Современная городская культура как средство формирования культуры здорового образа жизни школьников
статья по физкультуре на тему

Дмитриев Вячеслав Сергеевич

Данная статья представлена на конференции в городе Мончегорске. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dmitriev_monchegorsk.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

В. Дмитриев

Современная городская культура как средство формирования культуры здорового образа жизни школьников  

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных задач современного российского образования. Приоритетное направление формирования культуры ЗОЖ – профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ). Организационные, содержательные, методические, научные, правовые основы организации в образовательном учреждении профилактики употребления ПАВ определяются рядом федеральных документов.

При всей разработанности нормативно-правовых, методологических, методических основ организации профилактической работы перед учителем-практиком встает проблема отбора содержания профилактической обучающей программы. Т.е. вопрос о содержании обучающих программ профилактики употребления ПАВ – одна из актуальных проблем современного образования, нацеленного на формирование культуры ЗОЖ.

В то же время педагогической практикой не задействован целый пласт современной культуры, ориентированной на здоровый образ жизни и его пропаганду, - городская уличная культура, или урбан-культура (англ. urban — городской). Современная уличная культура включает в себя много различных по характеру компонентов: к её основным направлениям относятся экстремальный спорт, граффити (urban art), уличная мода (urban fashion), мобильное видео (urban mobile video), брейк-данс (urban dance), битбокс, фристайл, рэп. Урбан-культура, как всякая другая контркультура, направлена «на создание альтернативных форм общественного бытия»[1], связанных с культурой ЗОЖ: современному обществу потребления, ориентированному на рекламный слоган «Побалуйте себя», она предлагает ценности духовного и физического самосовершенствования, преодоления трудностей, самостроительства, гражданской активности, творческой самореализации.

На дидактические возможности одного или нескольких направлений урбан-культуры часто указывают политики, общественные деятели, чиновники. Руководитель Общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева назвал райдеров и трейсеров «кадровым резервом для элитных подразделений нашей армии и органов внутренних дел», подчеркнул, что «знания, навыки, молниеносная реакция», которыми спортсмены «овладевают в ходе … занятий этим полезным спортом», «незаменимы в десанте и спецназе»[2].

Педагогический потенциал этой субкультуры в формировании у обучающихся ценности ЗОЖ практически не реализуется в силу целого ряда причин. Прежде всего, из-за недостатка осведомленности педагогов урбан-культура в их сознании ассоциируется с негативными проявлениями других молодежных субкультур. Немаловажно и то, что основной канал распространения информации о развитии урбан-культуры – малодоступные для педагогов молодежные социальные сети, Интернет-сообщества.

Однако в силу этих же факторов урбан-культура обладает особенной привлекательностью для подростков и активно осваивается ими, причем процесс этот носит стихийный характер, что таит в себе опасности не только травматизма, но и формирования неправильных социальных установок.  

Т.о., разработка и реализация программ профилактики употребления ПАВ на основе приобщения подростков к урбан-культуре не только помогает предупредить возможные негативные последствия, но и дает возможность решать проблему формирования здорового образа жизни у школьников средствами физического воспитания.


[1] Лазебникова Ю.А. идр. Массовая культура: Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 256 с.

[2] Урбан-культура в Майкопе выходит на новый этап. Режим доступа: http://er.ru/news/2012/6/29/urban-kultura-v-majkope-vyhodit-na-novyj-etap/