ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Первушина Наталья Владимировна

в нашей школе действует совсем иная система преподавания предмета-и она действительно является инновационной, а как это происходит Вы можете узнать из нашей статьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА  «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Первушина Н.В., Валиахметова С.Р., Багаева Г.М.

Средняя общеобразовательная школа №25 имени 70-летия нефти Татарстана, г.Альметьевск

    Введение. В 2013 году в г.Альметьевск была сдана в эксплуатацию Муниципальная бюджетная образовательная организация «СОШ №25 имени 70-летия нефти Татарстана». Школа имеет прекрасную спортивную базу для организации и проведения, как учебных, так и тренировочных занятий по различным видам спорта. На территории школы функционирует футбольное поле с искусственным покрытием, легкоатлетический стадион с четырьмя дорожками, волейбольная площадка с искусственным покрытием, хоккейный корт, а также спортивные игровые площадки. В школе имеются два спортивных зала, бассейн с большой и малой ваннами, хореографический зал, зал для занятий единоборствами.

   Актуальность. Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка. Для современного социума характерно понимание общественной и личной ценности физической культуры – важной составляющей общей культуры человечества. Характерной чертой современной концепции физического воспитания является усиление его образовательной и воспитательной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры личности. Однако образовательно воспитательные задачи не только важны, но и наиболее сложны для реализации в технологическом отношении. В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Инновационный подход в системе преподавания предмета физическая культура в нашей школе, мы применяем с момента ее основания. Уроки физической культуры в каждом классе ведут три учителя, а не один, как в других школах. Один учитель ведет направления - легкая атлетика и лыжная подготовка, второй - спортивные и подвижные игры и гимнастика, третий- плавание и национальные подвижные игры (единоборства).

   Цель исследования. Создание условий для полноценного развития ребенка в системе школьного образования, учитывающих его готовность к обучению, состояния здоровья и индивидуально - психологические особенности.

   Методы исследования.

  1. Анализ литературных источников.
  2. Анализ успеваемости учащихся.
  3. Анализ медицинских карт.
  4. Анкетирование.
  5. Обработка полученных результатов.

Организация и ход исследования. С началом работы школы в 2013 году  получила свое начало и новая система преподавания предмета физическая культура, согласно которой - в каждом классе три урока в неделю охватывают три разных направления, и ведутся тремя разными учителями. Во - первых следует отметить, что как в начальной, так и в средней  школе работают по три учителя, ведущих каждый свое направление и в итоге-охватывающие все направления школьной программы. Данная система преподавания предмета существует третий год в нашей школе и имеет много преимуществ. Учителя физической культуры уже третий год с удовольствием работают по данной системе. На примере седьмых классов, которые пришли к нам в школу после окончания начальной школы, и продолжили обучение по инновационной  системе в среднем звене, мы рассмотрим функционирование данной системы. Согласно расписанию учащиеся одного класса в первой четверти один раз в неделю плавают в бассейне, второй урок занимаются спортивными играми -раздел футбол, третий урок изучают раздел – легкая атлетика. Во второй четверти один урок в неделю изучается - раздел баскетбол, второй - легкая атлетика с переходом на лыжную подготовку, третий – плавание. В третьей четверти один урок – плавания, второй – лыжная подготовка, третий – раздел баскетбол с переходом на гимнастику. В четвертой четверти – один урок из раздела плавания с переходом на национальные подвижные игры, второй легкая атлетика, третий урок – раздел волейбол. Отметим, что количество часов, затраченное на изучение разделов школьной программы по данной системе, полностью соответствует количеству часов, согласно ФБУПП учебного предмета «Физическая культура». Как нам известно, согласно распределению учебного времени прохождения программного материала по физической культуре – виды программного материала делятся на базовую и вариативную часть. Часы вариативной части, согласно действующей программе, отводятся на изучение разделов – плавания и национальных подвижных игр.

   Для определения степени усвоения учащимися разделов школьной программы  предмета «физическая культура», а также выявления влияния данной системы на степень здоровья учащихся,  мы провели анализ успеваемости учащихся седьмых классов -7 «А», 7 «Б», 7 «В», 7 «Г», с 2013 года, а также, анализ журнала регистрации болезней детей в медицинском кабинете. Также, для оценки эффективности действия данной системы преподавания, мы провели анкетирование учащихся седьмых классов. Анкета состояла из пяти вопросов: 1. Класс. 2. С удовольствием ли Вы посещаете уроки физической культуры? 3. Нравится ли Вам форма организации уроков физической культуры по различным направлениям в течение одной недели (легкая атлетика, спортивные игры, плавание)? 4. Как Вы думаете, проведение уроков физической культуры в течении одной четверти по одному направлению (разделу), повысит Ваш интерес к урокам физической культуры или понизит? 5. Ваши пожелания учителям физической культуры.

 В проведенном  анкетировании приняли участие, в 7 «А» классе -24 человека, 7 «Б» классе – 24 человека, 7 «В» классе – 23 человека, 7 «Г» классе -25 человек.

   Результаты исследования. В результате исследования нами были получены следующие результаты: за 2013-2014 учебный год успеваемость учащихся седьмых классов составила -100%, качество – 87%; 2014-2015 учебный год – успеваемость -100%, качество – 93%.

   Анализ журнала регистрации болезней детей в медицинском кабинете показал, что заболеваемость детей за 2013-2014 учебный год по сравнению с 2014-2015 учебным годом снизилась на 3%, также, хочется отметить, что в 2015-2016 учебном году школа не закрывалась ни разу на карантин, как в предыдущем году.

   Анализ анкетирования показал, что 92 из 96 учащихся, а это 96%  с удовольствием посещают уроки физической культуры, 3 человека ответили- «нет», 1 человек – «не особо». На третий вопрос из 96 учащихся 93 человека (97%) ответили «да», 3 человека «нет», 1 человек – «не очень». На четвертый вопрос   58 человек (60,4%) ответили – «понизит», 32 человека (33,3%)- «повысит», 2 человека (2%)- «одинаково», 1 человек(1%) –не ответил, 1(1%)человек – «может быть».

   Выводы.

1. Анализ литературных источников показал, что сегодня, в период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации обучения, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методик преподавания физической культуры. В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в последнее время.

2. Анализ успеваемости учащихся седьмых классов показал, что учащиеся на 100% успевают по предмету «физическая культура», а уровень качества успеваемости  по сравнению с  2013-2014 учебным годом на 2014-2015 учебный год вырос на  6 %.

3. Анализ медицинского журнала регистрации больных показал, что заболеваемость детей за 2013-2014 учебный год по сравнению с 2014-2015 учебным годом снизилась на 3%, также, хочется отметить, что в 2015-2016 учебном году школа не закрывалась ни разу на карантин, как в предыдущем году.

4. Результаты анкетирования учащихся седьмых классов, которые третий год (с начала средней школы) обучаются по данной системе, показали, что 96% учеников с удовольствием посещают уроки физической культуры, 97% учащихся нравится, что 3 урока физической культуры в неделю проводятся по трем разным направлениям. На вопрос «повысит» или «понизит» интерес учащихся к урокам традиционная система преподавания предмета, 60,4% учащихся ответили «понизит».

5. Из полученных нами результатов мы можем сказать, что инновационный подход в системе преподавания уроков «физической культуры» имеет положительные результаты. За период работы школы интерес учащихся к урокам сохраняется, успеваемость имеет положительную динамику, большое значение в оздоровительном эффекте имеет третий урок – плавание.

   Помимо полученных результатов данная система преподавания предмета позволяет разгрузить спортивные залы, учителя охватывают больший контингент учащихся, что позволяет оценить и выявить сильнейших учеников по разным направлениям программы для дальнейшего участия в соревнованиях.

Литература:

1. Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования национальной системы физкультурно - спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России//Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3.

 2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью//Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6.

 3. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе//Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 9.

4.Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы 5-9 классы:пособие для учителей/ В.И. Лях, М.Я. Виленский. – М.: Просвещение, 2011.

5.Физкультура. 5-11 классы: календарно- тематическое планирование по трёхчасовой программе/ авт.-сост. В. И. Виненко.-Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 254с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные аспекты преподавания предмета "Физическая культура" в системе образования

Выступление на VIII Международной научно-практической конференции "Физкультурное образование детей и учащейся молодежи"...

Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС

Как в пределах ОО можно применять системно-деятельностный подход на уроках физической культуры....

Осуществление системно-деятельностного подхода преподавания предмета физическая культура в МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС

Осуществление системно-деятельностного подхода  преподавания предмета физическая культура в  МБОУ «Гимназия № 73» в условиях реализации ФГОС...