ПК 3.3
методическая разработка

Николаева Любовь Игоревна

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время. В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья [3]. Гимнастика с методикой преподавания - одна из основных дисциплин учебного плана занятий физической культуры [15]. Важное место в этом курсе отводится методике подготовки и проведения уроков по основной гимнастике в школе. Основная гимнастика является базовой частью комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и государственного стандарта [6]. В последние годы гимнастика обогатилась новыми нетрадиционными видами, такими как ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, стретчинг, шейпинг, ушу, и т. д. Возросли требования к основам знаний учащихся, к использованию на уроках современных средств и методов обучения [5]. Урок физической культуры с гимнастической направленностью как основная форма занятий считается одним из ведущих критериев, отражающих уровень профессионально-педагогической подготовленности специалистов физического воспитания для средних общеобразовательных школ. Однако, как показывает анализ научно-методической литературы, учебников, в которых более детально и систематизировано раскрывались бы технология планирования учебного материала, обучения и применения на уроках и при самостоятельных занятиях традиционных и нетрадиционных видов упражнений, использование современных методов и средств, на сегодняшний день практически не имеется [2].

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Содержание раздела гимнастики в школьной программе по физической культуре».

Цель исследования: Рассмотреть гимнастику как систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья, гармонично физического развития и совершенствования двигательных способностей человека.

 Задачи:

  • Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки;
  • Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и

дисциплинированных школьников;

  • Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими

упражнениями;

  • Пропаганда физической культуры и спорта.

Методы: анализ литературы, обобщение и систематизация материала по теме работы.











ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ГИМНАСТИКИ

 В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1 Характерные особенности и задачи урока гимнастики в школе

Гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи [9].

К образовательным задачам относятся теоретические знания, практические умения и навыки, формируемые у учащихся в процессе занятий. Так, например, ученик узнает названия упражнений, технику их выполнения, какие способности и качества улучшаются у исполнителя, меры безопасности на занятиях и т.д.

 Оздоровительными задачами являются укрепление здоровья учащихся, содействие их физическому развитию, физической подготовленности, формирование правильной осанки, развитие двигательных и психических качеств, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными, военно-прикладными двигательными умениями и навыками.

К воспитательным задачам следует отнести формирование эстетических, волевых, нравственных качеств и прежде всего добросовестного, глубокого осознанного отношения к занятиям, общественной работе, и  к т руду [3].

Уроки гимнастики имеют большие возможности для решения воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д. Оздоровительные и воспитательные задачи должны решаться в неразрывной связи с образовательными [4].

Уроки  гимнастики в школе в зависимости от педагогических задач могут быть: вводные, на которых учитель ставит задачи учебной работы, сообщает требования к учащимся, раскрывает содержание программного материала, может проверить уровень физической подготовленности и качество выполнения основных упражнений за предыдущий класс; уроки изучения нового материала; уроки повторения, направленные на закрепление и совершенствование ранее освоенных упражнений или комбинаций, они могут  предшествовать контрольным, комбинированные   уроки, 

сочетающие     изучение,     повторение     и     совершенствование      ранее   освоенных

упражнений. Контрольные уроки проводятся либо после прохождения части раздела программного материала, либо в конце раздела гимнастики и направлены на выявление успеваемости и подготовленности учащихся [6].

На таких уроках оценивается техника выполнения гимнастических упражнений или комбинаций. Контрольный урок, проводимый в конце раздела гимнастики, желательно организовывать в виде соревнований по гимнастике [2].

1.2 Структура урока гимнастики в школе

Урок гимнастики, так же как и уроки по другим видам, имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключительная.

Подготовительная часть  урока по продолжительности занимает 8-12 мин и имеет собственные задачи:

1. Задачи биологического аспекта — подготовка организма учащихся к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы и вегетативных функций, восстановление индивидуально возможной подвижности в сочленениях, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока).

2. Задачи педагогического аспекта — формирование у учащихся умений выполнять двигательные действия в разном темпе, с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движений [9].

В зависимости от класса, типа урока задачи педагогического аспекта могут требовать на одних уроках больше времени, на других — меньше. Например, перед контрольными уроками, когда идет повторение и совершенствование основных упражнений или комбинаций, подготовительную часть целесообразно посвятить разминке, т. е. решению в большей степени задач биологического аспекта. В младших классах или на уроках, направленных преимущественно на освоение новых упражнений, большее внимание следует уделять задачам педагогического аспекта [2].

Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, общеразвивающие и вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения в подготовительную часть включать нецелесообразно, так как они могут снизить работоспособность учащихся в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у учащихся таких двигательных качеств, как сила, выносливость, гибкость.

Основная часть урока занимает 30-35 мин и содержит следующие задачи:

1. Формирование жизненно необходимых и специальных (гимнастических) двигательных навыков.

2. Развитие волевых и физических качеств учащихся.

Для решения этих задач в основной части урока используется значительный объем различных упражнений (прикладные, упражнения на снарядах, акробатические и вольные, общеразвивающие упражнения повышенной интенсивности) [1].

На заключительную часть урока отводится 3-5 мин. Основными ее задачами являются:

  1. Подготовка организма учащихся к предстоящей деятельности;
  2. Подведение итогов данного урока, задание на дом.

В заключительной части урока обычно используются успокаивающие упражнения

(ходьба, умеренный бег, упражнения на расслабление и массаж), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, задания, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные, маршировка с песней ) [2].

Урок гимнастики должен отвечать следующим требованиям:

  1. Он должен иметь определенную учебную цель и частные задачи;
  2. На уроке соблюдаются единство в решении оздоровительных задач,

образовательных и воспитательных задач;

  1. К каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения

им, устанавливается дифференцированная норма нагрузки исходя из половых различий занимающихся, состояния их здоровья, уровня физической подготовленности, особенностей психических и личностных свойств;

  1. В ходе урока сочетаются коллективная и индивидуальная формы учебно-

воспитательной работы учителя с занимающимися, организуется взаимопомощь, обеспечивается безопасность выполнения упражнений;

       Урок   должен быть  хорошо продуман    и  организован,   обеспечена    постоянная

руководящая роль учителя [4].

Подготовка мест занятий и меры  предупреждения травм на   уроках    гимнастики

выполнение отдельных упражнений на гимнастических снарядах и опорных прыжков, особенно в старших классах, связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности возможны срывы со снарядов и падения, в результате которых учащиеся могут получить травмы, опасные для здоровья. В связи с этим особую значимость приобретает выяснение причин, приводящих к травмам, а также знание правил безопасности и мер предупреждения травматизма [8].

1.3 Характеристика травм на занятиях по гимнастике

и оказание первой помощи

Гимнастические упражнения, как известно, приносят значительную пользу человеку в его гармоническом развитии, но одновременно они могут нанести занимающимся и непоправимый вред, если на занятиях игнорируются правила предотвращения травм.  Любые повреждения во время занятий травмируют ученика и физически и психологически. Получив травму, занимающийся на некоторое время выбывает из строя, вследствие чего понижается его работоспособность. Но это только одна из отрицательных сторон травматизма. В психологическом плане бывает, что занимающийся теряет уверенность в себя, появляется боязнь снаряда, на котором случилась травма. А после тяжелой травмы ребенок длительное время будет бояться выполнять не только, то упражнение, на котором получил травму, но и другие рискованные упражнения. Иногда педагогу приходится тратить много времени и усилий на преодоление этого психологического барьера. Бывает и так, что, истратив много времени и применив все способы, педагог так и не может преодолеть боязнь занимающегося перед тем или иным элементом. Поэтому меры по предупреждению травматизма являются не только очень важным условием укрепления здоровья, но и обеспечения последовательного роста физической подготовленности учащегося [8].

Травмой называется повреждение организма или отдельных его органов. Травмы могут возникать вследствие нарушения техники безопасности, требований к организации и методике проведения занятий. Травмы, которые встречаются во время занятий по гимнастике, могут быть легкими, средними и тяжелыми. Их разделяют на общие и локальные.

К легким травмам относятся:

  • удары
  • срывы кожи ладонной поверхности кистей и другие, которые не приводят к

потере трудоспособности.

К средним травмам относятся:

  • растяжение мышечных волокон и сухожилий
  • незначительные ушибы суставов и другие, которые требуют амбулаторного

лечения.

К тяжелым травмам относятся:

  • переломы костей
  • разрывы мышц и сухожилий
  • сотрясение головного мозга и другие, которые могут вывести из строя на длительное время и требуют стационарного лечения. 

Учитель физической культуры должны уметь оказать потерпевшему первую помощь, пользуясь аптечкой, которая должна быть в спортивном зале или в медкабинете [7].

Если сорвана кожа ладонной поверхности кистей, нужно срочно обработать рану раствором перекиси водорода, смазать пенициллиновой или стрептомициновой мазью и наложить бинтовую повязку. Ни в коем случае не мыть рану водой, так как можно занести инфекцию и усложнить процесс заживания. При таком повреждении занятия на снарядах, особенно в висах, необходимо прекратить и перейти к выполнению других упражнений, не связанных с нагрузками на поврежденные участки.

При средних и особенно тяжелых травмах надо оказать первую помощь на месте и срочно вызвать врача. Первой помощью в данных случаях может быть иммобилизация поврежденной конечности наложением шины и обеспечение полного спокойствия потерпевшему. Категорически запрещается вправлять вывихи, не имея специального медицинского образования, так как это может привести к тяжелым последствиям. Если разорван кожный покров, надо немедленно остановить кровотечение и обработать рану раствором перекиси водорода или йодом. После средних и тяжелых травм возобновлять занятия можно только с разрешения врача. Особенно внимательно надо относиться к травмам, связанным с ушибами и растяжениям мышц и сухожилий. Возобновление    занятий    без   соблюдения     соответствующих   требований    может

превратить эти травмы в хронические [8].

Подготовка мест занятий и меры  предупреждения травм на   уроках    гимнастики

выполнение отдельных упражнений на гимнастических снарядах и опорных прыжков, особенно в старших классах, связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности возможны срывы со снарядов и падения, в результате которых учащиеся могут получить травмы, опасные для здоровья. В связи с этим особую значимость приобретает выяснение причин, приводящих к травмам, а также знание правил безопасности и мер предупреждения травматизма.

Причинами травм могут быть:

  • несоблюдение принципов сознательности и активности, систематичности,

доступности и последовательности в обучении;

  • отсутствие систематического контроля за деятельностью учащихся,

страховки и помощи;

  • неправильная страховка, незнание приемов самостраховки;
  • плохая дисциплина;
  • нерациональное размещение занимающихся;
  • неисправность инвентаря, ненадежность установки и закрепления

гимнастических снарядов;

  • несоответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям.

Занятия должны быть четко спланированы и организованы. Ученикам необходимо выполнять все требования учителя, связанные с методикой обучения и организацией класса. Нарушение указаний учителя, попытка сделать упражнение наспех после команды «Закончить упражнения!», выполнение упражнений на неподготовленных и неисправных снарядах, без матов, без страховки и разминки, выполнение неосвоенных упражнений могут привести к травме [10].

Важно правильно размещать снаряды в зале. Располагать их лучше на достаточном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы упражнение выполнялось учащимся лицом к яркому свету. Ученики должны хорошо видеть снаряд и место соскока. Особенно тщательно необходимо укладывать маты, чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них. Для переноски и установки снарядов и матов необходимо назначать нужное число учеников, предварительно четко разграничив обязанности каждого. При выполнении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанцию и интервал, чтобы учащиеся не задевали друг друга. Большое внимание нужно уделять установке брусьев и перекладины. На брусьях прежде всего проверяют прочность закрепления вкладышей жердей стопорными винтами. Изменять высоту брусьев следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), а другой отвернув стопор и надавив пружину защелки. Или делают это вдвоем: один ученик держит жердь, а другой отвертывает и завертывает стопор. Обычно высоту жердей устанавливают одновременно с обоих концов.

При установке перекладины и брусьев разной высоты особое внимание необходимо обратить на правильное положение тросов у гифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крюкам на полу (лягушкам) необходимо следить за тем, чтобы звено цепи предварительно было освобождено и растяжки были закручены надежно. Для проверки правильности и прочности установки нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя [8].

1.4 Подготовка учителя к уроку

Хорошая подготовка учителя к урокам — залог успешного их проведения. Независимо от квалификации и педагогического стажа учитель должен отводить ей значительное место. Основные задачи и содержание урока определяются на основе рабочей программы и плана-графика прохождения учебного материала. Главным документом, которым пользуется учитель для непосредственной подготовки и проведения урока, является план-конспект. Каждый конспект урока должен содержать: задачи; физические упражнения, распределенные по частям (при этом вначале уясняется содержание основной части урока, затем подготовительной и заключительной частей); дозировку физических упражнений, организационно-методические указания; номер урока, класс, место проведения и необходимый инвентарь [11].

При описании упражнений отдельных частей урока необходимо учитывать определенные требования. Так, например, при описании строевых упражнений в подготовительной части урока в графе «Содержание» желательно перечислять названия этих упражнений (движение в обход налево, движение по диагонали, перестроение из одной колонны в три поворотами в движении, размыкание влево приставными шагами и т. п.). В графе «Дозировка» в зависимости от характера упражнения может быть указано время, необходимое на проведение данного упражнения, количество повторений или расстояние, которое преодолевается. В организационно-методических указаниях можно приводить схемы передвижений и перестроений, точное описание команд для выполнения того или иного строевого упражнения, на что и на какие детали необходимо обратить внимание при выполнении этих упражнений [1].

При описании общеразвивающих упражнений в графе «Содержание» указывается исходное положение, затем под счет записывается само упражнение. В связи с тем, что уроки гимнастики желательно проводить с музыкальным сопровождением, в графе «Дозировка» количество повторений каждого упражнения необходимо согласовать с длительностью музыкального периода (32 счета). Поэтому каждое упражнение в зависимости от сложности и класса может быть выполнено на протяжении одного (32 счета) или двух (64 счета) периодов. Если отдельное упражнение записано на два счета, например, 1 — присесть, руки на пояс; 2 — встать, то такое упражнение за один музыкальный период можно повторить 16 раз (32:2), за два периода 32 раза. В случае, когда упражнение рассчитано на 4 счета, то за один музыкальный период его можно выполнить 8 раз, за два периода 16 раз; упражнение на 8 счетов за один музыкальный период можно выполнить всего 4 раза или 8 раз за два периода. Эти же правила необходимо соблюдать при проведении танцевальных упражнений. В организационно-методических указаниях следует называть способ проведения общеразвивающих упражнений (раздельный, поточный, проходной, круговая тренировка), при описании каждого упражнения указывать способ информирования учащихся (показ, рассказ, показ и рассказ, по разделениям), основные элементы техники исполнения [9].

Упражнения основной части урока записываются в последовательности разучивания или совершенствования. Вначале идет наименование гимнастического снаряда или вида упражнения в графе «Дозировка», напротив названия снаряда или вида   упражнения   указывается   продолжительность  занятий в  минутах,  а  напротив

подводящих упражнений — количество повторений.

В организационно-методических указаниях могут быть записаны указания по организации урока (порядок смены упражнений, характер организации учащихся и самостоятельной работы, подготовка и уборка мест для занятий, страховка, помощь, способы организации учащихся: фронтальный, групповой) и по методике обучения (изучение нового, повторение, совершенствование, устранение ошибок, оценка упражнения).

Подвижные игры обычно записываются в форме игровой карточки и прилагаются к конспекту урока [6].

1.5 Педагогический контроль и анализ урока

Каждому учителю необходимо владеть умением вести педагогический контроль и анализ уроков как других учителей, так и себя. Правильно организованные наблюдения и анализ уроков способствуют не только лучшему их проведению, но и развитию педагогического мышления, овладению методами научного исследования.

Широко распространенными видами педагогического контроля за проведением урока являются:

1) педагогическое наблюдение за ходом урока;

2) хронометрирование деятельности учащихся на уроке;

3) определение физической нагрузки во время урока [3].

Педагогическое наблюдение за ходом урока

В целях проведения педагогического наблюдения за ходом урока и последующего его анализа необходимо иметь план наблюдений. В литературе имеется значительное число схем анализа уроков физической культуры. Однако во многих случаях они не совсем отвечают требованиям и специфике наблюдений за подготовленностью к уроку и проведением урока гимнастики.

Подготовленность учителя к уроку. Проверяется и оценивается

состояние конспекта урока и подготовка условий для его успешного проведения. В конспекте урока анализу подвергаются:

  • правильность и логичность постановки задач;
  • соответствие подобранных средств и методов поставленным задачам;
  • соответствие формы конспекта установленным требованиям;
  • подготовка условий для успешного проведения урока предполагает;
  • подготовку мест занятий, инвентаря и учебных карточек;
  • использование нестандартного оборудования;
  • обеспечение санитарно-гигиенических требований к местам занятий;
  • подготовку помощников и технических средств.

Проведение урока наиболее эффективно наблюдение за проведением урока можно осуществлять по частям урока [2].

В подготовительной части урока целесообразно проследить за своевременностью и организованностью начала урока, за четкостью и доступностью сообщения задач урока. При выполнении строевых упражнений необходимо обратить внимание на правильность и своевременность подачи команд, требовательность при их выполнении, умение держаться перед классом, владение командным голосом, умение выбирать правильное место. При проведении общеразвивающих упражнений необходимо обратить внимание на их соответствие конкретному классу и дозировку, направленность на решение задач основной части урока; умение объяснять и показывать упражнения, владение способами проведения общеразвивающих упражнений; умение выполнять упражнения с музыкальным сопровождением; умение исправлять ошибки и вести подсчет по ходу выполнения упражнений. Немаловажным моментом в проведении подготовительной части урока является умение проводить танцевальные упражнения и упражнения на внимание, а также своевременность завершения этой части урока согласно плану-конспекту.

В основной части урока прежде всего оценивается умение пользоваться гимнастической терминологией, владение методом показа, приемами оказания помощи и страховки, умение правильно организовать учащихся при обучении различным видам упражнений. Оценивается также умение провести подвижную игру, владение приемами и методами обучения и устранения ошибок, организация текущего учета успеваемости и проверка домашних заданий.

В заключительной части наблюдению и анализу подвергаются проводимые упражнения, их соответствие задачам этой части, подведение итогов урока, домашние задания, своевременное и организованное окончание урока.

Заключение   по  уроку.   Конечным  этапом   анализа   урока  являются  выводы  и

рекомендации. Делая выводы,  нужно остановиться  на выполнении задач  отдельными

учениками и классом в целом, выделить положительные стороны и недостатки, оценить профессионально-педагогический уровень учителя (теоретическую, методическую, речевую и двигательную подготовленность), высказать предложения по устранению обнаруженных недостатков, дать общую оценку урока [10].

Для этой цели по каждому пункту схемы наблюдения и анализа урока можно проставить соответствующие баллы, например от 1 балла (действие выполнено с грубейшими ошибками или не соответствует требованиям) до 5 баллов (действие или пункт выполнен в соответствии с требованием); после чего, подсчитав наибольшее количество тех или иных оценок за каждый пункт, можно определить оценку за урок [1].

Хронометрирование урока гимнастики

Хронометрирование можно рассматривать как составную часть педагогического

наблюдения. В школьной практике наибольшее распространение получило хронометрирование различных видов деятельности учащихся на уроке для определения общей и моторной плотности. Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности урока или его части. Моторной (двигательной) плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность занимающихся во время урока, к его общей продолжительности.

Хронометрирование урока гимнастики целесообразно проводить по следующим видам деятельности учителя и учащихся:

  1. Слушание учителя и наблюдение за выполнением упражнений. Все

объяснения, указания, исправления ошибок учащихся, показ упражнений учителем, наблюдения за выполнением упражнений фиксируются в специальной графе протокола учета данных хронометража;

  1. Выполнение физических упражнений (элементы строевых упражнений и

общеразвивающие упражнения; упражнения на внимание и танцевальные упражнения; подводящие и основные упражнения; подвижные игры; упражнения на координацию и развитие физических качеств);

  1. Отдых  и   ожидание  учащимися  очередного  выполнения  задания.  В  этой

графе отражается  время  ожидания учащимися очередного  выполнения упражнения, а  

также кратковременный отдых, предоставленный ученикам в целях регулирования физиологической нагрузки;

  1. Действия по организации занятий (перестроения, подготовка мест занятий,

уборка снарядов и матов, переходы от одного снаряда к другому и т. п.);

  1. Простои по вине учителя. К этому виду учета времени относят: опоздание

класса к началу урока или преждевременное отпускание класса с урока, приведение в порядок неисправного оборудования, поиск инвентаря ит. п., т. е. то, что может быть устранено в результате более оперативных и заранее продуманных действий учителя.

Точный учет времени деятельности учителя и учеников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера. Секундомер пускается со звонком и останавливается после организованного выхода учащихся из зала. В качестве объекта наблюдения избирается так называемый средний ученик, достаточно активный и дисциплинированный. Данные наблюдения и хронометрирования фиксируются в специальном протоколе [2].

Выводы по 1 главе

В ходе исследования мы выяснили, что гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. С помощью гимнастики наиболее успешно развиваются умения владеть своим телом.  Возможность совершенствовать основные двигательные качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Так  же психические свойства: воля, смелость, настойчивость.

В первом параграфе мы рассмотрели характерные особенности и задачи урока гимнастики в школе. Гимнастика призвана решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Во втором параграфе изучили структуру урока гимнастики в школе. Так же как и уроки по другим видам, гимнастика имеет определенную структуру: начинается с подготовительной части, затем следует основная часть и в конце — заключительная.

В третьем параграфе нами была изучена характеристика травм на занятиях по гимнастике и оказание первой помощи. Травмы, которые встречаются во время занятий по  гимнастике, могут быть легкими,  средними и тяжелыми. Их  разделяют на

общие и локальные.

В четвертом параграфе нами рассмотрена подготовка учителя к уроку.

В пятом параграфе мы изучили педагогический контроль и анализ урока. Основными видами педагогического контроля за проведением урока являются: 1) педагогическое наблюдение за ходом урока; 2) хронометрирование деятельности учащихся на уроке; 3) определение физической нагрузки во время урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вряд ли существуют такие люди, которые считают гимнастику бесполезным занятием. Именно с ее помощью тело человека развивается всесторонне, совершенствуется координация, тренируется выносливость, улучшается работа нервной системы, ускоряется приток крови, нормализуются обменные процессы, организм очищается от накопившихся токсинов и шлаков.

Польза занятий для здоровья проявляется только при регулярных занятиях, когда гимнастикой занимаются постоянно, осанка человека исправляется, становится правильной,  а это очень важно иметь сегодня, поскольку всё больше времени люди проводят сидя за компьютером.

Для того, чтобы польза гимнастики для здоровья была планомерной, необходимо каждое занятие заканчивать 5-10 минутам растяжки, так вы восстановите пульс и дыхание.

Особая ценность гимнастики заключена в ее образовательных возможностях. Овладение анализом и синтезом движений тела человека, постепенное усложнение изучаемых двигательных действий, возможность использования бесконечных вариаций гимнастических упражнений (по форме, структуре, последовательности выполнения) позволяют занимающимся гимнастикой наглядно расширять представления о двигательных возможностях организма, познавать их общие закономерности и, таким образом, практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.

Следует отметить значение гимнастики как важного средства агитации и пропаганды физической культуры. Зрелищность гимнастических упражнений позволяет использовать их как важную составную часть физкультурных парадов, праздников, массовых выступлений.

В курсовой работе мы планируем изучить методику проведения упражнений на гимнастических снарядах у средних школьников на занятиях по физической культуре.



Предварительный просмотр:

ФИЗ.МИНУТКИ

1.

Стихотворение

Упражнения

На до мною небо

ИП-ОС., руки вверх

По до мной земля

Наклон вперед., руки вниз

Между нами ласточки, тополя и я!

ИП- правая рука вперед., левая вниз

Пух летит на землю

ИП- руки вперед., присед

Птицы в синеву!

Руки в стороны: волной

Хорошо на свете

ИП- левая нога вперед., руки вверх

Судя по всему!

ИП-ОС., руки на пояс.

2.

Стихотворение

Упражнения

Раз,

два,

три,

четыре

ИП-ОС., руки в стороны.,

руки вверх.,

руки в стороны.,

руки на пояс

Муха плавает в кефире

ИП- ноги врозь., развести руки в разные стороны перед собой

Я согласен, что бокал

ИП-ОС., руки на плечи

Не Ока

ИП- ноги на ширине плеч., правая рука в сторону

И не Байкал!

ИП- ноги на ширине плеч., левая рука в сторону

Но и муха – не карась!

Рука вверх: в замок

Еле вы-

-кара-

-бкалась

Руки вперед(в замке).,

Руки на пояс.,

ИП-ОС.

3.

Стихотворение

Упражнения

Мы гуляем,

Мы гуляем

ИП- шаг на месте., руки параллельны

В садике садочке.

ИП-ОС., руки на пояс., аклон вперед

Собираем

Собираем

Руки вперед: достать руками до пола

В садике цветочки!

ИП- ОС

Вот!

Какой у нас букет

Руки вверх.,

Руки вперед

Лучше в целом мире нет!

ИП-ОС.,  развести руки в разные стороны перед собой.

4.

Стихотворение

Упражнения

Яркий красный мячик

ИП- ноги врозь., руки вверх: в замок

Прыгает как зайчик!

ИП-ОС., прыжки на месте

Покатился по дорожке,

Бег на месте

Подождал меня немножко

Присесть: сгруппироваться

Наклонюсь, возьму его

ИП- ноги врозь., наклон вперед: (имитация поднять, что либо)

И подброшу высоко!

ИП-ОС., высокой прыжок вверх.

5.

Стихотворение

Упражнения

Дружно по лесу гуляем

ИП- шаг на месте

И листочки собираем

Наклон вперед., хлопок в ладоши

Собирать одно веселье!

ИП- ноги врозь., хлопок под правой ногой., хлопок под левой ногой

Мы танцуем, мы поем

Выпад левой ногой в сторону., правой в сторону

Очень дружно мы живем!

ИП-ОС., наклон вперед

ИП.



Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА ДО УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Для учащихся 1-4 класс

Комплекс №1:

Упражнение №1

      ИП-ОС., ходьба на месте., руки вниз;

1 – руки вверх;

2 – в стороны;

3 – к плечам;

4 – на пояс.

(2-3 раза)

Упражнение №2

ИП-ОС;

1;2 - подняться на носки., руки вверх: потянуться;

3;4 – ИП.

(3-4 раза)

Упражнение №3

ИП-ОС;

1 – наклон туловища вперед;

2 – ИП;

3 – наклон туловища назад., руки в стороны;

4 – ИП.

(3-4 раза)

Упражнение №4

ИП-ОС;

1 – полуприсед., руки в стороны;

2 – ИП;

3 – полуприсед., руки вверх;

4 – ИП.

(3-4 раза)

Упражнение №5

ИП-ОС., руки на пояс;

1 – наклон туловища вправо., правую ногу на носок., левую руку вверх;

2 – ИП;

3 – тоже вверх;

4 – ИП.

(3-4 раза)

 Упражнение №6

ИП-ОС руки на пояс., прыжки на мячах;

1 – ноги врозь;

2 – ИП;

3 – правая вперед., левая назад;

4 – ИП;

5,6 – Левая вперед., правая назад;

7,8 – ИП.

(3-4 раза)

 Для учащихся 5-11 класса

Комплекс №2: Упражнений на стуле

Упражнение №1

ИП– сидя на стуле., руки на бедре;

1,2 – плавный наклон головы вперед;

3,4 – тоже назад.

(3-4 раза)

Упражнение №2

ИП– сидя на стуле, руки на поясе;

1 – махом левую руку завести через правое плечо., голову наклонить влево;

2 – ИП;

3 – тоже правой рукой., наклон головы вправо;

4 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №3

ИП– сидя на стуле., руки на поясе., ладонями наружу;

1 – свести локти вперед., наклонить голову вперед;

2 – ИП;

3 – Тоже назад;

4 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №4

ИП– сидя на стуле., руки на пояс;

1 – правую руку вперед., левую вверх;

2 – смена положения рук.

(3-4 раза)

Мышцы туловища

Упражнение №1

ИП сидя на стуле., руки сцеплены за головой;

1,2 – притянущий поворот туловища влево;

3,4 – тоже вправо., ИП.

(3-4 раза)

Упражнение №2

ИП– сидя на стуле., руки на поясе;

1,2 – наклон туловища в сторону., руками дотянуться до пола;

3,4 – ИП;

5,6 – тоже в другую;

7,8 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №3

ИП– сидя на стуле., руки на поясе;

1 – наклон туловища влево., правую руку вверх;

2 – ИП;

3 – тоже в право;

4 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №4

ИП– тоже, ноги вместе прямые., вытянуты вперед;

1,2 – наклон туловища вперед., коснуться носков ног;

3.4 – ИП.

(2-3 раза)

Мышцы ног и брюшного пресса

 Упражнение №1

ИП– Сидя на стуле., руки на бедре., ноги согнуты;

1 – стопы на носок;

2 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №2

ИП– сидя на стуле., руки на поясе;

1,3 – встать., руки вниз;

2,4 – ИП.

(2-3 раза)

Упражнение №3

ИП– тоже., ноги прямые вперед;

1 – ноги вверх;

2 – в стороны;

3 – ноги вместе;

4 – ИП.

(3-4 раза)

Упражнение №4

ИП– сидя на стуле., руки на бедре., ноги вперед расслабить;

1 – вдох., руки через стороны вверх;

2 – выдох, ИП.

(2-3 раза)



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС ЗВЕРОБИКИ

1. Уселась кошка на окошко,

            И стала лапой уши мыть.

            Понаблюдать за ней немножко,

            Её  движенья повторить.

