Программа "ЗДОРОВЬЕ"
рабочая программа по физкультуре на тему

Общешкольная программа для всех служб по оздоровлению воспитанников школы-интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorove.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЬЕ»

                                                                        Составители программы:

                                                                          Горнова С.В., Тюжина Л.В.

                                                                               

                                                                     

Москва, 2016г.

Пояснительная записка.

          Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

           Здоровье определяется: 1) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов; 2) как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность; 3) как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

        Здоровье – это целостная система, необходимая для полноценной жизнедеятельности человека, наипервейший фактор существования организма в условиях изменяющейся окружающей среды.

        Важнейшей потребностью человека и общества в целом является укрепление и надежное сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. В связи с чем необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

     Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни в школе – интернате необходима для того, чтобы скоординировать работу всех участников образовательного процесса с опорой на научно-обоснованные решения и рекомендации.

      В качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении и укреплении здоровья не только воспитанников школы-интерната, но и педагогов. Охрана здоровья педагога является важным фактором укрепления здоровья школьника. «Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится и о других людях»,- писал В.М. Шепель.

    Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни. От того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит педагог в класс, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.

     Отчетливо осознавая невозможность решения проблем в области здоровьясбережения  в одиночку, перед школой стоит задача по организации работы с родителями воспитанников школы-интерната, взаимодействию с  медицинскими учреждениями (поликлиники, ПНД, НЦПЗ), сторонними организациями.

     Программа «Здоровье» - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Программа «Здоровье», реализуемая в школе – интернате, имеет комплексный характер и объединяет все направления единого процесса: лечебно-оздоровительное, образовательное и воспитательное. Включает работу медицинского и педагогического персонала по лечебной, санитарно-просветительной, психолого-педагогической,  физкультурно-массовой деятельности со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, контроль и руководство, методическую деятельность работников школы. 

     Реализация  программы   «Здоровье»   позволит комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья участников образовательного процесса.

          Законодательно-нормативное обеспечение программы:

  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах  ребенка;
  • Закон РФ «Об образовании»; 
  • ФГОСы;
  • СанПиН.

        Цель программы:

Сохранение и укрепление  физического, психологического и социального  здоровья участников образовательного процесса, формирование установки на здоровый образ жизни.

        Задачи программы:

  • создание   в   школе   организационно   -   педагогических,   материально-  технических,    санитарно      -      гигиенических      и      других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся;
  • усиление контроля медицинского обслуживания учащихся и педагогов;
  • создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения  агитационной  и  пропагандистской  работы  по  приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
  • формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
  • развитие  организационного,   программного  и  материально-  технического обеспечения    внеурочной деятельности воспитанников    в    аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
  • обеспечение  системы  полноценного  сбалансированного  питания детей  с учетом особенностей состояния их здоровья;
  • разработка   и    внедрение   комплекса   мер    по   поддержанию   здоровья педагогических работников школы;
  • формирование установок на здоровый образ жизни и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей личности ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • организация мероприятий направленных на профилактику вредных привычек, компьютерной зависимости, гиподинамии;
  • совершенствование работы службы  психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников школы-интерната;
  • повышение уровня коррекционно - развивающей и воспитательной работы направленной на формирование ключевых компетенций воспитанников  школы-интерната;
  • создание условий для социально – психологической защищенности детей и подростков в условиях школы – интерната;
  • приведение образовательного процесса в соответствие с психофизическими возможностями учащихся;
  • освоение педагогами новых методов деятельности в процессе учебно-воспитательной работы, использование инновационных технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
  • повышение знаний родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков;
  • расширить и разнообразить взаимодействие школы с родителями воспитанников, сторонними организациями в контексте укрепления здоровья.

      Сроки реализации программы:  2016 – 2019 гг.

          Участники программы:

Воспитанники

Педагоги

Родители 

Медицинские работники

Специалисты службы психолого-педагогического и социального  сопровождения

Администрация

Основные направления деятельности программы:

I. Медико-профилактическое направление

мероприятия

сроки

исполнители

1.

Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление медицинских карт и листков здоровья, аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе-интернате.

ежегодно

медработники

2.

Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению, укреплению и развитию здоровья.        

ежегодно

медработники

3.

Систематическое прохождение диспансеризации учащимися и педагогами

ежегодно

медработники, администрация, педагоги

4.

Просветительская деятельность с участниками образовательного процесса.

в течение года

медработники

5.

Осуществление профилактических мероприятий по сохранению здоровья воспитанников школы-интерната (осмотры, прививки, доврачебная помощь и др.).

в течение года

медработники

6.

Содействие медработникам в оказании медицинских услуг учащимся школы-интерната

в течение года

администрация

7.

Заключение бессрочного договора по предоставлению медицинских услуг сотрудникам школы-интерната с поликлиникой.

ежегодно

администрация

8.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

по триместрам

врач, социальные педагоги,

заместитель директора по УВР

II. Средовое направление: формирование комфортной

безопасной среды, травмобезопасность.

мероприятия

сроки

исполнители

1.

Издание локальных и нормативных актов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

ежегодно

администрация

2.

Осуществление круглосуточной охрана школы-интерната.

в течение года

ЧОП

3.

Осуществление  пропускной системы посещения школы учащимися, их родителями, сотрудниками и другими лицами.

в течение года

охрана

4.

Осуществление осмотра территории школы с целью обнаружения подозрительных предметов, целостности ограждения, нахождения посторонних лиц.

в течение дня

охрана

5.

Контроль за исправностью оборудования первичного пожаротушения, в учебных помещениях, спортивном зале. Утверждение  плана эвакуации учащихся и сотрудников школы-интерната .

ежегодно

ответственный по охране труда и безопасности

6.

Осуществление проверки исправности оборудования  в помещениях школы, на спортивных и игровых площадках школы-интерната, тревожной кнопки.

в течение дня

охрана, сотрудники школы

7.

Осуществление плана мероприятий по охране труда и технике безопасности среди сотрудников и учащихся, в том числе и при проведении занятий по физической культуре и спорту.

в течение года

ответственный по охране труда, учителя физической культуры

8.

Проведение мероприятий по предотвращению дорожно-транспортного травматизма

в течение года

ответственный по охране труда, педагоги

9.

Осуществление системы видеонаблюдения за территорией школы и внутришкольных помещений.

в течение дня

охрана, сотрудники школы

10.

Проведение школьных мероприятий по гражданской обороне

в течение года

ответственный по охране труда, педагоги

11.

Курсовая подготовка педагогов по охране труда

в течение года

педагоги

12.

Организация дежурства по школе педагогов и учащихся с целью обеспечения безопасной и комфортной среды в учебно-воспитательном процессе.

в течение дня

администрация, педагоги

13.

Анализ показателей травматизма

ежегодно

ответственный по охране труда и безопасности, медработники

III. Санитарно – гигиеническое направление.

мероприятия

сроки

исполнители

1.

Обеспечение оптимального теплового  и светового режима в помещениях школы-интерната согласно  нормам СанПиНов

ежегодно

администрация

2.

Наличие и исправность бактерицидных ламп в коридорах школы-интерната

в течение года

ответственный по охране труда, педагоги

3.

Гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня, индивидуально-психологических особенностей учащихся.

ежегодно

Зам.директора по УВР

4.

Составление рационального расписания уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа), введение в расписание уроков Динамического и коррекционного часа

ежегодно

зам.директора по УВР,

5.

Смотр кабинетов, спален на их соответствие гигиеническим требованиям:

проветривание;

уборка;

соответствие мебели росту ребенка;

маркировка постельного белья;

наличия средств и предметов личной гигиены.

еженедельно

зам.директора по УВР, вожатая

6.

Контроль питьевого режима

ежедневно

педагоги, ответственный за поставку воды

7.

Систематическое осуществление контроля за работой столовой

ежедневно

комиссия по питанию

8.

Проведение просветительской работы с воспитанниками школы – интерната о правилах питания, бережливому отношению к продуктам

в течение года

педагоги

9.

Осуществление мероприятий по воспитанию культурно – гигиенических навыков при приеме пищи

в течение года

воспитатели

10.

Улучшение материально – технической базы столовой (приобретение, ремонт оборудования)

в течение года

администрация, комиссия по питанию

11.

Осуществление мероприятий по улучшению  санитарно – гигиенических условий:

ремонт помещений школы – интерната,

приобретение мебели;

инвентаря и оборудования.

ежегодно

администрация

IV. Воспитательное направление.

мероприятия

сроки

исполнители

1.

Формирование навыков личной гигиены воспитанников школы- интерната, осуществление контроля за их соблюдением.

ежегодно

Воспитатели, учителя

2.

Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, как на уроках, так и внеурочной деятельности        

в течение года

Педагоги

3.

Распространение передового опыта по здоровьсберегающим технологиям по средствам информационных ресурсов

ежегодно

Педагоги

4.

Пропаганда ЗОЖ, профилактические и просветительские мероприятия среди педагогов (МО, педагогические советы) и родителей (родительские собрания, лектории, консультации специалистов). ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

в течение года

Учителя физической культуры, педагоги – психологи, социальные педагоги, логопеды, дефектологи, классные руководители, медицинские работники

5.

Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

в течение года

Участники образовательного процесса, ответственные:

вожатая

6.

 Пропаганда ЗОЖ среди воспитанников школы – интерната по средствам проведения классных часов, физкультурно-массовых мероприятий, посещения библиотеки. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 4

в течение года

Воспитатели, классные руководители, учителя физической культуры, педагог- библиотекарь

7.

Профилактика употребления ПАВ среди воспитанников, беседы, лекции и занятия для учащихся 5-9 классов.

в течение года

Педагог-психолог,  социальные педагоги, специалисты Московского научного практического центра наркологии (филиал №6)

8.

Повышение профессионального уровня педагогического коллектива, способного обеспечить качественное обучение и воспитание детей с ОВЗ и владеющего современными здоровьсберегающими технологиями по средствам курсовой подготовки, педсоветов, МО.

в течение года

Зам.директора по УВР, педагоги

V. Физкультурно - оздоровительное направление.

мероприятия

сроки

исполнители

1.

Проведение утренней гимнастики для воспитанников с ночным пребыванием

ежедневно

педагоги

2.

Проведение уроков физической культуры, ритмики, динамических часов с учетом психофизических особенностей учащихся

в течение года по расписанию

учителя физической культуры, ритмики

3.

Комплектование уроков физической культуры необходимым оборудованием и инвентарем

ежегодно

учителя физической культуры, администрация

4.

Совершенствование физкультурно – массовой работы через систему внеурочного образования.

в течение года

учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, воспитатели

5.

Проведение физминуток на уроках.

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2,3

ежедневно

учителя

6.

Выполнение упражнений оздоровительной гимнастики.  ПРИЛОЖЕНИЕ 2,3

ежедневно

после 4-го урока

педагоги, учащиеся

7.

Проведение мониторинга физического развития учащихся 1-9 классов

ежегодно

сентябрь, май

учителя физической культуры

8.

Проведение Дней здоровья, внутришкольной Спартакиады, участие в городской  Спартакиаде «Надежда». ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ежегодно согласно плану

учителя физической культуры

10.

Взаимодействие со сторонними организациями

в течение года

администрация, учителя физической культуры

                         

VI. Социально – психологическое направление.

мероприятия

сроки

исполнители

1.

Работа комиссии по адаптации с целью сохранения психического и физического здоровья воспитанников, профилактика дезадаптации

ежегодно

члены комиссии

2.

Сопровождение участников образовательного процесса, формирование благоприятного морально – психологического климата, психологически безопасной образовательной среды, по средствам проведения лекториев, тренингов, консультаций с участниками образовательного процесса

в течение года

служба ППиСС

3.

Проведение профилактических мероприятий по употреблению ПАВ, анкетирование воспитанников средней школы.

в течение года

педагог – психолог,  специалисты Московского научного практического центра наркологии (филиал №6), социальные педагоги

4.

Сопровождение учащихся,  семей воспитанников, стоящих на внутришкольном учете, в КДН по средствам профилактических бесед, посещений на дому

в течение года

социальные педагоги, классные руководители, воспитатели

5.

Проведение коррекционно - развивающих занятий направленных на развитие и коррекцию имеющихся недостатков воспитанников, с целью дальнейшей интеграцией в обществе.

в течение года, по плану специалистов

служба ППиСС

6.

Проведение школьного консилиума  с целью профилактики школьной дезадаптации у учащихся испытывающих стойкие трудности в обучении, в общении с социумом, составления индивидуальных образовательных маршрутов

в течение года

члены комиссии

7.

Работа комиссии по внутришкольному учету, профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании и алкоголизма несовершеннолетних.

