Дополнительная образовательная программа по легкой атлетике
рабочая программа по физкультуре на тему

Нестерова Лилия Ивановна

В программе отражены основные задачи на этапах годичного цик­ла тренировки и построение учебно-тренировочного процесса на эта­пах: начальной подготовки, учебно-тренировочного; распреде­ление объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ\Desktop\img058.jpg

Раздел 1. Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная программа по легкой атлетике (бегу на короткие, средние и длинные дистанции) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального стандарта спортивной подготовки по легкой атлетике (утвержденного приказом Министерства спорта РФ от 24 апреля 2013г. № 220), методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ (письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006 года № СК-02-10/3685) и примерной программой по легкой атлетике для системы дополнительного образования детей ДЮСШ.

В программе отражены основные задачи на этапах годичного цикла тренировки и построение учебно-тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, учебно-тренировочного; распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях.

Цель программы:  гармоничное физическое развитие детей, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья на основе занятий лёгкой атлетикой.

        Для реализации цели образовательной программы решаются следующие задачи:

  • гармоническое всестороннее развитие;
  • воспитание интереса к систематическим занятиям спортом;
  • создание предпосылок для достижения хороших спортивных результатов.

 Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, участие в соревнованиях.

 Учебная программа рассчитана на 7 лет обучения в спортивной школе, состоящий: 3 года в группах начальной подготовки и 4 года в учебно-тренировочных группах.

        Зачисление в группу производится по вступительным испытаниям. Одаренные дети могут миновать группу начальной подготовки и могут быть зачислены в группу учебно-тренировочную, успешно пройдя вступительные испытания и соответствуя возрастному критерию. Обучающимся, не прошедшим промежуточную аттестацию, предоставляется возможность продолжить обучение повторно в группе того же года обучения.

Раздел 2. Нормативная часть

Режим учебно-тренировочной работы и наполняемость учебных групп по этапам подготовки

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Таблица №1

Учебные группы

Минимальный возраст зачисления

Разряд на начало года

Минимальное количество обучающихся в группе

Максимальное количество часов в неделю

Количество

часов в год

НП-1 г.об.

с 9 лет

б/р

15 чел.

6 часов

312

НП-2 г.об.

с 10 лет

б/р

12 чел.

6 часов

312

НП-3 г.об.

с 10 лет

б/р-3 юн.р.

12 чел.

8 часов

416

УТГ-1 г.об.(4 г.об.)

с 11 лет

3-2 юн.р.

10 чел.

10 часов

520

УТГ-2 г.об.(5 г.об.)

с 12 лет

2-1 юн.р.

8 чел.

12 часов

624

УТГ-3 г.об.(6 г.об.)

с 13 лет

1 юн.р.

3 разряд

8 чел.

16 часов

832

УТГ-4 г.об.(7 г.об.)

с 14 лет

3-2 разряд

6 чел.

18 часов

936

Соотношение средств общей, специальной физической и специальной подготовки

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Таблица №2

Средства подго-товки

Группы начальной подготовки

Учебно-тренировочные группы

1-й год

2-й год

3-й год

%

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

%

ОФП

80-90

80-85

75-80

82

70-80

60-70

50-60

30-40

53

СФП

10-20

15-20

20-25

18

20-30

30-40

40-50

60-70

47

Контрольно-переводные нормативы

Учебно-тренировочная группа

Таблица №3

Год обучения

50 м

100 м

300 м

1000 м

Прыжок с места

юноши

уд

хор

отл

уд

хор

отл

уд

хор

отл

уд

хор

отл

уд

хор

отл

УТГ-1вступит.        

9,0

8,5

8,0

17,2

16,2

15,2

1,17

1,05

59,0

6,00,

5,00,

4,00

140

155

165

            выпуск.

8,5

8,0

7,4

16,2

15,2

14,2

1,10

59,0

53,0

5,00

4,00,

3,35,

150

165

180

УТГ -2вступит.        

8,5

8,0

7,4

16,2

15,2

14,2

1,10

59,0

53,0

5,00

4,00,

3,35,

150

165

180

            выпуск.

8,0

7,4

7,0

15,2

14,2

13,4

59,0

53,0

47,0

4,00

3,35,

3,15

160

175

195

УТГ -3вступит.        

8,0

7,4

7,0

15,2

14,2

13,4

59,0

53,0

47,0

4,00

3,35,

3,15

160

175

195

            выпуск.

7,4

7,0

6,6

14,2

13,4

12,7

53,0

47,0

43,0

3,35

3,15

3,00

170

185

210

УТГ -4вступит.        

7,4

7,0

6,6

14,2

13,4

12,7

53,0

47,0

43,0

3,35

3,15

3,00

170

185

210

            выпуск.

7,0

6,6

6,3

13,4

12,7

11,8

47,0

43,0

40,0

3,15

3,00

2,48

180

205

235

девушки

уд

хор

отл

уд

хор

отл

уд

хор

отл

уд

хор

отл

уд

хор

отл

УТГ- 1вступит.        

10,7

10,2

9,3

20,0

19,0

18,0

1,20

1,10

1,05

6,45,

5,45,

4,45,

135

145

155

            выпуск.

10,3

9,3

8,6

19,0

18,0

17,0

1,10

1,05

57,0

5,45

4,45

4,20

145

155

170

УТГ -2вступит.        

10,3

9,3

8,6

19,0

18,0

17,0

1,10

1,05

57,0

5,45

4,45

4,20

145

155

170

            выпуск.

9,3

8,6

8,2

18,0

17,0

15,8

1,05

57,0

53,0

4,45

4,20

4,00

155

165

185

УТГ -3вступит.        

9,3

8,6

8,2

18,0

17,0

15,8

1,05

57,0

53,0

4,45

4,20

4,00

155

165

185

            выпуск.

8,6

8,2

7,7

17,0

15,8

14,8

57,0

53,0

49,0

4,20

4,00

3,40

165

175

200

УТГ -    4вступит.        

8,6

8,2

7,7

17,0

15,8

14,8

57,0

53,0

49,0

4,20

4,00

3,40

165

175

200

            выпуск.

8,2

7,7

7,3

15,8

14,8

13,8

45,0

49,0

53,0

4,00

3,40

3,20

175

185

210

Контрольно-переводные нормативы

Группа начальной подготовки

Таблица №4

Год обучения

30 м

50 м

Прыжок с места

1000 м

юноши

уд

хор

отл

уд

хор

отл

уд

хор

отл

уд

хор

отл

ГНП-1вступит.        

6,0

5,8

5,6

11,5

11,0

10,5

120

125

135

8,00,0

7,30,0

6,30,0

            выпуск.

5,9

5,7

5,5

11,0

10,5

10,0

125

135

145

7,30,0

6,30,0

6,00,0

ГНП-2вступит.        

5,9

5,7

5,5

11,0

10,5

10,0

130

135

145

7,30,0

6,30,0

6,00,0

            выпуск.

5,8

5,6

5,4

10,0

9,5

9,0

135

145

155

7,00,0

6,00,0

5,00,0

ГНП-3вступит.        

5,8

5,6

5,4

10,0

9,5

9,0

135

145

155

7,00,0

6,00,0

5,00,0

            выпуск.

5,7

5,5

5,3

9,0

8,5

8,0

140

155

165

6,00,0

5,00,0

4,00,0

девушки

уд

хор

отл

уд

хор

отл

уд

хор

отл

уд

хор

отл

ГНП-1вступит.        

6,2

6,0

5,9

12,2

11,7

10,8

115

120

130

9,15,0

8,15,0

7,15,0

            выпуск.

6,1

6,0

5,8

11,7

11,2

10,3

120

130

140

8,45,0

7,45,0

6,45,0

ГНП-2вступит.        

6,1

6,0

5,8

11,7

11,2

10,3

120

130

140

8,45,0

7,45,0

6,45,0

            выпуск.

6,0

5,9

5,7

11,2

10,7

9,8

130

140

150

7,45,0

6,45,0

5,45,0

ГНП-3вступит.        

6,0

5,9

5,7

11,2

10,7

9,8

130

140

150

7,45,0

6,45,0

5,45,0

            выпуск.

5,9

5,8

5,6

10,7

10,2

9,3

135

145

155

6,45,0

5,45,0

4,45,0

Раздел 3. Методические положения и возрастные особенности в легкой атлетике

Процесс многолетней тренировки юных спортсменов должен осуществляться на основе следующих основных методических положений:

1) Преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей и девушек.

2) Постепенный рост объёма средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: с ростом физической подготовленности в тренировочном процессе увеличивается доля средств специальной подготовки за счёт сокращения ОФП.

3) Непрерывное усовершенствование в спортивной технике.

4) Правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла.

5) Строгое соблюдение принципа постепенности возрастания тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных легкоатлетов.

Одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Одним из необходимых условий улучшения физической подготовленности является многолетняя планомерная тренировка. Причем в процессе этой подготовки следует, строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности спортсменов

Задачи на этапах подготовки и в учебно-тренировочных группах описаны в разделе  5 и 6.

Все дети школьного возраста согласно физиологической периодизации делятся на 3 возрастные группы :

  • 7 лет - конец периода первого детства;8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) - период второго детства;
  • подростковый возраст наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков;
  • с 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст.

В подростковом и младшем юношеском возрасте отмечаются высокие темпы роста тела в длину, увеличиваются вес, мышечная масса. С 13 до 14 лет наблюдается интенсивный рост тела - его длина увеличивается на 9-10 см, а с 14 до 15 лет - на 7-8 см. Темпы роста длины тела резко падают к 16-17 годам. От 15 до 16 лет длина тела увеличивается на 5-6 см в год, а от 16 до 17 лет - только на 2-3 см.

В старшем школьном возрасте пропорции тела приближаются к показателям взрослых. К 16 годам прекращается рост у девушек. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 18 годам.

В подростковом и юношеском возрасте наблюдаются высокие темпы увеличения мышечной массы. Максимальный рост силы на 1 кг собственного веса наблюдается до 14 лет. После этого темпы роста относительной силы снижаются. Показатели относительной силы у девочек значительно уступают соответствующим показателям у мальчиков. Поэтому в занятиях с девочками старше 13-14 лет следует строго дозировать упражнения, выполняемые с большими напряжениями.

В возрасте от 7 до 12 лет наблюдается интенсивный рост темпа движений. Быстрота и частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным.

Напряженная мышечная работа предъявляет высокие требования к ресурсам систем дыхания и кровообращения, и так как сердце раньше, чем скелетные мышцы достигает границ работоспособности, то именно пределы его функциональных возможностей определяют способность человека к работе большой мощности. Уровень сердечной производительности имеет важное значение в обеспечении энергетических потребностей организма, связанных с мышечной работой. В процессе развития человека ЧСС уменьшается, достигая к подростковому возрасту величин, близких к показателям взрослых. ЧСС с 85-90 уд/в мин в 7 лет снижается до 70-76 уд./мин к 14-15 годам. К 16-17 годам пульс составляет 65-75 уд./в мин, т.е. практически не отличается от ЧСС взрослых людей.

При мышечной деятельности у юных спортсменов наблюдается ряд особенностей, связанных с высокими темпами возрастных морфологических и функциональных перестроек сердечно-сосудистой системы. Особенно значительны темпы развития сердечно-сосудистой системы на этапе полового созревания, когда размеры сердца, его вес и объем систолического выброса на протяжении трех-четырех лет (от 12 до 15-16 лет) увеличивается почти вдвое.

