Рабочая программа по подвижным играм 5 класс ФГОС. Потапкина М.С.
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Потапкина Марина Станиславовна

рабочая программа по подвижным играм для обучающихся 5 классов, составлена  в соответствиис ФГОС, для реалезации внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа «Лесколовский Центр Образования»

Всеволожского района Ленинградской области

Принята

На заседании

 педагогического совета

протокол №1 от 30.08.2017г.

Утверждена 

приказом МОУ «СОШ «ЛЦО»

№49 от 30.08.2017г.

Директор____________/ ГлазуноваВ.Г./

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Подвижные игры»

Возраст детей, осваивающих программу: 10-12лет

Срок реализации  программы: 1год

Составитель программы:

Потапкина Марина Станиславовна

учитель физической культуры

Лесколово

 2017 год

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………..3
  2. Общая характеристика учебного предмета………………….….4
  3. Планируемые результаты…………………………………………5
  4. Тематическое планирование ………….…………........................8
  5. Содержание учебной программы………………………………..9
  6. Материально-техническое обеспечение……………………….10
  7. Список литературы………………………………………………11
  8. Приложение……………………………………………………….12

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. 

Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» предназначена для физкультурно – спортивной работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

Материал программы предполагает изучение основ спортивных игр: пионербола, волейбола, баскетбола, футбола и даётся в трёх разделах: основы знаний, общая физическая подготовка и специальная техническая подготовка.

Материал по общей физической подготовке является единым для всех спортивных игр и входит в каждое занятие курса.

Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы.

Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» содержит:

- пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;

- описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий;

- планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности;

-требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности;

- способы проверки результатов;

- материально-техническое обеспечение;

- тематическое планирование, состоящее из учебно-тематического плана и содержания программы по годам обучения;

- список литературы.

В программе отражены основные принципы спортивной подготовки воспитанников:

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Обеспечена преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей воспитанника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

Цель и задачи программы


Программа внеурочной деятельности по спортивному  направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательного, образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.

Цель программы внеурочной деятельности «Подвижные игры» укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта.

Цель конкретизирована следующими задачами:

Образовательные:

- популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;

- формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми;

- обучение технике и тактике спортивных игр;

- формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;

Развивающие:

- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

Воспитывающие:

- воспитание моральных и волевых качеств;

- пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;

Общая характеристика учебного предмета

Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» предназначена для обучающихся 5 классов. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и концепцией физического воспитания, а также  соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часов в неделю, всего 68 часов в год.

Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся.

Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке. Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся через организацию здоровьесберегающих практик.

Формы проведения занятий и виды деятельности

  • Однонаправленные занятия. Посвящены только одному из компонентов подготовки игрока: техники, тактики или общефизической подготовке.
  • Комбинированные занятия. Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка.
  • Целостно-игровые занятия. Построены на учебной двухсторонней игре по упрощенным правилам, с соблюдением основных правил.
  • Контрольные занятия. Прием нормативов у занимающихся, выполнению контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и физической подготовленности занимающихся.

Планируемые результаты.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;

- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты: 

- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиесядолжны знать:

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

- правила оказания первой помощи;

- способы сохранения и укрепление здоровья;

- свои права и права других людей;

- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

должны уметь:

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- заботиться о своем здоровье;

- применять коммуникативные и презентационные навыки;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

- находить выход из стрессовых ситуаций;

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- отвечать за свои поступки;

- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиесясмогут получить знания:

- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;

- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;

- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;

- жесты судьи спортивных игр;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;

могут научиться:

- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятияхспортивными играми;

- выполнять технические приёмы и тактические действия;

- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;

- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;

- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;

- проводить судейство спортивных игр.

Основной показатель реализации программы «Подвижные игры» - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении учебного года), результаты участия в соревнованиях.

Способы проверки результатов

  • зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);
  • диагностирование уровня физического развития, функциональных возможностей детей (ежегодно);
  • тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
  • анкетирование;
  • участие в соревнованиях;
  • сохранность контингента;
  • анализ уровня заболеваемости воспитанников.

Тематическое планирование

№ п/п

 Разделы

Кол-во часов

Всего

Теоретические

Практические

1.

Введение.Основы знаний о  подвижных играх.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1

1

-

2.

Тестирование.

2

1

1

3.

История развития пионербола. Правила игры.

1

1

-

4.

Пионербол.

12

-

12

5.

История развития баскетбола. Правила игры.

1

1

-

6.

Баскетбол.

12

-

12

7.

История развития волейбола. Правила игры.

1

1

-

8.

Волейбол.

12

-

12

9.

История развития футбола. Правила игры.

1

1

-

10.

Футбол.

12

-

12

11.

Соревнования.

2

-

2

12.

ОФП. СФП.

10

-

10

13.

Итоговое занятие.

1

-

1

Итого:

68

6

62

Основное содержание.

  1. Введение.Основы знаний о  подвижных играх.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть. (1 час)

Беседа о здоровом образе жизни и закаливании. Беседа об истории возникновения подвижных игр.

Форма занятий: теоретическая.

  1. Тестирование. (2часа)

Проверка физических данных учащихся: отжимание от пола, прыжок в длину, бег 30 м. скакалка 1 мин.  (кол.раз) Тестирование основы знаний по подвижным играм.

Форма занятий: практическая, теоретическая.

  1. История развития пионербола. Правила игры. (1 час)

История развития пионербола рассказ. Техника безопасности.

Форма занятий: теоретическая.

  1. Пионербол. (12 часов)

Игра в пионербол. Ловля, передача мяча. Работа в группах, парами.

Форма занятий: практическая.

  1. История развития баскетбола. Правила игры. (1 час)

История развития баскетбола рассказ. Ведущие игроки мира, России.Техника безопасности.

Форма занятий: теоретическая.

  1. Баскетбол. (12 часов)

Игра в баскетбол. Отработка передачи мяча. Работа в парах бросок, ловля мяча. Ведение мяча.

Форма занятий: практическая.

  1. История развития волейбола. Правила игры. (1 час)

Беседа об истории развития волейбола. Ведущие игроки мира, России.Техника безопасности.

Форма занятий: теоретическая.

  1. Волейбол. (12 часов)

Игра в волейбол по упрощенным правилам. Отработка подачи мяча. Верхняя, нижняя передача мяча.

Форма занятий: практическая.

  1. История развития футбола. Правила игры. (1 час)

История развития футбола. Ведущие игроки мира, России.Техника безопасности.

Форма занятий: теоретическая.

  1. Футбол. (12 часов)

Игра в футбол. Ведение мяча. Отработка тактических действий.

Форма занятий: практическая.

  1. Соревнования. (2 часа)

Развитие чувства коллективизма по средствам соревновательной деятельности.

Форма занятий: практическая.

  1. ОФП. СФП. (10 часов)

Выполнение комплекса упражнений по специальной и общефизической подготовке.

Форма занятий: практическая.

  1. Итоговое занятие. (1 час)

Спортивно-массовое мероприятие.

Форма занятий: практическая.

Материально-техническое обеспечение

Оборудование спортзала:

  1. Перекладина гимнастическая (пристеночная).
  2. Стенка гимнастическая.
  3. Комплект навесного оборудования.

(перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

  1. Мячи: волейбольные, баскетбольные,футбольные.
  2. Скакалка.
  3. Мат гимнастический.
  4. Обруч.
  5. Планка для прыжков в высоту.
  6. Стойка для прыжков в высоту.
  7. Флажки: разметочные с опорой, стартовые.
  8. Рулетка измерительная.
  9. Волейбольная сетка универсальная.
  10. Сетка волейбольная.
  11. Гранаты для метания (500г,700г).

Пришкольный стадион (площадка):

1. Площадка игровая волейбольная.

2. Гимнастическая площадка.

3. Полоса препятствия.

Мультимедийное оборудование:

1. Компьютер.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Рабочая программа курса.

2. Диагностический материал.

3. Разработки игр.

Список литературы

  1. Барчукова Г.В. «Учись играть в настольный теннис». М.: Советский спорт, 1989.-48с.,ил. (физкультурная библиотека школьника).
  2. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
  3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт. 2005.-112с.
  4. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).
  5. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.