в течение года

члены комиссии

8.

Создание в школьной библиотеке подборки научно – методической литературы по тематике ЗОЖ

раз в триместр

Педагог-библиотекарь

9.

Организация встреч с интересными людьми (спортсмены, медики и др.) с целью пропаганды ЗОЖ

ежегодно

администрация

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • Повышение приоритета здорового образа жизни;
  • повышение  мотивации   к  двигательной  деятельности,   здоровому  образу жизни;
  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении  своего здоровья и здоровья воспитанников школы – интерната;
  • рост   уровня   физического   развития    и   физической    подготовленности школьников;
  • участие в школьной и городских спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта;
  • создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;
  •         развитие физических, психических, когнитивных, социальных способностей воспитанников;
  • создание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни на основе учебной деятельности и врачебно-педагогического контроля;
  • создание познавательно-развивающей учебной деятельности учащихся на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подходов;
  • снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.

Координация и контроль за реализацией  Программы «Здоровье».

Контроль  за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы-интерната,  комиссия по реализации программы «Здоровье»:

-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;

-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

-координирует взаимодействие участников образовательного процесса по  развитию системы  ЗОЖ;

-ежегодно информирует  педагогический коллектив и родителей о состоянии здоровья воспитанников, ходе выполнения и реализации Программы, результатах мониторингов, опросов.

 

План мониторинга программы «Здоровье»

Контроль

Осуществление контроля

Сроки

Кто контролирует

1. Медико-профилактическое направление

Отчет по заболеваемости за год

ежегодно январь

Медицинский персонал

Отчет по травматизму

ежегодно май

Ответственный по охране труда

Аналитическая справка по данным медицинским и физкультурным группам здоровья

ежегодно октябрь

Медицинский персонал

2. Средовое направление

Осуществление мероприятий по охране труда и технике безопасности сотрудников и учащихся школы-интерната (отчет)

ежегодно

Ответственный по охране труда

3. Санитарно – гигиеническое направление

Осуществление контроля за питанием учащихся и сотрудников. Наличие жалоб, замечаний.

в течение года

Комиссия по питанию

Соблюдение режима дня воспитанниками школы-интерната. Анализ работы за год.

ежегодно май

Зам.директора по УВР.

Соблюдение норм личной и социальной гигиены. Анализ работы за год.

ежегодно май

Зам.директора по УВР.

4. Воспитательное направление

Мониторинг знаний воспитанников школы-интерната по теме: «ЗОЖ». Анализ работы за год.

ежегодно май

Учителя физической культуры

Анализ опросов родителей, учащихся по вопросам употребления ПАВ

ежегодно

Педагог – психолог, социальные педагоги

Результаты участия воспитанников, педагогов, родителей в конкурсах, соревнованиях и иных мероприятиях. Отчеты, анализы.

в течение года

Зам.директора по УВР, председатели МО.

5. Физкультурно - оздоровительное

Мониторинг физического развития учащихся.

ежегодно

Учителя физической культуры

Результаты участия во внутришкольных, окружных, городских соревнованиях всех участников образовательного процесса. Анализ работы за год.

ежегодно май

Учителя физической культуры

6. Социально - психологическое

Анализ работы комиссии по адаптации

ежегодно май

Члены комиссии

Отчет о количестве воспитанников и семей, состоящих на внутришкольном учете и учете в КДН

ежегодно май

Председатель комиссии, социальные педагоги

Анализ работы школьного консилиума

ежегодно май

Председатель комиссии

Анализ работы специалистов службы психолого-педагогического и социального сопровождения

ежегодно май

Председатель МО

Приложение №1

Учителям и воспитателям начальной и средней школы.

Тематика классных часов и родительских собраний

по формированию ЗОЖ.

1 класс

Классные часы

  • «Культура питания»
  • «Уход за телом и одеждой»
  • «Режим дня»
  • «Роль зарядки в жизни человека»
  • «Что необходимо помнить, оставаясь дома без родителей»

Классный руководитель

Медсестра

Конкурсы

Викторина «Мой друг – Мойдодыр»

Классный руководитель

воспитатель

Родительские собрания

«Адаптация в школе»

«Режим дня первоклассника»

«Рабочее место первоклассника»

«Как воспитать здорового ребенка»

Психолог

Классный руководитель

воспитатель

2-4 класс

Классные часы

  • Режим дня « Каждому делу – свое время»
  • «Роль прогулки, ее сущность»
  • «Закаливание»,
  • «Культура питания»
  • «Для чего нужно заниматься физической культурой»
  • «Профилактика травматизма. Что делать если…»

Классный руководитель

 

Конкурсы

Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни» , «Как я занимаюсь физкультурой».