Морфометрические показатели

Рост. Процессы роста не синхронны у мальчиков и девочек. У мальчиков скорость роста достигает своего пика примерно на 2 года раньше, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков этот пик выражен ярче и продолжается более длительное время. Однако наибольший прирост в росто-весовых показателях у детей прослеживается в год полового созревания. Известно, что у девочек половое созревание начинается раньше на 1-2 года, чем у мальчиков. С 12 до 15 лет начинается период бурного роста этих показателей как у девочек, так и у мальчиков. К 16 годам костный скелет считается сформированным. При этом слишком высокие нагрузки уменьшают рост трубчатых костей.

Сила. Рост силы мышц относительно незначителен до 11 лет, но с 12 до 14 лет темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в 14-17 лет.

Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет, однако интенсивное развитие этого качества происходит от 9 до 11 лет и в момент полового созревания начиная с 11-12 до 14-15 лет, но у мальчиков рост этого качества продолжается и позже.

         Скоростно-силовые качества начинают расти с 7-8 лет. Наибольший прирост приходится на возраст от 10-12 до 13-14 лет. После этого возраста рост продолжается, но в основном под влиянием тренировки.

Выносливость. Аэробная мощность характеризуется абсолютным МПК, увеличивающимся с возрастом у мальчиков и девочек. В пубертатном периоде этот показатель имеет тенденцию к росту у детей, занимающихся спортом.

Наиболее интенсивно растет аэробная мощность в период полового созревания и замедляется только после 18 лет. При этом относительное МПК мл/мин/кг почти не изменяется в возрасте от 10 до 17 лет.

Анаэробная выносливость. Большинство ученых соглашается с утверждением, что дети гораздо легче переносят соревнования в беге на - 3000 м, нежели на 200-800 м. Это связано с тем, что незначительный рост анаэробной выносливости наблюдается до 12-13 лет, а более значительный - после 16 лет, т.е. в период достижения биологической, зрелости.

Гибкость. Широко распространено мнение, что дети являются более гибкими, чем взрослые. Рост этого качества увеличивается от 6 до 10 лет, и в возрасте 10 лет происходит большой скачок в его развитии, Сенситивные периоды у детей имеют значительные индивидуальные колебания, связанные с наступлением биологической зрелости, методами оценки физических качеств и другими факторами. Все это требует большой осторожности при выборе системы тренировок. Наибольший прирост все физические качества имеют в период «ростового спурта», т.е. в 12-15 лет(пубертатный период),

 

Установлено, что на развитие физических функций и воспитание основных физических качеств юных спортсменов влияют:

- скоростно-силовые упражнения, применяемые на этапе углубленных занятий спортом,

- изменение силовых показателей у подростков 14-16 лет на направленность спортивной подготовки.

Наибольший темп изменений максимальной силы был обнаружен в возрасте 14-15 лет. Поэтому в процессе воспитания силы у подростков необходимо учитывать особенности этого возраста. Особое внимание следует обращать на развитие силы отстающих мышечных групп.

Скоростно-силовые упражнения оказывают разностороннее и эффективное влияние не только на воспитание скоростных способностей спринтеров, но и положительно влияют на развитие других физических качеств, необходимых для дальнейшего совершенствования в скоростно-силовых видах спорта циклического характера.

Раздел 4. План для ДЮСШ по легкой атлетике

При составлении тематического плана учтен режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчётом на 46 недель непосредственно в условиях спортивной школы и 6 недель для тренировок по индивидуальным планам на период их активного отдыха. С увеличением общего годового объёма часов изменяется по годам обучения соотношение времени на различные виды подготовки.

Из года в год повышается удельный вес нагрузок на спортивно-техническую, специальную физическую, тактическую и интегральную подготовку. Постепенно уменьшается, а затем стабилизируется объём нагрузок, направленных на ОФП.

Тематический план раскрывает:

- содержание и последовательность изучения программного материала по недельным циклам;

- объёмы основных параметров подготовки;

- распределение объёмов основных средств тренировки по неделям (46 недель);

- комплекс контрольных испытаний по этапам подготовки и сроки проведения педагогического контроля;

Планирование  годичного цикла тренировки обучающихся спортивных школ определяется:

- задачами, которые поставлены в годичном цикле;

- закономерности развития и становления спортивной формы;

- периодизацией, принятой в конкретном виде спорта;

Распределение времени в тематическом плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.

Учебный план учебно-тренировочных занятий

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Таблица №5

№ п/п

Виды подготовки

Этапы подготовки

ГНП

Форма аттестации, контроля

УТГ

Форма аттестации, контроля

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

4 год

1.

Общая физическая подготовка

176

176

249

Внутригрупповые соревнования по ОФП

316

239

180

184

Внутригрупповые соревнования по ОФП

2.

Специальная физическая подготовка

31

31

49

Контрольные тренировочные занятия

103

284

514

612

Контрольные тренировочные занятия

3.

Теоретическая подготовка

6

6

8

Семинар

16

16

22

22

Семинар

4.

Контрольно-переводные испытания

4

4

6

Сдача контрольных испытаний

10

10

10

10

Сдача контрольных испытаний

5.

Участие в соревнованиях

15

15

18

Соревнования по легкой атлетике

25

25

28

30

Соревнования по легкой атлетике

6.

Инструкторская и судейская практика

4

4

6

Помощь педагогу на тренировке

10

10

14

14

Помощь в судействе соревнований и в организации тренировочных занятий

7.

Восстановительные мероприятия

36

36

40

Массаж, туристический поход, активный отдых.

-

-

22

22

Массаж, туристический поход, активный отдых.

8.

Медицинское обследование

4

4

4

Диспансеризация

4

4

6

6

Диспансеризация

9.

