Методическая разработка Современные образовательные технологии на уроках физической культуры.
методическая разработка по физкультуре на тему

Хазиева Алсу Наилевна

Объект исследования – процесс физического воспитания обучающихся на основе ФГОС.

Предмет исследования – педагогические условия  работы по оздоровлению и физическому воспитанию обучающихся.

Рассматривается ТДФО – совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений,  технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Современные образовательные технологии

на уроках физической культуры.

                                                         

2018 г.


Технология - (от греч. techne – искусство, мастерство, умение и logos – знание, учение, наука) – совокупность приемов, применяемых в каком–либо деле, мастерстве, искусстве.

Современная надпредметная трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных благ или духовных ценностей.

В настоящее время все технологии условно можно разделить на две группы: промышленные технологии и социальные технологии. И в том, и в другом определении технологии присутствуют знакомые каждому педагогу слова – приемы, способы, методы. Именно эти понятия используются традиционно для описания различных методик. Метод (от греч. methodos – исследование) – прием, способ или образ действия; способ исследования явлений действительности. Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (Из документов ЮНЕСКО). Педагогическая технология представлена тремя аспектами: научным: разработка цели, содержания и методов обучения, проектирование педагогических процессов, процессуально-описательным - описание процесса, процессуально-действенным - осуществление процесса. С введением ФГОС характерной чертой современной концепции  физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника. Педагогические технологии, наиболее часто применяемые на уроках физического воспитания: здоровьесберегающая технология (В.Ф.Базарный, А.Н. Стрельников); игровая технология (Б.П.Никитин, А.Анисимов); информационно-коммуникационная технология (В.В.Гузеев); технология уровневой дифференциации (В.В.Фирсов); соревновательная технология; блочно-модульная технология.

Под дифференцированным физкультурным образованием  понимается  целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. ТДФО – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний, методических умений,  технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Обучение двигательным действиям провожу целостным методом с последующей дифференциацией. Сначала выделяю детали техники и разделяю их по сложности,  затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора способа для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, наиболее подходящего стиля деятельности. Так, например, при закреплении учебного материала, я условно делю детей в классе на группы, в зависимости от  подготовленности. Одной группе даю подготовительные или подводящие упражнения , другой – усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.

Дифференцированное развитие физических качеств в процессе обучения при использовании одинаковых или разных средств и методов, планируется с разной нагрузкой. Так более слабые группы получают больше времени на восстановление и улучшается уровень физической подготовки класса в целом. Технология дифференцированного формирования знаний и методических умений предполагает выявление уровней обученности школьников с помощью диагностических тестов, для деления учащихся на группы разной подготовленности, деление задач изучения темы по уровням обученности школьников и группам разной подготовленности, деление содержания программы.

Дифференцированное выставление отметки по физической  и технической подготовленности обучающихся имеет следующие приоритеты. Во-первых –это индивидуальные достижения, личный рост физических возможностей. Во-вторых, учитываю  теоретические знания,  технику выполнения двигательного действия, прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общей физической активности.

Физическая культура неотъемлемая часть общей культуры человека. Путей к физическому совершенству много. Каждый образованный человек, по  моему мнению, должен стремиться овладеть искусством быть здоровым, не жалея на это ни времени, ни сил. Следует помнить, что физическое воспитание  - совершенно особый предмет в школьной программе, объединяющий биологическую, психологическую и социальную сущность человека, помогающее становлению гармонично развитой личности. Ни один другой предмет школьной подготовки не может дать учащимся столько знаний и умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, какие можно получить на уроках физической культуры. Я уверена, что основа обучения детей - физическое и интеллектуальное развитие при таких условиях, когда оно становится естественной формой выражения жизни, когда умения и навыки свободно применяются учеником вне процесса обучения. Игровые технологии применяются для: обучения двигательным действиям,  развития различных физических качеств, формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения  для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям физической культурой и спортом.

      Моя методическая тема  «Использование инновационных технологий оздоровления учащихся на уроках физической культуры» напрямую связана с методической темой «Формирование интеллектуальной, духовно развитой и физически здоровой личности в условиях непрерывного образования школа-вуз».

Соревновательные технологии используются  так - ученик применяет разученное движение для повышения показателей физической подготовленности  повышение эмоциональной направленности урока, увеличение интереса к занятиям физической культурой и спортом  Повышение мотивации к совершенствованию технико- тактических навыков и развитию физических качеств.

Но именно систематические занятия физической культурой, являются воспитывающей силой для обретения сил и здоровья ученика, способные качественно изменить его жизнь в лучшую сторону.

Модульные технологии и технологии проектной деятельности, внутри которых учебный материал структурируется в виде системных блоков, такие как оздоровительные системы Кацудзо Ниши «Золотые правила жизни», система Кеннета Купера, индекс Гарвардского степ - теста (ИГСТ), дыхательная гимнастика Стрельниковой, К.П. Бутейко; самодиагностика функционального состояния здоровья,  силовой фитнесс,   элементы йоги, комплекс стрейчинга по методике чехословацких физиологов Каркуса, Шрамкова, Зелезни, классическая аэробика, степ-аэробика. А также создание компьютерных презентаций спортивных достижений и рефератов на актуальные темы, такие как «Психогигиена», «Мода и здоровье», «Спорт – национальное достояние» и др. Использование технологии проектного обучения, позволяет вовлечь ученика  в  познавательный процесс самостоятельно.  Для ученика проект – это способ  максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально и в группе. Конкретно на моих уроках – это развитие познавательного интереса учащихся к физической культуре и спорту, а расширение их кругозора способствует развитию навыков научно-исследовательской деятельности, формированию межпредметных связей, в частности с такими предметами как  информатика, химия, биология, история, математика.  Учащиеся используют навыки владения компьютерными технологиями и знания по различным предметам для создания проектных работ, рефератов, презентаций, наглядных пособий по разделам учебной программы.

  Для  развития интереса у своих учеников к физической культуре, я вношу новое  содержание в индивидуальный подход  к учащимся  по степени их физической подготовки, используя иформационно-коммуникативные технологии обучения. Это создаёт благоприятные условия для учета личностных характеристик и мотивации процесса обучения. Так, например, применение ИКТ с использованием межпредметных связей в процессе преподавания физической культуры помогает мне подготовить интересные уроки, а учащимся  более полно и глубоко осмысливать изучаемый материал. На уроке теории по теме: «История Олимпийских игр» прослеживается  связь с рядом предметов. Цель данного урока – создать общее представление об Олимпийских играх, способствовать эстетическому отношению к искусству, воспитывать чувство патриотизма. Так как урок спланирован с применением ИКТ, ученики увидят презентацию, так всякий материал воспринимается лучше, когда идёт ещё и зрительное восприятие информации. Для создания комфортной обстановки, проведения минут релаксации я пользуюсь музыкальным центром с подобранной обширной фонотекой. Мной разработан  паспорт спортивного зала, расписание его работы, план развития  и оснащения его необходимым спортивным инвентарем.  Материалы ежегодного тестирования по физической культуре систематизированы на электронных носителях информации. Это позволяет осуществлять мониторинг физического развития, как учителю, так и самостоятельно, использовать информационные технологии на уроках физической культуры.

 В своей работе я осуществляю системный подход к проблемам здоровья -  это подразумевает, что «здоровье» вовсе не отсутствие болезней, а состояние равновесия и гармонии с окружающим миром. Для этого мною организуются соревнования и внеклассные мероприятия,  такие как «Мама, папа, я - друзья», «Мисс Спорт», «Рыцарский турнир» и другие. А также проводятся  интегрированные занятия, например: «Эстафеты интеллектуалов», «Потомки Архимеда, на которых ребята получают возможность применять знания, полученные на других уроках. Педагогическая технология здоровьесбережения в моей деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений здоровьесбережения  считаю создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса. На своих уроках уделяю внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне информацию  для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен находиться в положительной динамике физического развития, но если этго не произошло - вношу соответствующие коррективы.  Здоровый образ жизни формируется благодаря различным физическим упражнениям, закаливанию, психогигиене и рациональному питанию. Он немыслим без постановки правильного дыхания, без применения такого прекрасного метода восстановления как массаж, без отказа от вредных привычек, без специальных профилактических мер, предупреждающих болезни. При всей очевидной важности каждого из оздоровительных средств решающим, наиболее действенным остается полный комплекс оздоровления, сочетание всевозможных средств, по-разному воздействующих на различные органы и системы человека. Такое воздействие предполагает, конечно, серьезные волевые усилия, постепенно переходящие в здоровые привычки.

 Я веду постоянный поиск новых приемов убеждающего воздействия и предвижу их возможное  использование в общении со своими учениками. Особое значение придаю личному показу упражнений – если я делаю сама, то смогу научить других. Моя вариативная деятельность направлена на оказание психологической поддержки детям и подросткам, испытывающим трудности  социальной адаптации и самоидентификации в стремительно меняющемся мире.

Правильный подход к дозированию нагрузки дает возможность посещать данные занятия учащимся  различных групп здоровья. Здесь  на помощь приходит контроль частоты сердечных сокращений - ЧСС. Самоконтроль по пульсу широко известен. Каждый занимающийся физической культурой знает, что чрезмерно высокая частота пульса свидетельствует о непереносимости аэробной  нагрузки и это чревато срывом в сердечно-сосудистой системе. Но слишком малая частота пульса свидетельствует о недостаточной эффективности оздоровительной тренировки. Перед началом тренировочных занятий для характеристики уровня физической работоспособности, использую индекс Гарвардского степ - теста (ИГСТ):

ИГСТ= (t х 100) : (F1 + F2 + F3)  х 2  

 t – Время выполнения теста, сек.;

F1, F2,  F3 -  ЧСС после 1, 2, 3 мин. восстановления.

                                                         

  Упражнения в ритмической гимнастике и других видах аэробной тренировки  довольно трудно качественно оценить в баллах, тогда на помощь приходит контроль частоты сердечных сокращений - ЧСС. Два разных ученика, занимающихся рядом в группе аэробики, могут расходовать разное количество энергии (один исполняет в полную силу, в то время как другой лишь повторяет движения).

Для определения интенсивности нагрузки на уроках физической культуры, я  использую составление индивидуальных графиков самоконтроля ЧСС:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГРАФИК

ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

1. ФАМИЛИЯ, ИМЯ: _________________________  Класс:    ______ВОЗРАСТ: _____________

2. ФОРМУЛА ДОПУСТИМОГО ЧСС:

220 –    полное кол-во лет = максимально допустимое значение ЧСС

3. ЧСС на момент начала урока:     уд/мин.

4. Показатели ЧСС каждые 5 минут физической нагрузки:

N%

1

2

3

4

5

6

7

8

Время

5мин.

10мин.

15мин.

20мин.

25мин.

30мин.

35мин.

40мин.

ЧСС

5. График ЧСС на уроке:

 

 

Где Ох – время занятия, Оу – частота сердечных сокращений при нагрузке.

   Мои ученики  свободно владеют знаниями самоконтроля за нагрузкой, владеют приемами пульсометрии и самоконтроля.  

Мировая статистика свидетельствует, что число детей, родившихся с различной степенью физиологической незрелости, приближается к 90 процентам. Это значит, что абсолютно здоровым рождается в среднем лишь один ребенок из десяти. Разнообразные медицинские, социологические и демографические данные свидетельствуют о том, что так называемая  гуманитарная катастрофа – уже не тревожащая перспектива, которая маячит где-то в неопределенном «завтра», а суровая реальность наших дней. При этом очень важно, чтобы с простого лечения и профилактики болезней акцент сместился на развитие здоровья как самостоятельно культивируемой ценности.        Я выделила для себя основные задачи, которыми и руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Первая из них – активное  содействие укреплению здоровья ученика, повышение его работоспособности, предупреждение и, по-возможности, устранение отклонения в физическом развитии. Вторая – мои  ученики должны знать если не все, то многое о физической культуре и сделать ее неотъемлемой частью своей жизни наравне с культурой умственного труда и эстетической культурой. Третья задача –  ученики должны раз и навсегда сделать здоровый образ жизни основой своего бытия, исключив из него все, что губит здоровье. Осуществление этой задачи лежит в основе формирования культуры духовной. Вот здесь и наступает понимание того, насколько важна эта деятельность и каким должен быть ее результат.

Именно это послужило толчком к поиску нового содержания для уроков физической культуры.

 Фитнес стал особенно популярным в последнее время благодаря главной своей особенности: он помогает не только сбросить лишний вес, но и обрести гармоничное здоровое тело. Существуют три основные направления фитнеса: 

  • силовой;
  • аэробный;
  • занятия "разум-тело".

Cтретчинг — комплекс упражнений на растягивание, развивающих гибкость. Стрейчинг способствует развитию и сохранению уровня гибкости мышц, развитию подвижности суставов и эластичности связок, предотвращает от травм и болей в мышцах, развивает способность управлять своим телом. Особенно важно заниматься стрейчингом людям с малоподвижным образом жизни.Вытягивать мышцы, по мнению медиков, — полезное занятие: восстанавливается кровообращение и состояние сосудов. Это, кстати, хорошо знают домашние кошки — каждое утро они начинают именно со стрейчинга, выгибая спину и вытягивая лапы.

Пожалуй, самым популярным направлением фитнеса является аэробика. Различают четыре вида аэробики: классическую, степ-аэробику, комби и шейпинг.

    Аэробические упражнения доступны каждому. Они создают определенный психологический эффект. Исследования врачей и физиологов показывают, что аэробные упражнения действительно в состоянии оказывать положительное влияние на человека. Физические упражнения помогают смягчить стресс, снять нервное напряжение. Улучшение обмена веществ в результате аэробной нагрузки помогает нейтрализовать повышенную секрецию адреналина. Физические упражнения в этом случае действуют в качестве естественного фактора, разряжающего излишки гормонов и помогающего организму, особенно, организму подростка, вернуться к состоянию химического равновесия. Аэробные упражнения можно рекомендовать в качестве антидепрессанта, а также средства повышения самооценки. Именно поэтому особое внимание в работе с детьми я уделяю созданию благоприятного психологического фона, где каждый чувствует себя уверенно и свободно. Применяя личностно-ориентированный метод, я помогаю ребенку реализоваться, а  его успех подтверждает правильность выбранного  пути.

Классическая аэробика тренирует сердечно-сосудистую и легочную систему. Как правило, уроки проходят под зажигательную музыку, что позволяет достигнуть двойного эффекта: снизить вес и улучшить настроение.

Степ-аэробика представляет собой занятия с использованием степ-платформы. Этот вид аэробики больше подходит тем, кто раньше занимался спортом. Специалисты считают, что степ — аэробика прекрасна для профилактики и лечения остеопороза и артрита, а для укрепления мышц ног и восстановления после травм колена нет комплекса лучше. Упражнения в степе просты, поэтому подходят для людей разного возраста. Они великолепно улучшают фигуру, в особенности формы голеней, бедер и ягодиц. А применив отягощение (гантели) массой до двух килограмм, можно укрепить мышцы плечевого пояса.

Комби — это сочетание танцевальной, силовой и классической аэробики.

Шейпинг, как вид аэробики, способствует развитию и укреплению прежде всего основных групп мышц. Тело становится более подтянутым буквально после двух-трех недель тренировок.

Ну и наконец, о несколько загадочном направлении фитнеса — занятиях "разум-тело". В России оно появилось относительно недавно, но успело завоевать устойчивую популярность. Направление "разум-тело" - это пилатес, хатха-йога и тай-чи.

Комплекс стретчинга по методике чехословацких физиологов Каркуса, Шрамкова, Зелезни.

Здесь описаны основные принципы растягивания следуя которым, вы обезопасите себя от травм  и ошибок во время практики растягивания.

• Не растягивайтесь слишком сильно, особенно вначале. Добейтесь легкой растяжки и усиливайте ее только после того, как почувствуете расслабление.

• Держите растяжку в удобном положении, по мере удержания напряженность в мышцах должна уменьшиться. Никаких статических растяжек через силу.

• Дышите медленно, глубоко и естественно, выдох делайте при наклонах. Не растягивайтесь до такой степени, когда дыхание становится затрудненным.

• Не допускайте рывков, поскольку тогда напрягаются именно те мышцы, которые вы собираетесь расслабить.

• Думайте о той области тела, которую растягиваете. Прочувствуйте растяжку. Если при удерживании растяжки напряженность усиливается, значит, вы перестарались. Уменьшите нагрузку и примите более удобное положение.

• Не концентрируйте внимание на развитии гибкости. Просто научитесь растягиваться правильно, а гибкость придет со временем сама собой. Гибкость — это всего лишь один из побочных результатов растягивания.

На что еще обратить внимание.

Каждый день мы чувствуем себя по-разному. Иногда тело бывает более подвижным, иногда— менее. Вы можете контролировать свои ощущения, изменяя нагрузку.Регулярность— один из наиболее важных факторов успешного растягивания. Растягивайтесь регулярно, и вам самим захочется вести более активный образ жизни и привести себя в надлежащую физическую форму.

Не сравнивайте себя с другими. Даже если у вас слишком жесткое и малоподвижное тело, все равно занимайтесь растягиванием и развитием гибкости.

Правильное растягивание предполагает нагрузку, соответствующую вашим способностям, а также регулярные расслабления и отказ от сравнения своих достижений с успехами других.

Растягивание поддерживает ваше тело в постоянной готовности к движению.

Растягивайтесь каждый раз, когда вам захочется. Это лучший способ улучшения своего самочувствия.

Разогрев мышц

В последние годы среди специалистов возникают споры по вопросу о необходимости разогрева мышц перед растягиванием. Велика ли опасность получить травму, если вы приступаете к растягиванию без предварительного разогрева соответствующих мышц? Ответ «нет» — если вы растягиваетесь в свое удовольствие и не прикладываете чрезмерных усилий. Тем не менее, я советую вам потратить несколько минут на простейшие движения (ходьбу, вращение руками и т. п.), чтобы разогреть мышцы и мягкие ткани перед растягиванием. Эти действия заставят кровь быстрее бежать по жилам. И все же, независимо от того, будете вы разогреваться или нет, растягивание следует проводить правильно и осторожно.

Некоторые бегуны говорили мне, что растягивание без предварительного разогрева мышц чаще приводит к травмам. Получить травму при растягивании можно, если вы:

слишком спешите (не расслабились);

растягиваетесь слишком сильно или слишком быстро (перенапрягая холодную мышцу);

не обращаете внимания на то, как мышцы реагируют на растягивание.

Если растягивание проводится правильно, вы никогда не нанесете себе травму. Обращая внимание на самочувствие в процессе растягивания, вы сумеете определить необходимую амплитуду растяжки. Не забывайте прислушиваться к своему телу!

Тем, чьи занятия сопряжены с большими физическими нагрузками, такими как бег, езда на велосипеде и т.п., могу дать следующий совет: для разогрева мышц используйте те же движения, которые вам предстоит совершать, но только в более медленном темпе. Например, если вы собираетесь бежать кросс, потратьте 2-5 минут на ходьбу или бег трусцой, пока слегка не вспотеете. (Ходьба и бег трусцой прекрасно подходят для разогрева мышц при самых разных видах деятельности. Такая разминка поднимает температуру мышц и крови, повышая общую температуру тела и обеспечивая оптимальный разогрев.) Затем приступайте к растягиванию.

Охлаждение мышц

После окончания тренировки следует вернуть тело в нормальное состояние точно таким же образом, совершая основные движения в замедленном темпе. Доведите частоту пульса до нормальной. Последующее растягивание избавит вас от появления болезненных ощущений в мышцах.

Как правильно растягиваться

Научиться растягиваться очень просто. Но растягиваться можно правильно и неправильно. Правильная растяжка проводится в состоянии расслабления, медленно, с фокусировкой внимания на растягиваемых мышцах. Неправильный способ растяжки (к сожалению, именно его практикуют очень многие люди) заключается в выполнении упражнений рывками или растягивании мышц до боли; эти методы могут принести больше вреда, чем пользы.

Если вы растягиваетесь правильно и регулярно, то со временем выполнять движения вам будет все легче и легче. Чтобы раскрепостить зажатую мышцу или группу мышц, требуется длительное время, но вы сразу перестанете жалеть о нем, когда почувствуете себя лучше.

Легкое растягивание

Приступая к растягиванию, потратьте 10-15 секунд на легкое растягивание.

Никаких рывков! Дойдите до фазы, когда почувствуете умеренное напряжение, и расслабьтесь в этом положении. Ощущение напряжения должно постепенно отступить. Если не получается, слегка уменьшите амплитуду растяжки и найдите положение, в котором чувство напряженности покажется вам приятным.

Вы должны добиться такого состояния, когда можно сказать себе: «Я чувствую растяжку, но мне совсем не больно». Легкое растягивание уменьшает скованность, напряженность мышц и подготавливает мышечные ткани к развивающему растягиванию.

Развивающее растягивание

После легкого растягивания неторопливо переходите к развивающему растягиванию. Предупреждаем еще раз: никаких рывков! Увеличивайте растяжку сантиметр за сантиметром, пока снова не почувствуете умеренного напряжения в мышце и зафиксируйте это положение на 10-15 секунд. Будьте начеку. Напряженность, как и в предыдущем случае, должна постепенно пройти; если нет, слегка ослабьте растяжку. Помните: если в зафиксированном положении напряжение усиливается и/или вызывает боль, значит, амплитуда растяжки слишком велика! Развивающее растягивание настраивает мышечный тонус и увеличивает гибкость.

Дыхание

Дыхание должно быть медленным, ритмичным и осмысленным. Если при растягивании нужно нагнуться вперед, сделайте выдох и, зафиксировав положение, дышите медленно. Не задерживайте дыхание при растяжке . Если положение тела мешает нормально дышать, значит, вы не расслабились. Поэтому просто ослабьте растяжку , чтобы вы могли дышать свободно.

Счет

Приступая к растягиванию, отсчитывайте про себя время каждого упражнения; это поможет вам поддерживать необходимое напряжение достаточно долго. Через некоторое время вы научитесь определять степень растяжки по своему самочувствию, не отвлекаясь на счет.

Рефлекс растяжения мышц

Ваши мышцы защищены механизмом, который называют рефлексом растяжения мышц. Каждый раз, когда вы чрезмерно растягиваете мышечные ткани (выполняя упражнения рывками или растягиваясь слишком сильно), нервная система посылает мышцам рефлекторную команду на сокращение; таким образом организм защищает мышцы от травм. В результате слишком сильное растяжение приводит к еще большему закрепощению именно тех мышц, которые вы пытаетесь растянуть! (Такая же непроизвольная мышечная реакция возникает, когда вы неосторожно хватаетесь за что-то горячее; вы не успеваете осознать, что случилось, а уже отдергиваете руку от горячего предмета). Чрезмерные растяжки или рывки при выполнении упражнений напрягают мышцы и вызывают рефлекс растяжения мышц . По этой причине в мышечных волокнах образуются микроскопические разрывы, которые становятся причиной боли и физических травм. Последние, в свою очередь, приводят к образованию в мышцах рубцовой ткани и постепенному уменьшению их эластичности. Мышцы становятся жесткими и болезненными. Трудно стать фанатом ежедневного растягивания и гимнастических упражнений, если каждый раз приходится преодолевать боль!

Многие из нас со школьных времен помнят правило «результата без боли не бывает». Нас приучали воспринимать боль как обязательное условие физического развития и объясняли, что «чем сильнее боль, тем быстрее вы добьетесь результата» . Но это не так. Правильно проводимое растягивание совершенно безболезненно. Уделяйте больше внимания своему телу и помните, что боль — это всегда предупреждение о том, что что-то идет неправильно.

Легкое и развивающее растягивание, проводимое в соответствии с принципами, изложенными на предыдущих постах, не вызывает рефлекса растяжения мышц и не причиняет боли.

Эта схема поможет вам понять, что такое «хорошая растяжка»

shema

На этой линейной схеме показано, какая степень растягивания приемлема для ваших мышц и соединительных тканей. Со временем вы сами убедитесь, что растягивание по схеме «от легкого к развивающему» способствует естественному повышению гибкости. Регулярное растягивание, проводимое в расслабленном состоянии, позволит вам постепенно поднять планку физических возможностей и приблизиться к заложенному природой потенциалу.

Растягиванием можно заниматься в любое подходящем для вас месте: спортзале, на динамических паузах, перемене, в машине, на автобусной остановке, гуляя по улице, после пешей прогулки и т.д. Растягивайтесь до и после физической нагрузки, но, кроме того, не пренебрегайте любой возможностью, появляющейся в течение дня. Вот несколько удобных моментов:

• утром перед началом учебного дня;

• для расслабления нервной системы на перемене;

• просидев или простояв долгое время без движения;

• когда затекает тело;

Используя новое содержание, аэробная тренировка займет не менее 45 минут. А если выбранный вами вид занятий вас увлекает, то эти 45 минут станут самым желанным времяпровождением.

Следует помнить, что физическое воспитание - совершенно особый предмет в школьной программе, объединяющий биологическую, психологическую и социальную сущность человека, помогающий становлению гармонично развитой личности. Ни один другой предмет школьной подготовки не может дать учащимся столько знаний и умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, какие можно получить на уроках физической культуры. Нужно признать, что физическая культура человека является элементом его общей культуры:

«Высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяются не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой».

Н.А. Бердяев


Список литературы.

  1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.:ФиС, 1985, с. 161-169.
  2. Чайцев В.Г., Пронина Ч.В. “Новые технологии ФВ школьников” Практическое пособие. М., 2007 г.
  3. Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., Конюхов Е.Е. “Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении”. Н.Новгород. 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной школе необходимо применять и современный подход, идти в ногу со временем, поэтому актуально использовать новые технологии к обучению...

Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры.

В современнох условиях школа должна отвечать на множество запросов. Для обеспечения эффективного образоввательного процесса учитель должен использовать современные технологии. ...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта работы по теме "Современные оббразовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности" В приложении представлен фотоотчёт о работе локальной эксперименталь...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры

На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного фо...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры.

На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного фо...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры

Я считаю, что внедрение фитнес - технологий в образовательный процесс является одним из путей модернизации физической культуры. Технологии фитнеса давно используются великими спортсменами мира. В этом...

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Для достижения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии и методы....