РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре 10-11 класс
рабочая программа по физкультуре (10, 11 класс) на тему

Бачинина Ольга Михайловна

       Рабочая программа по физической культуре разработана на основании Закона РФ «Об образовании» (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п. 2, п. 7), в соответствии со следующими нормативными документами: федеральным компонентом государственных образовательных стандартов,приказа №164 «О внесении изменений в ФКГОС» / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 03 июня 2008 г., примерной учебной программы по физической культуре, рекомендованной Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ (письмо от 7.07.2005 года №03-1263), комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов В. И. Ляха и А. А Зданевича -  2008 г., допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО и науки РФ,учебника «Физическая культура». 10-11 классы / под ред. В. И. Ляха. -М.: Просвещение, 2014 г.,  школьной профилактической программы «Полезные привычки» 1-4 классы, «Полезные навыки» 5-9 классы, «Полезная прививка»  по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10-11 классов Л. Колесова, О. Романова 2010 г. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КУРГАНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 56»

«Рассмотрена»

На заседании ШМО

___________

Протокол № __

«___» ________ _______ г

«Принята»

На заседании педагогического Совета

Протокол № __

«_____» ____________г

«Утверждаю»

Директор МБОУ» СОШ № 56»

_______________  Т.П.Галынская

«     »______________ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  физической культуре

10-11класс

                                                         Учитель-составитель: О.М. Бачинина

                                                    2016г.

Пояснительная записка

       Назначение программы

          Рабочая программа по физической культуре разработана на основании Закона РФ «Об образовании» (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п. 2, п. 7), в соответствии со следующими нормативными документами:

  • федеральным компонентом государственных образовательных стандартов,
  •  приказа №164 «О внесении изменений в ФКГОС» / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 03 июня 2008 г.,
  • примерной учебной программы по физической культуре, рекомендованной Департаментом государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ (письмо от 7.07.2005 года №03-1263), 
  • комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов В. И. Ляха и А. А Зданевича -  2008 г., допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО и науки РФ,
  • учебника «Физическая культура». 10-11 классы / под ред. В. И. Ляха. -М.: Просвещение, 2014 г., 
  • школьной профилактической программы «Полезные привычки» 1-4 классы, «Полезные навыки» 5-9 классы, «Полезная прививка»  по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10-11 классов Л. Колесова, О. Романова 2010 г.

               Структура документа

            Программа включает: пояснительную записку, распределением учебных часов по разделам, содержание программы, критерии оценки, требования к уровню подготовки выпускников.

            Общая характеристика учебного предмета

            Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по четырем основным разделам.

           В первом разделе «Физическая культура и основы здорового образа жизни» содержаться сведения о современные оздоровительные системы физического воспитания, о мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности, основ законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья; дается общие представления об адаптивной физической культуре, о прикладной-ориентированной физической подготовке, ее связь со спортивно-оздоровительной деятельностью.; об особенностях соревновательной деятельности в массовых видах спорта, индивидуальной подготовке и требованиях безопасности, понятиях физической, технической и психологической подготовки.

           Во втором разделе «Физкультурно -  оздоровительная деятельность» представлено учебное содержание, ориентированное на укрепление индивидуального здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем их организма. Данное содержание включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном развитии собственных физических способностей, формировании индивидуального типа телосложения, культуры движений.

В третьем разделе «Спортивно-оздоровительная деятельность» дается учебное содержание, ориентированное на повышение физической и технической подготовленности учащихся по видам спорта, а также физические упражнения и комплексы, нацеленные на физическую подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности.

  В четвертом разделе «Прикладная физическая подготовка» раскрываются общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке, дается учебное содержание, ориентированное на повышение физической и технической подготовленности учащихся, приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств, страховка, элементы спортивного ориентирования.

  Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

         Цели.

         Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

          В соответствии с этим изучение физической культуры на базовом уровне  среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • способность формированию ответственного поведения в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа для снижения риска распространения ВИЧ – инфекции среди подростков;
  • овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
  • освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
  • приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

          Место предмета в базисном учебном плане.

           Программа рассчитана на 204 часа, из расчета 3 часа в неделю в X и XI классах.

  В отсутствие возможностей для освоения учащимися нашей школы содержания раздела  «Плавание», этот раздел заменен на углублённое освоение содержания темы «Спортивные игры».