Приложение 2.

к рабочей программе по подвижным играм для 5 классов.

утвержденной приказом МОУ «СОШ»ЛЦО» №49 от 30.08 2017

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Часов всего

Дата план.

Дата факт.

1

Введение.Основы знаний о  подвижных играх.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть.

1

04.09

2

История развития пионербола. Правила игры. Техника безопасности.

1

07.09

3

Тестирование.

1

11.09

4

Ловля, передача мяча. Работа в парах.

1

14.09

5

Ловля, передача мяча. Работа в группах.

1

18.09

6

Ловля, передача мяча.

1

21.09

7

Тактические действия при  игре в пионербол.

1

25.09

8

Тактические действия при  игре в пионербол.

1

28.09

9

Тактические действия при  игре в пионербол.

1

02.10

10

Игра в пионербол. Техника передачи мяча.

1

05.10

11

Игра в пионербол. Техника передачи мяча.

1

09.10

12

Игра в пионербол. Техника передачи мяча.

1

12.10

13

Техника и тактика игры в пионербол.

1

16.10

14

Техника и тактика игры в пионербол.

1

19.10

15

Техника и тактика игры в пионербол.

1

23.10

16

Соревнования.

1

26.10

17

ОФП. СФП.

1

30.10

18

ОФП. СФП.

1

9.11

19

ОФП. СФП.

1

13.11

20

ОФП. СФП.

1

16.11

21

ОФП. СФП.

1

20.11

22

ОФП. СФП.

1

23.11

23

История развития баскетбола. Правила игры.

1

27.11

24

Ловля и передача мяча.

1

30.11

25

Ловля и передача мяча.

1

04.12

26

Ловля и передача мяча.

1

07.12

27

Броски мяча двумя руками.

1

11.12

28

Броски мяча двумя руками.

1

14.12

29

Броски мяча двумя руками.

1

18.12

30

Ведение мяча. Игра в баскетбол.

1

21.12

31

Ведение мяча. Игра в баскетбол.

1

25.12

32

Ведение мяча. Игра в баскетбол.

1

28.12

33

Игра в баскетбол.

1

11.01

34

Игра в баскетбол.

1

15.01

35

Игра в баскетбол.

1

18.01

36

Соревнования.

1

22.01

37

ОФП. СФП.

1

25.01

38

ОФП. СФП.

1

26.01

39

ОФП. СФП.

1

01.02

40

ОФП. СФП.

1

05.02

41

История развития волейбола. Правила игры.

1

08.02

42

Верхняя, нижняя передача мяча.

1

12.02

43

Верхняя, нижняя передача мяча.

1

15.02

44

Верхняя, нижняя передача мяча.

1

19.02

45

Верхняя, нижняя передача мяча.

1

22.02

46

Отработка подачи мяча.

1

26.02

47

Отработка подачи мяча.

1

28.02

48

Отработка подачи мяча.

1

05.03

49

Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

12.03

50

Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

14.03

51

Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

19.03

52

Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

22.03

53

Игра в волейбол по упрощенным правилам.

1

02.04

54

История развития футбола. Правила игры.

1

05.04

55

Ведение мяча.

1

09.04

56

Ведение мяча.

1

12.04

57

Ведение мяча.

1

16.04

58

Отработка тактических действий.

1

19.04

59

Отработка тактических действий.

1

23.04

60

Отработка тактических действий.

1

26.04

61

Отработка тактических действий.

1

30.04

62

Отработка тактических действий.

1

03.05

63

Игра в футбол.

1

07.05

64

Игра в футбол.

1

10.05

65

Игра в футбол.

1

14.05

66

Игра в футбол.

1

17.05

67

Тестирование.

1

21.05

68

Итоговое занятие.

1

24.05

Всего:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Подвижные игры"

Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания....

Рабочая программа объединения "Подвижные игры"

Программа по дополнительному образованию...

Рабочая программа кружка "Подвижные игры"

Рабочая программа кружка "Подвижные игры" для учащихся 1-4 классов...

рабочая программа по "Подвижным играм"

Внеурочная деятельность, программа с КТП...