Василюк О.Н., Фирсова С.Н.,"ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ МОУ «СШИ № 2» г. МАГНИТОГОРСКА"
статья по физкультуре по теме

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Василюк О.Н., учитель

физической культуры

Фирсова С.Н., учитель

физической культуры

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ
СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УСЛОВИЯХ МОУ «СШИ № 2» Г, МАГНИТОГОРСКА

 

Цель школьного образования по физической культуре — формирование физически разносторонней развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В начальной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья.

Образовательная программа по учебному предмету «Физическая культура» ориентирована на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся.

МОУ «СШИ-№2» г. Магнитогорска санаторная школа, специализирующаяся на лечении и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и различных видов нарушения осанки. Все учащиеся относятся к специальной медицинской группе. Помимо уроков физической культуры, проводятся уроки лечебной физкультуры и лечебное плавание.  Учителя физической культуры и инструктора ЛФК (лечебная физическая культура) проводят физкультминутки, подвижные игры на уроках и переменах, спортивные праздники, декады физической культуры, ЛФК и плавания и т.д. Участие в различных соревнованиях за школу-район-город, линейки спортивной направленности, конкурсы, викторины и т.д., способствует популяризации здорового образа жизни и занятиям физической культурой и спортом.

В условиях МОУ «СШИ № 2» физическое воспитание имеет особое значение. Оно служит коррекции дефекта, стабилизации и даже уменьшению кривизны позвоночника.    

Уроки физической культуры проводятся как в спортивном зале, залах ЛФК, тренажерном зале, так и на открытом воздухе. Учащиеся занимаются в спортивной форме, соответствующей  температурным нормам и погодным условиям.

От занятий физической культурой освобождаются учащиеся с резко прогрессирующими формами сколиоза и врожденными сколиозами II и III степени. По рекомендации врача учебного заведения, такие дети посещают дополнительно занятия ЛФК.

По медицинским показаниям, учитывая  состояние функциональных возможностей и наличие сопутствующей патологии,  выделены 4 подгруппы:

IIIА  - дети без функциональных отклонений. Они занимаются по спец. программе. Разрешены    занятия в секциях, участие в соревнованиях, сдача контрольных нормативов.

IIIБ – дети, со сниженными функциональными возможностями, имеющие сопутствующую   патологию. Занимаются по спец. программе по сколиозу, но исключены занятия в секциях, участие в соревнованиях, сдача контрольных нормативов.

IIIВ – дети, имеющие освобождение на занятия физической культурой на определенный период (Работают над освоением теоретических сведений, составляют индивидуальные карточки с заданиями, презентации по НРЭО, пройденным темам урока).

IIIГ – дети, освобожденные от уроков физической культуры с обязательным посещением уроков ЛФК.

Уроки физической культуры должны быть направлены на вырабатывание определенных компенсаторных навыков, создающих условия для стабилизации процесса искривления.

Детям со сколиотической болезнью запрещены все виды прыжков. Допускается медленный бег с мягкой постановкой стоп, с сохранением правильной осанки в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями.

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о том, что  у учащихся должны быть  сформированы умения в проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Для решения этих задач используются различные методы и приемы  современных образовательных технологий.  Урок физической культуры не исключение.  

Что такое физическая культура? На этот вопрос каждый ответит по-своему. У каждого взрослого человека свое представление об этом виде деятельности. Но если спросить у ребенка, особенно начальной школы, то вы поймете, что для большей части детей это «Праздник». Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость.

Урок физической культуры не должен быть скучным, унылым или принудительным. По окончании урока, учащиеся должны испытывать положительные эмоции.

Физическое воспитание представляет собой длительный, организованный педагогический процесс, имеющий целью воспитание здоровых, жизнерадостных, всесторонне развитых людей. 
В процессе физического воспитания разрешаются следующие основные задачи: 

1.               Укрепление здоровья, закаливание организма и повышение уровня физического развития и работоспособности.

2.               Воспитание моральных и волевых качеств человека.

3.               Овладение жизненно необходимыми двигательными навыками и умениями, в том числе имеющими прикладной характер.

4.               Развитие физических качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости).

5.               Овладение техникой специальных спортивных упражнений (спортивной техникой)

Сейчас, практически, во всех школах для качественного проведения урока есть всё необходимое: спортивный инвентарь и современные технические средства обучения. Начиная от мячей различных размеров и заканчивая интерактивной доской в спортивном зале.

К сожалению, а может быть и нет - время не стоит на месте! В эпоху процветания гаджетов и всевозможной электроники мы все больше замечаем, что нынешнее поколение детей стало меньше уделять время подвижным и спортивным играм, ну и спорту вообще. Это особенно стало заметно, когда на уроке физической культуры часть класса сидит на скамейке с освобождением. Малоподвижный образ естественно приводит к нарушению здоровья как физического, так и психологического.

Для полноценного развития ребенка в школе обязательно должна быть смена деятельности с умственной на физическую. Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности и наступление преждевременной старости.

В наше время появилось очень много новых видов спорта (Паркур, Кроссфит, Сепактакрау, Сквош, Петанк, Флайборт), которые популярны у молодого поколения. Некоторые элементы этих спортивных дисциплин мы используем на уроках физической культуры, с целью повысить заинтересованность учащихся к занятиям и для формирования знаний о спорте и здоровом образе жизни. Естественно с соблюдением всех правил и норм техники безопасности. Используя при этом технологию проблемного обучения, теорию поэтапного формирования УУД (теория П.Я.Гальперина), групповые технологии, проектную технологию, игровую, ИКТ и т.д.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3afa275751909f35bfea36ce664e3094-l&n=13Применение элементов «Кросс фита» на уроке в 9-ом классе показало отличный результат. Учащимся было интересно попробовать и испытать на себе что это такое, тяжело или легко, для чего и на что направлен данный вид спорта. Зная все особенности учащихся были отобраны, те элементы для урока, которые соответствуют возрасту и состоянию здоровья. При проведении урока использовались групповая технология и технология проблемного обучения, а также для рефлексии применялся прием «Тонкий и толстый вопрос» (рис.№1), «Песочные часы» ну и конечно:                                                   

·                 различные тренажеры;                                               рис.№1

·                 видеоматериал;

·                 инвентарь для силовых тренировок;

·                 новые физические упражнения- которые являются основным средством физической культуры.

Учащиеся нашей школы также получают теоретические знания о физической культуре и спорте как на уроках, так и самостоятельно. Если учитывать регион нашего проживания, то большую часть раздела «Лыжная подготовка» изучается в теории. Уроки по теоретической основе раздела легко, можно провести, используя технологию проектного обучения в групповой форме с применением метода «Кластера» (рис.№2).

imageНапример: класс делится на две группы, учитель заранее готовит материал по теме, или дает задание ученикам подготовить необходимый материал. После чего, ученики по схеме педагога, в творческой форме, готовят свой проект и выступают с ним.                                  

Главное на что обратить внимание - заинтересованность детей,  взаимопомощь в группах и правильно подобранный материал для защиты проекта.

                                                                                                                       Рис.№2

Таким образом: чтобы уроки физической культуры и занятия спортом оставались актуальными для молодежи, в школе должно быть современное оснащение; педагоги, владеющие новыми образовательными технологиями и целым арсеналом методов и приемов. Самое важное – любящий своё дело педагог!

 

Источники:

http://xreferat.com/71/5224-1-vzaimosvyaz-fizicheskoiy-i-umstvennoiy-deyatel-nosti.html)

(http://fb.ru/article/179289/novyiy-vid-sporta-novyie-olimpiyskie-vidyi-sporta)

http://www.fizkulturavshkole.ru/zadachiFK.html

http://www.chasovshik.biz/_pic/pesochnye_chasy_Nefrit_1.jpg

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=54cd3973bfc1b164dba78f6a2dd67d83-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3afa275751909f35bfea36ce664e3094-l&n=13

https://refdb.ru/look/1186899-p17.html

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon osobennosti_prepodavaniya_uroka_fiz-ry.pdf308.66 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий (СОТ) в образовательном процессе в условиях ФГОС.

Статья содержит краткий обзор современных образовательных технологий,   описание некоторых из них, а также перечень источников информации, к которых можно подробно ознакомиться с внедрением ...

Опыт применения современных образовательных технологий на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образова...

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе

Особенности применения современных образовательных технологий в процессе преподавания физической культуры в школе...

Доклад "Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий

2018г.Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения»...