Отбор в спортивной гимнастике
статья по физкультуре на тему

Ульихина Вера Вячеславовна

 Приход человека в спорт начинается с выбора определённого вида cпорта и отбора его в спортивную секцию. После этого начинаются тренировки, воспитание человека в коллективе, приспособление к факторам внешней среды. Ребёнок, пришедший заниматься спортом, должен получать удовольствие от занятий, удовлетворение от роста своих спортивных результатов. По мнению психологов, самый удачный возраст для того, чтобы отдать ребёнка в спорт - 5-6 лет. В этом возрасте ребёнок созревает для того, чтобы заниматься спортом осознанно, ему становится важен результат его усилий, он заинтересован в оценке себя со стороны взрослых

В современном спорте идёт стремительный рост рекордов, значительно повышается эффективность тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников. Чтобы добиться высоких спортивных результатов, необходимы долгие годы напряжённых занятий, а также соответствующие способности. Поэтому очень важно своевременно выявить данные спортивные способности у детей, чтобы обнаружить у них так называемый талант в двигательном отношении.

Проблема подготовки полноценных спортивных резервов затрагивает широкий круг вопросов организационного, научного и методического характера. Начинается этот процесс со спортивной ориентации и отбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otbor.docx55.4 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Ульихина В.В., тренер-преподаватель

ТОГБОУ ДО «ОДЮСШ»  г. Тамбов

Отбор в спортивной гимнастике    

      Приход человека в спорт начинается с выбора определённого вида cпорта и отбора его в спортивную секцию. После этого начинаются тренировки, воспитание человека в коллективе, приспособление к факторам внешней среды. Ребёнок, пришедший заниматься спортом, должен получать удовольствие от занятий, удовлетворение от роста своих спортивных результатов. По мнению психологов, самый удачный возраст для того, чтобы отдать ребёнка в спорт - 5-6 лет. В этом возрасте ребёнок созревает для того, чтобы заниматься спортом осознанно, ему становится важен результат его усилий, он заинтересован в оценке себя со стороны взрослых.

     В современном спорте идёт стремительный рост рекордов, значительно повышается эффективность тренировочных и соревновательных нагрузок, острая борьба равных по силе соперников. Чтобы добиться высоких спортивных результатов, необходимы долгие годы напряжённых занятий, а также соответствующие способности. Поэтому очень важно своевременно выявить данные спортивные способности у детей, чтобы обнаружить у них так называемый талант в двигательном отношении.

     Проблема подготовки полноценных спортивных резервов затрагивает широкий круг вопросов организационного, научного и методического характера. Начинается этот процесс со спортивной ориентации и отбора.

1.1 Ориентация для занятий гимнастикой

     На современном этапе развития спортивной гимнастики одновременно с увеличением требований к качеству подготовки занимающихся наблюдается заметное омоложение в спорте высших достижений. Гимнастика, как и любая деятельность, требует проявления определённых способностей к личности занимающегося. Поэтому и достижение высокого спортивного результата на уровне современных требований в гимнастике доступно не каждому ребенку, желающему заниматься этим видом спорта. Ориентация детей на занятия гимнастикой со спортивной направленностью представляет собой систему научно обоснованных рекомендаций, советов педагога в целесообразности занятий этим видом спорта. При ориентации учитываются: устойчивость интереса ребенка к занятиям гимнастикой, его !склонности, способности, условия жизни в семье, школьная успеваемость, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходимые для успешного овладения этим видом спорта. В формировании осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой большое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоровья, для обогащения опытом - двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, необходимым для будущей успешной трудовой деятельности. При спортивной ориентации ребенка родителям и педагогам приходится учитывать и такие факторы, как удаленность спортивной базы от места жительства, ее состояние, условия для занятий, состав педагогов-тренеров.

Ориентация школьников на занятия спортивной гимнастикой включает в себя просвещение и консультацию в области этого вида спорта.

     Просвещение - это обогащение детей разносторонними знаниями в области гимнастики, чтобы они более осознанно и активно относились к спортивным занятиям. Консультация представляет собой научно обоснованные и проверенные на практике ответы на вопросы лиц, обратившихся за консультацией, или совет в целесообразности выбора гимнастики для спортивных занятий. Консультация носит индивидуальный характер. При консультировании педагог прежде всего должен узнать, чем вызван интерес к гимнастике: чувственными, эмоциональными побуждениями или осознанным отношением. Для этого надо обязательно побеседовать с родителями ребенка, обратившегося к педагогу за советом, узнать их отношение к его решению заниматься спортивной гимнастикой, поинтересоваться, какова их собственная роль в формировании такого выбора. В беседе уточняются зарождение и устойчивость интереса, склонностей и способностей их ребенка к занятиям гимнастикой. Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных требований в гимнастике доступно не каждому ребенку, желающему заниматься этим видом спорта. Выдающиеся гимнасты, как правило, еще с детства отличались от своих сверстников двигательной активностью, стремлением к соперничеству в различных видах физических упражнений, в проявлении способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, трудолюбием, дисциплинированностью. Сведения о мотивах, интересах, склонностях к занятиям гимнастикой тренер может получить в беседе с учениками и их родителями.

     О способностях ученика к занятиям спортивной гимнастикой можно судить по уровню общей специальной физической подготовленности, по развитию двигательных и психических способностей, личностных свойств, которые более всего необходимы в этом виде спорта. Важно знать податливость этих способностей к развитию. Учитывается активность ученика на уроках по физической культуре и его интерес к спортивным занятиям. Такие сведения можно получить у учителя физической культуры. Его прогноз спортивной успешности имеет важное  значение в определении спортивной пригодности ученика.

     При отборе лиц для занятий спортивной гимнастикой в расчет принимаются только объективные данные о наиболее значимых для гимнастики свойствах (способностях) личности и изучаются они объективными методами.

Общая физическая подготовка  - комплексный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на укрепление здоровья, опорно-двигательного аппарата и развитие общей выносливости гимнасток. Это физическая подготовка, осуществляемая безотносительно к конкретному виду деятельности. С помощью ОФП спортсмены овладевают двигательными навыками, умениями, физическими, психомоторными, морально-волевыми качествами, которые служат решению следующих задач:

- общее физическое воспитание и оздоровление будущих гимнасток, которые должны уметь хорошо бегать прыгать, передвигаться на лыжах, владеть основными элементами спортивных игр, т.е. быть физически разносторонне подготовленными спортсменами;

- расширение функциональных, двигательных возможностей и укрепление опорно-двигательного аппарата будущих гимнасток с учетом специфики художественной гимнастики.

Средствами ОФП являются: общеразвивающие упражнения, бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, велосипедах, спортивные и подвижные игры.

Специальная физическая подготовка - это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений гимнастики. В настоящее время выделяют 7 основных физических способностей:

- координация - способность к целесообразной организации мышечной деятельности и ловкость - способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой, для развития применяются - задания, игры, эстафеты, включающие сложнокоординированные действия и упражнения с предметами;

- гибкость - подвижность в суставах - способность выполнять движений по большой амплитуде пассивно и активно, ее развитию способствуют упражнения на развитие подвижности различных суставов - пружинное растягивание, махи, фиксация поз, расслабление;

- сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий в статических и динамических движениях, существуют упражнения  на  силу мышц рук, ног, туловища: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы;

- быстрота - способность быстро реагировать и выполнять движения с большой скоростью и частотой, развивается при выполнении упражнений на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений при выполнении основных упражнений;

- прыгучесть - скоростно-силовое качество, проявляющееся в высоте отталкивания, ее развитию способствуют упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а также прыжковой выносливости;

- равновесие - способность сохранять устойчивое положение в статических и динамических упражнениях, совершенствуется в процессе сохранения устойчивого положения в усложненных условиях: после динамических движений, после раздражения вестибулярного анализатора, с выключенным зрением, на уменьшенной, повышенной опоре;

- выносливость - способность противостоять утомлению, вырабатывается в процессе выполнения различных заданий на фоне утомления.

Недостаточное внимание к развитию хотя бы одного из компонентов СФП приводит к затягиванию процесса обучения, длительному застою в росте спортивного мастерства, провалам в подготовке, и соответственно выступлениях на соревнованиях. В связи с этим на этапе специализированной подготовки важна индивидуализация СФП. Тренеру важно знать особенности структуры двигательных качеств каждой гимнастки, характерные недостатки в ее подготовке, знать основные пути их возможного устранения. Наиболее эффективна СФП тогда когда осуществляется в единстве с ОФП.

Техническая подготовка - это процесс формирования знаний, умений и навыков выполнения, свойственных виду спорта упражнений и совершенствование их до максимально возможного уровня.  Цель технической подготовки - сформировать такие знания, умения и навыки, которые позволили бы гимнасткам с наибольшей эффективностью продемонстрировать свою индивидуальность в сочетании с разнообразием, трудностью и оригинальностью упражнений в единстве с музыкой и обеспечить дальнейший рост спортивного мастерства.

Задачами технической подготовки являются:

- формирование системы специальных знаний о рациональной технике упражнений, требований к их исполнению, изучение правил соревнований;

- развитие широкого круга разнообразных двигательных умений и навыков, свойственных художественной гимнастике;

- совершенствование всех спортивно-значимых компонентов исполнительского мастерства: технических, физических, эстетических и музыкально выразительных;

- разработка новых оригинальных элементов и соединений, совершенствование техники общеизвестных;

- составление соревновательных программ, эффективно отражающих и совершенствующих спортивное мастерство спортсменок.

1.2 Требования гимнастики как вида спорта к способностям занимающихся

· Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных требований в гимнастике доступно не каждому человеку, который занимается этим видом спорта.

· Занятия гимнастикой со спортивной направленностью предъявляют специфические требования к анатомическому строению тела, здоровью и способностям занимающихся.

Размеры тела гимнастов характеризуются средними величинами. У женщин - участниц олимпийских игр рост находится в пределах 150-165 см, масса тела 40 - 55 кг, у мужчин - рост 160 - 174 см, масса тела 56 - 72 кг. Важное значение имеют ширина и форма плеч, длина рук и пальцев, ног и туловища. Гимнасты должны обладать красивыми формами тела, крепким здоровьем, высоким уровнем общей и специальной физической подготовленности. Ведущими способностями являются: координация движений, мышечная сила, гибкость, быстрота двигательных действий, скоростная и силовая выносливость, ориентировка в пространстве, внимание, двигательная память, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость. Главной способностью на всех уровнях подготовки гимнаста является его отношение к учебно-тренировочным занятиям. На предварительном этапе начального отбора к испытаниям допускаются дети, обладающие по заключению врача полноценным здоровьем. Испытания начинаются с оценки физического развития и телосложения детей. При этом ориентируются на то, что будущие гимнасты (мальчики и девочки) должны быть ниже ростом и иметь меньшую массу тела, чем их сверстники. Для 6-летних мальчиков длина тела предпочтительна в пределах 110 - 118 см, масса тела - 18 - 22,5 кг; для девочек - соответственно 107 -112 см и 16 - 17,5 кг; для 7-летних мальчиков рост - 118 - 127 см, масса тела - 21 -25,6 кг, для девочек - соответственно 118 - 125 см и 19,5 - 23 кг. У них должны быть тонкие кости, без выраженных эпифизов суставов, узкий таз (заметно уже плеч), длинные руки (средний палец при вытянутых вдоль тела руках заходит за линию середины бедра), прямые ноги. Тело в общей сложности должно быть гармоничным, иметь красивые очертания.

ВЛИЯНИЕ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

ПО ВИДУ СПОРТА СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Физические качества и телосложение

Уровень влияния

Скоростные способности

3

Мышечная сила

3

Вестибулярная устойчивость

3

Выносливость

3

Гибкость

3

Координационные способности

3

Телосложение

3

Условные обозначения:

3 - значительное влияние;

2 - среднее влияние;

        1 - незначительное влияние.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ, МИНИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ЛИЦ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА ЭТАПЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ И МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛИЦ, ПРОХОДЯЩИХ СПОРТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ В ГРУППАХ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

мальчики

девочки

Этап начальной подготовки

2

7

6

8 - 10

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

5

9

8

5 - 6

Этап совершенствования спортивного мастерства

Без ограничений

14

12

3 - 4

Этап высшего спортивного мастерства

Без ограничений

16

14

2 - 3

Группы  начальной  подготовки  комплектуются  из  8-10  человек.  Занятия  проводятся  три  раза  в  неделю  по  2  академических  часа. Учебно-тренировочные группы комплектуются из 6-8 человек. Занятия проводятся 4-6 раз в неделю.

Спортивный отбор входит в систему многолетней подготовки спортсменов на всех её этапах и состоит их четырёх уровней:

  1. Начальный отбор для выявления детей, обладающих потенциальными способностями к успешному овладению конкретными видами спорта.

 Он проводится в три этапа:

 а) агитационные мероприятия с целью выявить интерес к занятиям;

б) тестирование и наблюдение для определения способностей детей к данному виду спорта;

в) наблюдение в процессе обучения с целью установления темпов освоения учебного материала. Этот этап особенно важен при ориентации, поскольку наблюдение в течение некоторого времени ( от месяца до полутора лет) позволит специалистам определить, в каком виде физкультурно-спортивной деятельности ребёнок в будущем сможет показать высокие результаты.

2. Углублённый отбор для выявления перспективных юношей и девушек, обладающих высоким уровнем способностей к данному виду спорта и склонностям к определённой специализации.

3. Отбор по выявлению юношей и девушек для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации (сборные команды области, края, страны и т.д.).

4. Отбор в спортивные команды (страны, региона, ведомства и т.д.) для определения участников ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена в своей спортивной школе, в сборной команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чемпионатах, на учебно-тренировочных сборах.

На втором, третьем и четвёртом уровнях отбора учитываются не только морфофункциональные признаки, уровень физической и психической подготовленности, но и уровень технико-тактического мастерства, функциональные возможности организма спортсмена, способность к восстановлению после выполнения больших тренировочных и соревновательных нагрузок.

Для зачисления на этап начальной подготовки каждому кандидату на обучение необходимо представить заявление на обучение от родителей (законных представителей), а также справку от врача о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься спортивной гимнастикой.

Перевод на следующий год обучения осуществляется при положительных результатах сдачи контрольно-переводных нормативов по общефизической подготовке и отсутствии медицинских противопоказаний для занятий избранным видом спорта.

На учебно-тренировочный этап обучающиеся зачисляются на основании медицинского заключения, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки, при условии выполнения контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке.

Перевод на следующий год обучения осуществляется при условии положительных результатов сдачи контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке, итогам выступлений в городских, внутришкольных соревнованиях, отсутствии медицинских противопоказаний, выполнении норм, требований для присвоения спортивного разряда согласно действующей Единой всероссийской спортивной квалификации по виду спорта спортивная гимнастика.

На этап спортивного совершенствования зачисляются обучающиеся на основании медицинского заключения, выполнения контрольно-переводных нормативов, выполнившие (подтвердившие) спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта».

Перевод на следующий год обучения осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей и отсутствии медицинских противопоказаний.

Отдельные обучающиеся, не достигшие установленного возраста для перевода в группу следующего года обучения, но выполнившие программные требования предыдущего года обучения, могут переводиться раньше срока, решением Педагогического совета, при персональном разрешении врача.

В целях обеспечения выполнения тренерами-преподавателями и обучающимися образовательной программы дополнительного образования, выявления уровня развития способностей и личностных качеств обучающихся и их соответствия прогнозируемым результатам, на всех этапах обучения проводится промежуточная аттестация обучающихся, путем сдачи контрольно-переводных нормативов:

- по общей физической подготовке,

- по специальной  подготовке.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по образовательной программе или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующей программе не более двух раз в сроки, определяемые ДЮСШ, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий год обучения (этап подготовки) условно.

1.3 Изучение способностей у юных гимнастов

Оценка способностей может осуществляться с помощью контрольных физических упражнений и систематических наблюдений. Каждое упражнение должно быть приспособлено для оценки одной из способностей (валидность), обладать устойчивостью при повторных измерениях (воспроизводимость) и независимостью от индивидуальных особенностей экспериментатора (объективность).

     Оценка и развитие координации движений - способности согласовывать движения различными звеньями тела, соизмеряя их во времени, в пространстве и по величине мышечного усилия; Контрольные упражнения, в зависимости от возраста и двигательного опыта исследуемых лиц, составляются из симметричных однонаправленных (ноги в стороны, руки в стороны и т.д.), разнонаправленных (ноги в стороны, руки вперед и т.д.), из последовательных (правую руку на пояс, левую руку на пояс, правую руку к плечу, левую руку к плечу и т.д.) и ассиметричных согласований движений различными звеньями тела. Каждое контрольное упражнение составляется не более чем на 8 счетов.

     Способность сохранять равновесие оценивается: по времени удержания стойки на одной ноге, руки вперед, глаза закрыты; по времени удержания стойки на пятках, на полупальцах одной и обеих ног, равновесия на одной на ограниченной и повышенной опоре.

     Оценка и развитие мышечной силы - способности гимнаста развивать напряжение нужными группами мышц для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему при выполнении заданного упражнения. О силе мышц рук судят по количеству подтягиваний на перекладине, сгибанию и разгибанию рук в упоре на брусьях и т.д

     Скоростную силу оценивают по времени бега на 20 м, прыжку в длину, в высоту; подтягиванию, сгибанию и разгибанию рук в упоре на время (берут 50 % от максимального исходного результата); метанию набивного мяча из-за головы, через голову из различных исходных положений и др.

     Оценка и развитие гибкости - способности гимнаста выполнять движения с максимальной амплитудой. Различают пассивную и активную гибкость. Оценивают гибкость путем выполнения шпагатов, моста, наклона вперед из седа ноги вместе и из положения стоя согнувшись. В таблицах  представлены критерии оценки физических качеств у гимнастов и гимнасток на этапах специализации.

НОРМАТИВЫ

ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Девушки

Скоростно-силовые качества

Челночный бег 2 x 10 м (не более 7,1 с)

Челночный бег 2 x 10 м (не более 10,1 с)

Бег 20 м (не более 4,7 с)

Бег 20 м (не более 5,0 с)

Прыжок в длину с места (не менее 130 см)

Прыжок в длину с места (не менее 130 см)

Сила

Подтягивание из виса на перекладине (не менее 5 раз)

Подтягивание из виса на гимнастической жерди (не менее 5 раз)

Сгибание-разгибание рук в упоре на параллельных гимнастических скамейках (не менее 8 раз)

Сгибание-разгибание рук в упоре на параллельных гимнастических скамейках (не менее 5 раз)

Поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение "угол" (не менее 5 раз)

Поднимание ног из виса на гимнастической стенке в положение "угол" (не менее 5 раз)

Удержание положения "угол" в висе на гимнастической стенке (не менее 5 с)

Удержание положения "угол" в висе на гимнастической стенке (не менее 5 с)

Гибкость

И.П. - сед, ноги вместе Наклон вперед Фиксация положения 5 счетов

И.П. - сед, ноги вместе Наклон вперед Фиксация положения 5 счетов

Упражнение "мост" из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 30 см, фиксация 5 с)

Упражнение "мост" из положения лежа на спине (расстояние от стоп до пальцев рук не более 30 см, фиксация 5 с)

Техническое мастерство

Обязательная техническая программа

Обязательная техническая программа

НОРМАТИВЫ

ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

(ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ)

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Юноши

Девушки

Скоростно-силовые качества

Бег на 20 м (не более 4,5 с)

Бег на 20 м (не более 4,8 с)

Прыжок в длину с места (не менее 155 см)

Прыжок в длину с места (не менее 141 см)

Лазанье по канату с помощью ног 5 м (без учета времени)

Лазанье по канату с помощью ног 5 м (без учета времени)

Подтягивание из виса на перекладине (не менее 15 раз)

Подтягивание из виса на жерди (не менее 12 раз)

Из виса на руках силой подъем переворотом в упор на перекладине (не менее 10 раз)

Из виса на руках силой подъем переворотом в упор на гимнастической жерди (не менее 8 раз)

И.П. стоя согнувшись ноги врозь, силой выход в стойку на руках, на гимнастическом ковре (не менее 5 раз)

И.П. стоя согнувшись ноги врозь, силой выход в стойку на руках, на гимнастическом ковре (не менее 5 раз)

Удержание положения "высокий угол" на гимнастических брусьях (не менее 5 с)

Удержание положения "высокий угол" на гимнастических брусьях (не менее 5 с)

И.П. вис на гимнастических кольцах, подъем силой в упор (не менее 5 раз)

И.П. положение "угол" на гимнастической стенке, поднимание ног в положение "высокий угол" (не менее 10 раз)

Из виса на перекладине, подъем разгибом в упор (не менее 5 раз)

Из виса на гимнастической жерди подъем разгибом в упор (не менее 5 раз)

Выносливость

Стойка на руках на полу (не менее 30 с)

Стойка на руках на полу (не менее 30 с)

Техническое мастерство

Обязательная техническая программа

Обязательная техническая программа

Промежуточные контрольно-переводные  тесты  по  ОФП  и  СФП для учебно-тренировочных групп (8-10 лет)

Балы         Тесты

10,0-9,5

9,0-8,5

8,0-7,5

7,0-6,5

6,0-5,5

5,0-4,5

4,0-3,5

3,0-2,5

2,0-1,5

1,0-0,5

Бег  20 м.сек.

3,5-3,6

3,7-3,8

3,9

4,0

4,1

4,2-4,3

4,4-4,5

4,6-4,7

4,8

Прыжок в длину  с места см.

1,90-1,85

1,80-1,75

1,70

1,65-1,60

1,55-1,50

1,45

1,40

1,35

Поднимание ног в высок угол на гимн.стенке ( кол. раз)

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Мост

20-25

30-35

40-45

50

55

60

Отжимание от пола (кол.раз)

25-24

23-22

21-20

19-18

17-16

15-14

13-12

11-10

9-8

7-6

Напрыгивание  на возвыш. 30 сек.

30-29

28-27

26-25

24-23

22-21

20-19

18-17

16-15

14-13

12-11

Три  шпагата ,складка

0,0-0,3

0,4-0,6

0,7-1,0

1,1-1,4

1,5-1,8

1,9-2,0

2,1-2,4

2,5-2,7

2,8-3,0

3,1-3,3

Подтягивание в висе (за 10 сек.)

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Промежуточные контрольно-переводные  тесты  по  ОФП  и  СФП для учебно-тренировочных групп (11-13 лет).

Балы         Тесты

10,0-9,5

9,0-8,5

8,0-7,5

7,0-6,5

6,0-5,5

5,0-4,5

4,0-3,5

3,0-2,5

2,0-1,5

1,0-0,5

Бег  20  м.сек.

3,4-3,5

3,6-3,7

3,8

3,9

4,0

4,1-4,2

4,3-4,4

4,5-4,6

4,7

Прыжок в длину  с места  см.

1,95-1,90

1,85-1,80

1,75

1,70-1,65

1,60-1,55

1,50

1,45

1,40

Поднятие ног в высокий угол на гимн.стенке за 10 сек.

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Подъем разгибом кол.раз

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Мост

15-20

25-30

35-40

45

50

55

60

Напрыгивание  на  возвыш. за 30 сек.

35-34

33-32

31-30

29-28

27-26

25-24

23-22

21-20

19-18

17-16

Три  шпагата ,складка

0,0-0,2

0,3-0,4

0,5-0,8

0,9-1,0

1,1-1,4

1,5-1,8

1,9-2,0

2,1-2,4

2,5-2,8

2,9-3,0

Силой переворот в упор на в/ж

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Промежуточные контрольно-переводные  тесты  по  ОФП  и  СФП для учебно-тренировочных групп (14-16 лет).

Балы         Тесты

10,0-9,5

9,0-8,5

8,0-7,5

7,0-6,5

6,0-5,5

5,0-4,5

4,0-3,5

3,0-2,5

2,0-1,5

1,0-0,5

Бег  20  м.сек.

3,3-3,4

3,5-3,6

3,7

3,8

3,9

4,0-4,1

4,2-4,3

4,4-4,5

4,6

Прыжок в длину  с места  см.

2,00-1,95

1,90-1,85

1,80

1,75-1,70

1,65-1,60

1,55

1,50

1,45

Поднятие ног в высокий угол на гимн.стенке кол. раз за 10 сек.

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Подъем разгибом кол.раз

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Лазание  по  канату  сек.

6,9-7,4

7,9-8,4

8,9-9,4

9,9-10,4

10,9-11,4

11,9-12,4

12,9-13,4

13,9-14,4

14,9-15,4

15,9

Напрыгивание  на  возвыш. за 30 сек.

40-39

38-37

36-35

34-33

32-31

30-29

28-27

26-25

21-20

19-18

Три  шпагата ,складка

0,0-0,1

0,1-0,3

0,3-0,5

0,8-1,0

1,1-1,4

1,5-1,8

1,9-2,0

2,1-2,3

2,4-2,6

2,6-2,7

Силой переворот в упор на в/ж

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Комплекс контрольных упражнений (итоговая аттестация) необходимо принимать для учета и анализа работы, подготовки спортсменок по окончании года обучения. При организации и проведении итоговых аттестаций рекомендуется: осуществлять прием нормативов примерно в одно и тоже время суток.

Гимнастки, проходящие спортивную подготовку, освоившие полный курс за год программы спортивной подготовки допускаются для сдачи итоговой аттестации (комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической и технической подготовки). Оценка показателей общей физической подготовленности и специальной подготовки проводится в соответствии с контрольно-переводными нормативами по спортивной гимнастике в соответствии с периодом обучения. Гимнастки, проходящие спортивную подготовку, успешно сдавшие аттестацию по итогам года переводятся на следующий этап (год) обучения.

 В следствии правильного проведения отбора были достигнуты следующие результаты:

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ОТДЕЛЕНИЯ «СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ» (ДЕВУШКИ 6-7 ЛЕТ)

Баллы

Бег 20 м (с)

Прыжок в длину с места

Подтягивание в висе

(кол. раз)

Шпагат

(баллы)

Мост

(см)

Складка

Отжимание в упоре на брусьях

(кол. раз)

Поднимание ног до прямого угла

(кол. раз)

10.0

3,9

160

13

10

30

10

10

20

9.5

4,0

158

12

9,5

9,5

19

9.0

4,1

155

11

9,0

35

9,0

9

18

8.5

4,2

153

10

8,5

8,5

17

8.0

4,3

150

9

8,0

40

8,0

8

16

7.5

4,4

148

7,5

7,5

15

7.0

4,5

145

8

7,0

45

7,0

7

14

6.5

4,6

143

6,5

6,5

13

6.0

4,7

140

7

6,0

50

6,0

6

12

5.5

4,8

138

5,5

5,5

11

5.0

4,9

135

6

5,0

55

5,0

5

10

4.5

5,0

133

9

4.0

5,1

130

5

4

8

3.5

5,2

128

7

3.0

5,3

125

4

3

6

2.5

5,4

123

5

2.0

5,5

120

3

2

4

1.5

5,6

118

3

1.0

5,7

115

2

1

2

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ОТДЕЛЕНИЯ «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА» (ДЕВУШКИ 8-10 ЛЕТ)

Баллы

Бег 20 м (с)

Прыжок в длину с места

Подъем разгибом на н/ж (кол.раз)

Шпагат

(баллы)

Мост

(см)

Складка

(баллы)

Из виса углом поднимание ног в высок. угол из угла в висе (кол.раз)

Лазание

по

канату

(с)

Силой

переворот в упор на в/ж (кол.раз)

10.0

3,5

200

23

10

25

10

27

6,9

17

9.5

3,7

195

22

9,5

9,5

26

7,4

16

9.0

3,9

190

21

9,0

30

9,0

24

7,9

15

8.5

4,0

185

20

8,5

8,5

23

8,4

14

8.0

4,1

180

19

8,0

35

8,0

21

8,9

13

7.5

4,2

175

18

7,5

7,5

20

9,4

12

7.0

4,3

170

17

7,0

40

7,0

18

9,9

11

6.5

4,4

165

16

6,5

6,5

17

10,4

10

6.0

4,5

160

15

6,0

45

6,0

15

10,9

9

5.5

4,6

155

14

5,5

5,5

14

11,4

8

5.0

4,7

150

11

5,0

50

5,0

12

11,9

7

4.5

4,8

145

10

11

12,4

6

4.0

4,9

140

9

9

12,9

5

3.5

5,0

135

8

8

13,4

4

3.0

5,1

130

7

6

13,9

3

2.5

5,2

125

5

5

14,4

2

2.0

5,3

120

4

3

14,9

1

1.5

5,4

115

3

2

15,4

1.0

5,5

110

2

1

15,9

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ОТДЕЛЕНИЯ «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА»                                     (ДЕВУШКИ 11-13 ЛЕТ)

Баллы

Бег 20 м (с)

Прыжок в длину с места

Подъем разгибом на н/ж (кол.раз)

Шпагат

(баллы)

Мост

(см)

Складка

(баллы)

Из виса углом поднимание ног в высок. угол из угла в висе (кол.раз)

Лазание

по

канату

(с)

Силой

переворот в упор на в/ж (кол.раз)

10.0

3,3

210

20

10

20

10

35

6,2

20

9.5

3,4

205

19

9,5

9,5

34

6,5

19

9.0

3,5

200

18

9,0

25

9,0

33

6,8

18

8.5

3,6

195

17

8,5

8,5

31

7,1

17

8.0

3,7

190

16

8,0

30

8,0

29

7,4

16

7.5

3,8

185

15

7,5

7,5

27

7,7

15

7.0

3,9

180

14

7,0

35

7,0

25

8,0

14

6.5

4,0

175

13

6,5

6,5

23

8,3

13

6.0

4,1

170

12

6,0

40

6,0

21

8,6

12

5.5

4,2

165

11

5,5

5,5

19

8,9

11

5.0

4,3

160

10

5,0

45

5,0

17

9,2

10

4.5

4,4

155

9

15

9,5

9

4.0

4,5

150

8

13

9,8

8

3.5

4,6

145

7

11

10,0

7

3.0

4,7

140

6

9

10,3

6

2.5

4,8

135

5

7

10,6

5

2.0

4,9

130

4

5

10,9

4

1.5

5,0

125

3

3

11,2

3

1.0

5,1

120

2

1

11,5

2

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ОТДЕЛЕНИЯ «СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА» (ДЕВУШКИ 14-16 ЛЕТ)

Баллы

Бег 20 м (с)

Прыжок в длину с места

Подъем разгибом на н/ж (кол. раз)

Шпагат

(баллы)

Мост

(см)

Складка

(баллы)

Из виса углом поднимание ног в высок. угол из угла в висе (кол. раз)

Лазание

по

канату

(с)

Высокий

угол на

бревне (с)

10.0

3,2

240

26

10

15

10

35

5,5

45

9.5

3,3

235

24

9,5

9,5

34

5.8

43

9.0

3,4

230

22

9,0

20

9,0

33

6,1

40

8.5

3,5

225

21

8,5

8,5

31

6,4

38

8.0

3,6

220

20

8,0

25

8,0

29

6,7

35

7.5

3,7

215

19

7,5

7,5

27

7,0

32

7.0

3,8

210

18

7,0

30

7,0

25

7,3

29

6.5

3,9

205

17

6,5

6,5

23

7,6

26

6.0

4,0

200

16

6,0

35

6,0

21

7,9

23

5.5

4,1

195

15

5,5

5,5

19

8,2

20

5.0

4,2

190

14

5,0

40

5,0

17

8,5

17

4.5

4,3

185

13

15

8,8

14

4.0

4,4

180

12

13

9,1

11

3.5

4,5

175

11

11

9,4

8

3.0

4,6

170

10

9

9,7

5

2.5

4,7

165

8

7

10,0

4

2.0

4,8

160

6

5

10,3

2

1.5

4,9

155

5

3

10,6

1

1.0

5,1

150

4

1

10,9

Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Требования по спортивной подготовке

девочки

Этап начальной подготовки

1год

6

8-10

3 юн.р.

2 год

7

8-10

2 юн.р.

3 год

8

8-10

2-1 юн.р.

Тренировочный этап (этап спортивной

специализации)

1 год

9

5-6

1 юн.р.

2 год

10

5-6

3 разряд

3 год

11

5-6

2 разряд

4 год

12

5-6

2-1 разряд

5 год

13

5-6

1 разряд

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов: Учеб. пособие для специалистов гимнастики и родственным ей видам спорта/ Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 328с.

2.        Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие/ Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.

3.        Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов: Учеб. пособие для студентов ин-тов физической культуры/ Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.

4.        Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: Метод. пособие/ А.Д. Викулов, И.М. Бутин– Ярославль: Верхне-Волжское изд-во,1996. – 123 с.

5.        Гимнастика и методика ее преподавания: Учеб. для студентов ин-тов физической культуры/ под ред. Н.К. Меньшикова. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 463 с.

6.        Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов ин-тов физической культуры/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Adema, 2000. – 288 с.

7.        Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 2.: Пособие/ М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982. – 176 с.

8.        Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 3: Пособие/ М.В. Гамезо.. – М.: Просвещение, 1982. – 153 с.

9.        Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: Учеб. пособие/ В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 124 с.

10.        Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для специалистов ДОУ/ А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1985. – 271с.

11.        Куликов Л.М. К развитию теории общей спортивной подготовки:/ Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков. //Теория и практика физической культуры. –  1998. №8 – С. 20-22.

12.        Коц Я.М. Физиология мышечной деятельности: Учеб. пособие/ Я.М. Коц. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 447 с.

13.        Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика:Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Ю.В. Менхин. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 312с.

14.        Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике: Пособие/ Ю.В. Менхин. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 226 с.

15.        Менхин Ю.В. Методические основы физической подготовки гимнастов:/ Ю.В. Менхин// Теория и практика физической культуры. 1997. №6 – С. 26, 39, 40.

16.        Менхин Ю.В. Начала гимнастики: Учеб. пособие для специалистов по гимнастике/ Ю.В. Менхин. – Киев. Здоровье, – 1980. – 272с.

17.        Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. для ф-тов физического воспитания/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 321с.

18.        Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для специалистов физ. культуры/ Л.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 1991. – 450 с.

19.        Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Н.Г. Озолин– М.: Физкультура и спорт, 1970. – 480 с.

20.        Попов В.Б. 1001 упражнение для здоровья и физического развития: Метд. пособие/ В.Б. Попов. – М.: АСТ Астрель, 2002. – 208 с.

21.        Петров В.К. Грация и сила: Метод рекомендации/ В.Б. Попов. – М.: Советский спорт, 1989. – 64 с.

22.        Пузик В.И. Возрастная морфология скелетной мускулатуры человека: Метод. пособие для специалистов/ В.И. Пузик. – М.; Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 224 с.

23.        Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов: Учеб. для специалистов физич. культуры/ В.Н. Платонов. – М.; Физкультура и спорт, 1986. – 286с.

24.        Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для специалистов/ А.В. Петровский. – М.; Просвещение, 1979. – 288 с.

25.        Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности:/ М.А. Рунова.// 2000. №6 – С. 30.

26.        Спортивная гимнастика: Учеб. для ин-тов физической культуры/ Под ред. Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 327 с.

27.        Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. – М.; Физкультура и спорт, 1987. – 336 с.

28.        Солодков А.С. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная: Учеб. для высш. учеб. заведений физич. культуры/ А.С. Солодков Е.Б Сологуб. – М.; Терра-спорт, Олимпия пресс, 2001. – 520 с.

29.        Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: ACADEMA, 2001. – 365 с.

30.        Укран Л.М. Методика тренировки гимнастов: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Л. М. Укран, И.В. Шефер, Л.К. Антонов, В.Б. Коренберг. –  М.: Физкультура и спорт, 1976. – 171с.

31.        Теория и методика гимнастики: Учеб. для фак-тов физ. воспитания/ Под ред.В.И. Филипповича. – М.: Просвещение, 1971. – 448с.

32.        Фомин Н. А. Возрастные основы физического воспитания: Учеб. пособие для специалистов физ. культуры/ Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 176 с.

33.        Филин В.М. Воспитание физических качеств у юных спортсменов: Учеб. пособие для студентов физ. культуры/ В.М. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – С. 63.

34.        Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: ACADEMA, 2002. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по спортивной гимнастике для спортивно - оздоровительной группы - девочки СОСТАВЛЕННАЯ НА ОСНОВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

     Рабочая программа предназначена для практического использования в учреждениях дополнительного образования, спортивных школах. Программа разработана с целью обучения и воспит...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

-особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);-диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, под...

ПМ 1 ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

- особенности спортивного отбора в волейболе(этапы, организация, игровая ориентация, видоваяориентация);- диагностические методики (упражнения, задания,контрольно-педагогические испытания, тесты, подв...

ПМ 01.ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

Особенности спортивного отбора в волейболе...

ПМ 01 ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

-особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);-диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, под...

особенности отбора детей в спортивную гимнастику

Приход человека в спорт начинается с выбора определённого вида спорта и отбора его в спортивную секцию. После этого начинаются тренировки, воспитание человека в коллективе, приспособление к факторам в...