ПК 3.4.
учебно-методический материал

Сатонина Анастасия Витальевна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Актуальность проблемы исследования. Волейбол – одно из самых популярных и массовых средств физического воспитания, неотъемлемая часть физической культуры. Особенно полезны занятия волейболом для тех, кто только начинает приобщаться к физической культуре и спорту. Играя в волейбол, занимающиеся вырабатывают глазомер, выдержку, внимание, развивают силу, быстроту, ловкость, т.е. умения и навыки, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности.

Физическая подготовленность волейболистов во время игры сложна и разнообразна и выполняется с большой интенсивностью мышечной работы, включение значительного числа различных по структуре, характеру и степени сложности двигательных актов, среди которых основными являются действия с мячом (обводка, передачи, нападение), а также перемещения по площадке в различных направлениях и различными способами (нашагивание, бег, падения) предъявляют высокие требования к уровню подготовленности каждого волейболиста, вынужденного к тому же играть в непосредственном контакте с соперником.

Процесс становления мастерства волейболистов занимает длительный промежуток времени и его основу составляет начальный этап подготовки, где наиболее важной задачей является обеспечение физической и технической пригодности спортсмена к занятиям волейболом.

Многочисленные исследования позволяют говорить о том, что рост спортивного мастерства волейболистов во многом определяется уровнем скоростно-силовых качеств. Развитие этих качеств является одной из важных задач подготовки в волейболе.

Опыт спортивной практики и экспериментальные исследования по волейболу показывают, что дальнейшие повышения уровня специальной физической подготовленности высококвалифицированных волейболистов требует поиска новых, более эффективных методических путей.

Для этого также необходимо иметь объективные данные об уровне развития скоростно-силовых способностей, что достигается надежными и информативными тестами. Кроме того, представляет интерес выявление факторной структуры скоростно-силовой подготовленности волейболистов. Однако эти вопросы в рассмотренных нами научных трудах решены в недостаточной степени.

Развитие специальных двигательных качеств часто решается сопряженным методом, т.е. одновременно с овладением спортивной техникой. Вместе с тем в научно-методической литературе недостаточно обращается внимание на особенности использования волейбола как на средство физической подготовленности школьников, как на урочных занятиях, так и на внеурочных занятиях.

Исходя из актуальности проблемы исследования нами была определена тема: «Методика развития координационных способностей у обучающихся 9-10 лет».

Цель исследования: развитие координационной способности средством волейбола.

Задачи исследования:

1. Изучить методы развития координационных способностей.

2. Представить волейбол как средство развития координационных способностей.

3. Отобрать тесты для определения уровня развития координационных способностей.

Методы теоретического исследования:

  • Поиск тематической литературы;
  • Анализ;
  • Обобщение;
  • Систематизация материала.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

1.1 Понятие о координационных способностях

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по         содержанию.        

Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений.

Исходя из этого, ловкость следует рассматривать как способность человека искусно, успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей, правильно, быстро, рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной и неожиданной ситуации. Уровень развития ловкости определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач. Для решения этих задач человек должен быть готов и физически и психически. Хорошо развитое качество ловкости – одна из высших форм управления движениями [1].

В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. Coordination  –  согласование, сочетание, приведение в порядок).        

К числу основных координационных способностей относятся:

  • способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.)        ;
  • способность к ориентированию в пространстве;        
  • способность к равновесию;        
  • способность к перестраиванию движений;        
  • способность к соединению (комбинированию) движений;        
  • способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к
  • необычной постановке задачи;        
  • способность к выполнению заданий в заданном ритме;        
  • способность к управлению временем двигательных реакций;        
  • способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки

движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
способность к рациональному расслаблению мышц.

Одним из самых сложных физических качеств человека является ловкость. Однако в связи с тем, что ее природа еще основательно не изучена, специалисты вместо термина "ловкость" стали употреблять более корректное понятие "координационные способности" [2].

Координационные способности являются комплексным физическим качеством, включающим в себя целый ряд двигательных способностей.

«Координация» (от лат. Coordination – согласование, приведение в порядок).

Ловкость –  способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:
1. правильно (адекватно и точно),
2. быстро (то есть, скоро и споро),
3. рационально (целесообразно и экономично),
4. находчиво (изворотливо и инициативно).
В буквальном смысле термину «ловкость» соответствует хорошо развитая мелкая моторика руки и
пальцев [3].

Координация – (от лат. coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.

Координационные способности (КС) – это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Природной основой КС являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов, особенности строения и функционирования нервно мышечного аппарата, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др. [4].

Координационные способности – это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях [5].

В основе координационных способностей лежит широкий комплекс факторов, выходящих за пределы чисто двигательных качеств:

1. Пластичность центральной нервной системы (подвижность процессов возбуждения и торможения). Вследствие этого ловкость в немалой степени определяется наследственностью.

2. Уровень развития физических качеств, прежде всего скоростные способности, динамическая сила и гибкость.

3. Двигательный опыт, т.е. запас разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков.

4. Способность быстро расслабляться при выполнении двигательных действий, особенно скоростно-силовой направленности.

5. Антиципация, т.е. способность к предугадыванию последствий как своих возможных двигательных актов, так и наиболее вероятных действий соперника или партнера.

6. Психологическая установка, направленная на достижение двигательной задачи в любых условиях, в частности, находчивость и инициативность, способность к неожиданному экспромту в разных ситуациях и т.д.

Большинство из обозначенных факторов поддаются определенному совершенствованию, поэтому в принципе координационные способности можно успешно развивать. Наиболее благоприятным периодом для этого считается ранний возраст. В частности, 4 и 5 годы жизни по темпу прироста координационных способностей являются наиболее важными. Если в этот период целенаправленно воздействовать на них, то к 7-10 годам организм детей готов к их высокому развитию.

В связи с комплексным характером координационных способностей, естественно, отсутствует обобщенный показатель уровня их развития. Для этого используется ряд критериев, наиболее важными из которых являются:

1. Время освоения нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности.

2. Время, необходимое для перестройки своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей.

3. Биомеханическая сложность выполняемых двигательных действий или их комплексы (комбинации).

4. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным).

5. Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.

  1. Экономичность двигательной деятельности, связанная с умением расслабляться по ходу выполнения движений. Нерациональная мышечная напряженность свидетельствует о слабых координационных возможностях человека.

1.2 Общее и различия ловкости и координационных способностей

КООРДИНАЦИЯ – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач [5].

К числу разновидностей координации относят:

1) Способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.) обуславливается точностью двигательных ощущений и восприятий, которые часто дополняются слуховыми и зрительными. Удивительной способностью тончайшей оценки и регуляции динамических, временных, пространственных параметров движений владеют спортсмены высокого класса.

2) Способность к ориентированию в пространстве определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на неё рациональными действиями, обеспечивающими эффективное выполнение двигательной задачи. Эта разновидность координации является определяющей для прыгунов в воду, батутистов, воздушных гимнастов, космонавтов в условиях невесомости и т.п.

3) Способность к равновесию – это способность человека сохранить устойчивое положение тела в условиях разнообразных движений и поз. Способность к сохранению равновесия обуславливается совокупной мобилизацией возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной, соматосенсорной систем. Каждая конкретная ситуация, требующая сохранения равновесия, определяет ведущими те или иные системы. Однако чаще всего проявление равновесия зависит от соматосенсорной и вестибулярной систем.

Различают статическое и динамическое равновесие:

- Статическое равновесие – сохранение устойчивого положения тела в какой-либо позе (пр., фиксация тела в положении «ласточка», в стойке на руках и т.п.);

- Динамическое равновесие – сохранение устойчивого положения тела в процессе выполнения движений (пр., выполнение двигательной связки на бревне и т.п.).

4) Тонкое мышечное чувство – способность человека быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц и обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-антагонистов.

Пример: В спорте: игра теннисной ракеткой в настольном теннисе; фехтование; «чувство воды» у пловцов и гребцов.

В бытовой сфере: управление автомобилем (переключение коробки передач, рулевое управление).

5) Способность к соединению (комбинированию) движений – это способность человека выполнять разнонаправленные действия разными частями тела, как одновременно, так и соединяя их в произвольном порядке. Данная способность обуславливает успешность спортсменов в сложнокоординационных видах спорта (о чём свидетельствует само их название): художественной и спортивной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании на коньках, аэробике, акробатике .

6) Способность к перестраиванию движений – это способность человека мгновенно менять характер двигательных действий в соответствии с внезапно изменившимися условиями их выполнения. В повседневной жизни данная способность проявляется, когда человек, например, поскользнувшись или споткнувшись, успевает с помощью компенсаторных движений перестроиться и восстановить равновесие. В профессиональной деятельности эта способность необходима морякам в условиях качки. В спорте она имеет большое значение в спортиграх, т.к. очень часто по ходу игры спортсмены вынуждены менять свои первоначальные намерения, на ходу перестраивая уже начатые движения.

7) Способность к управлению временем двигательных реакций – это способность целенаправленно выполнять двигательные действия с учётом возникновения различных помех. Эта разновидность координации является значимой в единоборствах, спортиграх и т. п. [6].

Понятие «координация» нередко путают с понятием «ловкость»,однако смысловая нагрузка у них разная. Ловкость выступает как интегральное проявление разновидностей координации. Различие между координацией и ловкостью в том, что координация проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений, а ловкость – в тех, которым присуща не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, что требует находчивости. Недаром в обиходно-бытовой и разговорной речи о ловком человеке говорят: сноровистый, изворотливый, складный, юркий и т.д [7].

ЛОВКОСТЬ – это комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач, требующих, в свою очередь, высокого уровня психической и физической готовности.

Средства развития координации

Для развития координации применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию и упорядочиванию движений. Они должны соответствовать следующим условиям:

- иметь необходимую координационную сложность для занимающихся;

- содержать элементы новизны, необычности;

- отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решения двигательных задач;

- включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений путём активизации работы отдельных анализаторов.

Так, частичное или полное исключение одних анализаторов оказывает содействие активизации функции других, что положительно сказывается на формировании кинестезических образов движений (восприятию их динамических, временных, пространственных характеристик), наличие которых обуславливает координационные возможности.

Целесообразно выполнение упражнений в условиях дефицита пространства и времени, а также в условиях недостаточной или чрезмерной информации. В частности, эффективными являются бег по пересечённой местности с преодолением естественных препятствий; беговые упражнения с преодолением искусственных препятствий (пр., барьеров, гимнастических скамеек); единоборства; гимнастические и акробатические упражнения; спортивные и подвижные игры (особенно на уменьшенных площадках с увеличенным количеством игроков) и т. п. [8].

1.3 Факторы от которых зависят проявления координационных способностях

 Очевидно, важнейшими факторами координационных способностей с физиологических позиций являются упорядочивающие свойства ЦНС и их пластичность, характеризуя которую И. П. Павлов говорил, что в высшей нервной деятельности ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия (Матвеев Л.П., 2001).

В координации движений мышц известное значение имеют местные и гуморальные механизмы. Но основная роль принадлежит нервной регуляции двигательных функций (Филин В.П., Фомин Н.А., 1980).

Вместе с тем эти способности, надо полагать, во многом определяются функциональными возможностями сенсорных систем, принимающих участие в управлении движениями, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата и приобретаемым двигательным опытом. Общепризнано, что в принципе, чем богаче у человека фонд двигательных умений и навыков, тем большими возможностями он располагает для построения новых двигательных действий и преобразования их, когда в том возникает необходимость. В психолого-педагогическом аспекте. 0бобщенные черты двигательно-координационных способностей в какой-то мере характеризуются такими понятиями, как "моторная обучаемость"; "двигательная сноровка", "находчивость" и т. п. (Матвеев Л.П., 2001).

Проявление координационных способностей зависит от целого ряда факторов, а именно:

1. способности человека к точному анализу движений;

2. деятельности анализаторов и особенно – двигательного;

3. сложности двигательного задания;

4. уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5. смелости и решительности;

6. возраста;

7. общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков) и др.

Координационные способности, которые характеризуются точностью управления силовыми, пространственными и временными параметрами и обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передача импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности [15].

1.4 Значение координационных способностей в волейболе

Координационные способности волейболиста выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного освоения технического приёма. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов игроков, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил в игре.

Координационные способности в волейболе проявляются при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.

Эти способности в волейболе условно делятся на акробатические (двигательные действия в защите) и прыжковые (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке).

Составляющими координационных способностей волейболиста являются:

  • координация движений – способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по усилию (от координации движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема);
  • быстрота и точность действий – от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно – значит выполнить его быстро и точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов;
  • способность распределять и переключать внимание – функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;
  • устойчивость вестибулярных реакций - непременное условие проявления координационных способностей в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками.

Чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры.

Высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.

Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.

Поэтому развитие координационных способностей волейболиста – это совершенствование координации движений, а главное – способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении. Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее можно в значительной степени совершенствовать. Любое движение, любой технический прием строится на основе старых координационных связей, из знакомых волейболисту двигательных элементов. Поэтому способность быстро и точно овладевать новыми движениями во многом зависит от того, какой запас двигательных навыков уже накоплен игроком. B связи с этим основная задача занятия по воспитанию ловкости заключается в накоплении запаса элементов движений и совершенствовании способности к их объединению в более сложные двигательные навыки [12].

1.5 Возрастные особенности младшего школьного возраста

Особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития строения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются.

Исследователи обнаружили связь между физической активностью и развитием мозга у детей в возрасте 9-10 лет: у тех, кто ведет более подвижный образ жизни часть головного мозга, отвечающая за память – гиппокампус, больше, а следовательно они лучше справляются с зданиями, проверяющими память, чем их менее физически активные сверстники.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30-45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере - на 50-70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений.

В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

У детей школьного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Хотя условные рефлексы и вырабатываются быстро, но закрепляются они не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют, поэтому внимание детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются. Кроме того у детей процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Таким образом, для образования определенных двигательных навыков и закрепления их как условных рефлексов, то есть образования двигательного стереотипа, требуется определенная повторность и последовательность применения раздражителей. Таковыми раздражителями являются физические упражнения, проводимые по определенному плану.

Создание условий для свободной двигательной деятельности детей при проведении специальных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, а следовательно, психическому и моторному развитию ребенка.

При систематических занятиях физическими упражнениями, при повышении мышечной нагрузки у детей от 7 до 10 лет происходит более интенсивное развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности.

Физическое развитие в раннем и школьном возрасте характеризуется непрерывным изменением основных показателей – роста, веса, окружности головы, грудной клетки.

Положительное влияние физических упражнений сказывается не только на уровне физического развития детей, но и на улучшении телосложения  – увеличивается количество детей с гармоничным физическим развитием.

Отмечается возрастная перестройка и адаптация функции дыхания к мышечным нагрузкам. Частота дыхания с возрастом уменьшается: к концу первого года жизни она равна 30-35 в минуту, к концу третьего – 25-30, а в 7-10 лет – 22-26. С возрастом нарастает глубина дыхания и легочная вентиляция в 2-2,5 раза, потребление кислорода – почти в 2 раза. Эти данные свидетельствуют о том, что функциональные возможности детей велики и вполне обеспечивают потребности роста и развития.

В процессе тренировки совершенствуются ответные реакции дыхательной системы. При мышечных нагрузках увеличение легочной вентиляции происходит за счет углубления дыхания, а не его учащения.

Деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем с возрастом становится более экономной. Это определяется не только особенностями возрастного развития, но и повышением функциональных возможностей при занятиях физическими упражнениями. Так, пульсовая стоимость единицы работы (количество пульсовых ударов на 1 кг/мин работы) у детей с 7 до 10 лет снижается в 2 раза, а у тренированных – в 2,5 раза, кислородное обеспечение 1 кг/мин работы – соответственно в 1,5 и в 1,8 раза.

Физическая работоспособность детей зависит от особенностей физического воспитания. Различные по своей интенсивности двигательные режимы обеспечивают различный уровень физической работоспособности детей.

Применение физических упражнений требует от организма ребенка значительных напряжений и согласованности действий всех основных систем, поэтому на каждом возрастном этапе следует учитывать особенности развития, соответственно организовывать двигательную деятельность детей и строго дозировать физическую нагрузку (например, длительность занятий, число повторений упражнений, их трудность и так далее).

Знание особенностей морфофункционального развития детей на каждом возрастном этапе позволит более эффективно использовать средства физического воспитания для совершенствования организма ребенка и повышения его умственной и физической работоспособности.

Мышцы детей эластичны, поэтому дети способны выполнять движения по большей амплитуде. Однако движения для развития гибкости они выполняют в соответствии с мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища, особенно статической (статическая сила - нет движений), имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте не устойчива.

Укрепление мышц ног особенно удерживающих в правильном положении продольной и поперечной своды стопы очень важно для двигательной деятельности (ходьба, бег, прыжки) и профилактика плоскостопия. Части стопы окостеневают только лишь к 15-16 годам.

Скелет детей отличается значительной эластичностью, особенно позвоночник. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14-16 годам.

Следовательно, детям младшего школьного возраста нельзя выполнять прыжки на жесткий грунт с высоты более 80 см., а также длительное время выполнять упражнения сидя.

Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все Физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, пост и развитие всех систем и органов.

Детям 9-10 лет рекомендуются следующие упражнения основной гимнастики:

· ходьба;

· бег;

· лазанье по наклонной поставленной скамейке;

· гимнастической стенке;

· лестнице;

· перелазание через препятствие высотой до 1 м.;

· бросание и ловля мячей;

· метание в цель;

· переноска набивных мячей;

· упражнения в равновесии;

· прыжки (в длину, в высоту до 80 см);

· акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойка на лопатках (для 3 класса).

При обучении детей этого возраста нужно пользоваться методами показа и рассказа. Объяснить доступные упражнения лаконично, просто, понятно. Объяснение должно сводиться к названию конкретных действий, указыванию на то, как их выполнять, показ следует сопровождать образным рассказом, акцентируя внимание на тех действиях, которые обеспечивают выполнение изучаемого упражнения. Дети 9-10 лет склонны к подражанию, поэтому, обучая их целесообразно пользоваться методом имитации. Учителю рекомендуется говорить: "Делай, как я".

Изучаемые упражнения детьми должны быть понятными и простыми. Упражнения не должны быть продолжительными, необходимы короткие паузы для отдыха, так как дети склонны быстро уставать. У детей 9-10 лет двигательные навыки формируются медленнее, чем у 11-13-летних и часто удачное выполнение чередуется с неудачным. Чем сложнее по координации упражнение, тем четче выражен процесс скачкообразного становления двигательных навыков. Для быстрейшего становления двигательных навыков, необходимо изучаемое упражнение повторять 6-8 раз в каждом занятии в относительно постоянных условиях из одного и того же исходного положения, в одном темпе 2-3 раза в одном подходе.

