ОСВОЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ ЗНАНИЙ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
методическая разработка по физкультуре на тему

Курочкин Вячеслав Анатольевич

Актуальность исследования. Современные теоретические положения развития образования предполагают формирование у школьников единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры.

Важной частью программы по физической культуре является раздел «Основы знаний». Современные постулаты физической культуры основываются на положении, что изучение учащимися знаний из области физической культуры способствует быстрому прохождению учебного материала, а приобретенные путем сознательного усвоения двигательные умения и навыки, оказываются более прочными.

Повышение эффективности урока физической культуры посредством реализации современных положений, нацеленных на формирование у школьников знаний в области физической культуры, активно рассматривались исследователями в последние годы (В.И. Сиваков, 1998; С.В. Барков, 2001; А.В. Власов, 2001; Т.В. Моор, 2001; Г.А. Гайдук, 2001; Н.В. Глазырина, 2003; Н.А. Герасимова, 2003).

Однако преподавание теоретических сведений в методических рекомендациях рассматривается как частная задача урока физической культуры. Учителю предлагается преподавать теоретические сведения школьникам, используя для этого тематические беседы, домашние задания, факультативные занятия, ведение тетрадей, лекционные занятия и т.п., что имеет ряд недостатков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtoreferat_8_15.28.20.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

На правах рукописи

УДК 796:338.28;

796.078

                         

КУРОЧКИН ВЯЧЕСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ

ОСВОЕНИЕ ШКОЛЬНИКАМИ РАЗДЕЛА «ОСНОВЫ ЗНАНИЙ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ

ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Специальность: 13.00.04

  • теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной      и адаптивной физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Санкт – Петербург

2004

Работа выполнена на кафедре теории и методики физической культуры Российского государственного педагогического университета  имени             А. И. Герцена

Научный руководитель:

  • доктор педагогических наук,

     доцент, ФИЛИППОВА

     СВЕТЛАНА ОКТАВЬЕВНА

Официальные оппоненты:

  • доктор педагогических наук,

     профессор, КОМКОВ

     АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

 

  • кандидат педагогических наук,

ЛУКИНА ГАЛИНА

     ГЕРАСИМОВНА

Ведущая организация:

Ленинградский государственный университет имени         А.С. Пушкина

Защита диссертации состоится 15 ноября 2004 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.199.16 при Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена по адресу: 196159, Санкт-Петербург, Лиговский проспект 275, кор.1, ауд.502.

 

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского  государственного педагогического университета имени          А.И. Герцена.

Автореферат разослан  « ____» октября 2004 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, профессор

Е.А. Митин

ОБШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современные теоретические положения развития образования предполагают формирование у школьников единства мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры.

Важной частью программы по физической культуре является раздел «Основы знаний». Современные постулаты физической культуры основываются на положении, что изучение учащимися знаний из области физической культуры способствует быстрому прохождению учебного материала, а приобретенные путем сознательного усвоения двигательные умения и навыки, оказываются более прочными.

Повышение эффективности урока физической культуры посредством реализации современных положений, нацеленных на формирование у школьников знаний в области физической культуры, активно рассматривались исследователями в последние годы (В.И. Сиваков, 1998; С.В. Барков, 2001; А.В. Власов, 2001; Т.В. Моор, 2001; Г.А. Гайдук, 2001; Н.В. Глазырина, 2003; Н.А. Герасимова, 2003).

Однако преподавание теоретических сведений в методических рекомендациях рассматривается как частная задача урока физической культуры. Учителю предлагается преподавать теоретические сведения школьникам, используя для этого тематические беседы, домашние задания, факультативные занятия, ведение тетрадей, лекционные занятия и т.п., что имеет ряд недостатков.

Во-первых, тематические беседы, лекционные занятия уменьшают двигательную составляющую урока. Факультативные занятия, домашние задания, ведения тетрадей оказывают положительное воздействие на учеников, однако выходят за рамки учебного плана. Изучение учебного материала с использованием межпредметных связей требует большей согласованности учебных программ различных предметов и возложение ответственности за уровень образования школьников на других участников образовательного процесса.

Во-вторых, отсутствие четкого инструментария преподавания теоретических сведений, игнорирование учителем возможности использования педагогических приемов, способных вызывать у школьников интерес к занятиям физическими упражнениями, не позволяет в полной мере реализовать современные научные положения в реальном образовательном процессе.

Таким образом, необходимость восполнения этих пробелов в теории и методике физической культуре и определило актуальность темы исследования.

Гипотеза исследования. Разработка и внедрение в учебный процесс физического воспитания школьников методики формирования знаний, основанной на системе педагогических приемов, побуждающих их работать с информацией, будет способствовать не только более эффективному усвоению теоретических сведений, но и формировать положительное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Объект исследования – образовательный процесс по физической культуре в школе.

Предмет исследования - процесс освоение школьниками раздела «Основы знаний», способствующий формированию у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики освоения школьниками знаний в области физической культуры, способствующая формированию у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему формирования положительного отношения  школьников к занятиям физическими упражнениями.

2. Провести анализ современных методик преподавания школьникам теоретических сведений по предмету «Физическая культура».

3. Разработать  методику  преподавания школьникам раздела «Основы знаний», способствующую формированию у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной
методики.

Теоретические основы исследования базируются на научных положениях о единстве биологического и социального в человеке и проявления этого феномена в физической культуре (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева); об изменении приоритетов в физической культуре школьников       (В.И. Лях, А.П. Матвеев), об интеграции знаний в области образования (В.Н. Максимова), а также на результатах исследований посвященных формировании у человека иерархии потребностей, которые наиболее благоприятны для его здоровья, физического развития и совершенствования (Г.К. Зайцев) и использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе (О.С. Анисимов,  В.П. Беспалько, Е.В. Титова).  

Методы исследования. Для  организации и проведения исследования были использованы методы получения ретроспективной информации: анализ литературных источников, анализ документальных материалов; методы получения текущей информации: педагогическое наблюдение, опрос, экспертная оценка, контрольные испытания, педагогический эксперимент. Данные, полученные в результате исследования, подвергались как количественному (методы математической статистики), так и качественному анализу.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в период 1998-2004 год в 4 этапа.

Задачами первого этапа (1998-1999 гг.) явились: анализ литературы, разработка инструментария исследования. По результатам проведенного исследования были определены методы и техника сбора информации.

Задачей второго этапа (2000-2001) был сбор информации через проведение опроса респондентов (слушатели курсов повышения квалификации ГСПбУПМ - 31 чел., учителя физической культуры методического объединения Калининского и Выборгского районов Санк-Петербурга - 24 чел.), проведение экспертной оценки по интересующей нас проблеме (в качестве экспертов выступили методисты по учебной работе РМЦ СПб - 15 чел.) и  педагогического наблюдения. На этом этапе разрабатывалась экспериментальная методика.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) проводился педагогический эксперимент, суть которого состояла в сравнении методик формирования знаний учащихся и выявления причинно-следственной зависимости использования экспериментальной методики по отношению к обозначенным в исследовании параметрам учебного процесса на уроке физической культуры. В эксперименте участвовало 50 школьников 8-9 классов (24 человека - экспериментальная группа, 26 человек – контрольная группа). Педагогический эксперимент проходил на базе средней школы № 119 Калининского района Санкт-Петербурга.

Четвертый этап (2003-2004) являлся заключительным в исследовательской работе по данной теме. В этот период проводилась окончательная обработка результатов эксперимента, литературное оформление диссертации.

Научная новизна проведенного исследования состоит в обосновании и экспериментальной проверке методики преподавания раздела «Основы знаний» с целью формирования у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

В ходе исследования получены новые данные о возможности:

  • повышения интереса школьников к занятиям физическими упражнениями посредством целенаправленного подбора педагогических технологий преподавания и контроля теоретических сведений;

- повышения уровня умений школьников в организации самостоятельной двигательной деятельности, на основе сформированных у них специальных знаний и положительного отношения к занятиям физическими упражнениями.

Теоретическая значимость исследования заключается,  в расширении представления о возможностях формирования положительного отношения школьников к занятиям физическими упражнениями, посредством преподавания теоретических сведений, повышающих интерес школьников к уроку физической культуры, что является вкладом в разработку проблемы формирования личной физической культуры школьников.

Полученные результаты дополняют систему знаний в области физической культуры школьников:

  • дано обоснование изменения подходов к формированию знаний школьников в области физической культуры на основе современной личностно-ориентированной парадигмы образования;
  • подтверждено что, использование на уроке физической культуры  проблемных методов  преподавания теоретических  сведений, дополняя  традиционные  репродуктивные формы обучения, эффективнее формируют у школьников умения самостоятельно организовывать свою двигательную деятельность;
  • определены возможные пути оптимизации процесса формирования знаний школьников в области физической культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика преподавания теоретических сведений на уроке физической культуры способствует:

  • рационализации труда учителя в достижении
    современных ориентиров по образованию школьников в области  физической культуры;
  • повышению уровня умений школьников самостоятельно организовывать свою двигательную деятельность;
  • эффективному усвоению школьниками теоретических сведений;
  • формированию у них интереса к уроку физической культуры.

Результаты исследования показывают возможность такого построения учебного процесса по физической культуре, который содействует формированию ответственности у учащихся за результат своей учебной деятельности.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Разработанная методика преподавания школьникам раздела «Основы знаний», способствующая формированию у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями может быть использована в учебном процессе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования спортивного профиля, а так же при подготовке специалистов по физической культуре в педагогических колледжах и ВУЗах.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Современная парадигма образования школьников меняет отношение к преподаванию теоретических сведений, которые должны являться не целью предмета «Физическая культура», а средством формирования у учащихся функциональной грамотности в области физической культуры.
  2. Методика формирования знаний школьников в области физической культуры, которая предполагает: а) структурирование процесса формирования знаний школьников на уроке по макро, мезо- и микроциклам;    б) детализацию деятельности учителя по формированию у школьников знаний; в) технологичность подхода к формированию интереса школьников к учебному материалу урока физической культуры.

3. Освоение школьниками раздела «Основы знаний» по экспериментальной методике способствует формированию у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями и повышению уровня умений организовывать свою двигательную деятельность.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается:

  • опорой на теорию и методику физической культуры детей
    школьного возраста;
  • длительностью и вариативностью эксперимента;
  • комплексным подходом к использованию методов исследования, взаимодополняющих друг друга;
  • применением математического анализа в обработке полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения экспериментальной методики обучения, ход эксперимента, его результаты и выводы докладывались и обсуждались на городских научно-практических конференциях (1998, 2000, 2001) и на «Герценовских чтениях» (2002).

Результаты исследования были внедрены в образовательный процесс школы № 119 Калининского района, СДЮСШОР Выборгского района по лыжным гонкам, а так же использовались в учебном процессе факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена при подготовке студентов, обучающихся по специальности 033100 - «Педагог по физической культуре» и Университета педагогического мастерства, при повышении квалификации учителей физической культуры школ Санкт-Петербурга.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы  и  приложений.   Основная  часть  работы  изложена  на 135 страницах машинописного   текста.   Работа   содержит 7 рисунков, 15 таблиц, 5 приложений. Список литературы насчитывает 163 источника отечественных и 6 зарубежных авторов.

Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований РГПУ им. А.И. Герцена, направление № 23 «Изучение и развитие профессиональных и спортивных способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности».

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении раскрывается актуальность темы, научная новизна, практическая значимость работы, формируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема преподавания теоретических сведений как средства формирования у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями» анализируется и обобщается информация, полученная в ходе изучения литературных источников по тематике исследования.

Направленность современного образования это использование общих идей, средств, приемов, их переноса из одной науки в другую и генерации посредством конденсации (уплотнения) знаний на основе универсальных форм познания и выражения познанного. Интегрированный подход открывает новое научное направление преодоления противоречий между биологической и социальной программами развития ребенка (А.Г. Комков, 2002).

Основополагающим принципом физического воспитания в современных концептуальных подходах является: единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности, что обуславливает образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса (Н.А. Пономарев, 1991; В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман, 1992; Ю.М.Николаев, 1998; Ю.Ф. Курамшин, В.И. Попов, 1999).

В преподавании физической культуры в школе на современном этапе накопилось множество проблем требующих своего разрешения (М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов 1990). Г.Н. Пономарев (2003) отмечает, что отношение к физической культуре, как со стороны родителей, так и со стороны учащихся часто индифферентное, и что самое печальное, у многих учителей-предметников сформировалось отрицательное отношение к физической культуре в целом. И судя по тем тенденциям, которые происходят в социокультурной и образовательной ситуации в России, отношение к физической культуре не изменится в лучшую сторону до тех пор, пока не будет создана четкая система мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Формирование положительного отношения учеников к занятиям физическими упражнениями, зависит от сформированности потребности. Формирование потребности происходит за счет сообщения ученику информации. Сообщение ученику определенной информации можно характеризовать как общение учитель – ученик. Следовательно, формирование положительного отношения к занятиям физическими упражнениями зависит от уровня общения учитель-ученик. На традиционном уроке ученик выполняет в основном репродуктивные действия, рекомендуемые и контролируемые учителем с помощью отметок, которые в обычном их использовании, бесспорно, являются внешним принуждением (Ш.А. Амонашвили, 1993).

По мнению Л.К. Завьялова (1999) формирование знаний на уроках физической культуры, подчиняясь общим психолого-педагогическим закономерностям, имеет отличительные особенности, обусловленные своеобразием задач физического совершенствования, характером учебно-познавательной деятельности занимающихся, местом теоретического материала в структуре и содержании занятий физическими упражнениями.

Поэтому для достижения целевой установки современного образования, а именно целостного развития личности учащихся. Формирование знаний в области физической культуры необходимо вести, как следует из вышесказанного на разных уровнях воздействия на личность ученика.

В современных программах наблюдается тенденция увеличения информации, предлагаемой на уроке. Такой объем может быть усвоен только при изменении методики преподавания, что не всегда возможно без специальной научно-методической работы. Поэтому часть учителей просто повышают требования к учащимся, стараясь выполнить программу (С.О. Филиппова, 1998).  

С учетом современной российской действительности перспективной предпосылкой к эффективному освоению знаний может служить деятельностный подход. Глубинная сущность деятельностного подхода к процессу формирования физической культуры человека состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала. Как справедливо отмечено в работах      М.Я. Виленского (1990), Л.И. Лубышевой (1996), В.К. Бальсевича (1996), что этот подход противостоит формам догматической передачи готовой информации, пассивности обучения, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.