Припев: Раз –два – три  ну –ка повтори ! ( 2 раза )

Три – четыре – пять  повтори  опять ! ( 2 раза )

2. Змея ползёт лесной тропой ,

            Как лента , по земле скользит ,

            А мы движение такое

            Рукою можем повторить!

Припев: Раз –два – три  ну –ка повтори ! ( 2 раза )

Три – четыре – пять  повтори  опять ! ( 2 раза )

3. Мартышка  к нам спустилась с ветки,

Мартышку надо уважать

Ведь – обезьяны наши  предки,

А предкам дети надо подражать!

Припев: Раз –два – три  ну –ка повтори ! ( 2 раза )

Три – четыре – пять  повтори  опять ! ( 2 раза )

4. Весь  день стоит  в болоте цапля

    И ловит клювом лягушат.

    Не трудно так стоят  ни капли

    Для нас для тренированных ребят!

Припев: Раз –два – три  ну –ка повтори ! ( 2 раза )

Три – четыре – пять  повтори  опять ! ( 2 раза )

Живет на свете очень много мартышек , кошек , птиц и змей.

Но человек! Ты друг природы и должен знать своих друзей!



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПОДВИЖНОЙ ПЕРЕМЕНЫ

                            Игровая программа на 8 марта

Программа подвижной перемены

Викторина

"Отгадай"

Содержание:

Каждой команде задаются вопросы по очереди. Задача команд отгадывать слова и составлять их, из выданных им букв.

«международный», «праздник», «девушка»

1-команда «Девушка»

1-незамужнее лицо женского пола в период между отрочеством и юностью (девушка)

2-ставка в игре (куш)

3-назовите синоним слова пища (еда)

4-гигиеническая процедура, заключающаяся в воздействие на тело струи воды (душ)

5-незамужняя женщина (дева)

6-приятный, милы человек (душка)

2-команда «Международный»

1-как называются определенные способности у человека (дар)

2-синоним слова междунациональный (международный)

3-То же, что люди, ребята, толпа (народ)

4-Идет из трубы, когда топим печку (дым)

5-синоним слова жильё (дом)

6-женщина по отношению к мужчине с которым она состоит в браке (жена)

3-команда «Праздник»

1- ваше прозвище или имя в интернете (ник)

2- и на нашей улице будет ... (праздник)

3- кухонный источник воды (кран)

4- есть внутри рыбы, продается в магазине, бывает черная и красная (икра)

5- когда ребенок что-то выпрашивает (каприз)

6- прическа из искусственных или натуральных волос, нашитых на тканевую или другую основу (парик)

Правила:         

Нельзя подсказывать и выкрикивать слова.

Метод. указания:

Вопрос задается следующей команде, если в течение 10 сек. не составлено слово.

Шуточный конкурс

"Суп-компот-консервы"

Содержание:

1-я команда называет овощи, из которых будет варить суп. 2-я команда называет сухофрукты, ягоды, из которых будет варить компот. 3-я команда называет ягоды, грибы, из которых будет делать заготовки (консервы).

Правила:         

Нельзя выкрикивать и повторяться.

Метод. указания:

Выигрывает та команда, которая больше всех назовёт наименований.

Эстафета

1)"Набери воды"

Содержание:

1-й пустой стакан стоит на полу, а 2-й стакан с водой на стуле. Задача каждой команды с платочком в руках добежать до стула, намочить платок и выжать его в стакан, который находится на полу. Прибежать обратно и отдать платок следующему участнику команды.

Правила:

Нельзя переживать воду из стакана в стакан.

Метод. указания:

Выигрывает та команда, у которой будет наибольшее кол-во воды в стакане, стоявшем на полу.

2)"Внучка"

Содержание:

На против каждой команды стоит своя внучка. Задача 1-го игрока, надев на себя платок добежать до внучки и запеленать её в пеленку. Задача 2-го игрока так же надеть на себя платок, добежать до внучки и распеленать её.

Правила: 

Нельзя накидывать пеленку или пеленать с лицом.

Метод. указания:

Выигрывает та команда, которая быстрее всех закончит эстафету.

Подвижная игра

"Уборка"

Содержание:

Ведущий-мама, которая пришла с работы и увидела беспорядок в доме. Она начинает ругаться и после команды: "уборка!", по 2 представителя от каждой команды (в сумме 6 сел) начинают собирать разбросанные вещи в свою корзину.

Правила:

Нельзя отбирать вещи у соперников.

Метод. указания:

Выигрывает так комната, которая соберёт наибольшее кол-во вещей.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОГО ЧАСА

для учащихся 2 класса

Тема урока: Подвижные игры

Цель урока: Привлечь учащихся к выполнению двигательных действий; вызвать положительный эмоциональный настрой от участия в играх и эстафетах.

Задачи урока: 

  1. Образовательные:

-    повторить правила ранее изученных подвижных игр.

  1. Воспитательные:
  • воспитание инициативности, сплоченности, коллективизма;
  1. Оздоровительные:
  • укрепление на отдельные группы мышц;
  • развивать физические качества ловкость, силу, точность, координацию движений

Место проведения: спортивный зал;

Инвентарь: секундомер, свисток, обруч, платок.

Урок провела: Николаева. Л.И.

Содержание

Дозировка

ОМУ

Подготовительная часть 10 мин

1). Построение. Приветствие.

Сообщение темы и задач урока.

2). Сдача рапорта

3).Строевые приемы.

4). Бег.

5). Упражнение на восстановление дыхания в ходьбе.

2 мин

3 мин

1круг

Проверить готовность учащихся к уроку (наличие спортивной одежды и обуви; выявление больных и отсутствующих).

Учитель приветствует класс, подаёт команды:        

«Равняйсь!»

«Смирно!»

«По порядку рассчитайсь!»

«Вольно!»

Учитель  озвучивает тему и задачи урока.

Учитель подаёт строевые команды, команду на движение по залу:

«Кру-гом!», «Напра-во!», «Нале-во!», «Кругом!», «В обход налево, шагом марш!»

Дистанция 2 шага, следить за осанкой.

Учитель подаёт команду:

«Медленно бегом-марш!»

Темп средний. Бег по залу. Дистанция 2-3 шага.

6). ОРУ в движении:

-Наклоны головы.

И.П- прямо.

1 - наклон головы вперед;

2 - И.п.;

3 - то же назад;

4 - И.п.

- Повороты головы.

И.П- прямо.

1 – поворот головы вправо;

2 - И.п.;

3 – то же влево;

4 - И.п.

-Круговые движения головой.

И.П- прямо.

1-4 - вправо

5-8 - влево

-Наклоны туловища

И.П- прямо.

1-наклон вправо;

2-и.п;

3-влево;

4-и.п.

-Круговые движения в тазобедренном суставе.

И.П- прямо.

1-4 - вправо

5-8 - влево

-Растяжение.

И.П- остановка, прямо.

1-2 - наклон к правой ноге

3-4 - И.П

5-6 - наклон к левой ноге

7-8  - И.П.

7 мин

8-10 раз

темп медленный

8-10 раз

темп медленный

8-10 раз

темп медленный

8 раз

темп средний

8 раз

темп средний

6 раз

темп медленный

Спина прямая.

 

Спина прямая. Мяч держат оба ученика. Ученики стоят напротив друг друга.

Спина прямая.

При наклоне ноги в коленном суставе не сгибать

Спина прямая.

