Методическая разработка по физической культуре РАЗДЕЛ. Кроссовая подготовка. «Бег с изменением скорости». Развитие выносливости. 04.04.2017 год
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему

Соколова Галина Юрьевна

Вопросы развития выносливости и их значения в физическом воспитании школьников актуальны для всех возрастных периодов. По программе «Кроссовой подготовке» для учащихся 5, 6 классов предусмотрен равномерный бег 12 минут, чередование бег с ходьбой 15 мин.В каждом  классе есть дети разной физической подготовленности. И для развития выносливости я использую разные методы.  Поэтому при подготовке учащихся, я использую методику круговой тренировки, увеличивая моторную плотность урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_razvitiya_vynoslivosti.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ.  Кроссовая подготовка.

 «Бег с изменением скорости». Развитие выносливости.

Вопросы развития выносливости и их значения в физическом воспитании школьников актуальны для всех возрастных периодов. По программе «Кроссовой подготовке» для учащихся 5, 6 классов предусмотрен равномерный бег 12 минут, чередование бег с ходьбой. 15 мин. В каждом  классе есть дети разной физической подготовленности. И для развития выносливости я использую разные методы.  Поэтому при подготовке учащихся, я использую методику круговой тренировки, увеличивая моторную плотность урока. На уроке учащиеся выполняют все перемещения только бегом, разминочные упражнения в группе, индивидуально или в парах; сокращаю интервалы отдыха.

Бег, используемый на уроках для развития выносливости, подразделяется на равномерный гладкий бег, бег с изменением направления и скорости, с преодолением препятствий, с изменением способов передвижения, а также, бег для ослабленных детей.

  1. Бег для ослабленных. Для слабо подготовленных учащихся, не способных выполнять даже медленный длительный бег, предусмотрено чередование бега с ходьбой.
  1. Для средне подготовленных. Нагрузку определяют расстоянием, преодолеваемым в целом за занятие, а также длиной отрезков ходьбы и бега. Начинают с 1,5 км. при круге длиной 250 м это составит 6 кругов по дорожке стадиона. Порядок преодоления: 1 круг – бег; 0,5 – ходьба и т. д. постепенно от занятия к занятию увеличивают либо общее расстояние ( до 8-12 кругов), либо пробегаемое за один раз (1,5 круга, 2 круга и т.д.). так постепенно подходят к пробеганию всей дистанции без ходьбы.
  2. Для слабо подготовленных учащихся нагрузку определяют временем бега, ходьбы и всего бегового занятия. Учащемуся дают карточку. Цифры, набранные жирным шрифтом, обозначают время ходьбы в мин., светлым – бега. Наприме: первая неделя, первый день: 1 мин. – бег, 2 – ходьба, 1 – бег, 2 – ходьба и т. д. всего 15 мин. Школьник индивидуально выполняет данное задание (на уроке и в домашних условиях) до полного освоения, а затем переходит к работе вместе со всеми учащимися.

Программа бега для начинающих, 15 мин.

неделя

1й день

Общее

Время/бег

2й день

Общее

Время/бег

3й день

Общее

Время/бег

1

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

15/5

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

15/5

1 2 2 2 1 2 2 1 1 1

15/7

2

1 2 2 2 1 2 2 1 1 1

15/7

2 2 1 2 2 1 1 2 1 1

15/7

2 2 1 2 2 1 2 1 2 1

15/9

3

3 2 1 2 2 1 3 1

15/9

3 2 1 2 2 1 3 1

15/9

3 2 2 2 2 1 3 1

15/10

4

3 2 2 2 2 1 3

15/10

3 2 2 2 2 1 3

15/11

3 2 3 1 3 1 3

15/12

5

3 2 3 1 3 1 3

15/12

5 1 4 1 4  

15/13

5 1 4 1 4  

15/13

6

5 1 4 1 4  

15/14

7 1 7

15/14

15

15/15

  1. Равномерный  гладкий бег – скорость постоянна от начала до окончания упражнения, хотя величина скорости может быть различной. В зависимости от способа, контролирующего величину скорости, различают:
  1. Бег с контролем скорости по пульсу (ЧСС). Здесь скорость зависит от функционального состояния каждого ученика в данный момент, прежде всего от его кардиореспираторной системы. В школе данный бег используют для развития общей выносливости и при подготовке к бегу без учета времени.

Примерная величина ЧСС во время бега (в расчете на старших школьников, в зависимости от поставленной цели):

Тренировочная – 160-170 уд./мин., использую для подготовки с учащимися основной медицинской группы

Оздоровительная – 130-140 уд./мин. для учащихся подготовительной группы.

Восстановительная (после болезни и тяжелых нагрузок) – 110-120 уд./мин. для временно освобожденных ребят.

У средних и младших школьников показатели могут быть на 10-20 уд./мин. выше.

На  уроке кроссовой подготовки подсчет пульса выполняем за 6 секунд и умножаем на 10. Наиболее удобное место подсчета пульса сонная артерия, имейте в виду, что через 15 сек. после прекращения нагрузки пульс значительно снижается и не соответствует рабочему. Таким образом, быстрее осуществляется подсчет и меньше задержек в работе, не снижается плотность урока. При беге на улице, на стадионе с контролем скорости по пульсу, подсчет осуществляем через два круга: ребята, пробежавшие определенную дистанцию, останавливаются возле учителя, происходит замер пульса, и бег продолжается. В холодную погоду, при беге в зале – через 2-3 минуты подается команда: «Стоп!». Все останавливаются, находят пульс, подчитывают его и продолжают равномерный бег. Ученики самостоятельно выбирают скорость бега, стараясь поддерживать определенную им ЧСС. Если частота сердечных сокращений превышает норму 180 уд./мин., ученик сбавляет скорость, иначе это приводит к перегрузке организма, и значит к более длительному восстановлению и может способствовать возникновению заболеваний. А если пульс менее 150 уд./мин., бег не дает тренировочного эффекта. Через несколько занятий, ребята, как правило, начинают самостоятельно чувствовать скорость бега на пульсе 160-170 уд./мин. При подготовке к бегу без учета времени в начале учебного года, обучение начинаем с половины или одной трети дистанции и от занятия к занятию постепенно увеличиваем.

  1. Бег в темпе с контролем времени на отрезках. Скорость  бега задается временем, отводимым на преодоление отдельных отрезков (кругов). Предварительно производим расчет времени пробегания отрезков дистанции, которое зависит от длины отрезков и требуемого результата, например:

На оценку «4» необходимо преодолеть 2 км-девушки за 12 мин; на оценку «5» за  10 мин. 20 сек. Проводим расчеты: на «оценку» «4» 2 км-девушки за 12 мин: 1 км-6 мин., 250м -1 мин.30 сек.  В спортзале 50м ( 1 круг)– 18 сек. Первоначально выполняют 6-минутный бег. Скорость должна быть такой, чтобы  учащиеся могли поддерживать ее в течение всего времени бега. Постепенно скорость бега увеличивается и доводится до соревновательного. Достигнув соревновательной  скорости и освоив ее, постепенно увеличиваю время бега. Реализация данного метода планируется в течение всего учебного года. При организации темпового бега в спортивном зале подрисовываются две дуги 4,5 м , чтобы длины обеих дуг и отрезков боковых линий в сумме составляли 50 м. Учащиеся делится на три группы. В первую входят наиболее подготовленные школьники, во вторую менее подготовленные, в третью – ослабленные. Временно освобожденные от занятий учащиеся выполняют индивидуальные задания.

Первая группа выполняет бег в заданном темпе с внешней стороны разметки. Вторая – с внутренней стороны и с меньшей скоростью. Скорость бега регулирует направляющий первой группы, который получает от учителя на каждом круге информацию: «РОВНО» - если бег выполняется по графику, «ОДНА ВПЕРЕДИ» - если идет опережение по графику на 1 сек., «ДВЕ ОТСТАЕМ» - если идет отставание в беге на 2 сек.

  1. Бег  с изменением направления.

Игра «Броуновское движение».  Каждый  ученик произвольно бегает по залу, меняя направление бега, стараясь не касаться остальных.

Бег строем. Учащиеся в строю начинают бегать, стараясь держать равнение. По сигналу они выполняют повороты: на лево, на право, кругом. При беге в строю используются команды: «ОБХОД», «ПРОТИВОХОД», «ЗМЕЙКА».

  1. Бег  с изменением направления и скорости.

Многократные ускорения на 10-20 м при движении в группе

  1. По беговой дорожке,
  2. По полю, от лицевой линии до лицевой и обратно, несколько раз. Движение группы – шагом или медленным бегом, лицом, спиной или боком вперед, а ускорение только лицом вперед.
  3. Ускорение по отметкам после ходьбы или медленного бега. Дистанцию я делю на отрезки. Каждая из отметок – сигнал к началу ускорения, ходьбы или медленного бега.
  4. Ускорение по диагонали в спортзале, с притормаживаем в конце диагонали перед поворотом.
  5. Одиночное ускорение с перестроением. Последний в колонне выполняет ускорение и встает впереди направляющего.
  6. Упражнение «Вызов номеров»: с обеганием бегущих с внешней стороны по всему кругу; по ходу движения колонны, против хода движения колонны. Дается первый сигнал - выбегает ученик под №1, по второму сигналу, ученик под №2 пытается догнать №1.
  1. Бег с преодолением препятствий. Используется для развития военно – прикладных навыков. Это тот же равномерный бег, но включающий преодоление препятствий и дающий гораздо большую нагрузку на организм. Школьник учится преодолевать препятствия, затрачивая минимум усилия и без лишних движений. В зале используются гимнастические скамейки, маты, скакалки, гимнастические снаряды (козел, конь), обручи и др. снаряды. На улице используются естественные и искусственные препятствия. Например: кусты, канавы, столбы, горки, а также условные обозначения.

Методические указания:

Нагрузку на уроке для ребят разного возраста регулируют временем, скоростью и количеством пробегаемых отрезков. При совершенствовании техники бега обратить особое внимание на такие основные положения: непринужденность (свобода) бега, сохранение правильной осанки (то есть плечи свободно, голова прямо, туловище слегка наклонено вперед, поясница немного прогнута); бег на носках с достаточно высоким подниманием бедра; свободное сгибание ноги в коленном суставе; свободное движение полусогнутых рук с широкой амплитудой; на прямолинейность бега; постановку стоп (без развертывания голени и стоп в стороны). При исправлении индивидуальных ошибок возможно деление учащихся на пары, группы по 3-4 человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

Методическая разработка по физической культуре Тема: Рекреационная физическая культура в школе

Проведение физкультминуток и динамических перемен с музыкальным сопровождением в течение учебного дня (подвижные игры). Проведение флешмоба (массовое разучивание танцевальных движений с элементами рит...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

Методическая разработка учителя физической культуры.СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ .

В  спорте недельный микроцикл является основной структурной единицей тренировочного процесса. Тренировочный процесс имеет свои особенности по процентному соотношению компонентов подготовки....

Методическая разработка по физической культуре для развити физических качеств школьников

Использование метода " круговой тренировки" для развития физических качеств школьников...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ В 5 КЛАССЕ

Вашему вниманию представлен первый урок лыжной подготовки. Обычно на нём учащихся знакомят с историей возникновения лыжного спорта, с техникой безопасности на занятиях, правилами подбора лыжного инвен...