Статья "Игра в физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста"
статья по физкультуре по теме

Игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Игра в физкультурно-оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста»

Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является одной из главных задач  не только на уровне системы образования, но и всего государства. Недаром в последнее время этому вопросу уделяется пристальное внимание со стороны правительства: строятся новые Физкультурно –оздоровительные комплексы, спортивные площадки, создаются условия для привлечения детей к спорту, здоровому образу жизни.

В приказе «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определены следующие образовательные области «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» и «Музыка». Как мы видим, «Физическая культура» и «Здоровье» выделены в самостоятельные образовательные области, что подчёркивает важность воспитания физически крепких и здоровых детей. В связи с этим в образовательной программе нашего МДОУ большое внимание уделено созданию условий для развития физических качеств, накопления и обогащения двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирования у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Для реализации этих задач мы активно используем игру – как  одно из основных средств и методов укрепления здоровья и развития детей с самого раннего возраста. Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника.  В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ребенок, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н.К.Крупской, «или болен или перепедагогизирован».

В дошкольных учреждениях широко используются разные виды игр: ролевые, дидактические, строительные, театрализованные и др. Но среди всего многообразия игр хочется особо выделить подвижные игры, поскольку все играющие вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими.

Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. 

 Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.

Вторая группа - спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.

В младшем и среднем дошкольном возрасте непосредственно образовательная деятельность, в основном проводится в игровой форме:

  • в виде отдельных подвижных игр («Кот и мыши», «Лохматый пёс», «У медведя во бору» и др.),
  • игр – путешествий, сюжетных игр по знакомым сказкам, когда вся  образовательная деятельность подчинена одному сюжету («Пойдём в гости к зверятам», «Путешествие с колобком»).

В этом возрасте мы используем следующие игровые приёмы: сюрпризные моменты, игровые ситуации, приход героев, игры-имитации.  Малыши активно стремятся изображать ту жизнь, которая их окружает, поэтому они с удовольствием играют в игры-имитации (могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т.д.). Именно благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего возраста носят сюжетный характер.

Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (кегли, кольцеброс, серсо и т. п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте и спортивные игры.

На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности дети стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески изобразить в своём воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.

В старшем дошкольном возрасте подвижная игра остаётся неотъемлемой частью непосредственно образовательной деятельности. Но она используется чаще всего как часть образовательной деятельности (обычно мы её проводим в конце занятия).

В этом возрасте мы продолжаем организовывать непосредственно образовательную деятельность сюжетно – игрового типа (занятие – сказка, занятие - путешествие, занятие – драматизация), но используем более сложные сюжеты. Цель таких занятий: формирование мотивов, интересов, потребностей, ориентированных на выполнение физических упражнений. Здесь движения осваиваются детьми не в готовом виде, а  с позиции творчества и включают в себя двигательную импровизацию, двигательное воображение, двигательное экспериментирование. При  такой организации непосредственно образовательной деятельности дети выполняют упражнения по ходу рассказывания сказки. Как правило, при такой форме мы не предлагаем  задания, имеющие большую мышечную нагрузку, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов, разные виды ритмических хлопков), звукоподражание, а также различные игры с развернутым игровым содержанием.            

С детьми старших и подготовительных групп мы проводим непосредственно образовательную деятельность в виде подвижных игр не только в зале, но и на прогулке. Основными задачами, которые мы решаем в процессе организации и проведения подвижных игр на прогулке, являются:

  1. Расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями.
  2. Совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях, путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях
  3. Развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости
  4. Воспитание самостоятельности и активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

В этом возрасте мы проводим подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности:

Малоподвижные игры, их мы обычно организуем в самом конце непосредственно образовательной деятельности для восстановления дыхания, это такие игры как «Ты моё зеркало», «Сделай фигуру» и другие.

Игры средней подвижности: «Лягушки и цапли», «Перелёт птиц», «Кого назвали, тот ловит мяч»

Игры высокой подвижности (с бегом, прыжками): «Пятнашки», «Не наступи», «Бабочки и стрекозы»

Каждую новую подвижную игру мы повторяем в течение месяца 4 – 5 раз (в зависимости от сложности), это позволяет детям хорошо усвоить правила игры.

Значительное место в этом возрасте мы отводим играм с правилами. В отличие от младшего дошкольного возраста эти игры могут носить не только сюжетный характер («Воробышки и автомобили», «Лягушки и цапли»), но и бессюжетный характер («Найди соё место», «Третий лишний»).

В старшем дошкольном возрасте дети активно осваивают и  спортивные игры (футбол, баскетбол, бадминтон и др.). Спортивные игры и упражнения способствуют развитию функциональных систем организма: воздействуют на мышечную систему детей, укрепляют их костный аппарат, развивают дыхательную и сердечно-сосудистую системы, регулируют обмен веществ. Значительная роль спортивных игр в оздоровлении детей, потому что они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.

В процессе обучения элементам спортивных игр создаётся особая обстановка, требующая от детей умения согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчиняться определённым правилам. У детей воспитываются решительность, самообладание, ответственность, происходит осознание важности коллективных действий для достижения цели.

Очень любят дети старшего дошкольного возраста игры соревновательного характера, игры – эстафеты. Для того, чтобы поддержать интерес детей к этим играм, мы усложняем содержание.

Нельзя забывать и об играх- релаксациях («Факиры», «Море волнуется»). В старшем дошкольном возрасте дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому эти игры мы проводим под  музыкальное сопровождение. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения.

Вывод:

                Таким образом,  подвижные игры составляют основу физической культуры дошкольников. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности. Игровые методы и приёмы способствуют развитию интереса к основным видам движений, их активному освоению. Также игра, игровые упражнения стимулируют развитие физических качеств, формируют у воспитанников  потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании, сохраняют и укрепляют физическое и психологическое здоровье детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игровая деятельность детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

"Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....

Консультации для родителей "Театральная деятельность детей дошкольного возраста"

Сдесь собраны рекомендации и советы для родителей по приобщению детей к театральному искусству, о развитии творческих способностей дошкольников через драматизацию и обыгрывание различных ситуаций....

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста и ее использование в подготовке к обучению в школе.

Статья "Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста и ее использование в подготовке к обучению в школе"....

Проект "Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации"

Государственные требования к структуре общеобразовательных программ дошкольного образования определяют игровую деятельность в качестве основной формы работы с дошкольниками.Многообразие игр, представл...

2011 - Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья из сборника "Современные исследования специальной психологии" 2011 года. В ней кратко описаны результаты исследования особенностей игры детей с общим недоразвитием речи в логопедическ...

Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных праздников для детей дошкольного возраста

laquo;Береги здоровье смолоду» – это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребѐнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными – задачи каждого п...

Консультация для педагогов «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФОП дошкольного образования»

Здоровье – это не  только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.  Одна из основных задач в дошкольном учрежден...