Однако для осуществления новых подходов должен быть разработан механизм их реализации в педагогической деятельности. В то же время, чтобы осуществлять педагогическую деятельность результативно, как указывает Е.В. Титова (1993), необходимо разрабатывать ее методику, т.е. конструировать педагогический процесс, определяя стратегию и тактику взаимодействия с учениками, выстраивая его логику, подбирая соответствующую технику (инструментовку) совместной деятельности.

Во второй главе «Организация и методы исследования» представлена структура проведения исследования, определены методы, посредством которых решаются задачи исследования и критерии оценки эффективности экспериментальной методики обучения.

В третьей главе «Методика освоения школьниками раздела программы «Основы знаний», как средства положительного отношения к занятиям физическими упражнениями» 

В основу экспериментальной методики была положена идея освоения раздела «Основы знаний» программы, как средства формирования положительного отношения школьников к занятиям физическими упражнениями на основе применения педагогических приемов, вызывающих интерес к изучаемому материалу и формирующих у них умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основой теоретического обоснования экспериментальной методики формирования знаний послужили труды (Е.В. Титовой, 1993; В.П. Беспалько, 1995; Л.И. Лубышевой, В.К. Бальсевича, 1995; А.П. Матвеева, 1997; Л.К. Завьялова, 1999). Для конкретизации экспериментальной методики, способствующей формированию у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями использовались результаты исследований, проведенных в лаборатории А.А. Гина (2000). Предложенные технологические приемы формирования знаний школьников, базирующиеся на теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), были модифицированы с учетом специфики деятельности учителя физической культуры.

Структура процесса формирования знаний была разработана с учетом особенностей урока физической культуры. Во временном масштабе определены макро (большой), мезо (средний), микро (малый) циклы изложения материала.

Конкретизация педагогического труда - это один из самых творческих, гибких и в то же время уязвимых признаков  методики. Один и тот же алгоритм педагогического приема в зависимости от того, как он будет инструментован и технически выполнен в реальном процессе, может привести к разному результату. В подготовке тематического планирования были использованы методические труды (А.П. Матвеева, 1996; Л.Б. Кофмана, 1998; В.И. Ляха,1998; Г.Б. Мейксона 1998; А.П. Панфиловой, 1999;)

Для улучшения качества изложения информации  был применен ряд педагогических технологий. При планировании учебного материала, производились следующие действия.

1. Определение резерва времени, который был необходим в случае незапланированных сбоев в работе и позволял в конце года повторить материал.

2. Подготовка базовых листов контроля для выявления уровня освоенности учебного материала. В нем перечисляются основные правила, понятия, формулировки, которые обязан знать каждый. В выпускном классе базовые вопросы формулировались в соответствии с вопросами на выпускных экзаменах.

3. Распределение тем по урокам. Экспериментальная методика предусматривала прохождение каждого подраздела «Основ знаний» трижды за учебный год.

4. Согласование информационного компонента программы с учебным материалом других разделов. Изучение тем раздела «Основы знаний» накладывается на особенности других разделов программы по физической культуре.

Систематизация информации выражалась как результат обработки собранной учителем алгоритмов подачи учебного материала. Источники информации были: учебные пособия, телевидение, газеты, книги, беседы и т.п.

Формула этого педагогического приема, заключается в том, что необходимую информацию учитель собирает в форме картотеки. Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинацией. Совокупность этих приемов можно охарактеризовать как функциональные блоки урока. Задача функционального блока вызывать у учеников нужные учителю реакции. Технология повышения интереса учащихся к учебному материалу заключается в конструировании учителем урока из функциональных блоков. Для того чтобы сориентироваться в обстановке, учителю необходимо отслеживать на уроке такие параметры, как настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания учебного материала.

Достижение качества преподавания во многом зависит от учителя, адекватно ориентированного на конкретные особенности учеников. Предлагаемая методика преподавания знаний на уроке физической культуры ориентирует учителя на стиль во взаимоотношениях «учитель-ученик» через равенство в ответственности за свой труд. Управление группой людей требует авторитета, мы стремились укреплять авторитет знаний учителя, конкретными приемами педагогической техники.

Демонстрация профессионального уровня. Формула приема: учитель показывает пример выполнения сложного задания. Ученикам нужно убедиться, что учитель досконально владеет предметом

Выход за пределы. Формула приема 1: учитель выходит за рамки своего учебного предмета. Учитель, излагая на уроке тему раздела основ знаний,  свободно  оперирует материалом из других предметов, показывает пример, творческого применения на уроке физкультуры знаний, полученных на других предметах. Формула 2: учитель демонстрирует знание молодежной субкультуры.

Сравнение позиции. Формула: учитель сам ставит себя в позицию оцениваемого.

Советуйтесь! Формула: по всяким сложным вопросам, проблемам отношений учитель советуется с детьми!

В методике формирования знаний на уроке физической культуры мы пользовались педагогическими технологиями, каждая из которых реализуется с помощью гаммы конкретных приемов.

Привлекательная цель. Формула этой технологии: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

Удивляй! Формула технологии: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обычное представление об упражнении, становится удивительным и т.д.

