Игры и развлечения на воде
методическая разработка по физкультуре

Хайдарова Елена Владимировна

Широко известный метод физического воспитания - ИГРОВОЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры и развлечения на воде 81 КБ

Предварительный просмотр:

                

Предисловие.

        Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке. Реализовать возможности этого эффективного метода во многом удается с помощью применяемых в плавании игр и развлечений, которые позволяют успешно не только решить специально поставленные задачи, но и избежать известного в плавании негативного явления - монотонии: она не редко становится причиной прекращения занятий спортивной тренировочной начинающими и даже более опытными спортсменами. Игры и развлечения, как правило, сопровождаются высоким уровнем положительных эмоции, а это – залог успешного обучения. С помощью игр можно задавать нагрузку, контролировать соответствие нагрузки подготовленности занимающихся. Игры и развлечения способствуют проявлению участниками активности, самостоятельности, инициативы,  проявлению морально – волевых качеств, так необходимых спортсмену – пловцу, воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы.

            Игры и развлечения на воде используются в работе не только с новичками, но и с квалифицированными спортсменами.

Выбор игры зависит от педагогических задач обучения.

            При организации игр и развлечений обязательно учитывают условия их проведения (глубину и температуру воды, состояния дна, наличие оборудования, инвентарь и т. д.), количество участников, их возраст, общую и специальную подготовленность.

            Педагогу всегда следует помнить о технике безопасности на воде. Необходимо четко установить условия игры, ее правила, результат, продумать содержание. Во время проведения игры нужно тщательно следить за выполнением правил, строго наказывать за нарушения условий игры.

            Педагог должен осуществлять постоянный контроль над играющими и быть готовым оказать в случае необходимости помощь, для чего выбирает удобное место для руководства игрой и наблюдения всеми детьми.

            Объяснение игры и ее разучивание рекомендуется проводить сперва на суше. При этом ребятам надо сообщить название игры, кратко изложить ее содержание и правила. После этого проводить игру в воде.

        При организации игры следует познакомить детей:

  • с содержанием игры;
  • с правилами;
  • с характером выявления победителя.

            Успешному проведению игры помогает непосредственное участие помощников и инструкторов. Желательно, чтобы в такой роли побывал каждый ребенок: это формирует сознательное отношение к игре и активность детей.

            Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и заключительной частях тренировки. Продолжительность игры зависит от ее содержания, задач, стоящих перед занятием, возраста и подготовленности участников, их эмоционального состояния и степени утомления.

        Остается добавить, что приведенные ниже игры эффективны, если они удачно включаются в тренировочный процесс.

1.1. Игры для ознакомления со свойствами воды.

ЗАДАЧИ: а) быстрее освоится с водой, «снять» чувство страха перед непривычной средой;

                  б) ознакомится новыми температурными условиями, а также плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;

                  в) научится опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями - ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что необходимо в дальнейшем для овладения эффективным гребком руками и ногами.

«Море волнуется».

ЗАДАЧА ИГРЫ: Помочь детям освоится на воде, познакомиться с ее сопротивлением и плотностью.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: дети стоят в шеренгу по одному. По команде «Море волнуется!» они расходятся в любом направлении, выполняя произвольные гребковые движения руками, помогающие передвижению в воде: «ветер разогнал их в разные стороны». Когда преподаватель произносит: «ветер стух, море успокоилось!», дети должны занять свои места в шеренги.

ПРАВИЛА: Преподаватель говорит: «Раз, два, три - вот на место встали мы». Не нашедший за это время своего места в шеренги  отмечается как невнимательный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Пространство, на которое «расплываются лодки», должно быть ограничено. Между первой (предварительной) и второй (исполнительной) командами ведущего игру необходимо выдерживать небольшую паузу, чтобы дети могли остановиться, переменить направление движения и устремится к «причалу».    

«Волна на море».

ЗАДАЧА ИГРЫ: Помочь детям руками почувствовать сопротивление воды.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотам туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону – образуются волны. Движения продолжаются беспрерывно то в одну, то в другую сторону.

ПРАВИЛА: нельзя опускать руки глубоко в воду.

МЕТАДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: для одновременности выполнения упражнения дети в слух приговаривают: «У – ух, у – ух».

«Кто выше».

ЗАДАЧА ИГРЫ: Освоение с водой, ознакомление со специфичными особенностями водной среды, овладение умением применять наиболее обтекаемое положение тела.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: группа детей стоит в воде, повернувшись лицом к преподавателю. По команде преподавателя ребята приседают и отталкнувшися ногами от дна, а руками от воды, выпрыгивают (как можно выше) из воды. Обычно выполнять нужно 5-6 попыток. После каждого прыжка объявлять победителей и два призера.

МЕТАДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: обязательно, объявлять, причину успеха победителей – умение, напрягать, мышцы тела и вытягиваться в струнку, применяя наиболее обтекаемое положение. Первые прыжки можно выполнять с произвольным положением рук, последующие -  одновременно с толчком ногами поднимать руки вверх.

«Поймай воду».

ЗАДАЧА ИГРЫ: Приучить детей во время контакта с водой держать пальцы вместе, что необходимо для эффективного гребка рукой в плавании.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: играющие стоят на дне в шеренге или в кругу. По сигналу преподавателя «Поймай воду» играющие опускают руки в воду, соединяют кисти рук и, зачерпнув воду, поднимают руки с водой над поверхностью. Преподаватель смотрит, кто больше набрал воды, у кого вытекает вода из рук и т. д.  

МЕТАДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: При выполнении упражнения обязательно напоминать детям, что «поймать воду» можно только ладонью с плотно сжатыми пальцами.

«Караси и карпы».

ЗАДАЧА ИГРЫ: Освоение с водой, воспитание умения передвигается в воде, не боятся брызг.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Две равные шеренги играющих становятся спиной к друг другой расстоянии 1метра. Игроки одной шеренги – «Караси», другой – «Карпы». Как только ведущий игру произнес «Караси», шеренга «Карасей» стремится, как модно быстрее достичь условной зоны. Одновременно «Карпы» поворачиваются, стараются догнать «Карасей» и дотронутся до них рукой. Осаленные таким образом, «Караси» останавливаются. По сигналу ведущего все возвращаются на свои места, и игра начинается сначала.  

2.1. Игры на погружение в воду с головой

«Кто быстрее спрячется под водой»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Освоение с водой. Ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играющие стоят лицом к ведущему и по его сигналу быстро приседают так, чтобы голова скрылась под водой.

Второй вариант – «СЯЛЬ НА ДНО». По команде ведущего ребята пытаются сесть на дно и погружаются головой в воду.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Перед погружением под воду необходимо сделать глубокий вдох и задержать дыхание на вдохе. Это помогает почувствовать подъемную силу воды, а также убедиться в том, что сесть на дно практически невозможно.

«Умывание»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Научить детей открывать глаза в воде.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играющие стоят лицом к ведущему и по его сигналу «умываются»: зачерпнув ладонями воду. Брызгают ее себе на  лицо.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Когда вода стекает по лицу, ни в коем случае не надо закрывать глаза. Ведущий дает детям указание: «Все, кто «умывается», смотрят на меня». Обязательно отметить тех, кто хорошо «умывается», а также тех. Кому нужно «умываться» лучше.

«До пяти»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Дальнейшее освоение с водой, привыкание к более продолжительному пребыванию под водой.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: По команде ведущего играющие делают глубокий вдох и погружаются под воду. Ведущий громко считает до пяти. Те, кто вынырнет раньше времени. Становятся на одну сторону бассейна (проигравшие); те, кто продержится под водой до счета пять, - на другую сторону (победители).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:  После того как играющие выпрямятся и появятся над водой, ведущий дает им указания не вытирать глаза и лицо руками.

«Морской бой»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Научить детей не боятся брызг. Попадающих в лицо, и не закрывать глаза.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: две команды играющих встают в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 1 м. По сигналу обе шеренги начинают брызгать водой друг другу в лицо. Выигрывает команда, игроки которой не поворачиваются к брызгам спиной и не закрывают глаза.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Обе шеренги стоят боком к ведущему игру. Шеренги не сближаются и не касаются друг друга руками.

«Водолазы»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Совершенствование навыков ныряния и открывание глаз в воде.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играющие достают со дна какой-либо яркий предмет, заранее брошенный туда.

Второй вариант. Играющие разделяются на две команды с равным количеством участников. По команде ведущего они собирают со дна предметы. Ныряя в воду с открытыми глазами. Выигрывает команда. Участники которой собрали все предметы за меньший  промежуток времени.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Число брошенных на дно предметов должно соответствовать количеству «водолазов». Поэтому ныряющие могут быть разделены на две. Три или четыре команды.

«Брод»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Совершенствование навыков ныряния и открывание глаз в воде.

ОПИСАНИЕИГРЫ: Играющие стоят в одной или двух колоннах по одному. Поочередно они передвигаются по дну по заданному ориентиру. Чтобы не сбиться с пути. Играющие часто ныряют и открывают глаза в воде. Разглядывая лежащие на дне ориентиры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Место, где проводится игра, должно быть огорожено.

3.1. Игры на всплывание и лежание на воде

«Поплавок»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: ознакомление с подъемной силой воды, ощущение состояния невесомости.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: играющие, сделав глубокий вдох и задержав дыхание. Приседают и , обхватив колени руками, всплывают на поверхность. В этом положении каждый «поплавок» старается продержаться на воде до счета десять.

Соревнуются две команды или отдельные занимающиеся на качество выполнения упражнения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Перед выполнением упражнения все играющие по команде ведущего делают глубокий вдох и задерживают дыхание на вдохе.

«Медуза»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Те же, что и в предыдущей игре.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: играющие по команде ведущего. Сделав глубокий вдох и задержав дыхание. Приседают под воду и , наклонившись вперед всплывают на поверхность. Тело согнуто в пояснице. Руки и ноги полусогнуты и расслабленно опущены вниз.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: так же, как и в предыдущей игре. После всплывания на поверхность все играющие считают в уме до десяти.

«Кто сделает»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Совершенствование равновесия, умения свободно. Без движений, лежать на поверхности воды.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: сделав глубокий вдох и задержав дыхание. Играющие осторожно ложатся на воду в положении на спине: руки и ноги разведены в стороны, голова слегка откинута назад.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: перед выполнением упражнения инструктор объясняет, что на воде нужно лежать в положении на спине. А не сидеть. Это возможно только при условии, если не сгибаться в тазобедренных суставах и не сгибаться в пояснице.

«Винт»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Совершенствование умения произвольно изменять положение тела в воде.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играющие по команде ведущего ложатся на воду в положении на спине. Затем. В зависимости от дальнейшей команды, поворачиваются на бок , на грудь, снова на спину и т.д. Выигрывает участник или несколько участников, умеющих лучше других изменять положение тела в воде.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: при выполнении поворотов дать указание играющим помогать себе гребковыми движениями рук.

«Слушай сигнал»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Совершенствование навыка всплывания и лежания на воде.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играющие соревнуются в правильном выполнении упражнений «поплавок», «медуза», лежание на спине, на груди, «винт». Каждое упражнение выполняется под соответствующие сигналы, о значении которых необходимо договориться с занимающимися до начала игры.

Второй вариант. Играют две команды, равные по силам. Выигрывает команда. Совершившая меньшее количество ошибок.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: условные сигналы должны быть короткими и выразительными. Перед подачей очередного сигнала должен быть промежуток времени. Достаточный для отдыха.

4.1. Игры с выдохом в воду

«У кого больше пузырей»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Совершенствование навыка выдоха в воду.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: По команде ведущего играющие погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный выдох через рот. Выигрывает тот участник. У которого больше пузырей. То есть сделавший продолжительный и непрерывный выдох в воду.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Напомнить играющим, что перед погружением в воду нужно обязательно сделать вдох.

«Фонтаны»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Совершенствование ритма дыхания при выполнении вдоха и выдоха в воду.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играющие встают в круг и по команде ведущего – короткий «вдох» и продолжительный «вы-ы-ы-дох» - выполняют 5. 10, 20 или другое количество поочередных вдохов и выдохов в воду. Участники могут держаться за руки. Побеждает тот, чей «фонтан» бьет сильнее.

Второй вариант. Игра проводится как соревнование между двумя командами. Выигрывает команда, все участники которой выполняют продолжительные и непрерывные выдохи в воду, то есть чьи «фонтаны» бьют лучше.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Ведущий, объясняя правила игры, подчеркивает. Что преимущество имеет тот «фонтан», у которого сильно бьет каждая струя (то есть каждый участник умеет делать выдох в воду).

5.1. Игры со скольжением и плаванием

«Кто дольше проскользит»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Освоение обтекаемого положения тела, умения тянуться вперед, равновесия.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играющие встают в одну шеренгу и по команде ведущего выполняют скольжение сначала на груди, затем на спине.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Скольжение на груди выполняется с вытянутыми вперед руками. Скольжение на спине сначала выполняется в положении рук вдоль тела. Затем руками, вытянутыми вперед. Скольжение выполняется в сторону мелкого места.

«Торпеды»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Совершенствование положения тела при плавании, техники движений ногами кролем.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играющие встают в шеренгу и по команде ведущего выполняют скольжение на груди с движением ногами кролем. Затем то же повторяют на спине. Выигрывает проплывший большее расстояние.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Упражнение выполняется только в сторону мелкого места.

«Кто победит»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Совершенствование техники плавания.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Играющие по команде ведущего соревнуются в проплывании определенной дистанции – 10, 15, 20 м, в зависимости от подготовленности. Выигрывает приплывший первым.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Плавание осуществляется любым способом: кролем на груди, на спине, брассом, при помощи рук и ног с доской или без доски и т.д.

«Эстафета»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Совершенствование техники плавания, умение бороться за победу.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: В игре участвуют две равные по силам команды. Занимающиеся могут плыть при помощи движений ногами или руками и в полной координации – в зависимости от подготовленности. Если играющие освоили спортивные способы плавания, можно провести комбинированные эстафеты. Где участники плывут в полной координации кролем на груди, на спине. Брасом или при помощи движений ногами.

«Салки»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Дальнейшее совершенствование техники плавания.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: один из играющих – «салка» - старается догнать и дотронуться до кого- либо из плавающих товарищей. Тот до кого дотронулись, становиться «салкой».

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Игра проводится на глубоком месте, чтобы участники плавали, не касаясь ногами дна.

6.1. Игры с элементами прикладного плавания

«С донесением вплавь»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Освоение навыков прикладного плавания.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: По сигналу ведущего играющие плывут любым способом, держа в руке над водой сухую шапочку или другой предмет. Соревнование проводится на определенное расстояние. Выигрывает участник, не замочивший «донесение» и приплывшим первым.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Заплыв проводится на расстояние 20-25 м . предварительно участников знакомят с техникой прикладного плавания: на боку, брассом на спине и другими вариантами плавания с помощью движений ногами и гребковых движений одной рукой.

«Найти трассу»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Совершенствование навыков ныряния и ориентирования под водой.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: По команде ведущего двое участников выполняют старт и плывут под водой 15-20 м. на дно брошены яркие предметы, поэтому участники легко могут найти трассу, открыв глаза в воде.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Игра проводится в бассейне или в водоеме с прозрачной водой и ровным, чистым дном.

«Достань пострадавшего»

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Воспитание навыков ныряния и спасения  тонущих.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: на глубоком месте (до 2 м ) на дно опускают полотенце или майку с грузом – «пострадавшим». Играющие по очереди ныряют за «пострадавшим» и поднимают его на поверхность воды.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Нырять в глубину разрешается только по одному участнику. Все играющие должны уметь хорошо плавать.

Заключение

 

        Игровой метод широко известен в физическом воспитании и спортивной тренировке. Реализовать возможности этого эффективного метода во многом удается с помощью применяемых в плавании игр и развлечений, которые позволяют успешно не только решить специально поставленные задачи, но и избежать известного в плавании негативного влияния – монотонии: она нередко становится причиной прекращения занятий спортивной тренировкой начинающими и даже более опытными спортсменами. Игры и развлечения, как правило. Сопровождаются высоким уровнем положительных эмоций, а это – залог успешного обучения. С помощью игр можно задавать нагрузку, контролировать соответствие нагрузки подготовленности занимающихся. Игры и развлечения способствуют проявлению участниками активности, самостоятельности, проявлению высоких морально-волевых качеств, так необходимых спортсмену-пловцу, воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы.

        Игры и развлечения на воде используются в работе не только с новичками. Но и с квалифицированными спортсменами.

        При организации игры следует познакомить детей:

  • с содержанием игры;
  • с правилами;
  • с характером выявления победителя.

         Успешному проведению игр помогает непосредственное участие помощников и инструкторов. Желательно, чтобы в такой роли побывал каждый ребенок: это формирует сознательное отношение к игре и активность детей.

        Выбор игры зависит от педагогических задач обучения.

        При организации игр и развлечений обязательно учитывают условия их проведения (глубину и температуру воды, состояние дна, наличие оборудования, инвентаря и т.д.), количество участников, их возраст, общую и специальную подготовленность.

        Педагогу всегда следует помнить о технике безопасности на воде. Необходимо четко установить условия игры, ее правила, результат, продумать содержание. Во время проведения игр нужно тщательно следить за выполнение правил, строго наказывать за нарушения условий игры.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры и развлечения в школе

Игра    - это жизненная лаборатория детст-ва,    дающая тот аромат, ту атмосферу мо-...

Игры и развлечения как средство музыкального воспитания младших школьников с нарушением слуха

Игры и развлечения  как средство музыкального воспитания младших школьников  с нарушением слуха...

Игры и развлечения для вечера отдыха

Представленный материал содержит описание игр и конкурсов, которые могут быть проведены для учеников средних и старших классов на классных вечерах отдыха...

Игры и развлечения для детей дошкольного возраста с ОНР учителя-логопеда Судаковой Н.Д. ГБОУ СОШ №1265, дошкольное отделение №3.

В статье обоснована необходимость использования игр и развлечений в коррекционной работе с детьми-дошкольниками с ОНР, представлены разнообразные игры по разным разделам программы , дан образец досуга...

игры и конкурсы на воде и с водой

В преддверии старинного русского праздника Ильин день я провожу со своими воспитанниками беседу об истории праздника, традициях и обычаях, в которые свято верил наш народ. Заканчиваем праздник играми ...

Развлечение на природе "Зимние игры и развлечения с Бабушкой-Забавушкой"

Развлечение с детьми  и родителями средней группы  от 4 до 5 лет  . Цель : Познакомить  детей с русскими народными играми и развлечениями в зимнюю пору, прививать интнрес и любовь ...

Игры и развлечения на воде

Для чего нужны игры воспитанникам секции спортивного плавания?Небольшой перечень игр и развлечений на воде....