Главные вкладки

    Организация секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха
    учебно-методический материал по физкультуре (10 класс) на тему

    Хабаров Денис Петрович

    В данной работе представлены методы и результаты введения элементов национальных видов спорта к секции по акробатике. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtoreferat_2.docx67.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Общественное государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России» XII Всероссийский конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    «Кангаласская средняя общеобразовательная школа им.

    П.С. Хромова»  городского округа «город Якутск»

    Республики Саха (Якутия)

    Автореферат

    На тему:

    «Организация секционных занятий по акробатике с элементами  национальных видов спорта и игр народа Саха»  

    Хабаров Денис Петрович

     учитель физической культуры

    первая квалификационная категория

    г. Стерлитамак  - 2017 г.

    Содержание

    1. Введение…………………………………………………………………….3
    2. Организация исследования…………………………………………....….5
    3. Анализ анкетирования………………………………………………..…...6
    4. Применение национальных видов спорта в построении тренировочных занятий по акробатике…………………………………………………..…8

    5. Рекомендации по организации секционных занятий по акробатике с элементами  национальных видов спорта народа Саха .……………………..10

    6. Заключение………………………..…………………………………….....11

    7. Использованная литература………………………………………………12

    8. Приложение……………………………………………………………..…14

    Введение

            Актуальность.  Вопросы развития физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни приобретает в настоящее время особое значение.

            На наш взгляд, одним из наиболее потенциальных видов спорта, через которого можно добиться поставленного вопроса – это акробатика. Занятия по спортивной акробатике призваны осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие. Способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению высокого уровня спортивных результатов.

            Для достижения более высоких показателей, мы свои занятия по акробатике проводим на основе национальных видов спорта и игр народа Саха. Так как,  в суровых условиях Крайнего Севера, где восемь месяцев зимы учитывая многовековую историю народа и географо-климатические условия, созданы самобытные, уникальные, разнообразные национальные виды спорта, физические упражнения, игры, которые всесторонне развивают физические качества (силу, быстроту, выносливость и ловкость), а также морально-волевые качества, воспитывают нравственные, эстетические ценности человека.

            Якутские народные игры – это часть культуры народа саха. Об этом говорится в трудах исследователей-педагогов Г.Н. Волкова, А.П. Усовой, А.А. Григорьевой. Они подчеркивают, что приобщение к своей культуре должно начинаться с детства.

            На основе, всего выше указанного, определяется актуальность данной темы.

            Объект исследования - организация секционных занятий с элементами акробатики и национальными видами спорта и игр народа Саха. 

    Предмет исследования - показатели физического состояния, мотивационно-потребностной сферы, изменяющиеся под воздействием предложенной методики.

    Цель работы – определить эффективность внедрения национальных видов спорта и игр народа Саха к секции по акробатике на уровень  физической подготовленности и мотивации учащихся.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:   

    - во-первых, проанализировать специальную литературу по указанной проблеме;

    - во-вторых,  в опытно-поисковой работе определить эффективность организации секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха  по повышению мотивации, интереса и физической подготовленности воспитанников;

    - в-третьих, раскрыть применение национальных видов спорта в построении тренировочных занятий по акробатике.

    Методы исследования: 1) эмпирические – наблюдение, тестирование, счет; 2) экспериментально- теоретического уровня – эксперимент; 3) изучение и обобщение.

    Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Кангаласской средней общеобразовательной школы г. Якутска. В эксперименте принимали участие 10 учащихся 9-10 классов.

    Новизна работы заключается в следующем:

    - национальные виды спорта, игры и упражнения использованы как прикладные направления для занятий акробатикой;

    - даны рекомендации по организации секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр.  

    Гипотеза исследования. Секционные занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха способствуют:

    - усилению мотивации и познавательной активности;

    - повышению уровня общей физической подготовленности учащихся. 

    Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты по организации секционных занятий по акробатике  с элементами национальных видов спорта и игр могут быть внедрены в практику физкультурно- спортивной и оздоровительной деятельности школ.

    1. Организация исследования

    Исследование проводилось в четыре этапа, с 2015  по 2017 гг., на базе Кангаласской средней общеобразовательной школы г. Якутска.

    1 этап (март – май 2015 г.). Подготовительный – изучение специальной литературы с целью теоретического обоснования проблемы.  

    2 этап (сентябрь-ноябрь 2015 года). Констатирующий этап -  ознакомление учащихся с акробатикой. Анкетирование учащихся 8-9 классов «Интерес учащихся к секционным занятиям по акробатике». Мониторинг входящего уровня физической подготовленности воспитанников.

    3 этап (с декабря 2015 г. по 2016-2017 у.г.). Формирующий этап -  активное внедрение национальных видов спорта и игр во внеурочное время в секцию по акробатике.

    4 этап (март-май 2017 года) Контрольный этап – анализ мониторинга посещения. Анкетирование учащихся 9-10 классов «Интерес учащихся к секционным занятиям по акробатике». Мониторинг итогового уровня физической подготовленности воспитанников.

    На первом, подготовительном этапе, изучив специальную литературу и ознакомившись с опытом работы учителей республики, мы пришли к выводу:

    • для повышения интереса секционных занятий по акробатике и повышения физической подготовленности учащихся необходимо внедрение элементов из национальных видов спорта и игр.  
    • Подбор упражнений и игр из национальных видов спорта, отвечающих возрастным особенностям обучающихся и способствующих развитию физических качеств.
    • Построение примерных тренировочных заданий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр.  

            

    На втором этапе (сентябрь – ноябрь  2015  года), нами были проведены ознакомительные занятия по акробатике. В сентябре учащиеся сдали тест на уровень физической подготовленности.    В  октябре  2015 г.  проведено анкетирование учащихся 8-9 классов   «Интерес учащихся к секционным занятиям по акробатике».  

    На третьем этапе:

    • активное внедрение национальных видов спорта и игр во внеурочное время в секцию по акробатике;

    На четвертом этапе:

    • в апреле 2017 года, нами проведено повторное анкетирование учащихся 9 -10  классов с целью выяснения   вырос ли интерес учащихся к секции по акробатике за период с 2015 по 2017 год;
    • в апреле 2017 года проведен мониторинг итогового уровня физической подготовленности воспитанников.

    2. Анализ анкетирования.

    Анкетирование проводилось:

    •        первое анкетирование в октябре 2015 года,

    •        второе анкетирование  в апреле 2017 года.

    В анкетировании приняло участие 10 учеников 9-10 классов. Цель анкетирования: выявить интерес учащихся к секции по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха.

    Диаграмма 1. Интерес учащихся к секции по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха в 2015 году

    На втором этапе исследования, диаграмма №1, после проведения анкетирования видно, что тренировками заинтересовались в общей сложности 63% учащихся.Это говорит о том, что в секцию по акробатике возможно внедрение национальных видов спорта и игр народа Саха.

    Диаграмма 2. Интерес учащихся к секции по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха в 2017 году

    На третьем этапе после внедрения в тренировочный процесс по акробатике национальных видов спорта и игр проведено повторное анкетирование учащихся, посещающих данные секции, охват опрошенных составил 20 человек. Итоги анкетирования представлены диаграммой №2. По диаграмме видно, что число учащихся незаинтересованных данной секцией доведено до нуля. Заинтересовались в общей сложности 91% воспитанников.

    1. Применение национальных видов спорта в построении тренировочных занятий по акробатике

    Комбинировать акробатику и национальные виды спорта  очень интересно, и требуется творческий подход к работе.

    У гимнастов должны быть хорошо развитые мышцы верхней части тела, ног, рук, спины, также очень важными являются гибкость тела, координация и ловкость.

    Для общей физической подготовки учащихся следует выбирать из национальных видов спорта упражнения и игры, наиболее отвечающие возрастным особенностям обучающихся и способствующие развитию физических качеств. Некоторые виды физических упражнений, в общем, положительно воздействующие на учащихся, в то же время могут отрицательно влиять на формирование необходимых навыков и воспитание нужных качеств. Поэтому важно подбирать такие виды упражнений, которые способствовали бы совершенствованию функций организма в нужном направлении и в то же время положительно влияли на формирование необходимых умений и навыков (или, в крайнем случае, не препятствовали их формированию). Как правило, каждое упражнение имеет основную направленность (например, развивает гибкость), но одновременно помогает формированию и других качеств.

    В практике широко распространена классификация физических упражнений по их преимущественным требованиям к физическим качествам:

    - скоростно-силовые упражнения;

    - упражнения, требующие определенной выносливости;

    - упражнения, требующие высокой координации.

    Упражнения на занятиях по физическому воспитанию следует классифицировать по комплексному проявлению физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий, а также по их биомеханике (поступательные движения, вращательные, сложно-пространственные действия). Поэтому следует учитывать неразрывную связь формы движения с его содержанием.

    Можно использовать хапсагай. Для этого вида единоборства характерны кратковременные максимальные напряжения, задержки дыхания, ловкость, координация, иногда и длительные усилия. Ценность упражнений в борьбе заключается в том, что они увеличивают быстроту движений, а также силу мышц пояса верхней конечности. Укрепляются суставы, движения становятся эластичными. Во время борьбы воспитываются положительные психологические качества для единоборца.

    Борьба в стойке напоминает действия в ближнем бою (борьба за устойчивость, за выгодное положение рук и головы, нырки, уклоны назад и в стороны при попытке партнера схватить за шею и т. п.). Этот вид упражнений используется в процессе специализированной тренировки в начале занятий (во время разминки) или в конце, в зависимости от направленности занятия физическим воспитанием.

    К упражнениям, направленным преимущественно на совершенствование двигательных способностей занимающихся, развитие силы, равновесия, способности к напряжениям относятся национальные прыжки. Упражнения на координацию, гибкость, силу, быстроту и смелость являются обязательными для гимнастов во всех занятиях. Национальные прыжки, например, применяются в разминке, а также во второй половине специализированных занятий для развития силы или гибкости отдельных групп мышц.

    Также для развития отдельных частей тела и мышц можно использовать такие национальные виды спорта, как: «Еьес торбос» (упрямый теленок) в разных вариациях, для развития мышц верхней части тела (шеи, рук), «Тутум эриир» (вертушка), для развития гибкости спинных мышц и рук, «Ойбонтон уулааьын», «Котох ынагы туруоруу»(подъем с седа на одной ноге), Командная игра «Чыысхай», мас- реслинг (перетягивание палки). Национальные и подвижные игры являются неотъемлемой частью подготовки юношей старшего школьного возраста. Национальные игры по характеру действий, быстроте и выносливости подходят для занятий по физическому воспитанию учащихся (быстрые передвижения, остановки, повороты, активное сопротивление противника). Игры развивают скорость, ловкость, выносливость. Разнообразие естественных движений, в большинстве случаев на свежем воздухе, способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма. Спортивные и подвижные игры служат также хорошим средством активного отдыха.

    В зависимости от интенсивности игровой деятельности резко увеличивается потребление тканями кислорода (примерно в восемь раз по сравнению с состоянием покоя). Большие изменения происходят и в двигательном аппарате: укрепляются мышцы, повышается, их сила и эластичность, суставы становятся более подвижными.

    4. Рекомендации по организации секционных занятий по акробатике с элементами  национальных видов спорта и игр народа Саха

    Анализируя исследовательский этап эксперимента (его практическую часть) необходимо соблюдать несколько рекомендаций по организации занятий по общей физической подготовке с использованием данного приема.

    1. Соответствие сюжетной линии с подбором упражнений – к частям занятия.
    2. Соответствие этапов занятия и очерёдности развития физических качеств:

    - подготовительная часть: координация;

    - основная часть: быстрота, ловкость, сила, выносливость;

    - заключительная часть: гибкость.

    1. Наличие материально-технического обеспечения (музыкальный центр, тематический инвентарь).
    2. Подбор темпа музыкального сопровождения, соответствующего частям занятия (медленный – умеренный – быстрый – медленный).
    3. Изучение и анализ традиций выбранных направлений (вид национальных игр).
    4. Гармоничное взаимодействие эмоционального фона занятий учителя с воспитанниками.

    Заключение

    Изучение имеющейся литературы по исследуемой проблеме и обобщение полученных данных, позволяют сделать следующие выводы:

    1. Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры любого народа. Возникнув в глубине столетий, пройдя сквозь века, они не исчезли, а возродились в новом качестве в наше время.
    2. Национальные виды спорта и игры народа Саха влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
    3. После введения в секцию по акробатике элементов национальных видов спорта и игр РС(Я) у учащихся повысилась мотивация и интерес к данной секции. Повысился уровень физической подготовленности наших воспитанников.
    4. Использование тренировочных элементов из национальных видов спорта и игр в занятиях по акробатике показали свои положительные тенденции и в физическом и нравственном воспитании учащихся нашей школы.

    Гипотеза, сформулированная при планировании опытно-поисковой работы, подтвердилась.  

    Нужно отметить, что посредством национальных видов спорта и игр, можно добиться успехов во многих соревнованиях различного вида, типа и масштаба.

    Использованная литература

    1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.

    2. Бутанаев В.Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988.

    3. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.

    4. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания // Материалы науч. конференции. Якутск, 1999.

    5. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978.

    6. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-5.

    7. Кочнев В.П. Национальные виды спорта Якутской АССР. Якутск, 1980

    8. Кочнев В.П. Игры состязания предков /В.П. Кочнев, И.Ю. Григорьев. – Якутск: ООО РИЦ «Офсет», 2003.

    9. Кочнев В.П. Национальные виды спорта, народные игры в современной системе физического воспитания и образования / В.П. Кочнев, И.И. Портнягин, Л.С. Ядрихинская. – Якутск, 2002.

    10. Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале 21 века: состояние, проблемы, перспективы. / И.И. Портнягин, Н.К. Шамаев, В.П. Кочнев и т.д. Якутск, 2001.

    11. Решетин, A.A. Рационализация техники выполнения темповых акробатических упражнений / A.A. Решетин, В.В. Анцыперов, А.Г. Трифонов // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования-, труды Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 23-24 мая 2007 г.). - Волгоград:  ВГАФК, 2007.-С. 134-136.

    12. Федоров А.С. Народные игры и забавы Саха. Якутск: Бичик, 2011.

    13. Шамаев Н.К. Вопросы специфики занятий физкультурой и спортом в Якутии. Якутск, 1986.

    14. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах севера. Якутск, 1999.

    15. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания / Н.К. Шамаев. – М.: Academia, 2000.

    Приложение 1. Мониторинг уровня физической подготовленности учеников 8 – 10 класса (юноши)

    Уровень физической подготовленности

    Вертушка

    Стойка на руках

    Прыжок в высоту

    Бег на 30 метров

    Мостик, шпагат, наклон  

    Поднимание на одну ногу (на левой, на правой)

    Низкий

    0-4

    0-14 сек

    0-60 см

    5,4 сек

    -

    0-2

    Средний

    5-10

    15-30 сек

    61-90см

    4,8 сек

    -

    3-5

    Высокий

    11 и более

    31 и более

    91 и выше

    4,5 сек

    -

    6 и более

    Приложение 2. (Входящий контроль – сентябрь 2015 года) 

    Ф.И.

    Вертушка

    Стойка на руках

    Прыжок в высоту

    Бег на 30 метров

    Мостик, шпагат, наклон  

    Поднимание на одну ногу (на левой, на правой)

    1

    Варкентин Никита

    3

    15

    55

    5,2 сек

    Низкий  

    2

    2

    Васильев Никита

    6

    20

    70

    4,8 сек

    Средний

    4

    3

    Васильев Олег

    2

    20

    60

    4,9 сек

    Низкий

    3

    4

    Верещака Антон

    4

    18

    57

    5,1 сек

    Средний

    2

    5

    Верещака Андрей

    5

    23

    70

    4,9 сек

    Средний

    4

    6

    Винокуров Владимир

    2

    15

    65

    4,6 сек

    Средний

    3

    7

    Давыдов Артем

    6

    17

    71

    5 сек

    Средний

    2

    8

    Савченко Кирилл

    3

    14

    58

    5,3 сек

    Низкий

    1

    9

    Стручков Роман

    8

    25

    57

    5,4 сек

    Средний

    1

    10

    Жилин Владислав

    2

    16

    55

    5,1 сек

    Средний

    0

    Приложение 3. (Итоговый контроль – апрель 2017 года)

    Ф.И.

    Вертушка

    Стойка на руках

    Прыжок в высоту

    Бег на 30 метров

    Мостик, шпагат, наклон  

    Поднимание на одну ногу (на левой, на правой)

    1

    Варкентин Никита

    10

    54

    70

    4,8 сек

    Средний  

    6

    2

    Васильев Никита

    17

    1.15

    115

    4,2сек

    Высокий

    15

    3

    Васильев Олег

    11

    50

    76

    4,4 сек

    Средний

    7

    4

    Верещака Антон

    17

    1.09

    72

    4,7 сек

    Высокий

    6

    5

    Верещака Андрей

    18

    1.18

    105

    4,3 сек

    Высокий

    13

    6

    Винокуров Владимир

    15

    57

    92

    4,2 сек

    Высокий

    8

    7

    Давыдов Артем

    12

    1.05

    115

    4,4 сек

    Высокий

    7

    8

    Савченко Кирилл

    9

    36

    80

    4,7 сек

    Средний

    5

    9

    Стручков Роман

    26

    1.20

    76

    4,7 сек

    Высокий

    4

    10

    Жилин Владислав

    15

    58

    72

    4,6 сек

    Высокий

    4

    Приложение 4. Анкетирование

    1. В каком классе ты учишься?
    2. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
    3. Что вы знаете об национальных видах спорта и игр народа Саха?
    4. Интересно ли заниматься акробатикой с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха?

    - Не интересно

            - Обычно

            - Интересно

            - Очень интересно


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок (география + физкультура) по теме "Коренные малочисленные народы Хабаровского края. Национальные виды спорта" (2 часа)

    На первом уроке дается представление о коренных народностях Хабаровского края, их традициях, национальных играх и состязаниях. Второй урок посвящен троеборью по национальным видам спорта. Урок сопрово...

    Русские национальные виды спорта и игры народов мира

    Русские национальные виды спорта и игры народов мира...

    ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА (методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению контрольных тестовых занятий)

    в материале описаны способы передвижения на лыжах для преодоления подъёмов разной крутизны и разработаны нормативы по лыжной подготовке для студентов I - III курсов техникума...

    План-конспект учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха

    В данной работе представлен план-конспект открытого учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха, участника финального этапа XII Всероссийского...

    ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта

    ПРОГРАММА   КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНАПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта...

    ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТА И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АКРОБАТИКЕ

    Занятия по акробатике всегда должны проводиться в условиях, исключающих какие бы то ни было неприятные неожиданности и не допускающих возникновения травм занимающихся....

    Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта

    Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...