             На основании «Рекомендации по внедрению в региональный образовательный процесс современных эффективных профилактических форм, методов и технологий и единых критериев оценки профилактической антинаркотической деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений» в программу  включен курс по программе «Школьная профилактическая программа «Полезные привычки» 1-4 классы, «Полезные навыки» 5-9 классы, «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10-11 классы. В 10-11 клссах изучается блок «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа  в объеме  16 часов (по 8 часов в 10 и 11 класс).

             Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

            В результате освоения содержания среднего (полного) общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.

            Познавательная деятельность

            Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

    Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

    Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

     Информационно-коммуникативная деятельность

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

  Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

   Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

  Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

  Рефлексивная деятельность

          Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

  Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

  Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

  Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

Учебно-тематический план

Вид программного материала

Кол-во часов (уроков)

Класс

X

XI

Основы физической культуры и здорового образа жизни

В процессе урока

Физкультурно – оздоровительная деятельность

Оздоровительные системы физического воспитания:

Ритмическая гимнастика (девушки)

6

6

Аэробика (девушки)

3

3

Атлетическая гимнастика (юноши)

В процессе урока

Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии

В процессе урока

Всероссийский физкультурный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

В процессе урока

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности

В процессе урока

Спортивно – оздоровительная деятельность:

спортивные игры

36

36

гимнастика

18

18

легкая атлетика

21

21

лыжная подготовка.

18

18

национальные виды спорта.

В процессе урока

Прикладная физическая подготовка.

В процессе урока

атлетические единоборства (юноши)

            9                          

9

Способы спортивно-оздоровительной деятельности .

В процессе урока

Итого

102

102

Школьная профилактическая  программ«Полезные привычки» 1-4 классы, «Полезные навыки» 5-9 классы, «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10-11 классы. Блок «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10-11 класс

8

8

Распределение учебного времени по четвертям

Виды программного материала

Всего

часов

Учебные четверти

I

II

III

IV

Основы физической культуры и здорового образа жизни

В течение года

Физкультурно – оздоровительная деятельность:

Оздоровительные системы физического воспитания:

Ритмическая гимнастика (девушки)

4

2

Аэробика (девушки)

3

Атлетическая гимнастика (юноши)

В процессе урока

Индивидуально-ориентированные здоровьесберегающие технологии

           В течение года

Всероссийский физкультурный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

В течение года

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности

В течение года

Спортивно – оздоровительная деятельность:

лёгкая атлетика

21

12

-

-

9

гимнастика

18

-

18

-

-

лыжная подготовка

18

-

-

18

-

спортивные игры (баскетбол, волейбол по 10 часов, футбол, гандбол – по 8 часов)

36

15

__

9

12

национальные виды спорта.

В течение года

Прикладная физическая подготовка: на гимнастических снарядах, на легкой атлетике, на лыжных гонках, на спортивных играх;

В течение года

атлетические единоборства(юноши)

9

4

5

Способы спортивно-оздоровительной деятельности

В течение года

Итого:

102

27

22

32

21

Школьная профилактическая  программ«Полезные привычки» 1-4 классы, «Полезные навыки» 5-9 классы, «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10-11 классы. Блок «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10-11 классы.

8

2

2

2

2

Программный материал

Физическая культура и основы здорового образа жизни

(в процессе урока)

10 КЛАСС

Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.

Общие представления об адаптивной физической культуре, цель, задачи и формы организации, связь содержания и направленности с индивидуальными показаниями здоровья. Правила и требования по индивидуализации содержания самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой

Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.

Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности, понятие физической, технической и психологической подготовки.

Общее представление об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий  (по избранному виду спорта).

Способы совершенствования техники и соревновательных упражнений и повышения физической нагрузки (понятия режимов и динамики нагрузки).Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели.

Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).

Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.

Общее представление о прикладно-ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью.

11 КЛАСС

Общие представления современных оздоровительных системах физического воспитания (ритмическая гимнастика, аэробика, атлетическая гимнастика), их цель, задачи, содержание и формы организации.

Формирование индивидуального стиля жизни, приобретение положительного психо-социального статуса и личностных качеств, культуры межличностного общения и поведения

Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.

Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей. Занятия физической культурой в предродовой период у женщин, особенности их организации, содержания и направленности (материал для девушек).        

Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности, понятие физической, технической и психологической подготовки.

Общее представление об индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта). Способы совершенствования техники и соревновательных упражнений и повышения физической нагрузки (понятия режимов и динамики нагрузки).Особенности распределения тренировочных занятий в режиме дня и недели.

Требования к технике безопасности на занятиях физическими упражнениями разной направленности (в условиях спортивного зала и спортивных площадок).

Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.