Самостоятельная работа по индивидуальной программе

36

36

36

Сдача контрольных испытаний

36

36

36

36

Сдача контрольных испытаний

Общее количество часов

312

312

416

520

624

832

936

Инструкторская и судейская практика

в группе учебно-тренировочной

Таблица №6

№ п/п

Группы

Год обучения

Минимум знаний и умений обучаемых

Формы проведения

Кол-во часов

1

Учебно-тренировочный этап

1 - й

Овладение терминологией и командным языком для построения группы, отдачи рапорта, проведение строевых и порядковых упражнений, терминами по изучению элементов легкой атлетики. Выполнение обязанностей тренера на занятиях.

Беседы, семинары, практические занятия.

6

2

2 - й

Способность наблюдать за выполнением упражнений другими обучающимися и находить ошибки в технике выполнения отдельных элементов. Умение составить конспект тренировочного занятия, провести вместе с тренером разминку в группе.

Судейство: характеристика судейства в беге на выносливость и спортивной ходьбе. Основные обязанности судей.

Беседы, семинары, практические занятия.

8

3

3 - й

Привлечение в качестве помощника тренера при проведении разминки, разучивание различных упражнений, контроля за техникой выполнения отдельных элементов и упражнений.

Судейство: знать основные правила судейства соревнований в беге на средние, длинные дистанции .Судейская документация.

Беседы, семинары, практические занятия.

14

4

4 - й

Умение подбирать основные упражнения для разминки и самостоятельное ее проведение по заданию тренера. Умение грамотно демонстрировать технику выполнения отдельных элементов и упражнений, замечать и исправлять ошибки при их выполнении другими обучающимися. Помогать тренеру при проведении занятий в младших возрастных группах.

Судейство: знать основные правила соревнований, непосредственно выполнять отдельные судейские обязанности, обязанности секретаря и хронометриста.

Самостоятельное изучение литературы. Самостоятельные и практические занятия.

14

План – схема годичного цикла подготовки юного бегуна

( 1-2-й года обучения в группах начальной подготовки)

Таблица №7

Месяца

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Всего за год, ч

Основные задачи подготовки

1

Количество

тренировочных

занятий

12

15

12

12

15

12

12

12

15

12

12

15

156

2

Количество

тренировочных

часов

24

30

24

24

30

24

24

24

30

24

24

30

312

3

Медленный бег и

его разновидности

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

12

4

Общеразвив.упр.

мин

65

65

65

65

65

65

65

65

65

65

65

65

13

5

Ускорения на

Отрезках 20-50 м, мин

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

12

6

Задания скоростной направленности, мин

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

33

7

Задания скоросно-силовой направленности, мин

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

33

8

Задания на выносливость

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

33

9

Задания силовой направленности, мин

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

33

10

Задания на координацию и гибкость, мин

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

33

11

Элементы гимнастики и акробатики, мин

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

45

9

12

Изучение техники видов л/а и др.видов спорта, мин

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

165

33

13

Игры и игровые задания, мин

145

145

145

145

145

145

145

145

145

145

145

145

30

14

Спортивные игры, мин

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

20

15

Участие в соревнованиях и испытаниях, м

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

12

16

Теоретическая подготовка, м

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

6

План – схема годичного цикла подготовки юного бегуна

( 3-й год обучения в группах начальной подготовки)

Таблица №8

Месяца

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Всего за год,ч

Основные задачи подготовки

1

Количество

тренировочных

занятий

16

20

16

16

20

16

16

16

20

16

16

20

208

2

Количество

тренировочных

часов

32

40

32

32

40

32

32

32

40

32

32

40

416

3

Медленный бег и

его разновидности, мин

55

55

55

55

55

55

55

55

55

55

55

55

12

4

Общеразвив.упр.

мин

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

60

13

5

Ускорения на

Отрезках 20-50 м, мин

55

55

55

55

55

55

55

55

55

55

55

55

12

6

Задания скоростной направленности, мин

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

45

7

Задания скоросно-силовой направленности, мин

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

45

8

Задания на выносливость, мин

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

45

9

Задания силовой направленности, мин

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

45

10

Задания на координацию и гибкость, мин

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

45

11

Элементы гимнастики и акробатики, мин

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

12

Изучение техники видов л/а и др.видов спорта, мин

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

225

45

13

Игры и игровые задания, мин

275

275

275

275

275

275

275

275

275

275

275

275

55

14

Спортивные игры, мин

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

25

15

Участие в соревнованиях и испытаниях, мин

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

15

16

Теоретическая подготовка, мин

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

4

План – схема годичного цикла подготовки юного бегуна

( 1-й год обучения в учебно-тренировочных группах)

Таблица №9

Месяца

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Всего за год,ч

Основные задачи подготовки

1

Количество

тренировочных

занятий

16

20

16

16

20

16

16

16

20

16

16

20

208

2

Количество

тренировочных

часов

40

50

40

40

50

40

40

40

50

40

40

50

520

3

Общий объем спринт.бега

140

140

140

140

140

140

140

140

140

140

140

140

28

4

Объем бега с интен-тью 95-100%, м

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

6

5

Объем бега с интен-тью 90-95%, м

55

55

55

55

55

55

55

55

55

55

55

55

11

6

Объем бега с интен-тью 90%, м

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

40

8

7

Объем беговых упражнений, м

90

90

90

90

90

90

90

90

90

90

90

90

18

8

Прыжковые упр-я, м

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

20

9

Упражнения с отягощениями ,м

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

25

10

О.Ф.П.

