Опыт работы учителя физической культуры и обж Икрянова А.В.
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

 опыт работы учителя ФК Икрянова А.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя физической культуры

Красноключевской МКОУ «СОШ№!12»

Икрянова Александра Васильевича

Организация и проведение внеклассных мероприятий и учебного процесса по физической культуре в школе.

"...Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность."

                                                                                   «Наша новая школа»

    Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто.

(Сократ)

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное “ухудшение” развития детей, “убийство их здоровья”.

Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации.

На протяжении учебного дня постепенно нарастает утомление учащихся и снижается их работоспособность. Вначале они становятся неспокойными и излишне подвижными. При дальнейшем нарастании утомления школьники становятся вялыми, малоактивными, объяснения учителя они слушают невнимательно, часто отвлекаются. Задания выполняют поверхностно, допускают ошибки.

По заключению специалистов, объем двигательной активности школьника должен составлять не менее шести часов в неделю (санитарно-эпидемиологические правила Сан ПиН 2.4.2 1178-02). При соблюдении этого требования у учащихся наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, повышается их успеваемость, возрастает сопротивляемость простудным заболеваниям.

К сожалению, в современной школе вопросы оптимального чередования умственных и физических нагрузок учащихся пока далеки от совершенства и ограничены школьными переменами между уроками.

Сейчас даже далекие  от педагогики люди понимают, что прессинг школьных нагрузок не выдерживает и здоровый ученик. О школьных перегрузках и их последствиях можно услышать на всех уровнях. По объему учебного материала наше школьное образование сопоставимо с европейской школой, но срок обучения на два года меньше. Напряженный характер учебы, увеличение объема учебного материала, появление новых предметов, дефицит времени для усвоения информации являются психотравмирующими факторами. Все это в сочетании с сокращением продолжительности сна, прогулок, возможностей занятий спортом формирует невротические расстройства, а в последующем более серьезные нарушения здоровья: желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые, нервные и другие болезни.

Результаты наблюдений убедительно доказывают связь состояния здоровья школьников с объемом учебных нагрузок.

Возрастает значимость физического воспитания детей. Это очень важно для сохранения и укрепления детского здоровья, формирования основ здорового образа жизни. Занятия физической культурой должны иметь коррекционную направленность, быть эмоционально привлекательными.

Потому тему, над которой  работаю, считаю актуальной: «Организация здоровьясберегающей двигательной активности школьников.»

В качестве цели определяю создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизнедеятельности.

Задачи:

1Создание системы мотивации учащихся, родителей и учителей школы на сохранение и укрепление здоровья;

2Освоение основ культуры здоровья;

 3Расширение физического потенциала учащихся, укрепление психического    и нравственного здоровья школьников;

4Внедрение современных методов мониторинга физического развития учащихся;

5Использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье учащихся.

Основные направления работы по реализации поставленной цели:

1.Мероприятия по созданию условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития.
2. Профилактическая работа по предупреждению роста заболеваемости учащихся школы.
3. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма на дорогах.
4. Профилактическая работа по предупреждению развития “вредных” привычек: табакокурения, токсикомании, наркомании.
5. Изучение уровня здоровья учащихся школы.

      Результаты проведенного исследования доказывают на достоверном уровне значимости, что действительно, комплекс проводимых мероприятий способствует повышению уровня развития внимания, объема зрительной и слуховой памяти, повышению уровня психологического комфорта в классе, снимается психоэмоциональное напряжение учащихся, возрастает сопротивляемость простудным заболеваниям.

На мой взгляд, введение в учебный процесс системы мероприятий, направленных на сопряженное здоровьесберегающее развитие  школьников, необходимо для развития полноценно здорового ребенка. 

Основное направление образования в школе – адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе качественного образования, становление личности ребенка в учебной и внеучебной деятельности, ее способность  к профессиональному самоопределению.

Главный акцент в своей деятельности, исходя из неоднородности контингента учащихся, делаю на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Образовательный процесс строю таким образом, чтобы каждый ученик в соответствии с его индивидуальными возможностями был вовлечен в учебную и внеучебную деятельность, чувствовал себя в школе комфортно.

В нашей школе учатся дети разных категорий: одаренные, обычные и дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Под оздоравливающей образовательной средой школы понимается весь комплекс мероприятий, направленный на сохранение здоровья школьников.  При разработке программы мероприятий в нашей школе в комплекс - включено: утренняя гимнастика до занятий, рациональная организация школьных перемен, развитие компонентов учебной деятельности на уроках физкультуры.

  Многие ученики относят бесцельное “беганье” по школе к двигательной активности, хотя после такой перемены учитель по 10-15 минут не может привести их в чувство готовности к учебной деятельности.

  Поэтому, считаю, что перемены необходимо организовывать. С учениками на  переменах  провожу игровые упражнения на развитие компонентов учебной деятельности и поддержания психологического комфорта в процессе обучения. Юноши старших классов занимаются на спортивной площадке или в спортивном зале, где им предоставляется возможность заниматься развитием силовых качеств.

  Благодаря тесному взаимодействию администрации школы, учителей -  предметников, классных руководителей, школьной детской организации, актива школьного ученического самоуправления,  удалось выработать у учащихся постоянную потребность демонстрировать свои знания, применять на практике свои умственные и физические способности. Все это выполнимо благодаря разнообразию видов проводимых мероприятий. За предыдущие годы, было проведено очень много мероприятий военно-патриотической и спортивной направленности.

Все это стало реально выполнимым благодаря четко отработанной

системе планирования, подготовке и проведения всех мероприятий как внутришкольных, так и участие в районных мероприятиях.

     

    В спортивном клубе «Добрыня» школьники занимаются такими видами спорта как легкая атлетика, волейбол, баскетбол, стрельба из пневматической винтовки. Всестороннее физическое развитие детей позволяет им показывать высокие результаты как на внутришкольных мероприятиях, так и во время участия в районных конкурсах и соревнованиях.

    Физкультурный коллектив школы состоит из 90 учащихся. Главными спортивными секциями являются: волейбольная, легкоатлетическая, баскетбольная. С младшими школьниками проводятся занятия общей физической подготовкой, в которой большое место занимает гимнастика.

  Большое внимание в нашей школе уделяется подготовке ученического актива, без которого невозможно организовать массовую спортивную работу. В наш физкультурный совет входят самые активные ученики, которые имеют достаточный авторитет и хорошо учатся. Каждому активисту дано отдельное поручение, даны необходимые указания.

  Тренировочные занятия в спортивной школьной секции по баскетболу проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

    Проведение систематической внеклассной работы способствует формированию положительной мотивации  у учащихся и повышает успешность ребят на уроках физической культуры. Ученики, серьезно занимающиеся в спортивных секциях, с легкостью выполняют требования школьной программы по физическому воспитанию и являются примером для всех остальных учащихся.

   Очень значима роль спортивных состязаний. Они заметно влияют на повышение мотивации занятий физической культурой, содействуют привлечению учеников к систематическим занятиям физическими упражнениями, сплачивают детский коллектив.

    Внеклассная работа отличается от учебной тем, что:

- осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы с учетом интересов большинства учащихся и условий школы;

- она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;

- педагогическое руководство внеклассной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.

Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.

    Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:

  1. -тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.);
  2. -доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
  3. -преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
  4. -привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами;
  5. -четкое руководство со стороны администрации и учителей деятельностью школьного коллектива физической культуры.

Каждый  педагогический опыт  уникален и неповторим. Педагогика – это не  только наука, это-искусство.  Считаю, что обучение и воспитание  нетрадиционными методами должно стать единственной традицией настоящей  педагогики. Для учителя хороша та структура, когда учащиеся трудятся, это  позволяет изжить страшную болезнь – равнодушие. Программа должна быть средством, цель - это  здоровье  учащихся.

 Самое ценное в  любом учителе – это необычайное  трудолюбие, преданность делу, большой  опыт, глубокие знания, педагогическая  и  методическая  культура.  Учитель – это актёр, режиссёр и постановщик.

  Задача физического воспитания  учащихся – это  укрепление здоровья, овладение  школой движений, развитие  координации, скоростно-силовых  качеств, приобщение к  самостоятельным занятиям  физическими  упражнениями, воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам.

Я уделяю много времени в подготовке и тестированию  физических и координационных  качеств учащихся.  Оценки дают представление о физической  подготовке учащихся, о знании ими нормативов и стремлении достичь и  превысить их.

Я добиваюсь, чтобы на занятиях не возникало пауз при переходе  от одного упражнения или задания к другому.  Вынужденные паузы заполняю информацией  по теории физической культуры и спорта. Мой разговор с учащимися  при  проведении  уроков и  дополнительных занятий должен вестись на спортивном языке.  

Главное – учащихся нужно готовить к  жизни, работе, к учёбе, юношей (мальчиков) – к  службе в армии, а девушек (девочек) – к  ведению домашнего хозяйства и  материнству.

Уверен, что занятия спортом способствуют  нашему физическому развитию, укреплению здоровья, повышению успеваемости, развитию  волевых качеств, станут  залогом настоящей дружбы в школьном коллективе

   Я понял, что с помощью нетрадиционных уроков можно их заинтересовать спортом и физической культурой.  Данные уроки  более конкретно подходят к решению задач новых образовательных стандартов.  Такие уроки, более конкретно связаны с  возрастными особенностями школьников, оригинальностью их проведения, субъект - субъектными отношениями. С помощью таких уроков можно более успешно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной, познавательной деятельности учащихся и здоровьесбережения.

    Увидел, что развиваются способности и личность ученика, формируется устойчивый интерес к учению, снимается напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, формируются навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывается глубокое эмоциональное воздействие на детей.

     Надо экспериментировать, больше давать детям самостоятельности, т.к. это помогает им преодолеть страх при выполнении сложных физических упражнений, даже тех, которые они часто не могут сделать по заданию учителя. Такие уроки способствуют развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка. Перед таким уроком можно провести анкету, спросить или просто поговорить, а каким они видят урок. И дети вам подскажут, как можно перестроить свою работу  для них. В современной школе работа должна быть поставлена на подготовку детей к жизни, реализуя учебную программу, но обязательно учитывая возможности, желания и здоровье ребёнка,  его возрастные и индивидуальные особенности. Данные уроки  более конкретно подходят к решению задач новых образовательных стандартов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя физической культуры

Тема опыта «Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здор...

Опыт работы учителя физической культуры Ткачук Елены Викторовны по теме: «Индивидуальное дифференцирование нагрузки на уроках физической культуры».

С целью совершенствования процесса преподавания физической культуры в школе  необходимо использовать  индивидуальное  дифференцирование  нагрузки  на уроках, что будет способс...

Опыт работы учителя физической культуры МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Мотасова Д. В.

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и люба...

Опыт работы учителя физической культуры

Опыт работы учителя физической культуры...

Опыт работы учителя физической культуры в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

Опыт работы учителя физической культуры в области проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС ООО....

Педагогический опыт спортивной работы учителя физической культуры

Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически , знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой об...

Опыт работы Учитель физической культуры «Художественная гимнастика» для девушек 10 - 11-х классов

Опыт работыУчитель физической культуры«Художественная гимнастика»                                  ...