Главные вкладки

    Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках физической культуры
    материал по физкультуре на тему

    Оськин Михаил Викторович

    Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей - это всё относится к методам и методическим приёмам.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Шаховская школа-интернат для обучающихся

    с ограниченными возможностями здоровья»

    «Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ

    на уроках физической культуры»

    Подготовил:

    учитель физической культуры

    Оськин М.В.

    2017 г.

    Приёмы и методы работы с детьми с ОВЗ.

       Так как я работаю учителем физического воспитания, я буду описывать те методы и приёмы, которые я применяю на физкультурных занятиях и в самостоятельной деятельности школьников. Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей - это всё относится к методам и методическим приёмам.  

    Методы, применяемые в процессе занятий физическими упражнениями - это разработанные с учётом педагогических закономерностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определённым способом теоретическую и практическую деятельность занимающихся, обеспечивающую освоением ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование физической культуры личности ребёнка. В соответствии с конкретной задачей и условиями занятий физическими упражнениями каждый метод реализуется с помощью методических приёмов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приёмами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедленно и т.д. Следовательно, внутри каждого метода используется его разнообразные методические приёмы. Вне метода приём теряет своё значение. Приём позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приёмами. Именно поэтому тот или иной метод используется при решении самых разнообразных задач и при работе с ЛЮБЫМИ КОНТЕНГЕНТАМИ ДЕТЕЙ. Каждый методический приём используется только в частных случаях. Методических приёмов так много, что они не поддаются какому-либо строгому перечислению В основе классификации методов, применяемых на занятиях физическими упражнениями, используется признак восприятия ребёнком информации. Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями, можно разделить на три группы: метод слухового восприятия, метод зрительного восприятия, метод двигательного восприятия. Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, сложности и характера упражнения, этапа обучения. На 1 этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. Используется показ, объяснение и практическое опробование. У детей образуется связь между зрительным образом, обозначающим технику, и мышечными ощущениями. Чем дети младше, тем меньшим запасом двигательных представлений они обладают и тем больше место в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта у детей шире используется объяснения. На 2этапе углублённого разучивания движений большое место занимают имитация, зрительные, слуховые ориентиры. Хороший эффект при обработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений. Задача 3этапа - закрепление навыка и совершенствование техники его, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом упражнения проводится в игровой и соревновательной формах. В разных возрастных группах соотношение приёмов обучения физическим упражнениям изменяется. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений. В младшем школьном возрасте при обучении упражнениям в большей мере используется показ, имитация, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приёмы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений. В среднем и старшем школьном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приёмов: объяснение, команда  без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кино и диафильмы). Упражнения выполняются чаще в соревновательной форме.

    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ  В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

    Основу методов физического воспитания составляет регулирование нагрузок и их гармоничное, продуманное сочетание с отдыхом.

    1.Информационно-рецептивный метод. Характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребёнка. В этом совместном процессе он позволяет комплексно использовать различные способы обучения. Учителю нужно чётко, конкретно, образно донести знания, а ребёнку - осознанно их запомнить и усвоить.

    2.Репродуктивный метод обеспечивает полноценное усвоение двигательных действий (воспроизведение способов деятельности). Учитель продумывает систему физических упражнений на воспроизведение известных ребёнку движений, которые сформировались в процессе применения им информационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребёнок уточняет и воспроизводит их по данному образцу. Упражнения в движении, для повышения интереса к ним, целесообразно варьировать. Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать и варьировать их в разнообразных ситуациях. 3.Метод проблемного обучения. Рассматривается как элемент, составная часть целостной системы обучения. Обучение, в котором в качестве основной части проблемное обучение, нельзя считать полноценным. Система обучения,  построенная  только на восприятии ребёнком готовых знаний, не может научить его мыслить, развить до необходимого уровня его способности к творческой деятельности. В основе проблемного обучения лежат законы развития человеческого мышления. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Перед ребёнком ставится проблема для самостоятельного решения. Осуществляя поиски решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания. Знания, добытые собственными силами, сознательнее усваиваются и прочнее закрепляются в памяти. Постановка соответствующей проблемы и её решение ребёнком способствуют не только сознательному усвоению движения, но и развивают умственные способности, учат мыслить самостоятельно. Решение ребёнком посильных проблем в подвижных играх и упражнениях рождает веру в свои силы. Он переживает радость своих «открытий». Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным. Обучение ребёнка, усвоение им знаний создают предпосылки для творчества. В многогранном процессе обучения этому отводится значительное место, поскольку глубокое усвоение знаний возможно только при творческой их переработке, способствует творчеству. Оно проявляется уже в младшем школьном возрасте. В сюжетных, имитационных упражнениях ребёнок, воплощаясь в игровой образ проявляет фантазию, воображение. У него появляются представления, которые подкрепляются игровыми действиями, при этом развивается их творческий характер. Ребенок приобретает способность осуществлять творческие мысли, придумывать комбинации движений, выполнение которых предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. Ребёнок придумывает варианты подвижных игр, учится их организовывать, сочиняет свои новые игры.

    4. Метод творческих заданий. Ребёнку предлагается придумать определённые физические упражнения.  Он выполняет их один, с группой, в колонне, в шеренге, с предметами и без них. При этом, придумывая игровые сюжеты, ребёнок приобретает умение реализовать свой замысел. Специфические методы. 

    1.Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:

     - наличие твёрдо предписанной программы движений, порядок повторений, изменения и связи друг с другом;

    -точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а так же нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками:

     -создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребёнка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажёров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за её воздействием и т.д.).  Этот метод направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

    2.Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок передвигается по заданному кругу, выполняя определённые упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода - достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга. При использовании:

    -начинать с нагрузки не более 50% от максимальных возможностей каждого ребёнка

     -оптимальное количество упражнений 6-8 (подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка)

    -постепенно повышать скорость преодоления кругов. Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке:

    1.воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма и выполнение этих упражнений на каждом из снарядов, расположенных в определённой последовательности.

    2.подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки

    3. использование упражнений с различными предметами. Используя ИНТЕРВАЛЬНЫЙ МЕТОД круговой тренировки, необходимо учитывать следующее:

    1.тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий. Можно повысить количество упражнений или интенсивность выполнения.

    2.Повышать темп выполнения упражнений  с  учётом индивидуальных способностей ребёнка до максимального.

    3. После выполнения упражнений необходимо отдыхать примерно в течении 1 минуты.

    5.Игровой метод  отражает методические особенности игры и игровых пражнений, которые широко используются в физическом воспитании .Он близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и не сюжетные, а также спортивные игры. Метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребёнка.

     6.Соревновательный метод. Способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед детьми ставится задача: кто быстрее принесёт флажок, кто дальше бросит мяч. Этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.

    Широко используются общедидактические методы: наглядный, вербальный, практический.

    7.Наглядные методы формируют представления в движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.

    8.Вербальные активизируют сознание ребёнка, способствуют осмыслению задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.

    9.Практические обеспечивают проверку двигательных действий ребёнка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы строго регламентированы.

     ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

     Приёмы наглядного метода.

    1.Наглядно-зрительный приём. Правильный, чёткий показ образца движения или отдельных его элементов. Подражание образцам окружающей жизни. Использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве. Использование кино- ,видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач и т. д.

    2. Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движений.

    3.Наглядно-слуховые приёмы. Способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, бубен, сопровождаются прибаутками, стихами.

    Приёмы вербального метода. Играют важную роль в обучении движению. Даётся КРАТКОЕ ОДНОВРЕМЕННОЕ ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ физических упражнений, которое опирается на жизненный опыт ребёнка. Свои ПОЯСНЕНИЯ учитель сопровождает конкретным показом движений и его отдельных элементов. Так же используется УКАЗАНИЕ о выполнении движения, БЕСЕДА,УТОЧНЕНИЕ сюжета и т. д., ВОПРОСЫ для проверки имеющихся представлений . Широко используется КОМАНДА, РАСПОРЯЖЕНИЕ, СИГНАЛЫ. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности. Используются разные считалки, жеребьёвки, перевёртыши, сюжетные рассказы. Используется словесное воздействие при обучении движениям. Важную роль в формировании двигательных навыков играет АКТИВИЗАЦИЯ ИДЕОМОТОРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО СРЕДСТРАМ СЛОВЕСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ. Идеомоторный акт-переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Для облегчения ребёнку предлагается схема-план - «вспомни и расскажи, как выполняется упражнение…., какое, с чего начинается и заканчивается упражнение.» Вербальные приемы позволяют применять их и в объяснении новых упражнений. Ребёнок учится ориентироваться в словесных заданиях, самостоятельно придумывать новые комбинации из знакомых ему движений.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы с детьми в школе по предмету физическая культура.

    "Формирование учебно- исследовательской  и творческой деятельности школьника"Главная цель- стимулировать познание и работу учащихся.Нам всем так важно знать насколько мы успешны.Степень успешност...

    Методы контроля за развитием двигательных качеств на уроках физической культуры

    В данной работе представлены слайды по мониторингу тестовых занятий по физической культуре, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года. Затем ведется отслеживание всех физических кач...

    Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ

    Данные приемы и методы работы с детьми с ОВЗ позволяют включить их в общеобразовательную школу....

    Использование «метода прироста результата от ранее достигнутого» на уроках физической культуры

    На уроках физической культуры оцениваются: физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика...

    Приемы и методы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра

    В статье обобщен опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра....

    Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

    В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

    Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках физической культуры

    Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей - это всё относится к методам и методическим приёмам....