Использование современных технологий на уроках физкультуры
статья по физкультуре на тему

Семенцова Елена Юрьевна

Стандарты второго поколения - это средство, обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными, в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Автор: Семенцова Елена Юрьевна – учитель физкультуры МБОУ гимназия.

Стандарты второго поколения - это средство, обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Будучи стабильными, в течение определенного диапазона времени, они в то же время динамичны и открыты для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

 В отличие от образовательных стандартов первого поколения, которые были ориентированы в основном на задание уровня подготовки выпускников и индивидуальную оценку учебных достижений отдельного школьника, стандарты второго поколения предусматривают, прежде всего, задание ориентиров развития всего образовательного пространства, ожидаемые государством, обществом, семьей и личностью результаты образования. Поэтому стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных иерархических уровнях (государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.

            Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объёмом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями (Н.А.Агаджанян, Н.М.Амосов, Г.Л.Апонасенко, В.К.Бальсевич, Э.Г.Булич, И.И.Брехман, А.А.Виру, Л.П.Матвеев, Р. Е. Мотылянская, И.В.Муравов, Л.Я.Иващенко, и многие другие), которые свидетельствуют о том, что «оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни».

            Важной предпосылкой эффективного обучения учащихся считаю последовательную работу над усилением инструктивной направленности уроков физической культуры в концепции сотрудничества. Содействую воспитанию активности и инициативы, применяя в качестве методов организации учебного труда на уроке индивидуальные задания отстающим ученикам, выполняемые ими на уроке самостоятельно, а также с помощью более подготовленных ребят.

            В системе использую задания по комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, например, по основам знаний, правилам страховки и самостраховки, взаимообучения и взаимоконтроля.

Так, на каждом уроке после сообщения и уяснения учебных заданий и соответствующей организационно-подготовительной работы учащиеся получают возможность, во-первых, после необходимого инструктажа помогать друг другу при выполнении упражнений в парах, тройках, посменно в шеренгах. Во-вторых, выполнять роль помощников учителя. В-третьих, помогать одноклассникам, когда сами юные инструкторы поняли и уже освоили разучиваемые упражнения. Данные методы являются составной частью методики личностно-ориентированного обучения на уроках физической культуры.

              На своих уроках   использую  групповой метод, предусматривающий одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий. В этом случае разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляю с учетом пола, уровня подготовленности и росто-весовым показателям. Для этого провожу специальную подготовку помощников из числа наиболее подготовленных учеников и заблаговременно инструктирую их по учебному материалу предстоящего урока. Данная индивидуальная работа способствует выявлению одаренности у обучающихся и созданию ситуации успеха.

             Используя метод целостного исполнения действия, в комплексе с ним применяю зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники игровых видов. На этом этапе использую комплекс разнообразных средств:

1.Упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

2.Подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

             Подводящие упражнения по форме и характеру движений имеют сходство с основной частью изучаемого движения. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до высоко подвешенного предмета. Данные упражнения использую в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

             Практика проведения уроков доказала эффективность метода вариативного упражнения с разным уровнем регламентации вариативности действий и условий выполнения: 1) строгая, 2) нестрогая.

В первом случае выбираю следующие методические приемы:

1.строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

2.изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений – бросок мяча вверх из исходного положения стоя – ловля сидя и наоборот);

3.изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

4.«зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

5.выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

6.выполнение упражнений с исключением зрительного контроля, т.е. с закрытыми глазами (например, упражнения в равновесии, с булавами, ведение мяча и броски в кольцо).

Заключение.

              Благодаря умелой организации групповой работы при личностно-ориентированном обучении учащимся прививаются такие важные личностные качества, как толерантность и коллективизм, совершенствуется физическое мастерство, укрепляется здоровье школьников, отбираются сильнейшие для участия в муниципальных и областных соревнованиях.

Мои воспитанники добиваются высоких результатов в муниципальных и областных соревнованиях. Так, ученица 11 класса Попова Виктория уже в этом году стала призером в областной олимпиаде по физкультуре. Обучающиеся  нашей гимназии с большим интересом и желанием принимают участие во всех соревнованиях.  

             Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в целом, концептуальные идеи и прописанные в апробируемых материалах пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

Список использованных источников

Издательство "Просвещение"  серия "Работаем по новым стандартам".

Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников: проблемы, анализ, находки. М., 1992.

Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 1997.

Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. — М., 2000.

Трещалин В.Ф. Формируя навыки самостоятельности. \\ Физическая культура в школе, №3, 1993.

Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М., «Вако», 2004.

Лолийко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. Минск, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Использование системного подхода в работе определило усиление личностной ориентированности воспитательных целе...

Использование игровых технологий на уроках физкультуры

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью м...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...

Использование игровой технологии на уроках физкультуры.

Как используется  игровая технология на уроках физкультуры в начальных классах коррекционной школы 8 - вида, об особенностях использования игр, с учетом возможностей детей....

Презентация к уроку физкультуры "Использование компьютерных технологий на уроках физкультуры"

Презентация предназначена , в первую очередь, для учителей физической культуры, она раскрывает необходимость применения современных технологий при изучение предмета. Урок проводиться в режиме онлайн ,...