ПК 3.3
методическая разработка


Предварительный просмотр:

Комплекс с гимнастической палкой на 32

I восьмерка:

И.П - узкая стойка, палка внизу.

1- палку к плечам, руки согнуть в локтях

2- палку вверх

3- наклон вправо

4- палку вверх

5- наклон влево

6- палку вверх

7- вывернуть руки, палку назад

8- вывернуть руки, палку вверх

II восьмерка:

1-наклон вперед

2- палку положить на плечи

3- палку вперед

4- выпрямиться, палка внизу

5- правую ногу назад на носочек, палку вверх, прогнуться

6- и.п

7- левую ногу назад на носочек, палку вверх, прогнуться

8- и.п

III восьмерка:

1-выпад правой вперед, палку вперед

2- развернуться влево, палку вперед

3- развернуться выпад левой, палку вперед

4- встать, подставить ногу, палку вниз

5- наклон, палку вниз, коснуться носков

6- встать, палку положить на плечи

7- прыжок на 180градусов

8- снять палку с плеч, и.п

IV восьмерка:

1-палку вверх, прогнуться

2- палку вниз, коснуться носков

3- присесть палку вперед

4- встать, палку вниз

5- палку справа параллельно туловищу

6- руки назад, палка внизу

7- палку слева параллельно туловищу

8- и.п.



Предварительный просмотр:

Комплекс ОРУ для учащихся 3-го класса

1) И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 - наклон головы вправо;

2 - И.п.;

3 - то же влево;

4 - И.п.

(темп медленный, 6-8 раз)

 2) И.п. - то же.

1 - поворот головы вправо;

2 - И.п.;

3 - поворот головы влево

4 - И.п.

(темп медленный, 6-8 раз)

3) И.п. - О.с.

1-4 - круговые движения рук вперёд;

5-8 - то же назад.

(темп средний, 6-8 раз)

4) И.п. - узкая стойка, руки к плечам.

1-4 - круговые движения рук в плечевом суставе вперёд:

5-8 - то же назад.

(темп средний, 6-8 раз)

5) И.п. - руки в замок.

1-4 - круговые движения кистями вправо;

5-8 - то же влево.

(темп средний. 6-8 раз)

6) И.п. - широкая стойка, руки вниз.

1 - наклон вперёд, руками коснуться носков;

2 - И.п.

(темп средний, 6-8 раз)

7) И.п. - узкая стойка, руки на пояс.

1-2 - правая рука на пояс, левая вверху, наклон вправо;

3-4 - И.п.;

5-6 - левая рука на пояс, правая вверху, наклон влево;

7-8 - И.п.

 (темп средний, 6-8 раз)

8) И.п. - О.с.

1 - выпад правой в сторону;

1-3 - покачивание;

4 - смена ног;

5-7 - покачивание;

8 - И.п.

(темп средний, 6-8 раз)

9) И.п. - ноги вместе, руки на пояс.

1 - выпад вперёд;

1-3 - покачивание;

4 - смена ног прыжком;

5-7 - покачивание;

8 - И.п.

 (темп средний, 6-8 раз)

11) И.п. - узкая стойка, руки вниз.

1-4 - круговые движения голеностопа вправо;

5-8 - то же влево.

(темп средний, 6-8 раз)



Предварительный просмотр:

Комплекс ОРУ с гимнастической палкой для учащихся 3-го  класса.

1) И.п. - узкая стойка, палка внизу, хват сверху.

1 - палка вперёд, поворот головы направо;

2 - И.п.;

3 - то же влево.

(темп медленный, 8-10 раз)

2) И.п - стойка ноги врозь, палка к груди.

1 - палка вверх, наклон головы вправо;

2 - И.п.;

3 - то же влево;

4 - И.п.

(темп медленный, 8-10 раз)

3) И.п. -  палка внизу.

1 - палка вперёд;

2 - палка вверх;

3 - палка вперёд;

4 - И.п.

(темп средний, 8-10 раз)

4) И.п. - палка вперёд.

1-3 - согнуть руки;

2-4 - И.п.

(темп средний, 8-10 раз)

5) И.п. - палка внизу.

1 - палка вверх, подняться на носки;

2 - наклон вперёд, до касания палкой пола;

3 - палка вперёд, полуприсед;

4 - И.п.

(темп средний, 8-10 раз)

6) И.п. - стойка ноги врозь, палка вверх.

1 - наклон вправо;

2 - И.п.;

3 - наклон влево;

4 - И.п.

(темп средний, 8-10 раз)

7) И.п. - стойка ноги вместе, палка внизу.

1 - палка вверх, выпад правой вперёд;

2 - И.п.;

3 - то же левой;

4 - И.п.

(темп средний, 8-10 раз)

8)  И.п. - стойка ноги вместе, палка внизу.

1 - палка вперёд, выпад правой в сторону;

2 - И.п.;

3 - то же левой;

4 - И.п.

(средний темп, 8-10 раз)

9) И.п. - узкая стойка, палка внизу.

1 - палка вперёд, полуприсед;

2 - И.п.

(средний темп, 8-10 раз)

10) И.п. - стойка ноги вместе, палка внизу.

1-3 - палка вверх, прыжок ноги врозь;

2-4 - И.п.

(быстрый темп, 8-10 раз)



Предварительный просмотр:

                       

ФИЗ.МИНУТКИ

1.   

Стихотворение

Упражнения

На до мною небо

ИП-ОС., руки вверх

По до мной земля

Наклон вперед., руки вниз

Между нами ласточки, тополя и я!

ИП- правая рука вперед., левая вниз

Пух летит на землю

ИП- руки вперед., присед

Птицы в синеву!

Руки в стороны: волной

Хорошо на свете

ИП- левая нога вперед., руки вверх

Судя по всему!

ИП-ОС., руки на пояс.

2.

Стихотворение

Упражнения

Раз,

два,

три,

четыре

ИП-ОС., руки в стороны.,

руки вверх.,

руки в стороны.,

руки на пояс

Муха плавает в кефире

ИП- ноги врозь., развести руки в разные стороны перед собой

Я согласен, что бокал

ИП-ОС., руки на плечи

Не Ока

ИП- ноги на ширине плеч., правая рука в сторону

И не Байкал!

ИП- ноги на ширине плеч., левая рука в сторону

Но и муха – не карась!

Рука вверх: в замок

Еле вы-

-кара-

-бкалась

Руки вперед(в замке).,

Руки на пояс.,

ИП-ОС.

3.

Стихотворение

Упражнения

Мы гуляем,

Мы гуляем

ИП- шаг на месте., руки параллельны

В садике садочке.

ИП-ОС., руки на пояс., аклон вперед

Собираем

Собираем

Руки вперед: достать руками до пола

В садике цветочки!

ИП- ОС

Вот!

Какой у нас букет

Руки вверх.,

Руки вперед

Лучше в целом мире нет!

ИП-ОС.,  развести руки в разные стороны перед собой.

4.

Стихотворение

Упражнения

Яркий красный мячик

ИП- ноги врозь., руки вверх: в замок

Прыгает как зайчик!

ИП-ОС., прыжки на месте

Покатился по дорожке,

Бег на месте

Подождал меня немножко

Присесть: сгруппироваться

Наклонюсь, возьму его

ИП- ноги врозь., наклон вперед: (имитация поднять, что либо)

И подброшу высоко!

ИП-ОС., высокой прыжок вверх.

5.

Стихотворение

Упражнения

Дружно по лесу гуляем

ИП- шаг на месте

И листочки собираем

Наклон вперед., хлопок в ладоши

Собирать одно веселье!

ИП- ноги врозь., хлопок под правой ногой., хлопок под левой ногой

Мы танцуем, мы поем

Выпад левой ногой в сторону., правой в сторону

Очень дружно мы живем!

ИП-ОС., наклон вперед

ИП.



Предварительный просмотр:

                       

ГИМНАСТИКА ДО УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Для учащихся 1-4 класс

Комплекс №1:

Упражнение №1

      ИП-ОС., ходьба на месте., руки вниз;

1 – руки вверх;

2 – в стороны;

3 – к плечам;

4 – на пояс.

(2-3 раза)

Упражнение №2

ИП-ОС;

1;2 - подняться на носки., руки вверх: потянуться;

3;4 – ИП.

(3-4 раза)

Упражнение №3

ИП-ОС;

1 – наклон туловища вперед;

2 – ИП;

3 – наклон туловища назад., руки в стороны;

4 – ИП.

(3-4 раза)

Упражнение №4

ИП-ОС;

1 – полуприсед., руки в стороны;

2 – ИП;

3 – полуприсед., руки вверх;

4 – ИП.

(3-4 раза)

Упражнение №5

ИП-ОС., руки на пояс;

1 – наклон туловища вправо., правую ногу на носок., левую руку вверх;

2 – ИП;

3 – тоже вверх;

4 – ИП.

(3-4 раза)

 Упражнение №6

ИП-ОС руки на пояс., прыжки на мячах;

1 – ноги врозь;

2 – ИП;

3 – правая вперед., левая назад;

4 – ИП;

5,6 – Левая вперед., правая назад;

7,8 – ИП.

(3-4 раза)

Для учащихся 5-11 класса

Комплекс №2: Упражнений на стуле

Упражнение №1

ИП– сидя на стуле., руки на бедре;

1,2 – плавный наклон головы вперед;

3,4 – тоже назад.

(3-4 раза)

Упражнение №2

ИП– сидя на стуле, руки на поясе;

1 – махом левую руку завести через правое плечо., голову наклонить влево;

2 – ИП;

3 – тоже правой рукой., наклон головы вправо;

4 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №3

ИП– сидя на стуле., руки на поясе., ладонями наружу;

1 – свести локти вперед., наклонить голову вперед;

2 – ИП;

3 – Тоже назад;

4 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №4

ИП– сидя на стуле., руки на пояс;

1 – правую руку вперед., левую вверх;

2 – смена положения рук.

(3-4 раза)

Мышцы туловища

Упражнение №1

ИП сидя на стуле., руки сцеплены за головой;

1,2 – притянущий поворот туловища влево;

3,4 – тоже вправо., ИП.

(3-4 раза)

Упражнение №2

ИП– сидя на стуле., руки на поясе;

1,2 – наклон туловища в сторону., руками дотянуться до пола;

3,4 – ИП;

5,6 – тоже в другую;

7,8 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №3

ИП– сидя на стуле., руки на поясе;

1 – наклон туловища влево., правую руку вверх;

2 – ИП;

3 – тоже в право;

4 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №4

ИП– тоже, ноги вместе прямые., вытянуты вперед;

1,2 – наклон туловища вперед., коснуться носков ног;

3.4 – ИП.

(2-3 раза)

Мышцы ног и брюшного пресса

 Упражнение №1

ИП– Сидя на стуле., руки на бедре., ноги согнуты;

1 – стопы на носок;

2 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №2

ИП– сидя на стуле., руки на поясе;

1,3 – встать., руки вниз;

2,4 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №3

ИП– тоже., ноги прямые вперед;

1 – ноги вверх;

2 – в стороны;

3 – ноги вместе;

4 – ИП.

(3-4 раза)

Упражнение №4

ИП– сидя на стуле., руки на бедре., ноги вперед расслабить;

1 – вдох., руки через стороны вверх;

2 – выдох, ИП.

(2-3 раза)



Предварительный просмотр:

   

КОМПЛЕКС ЗВЕРОБИКИ

  Цель :

- развивать память , внимание , координацию движений;

- воспитывать дисциплинированность , интерес к зверобике.

1. Уселась кошка на окошко,

            И стала лапой уши мыть.

            Понаблюдать за ней немножко,

            Её  движенья повторить.

Припев: Раз –два – три  ну –ка повтори ! ( 2 раза )

Три – четыре – пять  повтори  опять ! ( 2 раза )

2. Змея ползёт лесной тропой ,

            Как лента , по земле скользит ,

            А мы движение такое

            Рукою можем повторить!

Припев: Раз –два – три  ну –ка повтори ! ( 2 раза )

Три – четыре – пять  повтори  опять ! ( 2 раза )

3. Мартышка  к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать

Ведь – обезьяны наши  предки,

А предкам дети надо подражать!

Припев: Раз –два – три  ну –ка повтори ! ( 2 раза )

Три – четыре – пять  повтори  опять ! ( 2 раза )

4. Весь  день стоит  в болоте цапля

    И ловит клювом лягушат.

    Не трудно так стоят  ни капли

    Для нас для тренированных ребят!

Припев: Раз –два – три  ну –ка повтори ! ( 2 раза )

Три – четыре – пять  повтори  опять ! ( 2 раза )

Живет на свете очень много мартышек , кошек , птиц и змей.

Но человек! Ты друг природы и должен знать своих друзей!



Предварительный просмотр:

   

                       КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧАСА

для учащихся 2 класса

Тема урока: Подвижные игры

Цель урока: Привлечь учащихся к выполнению двигательных действий; вызвать положительный эмоциональный настрой от участия в играх и эстафетах.

Задачи урока: 

  1. Образовательные:

-    повторить правила ранее изученных подвижных игр.

  1. Воспитательные:
  • воспитание инициативности, сплоченности, коллективизма;
  1. Оздоровительные:
  • укрепление на отдельные группы мышц;
  • развивать физические качества ловкость, силу, точность, координацию движений

Место проведения: спортивный зал;

Инвентарь: секундомер, свисток, обруч, платок.

Урок провела: Грудева П.С.

Содержание

Дозировка

ОМУ

Подготовительная часть 10 мин

1). Построение. Приветствие.

Сообщение темы и задач урока.

2). Сдача рапорта

3).Строевые приемы.

4). Бег.

5). Упражнение на восстановление дыхания в ходьбе.

2 мин

3 мин

1круг

Проверить готовность учащихся к уроку (наличие спортивной одежды и обуви; выявление больных и отсутствующих).

Учитель приветствует класс, подаёт команды:        

«Равняйсь!»

«Смирно!»

«По порядку рассчитайсь!»

«Вольно!»

Учитель  озвучивает тему и задачи урока.

Учитель подаёт строевые команды, команду на движение по залу:

«Кру-гом!», «Напра-во!», «Нале-во!», «Кругом!», «В обход налево, шагом марш!»

Дистанция 2 шага, следить за осанкой.

Учитель подаёт команду:

«Медленно бегом-марш!»

Темп средний. Бег по залу. Дистанция 2-3 шага.

6). ОРУ в движении:

-Наклоны головы.

И.П- прямо.

1 - наклон головы вперед;

2 - И.п.;

3 - то же назад;

4 - И.п.

- Повороты головы.

И.П- прямо.

1 – поворот головы вправо;

2 - И.п.;

3 – то же влево;

4 - И.п.

-Круговые движения головой.

И.П- прямо.

1-4 - вправо

5-8 - влево

-Наклоны туловища

И.П- прямо.

1-наклон вправо;

2-и.п;

3-влево;

4-и.п.

-Круговые движения в тазобедренном суставе.

И.П- прямо.

1-4 - вправо

5-8 - влево

-Растяжение.

И.П- остановка, прямо.

1-2 - наклон к правой ноге

3-4 - И.П

5-6 - наклон к левой ноге

7-8  - И.П.

7 мин

8-10 раз

темп медленный

8-10 раз

темп медленный

8-10 раз

темп медленный

8 раз

темп средний

8 раз

темп средний

6 раз

темп медленный

Спина прямая.

 

Спина прямая. Мяч держат оба ученика. Ученики стоят напротив друг друга.

Спина прямая.

При наклоне ноги в коленном суставе не сгибать

Спина прямая.

При наклоне ноги в коленном суставе не сгибать

Основная часть – 30-35 мин

 Подвижная игра «Бездомный заяц»     

Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Другие игроки-зайцы чертят себе круги, и каждый становится в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, если забежит в какой-либо круг. Тогда заяц, что стоял в кругу должен сразу же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет теперь охотится на него. Как только охотник поймал зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.

  

Подвижная игра «Флаг на башню»     

Играющие делятся на две равные команды, и каждая занимает половину площадки. До начала игры командам дается по платку. Игроки каждой команды на своей половине площадки собираются поближе друг к другу и прячут флажок так, чтобы соперники не заметили, у кого он находится. После этого команды выстраиваются в шеренги у центральной линии.

По сигналу ведущего начинается игра. Каждый из игроков обеих команд стремится пробежать через «поле» соперника неосаленным до круга, остановиться в нем, а тот, у кого флажок, - поднять его вверх. Команда соперников старается осалить игрока, находящегося на их поле. Осаленный стоит на месте, пока его не выручит кто-нибудь из своих игроков. Команда, игрок которой первым поднял флажок, получает очко. Играют несколько раз и в заключение объявляют команду-победительницу.

                         

Подвижная игра «Вышибалы»

Играют три человека или более. Из них один водящий и двое вышибающих (вышибал). Игровое поле, длиной приблизительно 8-10 метров очерчено с двух сторон линиями, за которыми стоят вышибалы, а водящий внутри поля, либо проще: вышибалы встают примерно в 5-10 метрах друг от друга, а водящий между ними. Водящий может ловить мяч (свечки) до того, как тот ударится о землю.

Подвижная игра «Волк во рву»

Посередине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80-100см одна от другой – это ров. С двух краев площадки на расстоянии одного-двух шагов от ее границ очерчиваются дома коз. Из числа играющих выбирается волк, остальные изображают коз.

Все «козы», располагаются в одном из домов. «Волк», становится в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву!», «козы» бегут на противоположную сторону площадки (в другой дом), перепрыгивая через ров, а «волк» в это время старается поймать (коснуться). Пойманных, он отводит в сторону. Затем воспитатель снова говорит «волк во рву!», козы перебегают на другую сторону, переплывая через ров.

После установленного числа перебежек (3-4), все пойманные «козы» вращаются в свой дом, и выбирается другой «волк» (но не из числа пойманных коз).

 

6 мин

10 мин

8 мин

8 мин

Проследить наличие всех домиков у участников игры. Следить за игрой. Активная смена водящих.

Каждый игрок на своей половине поля передвигается свободно.

Задача вышибал — попасть в игроков мячом. Задача игроков — уворачиваться

Особое внимание надо обратить на воспитание у детей в этой игре решительности, смелости в преодолении препятствия, а также на то, чтобы волки выполняли правило и не выходили изо рва.

Заключительная часть – 5 мин

- Построение.

- Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Организованный выход из зала.

 

5 мин

Учитель даёт команду:

«Равняйсь!»

«Смирно!»

При необходимости выставляет оценки.

Команды:

«Направо!» « До свидания!»



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПОДВИЖНОЙ ПЕРЕМЕНЫ

Игровая программа на 8 марта

Подвижная игра:

«Угадай кто я»

Инвентарь: платок

Содержание: Ведущему завязывают глаза, остальные берутся за руки и встают в круг «слепого».Ведущий хлопает в ладоши, и гости начинают двигаться по  кругу указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто это.

Правила: Нельзя  трогать руками играющих до повторной попытки.

Методические указания: Если ему удается это сделать с первой попытки, то тот, кого угадали, водит.

Эстафеты:

«Гусеница»

Инвентарь: Набивной мяч

          Содержание: Класс делится на 2 команды. По сигналу пара участников

сидят на полусогнутых ногах, второй участник захватывает сидящего за ним берет партнера за пояс. Передвигаясь, таким образом, доходят до набивного мяча, берут его и так же обратно. Меняется пара. Теперь задача доставить мяч обратно в ИП.

           Правила: Нельзя бросать мяч и перекатывать. 2 участник не имеет право брать мяч, нельзя распускать гусеницу.

           Методические указания: Игроки сохраняют положение в гусенице. Команда которая первая смогла доставить мяч в положение определенного счета, выигрывает.          

«Прыжки на одной ноге»

Инвентарь: мел

          Содержание: По сигналу направляющие игроки двух колонн, стоят на одной ноге, выполняют ее 1 прыжок, как можно дальше вперед, и останавливаются. Вторые номера начинают выполнение этого задания с места остановки предыдущего прыгуна своей команды и т.д.         

Правила: прыжки выполняются с места, на одной ноге.

Методические указания: Отметка приземления каждого участника. Подсчет количества прыжков. Победитель определяется по общей длине прыжков всех игроков

команды.

Конкурс:

Инвентарь: ленточки, платок

          Содержание: Приглашаются пары девушка \ парень. Девушка должна быть красива всегда, а уж тем более на 8 марта, поэтому перед праздником девушки идут в «салон» где «мастер» умеет профессионально делать прическу. Каков  будет результат - оценят зрители. Побеждает пара, в которой у дамы получится лучшая прическа.

Правила: Участники не меняются.

            Методические указания: Участвует девочка с длинными волосами, один мальчик.

Викторина:

Инвентарь: жетоны: (цветные карточки).

Содержание: «Кто самая-самая»

1. Самая чувствительная дама на свете? (принцесса  на горошине) 

2. Самая новогодняя  дама на свете? (снегурочка)

3. Самая крохотная дама на свете? (дюймовочка)

4. Самая квакающая дама на свете? (царевна-лягушка)

5. Самая ветреная дама на свете? (погода)

6. Самая капризная дама на свете? (мода)

7. Самая большая рева на свете? (царевна несмеяна)

8. . Самая лучшая дама на свете? (мама)

Загадки (дополнительные)

1. Какой цветок имеет мужской и женский род? (Иван-да-Марья)

2. Без чего хлеба не испечешь? (без корки)

3. Без чего человеку жить нельзя? (без имени)

4. Без чего дома не построишь? (без угла)

5. Что слаще и что горче всего? (слово человеческое)

Правила: участники отвечают по порядку.

Методические указания: если 1 команда дает неверный ответ, то 2 команда имеет право дать свой ответ. Выигрывает команда набравшая больше жетонов.

                       



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ «НА ПОИСКИ КЛАДА!»

                                               Станция № 6.

                                             «Белка в колесе»

Подвижные игры:

  1. «Не урони орешек»

Инвентарь: 1 теннисный мяч.

Содержание: Класс образует круг. У всех учеников руки за спиной. Одному из учеников выдают теннисный мяч-орешек, который он должен передавать по кругу, зажав его между подбородком и шеей.

Правила: Нельзя помогать руками.

Методические указания: Игра заканчивается, когда мяч дойдет до первого ученика. Если мяч по какой-то причине упал, то его отдают первому ученику и игра начинается заново.

  1. «Быстро, как белка»

Инвентарь: 1 теннисный мяч, 1 обруч.

Содержание: Класс делится на 2-е равные части. Ведущий строит их в 2-е шеренги лицом друг к другу. Дети берутся за руки. Ведущий кладет на одной стороне обруч, в центр него помещает теннисный мяч. Затем ведущий становится на противоположной стороне и берет за руки первых детей из 2-х шеренг. Задача ведущего одновременно сжать руки-«пустить импульс» по двум шеренгам. Задача учеников как можно быстрее провести этот импульс до замыкающего ученика из своей команды. Задача замыкающего ученика, как только до него дойдет импульс, схватить теннисный мяч из обруча.

Правила: Нельзя пускать ложный импульс.

Методические указания: Игра заканчивается через 3-4 минуты или, как только закончатся желающие быть замыкающими.

  1. «Ледниковый период»

Инвентарь: мел.

Содержание: На асфальте чертится 10 льдин и два берега. Задача детей перебраться на другую сторону берега по льдинам. Но главная их задача догадаться до самого простого варианта переправы.

Правила: На одну льдину нельзя наступать двумя ногами одному ученику. Можно лишь одной своей ногой и одной ногой соседа. Но можно стоять на одной льдине левой ногой, а на другой льдине правой.

Методические указания: Самый простой способ переправы, это, не держась за руки, произвести следующие указания:

1 уч.-становится на 1,2 льдину

2 уч.-переходя через 1 уч. становится на 3,4 льдину

3 уч.- переходя через 1,2 уч. становится на 5,6 льдину

4 уч.-переходя через 1,2,3 уч. становится на 7,8 льдину

5 уч.-переходя через 1,2,3,4 уч. становится на 9,10 льдину

6 уч.-переходя через 1,2,3,4,5 уч. оказывается на другом берегу

По такому же принципу переправляются следующие ученики. Игра заканчивается, когда все ученики окажутся на другом берегу.



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА

В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

«ДЕНЬ НЕПТУНА!»

Описание: Нептуна захватили пираты, потребовали выкуп в качестве морских обитателей, которые находятся в речных и морских глубинах. Каждая команда получает морскую карту и направление следования «корабля». На каждой морской станции, выполняя задания, команда получает фигурку морского или речного обитателя (дельфин, лягушка, русалка, рыбы и др.) После прохождения всего морского пути «корабль» возвращается в «порт». Нептуна освобождают, команды предоставляют картину «Морских глубин» из собранных фигур. Нептун отдает приказ: «Обрызгать пиратов!».

Цель: Развивать навыки ориентирования на местности

Задачи: 

 -Образовательная: учить взаимодействовать в команде; выполнять двигательные задачи; совершенствовать двигательные действия

 -Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи; желание участвовать в соревнованиях, подчинять свои действия действиям других детей в команде;

 -Оздоровительная: способствовать развитию силы, быстроты, выносливости; укрепить мышцы рук, ног, туловища при выполнении двигательных заданий.

Время и место проведения: 14.06.2017., МАОУ Гимназия № 26 г. Челябинска 12:00

Роли: ведущий, Нептун, русалки, пираты (3)

ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ и инвентарь

1. станция «Акватория» (ведро, стул, бутылка, стакан)

2. станция «Море дельфинов» (тарелка с водой, самодельные кораблики, таз с водой, камешки, 2 ведра, 2 маски, 2 пластиковые бутылки)

3. станция «океан побед» (2 мяча(футбольных), 2 пластиковых стаканчика, 2 воздушных шарика, 2 конуса и вода)

4. станция «Остров «Конг» (пластмассовые стаканчики, губки и подносы)

5. станция «Водопад Шалун» (2 таза)

6. станция «Пруд эмоций» (2 таза, 2 палки, 2 верёвки, 6 пластиковых стаканчика, 6 коробочек из-под бахил, 2 платочка, 2 мяча из бумаги в скотче, 2 пластиковые бутылки, вода)

7. станция «Водные чашки» (2 ведра)

8. станция «Озеро русалок» (2 ведра, пластиковые стаканчики, салфетки)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:

Сегодня в гости царь морей

Придет, чтоб повидать детей,

Придет, чтобы издать указ,

Чтоб порадовать всех нас

Своим согласием, решением,

Своим великим разрешением.

Он разрешит, даю вам слово,

Купаться детям в водоемах!

Ведущий:

Сегодня Нептуна на праздник пригласили,

Улыбкой мило убедили:

Мы будем хохотать и веселиться,

Плескаться, прыгать и резвиться.

Внимание всем! Только что мне сообщили приятную новость! К нам прибыл король морской, князь речной, властелин рек и озер, император, его величество царь Нептун. (ребята зовут Нептуна)

Русалки усаживают Нептуна на заранее приготовленный трон (стульчик) под бурные аплодисменты детей.

Нептун:

Я рад, ребята, встречи с вами.

Прошу вас: будьте мне друзьями!

Здесь жарко так, какое горе!

А я живу в прохладном море.

(Русалки овивают царя опахалом.)

От жителей морской пучины

Привет вам женщины, мужчины!

Привет девчонки и мальчишки,

Привет земные ребятишки!

Нептун:

Эй, вы, морские обитатели! А ну-ка покажите нам что-нибудь веселенькое!