 Викторины: «Полезные продукты», «Правила дорожного движения»

Классный руководитель

воспитатель

Родительские собрания

«Режим питания ребенка»

«Возрастные особенности»

«Организация досуга детей»

Встреча родителей с психиатром «Как избежать стрессов и психических расстройств младшего школьника»

Психолог

Классный руководитель

Воспитатель, психиатр

5-7 класс

Классные часы

  • «Режим дня. Режим работы и отдых»
  • «Гигиена мальчиков и девочек»
  • «Спорт в жизни человека»
  • «О полезных и вредных привычках»
  • «Проверка на вшивость». Профилактика педикулеза и методы борьбы с ним
  • «Ребятам о зверятах». Беседа о животных – переносчиках болезней.
  • «Грипп не пройдет». Профилактика ОРЗ и ОРВИ
  • «Пять минут – много или мало?». Умение планировать свое время
  • «Прошу не выражаться!».

Классный руководитель

Конкурсы

Конкурс плакатов «Я за здоровый образ жизни».

Конкурс на лучшее сочинение по теме: «Папа, мама и я – здоровая семья».  

Классный руководитель

воспитатель

Родительские собрания

«Практические рекомендации родителям пятиклассников»

«Возрастные особенности младшего подростка»

«Как воспитать уважение к старшим»

Психолог

Классный руководитель

воспитатель

8-9 класс

Классные часы

  • «Я и мое здоровье»
  • «Эмоции и стресс. Как держать себя в руках»
  • «Рациональное питание. Чем вреден фастфуд»
  • «Гигиена тела и одежды»
  • «Режим труда и отдыха»
  • «Профилактика переутомления»
  • «Семья в современном обществе»
  • «Дружба и любовь. Правила поведения с противоположенным полом»
  • «Профилактика зависимостей. Последствия употребления ПАВ»
  • «Подготовка к экзамену, как справиться с волнением»

Классный руководитель

воспитатель

Конкурсы

Конкурс плакатов  «Я за здоровый образ жизни», «Вредным привычкам скажем – НЕТ!»

Конкурс сочинений «Я и моя профессия»

Классный руководитель

воспитатель учитель русского языка

Родительские собрания

«Трудности подросткового возраста. Как установить контакт родителям с подростком»

«Куда пойти учиться»

«В преддверии экзаменов, как помочь ребенку»

Классный руководитель

воспитатель

психолог

Тематика лекториев «Родительский час»

(проводятся раз в четверть)

     СЕНТЯБРЬ

  1. Адаптация учащихся 1-5 классов к условиям пребывания в школе-интернате. Рекомендации родителям учащихся 1-5 классов.

Рекомендации родителям по результатам логопедической работы.

НОЯБРЬ

  1. Коррекционно-развивающие игры для развития ВПФ. Психофизические особенности учащихся с ОВЗ.

    ЯНВАРЬ

  1. Профилактика употребления ПАВ.

Что такое переходный возраст. Как общаться с подростком.

    МАРТ

  1. Игры на развитие словарного запаса.

Стили семейного воспитания. Влияние семьи на становление личности ребенка.

Досуг в семье. Игры на развитие эмоционально-личностной сферы.

Приложение №2

Учителям и воспитателям начальной школы.

Здоровьесберегающие технологии во время урока и самоподготовки.

ПСИХОГИМНАСТИКА

Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

1.  Поза покоя.

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами. (С этого упражнения начинаются все упражнения по релаксации.)

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

И становиться понятно –

Расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук.

1.  Кулачки.

Руки лежат на коленях. Сожмите пальцы в кулачок покрепче, сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки!  (3 раза).

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко с напряжением

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Легко приподнять и уронить расслабленные кисти.

2.  Олени.

Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабились руки. Отдыхаю.

Посмотрите: мы – олени, рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

Лёгким движение пальцев провести по руке каждого ребёнка от плеча до кончиков пальцев.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики!

Дышится легко… ровно… глубоко…

Упражнения на расслабление мышц ног.