Отсроченная отгадка. Формула 1: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Формула 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Фантастическая добавка. Формула. Учитель дополняет реальную ситуацию «фантастической».

Лови ошибку! Формула. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

Одна из формулировок принципа открытости, которого мы придерживались: не только давать знания - но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.  

Подавляющее число старшеклассников боятся самостоятельности,  тяготеют к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугает. Мы стремились излагать информацию раздела «Основы знаний» в форме постановки открытых задач, которые условно были разделены на группы и включали проблему, решение которой предполагает несколько вариантов решения.

Изобретательские задачи. Изобретательская задача ставит перед решением вопрос: как быть, когда дополнительные условия делают очевидные решения невозможными, когда грамотного применения традиционных знаний (умений, навыков…) недостаточно?

Исследовательские задачи. Необходимо объяснить некое явление, выяснить причины… Ключевые вопросы: как происходит? Почему? Хорошо, если условие задачи предполагает целый набор ответов гипотез.

Конструкторские задачи. Этот тип задач предполагает придумывание условий под заданную цель.

Прогнозные задачи. Эти задачи предполагают анализ положительных и отрицательных последствий предполагаемых действий.

Задачи с достраиванием условий. Условие такой задачи допускает несколько толкований. Учащийся анализирует, и сам выводит необходимые данные и ограничения.

Учитель может получать разными способами информацию о том, как его ученики освоили материал, который он преподавал.

Фактологический диктант. Формула приема: диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов на вариант). У ученика только чистый лист и ручка, допускается использование базового листа контроля. Среди вопросов - 1-2 на повторение, из предыдущих базовых листов. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.

Выборочный контроль. Проверять учеников выборочно.

Блиц-контрольная. Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

В четвертой главе  «Оценка эффективности применения экспериментальной методики преподавания раздела «Основы знаний» изложены результаты предварительного и основного этапа исследований.

На этапе предварительного исследования получены сведения о проблемах в практике преподавания теоретических сведений на уроках физической культуры и возможных путях их решения. Эти сведения были получены посредством изучения литературных источников, опроса, экспертной оценки и педагогического наблюдения.

Из результатов опроса учителей физической культуры Санкт-Петербурга получены сведения, что в методике и формах преподавания теоретических сведений на уроке физической культуры учитель полагается в основном на свою творческую и методическую интуицию. Если в вопросе формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств учителя конкретно представляли методические характеристики этой направленности урока, то в вопросах целесообразности использования предложенных форм преподавания теоретических сведений на уроке и методической оценки эффективности конкретных действий учителя было выявлено расхождение их мнений.

Обобщая позиции экспертной группы по вопросу форм и методов подготовки к экзамену по физической культуре, мотивации в выборе школьниками экзамена, качество показанных знаний выявлено, что эффективность подготовки выпускников к экзамену по физической культуре  будет зависеть от стандартизации требований к учащимся и применяемой методики подготовки к экзамену.

Сравнение систем образования разных стран посредством педагогического наблюдения  показало, что применение в образовательном процессе технологий работы с информацией, как категорией регламентирующей деятельность учеников, позволяет сформировать у ученика умение самостоятельно решать возникающие перед ним жизненные задачи.

По ходу изучения литературных источников и непосредственного общения со специалистами по физической культуре нами были определены основные параметры, структура и механизмы реализации экспериментальной методики формирования знаний, учтены типичные организационные ошибки, снижающие эффективность образовательного процесса.

Для оценки эффективности разработанной методики формирования знаний с целью формирования у школьников положительного отношения к занятиям физическими упражнениями был проведен педагогический эксперимент. Для оценивания мы выбрали четыре показателя результативности образовательной деятельности учеников на уроке физической культуры:

1.  Знания по предмету «Физическая культура».

2. Физическая подготовленность школьников.

3. Умения учеников самостоятельно организовать свою двигательную деятельность.

4. Отношение школьников к результату занятий физическими упражнениями.

Данные, полученные в ходе эксперимента позволили нам рассмотреть зависимость уровня знаний учеников от технологии преподавания теоретических сведений. На рисунке 1 представлена динамика формирования знаний у школьников экспериментальной и контрольной групп. Уже к концу первого года было зафиксировано значительное улучшение качества усвоения знаний в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Ухудшение показателей в начале второго года эксперимента (сентябрь) обусловлено перерывом в обучении на летние каникулы.

Рис. 1. Средний балл сформированности знаний у школьников      

            экспериментальной и контрольной групп

До эксперимента различий в уровне сформированности знаний школьников экспериментальной и контрольной групп не было. По окончанию исследования было установлено, что у школьников экспериментальной группы показатель сформированности знаний достоверно лучше          (t =  2,14; р < 0,05), чем у школьников контрольной группы. Результаты экзамена показали, что в ходе применения разработанной методики школьники экспериментальной группы не только прочнее усвоили учебный материал, но и приобрели умения оперировать полученными знаниями в реальной деятельности.  

Одной из задач нашего исследования была проверка влияния разработанной методики на физическую подготовленность школьников. В частности, нам необходимо было выяснить, не снижается ли уровень физической подготовленности школьников при использовании экспериментальной методики преподавания знаний, предполагающей усиление информационного компонента.

Для решения этой задачи были определены две группы показателей физической подготовленности школьников: в первую группу вошли показатели физической подготовленности, оцениваемые по таблице учебных нормативов, вторую группу составили показатели, оцениваемые через экспертную оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с учебной программой.  

В первую группу вошли результаты тестов: бег 60 м, кросс, метание мяча, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки на скакалке, упражнения на пресс, передвижение на лыжах.

Из рисунка 2 видно, что результаты школьников экспериментального и контрольного класса по первой группе тестов не имели существенных различий.    

Рис. 2.  Результаты контрольных испытаний (первой группы тестов)

   экспериментальной и контрольной групп до эксперимента (баллы)

По окончании эксперимента (рис. 3) это соотношение сохранилось. Исключением явились результаты в кроссе и ходьбе на лыжах: школьники экспериментальной группы имели лучше показатели, чем школьники контрольной группы.

Рис. 3.  Результаты контрольных испытаний (первой группы тестов)

        экспериментальной и контрольной групп после эксперимента (баллы)

Во вторую группу вошли результаты тестов: волейбол (верхняя передача, нижняя передача, подача мяча), гимнастика (акробатическая комбинация), баскетбол (ведение мяча, передача мяча в движении, бросок в кольцо). Оценка производилась по пятибалльной системе. Результаты, полученные  в ходе исследования, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты контрольных испытаний (второй группы тестов)  школьников         экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

Контрольные

испытания

8 класс

9 класс

эксп.

контр.

эксп.

контр.

волейбол

 

верхняя передача

4,33± 0,10

4,38± 0,09

4,67± 0,10

4,46± 0,09

нижняя передача

4,25± 0,10

4,19± 0,09

4,42± 0,10

4,23± 0,09

подача мяча

4,13± 0,10

4,12± 0,09

4,25± 0,10

4,27± 0,09

Акробат. комбин.

4,33± 0,10

4,15± 0,09

4,46± 0,10

4,15± 0,09

Баскет-бол

ведение мяча

4,66± 0,10

4,62± 0,09

4,83± 0,10

4,65± 0,09

бросок в кольцо

4,29± 0,10

4,30± 0,09

4,42± 0,10

4,23± 0,09

передача м. в дв.

4,63± 0,10

4,62± 0,09

4,83± 0,10

4,65± 0,09

Средний балл

4,37± 0,10

4,34± 0,09

4,55± 0,10

4,38± 0,09

Уровень физической подготовленности школьников определялся по сумме средних показателей первой и второй групп тестов. До эксперимента различий в уровне физической подготовленности школьников экспериментальной и контрольной групп не было (табл. 2). Суммарные результаты тестирования школьников по окончании эксперимента также не имели достоверных различий. Таким образом, было доказано, что использование экспериментальной методики в учебном процессе не снижает темпов прироста физической подготовленности школьников, а в видах требующих проявление волевых усилий предложенная методика имеет некоторое преимущество.

Таблица 2

Уровень физической подготовленности школьников

экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

 

экспериментальная

X ± m

контрольная

X ± m

до эксперимента

4,24 ± 0,10

4,21 ± 0,09

различия

t =  0,21; р > 0,05

После эксперимента

4,47 ± 0,10

4,32 ± 0,09

различия

t =  1,07; р > 0,05

Изменения умений учеников самостоятельно организовать свою двигательную деятельность оценивалось по следующим показателям:

А. Умение провести комплекс упражнений с соучениками.

Б. Умение подобрать упражнение, решающие конкретные задачи.

В. Умение взаимодействовать с одноклассниками в игре.

Г. Умение изложить порядок своих действий, при выполнении задания.

Рисунок 4 свидетельствует о том, что изменение показателей, характеризующих умение школьников организовать свою двигательную деятельность, в контрольной группе происходило значительно медленнее, чем в экспериментальной группе.  

Рис. 4.   Изменение показателей умений школьников самостоятельно

               организовывать двигательную деятельность

До исследования уровень сформированности умений самостоятельно организовывать двигательную деятельность у школьников экспериментальной и контрольной групп был одинаковым. По окончанию исследования в экспериментальной группе были выявлены достоверно лучшие результаты (t = 3,33; р < 0,01) по этому параметру в сравнении с контрольной группой. Это подтвердило предположение о том, что использование экспериментальной методики формирования знаний положительно влияет на формирование умений школьников самостоятельно организовывать двигательную деятельность.

Отношение школьников к занятиям физическими упражнениями определялось по следующим параметрам:

-  показатель безразличия, который рассчитывался как результат деления количество пропусков учениками уроков без уважительной причины на общее количество уроков в четверти количество пропусков уроков учениками без уважительной причины.

-  показатель неуверенности, который рассчитывался как результат деления общего количества отказов учеников от выполнения упражнения за четверть на количество уроков в четверти.

показатель неуспешности, который рассчитывался как результат деления общего количество выявленных в четверти случаев затруднений у школьников в формировании двигательных навыков на количество уроков в четверти.

Как видно из рисунка 5 на начальном этапе педагогического эксперимента количество пропусков уроков в экспериментальной группе возросло.

Рис. 5. Изменение показателя безразличия за исследуемый период

            в экспериментальной и контрольной группах

По нашему мнению это связано с переходом на новый уровень взаимоотношений «учитель-ученик». Когда требования к учащимся изменились, а уровень ответственности учеников за результат своего труда остался прежним. Однако в процессе применения экспериментальной методики показатель безразличия в экспериментальной группе уменьшился, что свидетельствует о возросшем уровне ответственности и интересе к учебному предмету.

До эксперимента различий в пропусках уроков без уважительной причины школьниками экспериментальной и контрольной групп не было. По окончанию исследования было зафиксировано, что показатель, рассчитанный на основе пропусков уроков, в экспериментальном классе достоверно меньше t = 5,2; р < 0,001, чем в контрольном

На рисунке 6 показано как менялось отношение школьников к выполнению упражнений.  

                         

         

       Рис. 6. Изменение показателя неуверенности за исследуемый период

                  в экспериментальной и контрольной группах

Так в контрольной группе количество учеников отказывающихся от выполнения физических упражнений в ходе эксперимента изменилось незначительно. В то время как в экспериментальной группе наблюдалось стабильное снижение показателя неуверенности, это свидетельствует о том, что применение в учебном процессе экспериментальной методики способствует повышению уверенность учеников в своих силах.

Как и по предыдущему параметру до эксперимента различий в показателе отказов от выполнения упражнений школьниками экспериментальной и контрольной групп не было. По окончанию исследования было зафиксировано, что результаты по этому показателю в экспериментальном классе достоверно лучше, чем в контрольном классе (t = 4,09; р < 0,001).

На рисунке 7 представлено изменение показателя неуспешности., то есть относительное количество случаев затруднений у школьников при освоении упражнений.  Так в контрольной группе этот показатель снизился незначительно. В то время как в экспериментальной группе было отмечено значительное снижение этого показателя. По нашему мнению это свидетельствует о том, что возросший уровень коммуникативных взаимоотношений со сверстниками в экспериментальной группе позволил менее успешным детям конструктивнее относится к анализу своих неудач, и преодолевать их.

       Рис.7. Изменение показателя неуспешности за исследуемый период

                  в экспериментальной и контрольной группах

В экспериментальной и контрольной группах до исследования было одинаковое количество случаев затруднений у школьников при  овладении упражнениями. По окончанию исследования в экспериментальной группе были выявлены достоверно лучшие результаты в сравнении с контрольной группой (t = 8,15; р < 0,001).

Как уже было отмечено, до проведения педагогического эксперимента все определяемые показатели экспериментальной и контрольной групп не имели достоверных различий. По окончанию эксперимента показатели экспериментальной группы значительно превысили показатели контрольной группы. Уровень достоверности составил p< 0,001. Что свидетельствует о влиянии экспериментальной методики на формирование положительного отношения школьников к занятиям физическими упражнениями.

Выводы

1. Рассмотрение проблемы отношения  школьников к занятиям физическими упражнениями показало, что оно не изменится в лучшую сторону до тех пор, пока не будет создана четкая система мотивации к занятиям физическими упражнениями. Мотивация ученика к занятиям физическими упражнениями, зависит от сформированности потребности, которая происходит за счет сообщения ученику информации. В этой связи преподавание учителем теоретических сведений может оказывать существенное влияние на формирование отношения школьников к занятиям физическими упражнениями.

2.  Анализ литературы, педагогические наблюдения, опрос, экспертная оценка показали, что на современном этапе развития образования формирование знаний у школьников в области физической культуры осуществляется посредством тематических бесед, лекционных уроков, факультативных занятий, выполнения домашних заданий и подготовки рефератов. Однако предложенные подходы имеют недостатки, к которым относятся: выход за рамки базисного плана образовательного учреждения, снижение двигательной активности школьников на уроке, несогласованность теоретических сведений и практического учебного материала, преподаваемых на уроке, сложность в проверке качества выполнения домашних заданий.

  1. Проведенное исследование показало, что методика формирования знаний школьников, способствующая повышению мотивации к занятиям физическими упражнениями должна строиться на следующих положениях:
  • многоуровневость    планирования   теоретических    сведений
    (макро-; мезо-; микроциклы);
  • согласованность теоретического  и практического учебного
    материала урока;
  • системное использование педагогических приемов, повышающих интерес школьников к изучаемому материалу («привлекательная цель», «отсроченная догадка», «фантастическая добавка», «лови ошибку» и т.д.
  • активизация творческих способностей школьников посредством постановки открытых задач;
  • формирование у школьников ответственности за результат
    своей учебной деятельности, за счет применения системы педагогических приемов регламентирующих деятельность учеников.

4. В результате применения экспериментальной методики в учебном процессе выявлена ее эффективность, которая выразилась в том, что она:

  • положительно влияет на процесс формирования у учеников знаний (у школьников экспериментальной группы показатель сформированности знаний по окончанию эксперимента достоверно лучше (t =  2,14;             р < 0,05), чем у школьников контрольной группы);
  • побуждает учеников, работать с информацией, применяя ее в своей практической деятельности (различия в показателях сформированности умений самостоятельно организовывать физкультурную деятельность у школьников экспериментальной и контрольной групп после эксперимента составили t = 3,33; р < 0,01);
  • формирует у школьников положительное отношение к занятиям физическими упражнениями (количество пропусков уроков без уважительной причины достоверно уменьшилось в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (t = 5,2; р < 0,001); в экспериментальном классе были выявлены достоверно лучшие результаты в сравнении с контрольным классом  по показателю отказов от выполнения упражнений школьниками (t = 4,09; р < 0,001), а также по количеству случаев затруднений у школьников при  овладении упражнениями (t = 8,15; р < 0,001)).

 Исследования показали, что использование экспериментальной методики, предполагающей усиление теоретического компонента в учебном процессе, не снижает темпов прироста физической подготовленности школьников t =  1,07; р > 0,05, а в видах требующих проявление волевых усилий предложенная методика имеет некоторое преимущество.

Практические рекомендации

1. Преподавателю необходимо соразмерять свою деятельность с целевыми установками предмета «Физическая культура», а так же со спецификой образовательного учреждения.

2. При построении занятий физическими упражнениями в образовательном учреждении следует помнить, что занятия должны носить познавательный характер.

3. В организации учащихся желательно использовать преимущественно опосредованное, а не прямое воздействие на учеников, что в большей степени  формирует в них потребность применения получаемых знаний в повседневной жизни.

4. Для перехода от репродуктивного обучения теоретическим сведениям к инновационным, педагогу необходимо работать с методической литературой, содержащей описание педагогических приемов, позволяющих рационализировать образовательный процесс.

5. Во все части урока желательно включать упражнения требующие работы с информацией, позволяющей решить поставленные перед учеником задачи.

6. Для поддержания интереса школьников к уроку «Физическая культура» и повышения своей профессиональной компетентности, учителю целесообразно создать систематизированный арсенал педагогических приемов, который позволит ему формировать нужную атмосферу урока, вызывать у учеников нужные в данный момент реакции, мотивирующие к решению образовательных задач урока.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

1. Курочкин В.А. Интегрированная модель управления физическим воспитанием в школе // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Матер. всероссийской науч.-практ. конф. – СПб., 2000. – С. 54 – 55 (0,1 п.л.).

2. Курочкин В.А. Приоритеты развития школьников в средней школе № 119 с углубленным изучением английского языка Калининского района // Физическая культура и спорт в системе воспитания юных петербуржцев: Матер. науч.-практ. конф. – СПб.: ЦПИ, 2000. – С. 73 – 74 (0,1 п.л.).

3. Курочкин В.А. Использование инновационных подходов в учебном предмете «Физическая культура» // Физическая культура и здоровье детей: Матер. науч.-практ. конф. – СПб.: ЦПИ, 2001. – С. 11 – 13 (0,1 п.л.).

4. Курочкин В.А. Физическое образование школьников как основа оптимизации их жизнедеятельности // Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга: Матер. науч.-практ. конф. – СПб.: ЦПИ, 1998. – С. 38 – 39 (0,1 п.л.).

Материалы диссертации доложены:

1. На городских научно-практических конференциях:

- 1998 год «Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга»

- 2000 год «Физическая культура и спорт в системе воспитания юных петербуржцев»;

- 2001 год «Физическая культура и здоровье детей»

2. Конференции «Герценовские чтения» (2002 год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-тест к разделу "Основы знаний о физической культуре" для учащихся 8-9 классов

В презентации предлагается тест для проверки знаний на тему: "Античные Олимпийские игры"....

Презентация к уроку, раздел "Основы знаний о физической культуре" на тему: "Олимпийские мгновения. 22 Олимпийские игры в Москве-1980 год" для учащихся 8-9 классов

Презентация демонстрирует участников Олимпиады, Московские рекорды, олимпийские клятвы, сильнейшую команду Олимпиады, героев игр....

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 4-х классов с использованием ЭОР по разделу "Основы знаний".

В методической разработке конспекта урока по теме "Опорный прыжок способом "вскок в упор стоя на коленях на гимнастического козла и соскок взмахом рук"" подробно описан ход урока: с частными задачами...

Адаптивный контроль знаний как средство формирования регулятивных УУД обучающихся

Необходимость формирования регулятивных УУД как требование ФГОС через целеполагание, планирование, контроль, коррекцию и оценку с помощью адаптированного педагогического контроля на всех этапах урока....

Программа «Школа правовых знаний как средство формирования социально-правовой компетенции личности»

Цель: формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности...