Главные вкладки

    Дополнительная общеразвивающая программа подготовки по виду спорта тхэквон-до
    рабочая программа по физкультуре на тему

    Известно, что существует большое количество детей имеющих слабое физическое развитие, но желающих заниматься физической культурой и спортом. Ввиду сложившегося положения данная категория детей не имеет возможности заниматься в спортивной школе в основных спортивных группах.Организация и введение в спортивной школе  групп СО помогает решить эту задачу и привлечь к активным занятиям физической культурой и спортом дополнительные людские ресурсы, которые восполнят ряды позитивно ориентированных групп детей и подростков. Дети не прошедшие тестирование в спортивные группы начальной подготовки, но имеющие допуск медицинского учреждения зачисляются в группы СО.Настоящая программа деятельности для воспитательных учреждений, непосредственно связанных с развитием тхэквондо (ВТФ) как вида спорта, и так и формированием здорового образа жизни для спортивных групп, имеет направленный воспитательный, спортивно-оздоровительный и обучающий характер работы с детьми, подростками.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Оглавление

    I.      Пояснительная записка.        4

    Сроки реализации программы        7

    Ожидаемые результаты.        7

    II. Учебно-тематический план.        8

    III. Содержание программы.        9

    1.  Теоретическая подготовка.        9

    2. Общая физическая подготовка.        10

    3.Техническая и специальная физическая подготовка        11

    4.Соревновательная подготовка.        12

    5.Спортивные и подвижные игры.        12

    Примеры  игровых  заданий для спортивно-оздоровительных групп.        12

    IV. Содержание программы.        26

    Список литературы        28

    Приложение № 1        29


                                                                                                                                                                                                                I.      Пояснительная записка.

    Дополнительная общеразвивающая программа  по тхэквондо  для МАУ ДО ДЮСШ станицы Петровской МО Славянский район разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «о физической культуре и спорте Российской Федерации», методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, приказом Минспорта РФ «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельностью в области физической культуры и спорта» от 27.12.2013 г. № 1125, приказом Минспорта России от 27.03.2013 N 145 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта тхэквондо ВТФ".

    При составлении программы использовались материалы Развивающей программы по тхэквондо (ВТФ) для системы дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ,  специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, автор   Жунусов Жумаш Жаныбекович  и Комплексной программы физического воспитания  учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич. Москва, 2008г.

    Направленность программы дополнительного образования «Дополнительная программа по тхэквондо ВТФ на спортивно-оздоровительном этапе» – физкультурно-спортивная.

    Тхэквондо (ВТФ)

            Тхэквондо (ВТФ) является  неигровым видом спорта, имеющим международное спортивное объединение, получившим признание Международного олимпийского комитета и включенным в олимпийскую программу. Соревнования по тхэквондо (ВТФ) проводятся по весовым категориям, в которых есть ограничения по возрасту. В зависимости от возраста учащиеся (участники соревнований) подразделяются на возрастные группы: мальчики и девочки; юноши и девушки; юниоры и юниорки; мужчины и женщины.

            Для тхэквондо (ВТФ) характерно непосредственное контактное противодействие спортсменов-соперников. Поединки - это физическое и психологическое противостояние, которое требует активного проявления волевых качеств, инициативности, самообладания. В процессе спортивного совершенствования развиваются общая и специальная выносливость, силовые качества основных групп мышц и их скоростные характеристики, улучшаются ориентировочные реакции, повышается эффективность и продуктивность сенсорно-психических процессов. Велико прикладное значение (особенно для юношей) видов спорта, помогающих нейтрализовать соперника специальным приемом.

    Сложное сочетание физических, спортивно-технических и психических требований к спортсмену требует длительной подготовки при совершенствовании спортивного мастерства.

            Как вид спорта – тхэквондо (ВТФ) развивает различные физические качества занимающегося: ловкость, быстроту, силу, координацию, скоростно-силовые качества, силовую выносливость.

    Новизна, актуальность и педагогическая  целесообразность программы

    Актуальность. Известно, что существует большое количество детей имеющих слабое физическое развитие, но желающих заниматься физической культурой и спортом. Ввиду сложившегося положения данная категория детей не имеет возможности заниматься в спортивной школе в основных спортивных группах.

    Организация и введение в спортивной школе СОГ помогает решить эту задачу и привлечь к активным занятиям физической культурой и спортом дополнительные людские ресурсы, которые восполнят ряды позитивно ориентированных групп детей и подростков. Дети не прошедшие тестирование в спортивные группы начальной подготовки, но имеющие допуск медицинского учреждения зачисляются в СОГ.

    Настоящая программа деятельности для воспитательных учреждений, непосредственно связанных с развитием тхэквондо (ВТФ) как вида спорта, и так и формированием здорового образа жизни для спортивных групп, имеет направленный воспитательный, спортивно-оздоровительный и обучающий характер работы с детьми, подростками.

    Новизна программы заключается в возможности привлечения детей младшего возраста к занятиям тхэквондо. Педагогическая целесообразность заключается в ранней специализации в избранном виде спорта.

    Программа предусматривает развитие следующих стратегических направлений:

    - привлечение максимального числа детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом с раннего возраста;

    -  укрепление здоровья, утверждение здорового образа жизни и развитие жизненно важных двигательных качеств;

    - формирование первоначальных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья.

    Программа ориентирована на современные образовательные технологии: педагогику сотрудничества, групповые и игровые технологии. Основным содержанием обучения являются: физические (общеразвивающие, специальные и подводящие) упражнения, подвижные  игры, технические элементы вольной борьбы.

     Обучение ведётся на основе принципов, ориентирующих образовательный процесс на развитие нравственно и физически здоровой личности в соответствии с требованиями учебных планов и программ, включающих в себя: теоретическую, физическую, специальную, спортивно-техническую и другие подготовки.

    Программа решает следующие задачи:

    1.  Образовательные:

    - повышение уровня физической подготовленности с учётом индивидуальных особенностей, содействие гармоническому физическому развитию;

    - улучшение осанки, профилактику плоскостопия, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешне среды;

    - обучение основам техники тхэквондо.

    2. Развивающие:

    - развитие координационных способностей, силы, гибкости, выносливости;

    - развитие творческих способностей;

    - привлечение к занятиям тхэквондо максимального числа учащихся;  

    - формирование  навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.

    3. Воспитательные:

    - приобщение воспитанников к истории, традициям, культурным ценностям Отечества, Кубани, российского спорта;

    - развитие стремления следовать нормам гуманистической морали, культуры межличностных отношений, уважение к товарищам по команде независимо от национальности и вероисповедания;

    - формирование убеждённости в необходимости спортивной дисциплины, выполнения требований тренера.

    Отличительной особенностью данной программы  от уже существующих программ является то, что она, учитывая возрастные особенности детей, их физическую подготовленность, способствует овладению навыками тхэквондо с более раннего возраста.

    Самым действенным фактором проведения занятий учёт возрастных особенностей, которые определяет собой ту или иную степень успешности освоения программного материала. Воспитательный процесс в СОГ носит преимущественно познавательный и игровой характер. Каждое занятие обучает определённой деятельности учеников. Тренеры-преподаватели специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Деятельность учителя по организации творческой игровой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена каким-либо другим процессом. Воспитательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников к подвижным играм побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности, проявлению и развитию физических способностей. Внешние поощрения способствуют развитию положительной мотивации к игровым тренировкам.