Общее представление о прикладно-ориентированной физической подготовке, ее цель, задачи и формы организации, связь со спортивно-оздоровительной деятельностью.

Физкультурно- оздоровительная деятельность

Содержание

10 классы

11 классы

Оздоровительные системы физического воспитания (индивидуализированные комплексы упражнений)

Ритмическая гимнастика (девушки)(10кл-6ч; 11кл-6ч)

Индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью;стилизованные комплексы общеразвивающих упражнений на формирование точности и координации;  танцевальные упражнения (приставной шаг; переменный шаг; шаг галопа, польки и вальса»); танцевальные движения из народных танцев (каблучный шаг, тройной притоп, дробный шаг, русский переменный шаг, припадание) и современных танцев; упражнения художественной гимнастики с мячом (броски и ловля мяча, отбивы мяча, перекаты мяча, выкруты мяча), со скакалкой (махи и круги скакалкой, прыжки, переводы скакалки, броски скакалки), с обручем (хваты, повороты, вращения, броски, прыжки, маховые движения, перекаты).

Аэробика (девушки) 10кл-3ч; 11кл-3ч)

Индивидуально подобранные композиции из дыхательных, силовых и скоростно-силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц с постепенным повышением физической нагрузки (с усилением активности аэробных процессов).

 Общеразвивающие упражненияна развитие выносливости, гибкости, координации (включая статическое и динамическое равновесие) и ритма движений.

Атлетическая гимнастика (юноши) (в процессе урока)

Индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы.

Комплексы упражнений на общее и избирательное развитие силы мышц, «подтягивание» отстающих в своем развитии мышц и мышечных группы; комплексы упражнений на формирование гармоничного телосложения (упражнения локального воздействия по анатомическим признакам); комплексы упражнений на развитие рельефа мышц плеча, груди, спины, бедра, брюшного пресса.

Индивидуально-ориентированные здоровье сберегающие технологии(в процессе урока)

Гимнастика при умственной и физической деятельности. Оздоровительные ходьба и бег. Комплексы упражнений адаптивной физической культуры (лечебной)в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях зрения, осанки и плоскостопия; при остеохондрозе; бронхиальной астме и заболеваниях сердечно-сосудистой системы; при частых нервно-психических перенапряжениях, стрессах, головных болях; простудных заболеваниях и т.п.).

Всероссийского физкультурного спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (в процессе урока)

Подготовка к сдаче требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) 5 и 6 ступеней.

(в процессе урока)

Комплексы упражнений в предродовом периоде (девушки).

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности (в процессе урока)

10-11 классы

           Планирование содержания и физической нагрузки в индивидуальных оздоровительных занятиях, распределение их в режиме дня и недели.

              Выполнение простейших гигиенических сеансов самомассажа (состав основных приемов и их последовательность при массаже различных частей тела). Выполнение простейших приемов точечного массажа и релаксации.

Наблюдения за индивидуальным здоровьем (например, расчет «индекса здоровья» по показателям пробы Руфье), физической работоспособностью (например, по показателям пробы PWC/170) и умственной работоспособностью (например, по показателям таблицы Анфимова).

               Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья и работоспособностью.

        

Спортивно – оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики

(36 часов)

 Продолжается более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, акробатике, общеразвивающих и строевых упражнениях, совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах).На занятиях с юношами используются новые общеразвивающие упражнения силовой направленности: с гирями, гантелями, штангой, на гимнастической стенке, скамейке и тренажерах. Проводится подготовка к соревновательной деятельности

Большей координационной сложностью отличаются общеразвивающие упражнения без предметов. Это достигается путем соединения различных движений и положений рук, ног, туловища с упражнениями в равновесии, ходьбой, бегом, прыжками, акробатическими упражнениями, объединенными в различные комбинации.

Гимнастические упражнения, включенные в программу направлены, прежде всего на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. В этом плане их отличает большая избирательная направленность. Материал программы включает также большой набор упражнений, влияющих на развитие различных координационных способностей и гибкости.

        Обращается внимание на большие возможности гимнастических упражнений не только для развития физических способностей, но и для воспитания волевых качеств (особенно в упражнениях на снарядах), формирование красивой осанки, фигуры, походки, поз

Программный материал по гимнастике с основами акробатики

Основная направленность

Содержание

10класс

(18ч)

11 класс (18ч)

10 класс

(18ч)

11 класс

(18ч)

Юноши

Девушки

На совершенствование строевых упражнений

Повороты кругом в движении.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении

На совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов

Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении

На совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами

С набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами

Упражнений с обручами, булавами, скакалкой, большими мячами, гантелями (0,5 до 1,5 кг)

Совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах)

На освоение и совершенствование висов и упоров

Перекладина (высокая).

Подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; подъем переворотом.

Гимнастические брусья (параллельные).

Сгибание и разгибание рук в упор на брусьях.

Угол в упор. 

Стойка на плечах из седа ноги врозь

Подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад.

Комбинации из ранее освоенных элементов на гимнастических снарядах.

Гимнастические брусья (разновысокие).

Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом.

Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок.

Комбинации из ранее освоенных элементов

На освоение и совершенствование опорных прыжков

Гимнастический конь.

Прыжок ноги врозь

10 кл. (конь в длину, высота115-120 см);

11 кл. (конь в длину, высота120-125 см);

Гимнастический конь

Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 115-120 см)

Совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических комбинациях

На освоение и совершенствования акробатических упражнений

Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см.

Стойка на руках с помощью.

Кувырок назад через стойку на руках с помощью.

Переворот боком.

Прыжки в глубину, высота 150—180 см.

Комбинации из ранее освоенных элементов

Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках.

Комбинации из ранее освоенных элементов

Подготовка к соревновательной деятельности

Развития способностей

На развитие координационных способностей

Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений.

Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах.

 Акробатические упражнения.

Упражнения на подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями.

Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений.

Ритмическая гимнастика

На развитие силовых способностей и силовой выносливости.

Лазание по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость.

Лазание по шесту, гимнастической стенке без помощи ног.

Лазание по гимнастической лестнице.

Подтягивания.

Упражнения в висах и упорах, со штангой, гирей, гантелями, набивными мячами.

Упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами в парах

На развитие скоростно–силовых способностей

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метание набивного мяча.

На развитие гибкости.

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов.

Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами

Знания о физической культуре, самостоятельные занятия и овладение организаторскими  способностями.

На самостоятельные занятия.

Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений.

 Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями.

На овладение организаторскими  способностями

Выполнение обязанностей помощника судьи.

Проведение занятий с младшими школьниками.

 На знание о физической культуре

Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при травмах.

Легкая атлетика

(42час.)

Продолжается работа по совершенствованию техники спринтерского и длительного бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метаний. Проводится подготовка к соревновательной деятельности.

Усиливается акцент на дальнейшее развитие кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных способностей (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакции, точность дифференцирования основных параметров движений).

Увеличивается процент упражнений, сопряженно воздействующих на совершенствование техники и развитие кондиционных и координационных способностей. Уроки в значительной мере приобретают черты тренировки.

По сравнению с основной школой увеличиваются длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина разбега. Продолжается углубленное изучение освоенных различных спортивных способов прыжков. Осваивают  технику метания гранаты и  юноши в толкании ядра.

На уроках по легкой атлетике следует создавать условия для воспитания у обучающихся стремления к объективной оценке своих возможностей, самоопределению и самосовершенствованию. Выполнение трудных, но посильных заданий по развитию физических способностей, особенно выносливости, создает благоприятные условия для воспитания нравственных и волевых качеств.

На уроках следует давать знания и вырабатывать умения творчески применять освоенные легкоатлетические упражнения в беге, прыжках и метаниях, чтобы использовать их во время самостоятельных тренировок, внеклассных занятий в школе и дома. В занятиях с юношами следует предусмотреть необходимость использования материала по легкой атлетике для подготовки их к службе в армии.

Программный материал по легкой атлетике

Основная направленность

Содержание

10 классы (21ч)

11 классы (21ч)

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

На совершенствование техники спринтерского бега

Совершенствование техники  бега на короткие дистанции:

высокий и низкий старт до 40 м.;

стартовый разгон;

бег на результат на 100 м.

Эстафетный бег

На совершенствование техники длительного бега

Совершенствование техники  бегана средние дистанции.

Совершенствование техники  бега на длинные дистанции:

бег в равномерном и переменном      темпе 20-25 мин.; бег на 3000 м

 

бег в равномерном и переменном      темпе 20-25 мин.; бег на 3000 м

бег в равномерном и переменном       темпе 15—20 мин.

бег на 2000 м

На совершенствование прыжка в длину с разбега

Совершенствование техники прыжка в длинус разбега (13—15 шагов разбег).

        

На совершенствование техники прыжка в высоту с разбега.

Совершенствование техники  прыжка в высоту с разбега (9-11 шагов разбег).

