Компьютерные технологии в подготовке спортсменов
статья по физкультуре по теме

Зухов Сергей   Алексеевич

При планировании тренировочной нагрузки основное внимание уделяется выбору упражнений, которые будут использоваться в подготовке. Это связано с тем, что тренировочный эффект от каждого упражнения различный. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии в подготовке спортсменов

Зухов Сергей Алексеевич

МКОУ ДОД «Марьяновская ДЮСШ»

Тренер - преподаватель

При планировании тренировочной нагрузки основное внимание уделяется выбору упражнений, которые будут использоваться в подготовке. Это связано с тем, что тренировочный эффект от каждого упражнения различный. На слайде 1 представлена эффективность различных тренировочных средств, используемых в различные периоды подготовки, при развитии скоростно-силовых качеств. Как видно из рисунка наименьшим тренировочным эффектом из представленных упражнений обладают прыжковые упражнения (Упражнение А). Более эффективным средством является упражнения со штангой (Упражнение B). Еще эффективней использовать прыжковые упражнения в сочетании с силовыми упражнениями (Упражнение С). А самым эффективным средством является прыжок в глубину (Упражнение D). Это необходимо учитывать при выборе средств подготовки, и использовать такие упражнения, которые приведут к требуемому улучшению физических качеств, достаточных для повышения спортивного результата в избранном виде спорта, у конкретного спортсмена. При этом вопрос нормирования выполняемой нагрузки остается менее разработанным. Зачастую, спортсмены, тренирующиеся в одной группе, выполняют идентичную нагрузку, что может привести с одной стороны к тому, что для одних спортсменов выполняемая нагрузка может оказаться слишком легкой, для других чрезмерной, и лишь для некоторой части оптимальной. Выполнение оптимальной нагрузки позволит данным спортсменам улучшать свои достижения более высокими темпами по сравнению остальными тренирующимися. В то же время систематическое выполнение чрезмерной нагрузки может привести к развитию состояния перетренированности, что является очень негативным явлением, которого необходимо всеми возможными способами не допускать. В связи с этим необходимо особое внимание уделять нормированию нагрузки, которая должна соответствовать функциональным возможностям каждого занимающегося. Известно, что при развитии скорости бега необходимо прекращать тренировочную нагрузку, когда у спортсмена начинают ухудшаться результаты, так как это свидетельствует об утомлении спортсмена. При выполнении бега на выносливость необходимо прекращать занятия в случае повышения частоты сердечных сокращений при постоянной скорости бега. В прыжковых упражнениях занятия прекращаются при уменьшении дальности прыжков. При использовании упражнений с отягощениями и вспомогательных упражнениях прыжкового типа, которые являются основными в скоростно-силовой подготовке, нагрузка дозируется зачастую исходя из данных литературы, которые у различных авторов значительно различаются, что затрудняет процесс планирования.

При планировании нагрузки необходимо учитывать, так же, что эффективность применяемых упражнений будет зависеть, кроме объема и интенсивности, еще и от режима выполнения. По данным (Слайд 2) Г.И. Ильина прыгуны, выполняя прыжковые упражнения с ориентацией на максимальное проявление усилий при взаимодействии с опорой и с ориентацией на максимально быстрое отталкивание, получают разный эффект от его применения. В первом случае наблюдается повышение силы отталкивания при увеличении времени нахождения на опоре, а во втором случае сокращается время взаимодействия с опорой, что приводит к достоверному увеличению спортивного результата.

Таким образом, необходимо осуществлять контроль за режимами выполнения упражнений, что в большинстве случаев требует дополнительных технических средств, так как визуально не всегда имеется возможность осуществлять такого рода контроль.

Нами в тренировочном процессе для повышения скоростно-силовых качеств использовалось тренажерное устройство «Кенгуру» (рис. 1), эффективность применения которого была показана в работах И.Т. Лысаковского, Г.К. Павлова и А.С. Зухова. Эффективность применения данного тренажера проявлялась в том, что у спортсменов, выполняющих упражнения на тренажерном устройстве «Кенгуру», происходило увеличение дальности в прыжковом тесте десятикратном прыжке с места.

Конструкция устройства и способ выполнения упражнения на нем представлен на слайде. Тренажерное устройство состояло из наклонной направляющей рамы, по которой перемещалась рабочая каретка,  посаженная на 4 опоры с шарикоподшипниками. Рабочая каретка, в которой  размещался спортсмен, была  выполнена в форме удобного кресла. У основания направляющей рамы была установлена жёсткая опора, от которой производилось отталкивание. Спортсмен мог  выполнять как однократные, так и серийные отталкивания от опоры одной, либо двумя ногами. При выполнении упражнения, спортсмен после отталкивания от опоры откатывался вверх, разгоняя массу своего тела и каретки; движение вниз происходило под действием сил гравитации.  Эффективность от выполнения данного упражнения связана с тем, что оно выполняется в прогрессивном плиометрическом режиме работы мышц, так как после свободного скатывания вниз по направляющей раме спортсмен, приземляясь, вынуждает мышцы сокращаться, запасая упругую энергию для последующего отталкивания опоры. При этом отсутствует вертикальная нагрузка на позвоночник даже при выполнении упражнения с дополнительными отягощениями, в отличие от прыжков в глубину, что снижает риск травмирования спортсменов.

Рис. 1. Контрольно – диагностический стенд «Кенгуру»

Упражнение на тренажерном устройстве «Кенгуру» выполнялось спортсменами 3 раза в неделю и включало в себя 6-8 серий по 15 повторений с дополнительными отягощениями подобранными таким образом, чтобы каретка со спортсменом после отталкивания от опоры выкатывались на расстояние не менее 50 см, что свидетельствовало достаточности отягощения. Во время выполнения упражнений на тренажерном устройстве другая силовая нагрузка с дополнительными отягощениями на ноги отсутствовала. Длительность выполнения упражнений на тренажерном устройстве составляла 3 недели. Отметим, что этого времени оказалось достаточно для  повышения скоростно-силовых качеств, что отразилось, во-первых,  в том, что величина применяемых отягощений при выполнении упражнений на тренажерном устройстве повысилась, а во-вторых, улучшились результаты спортсменов на соревнованиях. Эти улучшения мы связываем с применением тренажерного устройства. Особенностью выполнения упражнений явилось то, что мы дозировали величину отягощений таким образом, чтобы после отталкивания от опоры каретка выкатывалась на расстояние не менее 50 см. Если это расстояние было меньше, отягощение уменьшалось, а если значительно больше увеличивалось. При этом спортсмен должен был стремиться выполнить отталкивание за минимальное время.

У других авторов упражнение выполнялось в облегченных условиях, а при выполнении с дополнительными отягощениями оно не изменялось от одного занятия к другому, а нагрузка регулировалась количеством выполняемых серий.

Эффективность применения упражнений на тренажере, по всей видимости, связана с тем, что параметры биодинамики движений в нем превышают соревновательные. В связи с чем, даже простое использование тренажера в тренировочном процессе, на начальном этапе применения привело к повышению уровня скоростно-силовых качеств. На последующих этапах потребуется уже контроль режимов выполнений упражнений, их строгое дозирование. Это связано с тем, что частое применение даже самых эффективных упражнений приводит к стабилизации двигательного навыка, образованию динамического стереотипа, стабилизации скорости движений, что ограничивает повышение тренированности спортсмена. Для осуществления такого контроля и повышения эффективности тренировочного процесса в целом, необходимо использование тензометрической платформы. Ее использование позволит объективно выбрать величину применяемых отягощений, количество повторений упражнений в серии и количество серий в одном тренировочном занятии, а также позволит отслеживать малейшие улучшения результативности при выполнении  упражнений и во время прекращать выполнения заданий, как в одном тренировочном занятии, так и в цикле подготовки. Это исключит возможность выполнения чрезмерной нагрузки.

Осуществление контроля за выполнением упражнения позволит определить количество тренировочных серий, которое необходимо выполнить спортсмену в одном занятии, а также оптимальное количество занятий в микроцикле подготовки на данном тренажером устройстве.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компьютерные технологии в подготовке спортсменов Докладчик Зухов Сергей Алексеевич МКОУ ДОД Марьяновская ДЮСШ

Слайд 2

А - Прыжковые упражнения B - Уражнения со штангой С - Прыжки и штанга D - Прыжки в глубину Тренировочные эффекты упражнений 2

Слайд 3

Режимы выполнения прыжковых упражнений Ориентация на максимальное проявление усилий Ориентация на максимально быстрое отталкивание Эффекты 1-Повышение силы отталкивания 2-Увеличение времени нахождения на опоре 1-Сокращение времени нахождения на опоре 2-Улучшение спортивного результата 3

Слайд 4

Tot → min S ot → m ax АЦП S ЭВМ номер попытки Tot , Р s - путь 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 задача управления T - время 4

Слайд 5

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование компьютерных технологий при подготовке к к ГИА и ЕГЭ»

Успешная сдача ЕГЭ - это успех прежде всего самого ученика. Чтобы это стало возможно, учителю необходимо организовать подготовку таким образом, чтобы учащийся смог получить всю необходимую информацию ...

«Использование компьютерных технологий при подготовке к к ГИА и ЕГЭ»

Успешная сдача ЕГЭ - это успех прежде всего самого ученика. Чтобы это стало возможно, учителю необходимо организовать подготовку таким образом, чтобы учащийся смог получить всю необходимую информацию ...

Технология планирования системы подготовки спортсменов в тхэквондо (ВТФ)

В статье кратко рассмотрены условия и особенности технологии планирования системы подготовки спортсменов в тхэквондо....

"Подготовка к ЕГЭ по физике с применением компьютерных технологий"

Курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Главной особенностью курса является практический характер и использование различных современных образовательных технологий....

Здоровьесберегающие технологии на этапах подготовки спортсменов.

В данных условиях, безусловно, возрастает роль занятий греко-римской борьбой, так как учебно-тренировочные занятия являются средством укрепления здоровья и профилактикой различных заболеваний у детей....

Компьютерные технологии в подготовке спортсменов

Компьютерные технологии в подготовке спортсменов...