При наклоне ноги в коленном суставе не сгибать

Основная часть – 30-35 мин

 Подвижная игра

«Кот и мыши»

 С одной стороны зала огораживается участок – это дом мышей. На другой стороне зала дом кота. Воспитатель говорит: «Кот мышей сторожит, притворился, будто спит!» Дети проползают под рейками и бегают. Воспитатель приговаривает: «Тише, мыши, не шумите. И кота не разбудите!» Дети бегают легко и бесшумно. Со словами: «Кот проснулся!», ребенок, изображающий кота, бежит за мышами. Дети вбегают в свой дом через неогороженную часть.

«Совушка»

Один из играющих - «совушка» - находится в небольшом кругу (в «гнезде»). Остальные свободно бегают и прыгают, изображая жучков, бабочек лягушек. По сигналу взрослого: «Ночь наступает!» - все останавливаются, а совушка вылетает на охоту. Все играющие замирают на месте. Заметив пошевелившегося игрока, совушка берет его за руку и уводит в гнездо. Когда играющие услышат: «День!» - все снова начинают двигаться. После двух-трех повторений выбирают новую совушку. Наиболее ловкими и осторожными считаются игроки, ни разу не попавшиеся в гнездо.

«Вызов номеров»

Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне — команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым записывается выигрышное очко.

« Волки во рву»

На площадке чертится коридор («ров») шириной до 1 метра. Ров можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире. Во рву располагаются водящие - «волки». Их немного - всего 2 или 3. Все остальные играющие - «зайцы» - стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или становится «волком». «Волки» могут осалить «зайцев» только находясь во рву. «Зайцы» ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога «зайца» коснулась территории рва, это значит, что он «провалился в ров» и в этом случае также выбывает из игры.

 

6 мин

10 мин

8 мин

8 мин

Проследить наличие всех домиков у участников игры. Следить за игрой. Активная смена водящих.

Каждый игрок передвигается свободно.

Для более частого вызова участников лучше формировать большее количество команд с меньшим числом игроков. Для смены соперника после каждого круга соревнований следует в командах менять порядковые номера.

Особое внимание надо обратить на воспитание у детей в этой игре решительности, смелости в преодолении препятствия, а также на то, чтобы волки выполняли правило и не выходили изо рва.

.

Заключительная часть – 5 мин

- Построение.

- Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Организованный выход из зала.

 

5 мин

Учитель даёт команду:

«Равняйсь!»

«Смирно!»

При необходимости выставляет оценки.

Команды:

«Направо!» « До свидания!»



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЯ «НА ПОИСКИ КЛАДА»

                                               Станция № 1.

                                                       «Бюро находок»

Подвижные игры:

1. «Вспомни сказку» 

Содержание: перед тем, как приступить к игре, расскажите детям о том, что

накануне на площадке, где они находятся, побывали герои разных сказок, и каждый из них забыл какой-либо предмет. Ребятам нужно внимательно осмотреть площадку и найти забытые предметы. 

Правила: предметы нужно не только отыскать, но и правильно сказать, кому

они принадлежат.

Инвентарь: золотой ключик (вырезка из бумаги) – Буратино, бумажный кораблик - Оловянный Солдатик, золотое яичко - Курочка Ряба, туфля – Золушка, лук – Чипполино, буклет с героями.

Методические указания: времени дается не более 5 минут. Если команда нашла меньше 3 предметов за 5 минут, то игра не засчитана. Если команда, обнаружит нужные предметы и даст правильный ответ, то получит буклет с героями. 

2. «Услышал – Получил» 

Содержание: ведущий загадывает слово (в нашем случае это - воздушный шарик) и шепчет его первому игроку так, чтобы не услышали остальные. Первый шепчет на ухо второму игроку то, что удалось услышать. Второй передает слово шепотом третьему и так далее по цепочке. Последний игрок громко вслух называет то, что услышал. Обычно это сильно отличается от слова, загаданного ведущим.

Правила: если последний игрок называет, то слово, которое было загадано ведущим, то команда получает этот предмет (воздушный шарик). 


       
Инвентарь: воздушный шарик.

Методические указания: слово нельзя повторять два раза, нельзя вслух произносить слово (только шепотом).

3. «10 бантиков» 

Содержание: ведущие за раннее развешивают 10 бантиков на улице. При встречи с детьми, они говорят на площадке развешаны 10 бантиков вы их должны найти.

Правила: время на находку не более 3 минут, если дети не нашли 10 бантиков, игра не засчитана. 

Инвентарь: 10 бантиков для развешивания и один большой для вручения. 

Методические указания: при находке бантики снимать нельзя, просто показать ведущим и они его засчитают. Если дети нашли все 10 бантиков, им вручается 1 большой на всю команду.



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА

В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

«День Нептуна!»

Описание: Нептуна захватили пираты, потребовали выкуп в качестве морских обитателей, которые находятся в речных и морских глубинах. Каждая команда получает морскую карту и направление следования «корабля». На каждой морской станции, выполняя задания, команда получает фигурку морского или речного обитателя (дельфин, лягушка, русалка, рыбы и др.) После прохождения всего морского пути «корабль» возвращается в «порт». Нептуна освобождают, команды предоставляют картину «Морских глубин» из собранных фигур. Нептун отдает приказ: «Обрызгать пиратов!».

Цель: Развивать навыки ориентирования на местности

Задачи: 

 -Образовательная: учить взаимодействовать в команде; выполнять двигательные задачи; совершенствовать двигательные действия

 -Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи; желание участвовать в соревнованиях, подчинять свои действия действиям других детей в команде;

 -Оздоровительная: способствовать развитию силы, быстроты, выносливости; укрепить мышцы рук, ног, туловища при выполнении двигательных заданий.

Время и место проведения: 14.06.2017., МАОУ Гимназия № 26 г. Челябинска 12:00

Роли: ведущий, Нептун, русалки, пираты (3)

ПРОГРАММА СОРЕВНОВАНИЙ и инвентарь

1. станция «Акватория» (ведро, стул, бутылка, стакан)

2. станция «Море дельфинов» (тарелка с водой, самодельные кораблики, таз с водой, камешки, 2 ведра, 2 маски, 2 пластиковые бутылки)

3. станция «океан побед» (2 мяча(футбольных), 2 пластиковых стаканчика, 2 воздушных шарика, 2 конуса и вода)

4. станция «Остров «Конг» (пластмассовые стаканчики, губки и подносы)

5. станция «Водопад Шалун» (2 таза)

6. станция «Пруд эмоций» (2 таза, 2 палки, 2 верёвки, 6 пластиковых стаканчика, 6 коробочек из-под бахил, 2 платочка, 2 мяча из бумаги в скотче, 2 пластиковые бутылки, вода)

7. станция «Водные чашки» (2 ведра)

8. станция «Озеро русалок» (2 ведра, пластиковые стаканчики, салфетки)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:

Сегодня в гости царь морей

Придет, чтоб повидать детей,

Придет, чтобы издать указ,

Чтоб порадовать всех нас

Своим согласием, решением,

Своим великим разрешением.

Он разрешит, даю вам слово,

Купаться детям в водоемах!

Ведущий:

Сегодня Нептуна на праздник пригласили,

Улыбкой мило убедили:

Мы будем хохотать и веселиться,

Плескаться, прыгать и резвиться.

Внимание всем! Только что мне сообщили приятную новость! К нам прибыл король морской, князь речной, властелин рек и озер, император, его величество царь Нептун. (ребята зовут Нептуна)

Русалки усаживают Нептуна на заранее приготовленный трон (стульчик) под бурные аплодисменты детей.

Нептун:

Я рад, ребята, встречи с вами.

Прошу вас: будьте мне друзьями!

Здесь жарко так, какое горе!

А я живу в прохладном море.

(Русалки овивают царя опахалом.)

От жителей морской пучины

Привет вам женщины, мужчины!

Привет девчонки и мальчишки,

Привет земные ребятишки!

Нептун:

Эй, вы, морские обитатели! А ну-ка покажите нам что-нибудь веселенькое!

И вдруг Нептуна схватывают пираты.

Пираты:

Говорят, мы бяки –буки,

Как выносит нас земля!

Дайте, что ли, карты в руки-

Погадать на Нептуна!

О-ля-ля! О-ля-ля! Эх-ма!

Сегодня дальняя дорога

Выпадет Нептуну.

У него деньжонок много.

А, я денежки люблю!

У-лю-лю! У-лю-лю! Эх-ма!

Пират 1 : Что вы здесь собрались, не видать вам Нептуна.

Пират 2 : Карамба, сто чертей и одна ведьма! Не видать вам праздника, как своих ушей лопоухих!

Пират 3: не отдадим вам Нептуна.

Вед.: Ну, пираты, миленькие, отдайте нам Нептуна. Посмотрите, сколько ребят собралось на праздник. Ребята, давайте вежливо попросим пиратов, может они сжалятся над нами.  

(ребята просят пиратов отпустить Нептуна используя ласковые слова.)

Пират 1: ну ладно, ишь какие вежливенькие.

Пират 2: Хорошо, отдадим вам вашего зелененького, но с начало-выкуп.

Вед.: Какой выкуп? Это ведь дети. Они же денег не зарабатывают!

Пират 3: Да-а-а, тогда пусть они нас развлекают!

Вед.: Ну, что ребята возьмем пиратов с собой на праздник.

Ведущий:

Ваше Морское Преосвященство, что случилось?

Нептун:

Скучно мне! Сегодня мой праздник - День Нептуна, а настроения нет.

Ведущий:

Может быть мы сможем вам помочь?

Нептун:

Кто? Эти малыши? А скажи-ка мне, это все твои детки?

Ведущий:

Так точно.

Нептун:

А они сумеют меня развеселить?

Ведущий:

Запросто, господин Нептун. Только вы прикажите, сделаем.

Нептун:

Приказать? А чего приказать-то?

Ведущий:

Прикажите, чтобы немедленно начался праздник Нептуна в летнем лагере, и стань на нем главным судьей.

Нептун:

И все? Так просто?

Ведущий:

Не все. В конце праздника всех участников наградить придется. Есть у вас подарки?

Нептун:

У меня все есть! Итак, жители рек, морей и океанов, слушай мой приказ! Приказываю всему живому принять участие в веселом празднике День Нептуна в лагере! А еще – судьям не халтурить, болельщикам – свистеть и кричать, участником – на глубину не заплывать! Победителей и призеров призами наградить! Кажется, все! Нет, забыл самое главное! Моей свите всех участников соревнований немедленно благословить, водой окропить, но только не утопить! (приказ для чтения!)

Ведущий: Капитаны кораблей, получите морскую карту!

В подарок Нептуну, каждый корабль привезет морских обитателей

Желаю всем удачи!

__________________________________________________________________

Викторина «Рыбы»

Какие рыбы существуют только с 20 февраля по 20 марта? (знак зодиака)

Какая рыба вооружена лучше всех? (рыба-меч)

Какая рыба, кроме «золотой», способна исполнить желание? (щука)

Каким орудием ловил рыбу старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (невод)

Какая игра заканчивается «рыбой»? (домино)

Какая рыба носит имя человека? (карп)

Как звали человека-амфибию? (ихтиандр)

Какая рыба в праздничные дни надевает «шубу»? (сельдь)

__________________________________________________________________

Ведущий: Капитаны кораблей, сдать морские карты!

Ведущий: Приготовить Нептуну карту «Морских глубин»!

Нептун: так, подать мне сюда, тех кто смел меня украсть.

(дети ловят пиратов и приводят к Нептуну)

Нептун: Велю в ту же минуту искупать пиратов

(обливание всего лагеря)

Нептун: Спасибо милые друзья, повесили вы меня. Ну, а мне уже хочется покоя, отправлюсь я на дно морское. До свидания!

Дети прощаются с Нептуном.

Станция № 1

Река «Акватория»

1. «Водный доставала»

Инвентарь: 2 таза, 2 мешочка, шишки (20-30шт), 4 пластиковые ложки

Содержание: По команде, каждый игрок подбегает к тазу с водой, берет ложку в руки и достаёт 1 шишку из воды, кладет в мешочек, возвращается к команде.

Правила: Можно достать только 1 шишку.

Методические указания: Побеждает та команда, которая быстрей вытащить все шишки из воды.

2. «Наливай-ка»

Инвентарь: 3 ведра; 3 пластиковые бутылка (5л); 3 пластиковых стаканчика; пластиковый шарик.

Содержание: По команде, первые игроки зачерпывает воду и бегут к бутылке, выливают воду в бутылку, возвращается.

Правила: возвращать стаканчик другому игроку.

Методические указания: Игра продолжается до тех пор, пока шарик не поднимется до горлышка бутылки. Побеждает та команда, у которой шарик первым поднялся до горлышка бутылки.

3. «Угадай-ка»

                                                                      1. По морю идет-идет,        

                                                                          А до берега дойдет –

                                                                          Тут и пропадет. (Волна)

2. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

                                                                      3. Чего гору не выкатить,

                                                                          В решете не унести

                                                                          И в руках не удержать? (Вода)

4. Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. ( Речка)

                                                                      5. В тихую погоду – нас нет нигде,

                                                                          А ветер подует, бежим по воде.( Волны)

6. Что бы не было беды,

Жить нельзя нам без…(Воды)

Станция №2

«Океан дельфинов»

1. «Напои животного»

Инвентарь: 2 ведра, вода, 2 палки, 2 маски, 2 пластиковые бутылки

Содержание: Участники, зачерпнув ложкой воду из ведра, должны добежать до «животного», т.е. напоить его водой, затем вернуться обратно. Вода будет сливаться в пластиковую бутылку, которая будет находиться за маской. Побеждает та команда, в чьей емкости будет больше воды.

Правила: Добежать и не разлить воду.

Методические указания: Бежать по одному человеку из команд, затем передать эстафету следующему. Если ложка оказалась пуста, участник возвращается и передает эстафету следующему. Игра длится 2-3 минуты.

2. «Засуши болото»

Инвентарь: Тарелка с водой.

Содержание: Участники делятся на две команды. Задача каждой команды добежать до тарелки с водой. Это и есть «болото», которое предстоит осушить. По сигналу первый игрок каждой команды бежит к тарелке и изо всех сил дует на воду, стараясь, чтобы она выплеснулась, возвращается и передает эстафету следующему.

Правила: Выдуть, как можно больше воды из тарелки.

Методические указания: Бежать по одному человеку из команд, затем передать эстафету следующему. Тарелка с водой на расстоянии от каждой команды, примерно 2-1,5 метра.

 3. «Морской бой»

Инвентарь: Самодельные кораблики, тазик с водой, камешки.

Содержание: Участники делятся на две команды. Напротив, каждой команды, на расстоянии 1,5-2м, расположен тазик, наполненный водой. Внутри каждого тазика по 10 корабликов. Задача каждой команды попасть камешком в свой тазик и утопить кораблики. У кого останется меньше корабликов, тот победил.  

Правила: Бросать камешки в тазик с водой, и утопить как можно больше корабликов.

Методические указания: Бежать по одному человеку из команд, затем передать эстафету следующему. Тазики стоят на против каждой команды на расстоянии 1,5-2 метра. Бросать только по одному камешку, затем бросавший идет в конец своей команды.

Станция №3

«Океан Побед»

1. «Самый быстрый, самый ловкий»

Инвентарь: 2 мяча (футбольных), 2 пластиковых стакана, вода, 2 конуса.

Подготовка: дети делятся на две команды, стоя в колонне по одному. У направляющих в одной руке стакан, наполненный водой, а рядом лежит мяч. Перед каждой командой на расстоянии 10 метров установлен конус.

Проведение: По команде направляющий бежит, ведя мяч ногой и держа в руке стакан воды. Обегает конус, возвращается назад, передовая инвентарь следующему, встает в конце строя.

Методические указания: побеждает тот, у кого останется наибольшее количество воды в стакане.

2. «Передай шарик»

Инвентарь: 2 воздушные шара, наполненные водой.

Подготовка: дети делятся на две команды, стоя в колонне по одному. Размыкаются назад на расстоянии вытянутой руки, шарик с водой у направляющего.

Проведение: По сигналу капитан передает шарик передает шарик назад руками с верху второму, второй – третьему. Последний передает шарик по низу между ногами, до первого.

Методические указания: выигрывает та команда, которая сделает быстрее и у которой не лопнет мяч с водой.

Подвижные игры:

      3. «Невод»

Содержание: Двое играющих берутся за руки, образуя «невод» (они будут являться водящими). Остальные ребята «плавающие рыбы». Задача водящих, то есть «невода» – поймать как можно больше «плавающих рыб». Если «рыбку» поймали, то она присоединяется к водящим и становится частью «невода».

        Правила:

1) устанавливаются границы за которые нельзя выбегать;

2) если игрока поймали, то он сразу становится в «невод»;

3) если игрок вышел за пределы границ, то он тоже становится в «невод».

Методические указания: 1) должно быть большое и просторное место для игры;

2) если водящие не могут догнать никого в течении 2-3 минут, то смена водящих;

3) следить что бы водящие не бегали за одними и теме же людьми;

4) следить за тем, чтобы дети не толкались, «не подрезали» друг друга.

Станция №4

                                                «Остров Конг»

1.«Держи крепче»

Инвентарь: Стаканы с водой, ракетка.

Содержание: Ученики делятся на 2 команды, даются стаканы с водой и ставится на ракетку.

Правила: Дойти до конусов и обратно, не разлив воды и передать другому.

Методические указания: Следить что бы не держали стакан руками.

        2. «Попади в мишень» 

        Инвентарь: губки, мелки.

Содержание: Нарисовать на асфальте мишень с баллами по возрастанию.

Правила: Поочередно кидать в мишень мокрыми губками и считать быллы.

Методические указания: Проследить что бы губки были хорошо намочены и не заходили за линию.

Станция №5

«Водопад Шалун»

1. «Нарисуй красиво»

Инвентарь: 2 кисточки, 16 альбомных листов, 2 стакана, 2 стула, мел, краски.

Содержание: За чертой становятся дети в две равные колоны. На противоположной стороне стоит 2 стула на которых лежит 1 лист бумаги, кисть, стакан с водой краски. На листе каждый из детей должен будет нарисовать 1любую часть морского обитателя. Из 2колон

выбираются по 1человеку которые стоят спиной к участникам и не смотрят что рисуют остальные дети. После того как последний ребенок нарисовал часть рисунка, дети которые стояли спиной должны одновременно повернутся посмотреть на рисунок и сказать что на нём нарисовано в течении 35 сек. Кто скажет первый тот и победил.

Правила: Нельзя кричать, подсказывать человеку который стоит спиной к команде.

Методические указания: Выигрывает та команда которая наиболее тише выполняла задание, и быстрее сказала , что нарисовано на рисунке.  

2. «Ответь на вопрос»

1) Самая зубастая рыба в море  (Акула.)
2) Какое слизистое растение бывает в воде зелёного цвета (Водоросли.)

3) В присосках восемь ног…Кто Бродит он по дну один. Все же это? (Осьминог!)

4) Вильнёт хвостом туда-сюда, Вильнёт – и нет ее следа. (Рыбка)

5) Вот так рыба -  просто чудо! Очень плоская, как блюдо. Оба глаза на спине, И живёт на самом дне. Очень странные дела. Эта рыба …(Камбала)

6) Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя. (Болото)

7) Без чего не умыться, не напиться? (Без воды)        

8) С неба пришёл и в землю ушёл. (Дождь)

3. «Суша и вода»

 Инвентарь: мел.

Содержание: Конкурс на внимательность. Участвовать может много человек, главное, что все должны стоять на одной линии. Участники совершают прыжки вперёд и назад при словах “суша” и “вода”соответственно.

Правила: Тот, кто не успевает прыгать или прыгает, когда звучит слово,  выбивают из игры. Победит самый внимательный.

Методические указания: Менять слова нужно быстро, чтобы было интересней. Запутать игроков можно, если вместо нужных слов произносить синонимы. Например, для суши это берег, земля, а для вода это океан, речка озеро.

Станция №6

                                           «Пруд эмоций»

Эстафеты:

1. «Закинь удочку»

Инвентарь: 2 таза с водой, 2 палки, 2 веревки, 2 пластиковых стаканчика, 4-6 коробочки из-под бахил.

Содержание: За чертой становятся дети в две равные колоны. На противоположной стороне устанавливаются 2 таза с водой (пруд), в которых находятся коробочки из-под бахил (рыбка). Первым номерам из колон выдаются удочки. Задача первого номера добежать до пруда, при помощи удочки поймать одну рыбку, убежать обратно и отдать удочку второму номеру. Задача второго номеру добежать до пруда, поймать две рыбки, убежать обратно и отдать удочку третьему номеру. Задача третьего номера добежав до пруда, выпустить всех рыбок. Рыбалка продолжается до последнего номера в колоне.

Правила: Если упала рыбка, то ее следует поднять и продолжить рыбалку.

Методические указания: Привязать один конец верёвки к палке, другой к пластиковому стаканчику.

2. «Осуши водоем»

Инвентарь: 2 таза, 2 пластиковых стаканчика, 2 платочка, вода в 2-х пластиковых стаканчиках.

Содержание: 1-й пустой стакан стоит на земле, а 2-й стакан с водой на перевёрнутом тазе. Задача каждой команды с платочком в руках добежать до таза, намочить платок и выжать его в стакан, который находится на земле. Прибежать обратно и отдать платок следующему участнику команды.

Правила: Нельзя переливать воду из стакана в стакан.

Методические указания: Выигрывает та команда, у которой будет наибольшее кол-во воды в стакане, стоявшем на земле.

  1. «Нажива»

Инвентарь: 2 таза с водой, 2 мяча из бумаги в скотче, 2 пластиковые бутылки.

Содержание: Дети делятся на 2 равные части и становятся в круг. Два ведущих встают в круг и крутят бутылку. Горлышко бутылки указывает на того, кто будет бросать камень (мячик из бумаги в скотче), в таз с водой (пруд).

Правила: Бросая камень, нельзя заступать за линию. 

         Методические указания: Если горлышко бутылки указывает между детьми, то бросает ребёнок с правой стороны.

                                                     Станция №7

                                                     Станция №8

                                                     «Русалочка»

1. «Нарисуй»

Инвентарь: водный пистолет.

Правила: каждый игрок из команды рисует водным пистолетом что - нибудь связанное  водой.

2. «Нарисуй картину»

Инвентарь: мелки.

Правила: дети должны мелками нарисовать картину в рамке.

Оценочный материал: за каждое нарушение отнимается один балл, за правильно выполненное задание 5 баллов.