На освоение и совершенствование техники

Метание мяча весом 150 г с 4-5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м.

Метание гранаты 700 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного разбега на дальность в коридор 10 м.; в горизонтальную цель (2x2 м) с расстояния 12-15 м.

Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного-четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние.

Метание мяча весом 150 г с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния 12-14 м.

Метание гранаты 300-500 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного разбега на дальность в коридор 10 м.; в горизонтальную цель (2x2 м) с расстояния 12-15 м.

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного-четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние.

На освоение техники толкания ядра

Толкание ядра.

Подготовка к соревновательной деятельности

Развития способностей

На развитие выносливости.

Кроссовый бег (до 25 мин.).

Бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой.

Эстафеты.

Круговая тренировка.

Кроссовый бег (до 20 мин.).

Бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой.

Эстафеты.

Круговая тренировка.

На развитие скоростно-силовых способностей

Прыжки и многоскоки.

Метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п.

Толкание ядра, набивных мячей.

Круговая тренировка

На развитие скоростных способностей

Эстафеты,

Старты из различных и. п.,

Бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов.

На развитие координационных способностей

Варианты челночного бега.

Бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности.

Барьерный бег.

Прыжки через препятствия и на точность приземления.

Метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками

Знания о физической культуре, самостоятельные занятия и овладение организаторскими  способностями.

На совершенствование организаторских умений

Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками

На самостоятельные занятия

Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей.

Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой

На знания о физической культуре

Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений.

Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды.

Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием.

Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Правила соревнований

Лыжные гонки

(36 часов)

Общая схема проведения занятий по лыжной подготовке остается такой же, что и в предыдущих классах. Обучение элементам лыжной подготовки должно строиться с учетом возросших функциональных возможностей организма обучающегося. Для этого постепенно увеличивается длина дистанций, проходимых с равномерной и переменной интенсивностью преимущественно на среднепересеченной местности. Чаще, чем в средних классах, применяются эстафеты и различные соревнования. Проводится подготовка к соревновательной деятельности

Паузы, возникающие во время отдыха, нужно заполнять малоинтенсивными упражнениями, желательно с закреплением ранее изученной техники передвижения на лыжах. Для этого можно использовать спуски с гор, отработку элементов техники лыжных ходов в медленном темпе, обращая особое внимание на координацию движений и правильность их выполнения.

Программный материал по лыжные гонки

Основная направленность

Содержание

10 класс (18ч)

11 класс (18ч)

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Совершенствование в  передвижениях на лыжах

На освоение лыжных ходов

Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий.

Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни.

Элементы тактики лыжных гонок распределение сил, лидирование, обгон, финиширование.

Прохождение дистанции до 6 км.

Прохождение дистанции до 5 км.

Прохождение дистанции до 8 км.

Прохождение дистанции до 5 км.

Подготовка к соревновательной деятельности

На знания о физической культуре.

Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Правила соревнований.

Техника безопасности при занятиях лыжным спортом.

Первая помощь при травмах и обморожениях.

Спортивные игры

(72 часа)

Продолжается изучение спортивных игр, закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, поворотов, владения мячом (ловля, передачи, ведения, броски и др.), защитных действий, усложняется набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств.

Учитывая, что обучающиеся владеют техникой основных приемов (с мячом и без мяча), увеличивается значимость упражнений с мячом для сопряженного воздействия на технику, тактику, развитие способностей.

Проводится подготовка к соревновательной деятельности. Больший удельный вес приобретают игровой и соревновательный методы. Наряду с совершенствованием ранее усвоенных приемов и взаимодействий  продолжается овладение более сложными приемами техники владения мячом, групповыми и командными тактическими действиями.

В процессе занятий необходимо больше использовать индивидуальные и дополнительные задания с целью устранения отдельных недостатков в технике владения основными игровыми приемами, при развитии тех либо других двигательных способностей. Среди способов организации обучающихся на занятиях целесообразно чаще применять метод круговой тренировки, используя упражнения с мячом, направленные на развитие координационных и кондиционных способностей, совершенствование основных приемов.

В старшем школьном возрасте увеличивается удельный вес игровых заданий и форм, направленных на овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей. Вместе с тем к командным тактическим действиям следует приступать тогда, когда обучающийся хорошо овладеют групповыми взаимодействиями в нападении и защите. В противном случае обучающийся может попросту не освоить требуемое тактическое упражнение.

Программный материал по спортивным играм

Основная направленность

Содержание

10 (36ч)

11 класс (36ч)

Баскетбол(20часов)

10ч

10ч

Совершенствование технических приемов

На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование ловли и передач мяча

Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях)

На совершенствование техники ведения мяча

Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники бросков мяча

Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Совершенствование тактических действий

На совершенствование техники защитных действий

Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание)

На совершенствование тактики игры

Индивидуальные, групповые действия в нападении и защите

Совершенствование командно - тактических действий

На совершенствование тактики игры

командно тактические действия в нападении и защите

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторныхспособностей

Игра по правилам баскетбола

Подготовка к соревновательной деятельности

Волейбол (20часав)

10ч.

10ч.

Совершенствование технических приемов

На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование техники приема и передач мяча

Варианты техники приема и передач мяча

На совершенствование техники подач мяча

Варианты подач мяча

На совершенствование техники нападающего удара

Варианты нападающего удара через сетку

Совершенствование командно-тактических действий

На совершенствование тактики игры

В нападении и защите

На совершенствование техники защитных действий

Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по правилам волейбола

Подготовка к соревновательной деятельности

Футбол, мини-футбол

(16 часов)

8ч.

8ч.

Совершенствование технических приемов

На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотови стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча

Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника.

Варианты остановок мяча ногой, грудью

На совершенствование техники ведения мяча

Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники перемещений, владения    мячом    и развитие    кондиционных и координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Индивидуальные действия в защите

На совершенствование техники защитных действий

Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват)

Совершенствование командно- тактических действий

На совершенствование тактики игры

командные тактические действия в нападении и защите

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторныхспособностей

Игры по правиламфутбола, мини-футбола

Подготовка к соревновательной деятельности

Гандбол (16 часов)

8ч.

8ч.

Совершенствование технических приемов

На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование ловли и передач мяча

Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях)

На совершенствование техники ведения мяча

Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники бросков мяча

Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

Совершенствование тактических действий

На совершенствование техники защитных действий

Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват)

На совершенствование тактики игры

Индивидуальные, групповые действия в нападении и защите

Совершенствование командно - тактических действий

На совершенствование тактики игры

командно тактические действия в нападении и защите

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по правилам гандбола

Подготовка к соревновательной деятельности

Развития способностей, знаний и самостоятельные занятия

(относится материал ко всем спортивным играм).

Сложность упражнений, объем и интенсивность, условия их выполнения определяются учителем в соответствии с методическими требованиями и индивидуальными различиями девушек и юношей.

Основная направленность

Содержание

Развития способностей

На совершенствование координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий и реакций, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму)

Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, метание в цель различными мячами, жонглирование (индивидуально, в парах, у стенки), упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, выполняемые также в сочетании с акробатическими упражнениями и др.

Варианты круговой тренировки. Комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами).

Подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным.

На   развитие   выносливости

Всевозможные эстафеты.

Круговая тренировка.

Игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин

На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на расстояние от 10 до 25 м. Ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10—13 с.

Игры и эстафеты с мячом в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность

Самостоятельные занятия, знание о физической культур, овладение организаторскими способностями.

На самостоятельные занятия

Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, скоростных способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов.

Игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр; спортивные игры.

Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми

На овладение организаторскими способностями

Организация и проведение спортивной игры с учащимися младших классов и сверстниками, судейство и комплектование команды, подготовка мест для проведения занятий

На знание о физической культуре

Терминология избранной спортивной игры, техника владения мячом, техника перемещений, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия.

 Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств.

 Правила игры.

Техника безопасности при занятиях спортивными играми

Национальный вид спорта

(в процессе урока)

 Игра «Русская лапта»

           «Русская лапта» – полезная и увлекательная игра, не требующая особых дорогостоящих принадлежностей и специальных фундаментально оборудованных площадок.

Основу игры составляют естественные движения: бег, прыжки, броски мяча и т.д. Игра в лапту способствует физическому развитию, воспитывает в игроке чувство коллективизма, формирует бойцовские качества.

            Является действенным средством физического воспитания, так как представляет широкую возможность разностороннего воздействия на занимающихся. Игре в лапту свойственна высокая эмоциональная окраска и большой зрелищный эффект. Это во многом облегчает решение одной из важнейших задач физического воспитания: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культурой. Быстрота, ловкость, выносливость – вот те, самые необходимые качества, которые неизбежно приобретаешь, предаваясь этой исконно русской забаве.