1.  Пружинки.

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижимаем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем… слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (3 раза).

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай,

Нет пружинок – отдыхай!

Руки не наряжены,

Ноги не напряжены

И рассла-абле-ны…

- Знайте, девочки и мальчики!

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко… ровно… глубоко…

2.  Загораем.

Представьте себе, что наши ноги загорают. (Показывают, как надо вытянуть ноги вперёд, сидя на стуле.) Ноги поднимаем, держим… держим… Ноги напряглись! (Проверить у каждого из детей напряжение мышц ног.) Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряжённые наши ноги стали твёрдые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!... Как хорошо, как приятно стало, ноги не напряжены. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим… держим… напрягаем…

Загорели! Отпускаем! (Ноги резко отпустили на пол.)

Ноги не напряжены

И расслаблены…

Упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса.

1.  Штанга.

Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжёлую штангу. Наклонитесь, возьмите её. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу… Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища.) Руки расслабленны, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!... (3 раза.)

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом. (Наклониться вперёд.)

Штангу с пола поднимаем… (Распрямиться.)

Крепко держим… (Обратить внимание детей на напряжение мышц плеча и предплечья и последующее расслабление.)

- И бросаем!

Наши мышцы не устали –

И ещё послушней стали!

Нам становиться понятно:

Расслабление приятно.

2.  Кораблик.

Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и посильнее упритесь ими в пол. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмём к полу правую ногу. (Правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижмём левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая рука расслаблена. Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую - расслабляем!

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Обращают внимание детей на напряжённое и расслабленное состояние мышц ног.

После расслабления ног дети рассаживаются и проводится пауза покоя.

Снова руки на колени,

А теперь – немного лени…

Напряженье улетело –

И расслабленно всё тело…

Наши мышцы не устали

И ещё послушней стали.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Упражнения на расслабление мышц живота.

1.  Шарик.

Представьте, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так как будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. (Показать, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе.) это сильное напряжение неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик.. сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать! Вдох – выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох спокойный, не напряжённый.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем. (Делается вдох.)

Шарик лопнул – выдыхаем!

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко… ровно… глубоко…

Упражнение на расслабление мышц шеи.

1.  Любопытная Варвара.

Поверните голову влево, постарайтесь сделать это так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твёрдые, как каменные. Вернёмся в исходное положение. Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Ещё больше! Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Теперь мышцы шеи справа напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно… Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. Слушайте и делайте, как я.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо

А потом опять вперёд –

Тут немного отдохнёт.

Шея не напряжена!

И расслаблена… (2 раза в каждую сторону.)

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!.. Выпрямились! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте, как я!

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, всё дальше вверх!

Возвращается обратно

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена!

А сейчас мелено опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твёрдые. Выпрямились. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. Слушайте и делайте, как я!

А теперь посмотрим вниз

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно,

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена!

Упражнения на расслабление мышц лица.

1.  Хоботок.

Вытяните губы хоботком. (Показать, как надо вытянуть губы.) напряглись губы. А теперь они стали мягкими, ненапряжёнными. (Показать спокойное положение губ: рот слегка приоткрыт, губы расслаблены.) слушайте и делайте, как я.

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Губы не напряжены

И расслаблены… (2-3 раза.)

2.  Лягушки.

Внимательно посмотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Показать движение губ, соответствующее артикуляции звука «и», обратить внимание на напряжение и расслабление губ.) А теперь слушайте и делайте, как я.

Мы весёлые лягушки

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну  - перестану!

Губы не напряжены

И расслаблены…

3.  Орешек.

Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Показать, как надо сжать зубы.) Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, всё расслаблено. Слушайте и делайте, как я.

Зубы крепче мы сожмём,

А потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Приложение №3

Учителям и воспитателям средней школы.

Здоровьесберегающие технологии во время урока и самоподготовки.

МЕТОДИКА “ГИМНАСТИКА МОЗГА”

Захарова Р. А.. Чупаха И. В.

Интерпретация и адаптированный вариант работы докторов Пола И.Деннисона и Гейл Деннисон “Гимнастика мозга”.

Программа основана на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и учебных достижений личности:

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.

Далее предлагаются четыре типа упражнений в инструктивном изложении, т.е. так, как должны произносить инструкцию взрослые при индивидуальных или групповых занятиях с детьми.

 1. Движения, пересекающие среднюю линию тела.

Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.

1.1. Упражнение “Перекрестные шаги и прыжки” (можно под музыку или пение).

Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь — левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.

1.2. Упражнение “Ленивые восьмерки”.

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.

А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими  одновременно.

1.3. Упражнение “Двойной рисунок”.

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:

- навстречу друг другу;

- вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;

- разводя в разные стороны.

1.4. Упражнение “Алфавит восьмерками”.

Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом:

- симметричные, т. е. одинаковые, справа и слева в центр восьмерки, например: х, ф.

- асимметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, э.

- асимметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, т.

Правильное расположение:

1.5. Упражнение “Слон”. 

Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть .туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.

1.6. Упражнение “Вращение шеи”. 

Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.

1.7.   Упражнение “Рокер” расслабляет бока после длительного сидения.

Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед до тех пор, пока напряжение не исчезнет.

1.8. Упражнение “Брюшное дыхание”, выполняется перед обедом для того, чтобы расслабиться и лучше переварить пищу.

Положите руку на брюшную область. Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие.

1.9. Упражнение “Перекрестный шаг сидя”. Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено - правый локоть.

1.10. Упражнение “Энергизатор” помогает расслабиться.

Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.

 

 

2.

2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении.

2.1.  Упражнение “Сова”.

Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

2.2.  Упражнение “Активизация руки”.

Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.

2.3.  Упражнение “Сгибание стопы ног”.

Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.

2.4. Упражнение “Помпа икр ног”. 

Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.

2.5. Упражнение “Гравитационное скольжение”.

Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз — выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).

2.6. Упражнение “Заземлитель”.

Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох — выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.

 3. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела.

3.1. Упражнение “Кнопки мозга”, выполняется перед чтением.

Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки.

3.2. Упражнение “Кнопки Земли”.

Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой — к верхнему краю лобовой кости. Вдохните “энергию” глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.

3.3. Упражнение “Кнопки баланса”. 

Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. “Вдохните” энергию. Минутой позже надавите в 'углублении за левым ухом и “выдохните” энергию.

3.4. Упражнение “Кнопки космоса”. 

Прикоснитесь двумя пальцами правой руки над верхней губой, а левую руку положите на копчик. Постойте так в течение минуты, “вдыхая” энергию вверх по позвоночному столбу.

3.5. Упражнение “Энергетическая зевота”. 

Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.

4.1. Упражнение “Крюки”. Поза, углубляющая позитивное отношение, поднимает настроение.

Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу.

Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.

 Вышеописанные 22 упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей.

Таблица 1. Представляет систему использования упражнений для развития следующих навыков:

— активное слушание, т. е. слушание, включающее внутреннюю и внешнюю обратную связь (упражнения: 1.5; 3.2; 3.4);

— понимающее чтение, т.е. чтение сосредоточенное, требующее восприятия и переработки языковой информации (упражнения: 1.2; 1.4; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 3.4);

— письмо, правописание (упражнения: 1.2; 1.3; 1.4; 1.6; 2.1; 2.2; 2.4; 2.5);

— математика, т. е. способность работать с многомерными и многонаправленными системами (упражнения: 1.3; 1.5; 1.6; 2.1; 2.4; 2.5; 3.1);

— навыки выполнения домашних заданий, т. е. интерпретация внутренней речи, образов, относящихся к мышлению (упражнения: 1.1; 1.5; 1.6; 2.1; 2.2; 3.2; 3.3);

— творческое мышление, т.е. способность интегрировать знания и мысли других людей в собственный опыт (упражнения: 1.1; 1.3; 1.7; 1.10; 2.2; 3.1; 3.2);

— выполнение контрольных работ, т. е. способность выпустить из себя творчество в ответственный момент (упражнения: 1.3; 1.1; 1.8; 2.3; 3.3; 3.4);

— быстрое чтение, т. е. способность быстро просматривать и бегло читать (упражнения: 1.1; 1.2; 1.4; 2.1; 2.2; 2.3; 2,4; 2.5; 2.6; 3.4);

— навыки самосознания. Образ  “Я”. Способность сохранить самонаправленность в любых ситуациях (упражнения: 1.6; 1.9; 3.1; 3.3; 3.5; 4.1);

—координация целостного движения тела для спорта и игры. Связь мозга и тела в принятии решений относительно движения (упражнения: 1.1; 1.7; 1.8; 1,10; 3.3; 3.4; 3,5).

