Салехард курсы повышения квалификации для учителей физической культуры.
статья по физкультуре по теме

Алексеенко Андрей Иванович

 

Я на северном Полярном круге, в городе Салехарде!!! 

Друзья, коллеги, мне посчастливилось в октябре этого года побывать на севере, на границе Полярного круга, на 66-ой параллели, в Сибири, в городе Салехард (Ямало-Ненецкий автономный округ). Хочу поделиться впечатлениями.

Удивительное место, Салехард, необычное! Добрые и отзывчивые люди. Они оторваны от большой Земли (связь с внешним миром только по воздуху и реке Обь). Вечная мерзлота. Плодородного слоя земли практически нет. Но люди живут, работают и радуются жизни. Уровень развития очень высокий.

В Салехарде я читал лекции на курсах повышения квалификации для учителей физической культуры (72 часа), в красивом и уютном зале Регионального института Развития образования. Оснащение лекционного зала на высочайшем уровне. Спортивному комплексу, в котором я проводил практические занятия, позавидуют многие города нашей Московской области. Делился своим опытом, но и черпал много интересного у своих слушателей-учителей. Впечатлений много: тынзян, аркан, хорей, муксун, щекур, чум, оленина, нарты. И самое главное — добрые, человеческие отношения и гостеприимство местных жителей. В Салехарде все здороваются друг с другом, даже если не знают человека.

Город встретил меня ясной и солнечной погодой. К этому времени, говорят местные жители, в Салехарде должно быть уже много снега (по статистике здесь 200 дней в году лежит снег), но его практически не было. Только сел в автомобиль, и сразу началась небольшая экскурсия: к памятнику Мамонтёнка Люба (в честь найденных останков древнего мамонта), к паромной переправе через реку Обь (она связывает город с большой землей. На другой стороне город Лабытнанги). Далее по дороге от аэропорта в Салехард остановились у стелы-памятника, символизирующего то, что здесь проходит 66-ая параллель, то есть граница Полярного круга. Салехард – единственный город в мире, который находится на Полярном круге (существует поверие, что, если пройти через эту границу и загадать желание, то оно обязательно сбудется). Город уютный, красивый, но небольшой. За несколько вечеров (после лекций) я, практически, все обошел.

 

Сейчас расскажу о своей деятельности в Салехарде. Читал лекции с утра и после обеда проводил практические занятия в прекраснейшем спортивном комплексе огромного многопрофильного колледжа. Все рядом: и квартира, в которой жил, и лекционный зал регионального института развития образования, и спортивный комплекс. Слушатели курсов оказались дотошными и увлечёнными, поэтому расслабляться не приходилось: все, что я доводил до них в лекционной форме, после обеда отрабатывали практически в спортивном зале. В течение 9 дней дал объём информации на 72 часа. Но практическая часть велась не только мной. Мои слушатели-коллеги тоже делились своим опытом работы.

По моей просьбе был показал мастер-класс по Северному многоборью. Мне, даже, есть смысл рассказать Вам, дорогие мои читатели, о Северном пятиборье.

 

1.Прыжки через нарты.

 

2.Метание тынзяна на хорей (метание аркана на шест-палку).

 

3.Метание топора на дальность.

 

4.Бег с палкой 3 км.

 

5.Тройной прыжок с разбега.

 

Все перечисленные виды упражнений имеют свои северные особенности и правила выполнения.

 

1.Прыжки через нарты. 10 нарт стоят рядом друг с другом на расстоянии 50 см между собой на одной линии. Участник должен выполнить перепрыгивание через нарты отталкиваясь и приземляясь на две ноги, после прыжка через последнюю нарту он прыжком делает поворот кругом, лицом к нартам и продолжает перепрыгивать их в обратном направлении. Высота нарт 50 см. Только в течение 5 секунд можно сделать передышку после 10 прыжков, во время разворота. Лишние шаги во время прыжков и разворотов запрещены. Рекорд прыжков через нарты составляет 920 раз!

 

2.Метание тынзяна на хорей. Это особая песня! Тынзян (аркан-веревка) – это не простая туристская веревка. Она сделана из оленей шкуры (на видеороликах я видел процесс изготовления тынзяна). Процесс набора петель тынзяна на руку – это тоже отдельная тема для разговора. А само метание требует правильного технического исполнения. Высота хорея (палки) 3 метра. Рекорд в безошибочном метании составляет 167 попаданий. Коренные жители Севера за один бросок тынзяна умудряются поймать до 5 оленей.

 

3.Метание топора на дальность. Раньше мне казалось, что топор должен быть обычный, как все топоры. Но оказывается длина топорища (рукоятки) должна быть размером не более как от кисти до подмышки. Сам топор тоже другой конфигурации. Летит такой топор по дуге и если его бросить как бумеранг, то он вернётся обратно. У каждого топора своя траектория полёта, и каждый спортсмен не даёт никому в руки свой топор. Рекорд по дальности полёта составляет 257 метров. Представляете, как это далеко!

 

4.Бег с палкой на 3 км. Здесь ничего необычного нет. Это простой бег по пересечённой местности, только с палкой. Я спрашивал, а что это за палка. Это палка-посох, которым ханты погоняют оленей.

 

5. тройной национальный прыжок с одновременным отталкиванием двумя ногами. Стоит о нем сказать по-подробнее. Делается разбег. С одной ноги напрыгивается на обе у линии старта, и далее выполняются 3 прыжка с двух ног. Рекорд 11 м. 11 см.

Рассказав о Северном многоборье, остановлюсь на тонкостях Северной жизни. Город Салехард расположен на Полярном круге, в зоне вечной мерзлоты. Все здания и сооружения города не имеют подвалов, погребов. Каждое здание на сваях. Очень-очень много двухэтажных деревянных бараков, в которых до сих пор живут люди. Идёт постепенное переселение этих жителей в добротные квартиры многоэтажных новых домов. После рабочего дня я каждый день совершал прогулки по городу, любовался достопримечательностями. Два раза слушатели-коллеги вывозили меня на природу. В первый раз побывал в посёлке Горнокнязевск, где под открытым небом музей, я бы назвал этнографический музей. Здесь заходил в чумы (жилище северных коренных народов), примерял их национальные одежды, посидел на настоящих нартах, которые застелены шкурами оленя. Потрогал шкуры волков и песца, подержал в руках широкие лыжи и заключении купил сувениры на память. Следующий день оказался ещё интереснее. После лекции, на нескольких машинах мы съездили на живописное место у реки Обь, где попробовал шашлыки из оленины, ухи из местной рыбы щекур и насладился сырой рыбой муксун, которую разделывали при мне и нарекали ломтиками. Практически отрабатывал метание тынзяна на хорей и при этом сам сматывал веревку для метания. Вторая попытка заарканить «оленя» оказалась удачной. Вели душевную беседу с коллегами и делились впечатлениями: они говорили об уровне проходящих курсов, а я восхищался их гостеприимством и добрым отношением ко мне.

По окончили курсовой подготовки каждый слушатель сдавал итоговую работу в виде презентации или сценария разработанного физкультурно-спортивного, массового мероприятия образовательного учреждения. Уровень профессионального мастерства учителей физической культуры я оценил высоко! А со стороны руководства Регионального института развития образования мне посыпались слова благодарности и просьбы, чтобы я к ним ещё приехал и не один раз. Ямало-Ненецкий автономный округ большой и мне предлагают слетать в Новый Уренгой, Надым, Ноябрьск с курсами лекций. Заманчивые предложения. Стоит подумать. Но пока возвращаюсь домой. Эти строки пишу во время полёта. Дома ожидает очень много работы. Соскучился по школе, по детям.

 

Морозов Валерий Павлович заслуженный учитель физической культуры.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учителя физической культуры

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 5-9 классов (базовый курс), Варенникова  Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова Лариса Сергеевна - учитель физической культуры

Рабочая программа  учебного предмета «Физическая культура» для 10-11 классов (базовый курс), Варенникова  Лариса Сергеевна - учитель физической культуры...

Пути повышения эффективности работы учителей физической культуры.

Особенности преподавания физической культуры в ОУ....

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя физической культуры Гирфановой Алии Фановны на 2013-2017 годы

В плане работы в межаттестационный период по повышению профессиональног уровня, я хочу отобразить тему самообразования, методическую тему, курсы повышения квалификации, общественно педагогическую деят...

индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя физической культуры

индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя физической культуры...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя физической культуры Каримова И.И. на 2011-2016 год

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня учителя физической культуры Каримова И.И. на 2011-2016 год...