    Каждый элемент базовой воспитательной программы процесса сопровождается оценкой его итогов, для дальнейшего рассмотрения, поощрения, наказания и коррекции. На каждом из этапов освоения программы важна поощрительная реакция тренера-преподавателя действий и творческих заданий. Важны усилия и старания, прилагаемые детьми для дальнейшего хода успешного воспитания. В процессе воспитания постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Всё содержание воспитания наполнено эмоциональными, познавательно-теоретическими, эстетическими, ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием воспитания. Во-первых, учащиеся усваивают правила поведения в спортивном зале. Во-вторых, удовлетворяется двигательная потребность детей. В-третьих, по мере общего развития учащихся налаживаются долговременные связи педагог-воспитанник. Постепенно происходит адаптация учащихся к физическим упражнениям, к обстановке воспитательного учреждения, умениям взаимодействия со сверстниками и более старшими учащимися. Поэтапное возрастное развитие позволяет развивать спортивную целевую установку на будущую деятельность в спорте высших достижений. Обязательна работа в коллективе, состоящего из специалистов воспитательного учреждения и членов семьи учащегося, самых заинтересованных сторон в становлении личности ребёнка. На данном этапе появляется дополнительное время и возможности для поиска перспективных учащихся и заинтересованных лиц, в развитии детей дошкольного возраста. Регулярный медицинский осмотр, щадящие игровые нагрузки позволят корректировать общевоспитательную деятельность.

    Возраст обучающихся  по программе не ограничен.

    Тхэквондо является сложнокоординационным, где двигательной базой являются гимнастические и акробатические упражнения, основу которых желательно закладывать в возрасте 5-7 лет.

    Требования международной организации ВТФ к техническому уровню занимающихся  обусловлены традиционными стилевыми параметрами (пхумсэ, кибон). Оптимальное время освоения данных требований – возраст с 7 лет

    Сроки реализации программы

    Срок реализации программы составляет весь период обучения.

    На протяжении всего периода обучения воспитанники знакомятся с понятиями о здоровье, здоровом образе жизни, режиме дня, двигательной активности, утренней гимнастике. Главное здесь – воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Проведение соревнований по упрощенным правилам приучают к умению анализировать, исправлять ошибки.

    Ожидаемые результаты.

    В результате освоения программы воспитанники должны иметь представление  способах и особенностях движений и передвижений человека, системе дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем, о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм, о физических качествах и общих правилах их тестирования.

    Воспитанники должны уметь составлять и правильно выполнят комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки, вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений, организовывать и проводить самостоятельные занятия, уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой. Правильно выполнять основы движений в ходьбе, беге, прыжках, акробатических упражнениях.

    II. Учебно-тематический план.

    Планирование представлено на 46 недель (276 часов).

    п/п

    Темы

    Кол-во

    часов

    1.

    Теоретическая подготовка

    10

    2.

    Общая физическая

    подготовка

    110

    3.

    Специальная физическая подготовка

    20

    4.

    Техническая подготовка

    30

    5.

    Соревновательная подготовка

    5

    6.

    Контрольные нормативы

    6

    7.

    Подвижные и спортивные игры

    95

    ВСЕГО ЧАСОВ 

    276

    Указанные разделы программы взаимосвязаны  и предполагают подготовку детей младшего возраста к занятиям тхэквондо.

    III. Содержание программы.

    1.  Теоретическая подготовка.

    Техника безопасности на занятиях тхэквондо. Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках, в плавательном бассейне. Правила поведения на занятиях по тхэквондо. Техника безопасности при выполнении различных общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений. Запрещённые действия в тхэквондо.

    Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Здоровье и физическое развитие человека. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека.

    Выполнение основных движений с различной скоростью с предметами из разных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией. Выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений. Измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц (динамометрия).

    Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их самостоятельного выполнения; обучение движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.

    Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазание, ползание, перелезание, плавание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности. Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.

    Приемы закаливания. Воздушные ванны. Осенью и зимой принимать воздушные ванны 2 раза в день. Сначала по 5-10 мин., постепенно довести до 30-60 мин. (температура воздуха от +22 до -16°С). Воздушные ванны рекомендуются в сочетании с занятиями гимнастикой, подвижными и спортивными играми. Летом световоздушные ванны — 10-60 мин. и больше. Солнечные ванны. В средней полосе между 9-11 час. от 4 до 60 мин. (на всё тело). Водные процедуры. Обтирание — рано утром, после зарядки или до дневного сна 2-3 мин. Обливание — утром после зарядки, воздушной и солнечной ванн (летом) 40-120 сек. (в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей). Душ — утром перед едой или перед дневным сном. 90-120 сек. Купание в реке, водоеме. Первые купания при температуре воздуха +24°С, воды от +20°С, продолжительность около 2 мин. В дальнейшем пребывание в воде может быть постепенно увеличено до 10-15 мин. Хождение босиком. Осенью и зимой начинать с нескольких минут хождения босиком в комнате с постепенным увеличением продолжительности процедуры. Летом хождение по траве и грунту. При хорошем состоянии здоровья зимой возможны хождение и бег по снегу в течение 10-40 сек.

    Способы саморегуляции. Овладение приемами саморегуляции, связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения.

    Способы самоконтроля. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки). Тестирование физических (двигательных) способностей: скоростных, координационных, силовых, выносливости и гибкости.

    Влияние занятий тхэквондо на строение и функции организма человека. Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях тхэквондо. Основы техники и тактики тхэквондо. Правила соревнований по тхэквондо.

    Основы этикета тхэквондо (индивидуальная и групповая беседы)

    2. Общая физическая подготовка.

    Гимнастика: для развития силы — подтягивание на перекладине, сгибание рук в упоре лежа, сгибание туловища  лежа на спине, ноги закреплены, поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке, лазание по канату с помощью ног, без помощи ног. Для развития быстроты — подтягивание на перекладине за 20 с, сгибание рук в упоре лежа за 20 с. Для развития гибкости — упражнения на гимнастической стенке, упражнения для формирования осанки, упражнения на растяжку основных групп мышц. Для развития ловкости — кувырки вперед, назад (вдвоем, втроем), боковой переворот, подъем разгибом.

    Легкая атлетика: для развития быстроты — бег 10 м, 20 м, 30 м, прыжки в длину с места. Для развития ловкости — челночный бег 3 х 10 м. Для развития выносливости — кросс 800 м.

    Спортивные игры футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, рэгби, по упрощенным правилам  .

    Подвижные игры эстафеты, игры в касания, в захваты.

    Упражнения для комплексного развития качеств: поднимание и опускание плеч, круговые движения; из упора присев в упор лежа и снова в упор присев; наклоны вперед, назад, в сторону; прыжки на месте с поворотом на 90°, 180°, 360°; ходьба по рейке гимнастической скамейки, с поворотом, перешагивания через набивной мяч; кувырок вперед с захватом скрещенных ног, с закрытыми глазами, из стойки, с набивным мячом в руках; стойка на руках; переползания; лазание по гимнастической стенке; метания теннисного мяча на дальность, после кувырка вперед, на точность, перебрасывания мяча в парах; строевые упражнения — выполнение команд «направо», «налево», «кругом»; построение из колонны по одному в колонну по трое, размыкание вправо, влево от середины на вытянутые в стороны руки.

    3.Техническая и специальная физическая подготовка

    1.СТОЙКИ:

    ШИОТ СОГИ – стойка ожидания, ноги на ширине плеч, руки за спиной.

    ЧАРИОТ СОГИ – стойка «Внимание», пятки вместе носки врозь, руки по швам.

    МОА СОГИ – ступни вместе, руки по швам.

    НАРОНХИ СОГИ – ноги на ширине плеч, руки перед собой, сжаты в кулаки

    ДУЧУМ СОГИ – стопы параллельно, на расстоянии 1,5 стопы.

    АП СОГИ – высокая стойка.

    АП КУБИ – длинная стойка.

    ДВИТ КУБИ – стойка с опорой на сзади стоящую ногу

    2.ПЕРЕДВИЖЕНИЯ В СТОЙКАХ

    Передвижение вперед – назад в стойке АП СОГИ, АП КУБИ, ДВИТ КУБИ

    Прямолинейный степ — одношаговый — вперед, назад, влево, вправо.

    Вертикальный степ — вверх, вниз.

    Одиночные удары при одношаговом передвижении в сочетании с блоками: прямой удар нижний блок, боковой удар средний блок, толчковый удар верхний блок.

    2.УДАРЫ РУКАМИ.

    ДЖУЧУМ СОГИ АП ДЖИРУГИ – прямой удар кулаком, одиночный, двойной, тройной.

    АП СОГИ БАНДЭ ДЖИРУГИ – прямой удар кулаком с опорой на одноименную ногу

    АП СОГИ БАРО ДЖИРУГИ – прямой удар кулаком с опорой на разноименную ногу.

    АП КУБИ БАНДЭ ДЖИРУГИ – прямой удар кулаком с опорой на одноименную ногу

    АП КУБИ БАРО ДЖИРУГИ – прямой удар кулаком с опорой на разноименную ногу.

             

              3.БЛОКИ.

    АРЭ МАККИ – защита нижнего уровня.

    МОМТОМ МАККИ – защита среднего уровня.

    ОЛЬГУЛЬ МАККИ – защита верхнего уровня.

    4.УДАРЫ НОГОЙ.

    АП СОГИ АП ЧАГИ – прямой удар ногой.

    АП СОГИ МИРО ЧАГИ – прямой толкающий удар ногой.

    АП СОГИ ДОЛИО ЧАГИ – боковой удар ногой.

    АП СОГИ АН НЭРИО ЧАГИ – удар пяткой сверху по дуге снаружи.

    АП СОГИ БАККАТ НЭРИО ЧАГИ - удар пяткой сверху по дуге изнутри.

    5.ПХУМСЭ – технический комплекс.

    ТХЭГУК – ИЛЬ – ДЖАН

    4.Соревновательная подготовка.

    Формирование умений применять изученные элементы техники и тактики в учебной, тренировочной и соревновательной схватках.

    Применение изученных тактических и технических действий в условиях тренировочной схватки с известными и неизвестными партнёрами.

    Освоение знаний о правилах соревнований.

    Воспитание и навыков и формирование качеств, необходимых для участия в соревнованиях.

    Тренировочные поединки по упрощенным правилам.

            

    5.Спортивные и подвижные игры.

    Подвижные игры  являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. Они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.

    Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).

    При проведении учебно-тренировочных занятий используются подвижные игры с бегом и прыжками, метанием, лазанием и перелазанием, преодолением препятствий, сюжетные и ролевые игры. 

    Игры в касания: смысл игры – кто вперёд коснётся определенной части тела соперника. Игры в касания рассматриваются как упражнения, способствующие развитию серии качеств: видеть соперника, распределять и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать двигательные задачи. 

    Примеры  игровых  заданий для спортивно-оздоровительных групп.

    1. Игровые задания, направленные на обучение и совершенствование технических навыков тхэквондо:

    «Принеси команде балл»

    Игроки делятся на две команды. Из каждой команды выходит по одному игроку; вышедшие выполняют заданный технический элемент, который оценивается преподавателем по пятибалльной системе. Поочередно игроки меняются, участвовать должны все игроки равное количество раз. Полученные баллы суммируются, выигрывает команда, получившая большее количество баллов. «Шагни вперед»

    Подготовка: зал размечается параллельными линиями, находящимися на одинаковом расстоянии друг от друга (50 –70 см). Выделяется линия, находящаяся в центре зала.

    Ход игры: Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль центральной линии. По команде тренера участники выполняют заданный технический элемент или «связку». Игрок, выполнивший задание правильно делает шаг вперед; а участники, выполнившие задание неправильно – шагают назад. Выигрывают те, кто сделал больше шагов вперед.

    «Потерявшийся в пути»

    Игроки делятся на несколько команд, которые строятся в колонны по одному в начале зала. По команде тренера первые номера каждой команды должны пройти площадку, выполняя заданное техническое действие. Участник, выполнивший задание неправильно, выбывает из игры, считаясь «потерявшимся в пути». Далее задание выполняют 2-е, 3-е и т.д. номера. Выигрывает команда закончившая «путь» с наименьшим количеством потерь.

    «Дружная команда»

    Участники делятся на несколько команд. Каждая команда строится в одну шеренгу друг против друга. Дается задание: команда должна выполнить определенный технический элемент синхронно, с одновременным выкриком.  Выигрывает наиболее дружная команда.

    «Двойной контроль»

    Игроки делятся на две команды. Команды выстраиваются в шеренги по одному друг напротив друг. Игроки одной команды закрывают глаза и на слух выполняют команды тренера (определенные технические приемы).  Перед тем как назвать команду тренер показывает игрокам другой команды правильное исполнение технического приема, который надо выполнить (желательно чтобы тренер стоял за спинами игроков с закрытыми глазами). Игроки второй команды следят за правильным выполнением команд. Затем команды меняются. Выигрывают игроки, не допустившие ни одной ошибки.

    «Запрещающий жест»

    Тренер дает команды на выполнение технических действий тхэквондо.  Участники выполняют все команды тренера, за исключением тех, которые тренер дает, убирая руки за спину. В этот момент все участники должны замереть в стойке «нарани соги». Нарушивший правила игрок замирает в стойке «чучхум соги».

    «Дружный ряд»

    Участники делятся на две команды. Команды строятся в шеренгах с интервалом в два шага на противоположных сторонах зала. По сигналу тренера первая команда выполняет заданное упражнение – технический элемент с перемещением вперед – до линии старта второй команды; затем обратно с перемещением назад. Далее команда дается второй команде. Выигрывает та команда, которая синхронно и с наименьшим количеством ошибок выполнит задание (оценивается также одновременность  выкрика). Отмечаются лучшие игроки в каждой команде.

