ВОЗРАСТНО – ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК. Методика по физической культуре. 27.03.2017г.
методическая разработка по физкультуре (7 класс) на тему

Соколова Галина Юрьевна

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто санитарно – гигиенические нормы и правила, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Сухомлинский . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrostno-osobennosti_ozdorovitelnyh_fiz.trenirovok.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНО – ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК.

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто санитарно – гигиенические нормы и правила, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Сухомлинский .

В комплексе мероприятий по сохранению здоровья огромное значение имеют физические упражнения и спорт. Еще французский врач Тиссо писал:

«Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лекарство, любое средство. Но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения».

Заниматься физической культурой можно в любом возрасте, но нужно учитывать возрастные особенности и изменения в организме, состояния здоровья, физическое развитие и подготовленность.

При занятиях с ослабленными детьми необходимо знать возрастно-половые особенности каждого возрастного периода. И учитывать, что внутри однотипных возрастных групп, встречаются дети, различающие по биологическому возрасту. Каждый  возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями и спецификой двигательной активности.

Младший школьный возраст (7-10 лет) является наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств. Одним из существенных моментов в физическом воспитании ребенка этого возраста является формирование личностного отношения к физической нагрузке и воспитания активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

При медицинском обеспечении урока следует учитывать особенности состояния функций и опорно-двигательного аппарата младших школьников.

Позвоночный столб в этом возрасте отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов – грудного и поясничного. Развивается грудной изгиб полностью к 7 годам, а поясничный  к 12. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски и слаборазвитая мускулатура спины способствуют деформации позвоночника. Неправильная посадка за партой, ношение сумки, портфеля в одной руке, наличие очагов хронической инфекции, снижающих общий тонус, могут вызвать развитие нарушения осанки, плоскостопие и другие нарушения.

Возможности анаэробного обмена у детей по, сравнению со взрослыми, ограничены. Выполнение работы, равной со взрослыми, сопровождается у детей большим накоплением молочной кислоты, то есть «кислородный долг» образуется быстрее. А способность выполнять работу в условиях «кислородного долга» у детей ниже, чем у подростков.

Вследствие относительно слабой сердечной мышцы, малого объема сердца и более широкого просвета сосудов, АД при нагрузке, у детей младшего школьного возраста, повышается значительно меньше, чем у подростков и взрослых.

Таким образом для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность системы переноса кислорода, ограничение ее резерва при физических нагрузках, менее экономичное расходование энергетического потенциала. Использование оптимальных по направленности, мощности и объему физических нагрузок расширяет функциональные резервы организма и способствует экономизации функций в покое и дозированных воздействиях.

Средний школьный возраст (11-15 лет). Подростковый возраст – период максимальных темпов роста организма и отдельных его частей, увеличение функциональных резервов, а также гормональной перестройке организма, связанной с половым созреванием.

Продолжается процесс окостенения скелета, причем не равномерно, в различных его частях. Позвоночник, по- прежнему,  подвижен и податлив. Сила мышц увеличивается в меньшей степени, чем масса тела, что при неблагоприятных условиях может способствовать нарушению осанки или деформации позвоночника. В то же время, чрезмерные мышечные нагрузки способны ускорить процесс окостенения и замедлить рост трубчатых костей в длину.

Повышение реактивности регуляторных нервных центров, находит отражение и в состоянии вегетативных функций (изменение ритма сердечной мышцы, дыхания, уровня АД и др.). увеличивается масса сердца, возрастает его сократительная функция. Постепенно площадь сечения аорты начинает преобладать по сравнению с легочным стволом. Увеличение объема  полостей сердца происходит быстрее, чем диаметра крупных сосудов, т.е. возникает узость сосудов. Следствием этого является увеличение скорости кровотока через клапанные устья и возникновение функциональных шумов.

При нормальном физическом развитии у подростков увеличиваются функциональные  резервы системы транспорта кислорода (растет ударный объем сердца и минутный объем крови, кислородная емкость крови, минутный объем дыхания, с другой стороны, возрастает экономизация функции в покое (учреждение ЧСС и дыхательных упражнений и т.д.). Механизмы адаптации сердечно – сосудистой системы к физической нагрузке все еще не совершенны; анаэробная доля энергетического обеспечения физической работоспособности остается на более низком уровне. Все больше увеличивается разница в функциональных и физических возможностях девочек и мальчиков. Физическая активность подростка реализуется на уроках физкультуры, во время активного отдыха в школе и за его пределами. Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях.  

Старший школьный возраст (16-17 лет).

В этом возрасте практически заканчивается рост общих размеров тела в длину и начинает преобладать рост в поперечных размерах. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной клетки. Более заметны становятся половые различия, пропорции тела, мышечной массе, функциональных резервах и физической работоспособности юношей и девушек.

В основном завершается развитие ЦНС. Сердечная мышца и объем сердца продолжают увеличиваться до 18 лет. Абсолютная и относительная величина минутного объема крови, ударного объема сердца, кислородная емкость крови, ЧСС в покое и другие показатели, характеризующие функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, к концу периода приближаются к показателям взрослых.

Функциональные возможности дыхательной системы достигают уровня взрослых. Повышается физическая работоспособность, более экономичными становятся кислородные режимы организма, заметно увеличивается анаэробный компонент физической работоспособности. Для поддержания достаточного уровня физического развития в юношеском возрасте тренироваться необходимо 1,5-2 часа не менее 2-3 раза в неделю с обязательной утренней зарядкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная методика по физической культуре:"Оздоровительное плавание для учащихся начальной школы"

Методика предполагает мягкий период, адаптации младших школьников к водной среде, дает возможность ребенку самому преодолеть свой страх и не форсировать обучение.Цель обучения - научить детей "экономн...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

Особенности методики преподавания физической культуры учащимся подготовительной группы

В статье рассматриваются различные методические приемы для работы с учащимися имеющими ограничения по здоровью....

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...