физическое развитие человека. Строение тела человека, положения тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы). Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические), напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов дыхания и сердечнососудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией.

Социально-психологические основы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения; обучение движениям в правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.

Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье, ползание, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.

Способы саморегуляции. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения.

Способы самоконтроля. Измерение массы тела. Тестирование физических (двигательных) способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости.

Подвижные  и спортивные (элементы баскетбола, пионербола) игры

Подвижные  и спортивные (элементы баскетбола, пионербола) игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных  и спортивных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).

В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.

В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Подвижные и спортивные (элементы баскетбола, пионербола) игры ориентированы на формирование и развитие  следующих  видов универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия (УУД)

Результат

Личностные

- развитие мотивации;

-учебно-познавательный интерес к занятиям подвижными играми;

-умение мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

Регулятивные

-умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

-распределение функций и ролей в совместной деятельности;

-конструктивное решение конфликтов;

-оценка собственного поведения и поведения партнера и внесение необходимых коррективов.

- адекватно воспринимать оценку учителя;

Познавательные

- осуществлять анализ выполненных действий;

- активно включаться в процесс выполнения заданий во время игр;

-использовать подвижные и спортивные игры для активного отдыха;

Коммуникативные

- уметь слушать и вступать в диалог;

-взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности;

-организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные и спортивные игры, осуществляют судейство.

Программный материал по подвижным и спортивным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов.

Основная направленность

классы

1

2

3

4

На закрепление и совершенствование навыков бега

«Салки», «Пятнашки», «Два мороза»

«Пустое место», «Белые медведи», «Невод»

На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей

«Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры»

«Волк во рву», «Удочка», «Прыжки из круга в круг»

На закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность

«Кто дальше», «Метко в цель»

«Кто дальше», «Метко в цель»

На овладение элементарными умениями в ловле и бросках (элементы баскетбола и пионербола)

Ловля и передача мяча индивидуально и в парах

Ловля и передача в движении. Броски в цель, ведение мяча

Ловля и передача мяча в движении и на месте, в квадратах, кругах. Ведение мяча с изменением направления

Ведение мяча с изменением направления и скорости

На закрепление и совершенствования держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча на развитие реакции, ориентированию в пространстве

«Мяч водящему», «Мяч в корзину», «Попади в обруч»

«Мяч водящему», «Мяч в корзину», «Попади в обруч», «Выжигала»

«Вызови по имени», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Снайперы», «Два капитана»

На комплексное развитие кондиционных и координационных способностей

При соответствующей игровой подготовке рекомендованные для 3-4 классов игры можно проводить в 1-2 классах

«Пионербол», «Перестрелка», «Два капитана», «Обезьянки»

На знания о физической культуры

Названия и правил игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения безопасности

Гимнастика с основами акробатики

Гимнастические упражнения являются одной из основных частей содержания уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня, внеклассной работы и самостоятельных занятий. В программный материал 1—4 классов входят простейшие виды построений и перестроений, общеразвивающие упражнения без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазанье и перелезании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения и упражнения на гимнастических снарядах.

Большое значение имеют общеразвивающие упражнения без предметов. С их помощью можно успешно решать самые разнообразные задачи, и прежде всего образовательные. Выполняя эти упражнения по заданию учителя, а затем самостоятельно, учащиеся получают представление о разнообразном мире движений, который особенно на первых порах является для них новым и необычным. Именно новизна и необычность являются теми признаками, по которым их можно отнести к упражнениям, содействующим развитию разнообразных координационных способностей. Учитель должен постоянно уделять внимание правильному (т. е. адекватному и точному), а также своевременному (например, под счет или музыку) выполнению обшеразвивающих упражнений. В каждый урок следует включать новые общеразвивающие упражнения или их варианты, так как многократное повторение одних и тех же упражнений не даст нужного эффекта, будет неинтересно ученикам. Выполняя программный материал по построению и перестроению, желательно чаще проводить их в игровой форме. Особое значение следует придавать сохранению правильной осанки, точности исходных и конечных положений, движений тела и конечностей

Гимнастика с основами акробатики ориентирован на формирование и развитие  следующих  видов универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия (УУД)

Результат

Личностные

- мотивационная основа на занятия гимнастикой;

-учебно-познавательный интерес к занятиям гимнастикой  с основами акробатики.

Регулятивные

-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на  формирование и развитие двигательных качеств (гибкости);

- планировать свои действия при выполнении комплексов упражнений с предметами и без и условиями их реализации;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-оценивать правильность выполнения двигательных действий.

Познавательные

- осуществлять анализ выполненных действий;

- активно включаться в процесс выполнения заданий по гимнастике с основами акробатики;

- выражать  творческое отношение к выполнению комплексов общеразвивающих упражнений.

Коммуникативные

- уметь слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном обсуждении акробатических комбинаций.

Основная направленность

классы

1

2

3

4

На освоение строевых упражнений

Основная стойка, построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг размыкания, повороты. Команды «Шагом марш!», «Класс стой»

Размыкание и смыкание приставными шагами, перестроение из одной колоны в две

Команды «Шире шаг!», «На первый, второй рассчитайсь!», передвижение по диагонали

Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Расчет по порядку. Повороты кругом на месте. Перестроение из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом

На освоение общеразвивающих упражнений, развитие координацио-

нных способностей и гибкости

Основные положения рук, движения руками; основные движения туловищем и ногами; упражнения для формирования правильной осанки

Упражнения на формирование правильной осанки; комплексы ОРУ без предметов и с палкой

Упражнения на осанку; комплексы упражнений утренней гимнастики; упражнения с гимнастической палкой, с трапиками

Упражнения для контроля за осанкой, комплексы утренней гимнастики; упражнения с трапиками на развитие гибкости

На освоение прыжков

На одной и двух ногах на месте, с продвижением. В длину с места по ориентиру и на заданное расстояние.

На месте с поворотом, на одной и двух ногах; по разметкам; в длину  с места; с высоты, через скакалку

На двух ногах с поворотом на 180, в длину с места; с высоты, со скакалкой

Прыжки с поворотами на 180-360, со скакалкой до 30с, из упора присев вверх, через гимнастическую скамейку, в длину  с места

На освоение ходьбы и бега

Ходьба по кругу, в колонне, на пятках, носках. Бег в среднем и быстром темпе с изменением направления, с высоким подниманием бедра, равномерный бег до 1 км

Ходьба быстрым шагом, в полуприсяде, широким шагом, бег с высокого старта, с изменением направления, челночный бег

Ходьба с  изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, бег с изменением длины и частоты шагов, с преодолением препятствий, с высокого страта 30м, до 1 км

На освоение навыков лазанья и перелезания

Лазанье по скамейке в упоре присев, перелезание через гимнастическую скамейку

Лазанье по наклонной скамейке, в упоре лежа, подтягиваясь руками, перелезание через препятствия

На освоение висов и упоров

Упражнения в висе стоя и лежа, вис на согнутых руках, подтягивание в висе. Упражнения в упоре лежа и стоя на коленях

Вис на согнутых руках. Подтягивание в висе, поднимание ног в висе

На освоение навыков равновесия

Стойка на ногах на одной ноге, ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание, повороты, ходьба по рейке гимнастической скамейке

Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами, ходьба по рейке гимнастической скамейки, через препятствия, повороты, кругом стоя при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки.

Ходьба приставными шагами, повороты на носках и одной ноге, приставными шагами, приседание и переход в упор присев, упор, стоя на колене, сед.

Ходьба по рейке гимнастической скамейки большими шагами и выпадами, на носках, повороты.

На освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей

Группировка, лежа на животе и из упора стоя на коленях. Стойка на лопатках

Перекаты в группировке, стойка на лопатках

На знания о физической культуре

Название снарядов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личные игры

Легкая атлетика

Бег, прыжки  и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников. Бег, прыжки и метания отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей. Легкоатлетические упражнения рекомендуются проводить преимущественно в игровой и соревновательной форме, а так же позволит овладеть простейшими формами соревнований и правилами, а грамотная, объективная оценка их достижений является стимулом для дальнейшего улучшения результата.

Универсальные учебные действия (УУД)

Результат

Личностные

- мотивационная основа на занятия лёгкой атлетикой;

-учебно-познавательный интерес к занятиям лёгкой атлетики.

Регулятивные

-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на  формирование и развитие двигательных качеств (скоростно-силовой направленности);

- планировать свои действия при выполнении  ходьбы, разновидностей бега, метании мяча с места, на дальность; прыжков в длину с места, разбега; в высоту;

- комплексов упражнений с предметами и без и условиями их реализации;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-оценивать правильность выполнения двигательных действий.

Познавательные

- осуществлять анализ выполненных легкоатлетических действий;

- активно включаться в процесс выполнения заданий по лёгкой атлетике;

- выражать  творческое отношение к выполнению комплексов общеразвивающих упражнений с предметами и без.

Коммуникативные

- уметь слушать и вступать в диалог с учителем и учащимися;

- участвовать в коллективном обсуждении легкоатлетических упражнений.

Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливании

        

Основная направленность

Классы

1

2

3

4

На    освоение    навыков ходьбы и развитие координационных способностей

Обычная ходьба, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, коротким, средним и длинным шагом.Сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе.

Ходьба с изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы

То же с преодолением 3—4 препятствий

На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей

Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150 м; с преодолением препятствий (мячи, палки и т. п.); по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3x5, Зх10 м; эстафеты с бегом на скорость

Бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым, боком вперед, с захлестыванием голени назад

На    совершенствование навыков бега и развитие выносливости

Равномерный, медленный до 3 мин. Кросс по слабопересеченной    местности до 1 км

до 4 мин

до 5 мин

до 6—8 мин

На совершенствование бега, развитие координационных     и     скоростных способностей

Эстафеты «Смена сторон», «Круговая эстафета» (5-15 м)Бег   с   ускорением от 10 до 15 м Соревнования (до 30  м)

Эстафеты «Смена сторон», «Круговая эстафета» (10-20 м)«Вызов номеров (расстояниеот 10 до 20 м) Соревнования (до 60  м)

Бег из различных и. п. с максимальной скоростью до 60м, зигзагом, в парах «Круговая эстафета» (расстояние  15— 30 м), «Встречная эстафета» (расстояние 10—20 м) Соревнования от 20 до 30м,          от 40 до 60 м

На      освоение      навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

На одной и на двух ногах  на  месте,   с поворотом на 90°; с продвижением вперед на одной и на двух ногах; в длину с места,; через длинную  неподвижную   и   качающуюся скакалку, многоразовые (от 3 до  6  прыжков)   на правой и левой ноге

С     поворотом     на 180°, по разметкам; в длину с места; через длинную вращающуюся   и   короткую     скакалку многоразовые (до 8 прыжков)

С   поворотом   на 180°,   по   разметкам; в длину с места,  многоскоки  (до 10 прыжков); тройной и пятерной с места

Прыжки   на   заданную длину по ориентирам, чередование прыжков в длину с места     в     полную силу и вполсилы (на точность приземления); многоскоки (тройной, пятерной, десятерной)

На закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Игры с прыжками с    использованием скакалки

Преодоление   естественных препятствий

Эстафеты с прыжками на одной ноге (до 10 прыжков). Игры с прыжками и осаливанием на площадке небольшого размера

На овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Метание      малого мяча   с   места   на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания.

На знания о физической культуре

Понятия:   короткая дистанция,  бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину, техника безопасности на занятиях

Понятия: эстафета, команды «старт», «финиш». Темп,  длительность  бега, влияние бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях, техника безопасности на занятиях

Содержание данной рабочей программы предназначено для обучающийся  основной и подготовительных физкультурных групп. Учащиеся, освобожденные от уроков физической культуры на небольшой промежуток времени и относящиеся к специальной физкультурной группе, присутствуют на уроках в спортивной обуви и выполняют отдельные поручение учителя, по возможности принимают участие в различных мероприятиях, выполняют теоретические задания. По рекомендации медицинского работника им необходимо посещать занятия лечебной физической культуры в специальных медицинских учреждениях.

Формы контроля уровня обученности основной физкультурной группы

В целях контроля за результативностью урока физической культуры во всех классах два раза в год проводится проверка физической подготовленности учащихся бег 30м с высокого старта, бег 1 км, наклон га гибкость, прыжки в длину с места, вис (подтягивание)  на перекладине.

№ п/п

Физические способности

Контрольное

упражнение

(тест)

Возраст, лет

Уровень физической подготовленности учащихся 7—10 лет

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег 30 м, с

7

8

9

10

7,5 и более

7,1

6,8

6,6

7,3-6,2

7,0-6,0

6,7-5,7

6,5-5,6

5,6 и менее

5,4

5,1

5,0

7,6 и более

7,3

7,0

6,6

7,5-6,4

7,2-6,2

6,9-6,0

6,5-5,6

5,8 и менее

5,6

5,3

5,2

2

Координационные

Челночный     бег

3X10 м, с

7

8

9

10

11,2 и более

10,4

10,2

 9,9

10,8-10,3

10,0-9,5

9,9-9,3

9,5-9,0

9,9 и менее

 9,1

8,8

8,6

11,7 и более

11,2

10,8

10,4

11,3-10,6

10,7-10,1

10,3-9,7

10,0-9,5

10,2 и менее 9,7

9,3

9,1

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

7

8

9

10

100 и менее

110

120

130

115-135

125-145

130-150

140-160

155 и более

165

175

185

90 и менее 100

110

120

110-130

125-140

135-150

140-155

150 и более

155

160

170

4

Выносливость

6-минутный бег, м

7

8

9

10

700 и менее

750

800

850

730-900

800-950

850-1000

900-1050

1100и более

1150

1200

1250

500 и менее

550

600

650

600-800

650-850

 700-900

750-950

900 и более

950

1000

1050

5

Силовые

Подтягивание на перекладине из положения вис (мал), на низкой перекладине из положение вис лёжа (дев), кол.раз

7

8

9

10

1

1

1

1

2-3

2-3

3-4

3-4

4 и выше

4

5

5

2 и ниже

3

3

4

4-8

6-10

7-11

8-13

12 и выше

14

16

18

6

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

7

8

9

10

1 и менее

1        

1

2

3-5

3-5

 3-5

4-6

9 и более

7,5

7,5

8,5

2 и менее

2

2

3

6-9

6-9

6-9

7-10

11,5 и более

12,5

13,0

14,0

Учебно-методическое обеспечение:

Материально-техническое оснащение учебного процесса: спортивный инвентарь, спортивная площадка,  спортивный зал.

Основная литература для учителя: 1) Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., Сборник нормативных документов. Физическая культура. М.: «Дрофа», 2007; 2)  Колодницкий Г.А, Кузнецов В.С., Физическая культура 1-4 классы, М.: «Просвещение», 2003; 3) Лях В. И. ,  Зданевич А.А. Комплексная  программа  по  физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов, М.: «Просвещение», 2007; 4) Рабочая программа  по физической культуре с учетом ФГОС для 1-4 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях. – М.: Просвещение,2011 год.ф

Дополнительная литература для учителя:   1) Лях В.И., Кофмана Л.Б., Мейксон Г.Б., Физическая культура 1-11 классы, Волгоград: Учитель, 2007; 2)  Лях В.  И. ,  Комплексная  программа  по  физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов, М.: «Просвещение», 1993; 3)

Мошкова Е.И., Программа для общеобразовательных учреждений «Ритмика и бальные танцы», М.: 1997;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для 5 классов ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 5классов. ...

Рабочая программа по физической культуре в 1 классе (ФГОС, "Школа России", автор учебника В.И. Лях "Мой друг – физкультура").

Программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)- Примерной программы начально...

Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс ФГОС

Рабочая программа по физической культуре ФГОС 1-4 класс....

Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс ФГОС

Данная рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана в соответствии с ФГОС.В ней прослеживается описание метапредметных и предметных результатов освоения деятельности, а также к...

Рабочая программа по физической культуре для 1 класса (ФГОС)

2. Пояснительная запискаРабочая программа по физической культуре для учащихся 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009...

Рабочая программа по физической культуре во 2 классе (ФГОС)

2. Пояснительная записка       Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса (ФГОС)

2. Пояснительная записка       Рабочая программа по физической культуре для учащихся 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарт...