I Всероссийский съезд учителей физической культуры
статья по физкультуре на тему

Хунузиди Оксана Анатольевна

Сегодня моя статья посвящена первому Всероссийскому съезду учителей физической культуры, который состоялся в Москве. В течение двух дней, 13-14 декабря 2017 года, проводился первый Всероссийский съезд учителей физической культуры. На это мероприятие съехались лучшие учителя физической культуры из 56 регионов нашей страны: от Сахалина до Калининграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sezd.odt505.33 КБ

Предварительный просмотр:

I Всероссийский съезд учителей физической культуры

  Сегодня мой доклад   посвящен первому Всероссийскому съезду учителей физической культуры, который состоялся в Москве.

В течение двух дней, 13-14 декабря 2017 года, проводился первый Всероссийский съезд учителей физической культуры. На это мероприятие съехались лучшие учителя физической культуры из 56 регионов нашей страны: от Сахалина до Калининграда. Мне тоже посчастливилось принять в нём участие.

   

В первый день состоялось пленарное заседание, на котором выступили: Синюгина Татьяна Юрьевна, заместитель Министра образования и науки РФ, Роднина Ирина Константиновна, депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ (трёхкратная Олимпийская чемпионка), Басюк Виктор Стефанович, заместитель президента ФГПУ «Российская академия образования», Петров Андрей Евгеньевич, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, Федченко Николай Семёнович, директор ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания».

Запоминающим было выступление Ирины Родниной, которая чётко прочитала мысли многих учителей физической культуры нашей страны и произнесла их вслух:

1. Часы внеурочной деятельности по физической культуре добавились, но используются не по назначению.

2. В сельских школах острая нехватка спортивных залов, инвентаря и оборудования.

3. Необходимость  привлечения внимание теоритической подготовке, направленной на здоровый образ жизни и системе питания.

4. Проблемы в сдаче норм комплекса ГТО (добровольность и независимость должна быть основой).

И ещё, Ирина Константиновна высказала правильную мысль по поводу сдачи норм ГТО: «Кто установил порядок сдачи нормативов ГТО в сентябре — октябре месяце, и в особенности касается норматива в беге на 3000 метров у юношей и 2000 метров у девушек? Ведь, только закончились 3 месяца летних каникул, каникул без физических нагрузок, а им предлагают бег на выносливость. У подростков может быть возрастная гипертония!»

В общем, первый день съезда прошел насыщенно и с общением с коллегами из различных регионов нашей страны.

Второй день съезда проходил по четырём секциям-направлениям физкультурно-спортивной деятельности на площадках общеобразовательных организаций города Москвы:

Секция 1 «Школьный спортивный клуб – конструктивная форма организации внеурочной физкультурно-спортивной деятельности» (ГБОУ г. Москвы «Школа Глория»);

Секция 2 «Педагогическое мастерство учителя физической культуры – залог успеха в мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом» (ГБОУ г. Москвы «Школа № 1288 имени Героя Советского Союза Н.В. Троян»);

Секция 3 «Интеграция общего и дополнительного образования в образовательной деятельности физкультурно-спортивной направленности» (ГБОУ г. Москвы «Школа 1409»);

Секция 4 "Урок физической культуры – опыт, современность, инновации»: практические мастер-классы по инновационной деятельности в учебном предмете «Физическая культура» с использованием ресурсов различных видов спорта (легкой атлетики, фитнес-аэробики, гольфа, самбо, акробатического рок-н-ролла, футбола, джаз-дэнса) (ГБОУ г. Москвы «Школа 1409»).

Я участвовала в Секции 2 и мне  понравилось выступление Лучшего учителя физкультуры. Одинцовского м.р. Морозова Валерия Павловича. 

 Вот  текст выступления:

Уважаемые коллеги!

С введением ФГОС… учителей физической культуры преследует одна и та же мысль: «Каким должен быть урок физической культуры?» и «Как же правильно, по-новому проводить уроки физической культуры?»

Кто-то так и не понял что делать, а кто-то не видит целесообразности что-то менять в методах проведения урока, ссылаясь на то, что у нас специфический предмет.

И всё же, как проводить урок физкультуры в современных условиях?

Пока Вы изучаете вот этот слайд, слайд, где сравнивается традиционный урок физической культуры (который формировался десятилетиями) и урок сегодняшнего дня (согласно Федерального государственного образовательного стандарта), я обобщу и добавлю своё видение этого вопроса:

В первую очередь нужно изменить своё мышление и понять, что нельзя сейчас работать по старинке (хотя и имеете огромный опыт работы). Мир меняется, растет влияние на нас СМИ. Дети стали другими, значит, и подход к ним должен быть другим. Менять надо, прежде всего себя, свою методику преподавания.

Из личного примера:

15 лет прошло от начала трудовой деятельности учителем. К этому времени поставил свою работу на высокий уровень. Взаимопонимание с учащимися идеальное.

На уроках творил чудеса: дам свисток – все дети во внимании, кину взгляд утвердительно или вопросительно – они понимают, что я хотел сказать, взмахну рукой – они знают что делать! Идиллия полнейшая. Экспериментировал, творил, искал новые пути в преподавании уроков физической культуры… 

Но со временем успокоился. Думал, что достиг совершенства в преподавательской деятельности! И…

Тем самым, совершил ошибку! Я отстал от прогрессивных изменений вокруг и наших детей. Психология детей изменилась коренным образом. Приоритеты у них поменялись. Где-то и лень выросла. Вера в себя и сила воли у детей упала! (Кто виноват в этом – это отдельная тема!)  А я какое-то время продолжал работать «по старинке». Отказывался менять себя и понимать изменения, которые вокруг происходят.

А зачем? — думал я. — Если всё хорошо, а маленькие проблемы во взаимопонимании с детьми – это мелочи и быстро исправимы!».

Но время шло, и вскоре я заметил, что по утрам на работу стал ходить не с таким радостным настроением, как ранее. К вечеру морально и физически уставал. И вот однажды я одумался: понял, что ошибка лично во мне. Менять надо, прежде всего себя, свою методику преподавания.

И мне сейчас приятно констатировать, что в плане модернизации и изменения в подходе к урокам ф.к. в моей школе процесс уже давно идет (с конца 90-х годов 20 века)

Мой спортивный зал оснащён сейчас всем необходимым для проведения современного урока (согласно ФГОС): спортивный и тренажёрный залы, в спортзале установлен и функционирует  большой телевизор, ноутбук с подключенным интернетом, музыкальный центр, беспроводной микрофон, планшет IРad 2 с приставкой Apple TV (для подключения к телевизору), экшен-камера для видео и фото съёмок интересных или обучающих роликов.

Но есть главное препятствие для осуществления задуманной цели ФГОС – это нехватка физкультурно-спортивных залов, помещений (из-за увеличения из года в год количества обучающихся). Я считаю, что невозможно провести полноценно простой урок, не говоря уже об уроке по ФГОС, из-за того, что в зале одновременно занимаются 2 класса. Эта проблема существует во всех регионах РФ.

Но не буду «плакаться». Лучше поговорим о том, как выйти из этого положения. Коротко расскажу о своих инновационных находках и необычных подходах в проведении уроков физической культуры и внеурочных физкультурно-массовых мероприятий.

Первое, с чем я хочу Вас познакомить, — это мониторинг здоровья и физического развития учащихся.

Ещё в начале 2000-х годов я разработал таблицы в Excel и с успехом использую их в работе: Листок здоровья учащихся, Рабочий листок и различные Рейтинги.

Коротко ознакомлю Вас с ними:

Листок здоровья учащихся позволяет мне отслеживать не только изменения антропометрических данных (рост, вес, обхват груди), но тип физического развития. Постоянно отслеживаю изменения медицинской группы того или иного учащегося (основная и подготовительная группа). Отдельными колонками выявляю индекс Кетле и ИГМР (индекс гармоничности морфологического развития): то есть росто-весовой показатель и конституцию ребенка.

Хочу познакомить Вас с моим детищем: электронным Рабочим листком класса. В 2004 году я купил карманный персональный компьютер (КПК). В программе  Excel самостоятельно составил вот такую таблицу, где достаточно ввести результаты тестирования того или иного упражнения, как компьютер самостоятельно выставлял отметки (согласно введенных мною определенных формул). Кроме того автоматически строятся диаграммы с показателями выполненных упражнений. По мере сдачи зачетных упражнений, фиксируется сумма набранных очков и итоговая отметка за триместр. В маленькой подтаблице автоматически подсчитывается количество отличников, хорошистов и прописывается качество усвоения программы и успеваемость.

Моя система выставления отметок и набора очков дала возможность выявлять лучших учащихся школы. Это видно из таблицы «Лучшие из лучших» (15 лучших мальчиков и 15 лучших девочек). После каждого триместра и в конце учебного года подводятся такие итоги.

А вот и «Итоговая таблица уровня успешности физической подготовленности учащихся школы». Итоговые данные этой таблицы взяты из «Рабочих листков классов». Это Рейтинг классов по триместрам и за весь учебный год.

Но чтобы прийти к таким результатам, я придумал свою систему оценки результатов тестирования, состоящая из набора очков за триместр каждым учеником.

А вот и сами таблицы по классам ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ, разработанные мною. За основу я взял 20-ти очковую систему. Очки от 1 до 4 – равна отметке 3. Очки от 5 до 9 – это 4. И от 10 до 20 – это 5.

За триместр обычно учащиеся сдают 5-6 зачетных упражнений. Так вот, моя система оценок предусматривает, то, что каждый ученик должен набрать определенное количество очков, чтобы получить отметку 5.

Оснащение спортивного зала нашей школы периодически совершенствуется. С 2007 года я с успехом использовал в работе мультимедийный проектор с экраном, который заменил на большой телевизор несколько лет назад.

Сегодняшние дети другие, не те, что учились 10 лет назад. Прогресс развития нашего общества подсказывает, что больше внимания нужно уделять каждому ребёнку. Убеждать, объяснять, направлять, подсказывать. Сам ученик не найдёт путь решения к поставленной цели! Для этого нужно учить домысливать. Приучайте находить ответы на возникающие вопросы самостоятельно.

Новые стандарты призывают нас больше уделять внимание теоретической подготовке. Но у нас же урок физкультуры, а не русского языка. Чем больше на уроке ученик двигается, тем больше пользы для его здоровья и развития. Значит, теория не должна быть на первом месте, но она должна всегда присутствовать. Теоретическая подготовка не должна состоять только из разговоров, объяснений. Больше надо использовать наглядных пособий, рисунков, плакатов. Незаменимыми на уроках становятся использование компьютерных программ, видеороликов.  Вот почему у меня в спортивном зале богатый арсенал информационного оборудования.

Сейчас хочу обратить Ваше внимание на вопросе: как наладить контакт с классом?

Урок нужно начинать с настроя.

Как обычно начинается урок? Построение. Равняйсь! Смирно! Здравствуйте! Объявление темы и задач урока. И далее по шаблону.

А все ли из Вас обращают внимание, в каком душевном состоянии учащиеся и с каким настроением они приходят на урок? Возьмем учебный день: на первых уроках они более спокойные и может быть заторможенные, на последующих уроках возбужденные и неугомонные.

Отсюда вывод: необходим настрой на урок. Мобилизующая настройка на урок.

Наглядный пример: на экране появляются цифры от 1 до 5. Если вслух произнести эти цифры 1…2…3…4…5. Выглядит призывающе, возбуждающе, то есть приводит в чувства из заторможенного состояния. Похоже на команды: «На старт!», «Внимание!», «Марш!»

У детей хорошо развито воображение: покажите им картинку с пружиной, которая сначала сжимается, а затем разжимается. Объясните учащимся, что под счет от одного до пяти, нужно медленно напрягать мышцы своего тела, сжиматься и затем, в течение всего урока, эта пружина будет разжиматься, придавая импульс энергии, радости, задора.

В последние 2 года на уроках я начал использовать динамическую медитацию. Эффект очень хороший. Смысл этой медитации в расслаблении и изменении ритма головного мозга. Цель медитации — быстрые и качественные решения задач урока.

Режим бодрствования – это Бетта-уровень (наше состояние в течение дня, пока не спим). На бетта-уровне работает левое полушарие мозга (логическое мышление), правое почти нет. Стоит только расслабиться и успокоиться, как к работе приступает и правое полушарие мозга – Альфа-уровень (а это интуиция, творчество). Чем дольше задерживаться на Альфа-уровне, тем лучше усвоение программы, качественнее результаты физического развития.

Дети сами по себе до 12-14 лет ещё живут на альфа-уровне. Их не надо даже настраивать.  Вот почему меньше надо использовать на уроках, и в особенности, с учащимися начальных классов строгих, приказных команд, нравоучений. Больше использовать сюжетных, ролевых игр и упражнений. Не лишайте ребенка альфа-уровня (по другому это звучит так: НЕ ЛИШАЙТЕ РЕБЁНКА ДЕТСТВА! Тем самым Вы больше решите задач на уроке и эффект будет значительно лучше.

 Можно сделать вывод, что всегда интересен опыт коллег. Поэтому я считаю, что нам необходимо чаще встречаться и делиться своими знаниями с другими и  получать новую информацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сертификат участника всероссийского съезда учителей

в июне 2011 г. я была на съезде учителей физической культуры в г. Сочи...

Деятельность учителя физической культуры по внедрению Всероссийского комплекса ГТО

Одной из важнейших составляющих современной политики нашего государства является развитие физической культуры и спорта, что обеспечивает простор для выявления способностей людей, удовлетворения их инт...

Публикация в материалах Всероссийского съезда учителей, 28-30.10.2010г

Публикация в материалах Всероссийского съезда учителей, 28-30.10.2010г...

Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии

Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии...

Сертификат участника вебинара «Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Роль Московского университета в становлении и развитии химической науки в России»

Сертификат участника вебинара «Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Роль Московского университета в становлении и развитии химической науки в России»...

Сертификат участника вебинара «Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Лекция «зеленая химия и образование»»

Сертификат участника вебинара «Всероссийский съезд учителей и преподавателей химии. Лекция «зеленая химия и образование»»...