Выступление Молчановой В.И. на тему «Реформы и преобразование в области физической культуры и спорта»
статья по физкультуре на тему

Молчанова Валентина Ивановна

Выступление Молчановой В.И. на тему «Реформы и преобразование в области физической культуры и спорта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Красногвардейская бюджетномуниципальнообразовательная гимназия №1

Выступление

На тему

 «Реформы и преобразование в области физической культуры и спорта»

                                               Выполнила: учитель физическокой

культуры Молчанова В.И

с. Красногвардейское

2016 г.

Молчанова Валентина Ивановна, учитель физической культуры КБМОУГ №1

 - Стаж работы - 33 года.

- 29 из них  в сельской местности.

- 12лет в Преображенской НОШ №14; где не было спортзала.

- 4 года в КБМОУГ №1

перечисляю все выше   сказанное, чтобы спросить у себя, что Вы, Уважаемая Валентина Ивановна не знали, не изучали, и т. д. в своей работе?

Для этого анализа изучила следующие документы:

- Концепцию Всероссийского  Физкультурно –Спортивного КомплексаПроект от 14. 06. 2013 г.

- высказывания своих коллег из разных городов  России.

- выступления министра образования Новосибирской области Владимира Никонова

Изучив документы, меня в большей степени поразило выступление министра образования Новосибирской области Владимира Никонова и его отношения к физической культуре. И я решила ответить на все его высказывания в виде  диалога представленного ниже.

 (Н – Никонов, М – Молчанова)

(Н) - Что касается преподавания физкультуры, некоторые моменты необходимо серьезно подправить. Специалисты, которые работают  в сфере физкультурной педагогики, говорят, что в большинстве своем  уроки физкультуры в школе «в лучшем случае ничего не дают». Ведь физическое воспитание, во- первых, должно  формировать выносливость, во- вторых, иметь тренировочный эффект(рост показателей энергии, силы и так далее.)

(М) - Стоп, оказывается, мы столько лет  проработав  в школе ничего не дали детям. Такза что же нам платили зарплату.

(Н) - Уроки физкультуры организованы неправильно еще и потому, что  чаще всего их заменяют игровыми занятиями.

(М) - Заменяем, говорю и соглашаюсь, делаем это тогда, когда в классе» 25 человек, а мячей хорошо, если два.

(Н) -На самом деле урок  должен состоять  из упражнений, которые нагружают  определенные группы мышц. Лучше  чтобы это происходило  на группе снарядов.

(М) - Мы бы рады работать на снарядах, да их нет.

(Н) - Чтобы попробовать поменять отношения к физическому воспитанию в обществе, региональное министерство образования запускает проект «Школа как центр физической культуры и здорового образа жизни». « В моем понимании, уроки физкультуры и вообще школа должны воспитать в человеке правильное отношение к своему  телу. И выработать навыки в любых условиях поддерживать физическую активность. Вот такая должна быть задача, а не сдача усредненных норм.

(М) - Согласна,каждый человек должен любить свое тело, должен поддерживать физическую активность. Нормативы не усредненные, а вполне приемлемые для каждого ребенка, что бы видеть, анализировать и правильно развивать свое тело.

Далее вашему вниманию представляю диалог Мелешко В.И и Дмитрия Холодняк, и оставляю вашему вниманию самые актуальные вопросы.

КТО ПОСТАВИЛ КРЕСТ НА ШКОЛЬНОМ СПОРТЕ?

Мелешко Вадим Иванович – журналист

Дмитрий Холодняк - Председатель технического комитета ВФШС (Всесоюзная Федерация Школьного Спорта)

На сегодняшний день вопрос материально-технического обеспечения спортивных объектов и образовательных учреждений спортинвентарем стоит, как никогда, остро. Какой-либо централизованной структуры или системы, призванной решать его, сейчас просто нет, она умерла вместе с началом перестройки. И подавляющее большинство школ,лицеев, гимназий имеет крайне обветшавшее оборудование, которое устарело не только физически, но еще и морально.


- Дмитрий Григорьевич, в чем конкретно выражается это моральное устаревание?

- Многое из того, что есть в школьных спортзалах,сейчас уже попросту не нужно. Например, взять то же оборудование для спортивной гимнастики. Само по себе оно, может быть, и вполне качественное, однако на фоне снижения квалификации учителей и падения интереса к предмету у учеников коэффициент его использования равен примерно одному проценту. Те же брусья, например,козлы, кони, кольца, бревна – все это востребовано лишь несколько уроков на протяжении всего периода обучения. Разве только учитель физкультуры сам не гимнаст (что крайне редко) и не будет стремиться всячески прививать любовь к спортивной гимнастике везде, где только можно.

- Раньше это не было проблемой – он должен был выполнять нормы ГТО.

- В принципе ничто не мешает нам и сегодня эти нормы опять ввести. Другой вопрос, а того ли мы добиваемся, к тому ли стремимся? Ведь тут мы оцениваем всего лишь физические кондиции ученика плюс некий набор теоретических знаний, которые нам кажутся полезными. Однако дети сейчас не настолько здоровы, чтобы заставлять их всех бегать 100 метров за 13 секунд и подтягиваться 12 раз. И вообще, на мой взгляд, нужно добиваться совсем иных результатов – надо научить ребенка относиться к своему физическому здоровью, к своему телу с точки зрения спортивной культуры. Надо постараться сделать так, чтобы каждому ребенку самому хотелось развивать силу, ловкость,выносливость, совершенствоваться, делать зарядку, заниматься тем или иным видом спорта, да и просто вести активный образ жизни. Тогда можно было бы вполне обойтись и без третьего урока физкультуры.

- Этого вряд ли можно достичь модернизацией одной только физкультуры в школе. Тут нужно комплексное воздействие на большинство других предметов и предметников.

- Разумеется, все в школе должны понимать: урок физкультуры несёт образовательно-оздоровительную нагрузку, при этом главное,чему мы должны научить ребенка, - это быть здоровым, держать себя в тонусе, тренировать и совершенствовать свое тело. Сейчас почему-то совсем забылось, что физкультура– это все-таки раздел культуры, а ведь культура – это мера познания, в том числе и самого себя. И если с нашей помощью ребенок сумеет усвоить эту простую мысль,все остальное он либо доберет сам после уроков, играя с товарищами на улице,либо на секциях под руководством опытных тренеров.

- Вернемся к материально-технической базе. Как мы знаем, ситуация в плане оснащения школ компьютерами, мебелью, учебной литературой за последние годы заметно изменилась к лучшему, школы централизованно подключили к Интернету, оснастили компьютерными классами, оборудовали предметные кабинеты. Неужели физкультуре и спорту в этом плане внимания совсем не уделяют?

- Увы, к сожалению, так и есть. Наиболее важный с точки зрения здоровья предмет на сегодняшний день менее всего разработан как в теоретическом, так и в практическом плане. И спортзалы оснащены точно так же,как полвека назад, словно ничего не изменилось за это время. Причем каких-то перспектив в плане изменения ситуации, несмотря на различные декларации и громкие выступления первых лиц, просто нет.

- Что же такого необычного было тогда сделано в этих 800 школах?

- Учитывая то, что основное внимание в образовательном учреждении следует уделить именно общей физической подготовке,а отнюдь не натаскиванию детей на отдельные виды спорта, как это сейчас повсеместно практикуется, там были установлены различные тренажеры для укрепления самых различных групп мышц, всевозможные эспандеры и пр. Это позволило задействовать на уроках максимальное количество учеников, и каждому, от детей из групп здоровья до юных спортсменов, найти свое занятие и свои упражнения,посильные и интересные.

-Насколько важен этот стандарт на сегодняшний день?

- Без этого документа невозможно вообще сдвинуться с места. И любые средства, сколько бы их ни выделяли, будут уходить в песок, так как совершенно непонятно, что же на самом деле школе нужно, а без чего она вполне может обойтись. Замечу, что это напрямую касается также и проблемы безопасности детей, и даже их жизни, ведь неправильно установленный турник,бракованная шведская стенка или неисправный тренажер могут привести к трагедии…

- Куда же делись те стандарты, по которым школа была оснащена раньше, до перестройки?Если нет новых, то почему нельзя взять за основу хотя бы их?

- Повторюсь, что советские стандарты были хороши для своего времени, они полностью соответствовали требованиям, предъявляемым к уроку физкультуры в те времена, а также тем методикам, которыми владел рядовой учитель. Но, как я уже сказал, сейчас все очень сильно изменилось, включая здоровье и предпочтения самих детей, при этом материально-техническая база значительно устарела. В итоге мы сейчас имеем лишь принятый недавно и весьма расплывчатый образовательный стандарт, в котором ничего не прописано конкретно. А вот стандарта оснащения образовательных учреждений спортинвентарем у нас нет, и это очень плохо.

Довожу до вашего сведенья, что реформа в области физической культуры  1987 совсем не отличается от тех нововведений которые сейчас предлагаются…

Уроки физической культуры в 9 – 10 классах;

Основа содержания, и методики уроков физической культуры в IX-X классах.

Москва «Просвещение» 1987 год.

«… в соответствии с важнейшими направлениями реформы общеобразовательной школы в настоящее время большое значение придается тому, чтобы каждый школьник овладел знаниями в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке».

Специфическиеволевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство. Эти качества воспитываются, как на уроках,  в тренировках так и в соревнованиях. Волевые качества воспитываются в процессе преодоления определенных трудностей, препятствий. Препятствия могут быть и физические и психологические. Например, чтобы повысить уровень какого либо двигательного качества необходимо выполнять все больше и больше нагрузки, а это требует выдержки и упорства. Кстати это наглядный случай единства физической и психологической подготовки. Необходимо приучать учащихся к волевым усилиям, что требует принять определенное решение, настроить эмоционально и практически, решить поставленную задачу.

Разносторонняя физическая и психологическая подготовка – основа подготовки школьников к трудовой деятельности и к службе вооруженных силах. Хорошо физически развитый, здоровый, координированный, сильный и выносливый человек, владеющий рациональными способами, выполнение наиболее двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, передвижение на лыжах, плавание),  способен успешно овладевать любой профессией, гражданской или военной. В программе для уроков физической культуры имеется достаточныйнабор средств физической подготовки к труду и военному делу.

Хочу отметить понравившееся мне нововведение в области физической культуры, в котором говорится об отмене полного освобождения от физкультуры, а почему вы поймёте прочитав текст ниже.  

Физическое воспитание учащихся с отклонениями состояния здоровья                 1993 год, г. Майкоп

За последние годы, хотя и отмечается улучшение физического развития детей и подростков, численность детей с различными отклонениями состояние здоровья не снижается. Только стойкие деформации, с которыми врачам приходится встречаться, в среднем составляют 6,5%  т.е. 3 миллиона детей.

Не удовлетворенная биологическая потребность в движеньях становится у детей причинной не только нарушений телосложения, но и многих других нарушений. Так, детей с избыточным весом сейчас составляет около 20 %. А это, в свою очередь ведет к нарушению телосложения, особенно к возникновению деформации костей нижних конечностей. Страдает при этом сердечно сосудистая дыхательная и другие системы организма. Существуют данные о том, что акселерированные школьники склонны к заболеванию органов дыхания, сердечно – сосудистой системы.  Увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями желчно – выводящих путей и печени, желудочно – кишечного тракта и д.р. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультуры в то время, как именно они в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической культуры.

Урок физической культуры в свете новых образовательных стандартов.

  Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы всѐ чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности.

  Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Третий урок физической культуры введен в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех типов и видов Приказом Министерства образования и науки России от 30 августа 2010 г. Это требование нового Федерального государственного образовательного стандарта, поэтапное введение которого начинается с 2011/12 учебного года.

    В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, больше 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения. На уроках ребенок без движения в среднем проводит около 10 часов.

     Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%, а среди старшеклассников достигает 75- 85%. Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры – это развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Главное, чтобы ребенок овладел основами технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.

     Больше уроки физкультуры не будут опираться только на четыре вида спорта. Теперь к базовым добавятся и легкая атлетика, и аэробика, и настольный теннис, и хореография. За учителем остается право выбрать свой план урока с опорой на мнение учащихся. Если говорить о самом уроке, то в корне изменяется подход к нему. Появляется такое понятие, как «домашнее задание». Если ученик не будет дома выполнять заданные упражнения, то не сможет справиться с очередной задачей на уроке. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка. Учитель будет смотреть не на то, сдан или не сдан норматив, а как ребенок совершенствуется.

      Я хочу, я могу и я что-то делаю – в этом разница! Теперь будет учитываться и прирост показателей. Надо, чтобы ребенок понял, что такое здоровый образ жизни, и продолжал придерживаться его дома. Для этого на уроке нужно объяснять, какое упражнение и зачем делать, что это дает. Преподаватель физической культуры должен являться наглядным пособием здорового образа жизни. Физкультура – это возможность не только поддержать здоровье детей, но и научить любить свое здоровье, а главное, умение учителя вложить в головы ребят убеждение, что занятия физкультурой способствуют так же полноценному умственному развитию! На уроках физической культуры в той или иной мере решаются все основные задачи физического воспитания, которые вытекают из общей цели учебно- воспитательного процесса, вырастить молодое поколение, готовое к высокопроизводительному труду, защите Родины и участию в общественно- политической жизни страны. И помните, наши предки не зря говорили: «В здоровом теле – здоровый дух!»

…а здесь хочу отметить, что в 1980 году было замечено, что для внедрения физической культуры необходимо участие и систематическая помощь в реализации поставленных задач со стороны всех политических и массовых организаций  страны.

Физическая культура в школе; Хосе Марти; 1980 год.

Спорт – неотъемлемое право народа.

 Кубинский писатель, поэт и журналист Хосе Марти в ряде своих работ писал о необходимости физического воспитания, указывая на его взаимосвязь с умственным образованием и нравственным воспитанием. Хосе Марти писал о настоятельной необходимостигармонического воспитания подрастающего поколения, образно рисуя, к чему ведет лишь схоластическое умственное образование: человек напоминает уродца с непомерно развитой головой, с большим и слабым сердцем, костлявыми руками, немощными, еле передвигающими ногами и не пропорциональным телом.

В августе 1979 года в Париже в рамках ЮНЕСКО состоялось заседание межправительственного комитета по физическому воспитанию и спорту.

В документах этого совещания указывается на успехи в деле развития массовости спорта в социалистических странах, среди которых наряду с Советским Союзом  и ГДР отмечена Куба.

В заключении хочется процитировать статью опубликованную в газете «Гранма», автор которой анализирует результаты спортивной работы странны за годы революции: «…полученные успехи,несомненно, являются успехами общества, где спорт неотъемлемое право народа».

Подводя итоги выше изложенному, хочу сказать, что в определенной мере, старое всегда должно сменяться чем то новым, совершенствоваться и видоизменяться - одним словом, жизнь не стоит на месте. С другой  же стороны, нужно ли категорически отказываться от старого, не пытаясь даже сохранить лучшие наработки, что бы в будущем приспособить их к изменившейся окружающей действительности.

Я поддерживаю концепцию всероссийского Физкультурно – спортивного комплекса предложенного министерством спорта Российской Федерации, и все нововведения  касающиеся урока физической культуре, которые способствуют улучшению здоровья людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная предпрофессиональная программа базового и углубленного уровня в области физической культуры и спорта по виду спорта «Мас-рестлинг»

Структура программы предусматривает цели и задачи, программный материал по разделам подготовки (теоретической, физической, психологической и технической) и по годам обучения; средства и формы под...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа базового уровня в области физической культуры и спорта по сложно - координационному виду спорта «Фитнес-Аэробика»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа базового уровня в области физической культуры и спорта по сложно - координационному виду спорта «Фитнес-Аэробика» (далее ...

Дополнительная общеразвивающая программа области физической культуры и спорта по сложно-координационным видам спорта (фитнес-аэробика)

Общеразвивающая программа дополнительного образования «Фитнес - аэробика»         направлена на формирование характерных особенностейподготовки юных...

Дополнительная общеразвивающая программа области физической культуры и спорта по сложно-координационным видам спорта (фитнес-аэробика)

Тренер-преподаватель: Скупченко Ирина Викторовна.Вид спорта: Фитнес-аэробикаГруппа: СОГ- 6 год обученияКоличество учащихся: 7 человекМесто и время проведения: 28 октября 2023 г., 15.30 – 17.00; ...

Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта по виду спорта самбо

Дополнительная предпрофессиональная программа (далее Программа)для МКУ ДО АГО «Ачитская детско-юношеская спортивная школа» (далееМКУ ДО АГО «Ачитская ДЮСШ») по виду спорта самб...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по виду спорта Самбо ( для спортивно-оздоровительных групп)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Самбо» дляспортивно-оздоровительных групп (далее - «Программа») имеет физкультурно-спортивнуюнаправленность, соста...

Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта по виду спорта баскетбол

Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта по виду спорта баскетбол...