    «Обманные приемы»

    Тренер дает команды по исполнению технических приемов тхэквондо, одновременно выполняя либо те же приемы, либо делая другие, не соответствующие команде. Игроки должны выполнять только словесные команды, не обращая внимание на отвлекающие действия преподавателя. Тот, кто ошибся, считается выбывшим из игры.

    «Закрытые глаза»

    Игроки располагаются в зале. По команде тренера участники выполняют заданное техническое движение (удары ногами, руками, стойки) или «связку» (можно Пхумсе). Задание дается так, чтобы игроки не сходили с точки или начальное и конечное движения заканчивались в одной точке. После завершения движения, дается команда закрыть глаза. По сигналу тренера, выполняется тоже задание, но с закрытыми глазами. Игрок должен вернутся в исходную точку. Ученик, выполнивший задание правильно, без серьезных технических ошибок, получает очко. Задание выполняется несколько раз. Выигрывает игрок, набравший больше очков.

    «Замедленное кино»

    Участники строятся в зале на расстоянии около 1,5-а метров друг от друга. Преподаватель объясняет: «Необходимо снять «кино» – «Правильное исполнение Пхумсе», чтобы другие ученики могли это Пхумсе  выучить. Но камера сломалась, и записывает только в ускоренном режиме. Поэтому необходимо заснять «замедленное» исполнение Пхумсе, чтобы при просмотре исполнение было «нормальным». Правда, в кинофильме останутся только те участники, которые лучше всего и правильнее  исполняли Пхумсе». После этого тренер берет в руки «камеру», называет номер нужного Пхумсе, дает команды к исполнению и «снимает».

    После «окончания съемок» преподаватель отмечает участников лучше всего сделавших Пхумсе в «медленном» темпе.

    «Ускоренное кино»

    Правила почти такие же, как и в игре «Замедленное кино». Только камера  «снимает» только в «замедленном режиме». Поэтому, чтобы получилось нормальное кино необходимо «снимать» исполнение Пхумсе в «быстром темпе». Тренер предупреждает: «Чтобы при просмотре кино исполнение было правильным, необходимо не просто быстро сделать Пхумсе, но и следить за правильностью своих движений».

    «Громкое дыхание»

    Участники строятся в зале на расстоянии 1,5-а метра друг от друга. Тренер выполняет задание вместе с участниками. По команде все начинают выполнять Пхумсе в медленном темпе с более «громким», чем обычно выдохом при движениях. Задача учеников – стараться выполнять все движения в темпе тренера, ориентируясь на выдох. После завершения задания тренер выделяет учеников лучше его выполнивших. Выделенные ученики повторяют задание еще раз перед остальными.

    *Можно усложнить игру, выполняя упражнение с закрытыми глазами. Следить за темпом движений  по выдоху тренера.

    «Зеркало»

    Участники строятся в зале на расстоянии 2-х метров друг от друга. Преподаватель объясняет правила игры – ученикам необходимо повторять все его движения так, как будто он стоит перед зеркалом, а ученики – это его отражение. После этого тренер встает напротив учеников в стойку «моа соги» и начинает выполнять любые технические приемы или комплексы. Участники должны «зеркально» отображать движения тренера. Ученик сделавший не то движение или не повторивший движение за тренером – «замирает» на месте. В конце игры тренер отмечает участников наиболее правильно повторяющих все движения.

    *В этой игре в качестве объекта отображения  можно ставить учеников с наиболее хорошей техникой движений тхэквондо

    «Барьер»

    Игроки строятся в зале на расстоянии 1,5-х метров друг от друга. Перед каждым из игроков ставятся «барьеры» (табуретки или другие препятствия) высотой около 30 см.  По команде преподавателя ученики выполняют удары ногами из определенных стоек. Задача игроков выполнить удар технически правильно, не задев при этом «барьер». Участники, задевшие «барьер» получают штрафное очко. Выигрывают ученики не получившие штрафных очков.

    «Полоса препятствий»

    Участники делятся на несколько команд. Напротив каждой команды в линию ставятся 8 – 10  «барьеров» (на расстоянии 1,5 – 2-х метров друг от друга). По сигналу тренера первые номера каждой команды выполняют удары через стоящие в ряд «барьеры». Сделав удар через последний «барьер», игрок бежит к своей команде и передает эстафету второму номеру и т.д. Игрок, выполнивший задание правильно по технике, приносит своей команде очко. Если же, выполнивший задание допускает технические ошибки – балл команде не ставится. Участник, задевший «барьер» приносит команде штрафное очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

    «Замри»

    Игроки свободно перемещаются по залу. Тренер дает команду: «В стойке … (называет определенную стойку) замри». По этому сигналу участники мгновенно замирают в названной стойке и стоят так до тех пор, пока не прозвучит команда – «Отомри».  Игрок, принявший не ту стойку, получает два штрафных очка, меняет свою стойку на ту стойку, которую назвали и замирает. Тренер следит за тем, чтобы до второй команды ни кто не шевелился (одновременно подходит к ученикам и поправляет стойки). Тот, кто шевелится, получает штрафное очко (столько раз, сколько заметил учитель). Выигрывает тот, кто набрал меньше всего штрафных очков.

    *Можно «замирать» в стойках вместе с ударами руками или блоками.

    «Сложный удар»

    Участники строятся в зале. Задание выполняется с использованием «мешочка» (см. игру «Не роняй»).

    Исходное положение (ИП) – стоя на одной ноге, колено второй поднято до уровня пояса. «Мешочек» кладется на поднятое колено.  По команде преподавателя игроки выпрямляют ногу на удар «ап чхаги», не смещая при этом колено, и возвращает ногу в ИП. Уронивший «мешочек» получает штрафное очко.

    Исходное положение – стоя на одной ноге, вынос второй на удар «толлйо чхаги» (корпус развернут на 90°, колено и стопа поднятой ноги параллельна полу и находится на уровне пояса). «Мешочек» расположен на бедре поднятой ноги. По команде тренера участники медленно выпрямляют ногу на удар «толлйо чхаги» и возвращают в ИП. Уронивший «мешочек» получает штрафное очко.

    «Натянутая веревка»

    Игроки делятся на две команды. Вдоль зала, параллельно друг другу натягиваются веревки (примерно на уровне колена или чуть ниже) на расстоянии 2-х метров друг от друга. Игроки каждой команды располагаются вдоль натянутых веревок (в зависимости от стойки обе ноги или одна находятся на расстоянии 5-ти сантиметров от веревки), на расстоянии вытянутых рук друг от друга.  Под счет игроки выполняют удары ногами, ударная нога не должна задевать веревку. Выигрывает команда, игроки которой не коснулись веревки или задели за нее меньшее число раз.

    1. Игровые задания, направленные на развитие и совершенствование силовых способностей:

    «В присядку»

    Участники делятся по парам и встают друг напротив друга. По команде тренера 1-е номера делают 10 «приседаний с ударами ногами» - спортсмен приседает, поднимается и делает оговоренный удар ногой, затем повторяет упражнение. Вторые номера следят за правильностью выполнения  и подсчитывают количество сделанных упражнений. Неправильно сделанное упражнение не засчитывается. Выигрывает спортсмен, выполнивший задание быстрее.

    *Можно удары ногами бить по "лапам".

    «Торжественный марш»

    Спортсмены делятся на несколько команд и строятся в колонны по одному. По команде тренера 1-е номера начинают «торжественный марш» по залу –  маршируют как солдаты, но ногу поднимают до уровня головы и делают это медленно. Тренер отмечает лучших спортсменов в каждой линии.

    «Напиши»

    Участники строятся так же, как в игре «торжественный марш». Тренер дает задание: перемещаясь вперед, написать в воздухе слово (например, Тхэквондо!) ногами, т.е. шаг вперед, левая нога в воздухе рисует букву; далее еще шаг – правая нога рисует букву. Буквы стараться рисовать в полный рост (того, кто рисует). Тренер отмечает учеников, лучше всего справившихся с заданием.

    «Стальной пресс»

    Участники делятся по парам. 1-й номер принимает положение – сед, ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях у груди; 2-й садится на стопы 1-го и держит "лапу" на уровне своей груди. По первой команде тренера 1-й номер делает упражнение на пресс (ложится на спину и поднимается в ИП), но, поднимаясь, бьет удар «туль чирыги» по "лапе". Второй номер следит за правильным исполнением упражнение (спиной касаться пола и попадать по "лапе") и подсчитывает количество правильно сделанных движений. По второй команде 1-й номер прекращает выполнение задания. Выигрывает ученик, сделавший наибольшее количество раз.

    *Участники делятся по парам. 1-й номер принимает положение – сед ноги согнуты в коленях; 2-й – встает напротив на расстоянии 2-х метров от первого участника. В руках у второго номера набивной мяч. По команде тренера мяч кидается 1-му номеру. Поймав мяч, 1-й номер ложится на спину, поднимается и кидает мяч обратно. Так мяч передается определенное количество раз (2-й номер подсчитывает количество сделанных передач). Неправильно выполненное упражнение не засчитывается. После того как все сделали, участники меняются местами. Выигрывает тот, кто быстрее выполнил задание.

    «Стоп-кадр»

    Игроки делятся по парам и распределяются в парах по залу. По команде тренера 1-е номера пар встают в оговоренную стойку («чучхум соги», «тит куби», «ап куби»), а 2-е номера, держась за 1-е, поднимают ногу на оговоренный удар («ап чхаги», «толлйо чхаги», «еп чхаги», «твит чхаги»). Оба партнера стараются удержать свое положение до следующей команды тренера, при этом 1-е номера следят за правильностью выполнения команды 2-х номеров и наоборот.  Далее игроки выполняют задание своих партнеров. Каждый игрок должен сделать задание несколько раз (при удержание ноги на удар не забывать менять ноги). Участник, правильно выполнивший команду, получает один балл. Побеждают игроки, набравшие больше балов.

    «Отжимание с касанием»

    Игроки распределяются по залу и принимают положение – упор лежа. На уровне груди на полу под каждым игроком  лежит гимнастический мяч (диаметр 20 см), а на спине – «мешочек». По команде тренера участники начинают отжиматься таким образом, чтобы при каждом отжимании касаться грудью мяча. Если игрок не касается мяча или со спины упал «мешочек», участник получает штрафное очко. Выигрывают игроки, не получившие штрафных очков.

    «Перелететь – переплыть – перебраться»

    Игроки распределяются по залу и принимают положение – лежа на животе. Пол команде тренера «Перелететь над пропастью» игроки поднимают корпус как можно выше, руки вытягивают в стороны и удерживают положение до следующей команды. Игрок опустивший корпус считается «упавшим в пропасть». По следующей команде тренера – «Переплыть море», игроки начинают «грести руками», не опуская при этом корпуса. Участник опустивший корпус считается «утонувшим». По команде «Перебраться через гору» - ученики тянутся руками вверх, эмитируя подъем по скале на одних руках, стараясь корпус поднимать еще выше. Опустивший корпус игрок считается упавшим. Выигрывают ученики, преодолевшие все «препятствия.

    «Сопротивление»

    Участники разбиваются по парам и располагаются вдоль стенок зала. Первые номера, держась рукой за стенку, поднимают согнутую в колене ногу до уровня пояса. Вторые номера держат первых за стопу поднятой ноги. По команде тренера первые номера начинают разгибать ногу, не опуская при этом колено. Вторые номера слегка удерживают ногу, чтобы партнер чувствовал сопротивление при разгибании. Задание выполняется несколько раз с каждой ноги. Вторые номера следят за правильностью исполнения задания (первые номера не должны опускать колено, поворачивать ногу в сторону, разгибать ногу полностью и т.д.). Пара допустившая ошибки получает штрафное очко. После исполнения задания участники меняются местами. Побеждают пары, получившие наименьшее количество штрафных очков.

    * То же задание можно давать и на разгибание ноги на удары: «толлйо чхаги», «еп чхаги», «твит чхаги».

    1. Игровые задания, направленные на развитие и совершенствование быстроты  

    «Быстрый удар»

    Участники делятся по парам и встают друг напротив друга на «ударной дистанции». У одного в руках "лапа", второй принимает стойку готовности. Тренер дает задание: быстро и правильно по технике попасть по "лапе" определенным ударом. По команде первый ученик «выбрасывает» "лапу" на удар, но держит ее в течение 2-х секунд. Второй должен за это время попасть по "лапе"  заданным ударом правильно по технике. Держащий "лапу" ученик, считает количество правильных попаданий. Выигрывает ученик, выполнивший задание правильно большее количество раз.

    «Сосчитай»

    Участники  рассчитываются на 1-й, 2-й  и встают в шеренги друг против друга. По сигналу руководителя 1-е номера начинают выполнять задание на время, а 2-е номера считают количество выполненных упражнений. Упражнения, выполненные с ошибкой, не считаются. По истечению времени игроки меняются. Выигрывают ученики, выполнившие упражнение наибольшее количество раз.

    «Скорость»

    Участники делятся по парам и встают друг напротив друга на «ударной дистанции». У одного в руках "лапа", второй принимает стойку готовности. Тренер дает задание: за определенное время сделать как можно больше ударов по "лапе" правильно по технике. По сигналу преподавателя 2-й номер начинает задание, а 1-й подсчитывает количество правильно сделанных ударов. Выигрывает ученик сделавший больше правильных ударов.

    «Плечо – колено»

    Участники делятся по парам и встают по залу друг на против друга. Исходное положение первых номеров – стойка ноги на ширине плеч (или «ап соги»), руки согнуты у груди. По команде тренера они делают подъем колена до плеча. Вторые номера считают количество подъемов у своего партнера.  Задание выполняется за определенное время. Далее задание выполняют вторые номера. Побеждают участники, выполнившие задание наибольшее количество раз.

    «Хлест»

    Участники разбиваются по парам и располагаются вдоль стенок зала. Первые номера, держась рукой за стенку, поднимают согнутую в колене ногу до уровня пояса (выносят колено на удар «ап чхаги»). По команде тренера они начинают быстро сгибать – разгибать ногу в коленном суставе (не опуская при этом колено). Вторые номера считают количество повторений. Задание выполняется за определенное время, несколько раз с правой и левой ноги. Побеждает игрок, выполнивший задание наибольшее количество раз.

    * Можно выполнять задание, вынося ногу на удары: «толлйо чхаги», «еп чхаги», «твит чхаги».

    «Опережение»

    Участники разбиваются по парам и строятся в зале на расстоянии 1,5-а метров друг от друга в сойке «ап соги». Тренер дает задание: по сигналу игроки делают смену ног (или какое-либо другое задание в стойке), стараясь опередить своего партнера. Задание выполняется в «степе».  Побеждает партнер, выполнивший задание быстрее большее количество раз.

    «Наступи на ногу»

    Участники делятся по парам, встают в парах друг напротив друга. Тренер дает задание: перемещаясь в стойке (например «ап соги»), идущий лицом вперед старается наступить на ногу своему партнеру, перемещающимся спиной вперед в той же стойке (на заход партнера). Дойдя до противоположного конца зала, партнеры меняются ролями. Выигрывает тот, кто успевает наступить на  ногу большее количество раз.

    *Дается задание коснуться рукой плеча партнера

    1. Игровые задания, направленные на развитие и совершенствование ловкости

    «Рыбалка»

    Игроки рассчитываются на 1-й, 2-й. Первые номера берут в руки прыгалки (сложенные вдвое) и встают на линии старта – это рыбаки. В двух шагах от них (за линией старта) встают вторые номера – рыбки. По сигналу начинается «рыбалка» - первые номера стараются догнать «рыбок» и накинуть на них «сачок» - прыгалки. Пойманные «рыбки» становятся рыбаками. Выигрывают те, кто был пойман меньшее число раз.

    «Не роняй»

    Участники делятся на несколько команд. Команды строятся в колонны по одному на линии старта. У каждого игрока в руках «мешочек» (размер, примерно, 10 × 10; вес около 200 грамм).  

    По команде преподавателя первые номера перемещаются в заданной стойке (можно с ударами и блоками). При выполнении задания «мешочки» кладутся на голову. Задача игроков – пройти все расстояние, не уронив при этом «мешочек». Уронивший «мешочек» начинает свой «путь» сначала. Когда первый номер команды доходит до финишной линии, стартует второй номер. Выигрывает команда, первой завершившее задание.

    «Равновесие»

    Игроки строятся в зале. У каждого игрока «мешочек» (см. выше). При выполнении задания «мешочек» кладется на голову. Стоя в заданной стойке, участники под счет выполняют команды тренера (различные удары ногами, руками, блоки). Игрок, уронивший «мешочек», получает штрафное очко. Выигрывают те, у кого не было штрафных очков.

    *По команде преподавателя, участники выполняют технический комплекс Пхумсе. Уронившие «мешочек» начинают Пхумсе с начала. Выигрывает тот, кто сделал Пхумсе с первого раза.

    «Эстафета с передачей «мешочка»

    Участники делятся на несколько команд. Команды строятся в колонны по одному на линии старта. У первых номеров в руках «мешочек». По команде тренера первые номера выполняют задание с «мешочком»  до линии финиша и обратно и передают «мешочки» вторым номерам; вторые номера, выполнив задание, передаю «мешочки» третьим и т.д. пока эстафету не пройдут все участники.

    Примеры заданий:    

    1)        прыжки ноги вместе («мешочек» зажимается между ног);

    2)        «гусиный бег» (руки за спиной, «мешочек» на голове);

    3)        прыжки на одной ноге («мешочек» зажимается между голенью и бедром согнутой ноги);

    4)        «выпады» (руки за спиной «мешочек» на голове);

    5)        прыжки в «приседе» («мешочек» на коленях );

    и т.д.

    «Кузнечик»

    Игроки обеих команд встают напротив натянутых веревок (высоту веревок можно менять) в колонну по одному. По команде тренера первые номера выполняют разнообразные   прыжки через веревку, передвигаясь вперед. После того как первый номер достиг конца веревки, задание начинает второй номер и так далее пока задание не выполнит последний номер. Игрок, задевший за натянутую веревку, возвращается назад. Выигрывает команда первой закончившая задание.

    «Над пропастью»

    (выполняется при помощи гимнастической скамейки)

    Игроки делятся на несколько команд. Каждая команда встает в колонну по одному у своей гимнастической скамейки – «мостик через пропасть». По команде тренера 1-е номера из каждой команды начинают перемещение по гимнастической скамейке с выполнением ранее оговоренных технических действий (блоки, удары руками или ногами в определенной стойке). Задача ученика выполнить задание правильно по технике и, не теряя равновесие, «перебраться через пропасть». Игрок, потерявший равновесие или выполнивший техническое действие неправильно, получает штрафное очко и начинает задание сначала. Как только первые номера завершают перемещение, задание начинают выполнять вторые номера и т.д. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.

    «Цапля»

    Игроки распределяются по залу. Исходное положение – стоя на одной ноге, колено второй поднято вперед до уровня пояса. По команде тренера ученики делают три удара – «ап чхаги», «толльйо чхаги» и «твит чхаги», не опуская ногу вниз. Сделав три удара, игроки меняют ноги прыжком. Участник, поставивший ногу на пол или сделавший удар не правильно, получает штрафное очко. Выигрывают ученики, набравшие наименьшее количество штрафных очков.

    *Можно из того же положения делать одиночные удары ногами.

    «Карлики»

    Участники встают в стойку «ап соги» и присаживаются на корточки, не переставляя ног. Тренер дает задание – выполняем перемещение вперед в стойке «ап соги», не разгибая ног в коленях. Положение стоп и направление колен должно соответствовать их положению в стойке. Ученик, разогнувший ноги  или упавший, получает штрафное очко. Выигрывают игроки, набравшие наименьшее количество штрафных очков.

    *То же задание можно давать и с ударами ногами, руками, блоками и с перемещением спиной вперед.

    «На коленях»

    Спортсмены встают по залу на колени, руки согнуты у груди. По команде тренера участники делают удар «ап чхаги», стоя на коленях. Следить за правильностью выноса ноги. Спортсмен, сделавший удар не правильно или завалившийся, получает штрафное очко. Побеждает игрок, набравший наименьшее количество штрафных очков.

    *Из того же положения можно делать удары «толльйо чхаги», «еп чхаги» в сторону и вперед, «миро чхаги» и «твит чхаги» назад.

    1. Игровые задания, направленные на развитие и совершенствование  выносливости

    «Встань на точку быстрее»

    Подготовка: по залу размечаются «точки»; расстояние между точками не менее метра.

    Проведение: игроки встают на «точки»; каждый запоминает, кто на каком месте стоит. По команде тренера ученики разбегаются в разные стороны и бегают по залу произвольно. По второй команде участники должны как можно быстрее встать на свои места. Проигравшим считается ученик, вставший на «точку» последним.

    *На «точку» надо встать в названную тренером стойку.

    «Названный номер»

    Участники делятся на несколько команд. Команды располагаются за линией старта. Игроки каждой команды проводят расчет по порядку номеров и запоминают свои номера. Руководитель дает задание: преодолеть дистанцию до финиша и обратно определенным способом; затем  называет на выбор любой номер. Игроки под этим номером сразу же выполняют упражнение. Игрок, неправильно выполнивший задание, возвращается назад и начинает сначала.  Тот, кто выполняет задание быстрее, приносит очко своей команде. Далее тренер называет другие номера. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

    «Убегай быстрее»

    Подготовка: в зале по кругу выставляются табуретки (на расстоянии 1,5 – 2-х метров друг от друга) – «внутренний круг»; на расстоянии 2-х метров от них тоже выставляются табуретки – «наружный круг». Участники делятся на 1-й, 2-й.

    Проведение: 1-е номера бегут по внешнему кругу, 2-е – по внутреннему, в противоположных направлениях. По первому сигналу тренера игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга, которые выбегают за пределы своего круга и бегают по залу.  По второму сигналу (через 5 – 7 секунд) игра останавливается. Затем игроки меняются местами. Выигрывает тот, кого не удалось осалить.

    *Можно разнообразить игру: по сигналу игроки внутреннего круга стараются осалить игроков наружного круга, прежде чем те успеют сесть на табуретки (количество табуреток «наружного круга» должно ровняться количеству игроков этого круга).

    «Успей за счетом»

    Игроки строятся в зале. Под счет тренера они выполняют прыжки (можно в стойке «ап соги») на месте. Преподаватель периодически меняет темп счета. Игроки должны успевать за счетом. Тренер указывает на того, кто делает ошибки. Проигрывает тот, кто сбивается со счета.

    *Тоже задание можно давать со сменой ног в различных стойках и с ударами ногами в «степе» или без, ударами руками и блоками.

    «Веселая цепочка»

    Игроки делятся на несколько команд (по 4 – 5 человек). Каждая команда встает в колонну по одному на линии старта. По сигналу тренера  1-е номера преодолевают расстояние до линии финиша и обратно заданным способом. Добежав до своих команд первые номера, берут за руку 2-х, и преодолевают расстояние вместе. После того как расстояние преодолели все члены команды «цепочка» постепенно уменьшается (сначала отсоединяется 1-й номер, затем 2-й и т.д.). Если участники разрывают руки во время выполнения задания, команда получает штрафное очко. Выигрывает команда выполнившая задание первой и не получившая штрафных очков.

    «Быстрый и внимательный»

    Две команды строятся на противоположных концах зала в одну шеренгу и рассчитываются по порядку номеров (каждый участник запоминает свой номер). Тренер кладет мяч на середину зала и называет любой номер. Игроки под этим номером преодолевают расстояние до мяча заданным способом. Овладевший мячом первый приносит очко своей команде. Побеждает команда, набравшая больше очков.

    «Хвостик»

    Игроки подвешивают к поясам со стороны спины ленточки (но не привязывают) длинной около метра – «хвостик». По команде тренера игроки разбегаются по залу. Задача участников – сорвать как можно больше «хвостиков» не потеряв при этом свой. Игра длится определенное время до команды тренера – «Стоп». Игрок, потерявший «хвостик», выбывает из игры. Выигрывает тот, кто сорвал больше «хвостиков». Игра повторяется несколько раз.

    «Хвостик II»

    Игроки делятся на две (или более) команды. У каждой команды «хвостики» разного цвета. По команде тренера игроки каждой команды пытаются сорвать «хвостик» у игроков команды-соперника. Игроки, потерявшие «хвостики», выбывает из игры. При этом, если кто то из участников сорвет «хвостик» у игрока своей команде – игра оканчивается и его команда будет считаться проигравшей. Если этого не произошло, то выигрывает команда, набравшая больше «хвостиков» до завершения игры.

    Игровые задания, направленные на развитие гибкости

    «Мостик»

    Игроки делятся на несколько команд. Команды строятся на линии «старта» в колонны по одному. 1-е номера команд встают на «гимнастический мостик», 2-е номера проползают под 1-ми и тоже встают на «мостик», тоже проделывают остальные участники команды. Игроки перемещаются данным образом до линии «финиша». Выигрывает команда первой  добравшейся до «финиша».  

    «Коснись ногой "лапы"»

    Участники делятся по парам; 1-е номера держат "лапы", 2-е встают напротив них примерно на расстоянии 1 метра.

    1-е задание: "лапа" держится на уровне груди 2-х номеров, которые под счет тренера делают 10-ть прямых махов ногами, обязательно касаясь ногой "лапы" (тот, кто держит "лапу", считает количество касаний);

    2-е задание: то же, только "лапу" держать на уровне головы;

    3-е задание: то же, только "лапу" держать на 10 – 15 см выше головы.

    После выполнения задания игроки меняются местами. Выигрывают те, кто большее количество раз попал по "лапе".

    «Перемахни ногой через "лапу"»

    Построение то же, что в задании «коснись ногой "лапы"», только участники должны сделать 10 махов ногами внутрь и 10 наружу, перенося ногу над "лапой" (тот, кто держит "лапу", считает количество касаний).

    1-е задание: "лапу" держать на уровне пояса;

    2-е задание: "лапу" держать на уровне груди;

    3-е задание: "лапу" держать на уровне головы.

    Выигрывает тот, кто меньшее количество раз «задел» ногой за "лапу".

    «Без отрыва от стены»

    Участники делятся по парам. 1-е номера встают спиной к стене, 2-е справа от них на расстоянии 1-го метра, держа "лапу" на определенном уровне ("лапа" касается стены). Участник, стоящий спиной к стене должен сделать мах прямой ногой в сторону, не отрывая при этом пятку маховой ноги от стены (можно наклонять корпус вдоль стены).

    1-е задание: "лапа" держится на уровне груди 1-х номеров, которые под счет тренера делают 10-ть прямых махов правой ногой, обязательно касаясь ногой "лапы" (тот, кто держит "лапу", считает количество касаний);

    2-е задание: то же, только "лапу" держать на уровне головы;

    3-е задание: то же, только "лапу" держать на 10 – 15 см выше головы.

    Затем, тоже делается с левой ноги. После чего партнеры меняются местами. Выигрывает тот, кто большее количество раз коснулся "лапы".

    «Гусеница»

    Участники делятся на несколько команд и строятся в колонну по одному. По команде тренера, 1-е номера должны преодолеть расстояние от старта до финиша при помощи шпагата: участник садится на продольный шпагат как можно ниже; далее он встает на точку, где оказалась впередистоящая  нога, когда игрок сел на шпагат; далее еще шпагат с другой ноги и подъем, перемещаясь таким образом до линии финиша.  В случае неправильного выполнения задания, ученик возвращается и начинает заново. После команда дается следующим номерам. Выигрывает ученик, первым преодолевший расстояние.

    * Тоже задание, но с поперечным шпагатом.

    «Помоги своим ногам»

    Построение тоже, что и в игре «гусеница». Ученики преодолевают расстояние от старта до финиша следующим способом: участник наклоняется вперед и, не сгибая ноги в коленях,  берется за свои шнурки (или стопы); в таком положении, не отрывая рук, он доходит до линии финиша «помогая руками передвигаться ногам». Ученик, согнувший колени или оторвавший руки, возвращается назад и выполняет задание заново. Выигрывает тот, кто быстрее добрался до финиша.

    «Захват»

    Участники располагаются по  всему залу. Исходное положение игроков – сед ноги вместе (носочки вверх); в руках у каждого сложенные в несколько раз прыгалки (расстояние между руками 10 – 15 см). По команде тренера ученики должны, наклоняясь вперед, перекинуть прыгалки через стопы и удержать такой «захват» как можно дольше. Выигрывают те, кто дольше удерживает «захват». (Можно делать тоже, взяв руки в замок).

    * Тоже упражнение, но только ИП –  сед, ноги врозь. Дотягиваться до правой ноги, до левой и удерживать данное положение. При наклоне вперед можно поставить какой-нибудь ориентир.

    «Трудная мишень»

    Участники делятся по парам. Один садится в положение – сед ноги врозь (ноги как можно шире), второй ученик садится напротив него, упираясь стопами в его колени, и держит "лапу" около своей груди. Первый ученик по команде тренера старается  дотянуться  до "лапы" или сделать удар «момтхонъ чирыги».  Выигрывает ученик, дотянувшийся до лапы большее количество раз.

    «Ван Дам»

    Спортсмены располагаются по залу и садятся на поперечный (или продольный)  шпагат, руки ставятся на пояс. По счет тренера участники выполняют удары (блоки) руками, сохраняя равновесие. Выигрывает спортсмен ,ни разу не  коснувшийся руками пола.

    6. Контрольные нормативы и зачётные требования.

    По общей физической подготовке. В течение года в соответствии с планом годичного цикла сдавать контрольные нормативы, соответствующие возрасту. (Приложение № 1)

    По технико-тактической подготовке. Знать и уметь выполнять элементы техники в соответствии с программным материалом.

    По теоретической подготовке. Знать и уметь применять на практике программный материал соответствующий году обучения. Соблюдать режим дня, тренировочный режим.

    IV. Содержание программы.

    Важнейшим требованием является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств.

    При обучении двигательным действиям предпочтение следует отдавать целостному методу, уделяя особое внимание овладение школой движений. При проведении занятий нужно правильно называть упражнения, точно их демонстрировать, вовремя исправлять ошибки.

     Обучение двигательным действиям и развитие физических способностей младших школьников тесно связано между собой. Умелое сочетание на уроке координационных и кондиционных способностей с обучением двигательных навыков – отличительная  черта  хорошо организованного педагогического процесса.

    Говоря об особенностях обучения движениям, развития физических способностей в младшем школьном возрасте, следует выделить проблему оптимального соотношения метода стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения. По мере того, как ученики начнут уверенно выполнять осваиваемые двигательные действия, метод стандартно-повторного упражнения должен уступить место методу вариативного упражнения, который в младшем школьном возрасте должен сочетаться с широким применением игрового и доступного соревновательного метода.

    Младший школьный возраст – благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.

    Для достижения оптимальной общей и моторной плотности учебно-тренировочного занятия необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажёры для развития физических способностей и формирования двигательных навыков.

    Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на учебно-тренировочных занятиях чёткая организация, разумная дисциплина, основанная на точном выполнении команд, указаний и распоряжений тренера должна сочетаться с предоставлением им определённой свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.

    Учитывая большие индивидуальные различия даже детей одного возраста, тренер-преподаватель должен предоставить учащимся разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

    Литература

    1. Программа по тхэквондо (ВТФ). Ульяновск, 2012. Головихин Евгений Васильевич, мастер спорта международного класса, Заслуженный тренер РФ, победитель смотра конкурса среди УДО за 2003 год Министерства Образования РФ в номинации «мастерство», кандидат педагогических наук г. Ульяновск

    Лашпанов Александр Вениаминович, мастер спорта СССР, Заслуженный тренер России, судья международной категории, главный тренер сборной команды России г. Ульяновск

    Ефремов Александр Петрович, мастер спорта СССР, Заслуженный тренер России, судья международной категории, тренер сборной команды России г. Москва

    Воробьёв Валерий Иванович, Заслуженный тренер России, старший тренер сборной команды России, г. Первоуральск Свердловской области

    Зенкин Борис Анатольевич, Заслуженный тренер России, тренер сборной команды России, г. Смоленск

    Сулаев Вячеслав Александрович, мастер спорта СССР, тренер высшей категории, г. Оренбург

    2. Тхэквондо – теория и методика. Ростов – на – Дону. 2007. Коллектив авторов под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Ю. А. Шулики, кандидата педагогических наук Е. Ю. Ключникова

    3. Особенности формирования специальных двигательных и координационных качеств тхэквондистов. Москва. 2007.

    4. Развивающая программа по тхэквондо (ВТФ) ( для системы дополнительного образования детей детско-юношеских спортивных школ,  специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва). Сургут 2012.

    5. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Москва, 2008 г.


    Приложение № 1

    НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    общей физической подготовки по тхэквондо на спортивно-оздоровительном этапе

    Развиваемое физическое качество

    Контрольные упражнения (тесты)

    Мальчики

    Девочки

    Быстрота

    Бег 30 м (не более 7,2 с)

    Бег 30 м (не более 7,5 с)

    Координация

    Челночный бег 3x10 м (не более 16 с)

    Челночный бег 3x10 м (не более 16 с)

    Выносливость

    Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин

    Непрерывный бег в свободном темпе 10 мин

    Сила

    Подтягивания на перекладине (не менее 2 раз)

    Подтягивания на перекладине (не менее 1 раза)

    Силовая выносливость

    Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 10 раз)

    Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 8 раз)

    Подъем туловища лежа на полу (пресс) (не менее 12 раз)

    Подъем туловища лежа на полу (пресс) (не менее 10 раз)

    Скоростно-силовые качества

    Прыжок в длину с места (не менее 100 см)

    Прыжок в длину с места (не менее 90 см)

                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    общеразвивающая программа подготовки по виду спорта спортивный туризм

    Программа предназначена для организации и планирования тренировочной работы, определения наполняемости и объёма занятий различных возрастных групп, возрастных критериев для допуска к занятиям, к...

    Дополнительная предпрофессональная программа по игровым видам спорта "Волейбол"

    Программа является основным документом при организации и проведении занятий по волейболу в МБОУ ДО «Окинская ДЮСШ» и содержит следующие предметные области: теория и методика физической кул...

    Дополнительная предпрофессиональная программа по игровым видам спорта "Волейбол"

    Программа спортивной подготовки по волейболу муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Окинская детско-юношеская спортивная школа» разработана во и...

    Дополнительная предпрофессиональная программа по игровым видам спорта "Волейбол"

    Программа является основным документом при организации и проведении занятий по волейболу и содержит следующие предметные области: теория и методика физической культуры и спорта, физическая подготовка,...

    Общеразвивающая программа по игровым видам спорта "Волейбол"

    Данная программа дает возможность развивать педагогические и оздоровительные задачи, продуктивно осваивать физические нагрузки, усиливает мотивацию и интерес к занятиям....

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИГРОВЫМ ВИДАМ СПОРТА БАСКЕТБОЛ

    Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта «Баскетбол» разработана и утверждена НГ МОАУ ДОД СДЮСШОР «Сибиряк» в соответствии с федеральными государственными т...

    Дополнительная предпрофессиональная программа по игровым видам спорта "Футбол"

    Дополнительная предпрофессиональная программа по игровым видам спорта "Футбол"...