Состояние охраны труда на уроках физической культуры
картотека по физкультуре (5, 6, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Силина Оксана Сергеевна

Причины травматизма на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние охраны труда

на уроках физической культуры

                                                                   

                                                                     Подготовила:

учитель физической культуры

                                                                           МБОУ СОШ №2

                                                                                  им. И.Г.Петровского

                                                                    Силина О.С.

г. Севск

Состояние охраны труда на уроках физкультуры.

Уроки физкультуры, в отличие от большинства других школьных занятий, могут быть очень травмоопасными в связи с высокой двигательной активностью учащихся, и потому нуждаются в особом соблюдении мер безопасности и охраны труда.

Чтобы быть допущенным к проведению уроков физкультуры, учитель, помимо профессиональных навыков, должен иметь знания в области нормативов и государственных актов по охране труда на занятиях. На учителе  лежит ответственность за жизнь и здоровье занимающихся у него в настоящее время учеников.

Перед началом занятий учитель  обязан проверить спортзал и инвентарь на предмет исправности и соответствия санитарно-гигиеническим нормам, произвести инструктаж среди учащихся на предмет безопасного поведения на уроках физической культуры, а также о порядке и последовательности проведения упражнений. Весь инвентарь и снаряды должны быть тщательно проверены, закреплены и подготовлены для использования. Инструктаж дополнительно проводится каждый раз, когда меняются условия проведения занятий, например, при переходе на зимние виды спорта или из спортивного зала на открытые площадки, а также на первых занятиях первой и третьей четверти.

Для того чтобы быть допущенными к занятиям физической культурой, учащиеся должны быть одеты в спортивную одежду и обувь, позволяющую свести наличие ситуаций, угрожающих здоровью к минимуму. На площадке или в зале, в зоне проведения занятий не должно находиться ничего из инвентаря, что не использовалось бы на текущем занятии, исключая стационарные спортивные снаряды.

Учащиеся должны быть обучены безопасным приёмам выполнения упражнений и соблюдать все меры безопасности, требующиеся в данных условиях. При проведении занятий, учитель должен иметь представление о физическом состоянии и особенностях здоровья каждого ученика и страховать их в особо ответственных ситуациях.

Если учащийся жалуется на недомогание или переутомление, он должен быть немедленно направлен в медицинский пункт или к врачу для выявления причин данного состояния и принятия соответствующих мер. Если на занятиях физкультурой произошёл несчастный случай, учитель  обязан оказать первую помощь, вызвать врача или помочь с доставкой в ближайшее лечебное учреждение.

По окончании занятий весь инвентарь должен быть убран в предназначенное для этого место, а ученики – покинуть место занятий и переодеться в раздевалке из спортивной формы в обычную одежду.

Причины травматизма на уроках физической культуры

Сегодня, современная российская школа не может, к сожалению, говорить об отсутствии травм. По подсчетам официальной статистики, школьный травматизм составляет 12-15 % от общего числа детского травматизма. При этом, травмы полученные на переменах  составляют примерно 80% от этого числа, а травмы на уроках физкультуры – примерно 20%. По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12—14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7—11 лет), на третьем — 15—16-летние подростки. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек, в силу того, что мальчишки подвижнее. Далее, если говорить непосредственно о травматизме на уроках физкультуры, то по данным НИИ травматологии России, 55,1 % травм, полученных учащимися, приходятся на занятия по спортивной гимнастике, 23 % — по легкой атлетике, лыжной подготовке и на коньках, 8,2 % — по спортивным играм, на другие виды травматизма падает 13,7 % повреждений. Все это- официальная статистика.
А теперь, давайте разберем первопричины такой статистики травматизма. Я пересмотрела много источников литературы по данной проблеме и из множества причин проанализировала и выделила, на мой взгляд, основные: 
-недостаточный врачебный контроль за состоянием здоровья детей, 
-нарушение техники безопасности и дисциплины на уроках и соревнованиях,
-пользование неисправным оборудованием,
-отсутствие строгого контроля за рациональной одеждой, обувью учащихся,
-нарушение методики проведения занятий, тренировок, соревнований,
-гипокинезия и гиперкинезия,
-неправильное питание учащихся.

На учителей физкультуры, как вы уже поняли, ложится основная ответственность за причины травм на своем уроке. Здесь можно подчеркнуть лишь то, что мы обязательно должны выполнять свои должностные обязанности по информированности и строгому соблюдению правил техники безопасности на всех занятиях в спортзале и на улице. Контролировать (в индивидуальном порядке), диагнозы учащихся по справкам, которые они приносят после перенесенных заболеваний (контролировать нагрузку), следить за исправностью оборудования и инвентарем, формой одежды учащихся. Так же нам не обойтись и без разъяснительных бесед с родителями учащихся. 
Все учителя физической культуры знают и понимают, что порой травмы случаются и по причинам, зависящим только от здоровья учащихся.
Так, анатомо-физиологические особенности в 11-14лет показывают интенсивный рост костей верхних и нижних конечностей и более замедленный рост костей грудной клетки и таза, что приводит к некоторой диспропорции в строении тела и вызывает неуклюжесть движений хрупкость костей конечностей. Кроме этого, рост костей в данном возрасте превышает рост мышечной массы, если ребенок не развивается активно. Хрящи в зонах роста относительно хрупки и не устойчивы к воздействию травмирующего фактора. Для подростков характерны повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, преобладание процесса возбуждения над торможением, быстрая смена настроения, переоценка своих качеств и жизненного опыта.
Еще, для учащихся 13-14 лет программа физического воспитания значительно усложнена (это лишь говорит о несоответствии росто-весовых показателях у

подростков). Спортивная гимнастика, например, включает такие сложные элементы, как прыжок через козла, упражнения на перекладине, брусьях, стойке на голове и руках и т. п.

В баскетболе- двусторонние игры, вырывание и выбивание мяча, активные приёмы защиты. Значительно усложняются кроссовые и лыжные дистанции. Стремление учащихся к выполнению норм ГТО часто приводит к переоценке своих возможностей.
Учителя физкультуры, администрация и родители должны понимать и учитывать, что детский организм отличается незавершённостью формирования скелета, слабостью связочного аппарата и мускулатуры, неустойчивостью нервной системы.
Еще об одной, важнейшей причине травм — гипокинезии — необходимо сказать особо.
В общеобразовательной школе более 70 % детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни, что способствует развитию у учащихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела. 
Иногда при проведении врачебно-педагогических наблюдений приходиться констатировать случаи
чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках физкультуры (гиперкинезия). 
Откуда же перегрузка? Дело в том, что большинство детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, сидят на лавочке 2 и более недели после перенесенных заболеваний, поэтому даже нормальный двигательный режим может стать для них на первых порах чрезмерной нагрузкой. Таковы особенности здоровья современных школьников.


Готовясь к докладу, я прочитала в одном медицинском издании: «Наиболее частые травмы на уроках физкультуры в наше время это ушибы и переломы пальцев, вывихи и растяжение мышц рук, ног. Буквально лет 10 назад такие травмы возникали редко, а сейчас раз в неделю, а то и два, три раза и даже доходит до вызова скорой помощи …» 
И еще одно изречение, которое знает каждый :«Мы есть то, что мы едим».
Если подойти к данному вопросу с научной точки зрения то причины травм находятся и в самом организме ребенка, а именно в пищевых веществах, витаминах и минералах, особенно в белке, железе, кальции, йоде их дефиците.
Ритм жизни школьника очень динамичен: он зубрит стихи, извлекает корень из числа, пишет диктант, а в следующий момент уже бежит кросс на лыжах. И так всю неделю. Поэтому очень важно, чтобы здоровый рацион питания каждый день полностью восстанавливал силы и энергию.

Из всего вышесказанного можно подвести итог: дети и взрослые должны понимать, что если в современном мире нам уже не обойтись без компьютеров и других гаджитов, то не следует забывать уделять большое внимание активному образу жизни и здоровому сбалансированному питанию. Учителям физкультуры дополнительно следует вести разъяснительную работу с родителями и учащимися, иначе мы останемся один на один с такой проблемой как травматизм в школе.
Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана труда на уроках физической культуры

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности , включающая в себя правовые , социально-экономические , организационно-технические, санитарно-гиги...

Организация охраны труда на уроках физической культуры по волейболу в МАОУ Домодедовской гимназии №5

Большая часть населения Российской Федерации, так или иначе, связана с отраслью образования.  Охрана труда в отрасли образования - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и у...

Охрана труда на уроках физической культуры.

Охрана труда на уроках  физической культуры.На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда- предупреждению травматизм...

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО...

Открытый урок профессионально-трудового обучения (штукатурно-малярное дело) "Охрана труда" для обучающихся с ОВЗ в 7 классе. На тему: "Организация охраны труда на уроке отделочных работ".

Тема урока: Организация охраны труда на уроке отделочных работ.Цели занятия:1. Образовательная:проверка знаний и навыков по охране труда;проконтролировать степень усвоения материалов;2. Воспитательные...