Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры
статья по физкультуре на тему

Салихзянов Сергей Сергеевич

Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Салихзянов Сергей Сергеевич,

преподаватель физической культуры

ГБОУ СОШ № 491 Красногвардейского р-на СПб

с углубленным изучением математики

Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры:

аспект требований ФГОС

 «Здоровью научить нельзя  —

надо воспитывать потребность

быть здоровым»

Широко известен постулат Аристотеля: «Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Многие модели социально-экономического развития общества направлены на улучшение качества жизни людей, которое выступает критерием и конечным результатом любых преобразований в обществе.

Качество жизни человека определяется во многом его внутренним ощущением радости бытия, которому нужно учить каждого человека, быть нужным своей индивидуальностью другим людям или общему делу. И неоспорима аксиома, что здоровье нации, ее мощь и сила,  духовный и интеллектуальный потенциал формируется с детских лет ее маленьких граждан – наших детей, наших учеников, или, перефразировав, здоровье детей – это здоровье  нации – физическое, духовное, интеллектуальное!

Искусство жить качественно и долго состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Отсюда проистекают важнейшие и глобальные задачи преподавания физической культуры в школе – задачи поистине государственного уровня и государственного масштаба:

- повышение уровня здоровья детей,

- формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни,

- формирование навыков здорового образа жизни,

- а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания. Чем лучше здоровье ребёнка, тем больше у него возможностей показать высокие результаты обучения. Поэтому   главная задача школы – заложить основы, которые в дальнейшем способствовали  бы укреплению и сохранению здоровья, совершенствовали бы физические способности детей.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами  цель  школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Достижение этой цели включает в себя следующие организационные этапы:

  • организация здоровьесберегающей инфраструктуры в общеобразовательной организации;
  • рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся;
  • эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной и общеинтеллектуальной направленности;
  • организация просветительской работы с родителями (законными представителями) учащихся.

В рамках учебного курса «Физическая культура» предполагается овладение учащимися комплексами упражнений, навыками двигательной активности, участия и ведения спортивных игр, а также понимание их смысла и значения для укрепления здоровья.

В рамках организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности осуществляется ознакомление учащихся с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязью здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий, таких как:

  • спортивные праздники, подвижные игры (в т. ч. с участием родителей младших школьников);
  • занятия в спортивных секциях;
  • туристические походы (развитие выносливости, интереса к физической активности);
  • экскурсии, видеопутешествия, знакомящие с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;
  • встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т. п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами-любителями и профессионалами.
  • Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, направленной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития учащихся, на повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у них культуры здоровья, включает в себя:
  • полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физической культуры, на занятиях внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и т. п.);
  • рациональную организацию уроков физической культуры;
  • регулярное проведение спортивных оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);
  • организацию:

- занятий лечебной физической культурой;

  • часа активных движений (динамическая пауза) между 3-м и 4-м уроками;
  • работы курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления и создание условий для их эффективного функционирования.
  • динамических перемен, физкультурных минуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности детей;

Реализация программ курсов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности предусматривает:

внедрение в систему работы программ курсов внеурочной деятельности, ставящих своей целью формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) учащихся включает в себя организацию:

  • лекций, семинаров, консультаций по различным вопросам роста и развития детей, факторам, положительно и отрицательно влияющим на их здоровье и т. п.; по вопросам повышения экологической культуры учащихся;
  • совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

  Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы  научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если  школа станет «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся  приоритетной функцией образовательного учреждения, то будущие поколения будут более здоровы и развиты  личностно, интеллектуально, духовно и физически.

И закончить свое выступление хотелось бы замечательными словами В.А.Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное  развитие,  прочность знаний, вера в свои силы…»

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни.

В данной публикации представлен опыт работы школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни. ...

Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.

      Здоровье - одно из основных условий оптимизации человеческого существования и одно из основных условий счастья человека....

Теоретические и методические аспекты формирования, сохранения и укрепления здоровья человека средствами физической культуры.

Обучение в школе из-за постоянного увеличения объема учебной нагрузки ставит перед учителем целый ряд задач, направленных на сохранение здоровья учащихся. Наиболее эффективно укреплять здоро...

Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей средствами физической культуры: аспект требований ФГОС"

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школа обеспечивает решение следующих задач:пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье (формирование заинтересо...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»

От активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат , достижение целей....

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».

Соершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здороья детей....