Рабочая программа внеурочной деятельности. Футбол в начальной школе.
рабочая программа по физкультуре на тему

Мишагин Сергей Игоревич

Рабочая программа ФГОС по футболу для учащихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_futbolu_fgos_15-16g_1-4.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по футболу для групп 1-2; 3-4 классов (далее-Рабочая программа)  составлена на основе Примерной программы спортивной подготовки для Детско-юношеских спортивных школ, специализированных Детско-юношеских школ олимпийского резерва. Мини-футбол (Футзал). Коллектив авторов-составителей:  Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С., Еременко К.В. 2010 год.

         Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования  учебной группы по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

   Данная рабочая программа направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность. Целью занятий являются: приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни; воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни; развивать физические качества, необходимые для овладения игрой мини – футбол, придерживаться принципов гармоничности,  оздоровительной направленности учебного процесса. Данная программа направлена на привитие учащимся умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения и в конечном итоге подготовить учащихся для зачисления на учебно-тренировочный этап многолетней подготовки юных футболистов

     В учебной группе решаются определённые задачи: укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к систематическим занятиям мини-футболом; обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладение основами технических приёмов, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в мини-футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в мини- футбол.

  Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20-минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия).    В ходе практических занятий учащиеся группы получат элементарные навыки судейства игр по футболу и мини-футболу и первичные навыки инструктора-общественника.

  Практические занятия по обучению судейству начинаются в группе после того, как усвоены основные правила игры. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований.  Задача инструкторской практики – научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять простейшие упражнения.

  Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике.

    Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов.                  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

программы внеурочной деятельности «Футбол»

Личностные результаты:

• положительное отношение школьников к  занятиям  двигательной  деятельностью, накопление необходимых знаний,  а  также  в  умении  использовать  ценности  физической культуры  для  удовлетворения  индивидуальных  интересов  и  потребностей,  достижения

личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

• проявление положительных качеств личности и управление  своими  эмоциями  в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

• проявление дисциплинированности, трудолюбие  и  упорство  в  достижении

поставленных целей;

• оказание бескорыстной помощи  своим  сверстникам,  нахождение  с  ними  общего языка и общих интересов.

В области познавательной культуры:

-  владение знаниями  об  индивидуальных  особенностях  физического  развития  и физической подготовленности.

-  владение знаниями  об  особенностях  индивидуального  здоровья  и  о  способах профилактики заболеваний средствам физической культуры.

В области нравственной культуры:

-  способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и  спортивные  мероприятия,  принимать  участие  в  их организации  и  проведении;

-  способность  управлять  своими  эмоциями,  проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

В области трудовой культуры: 

-  умение содержать в порядке спортивный инвентарь и  оборудование,  спортивную  одежду,  осуществлять  их  подготовку  к  занятиям  и спортивным  соревнованиям;  

-  соблюдать  технику  безопасности  на  уроке,  в  школе,  вне школы;

В области эстетики:  

-  красивая и правильная осанка, умение ее длительно сохранять

при разных формах движений и передвижений;

-  хорошее  телосложение,  желание  поддерживать  его  в  рамках  принятых  норм  и представлений посредством занятий физической культурой;

В  области  коммуникативной  культуры:  

-  анализировать  и  творчески  применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

-  находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В  области  физической  культуры:  

-  владение  навыками  выполнения  жизненно

важных  двигательных  умений  (ходьба,  бег,  прыжки,  лазанья  и  др.)  различными способами, а  различных  изменяющихся  внешних  условий;  

-  владение  навыками выполнения  разнообразных  физических  упражнений  различной  функциональной направленности,  технических  действий  базовых  видов  спорта,  а  также  применения  их  в игровой и соревновательной деятельности;  

-  умение  максимально проявлять физические качества при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметные результаты:

В области познавательной культуры:

-  понимание  физической  культуры  как  средства  организации  здорового  образа жизни, профилактика вредных привычек и (отклоняющегося) поведения;

-  понимание  здоровья  как  важнейшего   условия  саморазвития  и  самореализации человека.

В области нравственной культуры:

-  бережное  отношение  к  собственному  здоровью  и  здоровью  окружающих,

проявление  доброжелательности  и  отзывчивости  к  людям,  имеющим  ограниченные возможности  и  нарушения  в  состоянии  здоровья;

-  уважительное  отношение  к окружающим,  проявление  культуры  взаимодействия,  терпимости  и  толерантности  в достижении  общих  целей  при  совместной  деятельности;

-  ответственное  отношение  к порученному  делу,  проявление  осознанной  дисциплинированности  и  готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В  области  трудовой  культуры:

-  добросовестное  выполнение  учебных  заданий, осознанное  стремление  к  освоению  новых  знаний  и  умений,  качественно  повышающих результативность выполнения заданий.

В  области  эстетической  культуры:

-  восприятие  спортивного  соревнования  как культурно-массового  зрелищного  мероприятия,  проявление  адекватных  норм  поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

-  владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме;

-  владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

-  владение способами наблюдения за показателями индивидуального  здоровья,  физического  развития  и  физической  подготовленности, использование  этих  показателей  в  организации  и  проведении  самостоятельных  форм занятий физической культурой.

Предметные результаты:

В  области  познавательной  культуры:

-  знания  по  истории  и  развитию  спорта  и олимпийского движения, о положительном влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

-  знания  о  здоровом  образе  жизни,  его  связи  с  укреплением  здоровья  и

профилактикой  вредных  привычек,  о  роли  и  месте  физической  культуры  в  организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

-  умение оказывать помощь товарищу при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

-  способность  проявлять  дисциплинированность  и  уважительное  отношение  к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В  области  трудовой  культуры:

-  способность  преодолевать  трудности,  выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

-  обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.

В  области  эстетической  культуры:

-  способности  вести  наблюдения  за  динамикой показателей  физического  развития  и  осанки,  объективно  оценивать  их,  соотнося  с общепринятыми нормами и представлениями.

В  области  коммуникативной  культуры:

-  способность  интересно  и  доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

В области физической культуры:

-  способность проводить самостоятельные занятия по  освоению  новых  двигательных  действий  и  развитию  основных  физических  качеств,

контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

               

                  Планируемые результаты изучения программы

Занимающиеся данной учебной группы должны знать и иметь представление:

  1. об особенностях зарождения, истории мини-футбола;
  2. о физических качествах и правилах их тестирования;
  3. основы личной гигиены, причины травматизма при занятии мини-футболом и правила его предупреждения;
  4. уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом.                              Учащиеся должны уметь:                                                                                                          выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;            
  5. владеть основами техники футбола;
  6. знать основы судейства.

      В процессе обучения и тренировки занимающиеся должны приобрести следующие навыки учебной работы и судейства соревнований по мини-футболу:

- освоить терминологию, принятую в футболе;                                                      - уметь подготовить в качестве дежурного инвентарь, места проведения занятий и соревнований;                                                                                                                     - руководить командой своего класса на общешкольных соревнованиях;                                - принять участие в судействе учебных и товарищеских игр в качестве  2-го судьи, судьи-хронометриста.                                

Краткое описание содержания программного материала.

Теоретическая подготовка

   Физическая культура и спорт в России. Важнейшие решения Российского правительства по вопросам развития физической культуры и спорта. Массовый характер Российского спорта.

  Рост спортивных достижений Российских спортсменов. Значение выступлений Российских спортсменов за рубежом для укрепления мира и дружбы между народами. Единая спортивная классификация и её значение для развития спорта в России.

   Развитие футбола в России. Федерация футбола России. Обзор соревнований по футболу: первенство и кубок России среди команд мастеров. Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие Российские команды, тренеры, и футболисты.

  Врачебный контроль. Задачи врачебного контроля над занимающимися физической культурой и спортом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, утомляемость, настроение. Дневник самоконтроля. Причины травм на занятиях по мини-футболу и их предупреждение.

  Правила игры, организация и проведение соревнований по мини-футболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля.

                                Общая и специальная физическая подготовка.

   Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад.

  Упражнения с набивным мячом (1 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине.

  Акробатические упражнения. Кувырок вперёд. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону.

  Легкоатлетические упражнения. Бег 30 м. на скорость. Повторный бег до 3 х 30 м.,  до 2 х 60 м. Бег медленный до 10 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 800 м. Бег 200 и 500 м.

   Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

   Метание малого мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега.

  Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель.

   Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч.

  Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа.

   Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек . Рывок с мячом .

  Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики.

                                                       Техническая  подготовка.

.Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность.

   Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным сопротивлением. Удары на точность.

  Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча. Остановка грудью летящего мяча. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча.

   Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения.

   Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве.  

   Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые действия с мячом.  Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча.

   Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке.

  Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу.

  Броски рукой на точность и дальность.

                                               Тактика игры в футбол.

Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме 1 +3,  3+1.  Разбор проведённых учебных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста и команды в целом.

   Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру).

                                                Тактика нападения.

  Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Начинать и развивать атаку из стандартных положений.

  Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте.

                                                 Тактика защиты.

 Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам.

    Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров  Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря.

      Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнёрам по обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру.

   Учебные и тренировочные игры, совершенствуя индивидуальные, групповые и командные тактические действия.                       

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела, темы

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

2

3

4

5

1

Техническая подготовка

38

Различные способы перемещения

2

1

1

Удары по мячу ногой

8

2

6

Удары по мячу головой

4

1

3

Прием (остановка) мячей

6

1

5

Ведение мяча

8

2

6

Обманные движения (финты)

2

2

Отбор мяча

2

2

Комплексное выполнение технических приемов

6

6

2.

Тактическая подготовка

12

3

9

Тактика игры в атаке

4

1

3

Тактика игры в обороне

4

1

3

Тактика игры вратаря

4

1

3

3.

Общая физическая подготовка

6

6

4.

Специальная физическая подготовка

4

4

6.

Игровая подготовка

8

8

Итого:

68

ЛИТЕРАТУРА

1. Мини-фубол (футзал) : Примерная программа для детско-юношеских спортивных  школ,  специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010. - 96 с.

2. Андреев СЛ. Мини-футбол. - М.: ФиС, 1978. - 111 с.

3. Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.

4. Максимеико И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. -               Луганск: Знание, 2000. - 276 с.

5. Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980.-255 с.

6. Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под общей ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. -      М.: ФиС, 1983. - 254 с.

7. Богин М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

8. Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008.- 264 стр

9.  Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: Терра-Спорт,2000.- 86 стр.(Библиотечка тренера)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятел...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Футбол"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Футбол"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в 6 классеосновной школы спортивно-оздоровительного направления клуба «Чемпион» Тема: «Формирование культуры здоровья»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностив 6 классеосновной школыспортивно-оздоровительного направления клуба «Чемпион» Тема: «Формирование культуры здоровья»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Едим дома" и "Школа безопасности" на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа и тематическое планирование программ внеурочной деятельности "ЕДИМ ДОМА" и "ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие за окнами школы»

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Путешествие зе окнами школы" 17 часов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: «Digital-школа: использование технологии виртуальной реальности в жизни современного школьника»

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Особенностью данного комп...