Консультация для родителей и педагогов: "Использование игрового стретчинга в ООД по физической культуре с детьми дошкольного возраста"
консультация по физкультуре на тему

Консультация содержит материал, который поможет родителям и педагогам в работе с детьми по игровому стретчингу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

«Использование игрового стретчинга в структуре ООД по физической культуре с детьми дошкольного возраста»

О Стретчинге

 

   Стретчинг в переводе с английского растяжка, комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц.  

    Игровой стретчинг – специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.  Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуацией, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Занятия, построенные по методике стретчинг, включают в себя комплекс упражнений, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы.

     Занятия стретчингом - это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

    Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать с 4-х лет. И очень важно заниматься с детьми дошкольного возраста, тем более, что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме. Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.      Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.

    После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.

Основные правила стретчинга

1. Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц.

 2. Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный  

     момент растягивается.

3. Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо.

4. Занятия-регулярными (не менее 2 раз в неделю).

Основные принципы организации занятий стретчингом

Наглядность - показ физических упражнений, образный показ.

Доступность  - от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.

Систематичность - регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.

Закрепление навыков - многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.

Индивидуально-дифференциальный подход - учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.

Сознательность - понимание пользы выполнения упражнений.

Структура занятий

   

    Включает в себя несколько естественно переходящих одна в другую частей: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть: начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания, далее ОРУ или музыкально-ритмические движения. Заканчивается вводная часть дыхательными упражнениями.

Основная часть-упражнения стретчинга, которые чаще всего выполняются из положения сидя или лежа на полу. Главная задача этой части состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц для удержания позвоночника в прямом положении. Детям  4 лет предлагается до 6 игровых упражнений, детям от 5 до 7 лет - до 10 упражнений. Подвижная игра.

Заключительная часть: расслабление или релаксация (приведение организма ребенка и его эмоциональной сферы в спокойное состояние после физических нагрузок; дети расслабляются, слушая спокойную, тихую музыку).

Использование игрового стретчинга в работе с детьми

Динамическая пауза - кратковременные физические упражнения, проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). С помощью включения в динамические паузы движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное. состояние ребенка.

Совместная деятельность - в отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа.

Самостоятельная двигательная деятельность - знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники. 

Работа с родителями

    Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике игрового стретчинга на родительских собраниях, в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед. Особенно ценны задания на дом, где прописаны упражнения игрового стретчинга отдельно и в сюжетной связи, доступные для выполнения их с детьми в домашних условиях.

Работа с педагогами

    Для того чтобы педагоги дошкольного учреждения могли включать стретчинговые упражнения в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную двигательную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений провожу индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы.

Занятия с детьми

Сказка «Цыплёнок и солнышко».

   

    На даче, в старом сарае, в корзине сидела наседка, занимающаяся очень важным делом: высиживанием птенцов. Все цыплята уже вылупились, а одно яйцо все еще оставалось целым. И вот когда наседка на минутку отошла от гнезда, скорлупа треснула, и из яйца появился маленький желтый цыпленок. Он прыгнул на ножки и пошел из сарая (ходьба).  Цыпленок вышел на лужайку, оглянулся по сторонам, посмотрел вверх и увидел что-то большое, яркое, желтое и теплое. Кто это? Цыпленок подумал, что это большой цыпленок, который вылупился раньше него, и решил пойти к нему в гости. Идет по тропинке, а вокруг него бабочки летают (бабочка).  Цыпленок тоже хотел полетать, как бабочка, да ничего у него не получилось. И он пошел дальше. Вдруг на тропинку тихо выползло что-то длинное, тонкое, высоко поднимающее голову, и прошипело: - Ты куда шагаешь, цыпленок? (змея). - Я иду к своему брату, вон тому цыпленку, - сказал цыпленок. Змея рассмеялась, ведь она-то знала, что это солнышко, и уползла. А цыпленок за это время научился быстро ходить и даже бегать. И чтобы быстрее добежать до брата, он побежал ещё быстрее (бег).  Бежит, поглядывает вверх, не спрятался ли большой братец и вдруг видит: рядом с ним летает кто-то большой с огромными крыльями. - Ты что там делаешь? - пропищал цыпленок. - Уходи от моего брата! Но птица его не услышала - так высоко она летала, и улетела (птица). Оглянулся цыпленок по сторонам, а рядом с ним стоит кто-то пушистый, ласковый, спинку выгибает,  мурлыкает. Не знал цыпленок, что это самый страшный для него зверь (кошка). И, наверное, пропал бы наш цыпленок, если бы не увидела мама, что он куда- то ушел. Побежала она его искать. И ужасно испугалась, увидев рядом с ним кошку. Но надо, же выручать сыночка. Схватила мaмa - курица в клюв веточку и понеслась на кошку, размахивая веточкой (веточка). Никогда кошка не видела такую курицу, испугалась и удрала. А мама так переволновалась и устала, что ей захотелось попить. Повела она цыпленка к пруду и велела никуда не отходить, но он все равно убежал вперед и едва не свалился в воду, потому что увидел, что там плавает кто-то очень красивый (рыбка).  Мама попила водички и повела цыпленка домой, объяснив ему, что надо играть с цыплятами, и что в небе был вовсе не цыпленок, а солнышко.

Упражнения для взрослых

  1. Наклоните голову, потяните правое ухо к плечу. Задержитесь в таком положении 3  

секунды, а затем повторите в левую сторону.

  1. Встаньте рядом со стулом, спина прямая, обхватите левую ступню пальцами левой  

руки и осторожно потяните. Задержитесь 3 секунды и вернитесь в и.п., повторите упражнение правой ногой.

  1. Поднимите руки вверх и потянитесь, поднимая вверх плечи и грудную клетку.  

Удержите 5 счётов.

  1. Поставьте руки назад, сцепите ладони, втяните живот и наклонитесь вперёд так

низко, как можете. Удержите 15 сек.

  1. Выпрямитесь, поставьте правую руку на правое бедро, левую руку поднимите

вверх над головой, тянитесь левой рукой в правую сторону, как будто вы хотите толкнуть рукой стену. Удержите 15 сек. Медленно вернитесь в и.п., повторите в другую сторону.

  1. Лягте на спину, притяните правое колено к грудной клетке. Удержите 5 сек.

Вернитесь в и.п. тоже другой ногой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей «физическая культура для детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей разработана в соответствии с возрастом каждого ребенка, предлагается для  воспитанников детского сада....

Семинар для педагогов "Использование робота "Bee - Bot" в системе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста".

Семинар для педагогов "Использование робота "Bee - Bot" в рабтоте учителя-логопеда с детьми с детьми дошкольного возраста"....

Консультация для педагогов «Кейс-технология, как эффективное средство по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Материал знакомит с кейс-технологией, как инновационным средством по экологическому образованию дошкольников....

Консультация для родителей и педагогов "Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)"

Консультация для родителей и педагогов "Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)"...