И вдруг Нептуна схватывают пираты.

Пираты:

Говорят, мы бяки –буки,

Как выносит нас земля!

Дайте, что ли, карты в руки-

Погадать на Нептуна!

О-ля-ля! О-ля-ля! Эх-ма!

Сегодня дальняя дорога

Выпадет Нептуну.

У него деньжонок много.

А, я денежки люблю!

У-лю-лю! У-лю-лю! Эх-ма!

Пират 1 : Что вы здесь собрались, не видать вам Нептуна.

Пират 2 : Карамба, сто чертей и одна ведьма! Не видать вам праздника, как своих ушей лопоухих!

Пират 3: не отдадим вам Нептуна.

Вед.: Ну, пираты, миленькие, отдайте нам Нептуна. Посмотрите, сколько ребят собралось на праздник. Ребята, давайте вежливо попросим пиратов, может они сжалятся над нами.  

(ребята просят пиратов отпустить Нептуна используя ласковые слова.)

Пират 1: ну ладно, ишь какие вежливенькие.

Пират 2: Хорошо, отдадим вам вашего зелененького, но с начало-выкуп.

Вед.: Какой выкуп? Это ведь дети. Они же денег не зарабатывают!

Пират 3: Да-а-а, тогда пусть они нас развлекают!

Вед.: Ну, что ребята возьмем пиратов с собой на праздник.

Ведущий:

Ваше Морское Преосвященство, что случилось?

Нептун:

Скучно мне! Сегодня мой праздник - День Нептуна, а настроения нет.

Ведущий:

Может быть мы сможем вам помочь?

Нептун:

Кто? Эти малыши? А скажи-ка мне, это все твои детки?

Ведущий:

Так точно.

Нептун:

А они сумеют меня развеселить?

Ведущий:

Запросто, господин Нептун. Только вы прикажите, сделаем.

Нептун:

Приказать? А чего приказать-то?

Ведущий:

Прикажите, чтобы немедленно начался праздник Нептуна в летнем лагере, и стань на нем главным судьей.

Нептун:

И все? Так просто?

Ведущий:

Не все. В конце праздника всех участников наградить придется. Есть у вас подарки?

Нептун:

У меня все есть! Итак, жители рек, морей и океанов, слушай мой приказ! Приказываю всему живому принять участие в веселом празднике День Нептуна в лагере! А еще – судьям не халтурить, болельщикам – свистеть и кричать, участником – на глубину не заплывать! Победителей и призеров призами наградить! Кажется, все! Нет, забыл самое главное! Моей свите всех участников соревнований немедленно благословить, водой окропить, но только не утопить! (приказ для чтения!)

Ведущий: Капитаны кораблей, получите морскую карту!

В подарок Нептуну, каждый корабль привезет морских обитателей

Желаю всем удачи!

__________________________________________________________________

Викторина «Рыбы»

Какие рыбы существуют только с 20 февраля по 20 марта? (знак зодиака)

Какая рыба вооружена лучше всех? (рыба-меч)

Какая рыба, кроме «золотой», способна исполнить желание? (щука)

Каким орудием ловил рыбу старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (невод)

Какая игра заканчивается «рыбой»? (домино)

Какая рыба носит имя человека? (карп)

Как звали человека-амфибию? (ихтиандр)

Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (сельдь)

__________________________________________________________________

Ведущий: Капитаны кораблей, сдать морские карты!

Ведущий: Приготовить Нептуну карту «Морских глубин»!

Нептун: так, подать мне сюда, тех кто смел меня украсть.

(дети ловят пиратов и приводят к Нептуну)

Нептун: Велю в ту же минуту искупать пиратов

(обливание всего лагеря)

Нептун: Спасибо милые друзья, повесили вы меня. Ну, а мне уже хочется покоя, отправлюсь я на дно морское. До свидания!

Дети прощаются с Нептуном.

Станция № 1

Река «Акватория»

1. «Водный доставала»

Инвентарь: 2 таза, 2 мешочка, шишки (20-30шт), 4 пластиковые ложки

Содержание: По команде, каждый игрок подбегает к тазу с водой, берет ложку в руки и достаёт 1 шишку из воды, кладет в мешочек, возвращается к команде.

Правила: Можно достать только 1 шишку.

Методические указания: Побеждает та команда, которая быстрей вытащить все шишки из воды.

2. «Наливай-ка»

Инвентарь: 3 ведра; 3 пластиковые бутылка (5л); 3 пластиковых стаканчика; пластиковый шарик.

Содержание: По команде, первые игроки зачерпывает воду и бегут к бутылке, выливают воду в бутылку, возвращается.

Правила: возвращать стаканчик другому игроку.

Методические указания: Игра продолжается до тех пор, пока шарик не поднимется до горлышка бутылки. Побеждает та команда, у которой шарик первым поднялся до горлышка бутылки.

3. «Угадай-ка»

                                                                      1. По морю идет-идет,        

                                                                          А до берега дойдет –

                                                                          Тут и пропадет. (Волна)

2. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

                                                                      3. Чего гору не выкатить,

                                                                          В решете не унести

                                                                          И в руках не удержать? (Вода)

4. Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. ( Речка)

                                                                      5. В тихую погоду – нас нет нигде,

                                                                          А ветер подует, бежим по воде.( Волны)

6. Что бы не было беды,

Жить нельзя нам без…(Воды)

Станция №2

«Океан дельфинов»

1. «Напои животного»

Инвентарь: 2 ведра, вода, 2 палки, 2 маски, 2 пластиковые бутылки

Содержание: Участники, зачерпнув ложкой воду из ведра, должны добежать до «животного», т.е. напоить его водой, затем вернуться обратно. Вода будет сливаться в пластиковую бутылку, которая будет находиться за маской. Побеждает та команда, в чьей емкости будет больше воды.

Правила: Добежать и не разлить воду.

Методические указания: Бежать по одному человеку из команд, затем передать эстафету следующему. Если ложка оказалась пуста, участник возвращается и передает эстафету следующему. Игра длится 2-3 минуты.

2. «Засуши болото»

Инвентарь: Тарелка с водой.

Содержание: Участники делятся на две команды. Задача каждой команды добежать до тарелки с водой. Это и есть «болото», которое предстоит осушить. По сигналу первый игрок каждой команды бежит к тарелке и изо всех сил дует на воду, стараясь, чтобы она выплеснулась, возвращается и передает эстафету следующему.

Правила: Выдуть, как можно больше воды из тарелки.

Методические указания: Бежать по одному человеку из команд, затем передать эстафету следующему. Тарелка с водой на расстоянии от каждой команды, примерно 2-1,5 метра.

 3. «Морской бой»

Инвентарь: Самодельные кораблики, тазик с водой, камешки.

Содержание: Участники делятся на две команды. Напротив, каждой команды, на расстоянии 1,5-2м, расположен тазик, наполненный водой. Внутри каждого тазика по 10 корабликов. Задача каждой команды попасть камешком в свой тазик и утопить кораблики. У кого останется меньше корабликов, тот победил.  

Правила: Бросать камешки в тазик с водой, и утопить как можно больше корабликов.

Методические указания: Бежать по одному человеку из команд, затем передать эстафету следующему. Тазики стоят на против каждой команды на расстоянии 1,5-2 метра. Бросать только по одному камешку, затем бросавший идет в конец своей команды.

Станция №3

«Океан Побед»

1. «Самый быстрый, самый ловкий»

Инвентарь: 2 мяча (футбольных), 2 пластиковых стакана, вода, 2 конуса.

Подготовка: дети делятся на две команды, стоя в колонне по одному. У направляющих в одной руке стакан, наполненный водой, а рядом лежит мяч. Перед каждой командой на расстоянии 10 метров установлен конус.

Проведение: По команде направляющий бежит, ведя мяч ногой и держа в руке стакан воды. Обегает конус, возвращается назад, передовая инвентарь следующему, встает в конце строя.

Методические указания: побеждает тот, у кого останется наибольшее количество воды в стакане.

2. «Передай шарик»

Инвентарь: 2 воздушные шара, наполненные водой.

Подготовка: дети делятся на две команды, стоя в колонне по одному. Размыкаются назад на расстоянии вытянутой руки, шарик с водой у направляющего.

Проведение: По сигналу капитан передает шарик передает шарик назад руками с верху второму, второй – третьему. Последний передает шарик по низу между ногами, до первого.

Методические указания: выигрывает та команда, которая сделает быстрее и у которой не лопнет мяч с водой.

Подвижные игры:

      3. «Невод»

Содержание: Двое играющих берутся за руки, образуя «невод» (они будут являться водящими). Остальные ребята «плавающие рыбы». Задача водящих, то есть «невода» – поймать как можно больше «плавающих рыб». Если «рыбку» поймали, то она присоединяется к водящим и становится частью «невода».

        Правила:

1) устанавливаются границы за которые нельзя выбегать;

2) если игрока поймали, то он сразу становится в «невод»;

3) если игрок вышел за пределы границ, то он тоже становится в «невод».

Методические указания: 1) должно быть большое и просторное место для игры;

2) если водящие не могут догнать никого в течении 2-3 минут, то смена водящих;

3) следить что бы водящие не бегали за одними и теме же людьми;

4) следить за тем, чтобы дети не толкались, «не подрезали» друг друга.

Станция №4

                                                «Остров Конг»

1.«Держи крепче»

Инвентарь: Стаканы с водой, ракетка.

Содержание: Ученики делятся на 2 команды, даются стаканы с водой и ставится на ракетку.

Правила: Дойти до конусов и обратно, не разлив воды и передать другому.

Методические указания: Следить что бы не держали стакан руками.

        2. «Попади в мишень» 

        Инвентарь: губки, мелки.

Содержание: Нарисовать на асфальте мишень с баллами по возрастанию.

Правила: Поочередно кидать в мишень мокрыми губками и считать быллы.

Методические указания: Проследить что бы губки были хорошо намочены и не заходили за линию.

Станция №5

«Водопад Шалун»

1. «Нарисуй красиво»

Инвентарь: 2 кисточки, 16 альбомных листов, 2 стакана, 2 стула, мел, краски.

Содержание: За чертой становятся дети в две равные колоны. На противоположной стороне стоит 2 стула на которых лежит 1 лист бумаги, кисть, стакан с водой краски. На листе каждый из детей должен будет нарисовать 1любую часть морского обитателя. Из 2колон

выбираются по 1человеку которые стоят спиной к участникам и не смотрят что рисуют остальные дети. После того как последний ребенок нарисовал часть рисунка, дети которые стояли спиной должны одновременно повернутся посмотреть на рисунок и сказать что на нём нарисовано в течении 35 сек. Кто скажет первый тот и победил.

Правила: Нельзя кричать, подсказывать человеку который стоит спиной к команде.

Методические указания: Выигрывает та команда которая наиболее тише выполняла задание, и быстрее сказала , что нарисовано на рисунке.  

2. «Ответь на вопрос»

1) Самая зубастая рыба в море  (Акула.)
2) Какое слизистое растение бывает в воде зелёного цвета (Водоросли.)

3) В присосках восемь ног…Кто Бродит он по дну один. Все же это? (Осьминог!)

4) Вильнёт хвостом туда-сюда, Вильнёт – и нет ее следа. (Рыбка)

5) Вот  так   рыба -  просто  чудо! Очень  плоская,  как  блюдо. Оба   глаза  на спине,   и

живёт на самом дне. Очень странные дела. Эта рыба …(Камбала)

6) Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя. (Болото)

7) Без чего не умыться, не напиться? (Без воды)        

8) С неба пришёл и в землю ушёл. (Дождь)

3. «Суша и вода»

 Инвентарь: мел.

Содержание: Конкурс на внимательность. Участвовать может много человек, главное, что все должны стоять на одной линии. Участники совершают прыжки вперёд и назад при словах “суша” и “вода”соответственно.

Правила: Тот, кто не успевает прыгать или прыгает, когда звучит слово,  выбивают из игры. Победит самый внимательный.

Методические указания: Менять слова нужно быстро, чтобы было интересней. Запутать игроков можно, если вместо нужных слов произносить синонимы. Например, для суши это берег, земля, а для вода это океан, речка озеро.

Станция №6

                                           «Пруд эмоций»

Эстафеты:

1. «Закинь удочку»

Инвентарь: 2 таза с водой, 2 палки, 2 веревки, 2 пластиковых стаканчика, 4-6 коробочки из-под бахил.

Содержание: За чертой становятся дети в две равные колоны. На противоположной стороне устанавливаются 2 таза с водой (пруд), в которых находятся коробочки из-под бахил (рыбка). Первым номерам из колон выдаются удочки. Задача первого номера добежать до пруда, при помощи удочки поймать одну рыбку, убежать обратно и отдать удочку второму номеру. Задача второго номеру добежать до пруда, поймать две рыбки, убежать обратно и отдать удочку третьему номеру. Задача третьего номера добежав до пруда, выпустить всех рыбок. Рыбалка продолжается до последнего номера в колоне.

Правила: Если упала рыбка, то ее следует поднять и продолжить рыбалку.

Методические указания: Привязать один конец верёвки к палке, другой к пластиковому стаканчику.

2. «Осуши водоем»

Инвентарь: 2 таза, 2 пластиковых стаканчика, 2 платочка, вода в 2-х пластиковых стаканчиках.

Содержание: 1-й пустой стакан стоит на земле, а 2-й стакан с водой на перевёрнутом тазе. Задача каждой команды с платочком в руках добежать до таза, намочить платок и выжать его в стакан, который находится на земле. Прибежать обратно и отдать платок следующему участнику команды.

Правила: Нельзя переливать воду из стакана в стакан.

Методические указания: Выигрывает та команда, у которой будет наибольшее кол-во воды в стакане, стоявшем на земле.

  1. «Нажива»

Инвентарь: 2 таза с водой, 2 мяча из бумаги в скотче, 2 пластиковые бутылки.

Содержание: Дети   делятся   на   2    равные   части  и    становятся   в   круг.  Два ведущих встают в круг и  крутят  бутылку. Горлышко бутылки указывает  на  того,

кто будет бросать камень (мячик из бумаги в скотче), в таз с водой (пруд).

Правила: Бросая камень, нельзя заступать за линию. 

         Методические указания: Если горлышко бутылки указывает между детьми, то бросает ребёнок с правой стороны.

                                                     Станция №7

_________________________________________________________________

                                                     Станция №8

                                                     «Русалочка»

1. «Нарисуй»

Инвентарь: водный пистолет.

Правила: каждый игрок из команды рисует водным пистолетом что - нибудь связанное  водой.

2. «Нарисуй картину»

Инвентарь: мелки.

Правила: дети должны мелками нарисовать картину в рамке.

Оценочный материал: за каждое нарушение отнимается один балл, за правильно выполненное задание 5 баллов.



Предварительный просмотр:

  Министерство образования и науки Челябинской области

  ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

   Кафедра естественнонаучных дисциплин и физического воспитания

                                         Грудева Полина Сергеевна

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ

  РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность (49.02.01.)

с оценкой____________________

Физическая культура

«   » _______________ 201__ года

Курс 2, группа 29

Научный руководитель: Ртищева А.В.

преподаватель физической культуры

первой квалификационной категории

 

Челябинск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ

1.1.Понятие о лыжах и лыжной подготовке

5

1.2.Возникновение, развитие и первоначальное применение лыж

6

1.3.Формы организации занятий по лыжной подготовке

8

1.4.Классификация способов передвижения на лыжах

10

1.5.Основные элементы техники передвижения на лыжах

14

Выводы по первой главе

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

21

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Лыжный спорт в районах со снежной зимой - один из основных и наиболее массовых видов спорта. Он включен в программы физического воспитания средних школ, а так же входит в комплекс ГТО.

Значение лыжного спорта определяется его воздействием на здоровье занимающихся, широким развитием физических, моральных и волевых качеств, привитием жизненно важных двигательных умений и навыков.

 Лыжному спорту, как эффективному средству физического воспитания, принадлежит важная роль в укреплении здоровья  и  совершенствовании физического развития молодежи, в подготовке ее к будущей профессиональной деятельности. Однако до последнего времени в теории и методике лыжного спорта исследования проводились преимущественно на лыжниках и лыжницах высокой спортивной квалификации. Структура движений и методика обучения занимающихся, имеющих низкий уровень спортивной подготовленности (например, школьники), остаются недостаточно изученными. Поэтому исследование  всего процесса  обучения данного контингента призвано содействовать практическому осуществлению стоящих перед ними задач по повышению массовости занимающихся физической культурой и спортом.

Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодежи. Особенно привлекают спуски со склонов различной крутизны.

Занятия на лыжах имеют оздоровительное, образовательное воспитательное значение.

Оздоровительное значение лыжного спорта заключается в благотворной обстановке занятий, вовлечении в динамическую, разностороннюю работу при передвижении на лыжах всех основных групп мышц, активной деятельности органов дыхания и кровообращения, протекающей в благоприятной обстановке, возможности легко регулировать нагрузку.

Существенно и образовательное значение лыжного спорта. В процессе занятий лыжник приобретает новые знания, умения и навыки, связанные с техникой передвижения на лыжах, закономерностями тренировки, гигиеной и т. д.

В     тренировках     и    соревнованиях    воспитываются    физические    качества –

выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений, воспитываются смелость, настойчивость и другие психологические качества.

В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Основы техники передвижения на лыжах».

Цель исследования: теоретически проанализировать особенности организации и техники обучения передвижения на лыжах.

Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи:

  1. Провести анализ научно-методической литературы по указанной теме.
  2. Просмотреть и изучить классификацию, а также основные элементы техники передвижения на лыжах.

Методы исследования носят теоретический характер: изучение, обработка и систематизация и материала по теме работы.


ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ

                    1.1. Понятие о лыжах и лыжной подготовке

Лыжный спорт - это совокупность различных видов зимнего спорта, в соревнованиях по которым спортсмены используют лыжи.

В 1975 г. И.М. Бутин сформулировал определение: Лыжная подготовка - обязательный минимум занятий на лыжах по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях различного профиля, в Вооруженных Силах страны.

Рекомендуется в качестве спортивного развлечения включать в занятия по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и передвижение на лыжах. Лыжная подготовка проводится на основании государственных программ и обеспечивает обучение детей, подростков и всего взрослого населения страны технике передвижения на лыжах, выполнение учебных и контрольных нормативов, в том числе и нормативов любого комплекса. В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах, методов развития общей работоспособности, подготовки к соревнованиям; прививаются навыки самостоятельных занятий [1].

Существует несколько видов лыжного спорта:

  • лыжные гонки
  • горнолыжный спорт
  • прыжки на лыжах с трамплина
  • лыжное двоеборье
  • сноуборд
  • фристайл

Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции. Главная задача занятий лыжным спортом - достижение физического совершенства и наиболее высоких спортивных результатов, что и является основным отличием спорта от других видов занятий лыжами [1].

За годы развития сложились следующие типы лыжного спорта:

  • Детско-юношеский спорт

Основная задача  -  прививание устойчивого интереса у подростков и юношей к занятиям по различным видам лыжного спорта, а также укрепление здоровья, достижение физического совершенства и подготовка резервов для спорта высших достижений.

  • Массовый лыжный спорт

Основная задача - повышение уровня физической работоспособности, оздоровление и совершенствование организма. Спортивные результаты в данном случае являются не самоцелью, а показателем уровня физической подготовленности и готовности к активной жизнедеятельности и труду.

  • Лыжный спорт для инвалидов

Основная задача - реабилитация инвалидов, привлечение их к активной деятельности, укрепление здоровья.

  • Спорт высших достижений (любительский лыжный спорт)

Главной целью является достижение наивысших результатов в соревнованиях.

  • Профессиональный лыжный спорт

Он имеет, прежде всего, зрелищный и коммерческий характер. Спортсмены-профессионалы получают высокие награды за победы в соревнованиях. Однако это относится в основном к горнолыжному спорту в силу его высокой зрелищности, что и привлекает коммерческие структуры. В лыжных гонках профессионализм в чистом виде распространения не получил [4].

Между лыжным спортом и лыжной подготовкой существует тесная взаимосвязь. Основой развития лыжного спорта высших достижений является массовая лыжная подготовка. С появлением новой талантливой молодежи растут спортивные достижения сильнейших лыжников, повышается общий уровень развития лыжного спорта в стране. В свою очередь ведет к дальнейшему совершенствованию системы лыжной подготовки [4].

1.2. Возникновение, развитие и первоначальное применение лыж

Различные  приспособления,  увеличивающие  площадь  опоры при  передвижении  по  глубокому  снегу,  использовались  древнейшими  народами  в  быту  и  на  охоте.  Первыми  такими  приспособлениями,  очевидно,  были  шкуры  убитых  животных,  которыми древние охотники обматывали ноги, предохраняя их от холода. Это послужило  толчком  для  использования  других  предметов (обломков  коры,  щепок,  а  позднее  и  дощечек)  для  увеличения площади опоры [3].

Многочисленные исследования  историков, археологов,  русские летописи, скандинавский эпос и другие источники говорят о применении лыж народами, населяющими Сибирь, Урал, Алтай, север Европы, Скандинавию еще задолго до нашей эры.

Новейшие  данные  позволяют  предположить, что  лыжи  были изобретены в конце верхнего палеолита - примерно 15-20 тыс. лет. На территории Российской Федерации найдены самые северные в мире верхнепалеолитические стоянки древнего человека - в устье реки Чусовой и на реке Лене (Якутия). Вероятнее всего, что поначалу северные народности использовали  ступающие  лыжи  различной  формы  -  круглые,  овальные  и ракетообразные. Скользящие лыжи появились значительно позднее -  в  период  неолита.  Наскальные  изображения,  относящиеся  к  III тысячелетию  до  н.э.,  позволяют  считать,  что  в  это  время  уже применялись скользящие лыжи. На этих рисунках фигурки людей изображены на относительно узких и длинных лыжах с загнутыми носками и с одной  палкой,  которая,  очевидно,  использовалась  и при  передвижении на лыжах, и как копье на охоте. Подобные изображения найдены в Скандинавии на скалах полуострова  Рэдей,  острова  Хеллеристина  (Норвегия)  и города  Упсала  (Швеция),  археологи  относят  их  к  концу  неолита  и  началу нашей эры (2-3 тыс. лет назад).  Археологическая находка  (обломки  сосуда  с  изображением  лыжника  с  палками) говорит о применении лыж в период неолита и в средней полосе европейской части Российской Федерации. У древнегреческих историков Страбона (I в. до н.э.) и Ксенофонта (IV в. до н.э.) имеются упоминания о том, что племена в горах Кавказа использовали  ступающие  лыжи.  

На  Руси слово «лыжи» впервые употребляется в XII в. в письме митрополита  Никифора  к  киевскому  князю  Владимиру  Мономаху. При археологических раскопках на стоянках древнего человека и торфяных болотах на территории Российской Федерации и стран Скандинавии найдены лыжи или их отдельные части. Наиболее древние находки окаменелых лыж имеют возраст около 5000 лет [5].

В процессе эволюции форма лыж постепенно совершенствовалась.  После  ступающих  лыж  появились  скользящие.  Но  был  период,  когда  применялись  скользящие  лыжи  разной  длины  -  одна узкая  и  длинная  для  скольжения,  а  другая  -  более  короткая  и широкая - для отталкивания [5].

Позднее стали применяться лыжи, обтянутые снизу шкурой лося, оленя или нерпы с коротким ворсом, расположенным назад, что позволяло  избежать  проскальзывания  при  подъеме  в  гору. Постепенную эволюцию лыж подтверждают и более поздние находки. Так, при археологических  находках  в  древнем  Новгороде  найдена  лыжа, датируемая первой половиной XIII в., которая несмотря на грубую обработку  древесины,  очень  напоминает  современные  охотничьи лыжи.  При  длине  192  см  и  средней  ширине  8  см  она  имеет приподнятый,  загнутый  и  заостренный  нос.  Толщина  в  месте прикрепления  к  ноге достигает  3  см.

Русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что помимо охоты лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость, выносливость в беге и в спусках со склонов.  Наряду с другими развлечениями и упражнениями  лыжи сыграли важную роль в физическом развитии русского народа [13].

1.3. Формы организации занятий по лыжной подготовке

Существует две основные формы организации занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту:

  • урочные (уроки лыжной подготовки и учебно-тренировочные уроки в школьной секции и ДЮСШ);
  •  внеурочные (организованные групповые, самодеятельные групповые и самостоятельные индивидуальные занятия).

Наиболее широкое распространение получили урочные формы занятий.

Урок лыжной подготовки является основной формой организации учебного процесса, в ходе которого обеспечивается решение важнейших задач физического воспитания школьников [6].

На уроках в процессе лыжной подготовки проводится обучение разным способам передвижения на лыжах, идет работа по развитию физических и морально-волевых качеств занимающихся. На уроках в школе решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, предусмотренные программами по физической культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом «Лыжная подготовка» в частности. В ходе уроков по лыжной подготовке все эти задачи конкретизируются с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей школьников [9].

 На уроках лыжной подготовки решаются следующие основные задачи:

  • обучение школьников способам передвижения на лыжах;
  • оздоровление и закаливание учащихся, развитие важнейших физических качеств (выносливости, силы, ловкости и др.);
  • воспитание морально-волевых качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.);
  • привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах;
  • воспитание навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий, и т.д.

Внеурочные занятия по лыжам и лыжному спорту организуются в школе в виде секционных занятий, разнообразных физкультурно-массовых мероприятий на лыжах (прогулок, туристических походов, экскурсий и зимних праздников), занятий на лыжах в режиме продленного дня, соревнований по различным видам лыжного спорта. Кроме этого, большое значение во внеурочных мероприятиях имеют самостоятельные занятия школьников (индивидуальные и групповые) по выполнению домашних заданий по уроку [1].

На внеурочной лыжной подготовке решаются следующие основные задачи:

  • укрепление здоровья учащихся и закаливание их

организма;

  • всестороннее физическое развитие и развитие основных

двигательных качеств;

  • развитие физической работоспособности (выносливости);
  • совершенствование техники основных лыжных ходов;
  • овладение основами тактики лыжника гонщика;
  • достижение высоких результатов, выполнять разрядные

нормативы.

Учебная работа по лыжной подготовке и внеурочная работа по лыжам и лыжному спорту тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга в системе физического воспитания школьников. Лыжная подготовка является ведущей, а внеурочные занятия на лыжах дополняют и расширяют знания, умения и навыки, полученные на уроке по лыжной подготовке [8].

1.4. Классификация способов передвижения на лыжах

Лыжные ходы используются для передвижения по равнине и по пересеченной местности и отличаются друг от друга по вариантам работы рук, количеству шагов в цикле хода [15].

Классификацию всех лыжных ходов определяют два признака:

По первому признаку ходы разделяются на:

  • попеременные;
  • одновременные.

В попеременных ходах отталкивание руками выполняется поочередно, одновременных ходах толчок выполняется двумя руками в  одно и то же время.

По второму признаку ходы разделяются на:

  • бесшажные - передвижение происходит только за счет отталкивания

палками, без движения ног;

  • одношажные - в цикле хода только один скользящий шаг и толчок палками;
  • двухшажные - в цикле хода два скользящих шага;
  • трехшажные - в цикле хода три скользящих шага;
  • четырехшажные - в цикле хода четыре скользящих шага [12].

Применяемых в лыжных гонках: попеременый двухшажный, попеременный четырехшажный, одновременный бесшажный, одновременный двухшажный, одновременный трехшажный.

Последний вариант хода иногда называют стартовым. Кроме этого, одновременный трехшажный ход имеет две разновидности - с одновременным и попеременным выносом палок [10].

За последние годы все шире стал применяться сильнейшими лыжниками коньковый ход,  который при определенные условиях (хорошее скольжение и достаточно твердо укатанный снег) позволяет развить высокую скорость. Отличное владение техникой этого хода позволяет сильнейшим лыжникам - гонщикам при определенных   условиях развивать   высокую скорость   передвижения,

выше, чем при применении «классических» лыжных ходов.

Различают следующие коньковые лыжные ходы:

  • без отталкивания руками: с махами рук и без махов руками;
  • с отталкиванием руками:  попеременный и одновременный (полуконьковый

одношажный и двухшажный).  

Лыжник выбирает тот или иной ход в зависимости от условий скольжения и сцепления лыж со снегом, рельефа местности, уровня физической подготовленности, состояния лыжни и опоры для палок. [11].

Спортсмены-новички и недостаточно квалифицированные лыжники обычно используют все способы передвижения на лыжах, что позволяет более экономно расходовать силы в зависимости от внешних условий и в то же время поддерживать необходимую скорость передвижения. У спортсменов высокой квалификации выбор способов передвижения определяется главной задачей соревнований - достижением максимальной скорости. В этом случае они используют лыжные ходы, обеспечивающие в первую очередь высокую скорость передвижения по лыжне: попеременный двухшажный, одновременные бесшажный и одношажный.
Другие способы передвижения - одновременный двухшажный, попеременный четырехшажный - сильнейшие гонщики применяют редко, а одновременный трехшажный практически не используют [11].

В зависимости от рельефа трасс, условий скольжения и ряда других факторов лыжникам - гонщикам порой приходится часто переходить с хода на ход.

Для смены ходов в лыжных гонках применяются следующие виды переходов:

1) с попеременного двухшажного на одновременные - переход без шага, через один шаг;

2) с одновременных на попеременные  -  прямой переход, переход с прокатом.

В лыжных гонках для преодоления спусков на высокой скорости применяются различные стойки (позы). Выбор их зависит от цели, условий скольжения, рельефа местности, длины и крутизны склонов, а также наличия неровностей и посторонних предметов на трассе спуска. Стойки спусков классифицируются в зависимости от высоты расположения общего центра тяжести (ОЦТ) тела, что внешне проявляется степени сгибания туловища и  ног   в   тазобедренных,    коленных  и     голеностопных

суставах.

Применяются следующие стойки:

  • средняя (основная);
  • высокая;
  • низкая.

По ширине ведения лыж при спуске различают нормальную, широкую и низкую стойки, возможен также спуск в выпаде [3].

В лыжных гонках применяются и различные специальные виды стоек: «аэродинамическая», стойка «отдыха»; кроме этого, в горнолыжном спорте используют основную стойку, «яйцо», «болид», «ракету». Все указанные стойки применяются при прямом спуске со склонов различной крутизны и рельефа, большая часть из них используется и при спуске наискось. В этом случае лыжник расположен боком к склону. Это приводит к изменению позы и характера ведения лыж по снегу, что позволяет избежать соскальзывания лыж вниз по склону.

При подъеме применяются следующие способы их преодоления:

  • скользящим и ступающим шагом (попеременными ходами);
  • «елочкой», «полуелочкой»;
  • «лесенкой».

Все указанные способы могут быть использованы при преодолении подъемов в прямом направлении, наискось или зигзагом. Выбор способов передвижения в подъемы зависит от крутизны склона, условий скольжения и сцепления лыж со снегом, технической и физической подготовленности лыжника-гонщика, а также от качества подготовки лыжни и глубины снежного покрова [14].

В лыжных гонках для преодоления подъемов чаще всего применяется попеременный двухшажныи ход. При хорошем скольжении и на подъемах малой крутизны попеременный двухшажныи ход по технике мало чем отличается от передвижения по ровному участку, но с увеличением крутизны (до 4-12°) в характеристиках движений появляются заметные изменения. При увеличении крутизны подъемов (до 13-15°) лыжники обычно преодолевают их скользящим бегом, а с дальнейшим увеличением крутизны подъема переходят на ступающий шаг. На выбор способа преодоления подъемов    оказывают   влияние   не   только   их   крутизна,  но  в   значительной мере

сцепление лыж со снегом. 

Повороты на месте в основном применяются на равнине для подготовки к передвижению в новом направлении, но могут быть использованы с той же целью на подъемах и спусках, при остановках.

Известны три группы поворотов на месте:

1) повороты переступанием - вокруг пяток или носков лыж;

2) повороты махом направо кругом, налево кругом, то же через лыжу вперед или назад;

3) повороты прыжком - с опорой и без опоры на палки.

Повороты в движении служат для изменения направления при спусках или на ровном участке после спуска со склона и классифицируются по способу выполнения.

Известны следующие повороты в движении:

  • повороты переступанием - с внутренней лыжни, с наружной лыжни;
  • повороты рулением - упором, «плугом», «ножницами», выпадом;
  • повороты махом - из упора, из «плуга», на параллельных лыжах.

Однако не все из перечисленных поворотов применяются одинаково часто. Выбор поворотов зависит от крутизны и рельефа склона, состояния и плотности снега и задач, которые стоят перед лыжником при спуске с поворотами [15].

Повороты в движении классифицируются и по отношению к направлению спуска к склону:

  • поворот к склону из спуска прямо;
  • поворот к склону из спуска наискось;
  • поворот от склона из спуска наискось;
  • полный поворот из спуска наискось в спуск наискось в другом направлении (вначале поворот от склона, затем к склону)
  • сопряженные повороты - серия поворотов один за другим вправо и влево, когда конец предыдущего поворота является началом следующего в другую сторону.

        Способы торможений применяются с целью снижения скорости или полной остановки лыжника при скольжении по склону или на ровном участке после спуска.

        Торможения    выполняются   лыжами     путем    изменения  их     положения    по

отношению к склону и направлению движения (разведение лыж или поворот) с целью увеличения сопротивления снега.

Применяются следующие способы торможений:

1) упором;

2) «плугом»;

3) боковым соскальзыванием;

4) торможение падением;

5) исключением является торможение палками. Они применяются,

когда другие способы торможения невозможны из-за внешних условий [15].

1.5. Основные элементы техники передвижения на лыжах

Все способы передвижения на лыжах состоят из отдельных элементов.

К основным элементам передвижения относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, скольжение, подседание.

Отталкивание лыжами. Отталкивание в лыжных ходах осуществляется

ногой за счет распрямления ее в суставах. Основная задача отталкивания - увеличение скорости передвижения лыжника. При отталкивании движение в тазобедренном, коленном и голеностопном суставе начинается в разное время, а заканчивается почти одновременно, скорость движения при этом постепенно нарастает. Толчок начинается в тазобедренном суставе, затем включается движение в коленном и заканчивается в голеностопном  суставе.

В результате отталкивания ОЦМ отдаляется от опоры и приобретает скорость, движение направлено вперед. Акцент усилий при отталкивании - на увеличение давления лыжи на снег (для обеспечения надежного сцепления лыжи со снегом) и на выталкивание таза (всего тела) вперед. При быстром завершении отталкивания стопой все эти действия обеспечивают высокую скорость продвижения вперед [7].

Высокая эффективность отталкивания ногой обеспечивается еще целым рядом движений, и в первую очередь маховыми движениями другой ноги и одноименной (с толчковой ногой) руки с палкой. Мах по возможности должен быть выполнен более выпрямленными конечностями, при этом возникают инерционные силы, передающиеся   назад - вниз.   Они    способствуют   усилению   давления   на  лыжу   и

напряжению мышц толчковой ноги.

В свою очередь, в мышцах возникают упругие силы, которые способствуют выполнению отталкивания (увеличивают силу толчка). Отталкивания помогают выполнить разные движения  - поворот таза, поворот бедра маховой ноги наружу (относительно таза) и так называемый бросок тела вперед. Все эти перемещения значительных масс вперед обеспечивают ускорение ОЦМ тела лыжника. Важно совместить бросок тела вперед-вверх по времени с началом выпада маховой ноги. Нельзя допустить отставание таза в момент окончания выпада, что приведет к нарушениям в последующих фазах движения.

Отталкивание палками. Основная задача отталкивания палками как в одновременных, так и в попеременных ходах заключается в увеличении скорости скольжения лыж (лыжи в попеременных ходах) или хотя бы в предотвращении ее снижения. Кроме этого, отталкивание палками способствует перемещению лыжника вперед над скользящей или останавливающейся лыжей (перекат) [7].

 Отталкивание играет важную роль в передвижении на лыжах попеременными ходами. Отталкивание палкой начинается с ее энергичной постановки на снег под углом 70-85°. Угол постановки во многом зависит от условий скольжения. Палка ставится на снег слегка согнутой рукой, которая сразу начинает нажим вниз. Правильное выполнение этого элемента приводит к заметному сгибанию палки от приложенных к ней усилий.

В первой части отталкивания палкой благодаря энергичному нажиму происходит ускорение скольжения, но одного только нажима для этого недостаточно. Лыжник должен создать жесткую систему «рука - туловище - нога» для передачи усилий на лыжу. Это приводит к разгрузке скользящей лыжи, уменьшению удельного давления на снег, снижению трения и, что особенно важно, как конечный результат - к увеличению скорости скольжения лыжи. Легкое выдвижение стопы вперед при постановке палки предупреждает преждевременный перекат и амортизационную потерю энергии. Кроме того, необходимо на это время зафиксировать суставы за счет напряжения мышц, управляющих движением во всех звеньях цепи - от кисти до стопы, что и обеспечивает жесткую передачу усилий.

В   начале   (первой  части)    отталкивания   рука   в   локтевом суставе   несколько сгибается (порой до 90°), а затем происходит отталкивание за счет разгибания руки в локтевом сустав (вторая часть). Это разгибание начинается в тот момент, когда рука находится еще впереди тела. С целью усиления отталкивания туловище несколько наклоняется вперед (на 5-7°), благодаря этому отталкивание палкой происходит под более острым углом. Отталкиванию палкой помогают энергичные маховые движения других руки и ноги. Все это облегчает выполнение переката и помогает продвижению тела вперед. Финальная часть толчка заканчивается энергичным движением кисти с опорой на петлю. В момент окончания толчка рука с палкой составляет прямую линию, слегка поднимается вверх и остается вытянутой до начала ее выноса вперед. Толчок палкой выполняется точно назад - вниз, параллельно лыжне; поперечные отклонения недопустимы.

При отталкивании рукой могут встречаться ошибки, снижающие его эффективность. Так, позднее разгибание руки в локтевом суставе в первой части приводит к увеличению угла отталкивания. Дополнительные, лишние движения туловища - поворот или наклон в боковом направлении - уменьшают силу давления на палку. Ранний перекат - перемещение тела вперед в голеностопном суставе - также недопустим, так как это не позволит выполнить законченный толчок.

Свободное скольжение. Главная задача свободного скольжения - не снизить скорость перемещения по лыжне на скользящей лыже. При трении лыж по снегу возникают тормозящие силы. При излишнем отбрасывании назад - вверх прямой руки после толчка или сгибании в локте вверх возникают вредные силы инерции, которые в данный момент ничем не компенсируются. Это приводит к увеличению давления лыж на снег и силы трения, что сокращает длину и скорость проката. Подобный отрицательный эффект возникает и при других вертикальных перемещениях (например, излишнем «замахе» ногой после окончания толчка).

При передвижении по равнине с небольшой скоростью сила сопротивления воздуха невелика, а при свободном скольжении она практически не влияет на скорость и длину проката. С взаимным увеличением скорости относительно друг друга сопротивление встречного потока воздуха заметно возрастает. В этом случае им пренебрегать нельзя и следует уменьшить площадь лобового сопротивления тела: наклонить туловище вперед.

Подседание. От   правильного  и    своевременного     выполнения  подседания   во

многом зависят сила и скорость отталкивания ногой. Подседание - это предварительное сгибание ноги в тазобедренном, коленном и разгибание в голеностопных суставах перед отталкиванием. Оно начинается именно со сгибания опорной ноги в коленном и тазобедренном суставах, движение выполняется слитно и быстро (от 0,09 до 0,21 с).

Останавливают подседания мышцы-антагонисты, при этом увеличивается их напряжение переходя в уступающий режим. Мышцы-разгибатели из уступающего режима работы переходят в преодолевающий, начинается отталкивание с выпрямлением опорной ноги.

Лыжник удерживает по возможности как можно ниже пятку стопы; при этом он наклоняет голень вперед, задерживая поднимание стопы над лыжей. Мышцы- сгибатели стопы также значительно растягиваются перед финальным усилием отталкивания [7].

                                                 Выводы по 1 главе

В ходе исследования мы выяснили, что лыжи, как средство физического воспитания для людей любого возраста,  состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и физическая выносливость.

В первом параграфе нами рассмотрены особенности понятия «лыжи и лыжной подготовки» и даны их разновидности: лыжные гонки; горнолыжный спорт; прыжки на лыжах с трамплина; лыжное двоеборье; сноуборд; фристайл.

Во втором параграфе мы изучили возникновение лыж и их первоначальное применение.

В третьем параграфе мы рассмотрели формы организации занятий по лыжной подготовке. Две основные формы организации занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту являются: урочные и внеурочные.

        В четвертом параграфе нами были изучены классификации способов передвижения на лыжах.  Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах; лыжные ходы и переходы с хода на ход; стойки спусков и способы подъемов; повороты на месте и в движении;      способы  торможения.

В пятом параграфе нами рассмотрены основные элементы передвижения на лыжах. К основным элементам передвижения относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, скольжение, подседание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и совершенствование способов передвижения на лыжах способствует развитию профессионально важных физических и психофизических качеств и двигательных навыков, укреплению здоровья, повышению работоспособности в период всей трудовой деятельности.

Занятие лыжным спортом имеет очень важное оздоровительное значение, выполняя большую физическую работу в наиболее благоприятных гигиенических условиях, благотворно влияющих на организм, закаливающих его и улучшающих общее состояние.

Воспитательное значение заключается в том, что занятия лыжным спортом воспитывают и совершенствуют ряд жизненно важных навыков и умений, физических и морально-волевых качеств: выносливость, силу, быстроту, ловкость, смелость, решительность, настойчивость, выдержку.

 Освоение способов передвижения на лыжах занимает центральное место в физическом образовании, являясь важной стороной физического воспитания.

В физическом воспитании лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Лыжи доступны для детей с самого раннего возраста. Ходьба на лыжах оказывает всестороннее влияние на организм.  Ходьба на лыжах положительно влияет на развитие мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, способствует формированию целого ряда физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты). Длительная мышечная работа на чистом воздухе в условиях низких температур способствует закаливанию организма, значительно повышая его сопротивляемость к различным заболеваниям.

Образовательное значение лыжного спорта. В процессе занятий лыжник приобретает новые знания, умения и навыки, связанные с техникой передвижения на лыжах.

Прикладное значение заключается в том, что лыжи применяются в трудовой деятельности (охотники, обходчики, рабочие леспромхозов, участники экспедиций и т. п.) и в быту (средство активного отдыха).

 Продолжительная и снежная зима в большинстве районов страны делает занятия на лыжах самым доступным и массовым видом физической культуры. Прогулки и походы на лыжах по разнообразной по рельефу местности доставляют большое удовлетворение и эстетическое наслаждение от общения с природой.

В курсовой работе мы планируем продолжить исследование темы путём изучения методики передвижения на лыжах у младших школьников на уроках физической культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абзалов, Р.А. Теория и методика физической культуры и спорта / Р.А. Абзалов.

– М.: Казань, 2013.- 263.

  1. Богданов, Г.П. Лыжный спорт в школе / Г.П. Богданов. – М.: Просвещение,

2008. – 192 с.

  1. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учебное пособие / И.М. Бутин. - М.: Академия,

2000. –  363 с. 

  1. Гарипова, Л.И. Элементы техники передвижения на лыжах / Л.И. Гарипова, //

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – URL.: http://lektsii.org/8-29765 (дата обращения: 14.05.2017)

  1. Ковязин, В.М. Методика тренировок от новичка до мастера спорта / В.М.

Ковязин, В.Н. Потапов, В.Я. Субботин. – М.: Госун, 1997, - 177 с.

  1. Корик, Р.Р. Анализ школьной программы по лыжной подготовке / Р.Р. Корик, //

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – URL.: http://www.newrerat.com/

rer-357-3 (дата обращения: 26.04.2017)

  1. Малеинов, А.А. Лыжня зовет / А.А. Малеинов. – М.: Физкультура и спорт,

2001. – 105 с.

  1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.:

Физкультура и спорт, 2011. - 543 с.

  1.  Матвеев, Э.М. Лыжный спорт / Э.М. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт,

2003 – 270 с.

  1.  Раменская, Т.И. Лыжный спорт / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. – М.: Физическая культура, 2005. – 319 с.
  2.  Физическое воспитание: учеб. пособие для учащихся ср. спец. учебных

заведений / Н.К Коробейников, И.Г. Михеев, А.Е. Николенко. – М.: Высшая школа,

2012. – 75с

  1.  Библиофонд. Электронная библиотека: статей, учебной и художественной

литературы / Библиофонд // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – URL.:http://bibliofond.ru/view.aspxid=668598 (дата обращения: 17.04.2017)

  1.  Маслов, Г.А. Социальная сеть работников образования / Г.А. Маслов // Единое

окно доступа к образовательным ресурсам. – URL.: http://nsportal.ru/shcool/fizkultura-i-sport/library/formy-raboty-i-zanyatiy-po-lyzhnoy-podgotovke-i    

(дата обращения: 8.05.2017)

  1.  Российская Академия Естествознания. Студенческий  научный форум /

Российская Академия Естествознания // Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – URL.: http://www.scienceforum.ru/2016/1892/24449 (дата обращения: 14.05.2017)

  1.  Техника и способы передвижения на лыжах // Единое окно доступа к

образовательным ресурсам. – URL.: http://aktivnyj-otdykh.ru/aktivnyj-

otdykh-i-turizm/lyzhnyj-turizm/tekhnika-i-sposoby-peredvizheniya-na-lyzhakh (дата

обращения: 15.05.2017)