Доклад «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ОТДЕЛЕНИИ – ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА МБОУ ДО ДЮСШ «ЭЛЕКТРОН» БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД УНЕЧА»
материал по физкультуре на тему

Титенок Валерий Васильевич

Использование образовательных технологий в детско-юношеском спорте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Утверждаю:

Директор МБОУ ДО ДЮСШ «Электрон»

_________________________Н.В.Шило

«____»___________________2017 г

ДОКЛАД

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

НА ОТДЕЛЕНИИ – ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА МБОУ ДО ДЮСШ «ЭЛЕКТРОН»

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД УНЕЧА»

                                                                     Подготовил

                                                                                      тренер-преподаватель

                                                                                    по тяжелой атлетике

МБОУ ДО ДЮСШ «Электрон»

                                                                       Титенок В.В

 

1.Введение

    В современном мире в педагогический лексикон прочно вошло понятие - современная образовательная технология, но при этом в его понимании и употреблении существуют большие расхождения.

   Вот несколько различных определений, которые дают современные ученые понятию образовательная технология:

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

    Образовательной технологией можно назвать комплекс, в который входят следующие составляющие:

- представление планируемых результатов учебно-тренировочных занятий,

- средства диагностики текущего состояния учащихся,

- набор способов и средств, применяемых на учебно-тренировочных занятиях,

- критерий выбора оптимальной модели занятий для данных конкретных условий.

2. Классификация образовательных технологий:

- на деятельностной основе;

- на концептуальной основе (предполагает вычленение единой основы, сквозных идей курса, межпредметных идей);

- на крупноблочной основе;

- на опережающей основе;

- на проблемной основе;

- на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе;

- на альтернативной основе (одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные, в то время как истинной среди них является лишь одна точка зрения, теория, один подход);

- на ситуативной , прежде всего, на игровой основе;

- на диалоговой основе;

- на взаимной основе (это коллективные способы обучения);

- на алгоритмической основе (М. Ланда);

- на программированной основе (В.П.Беспалько);

- на тестовой основе по В.Т. Фоменко

3. Современные образовательные технологии применяемые на отделении – тяжелая атлетика МБОУ ДО ДЮСШ «Электрон»

1. Технология личностно-ориентированного обучения.

2. Здоровьесберегающая технология.

3. Технология проблемного обучения.

4. Игровая образовательная технология.

5. Технология разноуровнего обучения.

6. Технология сотрудничества.

7. Групповая технология.

8. Технология индивидуального обучения.

9. Технология взаимного обучения.

10. Технология деятельностного метода.

3.1. Технология личностно-ориентированного обучения

Цель использования:

- создание благоприятных условий для каждого учащегося.

Способы внедрения:

   Основой содержания личностно-ориентированного обучения является:

- формирование у учащихся двигательных умения и навыков, на базе которых строится учебно-тренировочный процесс;

- личностно-ориентированное обучение учащихся в учреждениях спортивной направленности – это целенаправленное формирование личности воспитанника посредством его физического развития с учетом его способностей;

- определение уровня физического развития каждого учащегося с помощью тестов и нормативов;

- определение состояния здоровья каждого учащегося во время проведения обязательных (2 раза в год) медицинских осмотров.

Результаты использования:

   Технология личностно-ориентированного обучения ориентирует обучающихся на развитие своей индивидуальности. При применении данной технологии у тренера-преподавателя появляется возможность работы с каждым обучающимся индивидуально, при этом индивидуальная работа ведется в рамках работы со всей учебно-тренировочной группой.

   Благодаря данной технологии тренер-преподаватель имеет возможность систематизировать и учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника при планировании и проведении учебно-тренировочного процесса

3.2. Игровая технология.

Цель использования.

- развитие познавательной активности воспитанников; повышение интереса к систематическим занятиям настольным теннисом у каждого воспитанника; создание командного духа в спортивном коллективе; повышение эмоциональности учебно-тренировочного процесса.

Способы внедрения:

   При проведении учебно-тренировочного процесса применяю следующие приемы игровой технологии:

- включение в учебно-тренировочные занятия не только обще развивающих упражнений, но и эстафет, подвижных игр, спортивных игр;

- включение в учебно-тренировочные занятия элементов их тактических и технических приемов таких спортивных игр, как футбол, баскетбол, ручной мяч; проведение соревнований как внутри, так и между учебно-тренировочными группами, применение принципа системности и связи теории с практикой, принципа наглядности, принципа всестороннего развития личности.

Результаты использования:

   Игровая образовательная технология способствует расширению кругозора, формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитию физических качеств, чувства коллективизма. информированности учащихся о других видах спорта; улучшению спортивных показателей; профилактике сколиоза.

3.3. Технология проблемного обучения

Цель использования:

  Развитие у учащихся необходимые мыслительные и физические процессы, которые позволят решать проблемы и преодолевать препятствия как в учебно-тренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности.

 Способы внедрения:

   При проведении учебно-тренировочного процесса целенаправленно формирую такие условия, при которых воспитанники должны применять умения и навыки для преодоления искусственно-созданных препятствий на пути к достижению поставленной цели.

 Результаты использования:

   Технология проблемного обучения дает возможность тренеру-преподавателю определить уровень сопротивляемости учащихся к условиям, которые могут возникнуть при участии в соревнованиях.

   При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий с учетом результатов применения технологии проблемного обучения тренер имеет возможность проводить психологическую работу с воспитанниками, направленную на преодоление сложных ситуаций.

3.4. Здоровье сберегающая технология

Цель использования:

   Обеспечение сохранности здоровья учащихся при проведении учебно-тренировочных занятий и в соревновательной деятельности.

Способы внедрения:

   При планировании и проведении учебно-тренировочных занятий учитываю возрастные особенности учащихся:

- с учетом особенностей каждого этапа подготовки формирую благоприятный психологический фон на занятиях;

- распределяю физическую нагрузку с учетом физических возможностей учащихся;

- применяю методы и приемы, которые способствуют, которые способствуют появлению, развитию и сохранению интереса к занятиям тяжелой атлетикой у каждого учащегося;

- обязательный врачебный контроль за учащимися не реже 2 раз в год, для спортсменов высокой квалификации – обязательная диспансеризация;

организация каникулярного отдыха.

Результаты использования:

   Здоровье сберегающая технология способствует снижению вероятности травм на учебно-тренировочных занятиях и во время соревновательной деятельности, способствует снижению усталости после значительной физической нагрузки, укреплению здоровья воспитанников и формированию стойкого интереса к систематическим занятиям спортом.

3.5. Технология разноуровневого обучения.

Цель использования:

   Построение учебно-тренировочного процесса таким образом, который позволяет воспитанникам переходить с одного уровня этапа подготовки на следующий в зависимости от уровня спортивной подготовленности.

Способы внедрения:

   Основой технологии разно уровневого обучения является такой подход к построению учебно-тренировочного процесса в спортивной школе, при котором учащийся группы начальной подготовки может быть переведен на следующий этап подготовки при достижении соответствующего спортивного результата вне зависимости от возрастных рамок.

   При построении данной технологии подразумевается свобода тренера в планировании и проведении учебно-тренировочного процесса на всех этапах спортивной подготовки.

Результаты использования:

   Технология многоуровневого обучения способствует достижению учащимися высоких спортивных результатов, так как при применении данной технологии у учащихся групп начальной подготовки возникает наглядный ориентир в виде учащихся из  групп следующих этапов.

  Рассмотрим более развернуто одну из современных образовательных технологий, на примере технологии – лично-ориентированного обучения.

   В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

    Однако одного осознания целесообразности преобразований еще недостаточно для того, чтобы их осуществить. Необходимо систематизировать уже накопленные исследователями и практиками знания о данном подходе и на этой основе попытаться использовать его в деятельности управленцев и педагогов. Для этого надо знать ответы на следующие вопросы:

1. Что такое личностно-ориентированный подход?

2. Чем он отличается от традиционных подходов?

3. Из каких компонентов он складывается?

Что такое личностно-ориентированный подход? 

   Большинство исследователей считает, что подход включает в свой состав три основных компонента:

а) основные понятия, используемые в процессе познания или преобразования;

б) принципы как исходные положения или главные правила осуществляемой деятельности;

в) приемы и методы построения процесса познания или преобразования.

   Опираясь на воззрения философов, постараемся дать определение личностно-ориентированного подхода. Итак, личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

   В сформулированном определении выделим наиболее важные его аспекты, такие как:

- во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

- во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

- в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка, проявлению его субъектных качеств.

   Определение понятия и сущностных характеристик личностно-ориентированного подхода позволяет ответить на второй вопрос: чем он отличается от традиционных подходов? Покажем главное его отличие от такого традиционного подхода, как индивидуальный. Использование в педагогической деятельности и того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение учащимися социального опыта, т.е. каких-то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. В этом и заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.

  Три составляющие данного подхода.

Первая составляющая - основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:

- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- само актуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Вторая составляющая - исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания обучающихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо педагога или руководителя образовательного учреждения. Назовем принципы личностно-ориентированного подхода:

1. Принцип само актуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление обучающихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в коллективе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в коллективе.

5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной

Я-концепции личности обучающегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ oт идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания обучающихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Третий компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

- предоставление обучающемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

   Наличие педагогов представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволят более целенаправленно и эффективно  моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные управленческие действия, учебные занятия и воспитательные мероприятия.

   Личностно-ориентированный подход в ДЮСШ на отделении тяжелой атлетики осуществляется:

на уровне конкретного сотрудника (соответствуют его образовательной программе, контингенту обучающихся, их возрастным особенностям)

   С 2015 г. отделение – тяжелой атлетики работает на личностно-ориентированное образование.

   За время произошли следующие изменения:

- появление новых социальных проектов и программ;

- появление мониторинговой системы;

- готовность тренерского коллектива отделения к решению стратегических и тактических воспитательно-образовательных задач с позиций качества образования.

  В настоящее время образовательная деятельность отделения по тяжелой  атлетике направлена на реализацию следующих задач:

- создание оптимальных условий для развития обучающихся;

- создание условий для выявления личностного потенциала каждого обучающегося и его самореализации, выбора индивидуального учебного плана и самоопределения обучающихся;

- ориентация на развитие социальной зрелости обучающихся как основы их успешной социализации в социуме;

- использование разнообразных здоровьесберегающих технологий;

- обеспечение доступности

   Структурная модель образовательной программы (дополнительной предпрофессиональной) отделения имеет следующие ступени обучения:

I ступень – группы начальной подготовки;

II ступень – учебно-тренировочные группы;

III ступень – группы спортивного совершенствования.

   По результатам мониторинга образовательной деятельности воспитанники показывают высокие результаты. Это подтверждает участие и победы в соревнованиях различного уровня.

   

Личностно-ориентированный подход осуществлен в содержании образовательной системы:

- в программах и в учебно-тематических планах всех направлений деятельности;

- в отношениях тренер-обучающийся;

- в использовании личностно-ориентированных технологий;

- в использовании методов обучения, воспитания и развития.

Основой деятельности тренера-преподавателя (педагога) дополнительного образования является предпрофессиональная  программа . 

 Дополнительные образовательные (предпрофессиональные) программы имеют направленности, соответствующие направлениям центра и современным образовательным технологиям.

Содержание дополнительных предпрофессиональных  программ направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности к занятиям физической культурой и спортом;

- обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности обучающегося;

- укрепление психического и физического здоровья;

- адаптацию к жизни в обществе;

- взаимодействие тренера-преподавателя (педагога) дополнительного образования с семьей.

   Цели и задачи   предпрофессиональных программ обеспечивают:

- развитие и совершенствование физических качеств и двигательных способностей, улучшение физической подготовленности и физического развития посредствам занятий тяжёлой атлетики;

- формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья обучающихся;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

- выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

  Так же В ДЮСШ «Электрон»:

- успешно работает модель методической службы, ориентированная на рост творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном итоге на повышение качества дополнительного образования.

  - реализуется мониторинг педагогической деятельности, который позволяет выявлять уровень профессиональной компетенции тренеров - преподавателей, достижения и проблемы педагогической деятельности;

- определяется, имеют ли результаты устойчивый, закономерный характер, создается обстановка заинтересованности всех педагогов в результативности своей профессиональной деятельности.

 Тренеры- преподаватели  активно участвуют в конкурсе «Лучший тренер – преподаватель года».

   В заключении хочется отметить, что деятельностный характер личностно ориентированного управления помогает нам формировать ключевую компетентность – готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и  навыки полученные на учебно-тренировочных занятиях для ведения здорового образа жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Современные образовательные технологии на уроках предметов естественно-математического цикла»

Обзор современных образовательных технологий, которые могут применяться на уроках предметов естественно-математического цикла....

Дополнительная образовательная программа спортивного отделения ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА

Вид программы - адаптированная.Уровень программы - учрежденческий.Направленность программы - спортивно-оздоровительная.Возраст детей - от 10 до 18 лет.Срок реализации - 6 лет.При разработке содержания...

Доклад: «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном пространстве»

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции, технология – на науке.С искусства начинается, технологией заканчивается,чтобы все началось сначала.В.П. ...

План – конспект учебно-тренировочного занятия тренера-преподавателя отделения тяжелой атлетики Захарченко Д.В.

Место проведения: ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер», зал тяжелой атлетикиДата проведения 28.02.2017     Инвентарь: тяжелоатлетические помосты – 4шт, гимнастические палки 10шт, плинты 10ш...

План – конспект учебно-тренировочного занятия тренера-преподавателя отделения тяжелой атлетике Федоренко С.В.

Группа: СОМесто проведения: зал тяжелой атлетикиДата проведения 27.02.2017Время: 16-00.      Инвентарь: тяжелоатлетические помосты – 4шт, гимнастические палки 10шт, плинты 10шт, с...

Выступление на ШМО с докладом "Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: взаимное обучение".

Выступление на ШМО с докладом "Современные образовательные технологии в реализации ФГОС: взаимное обучение"....

Доклад:"«Современные образовательные технологии на уроках физической культуры»

Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности....