Физическая самоподготовка и самоконтроль старшеклассников
методическая разработка по физкультуре на тему

Криворотов Владимир Семенович

Физическая самоподготовка и самоконтроль старшеклассников:

-понятие общей физической подготовки (ОФП);

- основные задачи ОФП;

-планирование организации тренировочного процесса;

- контроль за физической подготовкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz.samopodgotovka_i_samokontrol.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая проблема

«Физическая самоподготовка и самоконтроль старшеклассников»

Из опыта работа

учителя физического воспитания

Криворотова Владимира Семеновича

Проблема, над которой я работаю:

«Физическая самоподготовка и самоконтроль старшеклассников»

  1. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человека. В отличие от других видов подготовки в ОФП развитие физических качеств осуществляют с целью достижения и сохранения оптимального уровня общей работоспособности, поддержание высокой функциональной активности и социальной деятельности. Вместе с тем на основе ОФП осуществляют специальную профессионально-прикладную физическую подготовку, которая обеспечивает готовность человека активно включаться в конкретную профессиональную деятельность.

Основные задачи, решаемые в процессе ОФП, включая и самостоятельные формы организации занятий, заключаются в повышении:

- функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма – дыхания, кровообращения, энергообеспечения; 

- уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость, координация); 

- адаптивных (приспособительных) свойств организма к социально-экологическим и климатическим условиям среды жизнеобитания человека; 

- защитных функций организма, устойчивости к заболеваниям, психическим напряжениям и стрессам; 

- профессионального уровня, специальной работоспособности, а также в обеспечении функциональной готовности человека к профессионально-прикладной физической подготовке, включающей в себя освоение новых форм движений и видов профессиональной деятельности.      

        В ОФП очень важно планирование организации тренировочного процесса. Планирование включает в себя:

- выбор физических упражнений по признакам их воздействия на функциональную активность органов и систем организма;

- определение величины нагрузки, ее объемы и продолжительности, как в отдельно взятом занятии, так и в системе занятий;

- разработку содержания каждого занятия и системы занятий на недельный, месячный, полугодовой и годовой периоды.   

Планирование ОФП обязательно осуществляется на основе результатов контроля физической подготовки занимающихся, и в первую очередь по результатам развития основных физических качеств.

        Приступая к планированию самостоятельных занятий, необходимо определить уровень своей физической подготовленности. Для этого надо провести тестирование развития физических качеств и полученные результаты сравнить с нормативными требованиями, которые задаются в школьной программе. Сравнивая свои данные с требованиями программы, выявляют либо отставание, либо опережение в развитии физических качеств и соответственно этому определяют направленность тренировочного процесса (например, если выявлено отставание по показателям выносливости, то, естественно, в содержание занятий включают достаточно большой объем упражнений на развитие именно этого качества и, наоборот, если отставание по показателям силы, то задаются преимущественно упражнения силовой направленности).

       Определив направленность ОФП и отобрав соответствующие физические упражнения, приступают к планированию тренировочного процесса. Вначале определяют количество занятий в недельном цикле (например; 3 занятия) и устанавливают их продолжительность (например,/ 60 мин). После этого для каждого занятия первого недельного цикла разрабатывают план-конспект. По окончании первого цикла определяют содержание занятий для второго цикла и т. д. Разрабатывая содержание каждого последующего цикла, необходимо учитывать переносимость нагрузки в предыдущем цикле. Если реакция организма па нагрузки была нормальной (бодрое и веселое настроение, хороший и крепкий сон, высокая работоспособность в течение всего дня), то величину нагрузок повышают; если же появились негативные симптомы (нарушение сна, плохой аппетит, вялость, усталость, боли в мышцах), то нагрузки не изменяют или даже несколько снижают. Величину нагрузок подбирают и регулируют по показателям частоты сердечных сокращений, ориентируясь на научно установленные режимы: оздоровительные (до 120 уд/мин); поддерживающие (до 140 уд/мин); развивающие (до 160 уд/мин); тренирующие (свыше 160 уд/мин).

  1. В процессе занятий физическими упражнениями используют преимущественно два вида контроля. Первый— контроль за функциональным состоянием организма во время занятий. Основное его назначение — регулирование величины нагрузки во время занятий, оценка реакции организма в ответ на выполняемые упражнения. При таком контроле используют замеры показателей частоты сердечных сокращений, фиксируют внутреннее ощущение, оценивают характер восстановления организма после выполнения упражнений. Второй вид — контроль за эффективностью тренировочных занятий, позволяющий оценивать результативность целостного педагогического процесса. Данный вид контроля включает в себя тестирование показателей физической подготовленности и их последующее сопоставление с показателями, которые были запланированы.

         Контроль за физической подготовленностью подразделяют на предварительный, рубежный и итоговый. Основная задача предварительного контроля — проверка начального уровня подготовленности и последующее сравнение полученных результатов с запланированными. В зависимости от выявляемых различий определяют целевую направленность физической подготовки: на преимущественное развитие либо выносливости, либо быстроты, либо силы, либо гибкости. После этого определяют продолжительность тренировочного процесса (например, шесть месяцев) и количество занятий в недельном цикле.

          Отобрав упражнения соответствующей направленности и спланировав их выполнение на месячный цикл, приступают к тренировочному процессу. В конце месячного цикла тренировочных занятий проводят рубежный контроль. По его результативности оценивают эффективность тренировочного процесса, динамику прироста результатов физической подготовленности. На основе этих данных при необходимости вносят изменения в план тренировочных занятий, увеличивают или уменьшают величину нагрузок, изменяют содержание упражнений.

          Итоговый контроль осуществляется по истечении запланированного периода физической подготовки. На основании полученных итоговых результатов намечают новые задачи и соответственно им планируется следующий период подготовки.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П О С О Б И Е ПО САМОПОДГОТОВКЕ, САМООЦЕНКЕ И САМОКОНТРОЛЮ тема: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по специальностям: Сестринское дело, Лечебное дело, Фармация, Лабораторная диагностика. Тематика и задания выбраны с учетом реали...

П О С О Б И Е ПО САМОПОДГОТОВКЕ, САМООЦЕНКЕ И САМОКОНТРОЛЮ тема: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

Пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по специальностям: Сестринское дело, Лечебное дело, Фармация, Лабораторная диагностика. Тематика и задания выбраны с учетом реали...

П О С О Б И Е ПО САМОПОДГОТОВКЕ, САМООЦЕНКЕ И САМОКОНТРОЛЮ тема: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

Пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по специальностям: Сестринское дело, Лечебное дело, Фармация, Лабораторная диагностика. Тематика и задания выбраны с учетом реали...

П О С О Б И Е ПО САМОПОДГОТОВКЕ, САМООЦЕНКЕ И САМОКОНТРОЛЮ тема: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

Пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по специальностям: Сестринское дело, Лечебное дело, Фармация, Лабораторная диагностика. Тематика и задания выбраны с учетом реали...

П О С О Б И Е ПО САМОПОДГОТОВКЕ, САМООЦЕНКЕ И САМОКОНТРОЛЮ тема: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

Пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по специальностям: Сестринское дело, Лечебное дело, Фармация, Лабораторная диагностика. Тематика и задания выбраны с учетом реали...

П О С О Б И Е ПО САМОПОДГОТОВКЕ, САМООЦЕНКЕ И САМОКОНТРОЛЮ тема: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА И ЕЕ РОЛЬ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

Пособие предназначено для организации самостоятельной работы студентов по специальностям: Сестринское дело, Лечебное дело, Фармация, Лабораторная диагностика. Тематика и задания выбраны с учетом реали...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ"МОНИТОРИНГ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ"

обеспечение здоровьесберегающих подходов в организации работы по физическому воспитанию, развитие у школьников навыков самоконтроля за своим физическим развитием и функциональным состоянием орга...