«Влияние Физической Культуры и Спорта на формирование личной физической культуры школьника».
учебно-методический материал по физкультуре

Вечтомов Андрей Павлович

Название                                                                                        стр

Введение                                                                                        3

Актуальность проблемы                                                               3

Цель исследования                                                                        3

Объект исследования                                                                    3

Предмет исследования                                                                           3

Гипотеза исследования                                                                 3

Задачи исследования                                                                     4

Методы исследования                                                                            4

Глава 1. Исследование состояния вопрос

по литературным источникам                                                      5

Глава 2. Исследовательская деятельность.

Выявление внутренней мотивации учащихся

Усть – Сарапульской школы за 2009 – 2010 учебный год.                 14

Выводы                                                                                          20

Литература                                                                                    21

Приложение                                                                                   22                                 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство Образования Российской Федерации

МОУ Усть – Сарапульская основная общеобразовательная школа им. В.И. Агашина.

Реферат

на тему:

«Влияние Физической Культуры и Спорта на формирование личной физической культуры школьника».

Выполнил:  Вечтомов А.П.

учитель физической культуры, второй категории.

Усть – Сарапульска 2010 г.

Содержание

Название                                                                                 стр

Введение                                                                                  3

Актуальность проблемы                                                        3

Цель исследования                                                                3

Объект исследования                                                                3

Предмет исследования                                                                3

Гипотеза исследования                                                         3

Задачи исследования                                                                 4

Методы исследования                                                                 4

Глава 1. Исследование состояния вопрос

по литературным источникам                                                5

Глава 2. Исследовательская деятельность.

Выявление внутренней мотивации учащихся

Усть – Сарапульской школы за 2009 – 2010 учебный год.                14

Выводы                                                                                 20

Литература                                                                         21

Приложение                                                                         22                                

Введение.

Актуальность проблемы воспитания личной физической культуры у подрастающего поколения очевидна. Об этом говорят и интенсивные научные поиски в этом направлении, которые стали проводиться в последние годы [1, 2, 3, 4, 5, 6 и др.]. Однако педагогическая наука и практика по-прежнему нуждаются в методологических и концептуальных исследованиях этой проблемы. Анализ научной и методической литературы по проблемам физического и физкультурного воспитания показал, что проблема личной физической культуры в современной науке базируется на содержательных характеристиках физической культуры общества и раскрывается с позиций более высокого уровня теории культуры. В специальной литературе "культурой" называют как определенные виды деятельности человека (общества), так и средства и методы, созданные в обществе, а также ее результаты, представляющие ценность для личности и общества. Человек по отношению к культуре представляется как ее носитель, потребитель, созидатель [5,6].Основным принципом физического воспитания является единство интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов. Поэтому с глобальной точки зрения, роль физической культуры в развитии современного общества связана не только с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и с формированием многогранной личности.

Цель исследования. Обобщить теоретический материал по проблеме воздействия физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников.

Объект исследования – воспитание личной физической культуры школьника.

Предмет исследования: влияние физической культуры и спорта на формирование личной физической культуры школьников.

Гипотеза исследования: предполагается, что благодаря ответственному отношению к урокам физической культуры, позволит эффективно формировать личную физическую культуру современного школьника.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Исследовать состояние вопроса по литературным источникам
  1. Выявить отношение к занятиям физической культуры опросом у школьников с 3 – 9 класс.
  2. На основе опроса выбрать и разделить учеников по группам: экспериментальная и контрольная.
  3. Проанализировать экспериментальную и контрольную группы на успеваемость, группу здоровья, уровень физического развития, пропущенные уроки по состоянию здоровья, пропущенные уроки физической культуры.

Методы нашего исследования :

  • метод изучения и анализ литературных источников,
  • Анкетирование школьников с 3 – 9 класс.
  • Мониторинг успеваемости.    


Глава 1. Исследование состояния вопроса по литературным источникам

  1. Проблема воспитания личной физической культуры у школьников

"Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе" [10].

Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человек.

Физическая культура личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно - спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье. [15]

Физическая культура представляет собой один из основных видов собственно человеческой культуры, специфика которого заключается главным образом в том, что этот вид культуры профилирован в направлении, приводящем к оптимизации физического состояния и развития индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями. [16]  ( Смотри ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 ТАБЛИЦА)

При множестве зачастую противоречивых взглядов на культуру наиболее интегративными признаются [11] следующие концепции:

а) концепция культуры, основанная на раскрытии процесса культурного развития;

б) концепция, акцентирующая внимание на духовном производстве;

в) подход к культуре, основанный на сознательной организации и управлении поведением и жизнедеятельностью людей.

В современной литературе освещаются различные подходы к выявлению и сущности, и компонентного состава физической культуры. Отмечается [6], что физическая культура связывается:

1) с деятельностью, направленной на физическое совершенствование человека;

2) с совокупностью интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующейся на развитии физических качеств, с формами ее организации (компонентами, подсистемами).

Физическая культура рассматривается с деятельной и результативной стороны [13], в единстве предметных и личностных ценностей [7]. Есть попытки сформировать более интегративное представление о сущности физической культуры [6], которое базируется на названных концепциях, синтезирующих односторонние представления о физической культуре в единую системную модель.

Отмечается, что эти концепции согласуются с общим процессом культурного развития. Они устанавливают связь культуры с духовным производством, с преобразованием природной, социальной среды и природы самого человека. Поэтому данные подходы и концепции могут служить основой для изучения разнообразных аспектов физической культуры человека с позиции медико-биологического, педагогического, психологического, социологического, культуроведческого и философского знания.

С позиций методологического подхода основным путем воспитания личной физической культуры у школьников признается воспитание ее в процессе различных видов физкультурной деятельности, направленной на их физическое совершенствование. Физкультурная деятельность является методологической основой и системообразующим фактором воспитания личной физической культуры у учащейся молодежи.

Физкультурная деятельность как система и целостность является метасистемой для более мелких систем: учебной, внеклассной, внешкольной и внутри семейной физкультурной деятельности школьников.

На современном научном уровне недостаточно рассматривать явления и процессы на основе механической системы (простой суммы составляющих компонентов), нужно рассматривать систему, как органическую, связанную с ее философским, культурологическим и психолого-педагогическим осмыслением.

С культурологических позиций воспитание личной физической культуры у школьника - это освоение ими общественных (материальных и духовных) ценностей физической культуры, то есть превращение их в личные ценности [5, 8, 9 и др.]. Личная ценность - это свойство того или иного общественного предмета или явления удовлетворять потребности, мотивы и интересы личности [14].

Поэтому с психолого-педагогических позиций воспитание личной физической культуры у школьников представляется как воспитание у них потребностей, мотивов и интереса к ценностям физической культуры и к систематическим занятиям физической культурой как к социальному явлению в процессе перечисленных выше видов физкультурной деятельности. Это означает, что потребностно – мотивационная сфера является системообразующим фактором всех воспитательных воздействий (средств, методов, методик) и формируется в процессе социально-психологического, интеллектуального и двигательного (телесного) воспитания. Причем все виды воспитания должны осуществляться в единстве (в комплексе), так как личность представляет собой целостность и многомерность.

Таким образом, потребности, мотивы и интересы школьника к ценностям физической культуры и к систематическим занятиям физической культурой являются психологическим механизмом превращения общественных ценностей физической культуры в их личные ценности [17].

Педагогический процесс воспитания личной физической культуры у школьников как явление сложное и многофакторное, можно изучать и совершенствовать только опираясь на системную теорию, к которой может быть отнесена психологическая теория деятельности Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Согласно этой теории воспитательный эффект любой деятельности (в нашем случае - физкультурной) также прежде всего зависит от адекватной мотивации включенных в эту деятельность учащихся. Готовность личности к физкультурной деятельности, то есть к освоению ценностей физической культуры, зависит прежде всего от мотивационной подсистемы [12].

Для определения концептуального подхода к воспитанию личной физической культуры у учащейся молодежи необходимо вначале принять рабочие педагогические понятия: "личная физическая культура" и "воспитание личной физической культуры".

Исходя из основного методологического положения, заключающегося в том, что физкультурная деятельность является методологической и системообразующей основой воспитания личной физической культуры, мы в качестве рабочего понятия приняли следующее:

"Личная физическая культура - это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональное использование школьником одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния".

Вместе с тем под личной физической культурой мы понимаем интеллектуальную и духовную сторону личности (знания, умения, навыки, интересы и ценностные установки в сфере физической культуры) и деятельностную сторону личности (систематическое, добровольное выполнение физических упражнений, гигиенических и закаливающих процедур).

Воспитание личной физической культуры - это педагогический процесс, направленный на достижение осознанных, положительно мотивированных занятий школьников физическими упражнениями, гигиеническими и закаливающими процедурами, на формирование у них активного интереса к физической культуре. Под активным интересом к физической культуре понимается интерес к организованным и самостоятельным занятиям физической культурой. Формирование интереса играет решающую роль в воспитании личной физической культуры у школьников.

В связи с изложенным представляется необходимым выявить иерархию основных личностных образований, составляющих мотивационно-потребностную сферу личности учащегося, и место в ней потребностей, мотивов и интереса.

На основании данных, имеющихся в изученной нами психолого-педагогической литературе, установлено, что у младшего школьника первоосновой мотивации занятий физической культурой является его естественная потребность в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации. В дальнейшем под мотивацией в целом следует понимать смысл занятий, мотивы, цели, эмоции. При этом мотив рассматривается как направленность школьника на отдельные стороны таких занятий (учебно-познавательные мотивы, результативные, процессуальные, отметочно-зачетные, мотивы благополучия, социально значимые мотивы: быть здоровым, готовым к жизни, труду, воинской службе и мотивы избегания неприятностей).

Смысл занятий физической культурой вызывается пониманием их объективной значимости, которая определяется общественными идеалами, общественным мнением и личностным значением таких занятий. На основе смысла занятий школьники выбирают мотивы и цели.

Интерес к материальным и духовным ценностям физической культуры и к систематическим занятиям физической культурой представляется нами как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы. При этом мы не располагаем мотивацию и интерес, а считаем мотивацию основой, источником, интерес же - следствием, проявлением процессов, происходящих в ней. Интерес, возникая на основе первичной потребности ребенка в движениях, в новых впечатлениях, в новой информации, при своем развитии может перерасти в новую, вторичную (духовную) потребность - в физическом совершенствовании, на основе которой будут возникать новые мотивы и интересы.

Некоторыми авторами [11] определены еще несколько концептуальных положений, которые могут служить основой частных педагогических концепций воспитания личной физической культуры у школьников разного возраста.

Мотивацию следует различать как внутреннюю и внешнюю по отношению к школьнику [12].

Интерес к систематическим занятиям физической культурой, к материальным и духовным ценностям физической культуры как психологическая основа личной физической культуры у школьников воспитывается лишь в результате внутренней мотивации.

Внутренняя мотивация возникает тогда, когда внешние мотивы и цели занятий физической культурой соответствуют возможностям занимающегося, то есть являются для него оптимальными (не слишком трудными и не очень легкими), и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация таких мотивов и целей вызывает у учащихся вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса, условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, с членами коллектива во время этих занятий. Однако внутренняя и внешняя мотивации должны существовать в диалектическом единстве.

Чем старше школьник, тем большую роль в мотивационной сфере могут играть социально значимые мотивы: быть здоровым, готовым к жизни, труду, воинской службе. Учебно-познавательные, результативные, процессуальные, отметочно-зачетные мотивы, мотивы благополучия и избегания неприятностей имеют разную силу на отдельных возрастных этапах развития личности учащегося и зависят от особенностей воспитательных воздействий.

Личную физическую культуру можно воспитывать двумя путями: воздействуя целенаправленно на отдельные мотивы и на мотивационную сферу и личность школьника в целом. При этом целесообразно сочетание двух способов воздействия на мотивацию: "сверху вниз" и "снизу вверх". При первом способе учащимся разъясняются общественно и личностно значимые мотивы занятий физической культурой (эталоны, образцы мотивации). При втором способе занимающиеся включаются в различные виды физкультурной деятельности, где приобретают практический опыт нравственного отношения к личной физической культуре, к занятиям физическими упражнениями.

Чтобы определить, какими мотивами руководствуются школьники (внешними или внутренними), нужно предоставить им реальную возможность заниматься физическими упражнениями по собственной инициативе, и если они продолжают занятия - это значит, что в основе данной двигательной деятельности лежат внутренние мотивы.

Для педагогической практики наиболее важным является определение средств, методов и методик воспитания мотивации школьников с целью воспитания у них личной физической культуры.

Интерпретируя общепринятые понятия: "средства, методы и методики воспитания в широком смысле слова", "средства, методы и методики физического воспитания", "средства, методы и методики воспитания отдельных нравственных и физических качеств", мы в средства, методы и методики воспитания мотивации школьников с целью воспитания у них личной физической культуры включаем следующие компоненты педагогической реальности. (см. Приложение 2).

Формирование культуры личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры.

Предмет "физическая культура" входит в образовательный стандарт всех звеньев системы непрерывного образования: дошкольное учреждение - школа - вуз. Это говорит о том, что средства физической культуры имеют большое значение для гармоничного развития личности в онтогенезе. Как отмечает Л.И. Лубышева, физическая культура выступает как самостоятельный социальный институт[10].

Необходимость в формировании всесторонне развитой личности воспитанников в процессе непрерывного образования и подготовки их к последующей трудовой деятельности на рынке труда требует целенаправленного исследования реальных и перспективных возможностей воздействия средств физической культуры на формирование личности.

Поскольку в сфере физической культуры как нигде тесно взаимодействие педагога и ученика, успех деятельности последнего во многом определяется обоюдным взаимопониманием. Так как педагогическая ситуация в данной сфере весьма динамична (растет профессиональное мастерство, расширяются знания занимающегося, изменяется возраст ученика и т.п.), то требования к профессионально-педагогическому потенциалу педагога (тренера, учителя) высоки и специфичны.

Сложившаяся в обществе и сфере образования социокультурная ситуация, процессы, происходящие в области образования, необычайно актуализируют проблему формирования личности, что включает в себя и культуру как компонент, в процессе непрерывного образования средствами физической культуры. В связи с решением в системе непрерывного образования вопросов демократизации, гуманизации, дифференциации и индивидуализации перемещение акцентов с внешних "формальных" характеристик развития ребенка (уровень образования, физическое развитие и физическая подготовленность и т.п.) на его внутренний мир (система жизненных ценностей, нравственных позиций) особую актуальность приобретают необходимость разработки эффективных подходов к формированию личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры на основе новых педагогических технологий, формирование их деятельной позиции, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение личности.

Исследование формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры, выявление эффективных подходов к ее формированию позволяют предложить педагогическому (физкультурному) образованию новые ориентиры для деятельности, направленной на формирование личности средствами физической культуры, как системы специфических функций индивида, связанных с ее саморазвитием, целостностью, формированием личностного опыта в процессе обучения, создание условий для полноценного развития личностных функций субъектов образовательного процесса [1,2,4,5].

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Цель физкультурной деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.

Формирование личности имеет две существенные и взаимосвязанные стороны: внутреннюю и внешнюю.

Каждому человеку (независимо от возраста) очень важно осознавать себя всесторонне развитой личностью. Без этого невозможны высокая самооценка, являющаяся стержнем личности, сохранение активной жизненной позиции,внутренней уравновешенности, творческого потенциала. Все выше указанное можно принять как внутреннюю сторону феномена личности.

Потребность каждого человека в эффективном взаимодействии возникает на уровне построения отношений со сверстниками, родителями, педагогами, окружающими людьми. Перечисленное можно отнести к внешним проявлениям личности, т.е. к внешней стороне рассматриваемого явления.

В качестве основных объектов физкультурной педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цели педагогической деятельности - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели - развитию личности в гармонии с самим собой и социумом. Можно говорить о педагогическом проектировании личности, программе формирования личности и ее индивидуальных коррективах.

Процессу развития личности средствами физической культуры можно придать управляемый характер при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий в системе непрерывного образования:

- изучение и интеграция основных характеристик развития личности средствами физического воспитания в процессе непрерывного образования дают возможность установить реальную структуру и содержание средств, которые будут являться ориентиром;

- определение уровня формирования личности на разных этапах процесса непрерывного обучения при изучении различных дисциплин позволит выяснить состояние процесса формирования личности средствами физической культуры и даст возможность разработки технологии формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры;

- полученные на этой основе данные будут способствовать, при соответствующем внедрении, повышению эффективности воздействия средств физической культуры в процессе непрерывного образования на развитие личности.

Сущность, структура, содержание процесса формирования личности средствами физического воспитания в системе непрерывного образования и концепция ее формирования в условиях непрерывного образования - динамический процесс.

1. Формирование личности средствами физической культуры - это социальный сложно сконструированный феномен, качественно характеризующий систему воздействия средств физической культуры в динамическом процессе непрерывного образования и детерминирующий эффективность решения задачи гармоничного развития. Сущностную основу развития личности составляют социальные потребности.

2. Структура феномена формирования личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования отражает диалектическое единство объективных и субъективных сторон, общего и особенного. В них фиксируются общие закономерности педагогической деятельности и индивидуальные особенности конкретных ее участников. Субъективную основу структуры личности составляют компоненты физического развития, физической подготовленности и личностный (ценностная, характерологическая и культурологическая составляющие), объективную - социальная перцепция (социальная значимость, социальный престиж и социальные стереотипы) и ролевой компонент.

3. Формирование личности средствами физической культуры рассматривается нами как совокупность реальных и перспективных возможностей, необходимых для реализации содержания физкультурного образования и его деятельностной позиции, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение, определяющиеся самопреобразованием и саморазвитием личности.

4. Структура и содержание формирования личности средствами физической культуры в системе непрерывного образования рассматриваются с позиций синтеза психофизиологического, психолого -педагогического и социально-педагогического компонентов. Каждый компонент наполнен специфическим содержанием.

5. Эффективность процесса формирования личности достигается путем непрерывного и комплексного подхода, посредством разработанных педагогических технологий, внедряемых в практику физкультурного образования, и курсов их интегрирующих.

6. Принципы построения структуры личности средствами физической культуры отражают причинно-следственные связи, которые являются основой в понимании процесса развития личности: субъект- субъектный характер и личностные отношения; опосредованность развития личности содержанием и условиями физического воспитания; успех в учебной деятельности; учет ценностных ориентаций, мотиваций и потребностей; возрастная опосредованность; дискретность личности; сбалансированность использования средств физической культуры с учетом специфики и уровня развития личности; предъявление требований в сочетании со знаками уважения, взаимного доверия и значимости; детерминанта нравственного воспитания в решении.

7. Уровневый подход к оценке формирования личности средствами физической культуры позволяет проследить последовательную этапность ее развития: позиционный (формальный уровень), характеризующийся имеющимися личностными особенностями и базирующийся на объективных составляющих личности: социальном и ролевом компонентах, что и обуславливает его формальный уровень; функциональное развитие личности (неформальный уровень личности), определяется мерой экспертности, его доминирующее основание составляет компонент физического и функционального развития, который обеспечивает возможность эффективного решения дидактических и развивающих задач; ценностный, характерологический и культурологический (неформальный уровень развития личности), интегрирующий экспертность и личностные качества. Он дает возможность решать задачи развития личности, формирования ее культуры, нравственности. Гармоничное соединение позиционного развития личности с функциональным, ценностным, характерологическим и культурологическим представляет собой творческую проблему формирования личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования.

8. В становлении и развитии личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования можно видеть следующие основные тенденции: гуманистическую направленность образования, творческую самореализацию, последовательное сближение идеального и реального в развитии личности.

9. Эффективность развития личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования обеспечивается посредством следующей совокупности психолого-педагогических условий: опоры на личностно ориентированное обучение; ориентации процесса физкультурного образования на развитие общей и специальной (физической) культуры; целенаправленного формирования целостной структуры развития личности, единства ценностной, характерологической, физической, культурологической составляющих.

Исследование развития личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры, выявление эффективных подходов к ее формированию позволяют предложить педагогическому (физкультурному) образованию новые ориентиры для деятельности, направленной на формирование личности средствами физической культуры.

Процессу формирования личности средствами физической культуры можно придать управляемый характер при реализации следующей совокупности психолого-педагогических условий в системе непрерывного образования:

- мониторинг состояния проблемы физкультурного образования в системе непрерывного образования (экологическая обстановка в регионе; материально-техническая база; условия проведения занятий; используемые методики; состояние здоровья занимающихся и т.п.);

- изучение и интеграция основных характеристик развития личности средствами физической культуры в процессе непрерывного образования дают возможность выявить реальную структуру и содержание средств, которые будут служить ориентиром;

- определение уровня развития личности на разных этапах процесса непрерывного обучения при изучении различных дисциплин позволит выяснить состояние процесса формирования личности средствами физической культуры и даст возможность разработки технологии формирования личности в процессе непрерывного образования средствами физической культуры;

Глава 2. Исследовательская деятельность.

Выявление внутренней мотивации учащихся Усть — Сарапульской школы за 2009 — 2010 учебный год.

Для выявления отношения учеников к физическому воспитанию и здоровому образу жизни, мы провели анкетирование. Ученикам было предложено четырнадцать не сложных вопросов, на которые им следовало отвечать «Да», «Нет» или «Иногда» (см. Приложение № 3). Было опрошено 40 учеников с 3-го по 9-й класс. Результаты анкетирования предложены в таблице (см. Приложение № 4 ). 

Анализ результатов анкетирования показал: 52,5 % респондентов ответили, что им нравится урок физкультуры, не нравится 20 % и иногда нравится 27,5 %; на вопрос о важности урока Ф.К. 75 % считают важным а 25 не важным; у 85 % опрошенных родители знают оценку успеваемости а 15 % ответили что не знают; на вопрос о сдачи нормативов 62,5 % респондентов легко сдают, 37,5 % нет; 55 % занимаются в спортивных секциях школы 45 % нет; на вопрос о спортивных достижениях 62,5 % ответили «Да», 37,5 % - «Нет», 67,5 % респондентов ответили, что играют в компьютерные игры, а 32,5 % ответили что не играют; утренней гимнастикой занимаются 17,5 % , 45 % - не делают, 37,5 % делают иногда; на вопрос «Занимаются ли твой родители дома физическими упражнениями?» ответили следующим образом: 0 % - «Да» , 70 % - «Нет» , 30 % - иногда, 67,5 % респондентов ответили, что они каждый день бывают на свежем воздухе, 32,5 % - «Нет»; 33 % опрошенных устают на уроках физкультуры, 40 % - «нет» а 25 % устают «иногда», 82,5 % считают, что физкультура укрепляет здоровье, 17,5 % респондентов так не думают; 70 % респондентов имеют оценку «отлично» за третью учебную четверть, 17,5 % - «хорошо», и 12,5 % - «удовлетворительно»; на вопрос: «Часто ли ты не посещаешь уроки физкультуры без всякой на то причины?» 80 % - «посещают всегда», 20 % - «редко».

Про анализировав анкетирования школьников мы разделили их на экспериментальную и контрольную групы. В экспериментальную группу мы отнесли учеников мотивированных к занятиям физической культуры, а в контрольной группе, ученики относятся к занятиям равнодушно.    

Рассмотрим показатели оценки успеваемости в экспериментальной и контрольной группах.

Оценка успеваемости учащихся Усть – Сарапульской школы за 2009 – 2010 учеый год.

                                                                                                        

Из таблиц видно, что в экспериментальной группе качество успеваемости 100 %, а в контрольной группе 37,5%.

Медицинская группа здоровья учащихся

Анализируя  экспериментальную группу видно, что троя учеников, имеют специальную группу и одну подготовительную, все о стольные основную. Тогда как в контрольной группе по одной специальной и подготовительной, а все

остальные основную.

Уровень физического развития учащихся Усть- Сарапульской школы за 2009 -2010 учебный год

Анализ физического развития показывает, двоя ученика имеют высокий уровень, остальные средний. В контрольной один высокий, три средних и четыре низких уровня физического развития.  

Пропущенные уроки по состоянию здоровья учеников Усть – Сарапульской школы в течение 2009 – 2010 учебного года.

Общее количество пропущенных уроков в экспериментальной группе составляет 405 урока. В контрольной группе 928 урока по болезни.

Пропущенные уроки  физической культуры учащимися Усть – Сарапульской школы за 2009 – 2010 учебный год.

Общее количество пропущенных уроков по физкультуре составляет 54 в экспериментальной группе, и 179 в контрольной группе.

Вывод  

Проведенное нами исследование показывает, что в экспериментальной группе успеваемость учеников в три раза выше, чем у контрольной, при этом показатели медицинской группы здоровья в экспериментальной группе хуже, чем в контрольной.

Уровня физического развития в экспериментальной группе не ниже среднего, тогда как в контрольной группе четверо имеют низкий уровень.

Это косвенно сказывается и на состояния здоровья учащихся, общее количество пропущенных уроков в экспериментальной группе составляет в два раза меньше чем в контрольной.

Общее количество пропущенных уроков физической культуры 54 в экспериментальной – это в три раза меньше чем в контрольной – 179.

Исходя, из этих исследований можно сделать вывод, что мотивация к занятиям физической культуры напрямую влияет на успеваемость ребенка, уровня физического развития, заболеваемость и продолжительность заболевания и на посещаемость занятий физической культуры.

Следовательно, учителю физической культуры нужно воспитывать у ребенка внутреннюю мотивацию и интерес к материальным и духовным ценностям физической культуры, к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.

Формировать личную физическую культуру ребенка, вовлечение в спортивную деятельность, приучение к трудовой деятельности.

Литература:

1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме физкультурного знания) //Теория и практика физической культуры. 1991, № 7, c. 37-41.

2. Ивашкене В.П. Изучение физического состояния школьников воспитанием их сознательной и активной деятельности на занятиях физической культуры: Канд. дис. Каунас, 1990.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры. 1995, № 4, с. 2-4.

4. Быховская И.М. "Быть телом" - "иметь тело" - "творить тело": три уровня бытия "HOMO SOMATIS" и проблемы физической культуры //Теория и практика физической культуры. 1993, № 7, c. 2-5.

5. Визитей Н.И. Физическая культура личности. - Кишинев: Штиинца, 1989.

6. Выдрин В.М. Перестройка в области физической культуры (Проблемы и пути) //Теория и практика физической культуры. 1987, № 8, с. 22-25.

7. Выдрин В.М. Культурологические проблемы в системе физкультурного образования. - Перв. науч. сес. отд. обр. //ПАНИ - СПб., 1993.

8. Выдрин В.М., Курамшин Ю.Ф., Николаев Ю.М. Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь формирования ее теории //Теория и практика физической культуры. 1996, № 5, c. 59

9. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. Л.,1985.

10. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.

11. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа //Теория и практика физической культуры. 1996, № 1, с. 12-

12. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физической культуры. 1997, № 6, с.10-13.

13. Малая Советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1958. - Т. 1.

14. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности //Теория и практика физической культуры. 1997, № 6, с. 2.

15. Виленский, М.Я. Направленное использование физических нагрузок как фактор управления профессиональной работоспособности студентов / М.Я. Виленский, В.П. Русанов // Теория и практика физической культуры. – 1977. – № 6. – С. 44-46.

16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2004.

17. Локалова Н.Р. Зачем нужна школьная физкультура: точка зрения психолога / Локалова Н.Р. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 309-316.

Приложение № 1

Физическая культура личности

п

Основные составляющие

Компоненты качеств

Признаки качеств

1

Знания и интеллектуальные способности

Объем

Эрудиция

Научность

Степень абстракции Обоснованность

Осознанность

Степень осознанности Способность к переносу Способность к объяснению

Умения

Уровень усвоения

2

физическое совершенство

физическое развитие

Морфологические признаки Функциональные признаки Психомоторика физические качества

Двигательные умения

Репродуктивный уровень усвоения Контроль сознания

Двигательные навыки

Продуктивный уровень усвоения Точность Автоматизация Надежность

физическая подготовленность

Эталон Результат Динамика

3

Мотивационно-ценностные ориентации

Мотивы

Социально значимые Профессионально значимые Личностно значимые

Интересы

Спортивные Физкультурно-оздоровительные

Установки

Уровень достижения цели Сила воли Целеустремленность

Убеждения

Степень осознанности

Потребности

Самоактуализации Самоуважения В социальных связях Безопасности Физиологические

4

Социально-духовные ценности

Нравственность

физкультурно-спортивная этика и культура

Эстетика

Чувство прекрасного
Чувство красоты

Отношение к труду

Трудолюбие

Мировоззрение

Степень научности знаний и убеждений

Здоровый образ жизни

Отказ от вредных привычек
Системность
Научная основа

5

Физкультурно-спортивная деятельность

Спортивная
Оздоровительная
Прикладная
Образовательная
Пропагандистская

Частота использования
Затраты времени
Уровень достижения
Динамика

Приложение №2

Компоненты педагогической реальности:

  • Виды деятельности и их компоненты;
  • Средства, методы, методические приемы обучения, воспитания и развития двигательных качеств;
  • Компоненты содержания уроков, занятий;
  • Структурные элементы уроков, занятий и учебно-воспитательного процесса в целом;
  • Организационно-управленческие факторы;
  • Организационные формы (рациональную организацию) обучения, воспитания и развития двигательных качеств;
  • Результативность, эффективность средств, методов и методик обучения, воспитания и развития двигательных качеств, а также способы повышения этой результативности и эффективности;
  • Средства наглядности и материально-техническое оснащение процесса физкультурного воспитания;
  • Средства пропаганды и агитации физической культуры и спорта.

Приложение № 3

Анкета

  1. Нравятся ли тебе уроки физкультуры в школе? Да или нет.
  2. Считаешь ли ты физкультуру важным предметом? Да или Нет.
  3. Знают ли твои родители оценку по физкультуре? Да или Нет.
  4. Легко ли ты сдаешь те нормативы, которые необходимо сдавать на уроке физкультуры? Да или Нет.
  5. Занимаешься ли ты в спортивных кружках и секциях в школе? Да или Нет.
  6. Есть ли у тебя спортивные достижения? Да или Нет.
  7. Играешь ли ты в компьютерные игры? Да или Нет.
  8. Делаешь ли ты утром утреннюю гимнастику? Да или Нет.
  9. Занимаются ли твои родители дома физическими упражнениями? Да или Нет.
  10. Каждый ли день ты гуляешь на улице? Да или Нет.
  11. Устаешь ли ты после занятий физической культурой? Да или Нет.
  12. Считаешь ли ты, что физическая культура укрепляет здоровье? Да или Нет.
  13. Какая отметка у тебя по физкультуре за 3 — ю. четверть?
  14. Часто ли ты не посещаешь уроки физкультуры без всякой на то причины?

Приложение № 4

Анкетирование школьников в %.

Вопрос

Ответ

Да

Нет

Иногда

1

Нравятся ли тебе уроки физкультуры в школе?

52,5

20

27,5

2

Считаешь ли ты физкультуру важным предметом?

75

25

3

Знают ли твои родители оценку по физкультуре?

85

15

4

Легко ли ты сдаешь те нормативы, которые необходимо сдавать на уроке физкультуры?

62,5

37,5

5

Занимаешься ли ты в спортивных кружках и секциях в школе?

55

45

6

Есть ли у тебя спортивные достижения?

62,5

37,5

7

Играешь ли ты в компьютерные игры?

67,5

32,5

8

Делаешь ли ты утром утреннюю гимнастику?

17,5

45

37,5

9

Занимаются ли твои родители дома физическими упражнениями?

0

70

30

10

Каждый ли день ты гуляешь на улице?

67,5

32,5

11

Устаешь ли ты после занятий физической культурой?

33

40

25

12

Считаешь ли ты, что физическая культура укрепляет здоровье?

82,5

17,5

Вопрос

Ответ

5

4

3

13

Какая отметка у тебя по физкультуре за 3 — ю. четверть?

70

17,5

12,5

Вопрос

Ответ

Часто

Редко

Посещаю всегда

14

Часто ли ты не посещаешь уроки физкультуры без всякой на то причины?

0

20

80