1670

1670

1670

1670

1670

1670

1670

1670

1670

1670

1670

1670

334

11

Количество соревн./стартов, м

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

15

12

Контрольно-переводные испытания, м

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

15

13

Теоретическая подготовка, м

80

80

80

80

80

80

80

80

80

80

80

80

16

14

Участие в соревнованиях, м

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

15

Инструкторская и судейская практика, м

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

16

Медицинское обследование, м

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

4

План – схема годичного цикла подготовки юного бегуна

( 2-й год обучения в учебно-тренировочных группах)

Таблица №10

Месяца

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Всего за год,ч

Основные задачи подготовки

1

Количество

тренировочных

занятий

16

20

16

16

20

16

16

16

20

16

16

20

208

2

Количество

тренировочных

часов

48

60

48

48

60

48

48

48

60

48

48

60

624

3

Общий объем спринт.бега

325

325

325

325

325

325

325

325

325

325

325

325

65

4

Объем бега с интен-тью 95-100%, м

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

5

Объем бега с интен-тью 90-95%, м

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

20

6

Объем бега с интен-тью 90%, м

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

25

7

Объем беговых упражнений, м

120

120

120

120

120

120

120

120

120

120

120

120

24

8

Прыжковые упр-я, м

590

590

590

590

590

590

590

590

590

590

590

590

118

9

Упражнения с отягощениями ,м

200

200

200

200

200

200

200

200

200

200

200

200

40

10

О.Ф.П.

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

257

11

Количество соревн./стартов, мин

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

12

Контрольно-переводные испытания, мин

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

13

Теоретическая подготовка, мин

80

80

80

80

80

80

80

80

80

80

80

80

16

14

Участие в соревнованиях, мин

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

15

15

Инструкторская и судейская практика, мин

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

16

Медицинское обследование, мин

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

4

План – схема годичного цикла подготовки юного бегуна

( 3-й год обучения в учебно-тренировочных группах)

Таблица №11

Месяца

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Всего за год,ч

Основные задачи подготовки

1

Количество

тренировочных

занятий

20

25

20

20

25

20

20

20

25

20

20

25

280

2

Количество

тренировочных

часов

64

80

64

64

80

64

64

64

80

64

64

80

832

3

Общий объем спринт.бега

325

325

325

325

325

325

325

325

325

325

325

325

65

4

Объем бега с интен-тью 95-100%, мин

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

5

Объем бега с интен-тью 90-95%, мин

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

20

6

Объем бега с интен-тью 90%, мин

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

125

25

7

Объем беговых упражнений, мин

120

120

120

120

120

120

120

120

120

120

120

120

24

8

Прыжковые упр-я, мин

590

590

590

590

590

590

590

590

590

590

590

590

118

9

Упражнения с отягощениями ,м

200

200

200

200

200

200

200

200

200

200

200

200

40

10

О.Ф.П.

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

1285

257

11

Количество соревн./стартов, мин

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

12

Контрольно-переводные испытания, мин

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

13

Теоретическая подготовка, мин

80

80

80

80

80

80

80

80

80

80

80

80

16

14

Участие в соревнованиях, мин

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

75

15

15

Инструкторская и судейская практика,имин

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

16

Медицинское обследование, мин

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

20

4

17

Восстановительные мероприятия, мин

110

110

110

110

110

110

110

110

110

110

110

110

22

План – схема годичного цикла подготовки юного бегуна

( 4-й год обучения в учебно-тренировочных группах)

Таблица №12

Месяца

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Всего за год,ч

Основные задачи подготовки

1

Количество

тренировочных

занятий

20

25

20

20

25

20

20

20

25

20

20

25

280

2

Количество

тренировочных

часов

64

80

64

64

80

64

64

64

80

64

64

80

936

3

Общий объем спринт.бега

325

325

325

325

325

325

325

325

325

325

325

325

82

4

Объем бега с интен-тью 95-100%, мин

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

20

5

Объем бега с интен-тью 90-95%, мин

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

150

30

6

Объем бега с интен-тью 90%, мин

160

160

160

160

160

160

160

160

160

160

160

160

32

7

Объем беговых упражнений, мин

180

180

180

180

180

180

180

180

180

180

180

180

36

8

Прыжковые упр-я, мин

1770

1770

1770

1770

1770

1770

1770

1770

1770

1770

1770

1770

354

9

Упражнения с отягощениями ,м

380

380

380

380

380

380

380

380

380

380

380

380

76

10

О.Ф.П.

1010

1010

1010

1010

1010

1010

1010

1010

1010

1010

1010

1010

202

11

Количество соревн./стартов, мин

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

12

Контрольно-переводные испытания, мин

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

50

10

13

Теоретическая подготовка, мин

110

110

110

110

110

110

110

110

110

110

110

110

22

14

Участие в соревнованиях, мин

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

20

15

Инструкторская и судейская практика,имин

70

70

70

70

70

70

70

70

70

70

70

70

14

16

Медицинское обследование, мин

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

6

17

Восстановительные мероприятия, мин

110

110

110

110

110

110

110

110

110

110

110

110

22

Раздел 5. Методическое оснащение программы

  1. Этап начальной подготовки

На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся образовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. С началом учебного года сдаются контрольные или переводные нормативы.

Для юных спортсменов, занимающихся в группах начальной подготовки, основными задачами являются:

- укрепление здоровья,

- улучшение физического развития,

- овладение основами техники выполнения упражнений

- разносторонняя физическая подготовленность,

- выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям,

- воспитание черт характера.

На этапе начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастические упражнения на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений. В зависимости от задачи занятий, которую ставит тренер, спортсмен выполняет ту или иную работу.

Половина занятий приходится на подвижные игры, игровые занятия, спортивные игры.

В процессе тренировки спортсмены близко знакомятся с технической стороной видов легкой атлетики.

Подвижные игры, игровые занятия, спортивные игры:

- «Смена мест»,

- «Передача мяча над головой»,

- «Передача мяча между ног»,

- «Эстафета с передачей гимнастической палки»,

- «Встречная эстафета с бегом»,

- «Передача мяча с отскоком от баскетбольного щита»,

- «Передача мяча во встречных командах»,

- «Встречная эстафета баскетболиста»,

- «Мини-футбол»,

- «Мини-баскетбол»,

- «Мини-гандбол»,

- «Подвижная цель»,

- «Челнок»,

- «Эстафета с мячом»,

- «Старт с выбыванием»,

- «Старты с мячами».

Тренировочные нагрузки на этапе начальной подготовки у девушек такие же, как и у юношей.

  1. Учебно-тренировочный этап

Формируется на конкурсной основе из здоровых или практически здоровых учащихся, и выполнивших приемные нормативы по общей и специальной физической подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке.

Задачами учебно-тренировочного этапа являются:

- дальнейшее укрепление здоровья,

- гармоничное физическое развитие,

- укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки,

- повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств,

- обучение основам техники бега,

- приобретение соревновательного опыта,

-приобретение теоретических знаний.

Годичный цикл подготовки юных легкоатлетов строится следующим образом:

Цикл

Годичный цикл

Период 1

Подготовительный

Период 2

Соревновательный

Этап

Общеподготовительный

Специально-подготовительный

Соревновательный

2.1. Подготовка 1 и 2 годов обучения

В первые два года занятий юных бегунов в учебно-тренировочных группах основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием главным образом, средств ОФП, и совершенствования техники бега, овладению техникой специальных подготовительных упражнений.

2.2. Подготовка в учебно-тренировочных группах

3,4 годов обучения

При планировании подготовки юных бегунов на этапе углубленной тренировки в годичном цикле необходимо придерживаться следующей периодизации. С началом подготовительного периода на общеподготовительном этапе должны решаться задачи:

- повышение уровня разносторонней и специальной физической подготовленности спортсменов,

- укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы в основном средствами ОФП.

В ОФП входят: кроссовый бег, подвижные и спортивные игры, общеразвивающие гимнастические и акробатические упражнения, другие виды легкой атлетики (прыжки в длину и высоту, толкание ядра, барьерный бег).

Следующий этап – специально-подготовительный – включает задачи:

- дальнейшее повышение уровня специальной физической работоспособности,

- развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости.

В первом соревновательном периоде ставятся такие задачи:

- совершенствование техники спринтерского бега,

- улучшение спортивного результата прошлого сезона на 1-5 %, в зависимости от дистанции.

Во втором подготовительном периоде на общеподготовительном этапе основными задачами являются:

- дальнейшее развитие силовых и скоростно-силовых качеств, главным образом средствами ОФП,

- развитие общей выносливости.

Специально-подготовительный этап включает следующие задачи:

- совершенствование техники спринтерского бега с низкого старта,

- повышение уровня скоростных, скоростно-силовых качеств и уровня специальной выносливости.

На раннем соревновательном этапе ставятся задачи:

- совершенствование техники спринтерского бега в условиях соревнований,

На заключительном этапе годичного цикла (основных соревнований) решаются следующие задачи:

- достижение наивысшего уровня специальной работоспособности,

Улучшение спортивного результата на 5-6 % по сравнению с прошлогодним результатом.

Раздел 6. Воспитательная работа и психологическая подготовка

Тренер в процессе многолетней подготовки должен учитывать все факторы воздействия на обучающихся и находить свое место в воспитательном процессе. Постепенно, особенно с улучшением спортивных результатов, влияние тренера на юных легкоатлетов становится все больше, и в этот период он может решать самые сложные проблемы воспитания. Поэтому личностные качества тренера, его положительный пример играют немаловажную роль в формировании человеческих качеств юного спортсмена.

Воспитательная работа тренера в корректной и ненавязчивой форме начинается с установления товарищеских отношений между обучающимися, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, совместных обсуждений планов тренировок. Большое значение в системе воспитания занимают теоретические знания, которые постепенно вводят юных легкоатлетов в мир спорта высших достижений.

В дальнейшем теоретические знания могут посвящаться критическим разборам выступлений на соревнованиях, тренировочных занятий, тестирований.

Квалифицированные юные легкоатлеты должны обладать высокой работоспособностью и, следовательно, громадным трудолюбием, которое следует воспитывать на тренировочных занятиях в ходе специальных мероприятий. Также юные спортсмены должны знать, что достижение новых высот в спорте связанно с дальнейшим повышением нагрузок, что проходить тренировочный процесс каждый должен под медицинским контролем, не ухудшая здоровье.

Большие успехи юных легкоатлетов обычно связанны с достижением намеченного результата или с победой над соперником. Процесс тренировки постоянно связан с развитием волевых качеств спортсмена.

Растущий юный спортсмен должен иметь строгий распорядок дня: учеба, отдых, сон, тренировки, соблюдение режима питания.

Воля спортсмена основана на принципах морали, на стремление прославить свою страну, область, город. А также чувство долга перед коллективом – идейная основа, обеспечивающая целеустремленность, волю к победе, настойчивость и упорство спортсмена.

Тренер должен постоянно приучать юных легкоатлетов не обходить, а преодолевать встречающиеся трудности, с которыми всегда связанны тренировка и соревнование.

У юных легкоатлетов следует воспитывать уверенность в своих силах, смелость, решительность.

Воля к победе – ее воспитание и проявление неразрывно связанно со всеми моральными и волевыми качествами.

Важную роль в воспитании воли к победе играют соревнования. Однако воля к победе в связи с преодолением трудностей может воспитываться и в повседневной жизни.

Волевые качества совершенствуются в борьбе с трудностями, создаваемыми внешней средой, в борьбе с самим собой. При этом главную роль играет самовоспитание. Чтобы в нужной мере развить свою волю, характер, необходимо большое самосознание, чтобы добиться желанного спортивного результата.

Основной задачей психологической подготовки является формирование спортивной мотивации, уверенности в достижении цели, настойчивости, эмоциональной устойчивости.

Цель, которую тренер ставит перед спортсменом, должна быть реальной, основанной на знании его возможностей и объективных предпосылок для запланированного результата. Только при глубокой убежденности в том, что у него есть все возможности достичь намеченной цели в заданный промежуток времени при создании ее важности, у юного спортсмена возникает внутренняя готовность бороться за ее достижения.

В учебно-тренировочном процессе и в соревнованиях спортсмену приходиться преодолевать трудности, которые обусловлены индивидуально-психологическими особенностями его личности. Они возникают в сознании спортсмена в виде соответствующих мыслей, чувств, переживаний и психических состояний, в связи с необходимостью действовать в определенных условиях и не могут быть поняты в отрыве от них.

Для воспитания способности преодолевать объективные трудности, связанные с утомлением и сопутствующим  ему тяжелым функциональным состоянием, необходимо на тренировках моделировать эти состояния. Для этого нужно включать в тренировку отдельные дополнительные задания при ярко выраженной усталости. Проводить тренировки в любую погоду. Участвуя в соревнованиях, юный спортсмен имеет наиболее благоприятную возможность учиться усилием воли преодолевать развивающееся утомление.

Если трудности, встречающиеся на соревнованиях, невозможно смоделировать на тренировке, то спортсмен должен иметь о них четкое представление и знать, как действовать при их появлении.

Борьба с субъективными трудностями предполагает целенаправленные воздействия на укрепление у юных легкоатлетов уверенности в своих силах, которая формируется на основе знания своих физических и функциональных возможностей, сильных и слабых сторон подготовленности. Для правильной оценки своих возможностей необходим систематический анализ результатов проделанной работы, спортивных достижений, условий, обеспечивающих достижение соответствующего успеха, и причин, которые привели его к неудаче.

Выполнение трудовых тренировочных заданий и освоение сложных упражнений вызывает у юного спортсмена положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения, дают уверенность в своих силах.

Раздел 7. Медико-биологический контроль

Медико-биологический контроль направлен на оценку состояния здоровья, определение физического развития и биологического возраста юного спортсмена, уровня его функциональной подготовки. Врачебный контроль за юными спортсменами осуществляется силами врачей общеобразовательных школ и ДЮСШ. Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.

1. Оценка состояния здоровья. К занятиям спортом допускаются спортсмены, отнесенные к основной медицинской группе. В эту группу входят лица, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональной подготовленности, а также лица, имеющие незначительные, чаще функциональные отклонения, но не отстающие по своему физическому развитию и функциональной подготовленности.

2. Оценка физического развития проводится с учетом полового созревания, так как биологический возраст в большей степени определяет показатели физической подготовленности и работоспособности, а также темпы их развития.

3. При оценке функционального состояния прежде всего анализируют данные, полученные в состоянии покоя по отношению к возрастным нормам (ЧСС, артериального давления, электрокардиограммы и др.) или к должным величинам (жизненной емкости легких, максимальной вентиляции легких и др.).

Следует отметить, что наличие медико-биологических данных на каждого спортсмена позволит своевременно вносить коррекцию в процесс тренировки, что будет способствовать повышению качества учебно-тренировочного процесса.

Раздел 8. Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка юных спортсменов проводится в форме бесед, лекций, семинаров, непосредственно в спортивной тренировке, связана с физической, технической, тактической, моральной и волевой как элемент практических занятий. Ниже приведен учебный план теоретических занятий для учащихся ДЮСШ. Теоретические занятия имеют определенную целевую направленность: вырабатывать у учащихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий и соревнований. Спортсменам старших групп для углубления специальных знаний следует давать задания по самостоятельному изучению литературы.

Зачеты по теоретической подготовке проводятся в виде индивидуальных устных ответов, зачетных контрольных работ, рефератов, докладов.

8.1. Основные темы и содержание теоретической подготовки.

Физическая культура и спорт в России

Понятие о физической культуре и спорте как средстве укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности.

Роль детских и молодежных организаций в развитии физической культуры и спорта.

Основы отечественной системы физического воспитания. Органы управления физкультурным движением и спортом в стране. Задачи ДЮСШ в подготовке спортсменов. Задачи физкультурных организаций в развитии массовой физической культуры в РФ.

Развитие бега в нашей стране и за рубежом

Исторические сведения о зарождении бега.

Основные этапы развития бега на короткие, средние и длинные дистанции. Советские и российские спортсмены на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.

Краткая характеристика состояния и перспективы развития в республике, области, крае, городе и спортивном коллективе. Уровень достижений в беге на короткие, средние,  и длинные дистанции в стране и за рубежом. Роль и значение Международной легкоатлетической федерации (ИААФ).

Крупнейшие всероссийские соревнования для юношей, юниоров и взрослых спортсменов.

Личная и общественная гигиена

Гигиенические основы режима труда и отдыха юного спортсмена. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами.

Гигиенические требования к питанию спортсмена, одежде и обуви. Закаливание организма юного спортсмена.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека

Влияние систематических занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. Основные сведения о дыхании, кровообращении, значение крови. Сердце и сосуды. Органы пищеварения и обмен веществ. Физиологические основы спортивной тренировки.

Врачебный контроль и самоконтроль, профилактика травм и заболеваний. Восстановительные мероприятия

Систематический врачебный контроль и самоконтроль в процессе занятий бегом (объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия, пульс; субъективные данные: самочувствие, аппетит, настроение, работоспособность). Травматизм и заболевания и оказание первой помощи при несчастных случаях. Роль восстановительных мероприятий в тренировочном процессе. Роль педагогических средств восстановления. Психологические и медико-биологические средства восстановления. Общие сведения о спортивном массаже. Основные приемы и виды спортивного массажа. Значение парной бани, сауны.

Сущность спортивной тренировки

Общая характеристика спортивной тренировки юных спортсменов. Средства и методы спортивной тренировки юных бегунов. Формы организации занятий в спортивной тренировке.

Основные виды подготовки юного спортсмена

Нравственное формирование личности юного спортсмена. Воспитание волевых качеств в процессе тренировки и соревнований. Понятие о психологической подготовке юных спортсменов. Физическая подготовка, ее содержание и виды. Понятие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Виды (формы) проявления и методы развития этих качеств. Содержание и методика технической подготовки. Тактическая подготовка. Психологическая подготовка в тренировочном процессе и соревновательной деятельности.

Периодизация спортивной тренировки

Характеристика многолетней тренировки юных спортсменов. Основные задачи подготовки: общая и специальная физическая подготовка, овладение основами техники, разносторонняя тренировка. Закономерности развития спортивной формы как одно из объективных условий периодизации спортивной тренировки. Понятие спортивной формы, критерии ее оценки. Фазы развития спортивной формы, характерные для этапа начальной спортивной специализации. Характерные особенности периодов годичного цикла подготовки: подготовительного, соревновательного и переходного на учебно-тренировочном этапе .

Планирование и учет в процессе спортивной тренировки юных спортсменов

Понятие и назначение планирования. Учет в процессе спортивной тренировки. Техника ведения записей в дневнике спортивных результатов, регистрации тренировочных и соревновательных нагрузок, данных обследований контрольных испытаний. Многолетнее (перспективное) планирование тренировки, годичное и месячное планирование на этапе спортивного совершенствования. Форма учета тренировочной и соревновательной деятельности. Отчетная документация.

Спортивные соревнования

Значение спортивных соревнований. Правила соревнования. Права и обязанности, спортивная форма участников.

Планирование, организация и проведение спортивных соревнований. Календарный план. Положение о соревнованиях. Организация соревнований в беге и спортивной ходьбе (организационный комитет, мандатная комиссия, судейская коллегия).

Раздел 9. Восстановительные мероприятия и средства психологического восстановления.

Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические, медико-биологические.

  • Педагогические средства восстановления.

Наиболее естественными из всех используемых являются педагогические средства восстановления. Применение этих средств, предполагает как использование отдельных упражнений, так и грамотное построение тренировки в занятии, микро-, мезо - и макроциклах. О правильном использовании педагогических средств можно говорить тогда, когда у спортсмена после серии занятий отмечается нарастание тренированности и повышение работоспособности за счет выполнения нагрузки и накопления энергетических ресурсов.

  • Психологические средства воспитания.

К психологическим средствам относятся:

- аутогенная тренировка;

- психопрофилактика;

- психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;

- психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, специально отвлекающие факторы, интенсивный индивидуальный или коллективный отдых, исключение отдельных эмоций.

Применение психологических средств позволяет снизить уровень нервно-психического напряжение и уменьшить психическое утомление.

Психологические средства восстановления применяются учебно-тренировочных группах. В группах начальной подготовки психологическое восстановление достигается построением занятий в игровой форме, по схеме круговой тренировки, частой сменой разнообразных упражнений.

  • Медико-биологические средства восстановления.

Медико-биологические средства восстановления: рациональное питание, витаминизацию, массаж и его разновидности, спортивные растирки, гидро – и банные процедуры, физиотерапию, фармакологические и растительные средства.

При планировании использования восстановительных средств необходимо учитывать, что течение процессов восстановления обусловлено как направленностью тренировочной работы, так и объемом и интенсивностью нагрузок в занятии, микро - и мезоцикле тренировки, частотой участия в соревнованиях. Характер восстановления зависит от возраста, состояния здоровья спортсмена в данный момент, уровня его подготовленности, влияния внешней среды.

Раздел 10. Законодательная база

1. Конституция Российской Федерации;

2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

4.  Конвенция о правах ребенка (принята Ассамблеей ООН 20.11.1989);

5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 03 апреля 2003 г. № 27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»;

6. Рекомендациями по обеспечению безопасности и профилактике травматизма при занятиях физической культурой и спортом (Приказ Комитета по физической культуре РФ от 01.04.1993 г. № 44)

и другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения соответствующих органов управления образованием, физической культурой и спортом, нормативные акты субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Раздел 11. Научно – методическое обеспечение

при составлении программы

  1. Озолин Э.С. Спринтерский бег. _М.: Человек, 2010._ 176+8 с. вкл. Ил. (Библиотека легкоатлета).
  2. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. Издание 2-е, стереотипное. М.: Человек, 2011.-224 с., ил. (Библиотека легкоатлета).
  3. Примерные программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва – легкая атлетика: бег на короткие дистанции, барьерный бег, прыжки – М. Советский спорт, 2005г.
  4. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века. Научные основы и построение тренировки. Из-во «Спорт», 2016.
  5. Устав МКОУ ДОД Баганская ДЮСШ.
  6. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика  (утв. Приказом Министерства спорта РФ от 24 апреля 2013г № 220)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»

Программа секции легкой атлетики рассчитана на школьников в возрасте от десяти до семнадцати лет. Предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное вып...

Индивидуальная образовательная программа по легкой атлетике обучающейся МБОУДО ДЮСШ Савенко Яны Александровны

Данная программа содержит теоретический и практический материал для организации работы спортсменки Савенко Яны, занимающейся в детско-юношеской спортивной школе. Разработка настоящей программы вызвана...

Дополнительная предпрофессиональная программа по легкой атлетике

Легкая атлетика - один из древнейших видов спорта. Так, еще за много веков до нашей эры некоторые народы Азии и Африки устраивали легкоатлетические соревнования. Но подлинный расцвет этого вида спорта...

Дополнительная общеразвивающая программа по легкой атлетике

Программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 6 до 17 лет. Срок реализации программ 1-3 года.Цели и задачи Программы:1. Привлечение максимально возможного числа детей к систематическим зан...

Образовательная программа по легкой атлетике

Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а ...

Дополнительная предпрофессиональная программа по легкой атлетике

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по легкой атлетике...