Методическая разработка «Личностно-ориентированный подход в воспитании»
методическая разработка по физкультуре на тему

Змеева Татьяна Викторовна

Личностно-ориентированный подход в воспитании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx66.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Личностно-ориентированный подход в воспитании»

Автор:
Змеева Татьяна Викторовна
учитель физической культуры
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ № 246 Приморского района


Санкт-Петербург
2016


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного
подхода ………………………………………………………………………...….5

Глава 2. Применение основ личностно-ориентированного подхода на практике (из опыта работы)…………………………………….………………...7

Заключение……………………………………………………………...………..11

Приложения……..……………………………………………………………….14

Список используемой литературы и других  источников…....……………….23

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема мне близка и интересна уже более десяти лет. Любой ребёнок по своей сути – талантлив. И задача каждого педагога помочь обучающемуся раскрыть этот талант, помочь ребёнку занять своё место в обществе, быть полезным этому обществу, стать личностью, ориентированной на успех и самостоятельность. Организуя работу с детским объединением и их родителями, каждый педагог должен задать себе вопросы: «Кого и как я хочу воспитать? К чему готовить в жизни? На чём воспитывать? Какие качества стали наиболее важными?». Известно, что в настоящее время у молодёжи ценности сместились в сторону потребления, а это приводит к обнищанию личности. Спасение молодёжи от нравственного, духовного и физического оскудения требует перехода к гуманистическим системам воспитания, в основе которых лежит личностный подход к каждому учащемуся.

          Безусловно, зная особенности формирования человеческой личности, мы хотим вырастить человека, способного быть личностью, способного решать свою жизнь «лично». И именно в этом состоит великая сила педагогической помощи. Педагог должен не проживать жизнь ребенка, а построить процесс воспитания таким образом, чтобы его воспитанник был способен принимать самостоятельные решения в своей жизни в любых обстоятельствах и брать за них ответственность на себя, а не перекладывать ее на других. При этом он должен знать, что, принимая свое собственное решение, он не должен ущемлять интересы и жизнь других людей. Планируя работу с детским объединением, я за основу беру такие общечеловеческие ценности как: Человек, Семья, Отечество, Труд, Здоровье, Знания, Культура, Мир,Земля…                                                                
        Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, развивающее воспитание способствует выявлению и развитию отдельных способностей, то личное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности.

        Особенности личностного воспитания

        Основными предпосылками личностно-ориентированного воспитания являются: освоение ребёнком человеческих ценностей и норм, а так же овладение коммуникативными, интеллектуальными, физическими  способностями. Именно поэтому личностное развитие предполагает многие компоненты, как развивающего, так и личностного воспитания. При этом в качестве объекта всего процесса воспитания выступает личность.

        Цели личностного воспитания

        Цель данного вида воспитания является сложной и включает в себя несколько аспектов.

  1. Первый из них - приобщение каждого ребёнка к общечеловеческим ценностям и развитие способности определить некую свою жизненную позицию по отношению к ним. При этом под ценностями необходимо понимать целый комплекс, состоящий из культурных, нравственных, патриотических, физических, эстетических и других. При этом конкретный вид этих ценностей может быть различным, и полностью зависит от того, какому подвержены сами родители, и к каковым они приобщают своего ребенка.
  2. Вторым аспектом, входящим в цель личностного воспитания, является способность сохранять одновременно душевное равновесие, не мешая при этом саморазвитию. Говоря иными словами, при личностном подходе к воспитанию необходимо соблюдать устойчивость между душевным равновесием и взрывным творчеством. Данное сочетание позволяет человеку справляться со многими испытаниями, которые устраивает современная жизнь: стрессы, эмоциональные кризисы и т.д.
  3. Третий аспект довольно сложный. Он представляет собой некое соединение осмысленной принадлежности к обществу в сочетании со способностью отстаивать свою позицию в нем в любых ситуациях. Осмысленная принадлежность предполагает наличие способности строить различного рода отношения  с другими членами общества, а так же осуществлять квалифицированную деятельность.

         Таким образом, данный процесс воспитания способствует формированию личности, которая умеет самостоятельно отстаивать свою независимость и защищать себя от различного давления, которое довольно часто оказывают социальные структуры и институты

Данная работа посвящена не только проблеме раскрытия, сохранения и развития личности ребёнка, но и  выявлению его скрытого потенциала средствами физической культуры и спорта в системе дополнительного образования детей.

Глава 1
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Методика личностно-ориентированного подхода существует уже довольно давно. Впервые термин «личностно-ориентированный подход» стал использовать выдающийся психолог К. Роджерс. При этом он говорил о таком методе обучения и воспитания, как о принципиально новом, позволяющем учащемуся не просто учиться, а учиться с удовольствием и получать насыщенный информацией материал, развивающий воображение. К. Роджерс выделяет следующие установки педагога при использовании личностно-ориентированного метода: открытость педагога межличностному общению с учащимися, внутренняя уверенность педагога в каждом ученике, в его возможностях и способностях, умение видеть мир глазами учащегося.

        Долгое время в России личность понималась как носитель социокультурных образцов, как выразитель их содержания. При этом личностно-ориентированная педагогика исходила из признания ведущей роли внешних воздействий, а не саморазвития отдельной личности. Индивидуальный же подход сводился к разделению учащихся на слабых, средних и сильных. Таким образом, проводилась предметная дифференциация, а не личностный подход.

        Д.А. Леонтьев, анализируя научную деятельность А.Н. Леонтьева, пишет о том, что человек становится личностью только как субъект общественных отношений. Он указывает на направление развитие личности, которое заключается в том, чтобы сначала «действовать, чтобы удовлетворять свои естественные потребности и влечения», а потом «удовлетворять свои потребности, чтобы действовать, делать дело своей жизни, осуществлять свою жизненную человеческую цель».

Современные авторы научных работ в сфере личностно-ориентированного подхода в педагогике призывают педагогов принимать ребёнка таким, каков он есть на самом деле, пытаться проникнуть во внутренний мир ребёнка, увидеть окружающее его глазами. При этом отмечают, что без инновационных преобразований не обойтись. На учебных занятиях должны быть созданы такие условия, которые способствуют развитию личности каждого учащегося.

В.А. Петровский считал, что личностно-ориентированный подход имеет ряд принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, а так же приоритетного старта.

Теория педагога Ш.А. Амонашвили гласит, что на учебных занятиях при личностно-ориентированном подходе должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Её сущность он выразил в трёх принципах педагогической деятельности: «любить детей; очеловечить среду, в которой они живут; проживать в ребёнке своё детство».
                                                               

А вот, по словам педагога-психолога Б.Ц. Бадмаева: «Учитель не только даёт знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель –

предметник», а Учитель с большой буквы – воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина». Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально-делового подхода. Учитель никогда не добьётся успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании, любви.

Изменения, стремительно происходящие в нашем обществе в связи  с переходом на новые отношения, оказали значительное влияние на развитие образования. В современных социокультурных и экономических условиях перестраивается практика работы всех образовательных учреждений с ориентацией на воспитанника как на личность, которая является самосознательным, ответственным субъектом учебно-воспитательного взаимодействия. Именно поэтому, особо актуальной на современном этапе

развития общества становится проблема личностно-ориентированного подхода к образованию, понимание которого определили в 60-е годы XX столетия представители направления гуманистической психологии: А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс, В. Франкель, которые утверждали, что полноценное воспитание возможно лишь в том случае, если школа будет служить лабораторией для открытия уникального «Я» каждого ребёнка. Идея личностно-ориентированного подхода в нашей стране разрабатывается с начала 80-х годов К.А. Абульхановой-Славской, И.А. Алексеевым, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневичем, А.А. Орловым, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской и др. в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса.

Глава 2
ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ПРАКТИКЕ (из опыта работы)

Из своего опыта работы с уверенностью могу сказать, что педагог не должен скупиться на похвалу ученика для более быстрого достижения результата и высокой результативности учебно-тренировочного процесса. Максимальный учёт особенностей детского коллектива и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, создание условий для самовыражения оптимально достигается при использовании личностно-ориентированного подхода в учебно-тренировочном процессе. Личностно-ориентированный подход предполагает организацию равноправного, уважительного педагогического общения с учеником, при котором учащийся является субъектом своей деятельности. Каждый вид деятельности основан на специфических механизмах и требует разных способностей. Кроме того, важно установить связь между практической и развивающей целью. Развивающая цель должна рассматриваться не столько как расширение кругозора, сколько как развитие интеллекта.
          Для сохранения здоровья учащихся каждому педагогу чрезвычайно важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причём в педагогическом сопровождении нуждаются и сильные и слабые обучающиеся. Поддерживать ребёнка – значит верить в него. Подлинная поддержка должна основываться на подчёркивании способностей ребёнка, его положительных сторон. Итак, для того чтобы поддержать ребёнка, необходимо: опираться на сильные стороны ребёнка, не подчёркивать его промахи, подчёркивать временный характер его неудач, научить ребёнка оптимизму, принимать индивидуальность ребёнка, предоставлять больше самостоятельности, демонстрировать эмпатию к нему, вносить юмор в отношении с учащимися. Главным итогом психологической поддержки, основанной на вере в ребёнка, является воспитание успешной, самоценной личности.
          В решении всех поставленных задач мне в работе и в достижении определённого результата помогает ряд мероприятий, которые носят не только воспитательный, но и развивающий и обучающий характер. Многие мероприятия стали традиционными, и я частично совершенствую и применяю их из года в год. Сейчас я коротко о них расскажу, надеюсь, что кому-то в работе они помогут.


Ежегодно на начало учебного года и по его окончании я провожу психолого-педагогическое анкетирование в детских объединениях среди обучающихся и их родителей. Анкетирование позволяет получить информацию о ребёнке и семье, определить мотивацию выбора в деятельности ребёнком, создать комфортные условия  для обучающегося и родителей в ОДОД, правильно выстроить образовательный маршрут. Анкетирование помогает выстроить отношения с детьми на основе личностного, а не формально-делового подхода. Благодаря результатам анкетирования мне легче установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании, любви.

 Анкеты разработаны при помощи сборника «Роль диагностики в педагогическом процессе учреждений дополнительного образования»,  составленному к курсу повышения квалификации специалистов УДО «Актуальные проблемы аттестации», раздел «Диагностика» (СПб, 2001г. ГОУ «Санкт-Петербургский дворец творчества юных», городской центр развития дополнительного образования. Сборник к изданию подготовили: Е.Б. Жашкова, Е.О. Козлова, И.Б. Москвичёва, О.Н. Панкова, Л.Б. Шаршакова.

Анкеты представлены в  Приложении № 1. С помощью анкет  можно:
- выявить оценку качества образовательных услуг и сравнить полученные выводы с аналитическими данными других образовательных учреждений;
- вскрыть ценность образовательных услуг;
- выявить социально-педагогическую занятость обучения ребёнка по конкретной программе;
- определить направления дальнейшего развития образовательного пространства;
- определить комфортность пребывания ребёнка в образовательном учреждении;
- выявить характер мотивации обучения в ОДОД, а именно:
        а) в полную ли силу учится ребёнок;
        б) побудительные мотивы учения;
        в) причины, мешающие продуктивному учению;
        г) первые признаки образовательно-профессиональной ориентации.
         Анкета даёт возможность:
- определить ведущие направления совершенствования образовательного пространства в обучении, воспитании, досуговой деятельности;
- предоставляет возможность для сравнения самооценки качества образовательных услуг с выводами, полученными при обследовании родителей.                                                    

Огромная помощь в решении воспитательных и образовательных задач исходит от самих родителей обучающихся. Для того, что бы выстроить отношения с родителями я их привлекаю к вечерним тренировкам, на которые приглашаю так же игроков сборной школы, выпускников и педагогов школы. В комфортной тренировочной обстановке при обмене опытом игры растёт не только уровень игровой подготовки, но и происходит общение с родителями, выпускниками, педагогами… Раскрываются и решаются проблемы, появляются новые идеи. По окончании учебного года тренировочный процесс для старшей группы не заканчивается… Старшую группу обучающихся я приглашаю в летний период, по мере возможности продолжить тренировочный процесс на Елагином острове в ЦПКО, на игровых площадках. Совместно с выпускниками и любителями паркового волейбола мы проводим тренировки и игры на свежем воздухе, всё это способствует формированию самостоятельной здоровой личности обучающегося.

Многие мои выпускники связали свою жизнь не только с большим спортом, но и с педагогической деятельностью. Так мои выпускники – Дмитрий Третьяков, Даниил Бабаян и Максим Бердников являются кандидатами в олимпийскую сборную России (парусный спорт, ачери-биатлон),  они же и другие выпускники обучаются в педагогических высших учебных заведениях. Уже стало традицией проводить ежегодную матчевую встречу по волейболу, посвящённую Дню Защитника Отечества между командами педагогов школы, учащимися ОДОД и выпускниками ОДОД. На этих встречах можно полностью ощутить возможность раскрытия таланта. Эти встречи помогают обучающимся занять своё место в обществе, быть полезными этому обществу, стать личностью, ориентированной на успех и самостоятельность.
        В течение учебного года вечерние «взрослые» тренировки помогают привлечь обучающихся и к другим видам деятельности, раскрыть их талант в другой области. Так «взрослые» тренировки посещают педагоги дополнительного образования нашей школы  – Шкварок И.И. /ДО  «Живопись маслом»/ и Арутюнян С.Р. /ДО «Умелые руки»/. Благодаря общению с педагогом ДО «Живопись маслом» удалось привлечь некоторых детей к занятиям живописью. С детьми мы не раз посещали персональные выставки Ивана Ивановича. Дети уже сами не раз принимали участие со своими работами на конкурсах и выставках. А при общении с Сергеем Рафиковичем, педагогом ДО «Умелые руки»,  родилась идея сделать

интереснее игру «Ангелохранитель», которую я обычно провожу для учащихся 1, 2-го годов обучения.  По окончанию игры, дети обмениваются ангелочками и пожеланиями, раскрываются друг для друга с новых сторон и учатся работать в команде и коллективе, учатся заботиться
друг о друге. В этом году нам с Сергеем Рафиковичем пришла идея изготовить фигурки ангелочков из фанеры на занятиях ДО «Умелые руки».  После этого мы дали жизнь этим фигуркам, дети разрисовали их и продали этих ангелочков за символическую цену на пасхальной благотворительной ярмарке, которая в нашей школе стала традиционной. Вся собранная сумма на благотворительной ярмарке идёт на пожертвования и лечение детей больных раком.

На базе нашей школы в течение многих лет студенты Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» проходят учебную практику. Со студентами сложились тёплые добрые отношения, которые мы поддерживаем с некоторыми из них до сих пор. Некоторые студенты продолжают свою педагогическую деятельность в стенах нашей школы, со многими мы продолжаем встречаться и сотрудничать, естественно в большей степени на тренировках. Так же мы сотрудничаем, общаемся, и встречаемся в том числе и на спортивных площадках и с обучающимися других образовательных учреждений, таких как Детский Дом № 23, ГБОУ лицей № 82.

В моих группах все дети по своей сути талантливы, есть музыканты, художники, певцы, полиглоты, танцоры, поэты и просто отличники и хорошие надёжные люди. Главное изначально направить детей в нужное русло и заставить их поверить в то, что они «лучшие, успешные и талантливые». При этом они должны знать, что принимая свое собственное решение, они не должны ущемлять интересы и жизнь других людей.  Основа всех основ и главные  общечеловеческие ценности это: Человек, Семья, Отечество, Труд, Здоровье, Знания, Культура, Мир, Земля, Добро, Любовь…                                                                Своими выпускниками я горжусь, потому что они заняли своё место в обществе, будут полезными этому обществу, и уже стали личностями, ориентированными на успех и самостоятельность.  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так или иначе, необходимо признать, что реализация личностно-ориентированного подхода в современной школе – процесс сложный и болезненный. Наряду с объективными причинами, препятствующими внедрению личностно-ориентированного подхода, можно говорить о консерватизме определённой части педагогов, позиционирующих себя в рамках авторитарной педагогики, или же привыкших внедрять инновации в образовательную практику по формальным признакам, не вникая в глубинную суть преобразований. Внедрение личностно-ориентированного подхода в образовании возможно только при переосмыслении функций всех участников образовательного процесса и соблюдении всех необходимых условий.
        Педагог не сможет построить свою работу в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учащихся. Мне в моей педагогической деятельности очень помогли курсы повышения квалификации, «Психологический мир ребёнка», которые я прошла в 2008 г. при  ГОУ «СПбГДТЮ». Ведь дети очень разные. Один очень активно и усердно работает на занятии, другой талантлив от природы и ему даётся всё легко и просто, один стеснителен, у другого проблемы с дисциплиной, один физически одарён, у другого проблемы с координацией и т.д. То есть педагог должен строить свою работу, изучая своих обучающихся, изучая их личности. Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень её развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Педагог, работающий в детском объединении физкультурно-спортивной направленности по своей сути должен быть не только тренером, но и психологом, врачом, судьёй, артистом...
Педагог должен быть «режиссёром  радости». Важна его психологическая связь с детьми – нечто вроде того контакта с аудиторией, который так хорошо известен актёрам и ораторам (Кулагина И.Е.). На педагога возлагается большая ответственность, он должен заинтересовать, расшевелить, раскрепостить детей. Атмосфера на занятии – свободное общение педагога с учащимися и непременно шутка, юмор, смех. Важно создать на занятии атмосферу творчества, в которой каждый ребёнок смог бы раскрыть себя. На моих занятиях акцент ставится на сам процесс занятий, а не на быстрый результат. И что удивительно результат обязательно приходит. Мои обучающиеся неоднократно становились победителями и призерами районных, городских и всероссийских соревнований. И самое главное, со многими моими выпускниками, мы встречаемся и общаемся  до сих пор, поддерживаем  связь. Встречаемся на тренировках и вне спортивного зала. Общаемся по телефону, некоторые из них живут уже за пределами не только нашего города, но и нашей страны. И я за них спокойна, эти люди заняли своё правильное место на Земле и в Обществе, у них устойчивые взгляды на жизнь и они знают, что будет завтра. Это успешные и талантливые дети, уже взрослые молодые люди, которых  волейбол сплотил, в жизнь нацелил, зацепил…

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.  

         Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к школе и занятиям я считаю создание в учебно-воспитательном процессе ситуаций успеха. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении затруднений. Если ребёнок чувствует подбадривание педагога, в группе складывается благоприятный микроклимат, у ребёнка появляется интерес. Всё это снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности, ребёнку становится интересным этот процесс, он с желанием идёт на занятия.

В ходе систематической совместной работы по указанным направлениям на первый план выходит приоритет личности человека — учащегося, родителя, педагога. Поэтому, работая с детьми, стараюсь придерживаться определённых заповедей:

- принимать ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;

- увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;

- для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства души;

- потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учить маленького человека чувствовать другого человека;

- главное – идти вместе с детьми по пути их взросления: именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.

Если почаще вспоминать эти правила, то школа станет местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс — учебником
жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста каждого ученика.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкеты, предлагаемые родителям и детям в начале учебного года

Анкета для детей

Дорогой друг!

        Человек живёт и развивается среди других людей. Они в соответствии со своими ценностями, проблемами, интересами объединяются в сообщества. В сообществе люди находят взаимопонимание, человеческое тепло, забоятся друг о друге. Вместе они многое могут. В сообществе усиливается способность каждого человека к созиданию окружающего мира. Наше отделение дополнительного образования детей предоставляет такую возможность. Твои ответы помогут нам выстроить твой образовательный маршрут.

  1. Фамилия, имя
  2. Возраст
  3. Школа, класс
  4. Как ты узнал о нашем коллективе (выбери и отметь не более 2-3 пунктов)?
    а) Посоветовали родители;
    б) Посоветовал старший брат или сестра;
    в) Посоветовал учитель;
    г) Сам решил, т. к. давно интересовался этим;
    д) Заранее выбрал вместе с другом, друзьями;
    е) Выбрал из того, что предлагали, когда пришёл записаться;
    ж) Что-то другое_______________________________________________
  5. Почему ты выбрал именно секцию волейбола?
    а) Хочу заниматься любимым делом;
    б) Хочу больше знать, уметь;
    в) Хочу, чтобы было какое-то занятие для души;
    г) Может найду здесь друзей;
    д) Решил пойти, чем-то занять свободное время;
    е) Пошёл потому, что так хотели мои родители;
    ж) Пошёл за компанию с друзьями;
    з) Пришёл просто так из интереса;
    и) Очень понравился спортивный зал (кабинет) в котором проходят занятия;
    к) Понравился педагог;
    л) Воодушивили успехи моих товарищей;
    м) Хочу добиться высокого мастерства в любимом деле;
    н) Что-то другое_______________________________________________
  6. Расскажи немного о себе
    а) Я живу вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрой, братом.
    б) У меня есть собака, кошка, попугай____________________________
                                                            Спасибо!

Анкета для родителей

Дорогие родители!

          Наше отделение дополнительного образования детей проводит изучение образовательных запросов родителей, чьи дети посещают детские объединения. Просим  Вас принять участие в исследовании, результаты которого будут учтены в работе нашего педагогического коллектива. Ответьте пожалуйста, на вопрос:
-
Что послужило основанием выбора данного коллектива (секции для Вашего ребёнка?
          Ознакомьтесь с предложенным перечнем возможных мотивов выбора, обведите цифру, соответствующую наиболее значимому для Вас мотиву. Если в списке не нашли отражение мотивы Вашего выбора коллектива, дополните его.

   №        Мотивы выбора коллектива___________________________________

  1. Желание ребёнка заняться любимым делом
  2. Желание развить способности ребёнка
  3. Желание дать ребёнку разностороннее образование
  4. Желание занять свободное время ребёнка
  5. Желание найти ребёнку интересных друзей среди детей, посещающих коллектив
  6. Надежда на то, что занятия помогут ребёнку в учёбе в школе
  7. Желание подготовить ребёнка к выбору профессии                                     
  8. Надежда на то, что занятия помогут ребёнку преодолеть его недостатки: научат общаться со сверстниками, сформируют трудовые, учебные навыки, разовьют интересы
  9. Желание дополнить образование ребёнка образовательными областями, не изучаемыми в школе
  10. Что еще? Напишите свой вариант:_________________________________________

        

Спасибо за участие в опросе!

Анкеты, предлагаемые родителям и детям в середине учебного года

Анкета для детей

       Дорогой друг! Ты занимаешься в нашем коллективе. Мы хотим сделать свою жизнь ещё интересней. Но без твоего участия это невозможно. Поэтому мы обращаемся к тебе с просьбой, ответить на наши вопросы. Заранее благодарим тебя.

  1. Я занимаюсь в коллективе (впиши название) _______________________________________________________________________
                                                           
  2. Почему ты занимаешься именно в этом коллективе? (выбери 4 наиболее важных для тебя причины или впиши свой вариант и поставь номер их значимости для тебя):

Вариант ответа

Номер значимости

- мне нравится то, чем мы занимаемся в коллективе

- хожу в секцию, чтобы занять своё свободное время

- я прихожу в секцию за компанию с другом

- этот кружок находится ближе всего к моему дому

- я хочу научиться какой-либо конкретной деятельности

- хочу развить свои спортивные (творческие) способности

- хочу расширить свои знания и умения по любимому предмету

- мне нравится общаться с педагогом моего коллектива

- то, что я получаю в коллективе, мне помогает приносить радость своим близким и знакомым

- в этом коллективе замечают мои успехи

- у нас очень дружный коллектив и мне это очень нравится

- твой вариант

  1. Самым интересным для меня на занятиях является (подчеркни столько вариантов, сколько считаешь нужным, или впиши свой):

- экскурсии;
- праздники;
- тренировочный процесс;
- встречи с интересными людьми;
- соревнования, игры;
- занятия, на которых педагог рассказывает новый материал;
- занятия, на которых мы что-то делаем сами;
- твой вариант_________________________________________________

  1. Мне хотелось, чтобы в нашем коллективе было… (напиши что) _____________________________________________________________
  2. Благодаря занятиям в коллективе я (подчеркни столько вариантов, сколько считаешь нужным или впиши свой вариант):
    - расширил свой кругозор;
    - стал успешнее;
    - стал физически сильнее;
    - стал увереннее;
    - знаю теперь, что с людьми можно общаться и не ссориться;
    - научился приносить радость близким и знакомым;
    - стал лучше усваивать учебный материал в школе;
                                                             
    - приобрёл больше друзей и знакомых;
    - стал добрее и отзывчивее к людям;
    - твой вариант_________________________________________________
  3. Напиши пожалуйста свою фамилию и имя_________________________

Спасибо!

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

       Мы обращаемся к Вам с надеждой выявить проблемы, которые волнуют Вас, детей, педагогов. Мы хотим посмотреть на свою работу Вашими глазами, что бы усовершенствовать её с учётом Ваших пожеланий. Просим ответить  на наши вопросы, но если Вы на какой-то вопрос затрудняетесь ответить, можете его оставить без ответа.

  1. Видите ли вы результаты обучения и оправдались ли Ваши ожидания?
  2. Делится ли ребёнок впечатлениями после занятий, о чём рассказывает ребёнок больше всего?
  3. Какие занятия приносят Вашему ребёнку большую пользу?
  4. Устраивает ли Вас программа, предложенная педагогом?
  5. Как ощущает Ваш ребёнок тренировочную нагрузку?
  6. Соответствует ли форма оценки педагога Вашему представлению об оценке?
  7. Как влияют занятия в коллективе на учёбу в школе?
  8. Испытывает ли Ваш ребёнок чувство влюблённости к педагогу?
  9. К чему Ваш ребёнок на занятиях в коллективе проявляет устойчивый интерес, а к чему интерес ослаб? В чём Вы видите причину?
  10. Какие трудности испытывают Ваши дети и Вы?

- в общении с педагогом;
- в общении с детьми;
- в освоении программы;

- другие трудности (укажите какие)
11. Удалось ли Вашему ребёнку найти интересных друзей среди детей нашего коллектива?
12.  Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок занимался в другом коллективе или у другого педагога?
13. Если бы речь шла о деньгах, согласились бы Вы безоговорочно их платить?
14. Ваше мнение о проведённых мероприятиях, открытых уроках, праздниках, концертах.
15. Ваши пожелания:
- коллективу;
- администрации;
- группе родительского актива;
- педагогу.
16. Укажите, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.
                                                                               Благодарим Вас за сотрудничество!
                                                       

Анкеты, предлагаемые родителям и детям в конце учебного года

Анкета для детей

Дорогой друг!

        Мы обращаемся к тебе с просьбой ответить на некоторые вопросы. Своими ответами ты поможешь педагогу сделать жизнь в Вашем коллективе ещё более интересной и насыщенной. При ответе на вопросы внимательно ознакомься с ними. Очень рассчитываем  на искренность твоих ответов. Заранее благодарим тебя. Большое спасибо!

  1. Напиши, пожалуйста, в каком классе ты учишься, сколько тебе лет.
  2. Сколько лет ты занимаешься в этом коллективе.
  3. Что ты ценишь в жизни больше всего (напиши ценность главную именно для тебя) _______________________________________________________________________
  4. Какие качества личности ты особенно ценишь в людях (отметь из предложенных 5 наиболее важных или добавь свой вариант и расставь место в порядке значимости этих 5-ти)

Качества

Выбор

Место

Доброта

Терпимость

Любознательность

Стремление к поиску жизни

Способность к творчеству

Эмоциональность

Стремление к саморазвитию

Способность оказывать положительное влияние на других

Ответственность

Справедливость

Высокая работоспособность

Увлечённость

Что ещё…

  1. Считаешь ли ты себя физически развитой и творческой личностью?

                  ДА                    НЕТ

  1. Какими, на твой взгляд, качествами должен обладать физически развитый и творческий человек, и какими из них ты обладаешь сам (отметь необходимые качества и те, которыми ты обладаешь сам)

Качества

Выбор

Какими качествами обладаешь сам

Стремление понять окружающий мир и своё место в нём

Быстрота

Эмоциональность

Выносливость

Независимость суждений

Координация

Уверенность

Способность творить

Умение работать в команде

Сила

Самосовершенствование

Быстрота мышления

Умение брать инициативу на себя

Гибкость

Способность оказывать положительное влияние на других

Ловкость

Умение принимать мгновенно единственное и правильное решение

Что ещё…

  1. Занимаясь в детском объединении, какие цели ты ставишь перед собой (отметь из предложенных 4 наиболее важные или добавь свой вариант и расставь место в порядке значимости этих 4-х)

Цели

Выбор

Место

Повысить свой общекультурный и спортивный уровень

Получить умения и знания, необходимые ля решения своих жизненных проблем

Развить свои спортивные способности

Познакомиться с другими ребятами

Научиться конкретной деятельности

Расширить свои знания, умения и навыки по любимому виду спорта

Научиться приобретать новые знания

Занять своё свободное время

Развить свою индивидуальность

Помочь себе с помощью занятий найти своё место в жизни

Что ещё…

  1. Как ты считаешь, какие условия должны быть в ОДОД, чтобы ты мог успешно идти к своей цели (отметь из предложенных 4 наиболее важные или добавь свой вариант и расставь место в порядке значимости этих 4-х)

Условия

Выбор

Место

Добрые отношения между ребятами, атмосфера доверия и доброжелательности

Интересность деятельности

Разнообразие видов деятельности

Возможность реализовать свою творческую и спортивную позиции

Постоянное предоставление права выбора

Постоянно поддерживать связь с семьёй

Большее количество соревнований

Встречи с интересными людьми, другими коллективами

Постоянная связь со школой

Создание условий для проявления инициативы

Создание материальных и технических условий для повышения результативности

Интересность проведения свободного времени

Рационально составленное расписание проведения занятий

Что ещё…

  1. Занимаясь в ОДОД, какие формы занятий ты предпочитаешь (отметь из предложенных 3 наиболее важные или добавь свой вариант и расставь место в порядке значимости этих 3-х)

Формы занятия

Выбор

Место

Объяснение педагога

Практические занятия

Индивидуально-групповые занятия

Подвижные и спортивные игры

Индивидуальная работа

Участие в соревнованиях, мероприятиях

Посещение соревнований

Посещение выставок, концертов и др. мероприятий

Что ещё…

  1. Как ты думаешь, с какими трудностями тебе придётся столкнуться (или ты уже сталкивался), занимаясь в ОДОД (отметь или впиши свой вариант)

- не сложились отношения с педагогом;

- не дружный коллектив;

- слишком высокие требования;

- меня не принимают в коллективе ребята;

- трудно совмещать школьные занятия и занятия в ОДОД, т. к. занятия в ОДОД отнимают слишком много времени(либо неудобное расписание);

- программа занятий очень трудная;

- у меня не хватает усидчивости, терпения;
- большая нагрузка на тренировках;
- неудобное расписание занятий;

- домашние обстоятельства;

- что ещё________________________________________________________________

       11. Что изменилось в тебе за этот год (отметь или впиши свой вариант)
           - научился дружить с ребятами;
           - стал лучше понимать взрослых;


           - стал лучше (или хуже) учиться в школе;
           - стал более требовательным к себе, более ответственным;
           - изменились некоторые черты характера (если можешь, назови какие?)
           - что ещё…______________________________________________________________

       12. Напиши, какие события, встречи в твоей жизни этого года являются самыми    
            значимыми:
           - дома;
           - в ОДОД;
           - где ещё…______________________________________________________________

       13. Если тебе несложно, напиши свою фамилию и имя___________________________

Спасибо!

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы, которые помогут нам лучше проанализировать образовательный процесс за этот учебный год и совершенствовать работу с Вашими детьми в следующем году:

  1. Фамилия, имя ребёнка____________________________________________________
  2. Довольны ли Вы обучением Вашего ребёнка в нашем коллективе?

               ДА                   НЕТ                 НЕ СОВСЕМ  

 

  1.  Что Вас удовлетворяет в нашей работе?_____________________________________

_______________________________________________________________________

Чем Вы не удовлетворены?________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Что Вам и Вашему ребёнку понравилось (не понравилось) больше всего на занятиях:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Какие изменения, по Вашему мнению, произошли в Вашем ребёнке за этот учебный год?
    - стал более самостоятельным;
    - стал лучше контактировать с другими детьми;
    - стал более раскованным;
    - стал более внимательным;


           - перечислите другие, замеченные Вами изменения____________________________
            _______________________________________________________________________

  1. Будет ли Ваш ребёнок посещать наше детское объединение на следующий учебный год?
  2. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок по окончании обучения по программе «Волейбол»,  продолжил заниматься в нашей секции дальше:

               ДА                   НЕТ                 НЕ ЗНАЮ

  1. Удобно ли было составлено расписание учебных занятий______________________

  1.  Какие изменения, дополнения, по Вашему мнению, нужно внести в работу детского объединения (по программе, по содержанию, по нагрузке, по комплектованию, по работе педагога и т. д.)?_________________________________

_______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ

Источник: http://womanadvice.ru/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-vospitanii#ixzz43iTadcOJ

Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни

Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»

Бондаревская Е.В. «Ценности личностно-ориентированного образования» // Педагогика. - 1995.- №4

Грибоедова Т.П. «Личностно-ориентированный подход в системе повышения квалификации»

Зимняя И.А. «Педагогическая психология»

Якиманская И., Якунина О. «Личностно-ориентированный занятие: планирование и технология проведения»

Е.Б. Жашкова, Е.О. Козлова, И.Б. Москвичёва, О.Н. Панкова, Л.Б. Шаршакова. Сборник «Роль диагностики в педагогическом процессе учреждений дополнительного образования», 2001

Алексеева Л.Н. «Двигаться и думать». Сборник материалов/ М., 2010

Кулагина И.Е. «Художественное движение. Методика АлексеевойЛ.Н.» Пособие для преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, в 2-х частях/ М., 2012

Кулагина И.Е. «Ритмическая гармония Алексеевой»// Московский журнал/ - М., 2003, № 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое объединение воспитателей "Современные подходы к проблемам трудового и профессионального воспитания в рамках реабилитационного процесса"

            Выбор профессии – ответственный момент в жизни каждого молодого человека, поскольку от правильности этого выбора зависит его будущее – как далёкое, так...

Методическая разработка "Компетентностный подход в воспитании на основе использования элементов инновационных образовательных технологий"

Описываемые  в разработке элементы инновационных образовательных технологий должны естественно вписаться в деятельность Тверского суворовского военного училища.В результате подбора и  систем...

современные подходы к воспитанию:перспективы их воспитания

доклад,презентация о проблемах воспитания в системе образования....

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой

Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации  г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...