Шахматные фигуры
план-конспект по физкультуре

Чернышов Дмитрий Иванович

План-конспект занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению по теме "Шахматные фигуры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx87.43 КБ

Предварительный просмотр:

«ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ» 

план – конспект  урока  №4

по программе И.Г. Сухина

«Шахматы – школе»

Тема: «Шахматные фигуры»

Цель:  познакомить детей с шахматными фигурами, различными видами шахматных фигур.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
  • развитие логического, тактического и стратегического и творческого мышления учащихся.

Регулятивные УУД:

  • способность определять и формулировать цель деятельности  с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану,
  • умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.

Познавательные УУД:

  • умение давать анализ своих действий во время игры в шахматы, делать выводы в результате игры,
  • формирование понятия об игровых возможностях шахматных фигур, нахождение выигрышных ходов.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, работа в команде,
  • умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Методы: наглядный, эвристический, словесный.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками,  экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, разнообразные виды наборов фигур, по одной книге на парту И.Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», простые карандаши.

  1. Организационный момент.

Цель этапа: Эмоциональный настрой к познавательной деятельности.

Здравствуйте ребята! На прошлых уроках мы с вами узнали много нового и интересного из волшебного мира шахмат. Вы готовы продолжить

  1. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы.

- И, так, друзья, в путь!

На свете есть забавная волшебная игра,

В неё с утра до вечера играет детвора.
Там мчатся кони резвые, трубят поход слоны.
И клетки чёрно – белые чудес и тайн полны.

-Что же это за страна? (Шахматы).

- Продолжаем наше путешествие в «Шахматную Страну», но перед этим повторим какие тайны этой страны мы открыли на предыдущем занятии.

-Где находится «Шахматная страна»? (На шахматной доске)

- Что больше поле или шахматная доска? Как называются дорожки на шахматной доске? (Горизонталь, вертикаль, диагональ)

-Раскройте эти понятия. (Ответы детей)

-Положите перед собой шахматную доску.

-У доски есть один секрет. Кто его знает? (Доска должна лежать так, чтобы правое

нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля была цифра 1).

- Покажите на доске горизонталь, вертикаль, самую длинную белую диагональ и самую длинную черную диагональ.

В поле много есть дорожек.

Будь и смел, и осторожен.

Вверх пойдешь – по ВЕРТИКАЛИ,

Вправо – по ГОРИЗОНТАЛИ.

А с угла на угол, вдаль нас ведет ДИАГОНАЛЬ.

-Итак, проверим, кто самый внимательный. Для этого проведем блиц-опрос:

  1. Как называют людей, играющих в шахматы? (Партнеры, противники.)
  2. Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)
  3. Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)
  4. Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)
  5. Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)
  6. Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)
  7. Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)
  8. Сколько полей в каждой вертикали? (8.)
  9. Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)
  10. Сколько на шахматной доске всех полей? (64.)

-Чтобы в шахматы играть, надо все законы знать:

Как поставить доску нам, по каким ходить полям…

  1. Введение в тему урока. Постановка проблемы.

Цель этапа: умение определять и формулировать тему и цель деятельности.

- Как зовут воинов «Шахматной Армии»? (шахматные фигуры)

-Названия каких фигур вы уже знаете? Что можете о них рассказать?

  1. Открытие новых знаний.

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Итак, давайте начнем. В шахматы играют специальными шахматными фигурами. На шахматной доске соперничают две армии шахматных фигур. Один из шахматистов командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой командует армией темных фигур. Это ЧЁРНЫЕ.

Я буду показывать вам шахматную фигуру, а вы будете находить их у себя.

В шахматном войске, самый главный, это, конечно же, кто? (король). Правильно, Король.

ЗАПОМНИ: ОСНОВНУЮ РОЛЬ

ИГРАЕТ В ШАХМАТАХ КОРОЛЬ.

КОРОЛЬ БЕСЦЕНЕН – ТАК И ЗНАЙ.

ПОГИБ КОРОЛЬ – ИГРУ ТЫ СДАЙ!

В каждом войске королей по одному – один белый, один чёрный. Король руководит сражением, и он должен находиться в самом безопасном месте под надежной охраной своих телохранителей.

Верным защитником короля является Ферзь.

САМЫЙ СИЛЬНЫЙ – ЭТО ФЕРЗЬ,

НА НЕГО ТЫ ЗРЯ НЕ ЛЕЗЬ.


В каждом войске по одному ферзю. Он может передвигаться, как две фигуры сразу: ладья и слон–по горизонталям и вертикалям и по диагоналям. Чтобы проще запомнить, куда поставить ферзей придумали правило:
«ферзь любит свой цвет» - то есть в начале партии белый ферзь стоит на белом поле, а черный на черном поле (приводится изображение начальной позиции).

Следующая фигура – Ладья.

ЭТА БАШНЯ БОЕВАЯ

ФЛАНГИ ВОЙСКА ОХРАНЯЕТ.

ШАГ ТЯЖЕЛЫЙ У ЛАДЬИ,

В БОЙ ЕЕ СКОРЕЙ ВВОДИ.

Посмотрите сколько ладей в каждом войске? ( по две).

В шахматах один из участников сражения – Слон.

ОН НА СЛОНА ПОХОЖ ЕДВА ЛИ,

ХОТЯ ЗОВЕМ ЕГО МЫ – СЛОН.

И ОДНОЦВЕТНОЙ СВОЕЙ АРМИИ

ВСЕГДА КАК РЫЦАРЬ, ВЕРЕН ОН.

Найдите сколько слонов в каждой армии? (два слона).

Молодцы! Верно.

А как называется эта фигура? (учащимся показывается конь). (Да, это конь).

Верно. Эта фигура так и называется конь. Слон и конь примерно равны по силе. Это очень подвижная, коварная фигура. Его стремительные, неожиданные, лихие ходы -наскоки весьма опасны для противника.

КОНЯ ГОРЯЧЕГО ЛИШЬ ТРОНЬ,

ОН ВВЕРХ ВЗОВЬЕТСЯ, КАК ОГОНЬ.

КОГДА ВАЖНЕЕ СИЛЫ СМЕТКА,

ЗОВИ КОНЯ ПОРОДЫ РЕДКИХ

Шахматных коней у противников тоже по два.

А вот это пешка.

ПЕШКА, МАЛЕНЬКИЙ СОЛДАТ,

ЛИШЬ КОМАНДЫ ЖДЕТ,

ЧТОБ С КВАДРАТА НА КВАДРАТ

ДВИНУТСЯ ВПЕРЕД.

Найдите и сосчитайте сколько пешек в каждой армии? (по восемь).

Правильно. Они стоят на переднем строю, закрывают своим строем всех больших фигур. И ходят только вперёд и не могут перешагивать сразу через несколько полей. Потому что это солдаты  пехотинцы. Они не должны быстро продвигаться.

Работа с учебником. Шахматы первый год или «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны».

Дети рассматривают учебник на с. 18, там изображены все шахматные фигуры. На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. Рассматривая с. 18 учебника, дети видят эти различия. 

Физминутка.

(Общие упражнения и упражнения для пальцев рук)

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )

  1. Первичное закрепление. Игровая практика.

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Итак, все шахматное войско перед вами. Хорошо ли запомнили этих воинов? Проверим.

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана. В другом варианте игры в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру.

"Угадайка". Словесно опишите какую-нибудь из фигур и предложите ребятам определить ее.

"Запретная фигура". Все фигуры выстроены на столе учителя в один ряд, дети стоят рядом и по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "запретной", которая выбирается заранее. Вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Поиграем – угадаем". Педагог загадывает одну из фигур (или прячет ее в кулаке), а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две фигуры и спрашивает учеников, чем эти фигуры похожи? чем отличаются? (Цветом, формой.)  

  1. Применение знаний и способов действий.

Цель этапа: привести новый материал, пройденный материал и игровую практику в единую систему для нахождения пути решения для поставленной задачи.

  1. Игра "Сложи фигуру” (работа в парах)

Задание: выложить из отдельных фрагментов (6-9 разрезанных частей) шахматную фигуру и назвать ее.

2. Задание «Найди имя» (работа в группах)

- Соедините стрелками на карточках название фигуры и ее графическое изображение. (Проверка результатов)

hello_html_76877ec0.png

3. Задание «Шахматный кроссворд» (работы в группах).

Впишите в свободные клеточки названия шахматных фигур.

hello_html_m63ca16e4.png

  1. Нарисовать в тетрадях понравившуюся фигуру.

Подведение итогов, рефлексия.

Цель этапа: Умение анализировать свою деятельность и делать выводы.

  • Молодцы ребята, хорошо поработали. Скажите, что же нового вы узнали сегодня на уроке? (ответы ребят)
  • Какая фигура похожа на лошадь? На башню? (Конь. Ладья).
  • Какая фигура выше: ферзь или король? (Король).
  • Какая фигура ниже: слон или пешка? (Пешка).
  • Что такое белые? Черные? (Армия светлых фигур. Армия темных фигур).
  • Какие фигуры спрятались в словах: коньки, заслонка, спешка, оладьи? (Конь, слон, пешка, ладьи).
  • У какого слона нет хобота? (У шахматного).
  • Какой король не умеет говорить? (Шахматный).
  • Что это за чудо клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (Шахматное поле).
  • Молодцы ребята, до свидания.

Литература

1. И.Г. Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин  И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны.  Рабочая тетрадь   -  Обнинск: Духовное возрождение, 2012.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ходы шахматных фигур

"Удивительные приключения в Шахматной стране"...

Ходы шахматных фигур

Шахматная доска Шахматные фигуры Король, Ферзь,конь,слон, ладья, пешка....

Знакомство с шахматной фигурой- пешка. (1 класс)

Презентация подготовлена для учащихся 1-го класса и позволяет провести урок в увлекательной форме . Тем самым сделать серьезное занятие для ребенка занимательным. предложенный материал позволяет повто...

Открытое занятие шахматного кружка«Шахматная фигура Ферзь»

Данное занятие разработано для обучения игре в шахматы детей 7 – 15 лет. В доступной игровой форме происходит знакомство с одной из шахматных фигур – ферзём. С помощью разнообразных форм работы (индив...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»

Закрепление пройденных тем: названия шахматных фигур, названия горизонтальных и вертикальных линий, диагоналей;На практике закрепляются названия фигур, их свойства;Воспитание интереса к шахматам, прив...

Задачи про шахматные фигуры

В материале предложены интересные задачи про шахматные фигуры для маленьких обучающихся...