Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой
статья по физкультуре

Лединцова Наталья Михайловна

Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_i_samokontrol_publikatsiya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

«Школа  №22 города Благовещенска»

                                                                                                                     

                                                                                                                                                           

                                                                                                           

Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой

Разработала: Лединцова Н.М.

Благовещенск, 2018

Педагогический контроль

Непосредственная педагогическая деятельность требует от учителя не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательности действий. Главной особенностью учителей физической культуры является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность учащегося.

Педагогическая деятельность учителя состоит из определённых элементов, которые совместно образуют своеобразную психологическую структуру. И, бесспорно, при этом каждый учащийся должен: систематически посещать учебные занятия по физической культуре (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием; проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивной подготовленности; активно овладевать знаниями по физическому воспитанию, используя соответствующую литературу; соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания; самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации учителя; активно участвовать в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях в классе и в школьных спартакиадах.

Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт между учителем и обучающимся. В работе с учениками учитель должен уметь чётко и грамотно выражать свои мысли, внимательно наблюдать за классом, чувствовать его и находить с ним общий язык, правильно использовать наглядные пособия и иллюстрировать материал. Для успешной работы каждый педагог должен: досконально знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программных требований, а также основные положения педагогики и психологии, требования ФГОС ООО; чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли; представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте; осуществлять внеурочную деятельность.

Прдмет физической культуры предусматривает решение следующих задач: содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общительности, физической подготовленности, развитию психомоторных способностей учащихся; формирование потребности сучащихся в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью; формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физкультуры и спорта; овладение основами семейного физического воспитания.

Физическое воспитание в школе проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах: Учебные занятия: обязательные занятия (практические, теоретические), которые предусматриваются в учебных планах и включаются в расписание уроков, индивидуальные занятия для учащихся, имеющих слабую физподготовку или отстающих в овладении учебным материалом, внеурочная деятельность.

Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физкультуры в образ жизни учащихся, достижение оптимального уровня физической активности.  

Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля

При регулярных занятиях физической культурой очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника.

Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам. Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна. Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.

К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса.

Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%. Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс. У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице. Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин 2,5-4 литра.  

Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности

Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.

К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле (АДмакс. - АДмин.) * П, где АД артериальное давление, П- частота пульса. У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы. Существуют две пробы для определения состояния органов дыхания ортостатическая и клипостатическая.

Ортостатическая проба проводится так. Обучающийся лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту - удовлетворительная реакция, более 20 неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы. Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля “с помощью дыхания” - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете. Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений и т.д.

При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 - 105; а при росте более 175 см - больше 110. Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин.

Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам. Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга.

Проба на устойчивость тела производится так: обучающийся становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на одной линии, носок к пятке).

Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы. Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохондрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой. Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.    

Тест

 «Проверь себя»

        Тест «проверь себя» предназначен для определения оценки образа жизни старшеклассников. Отсутствие дурных привычек ещё не доказывает, что вы действительно ничем не угрожаете собственному здоровью. Самой большой для него опасностью медицина считает недостаток движения, или гиподинамию, сопровождающую почти все виды деятельности современного человека. Чаще всего  это и является причиной наиболее распространённых в мире заболеваний сердечно-сосудистой системы. Эффективным профилактическим средством против этих заболеваний признана физическая активность. Она и может характеризовать ваш образ жизни. Здоровый он или не здоровый вы можете определить с помощью несложного теста.

Ответив на все вопросы(в том числе и штрафные) вы наберёте соответствующую сумму баллов, которая позволит вам вывести оценку вашему образу жизни.

Если наберёте более 70 баллов – отлично; более 50 баллов – хорошо; более 30 баллов – удовлетворительно; менее 30 баллов – неудовлетворительно.

№№

п/п

Виды физической активности

Оценка в баллах

регу-

лярно

нере-гулярно

не выполняю

1.

Утренняя гимнастика

10

7

0

2.

Подъём по лестнице пешком(без лифта)

5

3

0

3.

Передвижение в школу пешком

5

3

0

4

Передвижение из школы пешком

5

3

0

5.

Физкультура в школе

10

5

0

6.

Физкультурно-оздоровительные занятия в свободное время

30

10

0

7.

Физкультурно-оздоровительные занятия в выходные дни

15

7

0

8.

Закаливающие мероприятия

5

3

0

9.

Участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях

10

5

0

10.

Подготовка к сдаче норм ГТО

10

5

0

11.

Выполнение физической работы по дому

5

3

0

Штрафные баллы вычитаются из полученной выше суммы ответов:

А. За курение – 10 баллов;

Б. За употребление спиртных напитков – 10 баллов;

В. За нарушение намеченного режима дня – 5 баллов;

Г. За несоблюдение режима питания – 5 баллов.

Список использованной литературы 

1. Готовцев П. И., Дубровский В. Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой.

2. Синяков А. Ф. Самоконтроль обучающийсяа.

3. Дёмин Д. Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология педагогического контроля и самоконтроля учебно-тренировочного процесса

В материале освещены вопросы планирования учебно-тренировочного процесс секции волейбола....

Конспект урока с презентацией "Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом"

Самоконтроль - это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития. Об этом разработка урока....

Организация контроля и самоконтроля во время занятий физической культурой

От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную рабо...

Развитие навыка контроля и самоконтроля у обучающихся с речевым недостатками в процессе работы над деформированным текстом.

Предложенный матеиал способствует развитию  и совершенствованию умения построения связного высказывания:програмированию смысловой структуры высказывания, установление его связности и последовател...

основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой

основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой...

основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой

основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой...

Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом

Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом...