Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
опыты и эксперименты по физкультуре

Федотов Сергей Анатольевич

Пример работы по выявлению и развитию способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

В современной педагогике уже давно поднимается вопрос о необходимости выявления способных учащихся, в том числе в спортивном направлении. Речь идет о способностях, которые являются не врожденными, а формируются в процессе развития. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития юного дарования. Характерная особенность современного периода развития физической культуры — научно обоснованный поиск одаренного ученика, которому по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся предполагает наличие цели. Она состоит в том, чтобы

  1. активизировать меры по  выявлению и развитию  способностей учащихся
  2. поиск спортивно - одаренных детей

      3.   выработка стратегии работы с одаренными учениками в образовательном процессе.

      4.  создание  оптимальных  условий для их развития.

На какие признаки развития ребенка я, как учитель физической культуры, обращаю внимание при выявлении способностей учащихся?

  • На быстрое освоение деятельности и ее выполнение
  • На проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности
  • На  упорство в достижении цели, широту интересов

Для того чтобы ребенок разносторонне проявил свои способности, учителю необходимо выбрать правильные методы работы с детьми. Каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.

  1. У детей  1- 5 классов - это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств  посредством игры. Стараюсь на уроках в этих классах проводить больше подвижных игр с бегом, прыжками, метанием. Участвуя в них, можно развить выносливость, быстроту, меткость и ловкость. Не обойтись  в играх без смекалки, умения ориентироваться на площадке, быстро принимать правильное решение. Игры учат проявлять терпение, правильно относиться к победам и поражениям. Уже на этом этапе  учитель методом наблюдения может  выявить способных к спорту детей.
  2. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы,  турниры, как условие и средство формирования самооценки. Стараюсь  включать   детей в соревнования с   более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками   часть детей   старается брать  на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я  привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.
  3. Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни. В этом возрасте я стараюсь  привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах,  турнирах, днях здоровья, привлекаю  к выступлениям с пропагандой ЗОЖ. Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя, как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов. Примеры творческих работ моих учащихся расположены на сайте «Алые паруса»- проект для одаренных детей .

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/01/22/prezentatsiya-pravila-igry-v-futbole

Важным фактором, влияющим на выявление и развитие   учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Стараюсь    детей    привлекать  не только к регулярным занятиям физической культурой, но и  посещать спортивные секции. В школе действует секция: футбол, плавание.  Для выявления способностей по другим видам спорта приглашаю  учащихся  играть в волейбол, баскетбол во второй половине дня. Уделяю внимание  туристической работе в  школе, так как для проведения ежегодных туристических слетов учащиеся не только должны быть физически хорошо подготовлены, но и должны уметь пользоваться компасом, ориентироваться на местности, уметь поставить палатки, развести костер , приготовить пищу и т.д. Здесь выявляются не только спортивные способности, но и житейские.

В Заиграевском районе на протяжении многих лет в июне месяце проходит туристический слет, где учащиеся школы совместно с  педагогами   убирают берег  Карасиного озера, а затем проходит  туристический слет, в программе которого различные виды соревнований.  

Для развития  способностей учащихся и поддержания устойчивого интереса к занятиям физической культурой в школе существует система традиционных  ежегодных мероприятий.   В сентябре  и мае проводится первенство школы по кроссу с целью мониторинга физических способностей учащихся. Среди традиционных мероприятий можно назвать следующие: эстафета для 5-11 классов, веселые старты для 2-5 классов, первенство  школы по волейболу для 8-11 классов, первенство школы по баскетболу для 5-11 классов, первенство школы по легкой атлетике для 2-8 классов, соревнования, посвященные  дню памяти воина-афганца  Н.Русина  для 8-11 классов, легкоатлетический пробег к 9 мая,  участие в районной спартакиаде школьников.  Таким образом,  созданная система  развития  способностей учащихся помогает мне  в работе с детьми.

Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам,  два раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.  

Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация  учебного процесса.

  1. Организация учебного процесса.

нетрадиционные уроки:

  • интегрированные уроки. Например: физическая культура и обществознание; 
  • игровые уроки;
  • соревнования;
  • мини-турниры;
  • уроки с использованием технических средств и т.д.
  1. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязиуроков с внеклассной работой по предмету:
  • задание творческого плана;
  • участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах;
  • работа спортивных секций по видам спорта.
  1. Общеразвивающие мероприятия
  • традиционные спортивные соревнования школы
  • предметные недели
  • дни здоровья

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности

Основные этапы отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Смотры конкурсы по видам спорта
  4. Медицинское обследование
  5. Социологическое обследование

2

Углубленная проверка выявленных способностей

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования
  4. Медицинское обследование

3

Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося

  1. Педагогическое наблюдение
  2. Контрольные испытания (тесты)
  3. Соревнования
  4. Медицинское обследование

      5. Анализ динамики развития, устранение недостатков

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так   путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии  способностей. Некоторые варианты тестов    предлагаю ниже.

Определив обучающихся по способностям к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

 На уроках физической культуры применяю личностно – ориентированные технологии, здоровьесберегающую технологию и информационно-коммуникационные технологии обучения, которые помогают  показать учащимся, что физическая культура необходима всем людям, в любой работе, в любой деятельности. Для этого использую  беседы, показываю фильмы, презентации, привожу конкретные примеры.

Важнейшей формой работы   по выявлению   и развитию способностей являются олимпиады  по физической культуре.  Олимпиады  способствуют выявлению   способных  детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности. Учащиеся участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня. Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие физические потребности   ребенка.   Работу по подготовке к олимпиаде школьного и муниципального  уровня провожу в течение всего учебного года. С детьми занимаюсь после уроков: О результативности организации работы с детьми, которые обладают повышенными физическими способностями, следует судить по индивидуальному продвижению  учащихся. Далее привожу пример  таблицы индивидуальных достижений   некоторых учащихся.   Такой мониторинг веду   на  многих  своих учеников.

Измерения заношу в протокол физического развития учащихся,  учащиеся в свой паспорт здоровья. Использование все время одних и тех же тестов дает возможность сравнивать их динамику в течение всего обучения и в дальнейшей жизни. Этим можно повысить мотивацию детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Хочу привести примеры диагностических карт учащихся, например, на ученика 10 класса, Герасименко Дмитрия, мотивированного на занятия физической культурой. Здесь виден явный прогресс в показателях, который привел его к очень хорошему результату.

Диагностическая карта физического развития ученика  10 класса

Герасименко Дмитрия

Физическое качество

Вид испытания

2017

8 класс

2018

9 класс

2019

10 класс

Быстрота

Бег, 30метров  (сек)

4,7

4,5

4,5

Сила

Прыжок в длину с места  (см)

220

245

245

Подтягивание на высокой перекладине

7

8

12

Гибкость

Наклон вперёд из и. п.- сидя (см)

4

4

5

Ловкость

Челночный бег 3 по10м (сек).

8,0

7,5

7,4

Выносливость

Бег, 1000метров (мин).

3.45

3.32

3,29

Состояние здоровья

Здоров

Хронические заболевания

Заболеваний нет

  • Он является членом сборной школы по баскетболу, волейболу
  • Призер в соревнованиях по туризму и «Школа безопасности»
  • Победитель Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре на муниципальном уровне
  • Участник республиканской олимпиады -  2018 г.

Диагностическая карта физического развития ученицы  11 класса

Нечаевой Марины

класс

30 м/сек

Прыжок с места (см)

3*10 сек

60 м/ сек

1000 м/сек

5 кл

5.9

140

9.4

11.1

5.14

6 кл

5.6

150

9.5

10.7

4.47

7 кл

5.1

166

9.3

9.6

4.15

8 кл

5.2

168

9.1

9.5

4.03

9кл

5.1

170

8.8

9.2

4.01

10 кл

4.9

178

8.5

8.2

3.42

11 кл

4.9

180

8.5

8.1

3.38

  • Она является членом сборной школы по баскетболу
  • Член сборной школы по туризму
  • Призер Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре на муниципальном уровне 2017 г. – 3 место
  • Призер Всероссийской Олимпиады школьников по физической культуре на муниципальном уровне 2018 г. – 3 место

Диагностическая карта физического развития ученика  11 класса

Лысенко Владлена

класс

30 м/сек

Прыжок с места (см)

3*10 сек

60 м/ сек

1000 м/сек

6 кл

5.1

170

8.6

9.9

4.12

7 кл

4.9

174

7.9

9.6

3.56

8 кл

4.8

197

7.5

9.3

3.51

9кл

4.8

200

7.4

8.8

3.43

10 кл

4.6

225

7.3

8.2

3.39

11 кл

4.4

236

7.2

7.6

3.26

  • Он является членом сборной школы по спортивному ориентированию.
  • Член сборной школы по футболу 2001-2002 г.р.
  • 2017 г - Новобрянская сош  в районных соревнованиях по футболу заняла -2 место
  • 2018 г - Новобрянская сош  в районных соревнованиях по футболу заняла -2 место
  • 2016 г - кросс 2 км.  Время 7.5700 – присвоен 3 юношеский разряд.
  • 2017 г. – кросс 2 км. Время 7.3800- присвоен 2 юношеский разряд

Считаю, что мониторинг физической подготовленности учащихся важен для педагогической деятельности. Он   способствует грамотному планированию учебно-воспитательного процесса, является эффективным  средством стимулирования физического совершенствования  и оздоровления  обучающихся. 

Список литературы:

  1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. Психология одаренности детей и подростков. — М., 1996. — 332 с.  

2. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. — 1995. — № 4. — С. 73.  

3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. — М.: Физкультура и спорт,1983. — 176 с

4. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. — 2003. — № 6. — с. 27—32.

5. Пустовалова В.В. « Работа с одарѐнными детьми». Инновационный проект подготовки к этапам олимпиады. Департамент образования Администрации. — Томск, 2007. — 19 с.  

6. Семенова Г.И. « Спортивная ориентация и отбор» — Тобольск: ТГПИ им. Менделеева, 2002. — 29 с.

 7. Шумакова Н.Б. «Одарѐнный ребѐнок. Особенности обучения»: пособие для учителя. — М., 2008. — 240 с.