 

В работе с детьми рекомендуем взрослым (педагогам, родителям) системно применять упражнения гимнастики мозга для тренинга определенных функций.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Приложение №4

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Виды мероприятий

Сроки проведения

Возраст

участников

Место проведения

День здоровья «Золотая осень» (кросс)

14-15 сентября

1-9 классы

ГКОУ СКОШИ №73 площадки школы

Легкоатлетическое двоеборье городская Спартакиада «Надежда»

29-30 сентября

6-9 классы

По плану центра физического воспитания ГБПОУ «Воробьевы горы»

Мини футбол

3-4 октября

5-9 классы

ГКОУ СКОШИ №73 футбольное поле

Мини футбол

Старший возраст

Младший возраст городская Спартакиада «Надежда»

12-14 октября

06-08 октября

6-9 классы

По плану центра физического воспитания ГБПОУ «Воробьевы горы»

Мини волейбол

8 ноября

5-7 классы

ГКОУ СКОШИ №73 спортивный зал

Волейбол

9 ноября

8-9 классы

ГКОУ СКОШИ №73 спортивный зал

Мини волейбол

10 ноября

Учителя, дети, родители

ГКОУ СКОШИ №73 спортивный зал

Мини волейбол городская Спартакиада «Надежда»

15-17 ноября

6-9 классы

Школа-интернат №102, ул.Нансена, д.14

Подвижные игры:

«Вышибалы»

«Перестрелка»

22 ноября

23 ноября

1-2 классы

3-4 классы

ГКОУ СКОШИ №73 спортивный зал

Настольный теннис

01 декабря

5-9 классы

ГКОУ СКОШИ №73 рекреация 3-го этажа спального корпуса

Настольный теннис городская Спартакиада «Надежда»

07-08 декабря

6-9 классы

Школа-интернат№95, Симферопольский бульвар, д.20

День здоровья «Зимушка-зима»

17 января

1-9 классы

ГКОУ СКОШИ №73 площадки школы

Лыжные гонки городская Спартакиада «Надежда»

 08-09 февраля

6-9 классы

КСК «Битца» Балаклавский проспект, д.33

Армрестлинг

16 февраля

5-9 классы

ГКОУ СКОШИ №73 актовый зал

День здоровья «Широкая масленица»

20 февраля

1-9 классы

ГКОУ СКОШИ №73 площадки школы

«Веселые старты»

1 марта

2 марта

1-2 классы

3-4 классы

ГКОУ СКОШИ №73 спортивный зал

«Веселые старты»

15 марта

Дети, родители, учителя

ГКОУ СКОШИ №73 спортивный зал

Шашки

13 апреля

5-9 классы

ГКОУ СКОШИ №73, кабинет №105

Легкоатлетический бег

городская Спартакиада «Надежда»

3-5 мая

6-9 классы

ГБОУ СКШ №869, ул. Бехтерева, д.51

Закрытие городской Спартакиады «Надежда»

17-18 мая

6-9 классы

Центр  физического воспитания ГБПОУ «Воробьевы горы», ул. Нижняя Радищевская, 12

День здоровья «День защиты детей»

26 мая

2-8 классы

ГКОУ СКОШИ №73 площадки школы

                         

Список использованной литературы:

1. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16. - С.123 -127.

2.  Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. - 15с.

3.  Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей / М.М. Безруких // Магистр. - 1999. - № 3. - С.30-38.

4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.

5.Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001. - 160 с.

6. Здоровье воспитанников и обучающихся: психологическое, педагогическое и медицинское сопровождение в системе образования, под ред. Минько Н.Г. – М., 2008

6.Ирхин В., Ирхина И. Учитесь на здоровье - М., 2008г.

7. Ким С.В. Валеологическая безопасность научно-методической деятельности педагога сферы физкультурного образования / С.В. Ким - СПб.: Шатон, 2003. - 203 с.

8. Попова А.И. Здоровьесохраняющая среда в школе / А.И. Попова // Образование. - 2001. - № 4. - С.80-84.

9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н.К. Смирнов - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.

10.Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие /Под общей редакцией Н.В.Сократова. М.,. Сфера, 2005.

11.Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей - Санкт – Петербург, 2004г.