Организация секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха
учебно-методический материал по физкультуре (10 класс) на тему

Хабаров Денис Петрович

В данной работе представлены методы и результаты введения элементов национальных видов спорта к секции по акробатике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoreferat_2.docx67.7 КБ

Предварительный просмотр:

Общественное государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России» XII Всероссийский конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кангаласская средняя общеобразовательная школа им.

П.С. Хромова»  городского округа «город Якутск»

Республики Саха (Якутия)

Автореферат

На тему:

«Организация секционных занятий по акробатике с элементами  национальных видов спорта и игр народа Саха»  

Хабаров Денис Петрович

 учитель физической культуры

первая квалификационная категория

г. Стерлитамак  - 2017 г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Организация исследования…………………………………………....….5
  3. Анализ анкетирования………………………………………………..…...6
  4. Применение национальных видов спорта в построении тренировочных занятий по акробатике…………………………………………………..…8

5. Рекомендации по организации секционных занятий по акробатике с элементами  национальных видов спорта народа Саха .……………………..10

6. Заключение………………………..…………………………………….....11

7. Использованная литература………………………………………………12

8. Приложение……………………………………………………………..…14

Введение

        Актуальность.  Вопросы развития физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни приобретает в настоящее время особое значение.

        На наш взгляд, одним из наиболее потенциальных видов спорта, через которого можно добиться поставленного вопроса – это акробатика. Занятия по спортивной акробатике призваны осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие. Способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению высокого уровня спортивных результатов.

        Для достижения более высоких показателей, мы свои занятия по акробатике проводим на основе национальных видов спорта и игр народа Саха. Так как,  в суровых условиях Крайнего Севера, где восемь месяцев зимы учитывая многовековую историю народа и географо-климатические условия, созданы самобытные, уникальные, разнообразные национальные виды спорта, физические упражнения, игры, которые всесторонне развивают физические качества (силу, быстроту, выносливость и ловкость), а также морально-волевые качества, воспитывают нравственные, эстетические ценности человека.

        Якутские народные игры – это часть культуры народа саха. Об этом говорится в трудах исследователей-педагогов Г.Н. Волкова, А.П. Усовой, А.А. Григорьевой. Они подчеркивают, что приобщение к своей культуре должно начинаться с детства.

        На основе, всего выше указанного, определяется актуальность данной темы.

        Объект исследования - организация секционных занятий с элементами акробатики и национальными видами спорта и игр народа Саха. 

Предмет исследования - показатели физического состояния, мотивационно-потребностной сферы, изменяющиеся под воздействием предложенной методики.

Цель работы – определить эффективность внедрения национальных видов спорта и игр народа Саха к секции по акробатике на уровень  физической подготовленности и мотивации учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:   

- во-первых, проанализировать специальную литературу по указанной проблеме;

- во-вторых,  в опытно-поисковой работе определить эффективность организации секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха  по повышению мотивации, интереса и физической подготовленности воспитанников;

- в-третьих, раскрыть применение национальных видов спорта в построении тренировочных занятий по акробатике.

Методы исследования: 1) эмпирические – наблюдение, тестирование, счет; 2) экспериментально- теоретического уровня – эксперимент; 3) изучение и обобщение.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Кангаласской средней общеобразовательной школы г. Якутска. В эксперименте принимали участие 10 учащихся 9-10 классов.

Новизна работы заключается в следующем:

- национальные виды спорта, игры и упражнения использованы как прикладные направления для занятий акробатикой;

- даны рекомендации по организации секционных занятий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр.  

Гипотеза исследования. Секционные занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха способствуют:

- усилению мотивации и познавательной активности;

- повышению уровня общей физической подготовленности учащихся. 

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты по организации секционных занятий по акробатике  с элементами национальных видов спорта и игр могут быть внедрены в практику физкультурно- спортивной и оздоровительной деятельности школ.

  1. Организация исследования

Исследование проводилось в четыре этапа, с 2015  по 2017 гг., на базе Кангаласской средней общеобразовательной школы г. Якутска.

1 этап (март – май 2015 г.). Подготовительный – изучение специальной литературы с целью теоретического обоснования проблемы.  

2 этап (сентябрь-ноябрь 2015 года). Констатирующий этап -  ознакомление учащихся с акробатикой. Анкетирование учащихся 8-9 классов «Интерес учащихся к секционным занятиям по акробатике». Мониторинг входящего уровня физической подготовленности воспитанников.

3 этап (с декабря 2015 г. по 2016-2017 у.г.). Формирующий этап -  активное внедрение национальных видов спорта и игр во внеурочное время в секцию по акробатике.

4 этап (март-май 2017 года) Контрольный этап – анализ мониторинга посещения. Анкетирование учащихся 9-10 классов «Интерес учащихся к секционным занятиям по акробатике». Мониторинг итогового уровня физической подготовленности воспитанников.

На первом, подготовительном этапе, изучив специальную литературу и ознакомившись с опытом работы учителей республики, мы пришли к выводу:

  • для повышения интереса секционных занятий по акробатике и повышения физической подготовленности учащихся необходимо внедрение элементов из национальных видов спорта и игр.  
  • Подбор упражнений и игр из национальных видов спорта, отвечающих возрастным особенностям обучающихся и способствующих развитию физических качеств.
  • Построение примерных тренировочных заданий по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр.  

        

На втором этапе (сентябрь – ноябрь  2015  года), нами были проведены ознакомительные занятия по акробатике. В сентябре учащиеся сдали тест на уровень физической подготовленности.    В  октябре  2015 г.  проведено анкетирование учащихся 8-9 классов   «Интерес учащихся к секционным занятиям по акробатике».  

На третьем этапе:

  • активное внедрение национальных видов спорта и игр во внеурочное время в секцию по акробатике;

На четвертом этапе:

  • в апреле 2017 года, нами проведено повторное анкетирование учащихся 9 -10  классов с целью выяснения   вырос ли интерес учащихся к секции по акробатике за период с 2015 по 2017 год;
  • в апреле 2017 года проведен мониторинг итогового уровня физической подготовленности воспитанников.

2. Анализ анкетирования.

Анкетирование проводилось:

•        первое анкетирование в октябре 2015 года,

•        второе анкетирование  в апреле 2017 года.

В анкетировании приняло участие 10 учеников 9-10 классов. Цель анкетирования: выявить интерес учащихся к секции по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха.

Диаграмма 1. Интерес учащихся к секции по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха в 2015 году

На втором этапе исследования, диаграмма №1, после проведения анкетирования видно, что тренировками заинтересовались в общей сложности 63% учащихся.Это говорит о том, что в секцию по акробатике возможно внедрение национальных видов спорта и игр народа Саха.

Диаграмма 2. Интерес учащихся к секции по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха в 2017 году

На третьем этапе после внедрения в тренировочный процесс по акробатике национальных видов спорта и игр проведено повторное анкетирование учащихся, посещающих данные секции, охват опрошенных составил 20 человек. Итоги анкетирования представлены диаграммой №2. По диаграмме видно, что число учащихся незаинтересованных данной секцией доведено до нуля. Заинтересовались в общей сложности 91% воспитанников.

  1. Применение национальных видов спорта в построении тренировочных занятий по акробатике

Комбинировать акробатику и национальные виды спорта  очень интересно, и требуется творческий подход к работе.

У гимнастов должны быть хорошо развитые мышцы верхней части тела, ног, рук, спины, также очень важными являются гибкость тела, координация и ловкость.

Для общей физической подготовки учащихся следует выбирать из национальных видов спорта упражнения и игры, наиболее отвечающие возрастным особенностям обучающихся и способствующие развитию физических качеств. Некоторые виды физических упражнений, в общем, положительно воздействующие на учащихся, в то же время могут отрицательно влиять на формирование необходимых навыков и воспитание нужных качеств. Поэтому важно подбирать такие виды упражнений, которые способствовали бы совершенствованию функций организма в нужном направлении и в то же время положительно влияли на формирование необходимых умений и навыков (или, в крайнем случае, не препятствовали их формированию). Как правило, каждое упражнение имеет основную направленность (например, развивает гибкость), но одновременно помогает формированию и других качеств.

В практике широко распространена классификация физических упражнений по их преимущественным требованиям к физическим качествам:

- скоростно-силовые упражнения;

- упражнения, требующие определенной выносливости;

- упражнения, требующие высокой координации.

Упражнения на занятиях по физическому воспитанию следует классифицировать по комплексному проявлению физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий, а также по их биомеханике (поступательные движения, вращательные, сложно-пространственные действия). Поэтому следует учитывать неразрывную связь формы движения с его содержанием.

Можно использовать хапсагай. Для этого вида единоборства характерны кратковременные максимальные напряжения, задержки дыхания, ловкость, координация, иногда и длительные усилия. Ценность упражнений в борьбе заключается в том, что они увеличивают быстроту движений, а также силу мышц пояса верхней конечности. Укрепляются суставы, движения становятся эластичными. Во время борьбы воспитываются положительные психологические качества для единоборца.

Борьба в стойке напоминает действия в ближнем бою (борьба за устойчивость, за выгодное положение рук и головы, нырки, уклоны назад и в стороны при попытке партнера схватить за шею и т. п.). Этот вид упражнений используется в процессе специализированной тренировки в начале занятий (во время разминки) или в конце, в зависимости от направленности занятия физическим воспитанием.

К упражнениям, направленным преимущественно на совершенствование двигательных способностей занимающихся, развитие силы, равновесия, способности к напряжениям относятся национальные прыжки. Упражнения на координацию, гибкость, силу, быстроту и смелость являются обязательными для гимнастов во всех занятиях. Национальные прыжки, например, применяются в разминке, а также во второй половине специализированных занятий для развития силы или гибкости отдельных групп мышц.

Также для развития отдельных частей тела и мышц можно использовать такие национальные виды спорта, как: «Еьес торбос» (упрямый теленок) в разных вариациях, для развития мышц верхней части тела (шеи, рук), «Тутум эриир» (вертушка), для развития гибкости спинных мышц и рук, «Ойбонтон уулааьын», «Котох ынагы туруоруу»(подъем с седа на одной ноге), Командная игра «Чыысхай», мас- реслинг (перетягивание палки). Национальные и подвижные игры являются неотъемлемой частью подготовки юношей старшего школьного возраста. Национальные игры по характеру действий, быстроте и выносливости подходят для занятий по физическому воспитанию учащихся (быстрые передвижения, остановки, повороты, активное сопротивление противника). Игры развивают скорость, ловкость, выносливость. Разнообразие естественных движений, в большинстве случаев на свежем воздухе, способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма. Спортивные и подвижные игры служат также хорошим средством активного отдыха.

В зависимости от интенсивности игровой деятельности резко увеличивается потребление тканями кислорода (примерно в восемь раз по сравнению с состоянием покоя). Большие изменения происходят и в двигательном аппарате: укрепляются мышцы, повышается, их сила и эластичность, суставы становятся более подвижными.

4. Рекомендации по организации секционных занятий по акробатике с элементами  национальных видов спорта и игр народа Саха

Анализируя исследовательский этап эксперимента (его практическую часть) необходимо соблюдать несколько рекомендаций по организации занятий по общей физической подготовке с использованием данного приема.

  1. Соответствие сюжетной линии с подбором упражнений – к частям занятия.
  2. Соответствие этапов занятия и очерёдности развития физических качеств:

- подготовительная часть: координация;

- основная часть: быстрота, ловкость, сила, выносливость;

- заключительная часть: гибкость.

  1. Наличие материально-технического обеспечения (музыкальный центр, тематический инвентарь).
  2. Подбор темпа музыкального сопровождения, соответствующего частям занятия (медленный – умеренный – быстрый – медленный).
  3. Изучение и анализ традиций выбранных направлений (вид национальных игр).
  4. Гармоничное взаимодействие эмоционального фона занятий учителя с воспитанниками.

Заключение

Изучение имеющейся литературы по исследуемой проблеме и обобщение полученных данных, позволяют сделать следующие выводы:

  1. Национальные виды спорта и народные игры являются неотъемлемой частью общей культуры любого народа. Возникнув в глубине столетий, пройдя сквозь века, они не исчезли, а возродились в новом качестве в наше время.
  2. Национальные виды спорта и игры народа Саха влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
  3. После введения в секцию по акробатике элементов национальных видов спорта и игр РС(Я) у учащихся повысилась мотивация и интерес к данной секции. Повысился уровень физической подготовленности наших воспитанников.
  4. Использование тренировочных элементов из национальных видов спорта и игр в занятиях по акробатике показали свои положительные тенденции и в физическом и нравственном воспитании учащихся нашей школы.

Гипотеза, сформулированная при планировании опытно-поисковой работы, подтвердилась.  

Нужно отметить, что посредством национальных видов спорта и игр, можно добиться успехов во многих соревнованиях различного вида, типа и масштаба.

Использованная литература

1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.

2. Бутанаев В.Я. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988.

3. Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогическое осмысление процесса современного воспитания // Материалы науч. конференции. Якутск, 1999.

5. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978.

6. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-5.

7. Кочнев В.П. Национальные виды спорта Якутской АССР. Якутск, 1980

8. Кочнев В.П. Игры состязания предков /В.П. Кочнев, И.Ю. Григорьев. – Якутск: ООО РИЦ «Офсет», 2003.

9. Кочнев В.П. Национальные виды спорта, народные игры в современной системе физического воспитания и образования / В.П. Кочнев, И.И. Портнягин, Л.С. Ядрихинская. – Якутск, 2002.

10. Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) в начале 21 века: состояние, проблемы, перспективы. / И.И. Портнягин, Н.К. Шамаев, В.П. Кочнев и т.д. Якутск, 2001.

11. Решетин, A.A. Рационализация техники выполнения темповых акробатических упражнений / A.A. Решетин, В.В. Анцыперов, А.Г. Трифонов // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования-, труды Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 23-24 мая 2007 г.). - Волгоград:  ВГАФК, 2007.-С. 134-136.

12. Федоров А.С. Народные игры и забавы Саха. Якутск: Бичик, 2011.

13. Шамаев Н.К. Вопросы специфики занятий физкультурой и спортом в Якутии. Якутск, 1986.

14. Шамаев Н.К. Основы методики урочной системы физического воспитания в школах севера. Якутск, 1999.

15. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания / Н.К. Шамаев. – М.: Academia, 2000.

Приложение 1. Мониторинг уровня физической подготовленности учеников 8 – 10 класса (юноши)

Уровень физической подготовленности

Вертушка

Стойка на руках

Прыжок в высоту

Бег на 30 метров

Мостик, шпагат, наклон  

Поднимание на одну ногу (на левой, на правой)

Низкий

0-4

0-14 сек

0-60 см

5,4 сек

-

0-2

Средний

5-10

15-30 сек

61-90см

4,8 сек

-

3-5

Высокий

11 и более

31 и более

91 и выше

4,5 сек

-

6 и более

Приложение 2. (Входящий контроль – сентябрь 2015 года) 

Ф.И.

Вертушка

Стойка на руках

Прыжок в высоту

Бег на 30 метров

Мостик, шпагат, наклон  

Поднимание на одну ногу (на левой, на правой)

1

Варкентин Никита

3

15

55

5,2 сек

Низкий  

2

2

Васильев Никита

6

20

70

4,8 сек

Средний

4

3

Васильев Олег

2

20

60

4,9 сек

Низкий

3

4

Верещака Антон

4

18

57

5,1 сек

Средний

2

5

Верещака Андрей

5

23

70

4,9 сек

Средний

4

6

Винокуров Владимир

2

15

65

4,6 сек

Средний

3

7

Давыдов Артем

6

17

71

5 сек

Средний

2

8

Савченко Кирилл

3

14

58

5,3 сек

Низкий

1

9

Стручков Роман

8

25

57

5,4 сек

Средний

1

10

Жилин Владислав

2

16

55

5,1 сек

Средний

0

Приложение 3. (Итоговый контроль – апрель 2017 года)

Ф.И.

Вертушка

Стойка на руках

Прыжок в высоту

Бег на 30 метров

Мостик, шпагат, наклон  

Поднимание на одну ногу (на левой, на правой)

1

Варкентин Никита

10

54

70

4,8 сек

Средний  

6

2

Васильев Никита

17

1.15

115

4,2сек

Высокий

15

3

Васильев Олег

11

50

76

4,4 сек

Средний

7

4

Верещака Антон

17

1.09

72

4,7 сек

Высокий

6

5

Верещака Андрей

18

1.18

105

4,3 сек

Высокий

13

6

Винокуров Владимир

15

57

92

4,2 сек

Высокий

8

7

Давыдов Артем

12

1.05

115

4,4 сек

Высокий

7

8

Савченко Кирилл

9

36

80

4,7 сек

Средний

5

9

Стручков Роман

26

1.20

76

4,7 сек

Высокий

4

10

Жилин Владислав

15

58

72

4,6 сек

Высокий

4

Приложение 4. Анкетирование

  1. В каком классе ты учишься?
  2. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
  3. Что вы знаете об национальных видах спорта и игр народа Саха?
  4. Интересно ли заниматься акробатикой с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха?

- Не интересно

        - Обычно

        - Интересно

        - Очень интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география + физкультура) по теме "Коренные малочисленные народы Хабаровского края. Национальные виды спорта" (2 часа)

На первом уроке дается представление о коренных народностях Хабаровского края, их традициях, национальных играх и состязаниях. Второй урок посвящен троеборью по национальным видам спорта. Урок сопрово...

Русские национальные виды спорта и игры народов мира

Русские национальные виды спорта и игры народов мира...

ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА (методические рекомендации для преподавателей по организации и проведению контрольных тестовых занятий)

в материале описаны способы передвижения на лыжах для преодоления подъёмов разной крутизны и разработаны нормативы по лыжной подготовке для студентов I - III курсов техникума...

План-конспект учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха

В данной работе представлен план-конспект открытого учебно- тренировочного занятия по акробатике с элементами национальных видов спорта и игр народа Саха, участника финального этапа XII Всероссийского...

ПРОГРАММА КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта

ПРОГРАММА   КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНАПМ.01 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта...

ОБОРУДОВАНИЕ МЕСТА И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АКРОБАТИКЕ

Занятия по акробатике всегда должны проводиться в условиях, исключающих какие бы то ни было неприятные неожиданности и не допускающих возникновения травм занимающихся....

Анкета для определения уровня личностной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также избранного вида спорта

Данная анкета может быть использована с целью выявления мотивации к занятиям физической культурой учеников...