            Игра не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную биту, ровную

Программный материал игры  «Русская лапта»

Основная    направленность

Содержание

        10 класс        

        11 класс

Совершенствование технической подготовки

Техника игроков «нападения»

На совершенствования техники стоек

Стойка бьющего игрока: удар сверху; удар сбоку; удар снизу; удар свечой.

Перебежки.

На совершенствования удара битой по мячу

Хватка биты: сверху, сбоку, снизу, обманным ударом.

На совершенствование

перебежки

Индивидуальные

Групповые

Комодные

На совершенствование технических приемов позволяющие избежать опаливания

Прыжком

Падением

Остановкой

Кувырком

Поворотом корпуса

Изменения скорости бега

Техника игроков «защиты»

На совершенствование

основной стойки

Подающего

Игрока в поле

На совершенствование техники ловли мяча

Двумя руками

Одной рукой: после удара сверху; после удара сбоку; после удара снизу.

На совершенствование техники передвижения

Бег спиной вперед

Прыжки

Приставные и с крестным шагами

На совершенствование техники бросков и передач мяча

Передачи мяча: на дальнее и ближнее расстояние

На совершенствование техники подачи мяча

Средняя

Высокая

На совершенствование техники осаливания

С дальнего расстояния

С ближнего расстояния

Совершенствование тактической подготовки

Действия игроков команды «нападения»

Групповые перебежки

Действия игроков команды «защиты»

Расстановка защитников:

Подающий

Левый ближний защитник.

Правый ближний защитник.

Левый дальний защитник.  

Правый дальний защитник.

Центральный защитник.

Развития способностей

На развитие скоростных способностей игроков

Эстафеты

Старты из различных и. п.

Бег с ускорением, с максимальной скоростью.

На развитие координационных способностей игроков

Варианты челночного бега,

Бега с изменением направления, скорости, способа перемещения.

Метания меча из различных и. п. в цель и на дальность (обеими руками)

Упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме.

Прикладная физическая подготовка

Атлетическое единоборств - юноши

(18 часов)

   В 10-11 классе обучающиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приемы борьбы лежа и стоя. Результатом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку. Следует широко применять единоборства для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных способностей (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых). Усиливается сопряженное совершенствование сложной техники единоборств и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.

Программный материал по атлетическому единоборству

Основная направленность

Содержание

10 класс (9ч)

11 класс (9ч)

На освоение техники владения приемами

Приемы защиты и самообороны: захваты, броски, упреждающие удары руками и ногами, действия против ударов, захватов и обхватов.

Страховка:

упражнения в страховке и самостраховке при падении.

Учебная схватка

Развития способностей

На развитие координационных способностей

Пройденный материал по приемам единоборства.

Подвижные игры типа «Сила и ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» и т. д.

На развитие силовых способностей и силовой выносливости

Силовые упражнения и единоборства в парах

Самостоятельные занятия, знание о физической культур, овладение организаторскими способностями.

На знания о физической культуре

Самостоятельная разминка перед поединком.

Правила соревнований по одному из видов единоборств.

Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств.

Техника безопасности.

Гигиена борца

На освоение организаторских умений и соревновательными способностями

Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств

Самостоятельные занятия

Упражнения в парах, овладение приемами страховки.

Самоконтроль при занятиях единоборствами

Программный материал прикладной физической подготовки

 (в процессе урока)

Виды спорта

Содержание

10 класс

11 класс

Гимнастика

Полоса препятствий.

Упражнения на гимнастических снарядах с грузом на плечах (юноши):

ходьба по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением;

передвижение в висе на руках по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами;

лазанье по гимнастическому канату и гимнастической стенке, опорные прыжки через препятствия.

Строевые команды и приемы (юноши).

Легкая атлетика

Полосы препятствий.

Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре.

Преодоление полос препятствий с использованием разнообразных способов метания, переноской «пострадавшего» способом на спине (юноши).

Лыжная подготовка.

Специализированные полосы препятствий, включающие подъемы, спуски («по прямой» и «змейкой»), небольшие овраги и невысокие трамплины (юноши).

Спортивные игры

Упражнения и технические действия, сопряженные с развитием основных психических процессов (скорость реакции, внимание, память, оперативное мышление) (юноши).

Способы спортивно-оздоровительной деятельности

(в процессе урока).

10-11 класс

            Технология разработки планов-конспектов тренировочных занятий, планирование содержания и динамики физической нагрузки в системе индивидуальной прикладно-ориентированной и спортивной подготовки (по избранному виду спорта).

           Контроль режимов физической нагрузки и их регулирование во время индивидуальных тренировочных занятий.

           Тестирование специальных физических качеств (в соответствии с избранным видом спорта).

Школьная профилактическая программа«Полезные привычки» 1-4 классы, «Полезные навыки» 5-9 классы, «Полезная прививка» по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10-11 классов.

 Блок «Полезная прививка по профилактике ВИЧ/СПИДа»

(16 часов)

               Отличительной чертой блока является акцент на формирование полезного выбора из множества его вариантов, личной ответственности обучающегося за свои поступки и здоровье.

               Программа направлена на формирование следующих навыков и свойств личности:положительного образа Я школьника;навыков принятия ответственных решений и эффективногообщения;навыков сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников;навыков личностной и социальной компетентности.

Программный материал блока

«Полезная прививка по профилактике ВИЧ/СПИДа»

10 класс (8 часов)

Название темы

Всего часов

1

ВИЧ/СПИД

1

2

Как заразиться ВИЧ?

1

3

Рискованное поведение и ВИЧ

1

4

Обеспечь будущее

1

5

Будь терпеливым.

1

6

Свидание

1

7

Безлопастное поведение и ВИЧ.

1

8

Серьезно о сексе и здоровье. Серьезно о сексе и безопасности.

1

11 класс (8 часов)

Название темы

Всего часов

1

Тренинг неагрессивного поведения

1

2

Развлечения в компании.

1

3

Близкие отношения и риск.

1

4

Это должен знать каждый  (1часть).

1

5

Это должен знать каждый  (2 част).

1

6

Права всех.

1

7

Сочувствие и поддержка

1

8

Дискриминация, сила, власть.

1

Критерии оценивания подготовленности учащихся  

             Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

            Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

              Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

             Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

            Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Критерии оценивания успеваемости

по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

           1. Знания

           При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

          С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

За ответ, в котором:

За тот же ответ, если:

За ответ, в котором:

За непонимание и:

Учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.

В нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Не знание материала программы

            2. Техника владения двигательными умениями и навыками

            Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

За выполнение, в котором:

За тоже выполнение, если:

За выполнение, в котором:

За выполнение, в котором:

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив.

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок.

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.

 

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

            3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Учащийся умеет:

- самостоятельно организовать место занятий;

-подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.

Учащийся:

- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

- допускает незначительные ошибки в подборе средств;

- контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов.

Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.

            4. Уровень физической подготовленности учащихся

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени.

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста.

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту.

Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности

          При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
  • способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
  • правила и способы планирования системы индивидуальных занятий

       уметь:

  • выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
  • выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
  • преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
  • выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
  • осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих;
  • преодолевать социальные стереотипы;
  • оказывать сопротивление давлению сверстников;
  • распознавать проявление дискриминации ВИЧ – инфицированных и ее источники;
  • предлагать способы поведения, исключающие дискриминацию;
  • обсуждать доводы в пользу воздержания;

       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;
  • подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
  • активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни;
  • умение договариваться об отказе от секса, незащищенном сексе;
  • толерантное отношение к людям, живущим с ВИЧ/СПИдом;
  • готовность оказать поддержку этим людям.

Литература для учителя

  1. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).Приказом Минспорта России от «08» июля 2014 г. № 575
  2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов»  В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Методика обучения занимающихся технике и тактике игры «Русская    лапта»: методические рекомендации / С.В.Грудина - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010.
  4. Программа«Превентивное обучение в области профилактикиВИЧ/СПИД в образовательнойсреде». Л.С. Колесова, О.В.Романова.  2010г.

Литература для обучающихся

            1.Физическая культура  10 – 11 учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях – М.: Просвещение, 2014.

  2.http://nashol.com/knigi-po-fizkulture/

    3.http://www.knigafund.ru/

    4.http://legart.livejournal.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса "Культура речи" 9 класс...

Рабочая программа "Физическая культура" 5-11 класс

Модифицированные рабочие программы  "Физическая культура" , на основе программы "Физическая культура" В..И. Лях.,А.А.Зданевич....

Рабочие программа Физическая культура 5 - 9 классы Лях

Рабочие программы Физическая культура 5 - 9 классы Лях...

Рабочая программа по культуре общения (7 класс)

Данная программа разработана на основе...

Рабочая программа по культуре, 5-6 классы

Рабочая программа по русской культуре (дополнительное образование), 5-6 классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 5 – 9 класс

        Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 5 -11 классы. М. Просвещение 2010г., под общей редак...