Методические рекомендации по теме: «Физическая подготовка борцов»
методическая разработка по физкультуре (11 класс) по теме

Физическая подготовка в спортивной борьбе - это процесс достижения и поддержания такой физической подготовленности борца, которая обуславливает высокую результативность в поединке. Для того чтобы побороть своего соперника, положить его на лопатки, нужны сила, ловкость, выносливость, быстрота. Не менее важны эти качества и при отражении атак соперника. Сочетание этих качеств, степень их развития и определяют физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_ped.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПОРТИВНАЯ ШКОЛА №3 ПО ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО ТЕМЕ: «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОРЦОВ»

Составила: Бурындина О.Н.

Методист МБОУ ДО СШ № 3

Краснодар, 2018

Содержание

1.Введение

2.Общая и специальная физическая подготовка

3.Развитие силы

4.Воспитание быстроты

5.Методика воспитания ловкости

6.Методика воспитания выносливости

7.Развитие гибкости

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовка в спортивной борьбе - это процесс достижения и поддержания такой физической подготовленности борца, которая обуславливает высокую результативность в поединке. Для того чтобы побороть своего соперника, положить его на лопатки, нужны сила, ловкость, выносливость, быстрота. Не менее важны эти качества и при отражении атак соперника. Сочетание этих качеств, степень их развития и определяют физическое развитие.

Особенности структуры практических спортивных занятий вытекают прежде всего из их направленности на достижение максимального тренировочного эффекта применительно к избранному виду спорта. Хотя содержание занятий может иметь в зависимости от этапов тренировки и других обстоятельств как комплексный, так и узкопредметный характер, все же для большинства из них не характерна множественность решаемых задач. Решение всей совокупности задач спортивного совершенствования достигается путем увеличения общего числа тренировочных занятий, вплоть до нескольких занятий на протяжении одного дня и до 500 занятий в год у спортсменов высшей квалификации.

2. ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Для роста результатов в необходимо проводить подготовку в двух направлениях:

  • увеличивать объем общей физической подготовки;
  • улучшать качество специальных двигательных способностей.

В соответствии с этими физическая подготовка в борьбе делится на общую и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на всестороннее развитие борца. Ее цель улучшить физические и двигательные возможности организма, увеличить силу основных мышечных групп, а также расширить запас общих навыков движения, в свою очередь способствующий более быстрому приобретению специальных навыков. Общему направлению всесторонней физической подготовки, главные черты которой определяет специализация, должны соответствовать и используемые средства. Для борьбы предпочтительны упражнения, развивающие выносливость, гибкость, ловкость и скорость, статическую и динамическую силу. Можно использовать множество упражнений, не имеющих на первый взгляд отношения к борьбе.

Наибольший удельный вес общая физическая подготовка занимает на начальных этапах процесса многолетней подготовки юных спортсменов. С возрастом и повышением мастерства доля общей физической подготовки уменьшается, а специальной увеличивается. Однако на отдельных этапах годичного цикла в старших возрастных группах возможны различные варианты соотношений этих видов подготовки, в том числе и временное расширение объема средств общей физической подготовки.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных способностей, необходимых в борьбе. В отличие от общей она опирается на структуру и характер двигательной деятельности. То означает, что упражнения тренер должен выбирать такие, которые способствовали бы достижению нужного результата. Они могут выполняться как на ковре, так и вне ковра. Средств для этой цели гораздо меньше, чем в общей физической подготовке. В тренировочном процессе обе части физической подготовки взаимосвязаны и дополняют друг друга.

3. РАЗВИТИЕ СИЛЫ

Сила - это способность человека противодействовать внешнему сопротивлению и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

В зависимости от способа работы мышц в спортивной деятельности борца различают две основные силы - статическую и динамическую.

Выделяют:

  • общую тренировку: статического и динамического характера, которая систематически усиливает отдельные группы мышц и таким образом обеспечивает возможности конкретных двигательных структур. В данном случае происходит повышение потенциальных силовых возможностей больших групп мышц (мышц спины, нн, брюшного пресса, предплечья) - основы для правильного выполнения специальных движений;
  • специальную тренировку, развивающую мышцы, которые непосредственно участвуют в типичных двигательных структурах.

Тренируя силу, следует применять упражнения, которые отвечают форме движения борцов, только так можно достичь необходимых специальных морфологических и биохимических адаптаций.

В обоих примерах (обычная и специальная тренировки) необходимо следить за оптимальным развитием силы. Это значит, что силу следует развивать до такой степени, чтобы она могла обеспечить максимальную скорость движения и в то же время не стала помехой для технического использования типичных двигательных структур.

Результативность борцовского поединка - это итог идеального соединения силы и техники.

Метод максимальных усилий.

Используется для подготовки давно подготовленных спортсменов. При таком методе нагрузка субмаксимальна и даже максимальна (85-100% максимальной мощности). Обычные средства при максимальных нагрузках - штанга, борцовский манекен, гимнастические снаряды, напарник.

Метод динамических нагрузок.

Используется для развития способностей быстро проявлять силу. Необходимая силовая нагрузка достигается формой перемещения определенного отягощения в более быстром темпе, что обеспечивает улучшение нервно-мышечной координации. Динамические упражнения требуют точности всех компонентов внешней нагрузки. Интервалы отдыха между сериями 2-4 мин. Обычные средства: средняя и малая штанги, набивные мячи, гриф штанги, гантели.

Метод повторных нагрузок.

Состоит в повторении упражнения со средним (малым) отягощением до легкой усталости. Вес отягощения, легко поднимается при первых повторениях, постепенно приближается к максимуму и является физиологическим импульсом к применению большой силы. Этот метод особенно влияет на выносливость при развитии силы.

Метод изометрических нагрузок.

Используют для хорошо подготовленных борцов. Продолжительность изометрического напряжения близко к верхней границе интенсивности (максимально 80-90%), должна составлять 4-5 секунд, а при предельной интенсивности (100%) - 1-2 секунды. Изометрические упражнения влияют на выносливость мышц. Продолжительность мускульного напряжения средней интенсивности (максимально 60-80 %) должна составлять 10-12 секунд, интервал для отдыха 2-4 минуты.

Средства воспитания силы:

  •  упражнения (индивидуально и в парах), лазание по канату, упражнения с набивными мячами, а также с малыми, средними и большими гантелями, с грифом штанги, с партнером, с эспандером, прыжки, и элементы упражнений из других видов спорта.

Методические указания

Чтобы избежать травм, необходимо соблюдать ряд методических требований:

1) выполнению упражнений обязательно должна предшествовать разминка;

2) большие отягощения допустимы лишь при хорошо восстановившихся мышцах, чему способствует достаточно продолжительные интервалы отдыха между подходами;

3) при появлении болей в мышцах и суставах следует сразу прекратить выполнение упражнений;

4) следует тренировать мышцы спины, что снижает нагрузку на позвоночник; при тренировке силы обязательны упражнения на расслабление и стретчинг.

4. ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ

Быстрота - это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Используемые методы:

Метод повторения движения при максимальном усилии - основной в воспитании быстроты простейших навыков и более сложной двигательной деятельности. Характерный признак этого метода - длительные интервалы отдыха, необходимые для полного восстановления организма перед следующей попыткой. Этот метод дополняется методом динамического усилия, способствующим воспитанию силы при высоких скоростях.

Средства воспитания быстроты.

Воспитание силы (динамической), спринт (гладкий бег - с ускорением, семенящий, высоко поднимая колени, приставным шагом; по склону - вверх и вниз; со склона, переходящий в бег вверх по склону и др.); упражнения на ловкость с быстротой реакции; акробатические упражнения, выполняемые с максимальной быстротой, бег (комбинированный, с препятствиями, боком, с изменением направления, «слаломный»).

Средства воспитания быстроты.

Различные отработка борцовских комбинаций, выполняемых максимально интенсивно; специальные упражнения для воспитания силы.

5. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ЛОВКОСТИ

Ловкость - это двигательная особенность, влияющая на общий двигательный уровень.

Основной метод воспитания ловкости - комплексный метод повторения движений, требующих хорошей координации.

Ловкость воспитывается, в основном, в двух направлениях:

1) заключается в систематической отработке самых разных упражнений, требующих высокой координации и обеспечивающих большой двигательный опыт. Диапазон двигательных навыков можно расширить, овладев техникой различных двигательных структур общего характера, которые заметно отличаются от движений. Это акробатические упражнения, с отягощением, прыжки через снаряды, преодоление препятствий. Они помогают усваивать новые двигательные навыки и двигательные комбинации. Чем разнообразнее двигательный опыт, тем быстрее и точнее их реакция на вновь возникшие двигательные ситуации.

2) направление развития ловкости - развитие способности быстро и точно использовать приобретенные навыки в решении важнейших двигательных задач. Сначала объединяют и комбинируют уже усвоенные навыки. Потом появляются новые оригинальные решения (особенно в неожиданно возникающих ситуациях).

Методические указания

Как и упражнения на воспитание быстроты, упражнения, требующие высокой координации, включают в начальную стадию тренировки после тщательной разминки, когда физическое и психическое состояния спортсмена оптимальны. Упражнения на ловкость приводят к довольно быстрому утомлению ЦНС. Поэтому для отдыха необходимы такие интервалы, которые достаточны для относительного восстановления сил. В одном тренировочном занятии объем упражнений на ловкость должен быть небольшим, зато упражнения на ловкость надо чаще включать в тренировку.

В процессе воспитания ловкости используются разные методические приемы усложнения координационной структуры привычных упражнений. Это достигается путем:

  • введения необычных исходных положений при бросках, переворотах, захватах;
  • зеркального выполнения упражнений;
  • изменения пространственных границ, в пределах которых выполняется упражнение (уменьшение размеров ковра);
  • усложнения упражнений посредством добавочных движений;
  •  противодействия в подвижных играх (с различными соперниками).

6. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

Выносливость - способность противостоять утомлению, возникающему при выполнении нагрузки.

Непрерывный метод.

Для данного метода характерна продолжительная нагрузка без перерывов. Скорость может быть равномерной, постепенно увеличивающейся либо уменьшающейся. Продолжительность нагрузки зависит от тренированности и от возраста. Обычно она составляет 30-60 минут. Частота пульса при этом должна достигать 150-170 ударов в минуту.

Метод чередования.

При этом методе во время продолжительной нагрузки на выносливость скорость меняется планомерно. В заранее обусловленное время интенсивность должна повышаться так, чтобы организм вынужден был работать при недостатке кислорода. В следующем временном отрезке этот недостаток, однако, должен восстанавливаться. Частота пульса при нагрузке должна доходить до 180, при отдыхе - до 140 в мин.

Интервальный метод

Основа метода - чередование нагрузки и отдыха в строго ограниченные отрезки времени. По характеру и влиянию на организм интервальный метод ближе к нагрузке, которую испытывает борец во время поединка.

Средства воспитания выносливости

Для развития выносливости используют самые разнообразные упражнения циклического и ациклического характера: лыжные гонки, бег, езда на велосипеде, плавание, подвижные и спортивные игры.

Эффективным средством развития выносливости (скоростной, силовой, координационной) являются специально-подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы

Методические указания.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет. Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. Достижение максимального уровня развития выносливости, играет важную роль в избранном виде спорта. 

7. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ

Гибкость - это способность игрока выполнять различные движения с большой амплитудой.

Методические указания.

Гибкость следует развивать систематически. Эти упражнения обязательны в утренней зарядке и в разминке. Тренировка проводится после тщательной разминки, очень активно. Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной - увеличиваются. Снижение активной гибкости в состоянии утомления объясняется снижением силы и эластичности мышц, ухудшением способности к расслаблению. В утомленных мышцах раньше возникает охранительное напряжение (миотатический рефлекс). В связи с этим в состоянии утомления (в конце тренировочного занятия) - целесообразно давать упражнения на пассивную, а не на активную гибкость.

При переходе на пассивные упражнения с участием партнера повышаются осторожность и внимательность спортсмена. Лучше всего воспитывать гибкость в младшей возрастной группе. При развитии гибкости следует учитывать, что часто спортсмены из-за недостаточной силы соответствующих мышц не в состоянии достигать большой амплитуды движений. В связи с этим для повышения гибкости необходимо гармонично развивать силу мышц, участвующих в том или ином движении. Для развития гибкости ее поддержания применяются упражнения, выполняемые с максимально возможной амплитудой движения, упражнение на растягивание. Эти упражнения могут быть активными и пассивными.

К упражнениям, развивающим гибкость, относятся:

  • маховые движения отдельными звеньями тела;
  • пружинящие упражнения;
  • все активные движения, выполняемые с максимальной амплитудой;
  • статические упражнения, связанные с сохранением максимальной амплитуды в течение нескольких секунд.

Эти упражнения можно выполнить с небольшим отягощениями (набивные мячи, «блины» и другие предметы); с упругими предметами (амортизаторы, резина); с помощью партнера, с дополнительным усилием, прилагаемым самим выполняющим.

Заключение

Высокий уровень физической подготовленности, достигнутый в процессе многолетней тренировки, позволяет более эффективно решать задачи технико-тактической подготовки и является необходимой предпосылкой и основной для достижения высоких спортивных результатов.

В целом физическая подготовка борцов направлена на укрепление опорно - двигательного аппарата, повышение возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем, развитие двигательных качеств и укрепление здоровья.

 «Чем больше трудностей в борьбе, Тем и победа будет краше»

(Лопе де Вега)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОФП И СФП

Физическая подготовка – это процесс, направленный на развитие физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. В...

Методические рекомендации на тему"Подготовка и проведение диктантов в профессиональном училище"

Использование диктантов с профессиональном уклоном позволяет повысить интерес учащихся к русскому языку...

Средства для совершенствования физической подготовки борца

В этом разделе приводятся упражнения, знакомство с которыми начинается в группах начальной подготовки и продолжается в течение всех лет занятий борьбой.Одно из главных требований, которое следует учит...

Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы

Рекомендации тренеру- преподавателю вольной борьбы...

Методические рекомендации по развитию физических качеств, необходимых в процессе подготовки спортсменов-танцоров на этапе углубленной специализации.

В работе предлагается одна  из методик  развития физических качеств танцоров-спортменов, использующая разработанный комплекс тренировочных упражнений....

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ ВФСК «ГТО»

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населе...

«Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы»

laquo;Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы»...