Воспитательное пространство урока физической культуры
статья по физкультуре по теме

Оскирко Зинаида Николаевна

Урок физической культуры обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как возможный фактор воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit._prostranstvo_pedsovet.docx24.68 КБ
PDF icon prezentatsiya1.pdf1004.69 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Воспитание является одной из важнейших составляющих особенностейобразовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Урок физической культуры обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как возможный фактор воспитания учащихся.

Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение, что приводит к трудности организации деятельности учащихся, особенно в младших и средних классах.

 Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, вызванный яркими, глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождается применение соревновательного и игрового методов.

В-третьих, преодоление различных препятствий с проявление волевых усилий. Как утверждают социальные психологи, занятия физической культурой - это модель быстропротекающих социально-психологических явлений. В связи с этим вклад урока физической культуры в развитие личностных качеств учащихся достаточно существен.

В теоретических исследованиях по проблемам воспитания в последние годы понятие "воспитательное пространство" стали использовать как особый акцент в описанном ранее образовательном пространстве. Ученый С. Д. Поляков выделил следующие компоненты воспитательного пространства:

- содержание урока;

- используемые методы обучения;

- действия учителя и учащихся;

- отношения, возникающие в процессе взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик.

Воспитательное пространство - понятие, которое позволяет учителю осознать механизм реализации воспитательных функций урока физической культуры.

Содержание учебного материала урока физической культуры в основном состоит из двигательных действий, которые приобретают форму физических упражнений. Специфические (объективные) особенности двигательных действий по своему содержанию одинаковы для всех учащихся, выполняющих их, и ведут к образованию примерно одинаковых качеств организма и личности.

Целесообразно подобранные двигательные действия, которые характеризуются оптимальной трудностью, новизной, эмоциональностью, практической значимостью, позволяют формировать необходимые качества.

Например, упражнения, направленные на развитие выносливости, формируют волевые качества через волевые усилия, прилагаемые на стадии утомления.

Занятия физическими упражнениями происходят в условиях изменяющейся внешней (природной) среды. Такие факторы, как рельеф местности, метеорологические условия (дождь, ветер, жара и холод), увеличивают трудность выполнения упражнения и предъявляют повышенные требования к проявлению волевого усилия для достижения цели. 

Степень воздействия содержания учебного материала ограничена степенью включенности школьников в учебный процесс, которая во многом определяется методами, используемыми учителем. Метод, по определению Ю. Ф. Курамшина [ТФВ], это - система действий педагога, применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.

В связи с этим на уроках физической культуры широко используются современные методы обучения, среди которых игровой и соревновательный методы.

Игровой метод основу которого составляет упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение цели многими дозволенными способами в условиях постоянного и в значительной степени случайного изменения ситуации. Этот метод характеризуется наличием активного взаимодействия занимающихся, эмоциональностью, что при его применении, безусловно, содействует воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, творчества, сознательной дисциплины и т. д.

-Игра – сильнейшее средство социализации ребенка (становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу).

-Игра дает возможность моделировать разные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии.

-Игра – это пространство самореализации (в котором раскрываются возможные или имеющиеся проблемы у человека и моделируется их снятие).

-Игра – деятельность коммуникативная. Она вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

-Игра – это особое «поле самовыражения».

-Игра должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.  Игру можно назвать методом воспитания положительного отношения к учению.

Соревновательный метод - это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований. На уроке физической культуры он используется чаще всего в элементарных формах. Например, проведение испытаний на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлится, кто быстрее преодолеет дистанцию бегом или на лыжах и т. п.

Фактор соперничества в процессе соревнований, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение за достигнутые успехи и т. д.) содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, способствуют развитию соответствующих качеств.

Соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство могут содействовать формированию не только положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т. п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизма, тщеславия, чрезмерного честолюбия, грубости). Поэтому необходимы методические приемы, позволяющие целесообразно использовать соревновательный метод [5]. Формирование личности происходит благодаря той деятельности, в которую она включается. По мнению доктора, пед. Наук И. Ф. Харламова (6) , решающее значение в ее развитии имеют те отношения, которые возникают и упрочиваются в процессе этой деятельности. Именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально коренятся истоки личностного формирования растущего человека. Это означает, что воспитание происходит путем включения учащегося в разнообразные виды деятельности (учебную, спортивную, физкультурно-оздоровительную) и благодаря развитию и укреплению тех отношений, которые возникают в процессе этой деятельности.

Можно привлекать учащегося к занятиям физической культурой, но для формирования глубокого интереса к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности необходимо так организовать ее, чтобы она вызывала положительные эмоции, внутреннее возбуждение и радость. Если переживания будут носить негативный характер (страх, смущение, вызванные реакцией других занимающихся), это не только не будет способствовать формированию интереса к физической культуре, но, наоборот, вызовет отвращение.

Важным условием эффекта воспитывающего, личностно развивающего воздействия урока является учительское поведение, учительская коммуникация. Вызывает ли учитель у школьников своей интонацией, жестами, позой, мимикой, пространственным расположением, передвижением, другими экстра- и паралингвистическими и невербальными средствами чувство безопасности, признания, поддержки достижений или противоположные им: страха, отчуждения, отвержения, неуверенности?

Характер отношений "педагог-учащийся" должен строиться на основе принципов взаимодействия участников учебного процесса:

принцип гуманизации педагогического процесса. Данный принцип реализуется через ряд правил его осуществления:

  • педагогический процесс необходимо строить на полном признании гражданских прав учащегося и уважения к нему;
  • знать положительные качества учащегося и в ходе педагогического процесса опираться на них;

принцип демократизации. Его сущность состоит в предоставлении учащемуся определенной интеллектуальной и нравственной свободы для саморазвития, саморегуляции и самоопределения. Обучение и воспитание эффективны тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются ее субъектами. Это невозможно без определенной "степени свободы" учащегося;

принцип природосообразности (сообразно природе ребенка). Данный принцип предполагает выстраивание процесса обучения в соответствии с внутренним миром, степенью созревания организма, состоянием здоровья (физического, психологического, социального). Таким образом, воспитательный потенциал урока физической культуры реализуется через создание его воспитательного пространства: позитивный образ учителя, развиваемый и подкрепляемый соответствующим поведением и действиями педагога, процесса учебной работы, предметного содержания. Влияние учителя на развитие личности ученика осуществляется не на основе специальных воспитательных задач, а посредством характера общения и отношений, складывающихся при решении собственно обучающей задачи.

Путь совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности – ребенка и педагога одновременно. Нельзя изменить урок, не совершенствуя свое «я».

Литература

1. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / Сост. С. Г. АбрамоваН. Г. Алексеев и др. - М., 1995. - C. 63.

2. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии / С.Д. Поляков. - М., 2003.

3. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999.

4. Селиванова Н. Л. Воспитательная система и воспитательное пространство - эффективные механизмы воспитания человека / Н.Л. Селиванова: сб.: Воспитать человека. - М., 2002.

5. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - М., 2003.

6. Харламов И. Ф. Формирование личностных качеств / И.Ф.Харламов // Педагогика. - 2003. - № 3. - C. 52-59.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физкультуры "Учебно-тренировочные устройства в пространстве урока физической культуры"

Урок с использованием тренажёров и учебно-тренировочных устройств для учащихся 2 класса.Урок построен в игровой форме с использованием электронной презентации "Правила безопасности при выполнении упра...

«Воспитательная роль урока физической культуры»

laquo;Воспитательная роль урока физической культуры»...

«Воспитательная роль урока физической культуры»

Физическое воспитание является единственным предметом в школе, по которому ученик может (и должен) получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализация данного принцип...

«Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры»

Использование игровых технологий, как способ развития функциональной грамотности обучающихся в пространстве урока физической культуры...

Доклад на ММО учителей физической культуры «Воспитательная роль урока физической культуры».

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...

«Воспитательная роль урока физической культуры».

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...