Повышение работоспособности юных футболистов посредством развития выносливости
методическая разработка по физкультуре на тему

Баранов Сергей Васильевич

Тренеру следует знать основные теоретические сведения о выносливости и принципах ее развития. Это позволит более правильно подбирать средства и методы для ее развития на разных этапах подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа № 3

г. Новочеркасска Ростовской области

Методическая разработка для тренеров

по футболу

Повышение работоспособности юных футболистов посредством развития выносливости

Подготовил: тренер по футболу

Баранов Сергей Васильевич

2018 год

г. Новочеркасск

Сущность, показатели и типы выносливости

Сущность выносливости. Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению.

Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смысле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности.

Выносливость человека в двигательной деятельности определяется многими факторами. Важнейший из них - характер энергообеспечения работающих мышц организма. Отсутствие энергии лишает мышцу способности сокращаться. Восстановление расходуемых в процессе деятельности запасов энергии в мышцах возможно двумя путями: с участием и без участия кислорода. Соответственно различают аэробную и анаэробную производительность человека. Оба эти процесса чрезвычайно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Аэробные возможности определяются совокупностью свойств организма, обеспечивающих поступление кислорода и его утилизацию в тканях. К таким свойствам относят производительность системы внешнего дыхания, системы кровообращения, системы крови, системы тканевой утилизации кислорода, а также слаженность в деятельности всех этих систем.

Анаэробные возможности зависят от способности воспроизводить и использовать энергию в бескислородных условиях, способности в компенсации сдвигов во внутренней среде организма и уровня тканевой адаптации к условиям гипоксии (при недостатке кислорода).

Тренеру следует знать основные теоретические сведения о выносливости и принципах ее развития. Это позволит более правильно подбирать средства и методы для ее развития на разных этапах подготовки.

Развитие выносливости спортсмена связано с воспитанием его аэробных и анаэробных возможностей.

Аэробные и анаэробные возможности полностью характеризуют функциональный потолок энергетического обмена у данного человека - его общие энергетические возможности.

Аэробные возможности определяются совокупностью свойств организма, обеспечивающих поступление кислорода и его утилизацию в тканях (дыхание, работа сердца, кровь и так далее).

Анаэробные возможности зависят от способности использовать энергию в бескислородных условиях, способности к компенсации сдвигов во внутренней среде организма (буферная емкость крови и уровня тканевой адаптации) и уровня тканевой адаптации к условиям гипоксии.

Показатели. О состоянии и степени развития выносливости судят по ряду общих и частных показателей. Естественно, что выбор их зависит от особенностей той деятельности, по отношению к которой определяется выносливость, но одним из обязательно учитываемых параметров является время, в пределах которого совершается деятельность. При этом в одних случаях учитывается время, в течение которого удается совершать ее без снижения заданного уровня эффективности, оцениваемой по количественным и качественным критериям в других – предельно возможное время выполнения работы до отказа.

Типы выносливости. Как в практике, так и в научной литературе довольно давно уже принято подразделять выносливость на общую и специфическую. Тем не менее, этим понятием до сих пор нередко придается не вполне определенный смысл, нуждающийся в уточнениях.

Общая выносливость. Не вызывает сомнений, что тот, кто в состоянии проявить незаурядную выносливость в каком-либо виде деятельности, требующем активного участия основных функциональных систем организма, с большой вероятностью может продемонстрировать ее и в некоторых других видах деятельности, причем тем в большей мере, чем существеннее сходство видов деятельности. Так, человек, выносливый в длительном гладком беге, бывает практически столь же вынослив в аналогичных по продолжительности беге на лыжах, езде на велосипеде, плавании, при условии, конечно, что он примерно в одинаковой мере владеет навыками всех этих способов передвижения. Даже при существенном различии видов деятельности выносливость, развитая посредством упражнений в каком-либо одном из них, может проявляться и в других. Такого рода факты дали основание полагать, что существуют некоторые общие факторы выносливости. Накопленные исследовательские данные подтвердили это, позволив выделить ряд конкретных факторов, составляющих, хотя и в неодинаковых сочетаниях, единую комплексную основу выносливости при ее проявлениях во многих видах двигательной деятельности. В этих факторах есть как специфические, так и неспецифические компоненты. Последние относительно мало зависят от особенностей формы деятельности. Таким образом, под общей выносливостью в широком смысле правомерно понимать совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности.

Общей выносливостью в узком смысле чаще всего называют выносливость, проявляемую в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, которая совершается в режиме аэробного обмена.

Скоростная выносливость: это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет неординарные требования к скоростным параметрам движений и совершается в силу этого в режиме, выходящем за рамки аэробного обмена. Основным внешним показателем скоростной выносливости является время, на протяжении которого удаётся поддерживать заданную скорость либо темп движений, или соотношение скоростей, достигаемых на частях дистанции: чем меньше разница скоростей, тем выше степень скоростной выносливости, при условии, конечно, что дистанция в целом преодолевается в полную силу. Скоростная выносливость во многих случаях тесно связана с силовой выносливостью.

Одним из типов специфической выносливости можно считать координационно-двигательную выносливость, которая проявляется в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям. Такая выносливость демонстрируется, например, в процессе многоактных состязаний по гимнастическому многоборью, при выполнении многочисленных сложных технико - тактических действий в спортивных играх.

Средства и методы воспитания выносливости

Тесная взаимосвязь особенностей механизмов утомления человека, которые определяют его устойчивость к утомлению, определяет средства и методы исследования и оценки выносливости человека. Определение степени утомления в зависимости от времени и интенсивности работы отражает степень развития выносливости человека. Основные критерии наступления утомления можно разделить на косвенные и прямые, внутренние и внешние. В той или иной степени показывают степень утомления частота сердечных сокращений, частота дыхания, количество сахаров, кислот в крови, показатели электрической активности головного мозга, потоотделение, температура кожи, изменения интенсивности работы, изменение качества координации движений, время реакций и т.д.

Проявление выносливости определяется целым рядом факторов:

  • уровень технической подготовленности (высокий уровень сформированности рациональной техники позволяет затрачивать меньшее количество энергии на выполнение упражнений),
  • способность нервных клеток длительное время поддерживать определенный уровень возбуждения,
  • уровень включения порога охранного торможения (сбережения части физиологических резервов, необходимых для выживания организма),
  • работоспособность органов кровообращения,
  • экономичность обменных процессов,
  • количество и качество энергетических ресурсов организма,
  • слаженность различных физиологических функций,
  • способность бороться с субъективными ощущениями утомления при помощи волевых усилий и т.д.

Методы воспитания аэробной выносливости в отдельных упражнениях естественной циклической структуры

Для увеличения аэробных возможностей организма с помощью длительной ходьбы, бега, передвижения на лыжах, езды на велосипеде и других локомоций естественного циклического характера особенно широко пользуются методами слитного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности. Менее распространены, но при известных условиях высокоэффективны для достижения аналогичного эффекта некоторые методы повторно-интервального упражнения.

Методы «круговой тренировки» для воспитания общей выносливости.

Слитная «круговая тренировка». Строится в режиме непрерывной длительной работы умеренной и большой интенсивности. Упражнения выполняются, повторно без пауз.

Интервальная «круговая тренировка». Это кратковременные упражнения, определенная часть которых выполняется с дополнительными отягощениями, нормированными с таким расчетом, чтобы сохранялись достаточно значительный темп движений и возможность неоднократных повторений.

Вывод:

Аэробная работоспособность футболистов 12-13 лет, с учетом возможности развития силовой, скоростно-силовой и координационной выносливости, в значительной степени способствует улучшению показателей всех основных физических качеств, отражая положительный перенос одного из физических качеств на развитие других.

Список литературы

  1. Асович И.М. Исследования скоростно-силовых качеств у подростков и юношей в связи с особенностями их игровой деятельности (на примере футбола): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 2003. - 24 с.
  2. Ашмарин Б.Л. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 2004. – 280 с.
  3. Акрамов А.Р. Отбор и подготовка юных футболистов. – М.: ФКиС, 2002. – 103 с.
  4. Андружейчик М.Я. О взаимоотношениях различных задач в подготовке юных футболистов. – М.: ФКиС, 2006. – 219 с.
  5. Безруких, Н.А. Возрастная физиология / Н.А. Безруких, В.Д. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 128 с.
  6. Бишопе, К. Единоборство в футболе / К. Бишопе, X. Герардс. - М.: Терра-спорт, 2003. - 167 с.
  7. Верхошанский Ю.В. Методика оценки скоростно-силовых
    способностей спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №2. - С. 7-12.
  8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки
    спортсменов. - М.: ФиС, 2006. - 310 с.
  9. Годик М.А., Колобов В.Н. Систематизация специальных упражнений футболистов. - М.: ГЦОЛИФК, 2008.- 39 с.
  10. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А. Годик. - М.: Олимпия, 2006. - 221 с.
  11. Голомазов, СВ. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства / СВ. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 187 с.
  12. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств/ И.А. Гуревич. - Минск: Образование, 2005. - 236 с.
  13. Джармен, Д. Футбол для юных / Д. Джармен. - М.: Физкультура и спорт, 2009.-159 с.
  14. Драндров Г.Л. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учетом типологических свойств нервной системы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2005. – 24 с.
  15. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: ФиС, 2004.-256 с.
  16. Зеленцов А.С., Лобановский В.В. Технико-тактические действия футболистов // Футбол: ежегодник. - 2008. - №4. - С.25-28.
  17. Жуков, М.А. Подвижные игры / М.А. Жуков. - М.: Физическая культура и спорт, 2010. - 247 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие силовых качеств у юных футболистов 15-16 лет методом круговой тренировки

В этом реферате я попытался раскрыть особенности, преимущества развития силовых качеств у юных футболистов методом круговой тренировки, который на мой взгляд наиболее эффективный перед другими методам...

«Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности»

В современном спорте проблема восстановления (реабилитации) так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагру...

Доклад на тему: "Тренировка скорости и скоростной выносливости у юных футболистов"

Доклад на тему: "Тренировка скорости и скоростной выносливости у юных футболистов" педагога дополнительного образования МБОУ ДОУ "Детско-юношеская спортивная школа Теучежского райо...

Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности

Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности....

Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности

Динамика тренировочного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время соревновательного периода является свое...

Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности.

Восстановление как средство повышения работоспособности юных спортсменов в процессе тренировочной деятельности....

Способы и методы развития выносливости футболистов 13-14 лет.

Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. В данном случае это способность противосто...