Дети младшего школьного возраста любят играть, склонны к фантазированию, позволяющему им легче представлять себе различные двигательные действия. Поэтому рекомендуется значительное число упражнений приближать к играм или проводить в форме игры.

Когда ребёнку около 10 лет – это возраст ещё относительно спокойного   и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса,  мышечной силы и выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и   пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются   кровью,   поэтому сердце достаточно выносливо, головной мозг получает достаточное кровоснабжение, что является необходимым условием его работоспособности.

В крови заметно увеличивается количество белых кровяных телец, повышающих сопротивляемость организма заболеваниям: возраст от 8 до 10  лет отличается самым низким процентом заболеваемости за всё время от рождения до наступления взрослости. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-синтетическая функция    коры; заметно развивается вторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная система ещё сохраняет своё относительное преобладание.

Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и дети 10 лет в высокой степени  возбудимы и импульсивны. Они испытывают большую потребность в движениях, которую необходимо, по возможности, удовлетворять – разрешать побегать и порезвиться на переменах, на прогулке после уроков. Характерная особенность детей этого возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик,  эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы, более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти  конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения,   описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик. Младшие школьники, как правило, отличаются  бодростью, жизнерадостностью. Они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы. В ряде случаев дети обладают отрицательными формами поведения, к ним относятся, например, капризность, упрямство.

Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что дома все его желания и требования удовлетворялись, он ни  в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма  протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет  школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Порой у детей проявляется лживость, причиной которой может быть буйная фантазия ребёнка или желание скрыть свой дурной поступок из-за боязни наказания. Поскольку в младшем школьном возрасте характер ещё только формируется, важно предупредить превращение этих часто временных,  случайных психических состояний в черты характера. Дети очень    эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что они  наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение [10].

Выводы по I главе.

Волейбол – это командная игра, поэтому для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команды. Деятельность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, но при этом все их действия должны быть согласованы и скоординированными, поэтому развитие координационных способностей у волейболистов играет основополагающую роль для достижения положительного результата.

Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Координационные способности имеют определенные характеристики, разделенные на качественные и количественные стороны. К основным качественным характеристикам оценки координационных способностей относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность, а количественным - точность, скорость, экономичность и стабильность (устойчивость) движений. Данные признаки координационных способностей проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при их определении, кроме единичных, широко используются и комплексные характеристики, с помощью которых о степени развития координационных способностей судят одновременно по двум или нескольким признакам.


ГЛАВА II МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-10 ЛЕТ

2.1 Методы развития координационных способностей

Для развития КС детей младшего школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них стоит назвать методы строго - регламентированного упражнения, основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит от того, какой ведущий признак положен в основу группировки.

В частности, по степени избирательности воздействия на КС можно говорить о методах избирательного направленного упражнения (с общим воздействием на две и более КС).

По признакам стандартизации или варьирования воздействий на уроке выделяют методы стандартно – повторного и вариативного (переменного) упражнения. Первые используют для развития КС школьников при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий, овладеть которыми можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях. Вторые, по мнению большинства исследователей и практиков, являются главными методами развития КС.

Методы строго регламентированного упражнения (их разнообразие зависит от того, какой признак положен в основу группировки); избирательного направленного упражнения (воздействие преимущественно на сходные координационные способности).

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение (изменение способов выполнения действий, изменение исходных и конечных положений, выполнение упражнений «неведущей» рукой, передвижение на лыжах по пересеченной местности, бег и др.).

Специальная ловкость – способность к быстрому осуществлению сложных координационных двигательных актов в условиях изменяющейся обстановки.

Специальная ловкость – это качество характеризуется хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкий человек довольно быстро обладает новыми движениями и способен к их быстрой перестройке. Зависит специальная ловкость от деятельности анализаторов ( прежде всего двигательного), а также от пластичности центральной нервной системы.

На наш взгляд, это самое общее определение, поскольку специальная ловкость – комплексное качество, в котором сочетается проявление быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение игровыми приемами.

Основным методом воспитания специальной ловкости у волейболистов в возрасте 10-12 лет, является повторный. Упражнения на воспитание специальной ловкости рекомендуется включать в занятие в начале основной части или в подготовительной. Обогащение занимающихся новыми двигательными навыками должно быть непрерывным. Установлено, что в течение долгого времени запас движений не пополняется, то способность к обучению снижается. Автоматизированные движения, протекающие в стандартных условиях, перестают способствовать развитию ловкости. Упражнения на ловкость выполняются до проявления первых признаков утомления.

Специальная ловкость имеет разновидности:

1) акробатическая ловкость – которая проявляется во время игры, в защите;

2) прыжковая ловкость – умение владеть своим телом в безопорном положении.

Средствами для развития ловкости, как способности волейболиста в возрасте 10-12 лет быстро переключаться с одних действий на другие, являются подвижные и спортивные игры, бег с препятствиями, различные сочетания акробатических упражнений, гимнастические упражнения на снарядах, изменение способа выполнения упражнений, прыжки в глубину или длину из положения стоя спиной к направлению прыжка, жонглирование мяча, прыжки на батуте, упражнения на равновесие.

Известно, что в основе любой двигательной деятельности лежит сложная совокупность (взаимосвязь) проявлений психических и физических качеств. Каждая попытка дифференцировать эту совокупность, т.е. разложить её в целях облегчения методических приемов изучения на отдельные психические и физические составляющие, что делается при моделировании воспитания всех физических качеств, неминуемо ведет к существенному искажению целостных свойств проблемы. Все это приводит к тому, что КПД юношеского спорта остается на низком уровне, а психологическая подготовка включается в программы тренировочного процесса на этапе спортивного мастерства.

Не требует особых доказательств тот факт, что моделирование специальной ловкости у волейболистов в возрасте 10-12 лет, предъявляет все более высокие требования не только к физической , но и к психической сфере подростков. В условиях интенсификации современного спорта увеличивается объем двигательной деятельности, осуществляемой в экстремальных условиях, связанной со значительным эмоциональным напряжением, требующей находчивости и волевых качеств, психической устойчивости. Эффект развития специальной ловкости в таких условиях определяется не столько уровнем развития физических и функциональных кондиций, сколько способностью (или умением) рационально использовать имеющийся потенциал.

В целях создания модели юных спортсменов, проведен мониторинг 10-12 летних волейболистов, имеющих стаж занятий спортом более трех лет.

Кондиции юных волейболистов изучались по показателям, характеризующим уровень физического развития и подготовленности, функционального состояния нервно-мышечного аппарата, некоторых психических процессов и психомоторики, способности управления двигательной деятельностью (проявления специальной ловкости). Данные измерения юных спортсменов сравнились с показателями школьников, не занимающимися спортом. Все показатели объединены в комплексную структуру, отражающую психофизическую подготовленность (ПФП) детей, под которой понимается совокупность психических двигательных свойств, определяющих успешность развития специальной ловкости в различных условиях.

Полученные данные позволяют сделать общий вывод о том, что систематические многолетние занятия волейболом оказывает влияние на уровень развития почти всех составляющих ПФП и не оказывает принципиального влияния на целостную структуру.

Данные дисперсионного анализа свидетельствуют о том, что большинство показателей психомоторики мало изменяются под влиянием спортивной тренировки. Занятия волейболом оказывают заметное влияние на эффективность выполнения тестовых заданий, связанных с локомоторными действиями в вероятностных и неожиданных ситуациях, кинетической чувствительностью, оперативным мышлением и распределением внимания.

Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что многолетние занятия волейболом (повышенная двигательная активность или специальная ловкость) оказывает влияние на ход перестройки структуры ПФП. Систематические психофизические нагрузки достаточного объема и интенсивности ускоряют возрастную дифференциацию структуры изучаемых способностей, уменьшая степень взаимозависимости между различными проявлениями психических и физических возможностей. При этом процесс перестройки структуры двигательных способностей протекает различно в зависимости от характера систематических педагогических воздействий.

Нельзя исключать возможность того, что полученные данные, связаны не только с большой психофизической нагрузкой, но и в определенной мере с отбором в волейбол более «взрослых» по биологическому возрасту детей.

Выявленные возрастные особенности структуры ПФП позволяют наметить новые подходы к дальнейшему совершенствованию моделирования специальной ловкости у волейболистов в возрасте 10-12 лет. Представляется возможным отобрать основные (ключевые) показатели проявления способностей и на их основе разработать модели уровней ПФП для разного возраста и видов спорта. При моделировании склонностей ( генетических задатков ) к волейболу в принципе важно иметь возможность оценить отдельные ( определенные ) компоненты структуры психофизических способностей, ключевые для последующего профилирующего развития специальной ловкости [11].

2.2 Средства развития координационных способностей

Основным средством воспитания КС являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя вес снарядов их высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Наиболее эффективным средством считают следующие упражнения: гимнастические, акробатические, легкоатлетические, спортивно-игровые, единоборства, горнолыжные. У акробатов и гимнастов высока точность движений, и зависит она от уровня спортивной подготовленности. Эта зависимость проявляется в точности оценки пространственно-временных интервалов и дозирования мышечных усилий. Гимнастические и акробатические упражнения развивают анализаторные системы, повышают вестибулярную устойчивость, улучшают координационные возможности занимающихся. Специально подобранные ОРУ на согласование и точность движений особенно эффективны для воспитания координации движений рук.

Тройной прыжок, прыжки с шестом, в длину и высоту способствуют развитию прежде всего координации движений занимающихся. Упражнения в единоборствах развивают ловкость. Бокс, борьба, фехтование развивают точность и быстроту реакции. Они формируют такие тонкие ощущения, как “чувство дистанции”, “чувство времени”, расширяя тем самым двигательные возможности человека. Варьирование тактических условий в спортивных играх и единоборствах способствует своевременной перестройке двигательной деятельности. Скоростные спуски, слалом выполняются в непрерывно меняющихся условиях и также способствуют развитию ловкости.

Специально-подготовительные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно-сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями. Такая точка зрения согласуется с исследованием ряда авторов.

Таким образом, В. И. Лях отмечает, что на спортивной тренировке следует применять такие группы средств как:

1. Подводящие упражнения, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

2. Развивающие упражнения, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта. Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

3. Упражнения, развивающие специфические КС: к ориентированию в пространстве, кинестезическому дифференцированию, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной устойчивости и др.;

4. Упражнения, вырабатывающие и улучшающие специализированные восприятия (чувство планки, оружия, мяча, воды и т. д.); сенсомоторные реакции; мнемические (оперативная двигательная память) и интеллектуальные процессы (быстрота и качество оперативного мышления, способность к предвидению изменения ситуации в ограниченном интервале времени, инициативность и самостоятельность в спортивных играх или единоборствах); речемыслительные процессы; идеомоторные реакции (представление движений в целом или их отдельных частей, параметров этих движений, например пространственных.).

При воспитании КС Назаров В. П. и Лях В. П. рекомендуют использовать следующие методические подходы:

Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только, пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Упражнения, направленные на развитие КС, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие, не стимулирует дальнейшее развитие КС.

Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие КС. Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению [13].

2.3 Тесты для измерения уровня развития координационных способностей

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

  • время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности;
  • время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи считается хорошим показателем координационных возможностей;
  • координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека;
  • точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным);
  • сохранение устойчивости при нарушении равновесия;
  • стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают, например, по показателям целевой точности — количеству попаданий при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных предметов в мишень и т.п.

Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей обучающихся.

        Преимущество названных тестов заключается в том, что они сравнительно легко запоминаются и их выполнение не требует от школьников длительного разучивания.

        При проведении контрольных испытаний необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. Контрольные испытания должны проводиться в одинаковой для всех детей обстановке и в одно и то же время.

2. Методика контрольных проверок должна обеспечивать минимальные затраты времени на выполнение тестов.

3. Контрольные упражнения должны быть доступными для всех обучающихся, независимо от их физической подготовленности и отличаться простотой измерения и оценки результатов.

4. Перед проведением тестирования должна быть проведена разминка [4].

        Для определения уровня развития координационных способностей на занятиях волейболом были подобраны следующие тесты:

        Тест 1. Челночный бег 4x9м с переноской кубиков

        Выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. На расстоянии 9 м от старта находятся два кубика. Из исходного положения «высокого старта», по сигналу следует с максимальной скоростью добежать до первого кубика, взять его, вернуться обратно и положить на линию старта. То же самое повторить со вторым кубиком.

        Секундомер выключается, когда совершается финиширование (по касанию кубиком линии финиша она же является линией старта). Результат измеряется в секундах, бросать кубик не разрешается [4].

        Результаты: 10,3 – отлично; 10,7 – удовлетворительно; 11,5 – плохо.

        Тест 2. Бег «ёлочкой» по разметке волейбольной площадки.

        Игрок по сигналу перемещается от середины лицевой линии последовательно к каждой отметке (1, 2, 3, 4, 5, 6), касаясь ее рукой и возвращается в исходное положение. Результат фиксируется в секундах [4].

        Результаты: 27 – отлично; 25 – удовлетворительно; 24 – плохо.

Выводы по II главе

Для волейболистов развитие координационных способностей имеет огромное значение. Выполнение любого технического приема в волейболе строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития координационных способностей – это обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации.

Для развития координационных способностей используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общих координационных способностей), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальные координационные). В процессе игры на спортсменов действуют определенные раздражители: фактор чужого поля, сложная траектория полета мяча, плохое освещение, начало матчей не вовремя, некорректные отношения внутри команды и др. Соревнования проходят при зрителях, симпатии которых к командам могут быть разделены поровну, или преимущественно своей команде, или сильнейшей, или слабой команде. Воздействие зрителей на спортсменов велико: оно способствует содержательной, эмоциональной игре обеих команд, или подавляет действия игроков (игрока) одной команды и дает эмоциональный заряд другой команде. Координационные способности, отработанные до автоматизма помогают справиться со всеми раздражителями, действующими на волейболистов во время игры, и делают игру спортсменов результативной и зрелищной.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели две главы. Глава I была посвящена изучение координационных способностей обучающихся 9-10 лет занимающихся волейболом.

Координационные способности являются комплексным физическим качеством, включающим в себя целый ряд двигательных способностей.

К числу основных координационных способностей относятся: способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.) ;

* способность к ориентированию в пространстве;

* способность к равновесию;

* способность к перестраиванию движений;

* способность к соединению (комбинированию) движений;

* способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к

* необычной постановке задачи;

* способность к выполнению заданий в заданном ритме;

* способность к управлению временем двигательных реакций;

* способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки

движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом; способность к рациональному расслаблению мышц.

Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений.

Во II главе мы изучали методику развития координационных способностей у обучающихся 9-10 лет посредством волейбола.

По степени избирательности воздействия на КС можно говорить о методах избирательного направленного упражнения (с общим воздействием на две и более КС).

Специальная ловкость – способность к быстрому осуществлению сложных координационных двигательных актов в условиях изменяющейся обстановки.

Специальная ловкость – это качество характеризуется хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкий человек довольно быстро обладает новыми движениями и способен к их быстрой перестройке. Зависит специальная ловкость от деятельности анализаторов ( прежде всего двигательного), а также от пластичности центральной нервной системы.

На наш взгляд, это самое общее определение, поскольку специальная ловкость - комплексное качество, в котором сочетается проявление быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение игровыми приемами.

Основным методом воспитания специальной ловкости у волейболистов в возрасте 10-12 лет, является повторный. Упражнения на воспитание специальной ловкости рекомендуется включать в занятие в начале основной части или в подготовительной.

Специальная ловкость имеет разновидности:

1) акробатическая ловкость - которая проявляется во время игры, в защите;

2) прыжковая ловкость - умение владеть своим телом в безопорном положении.

Основным средством воспитания КС являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя вес снарядов их высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Жолдан, В.И. Методика подготовки и проведения физкультурно – спортивных мероприятий / В. И. Жолдан. – М.: Просвещение, 1999. – 378 с.
  2. Жукунов, Е. В. Физическая культура в школе / Е. В. Жукунов. – М.: Просвещение, 1998. – 256 с.
  3. Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2003. – 459 с.
  4. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. /. В.И Лях – М.: «Физкультура и спорт», 2010. - 204с.
  5. Матвеев, А. П. Методика физического воспитания с основами теории: учебное пособие для студентов / С. Б. Мельников, А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 1991. – 258 с.
  6. Чайковский, А. М. Энциклопедический словарь юного спортсмена / А. М. Чайковский, И. Ю. Сосновский. – М.: Педагогика, 1979. – 480 с.
  7. Яруллин, P. X. Качества двигательной деятельности человека /. P. X. Яруллин // Теория и практика физической культуры. 2008. - № 8. - С. 20-22
  8. Координация это [Электронный ресурс] – URL:        https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fru.m.wikipedia.org%2Fwiki%2F%CA%EE%EE%F0%E4%E8%ED%E0%F6%E8%FF_%E4%E2%E8%E6%E5%ED%E8%E9&cc_key (дата обращения: 20. 03. 2018)
  9. Ловкость и координационные способности [Электронный ресурс] – - URL:        https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fstudfiles.net%2Fpreview%2F6310431%2Fpage%3A9%2F&cc_key ( дата обращения: 22. 03. 2018)
  10. Ловкость это [ Электронный ресурс] – URL:        https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fru.m.wikipedia.org%2Fwiki%2F%CB%EE%E2%EA%EE%F1%F2%FC&cc_key ( дата обращения: 20. 03. 2018)
  11. Особенности развития обучающихся 9-10 лет [Электронный ресурс] – URL: http://starogorodkovskay.odinedu.ru/school_life/Psiholog/Родителям/Особенности%20%20детей%209-12%20лет.pdf (дата обращения: 17.04.2018)
  12.  Возрастные особенности обучающихся 9 – 10 лет [Электронный ресурс] – URL: http://studbooks.net/743533/turizm/osobennosti_razvitiya_detey_vozraste (дата обращения: 17.04.2018)
  13.  Координационные способности волейболистов [Электронный ресурс] – URL:        https://studbooks.net/658031/turizm/modelirovanie_trenirovki_spetsialnoy_lovkosti_voleybolistov_vozraste (дата обращения: 20. 10. 2018)
  14. Развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] – URL:        https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fwww.magma-team.ru%2Fkursovye-i-diplomnye-raboty-po-fizicheskoy-kulture%2Frazvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-v-mladshem-shkolnom-vozraste&cc_key( дата обращения: 19. 11. 2018)
  15.  Средства развития координационных способностей [Электронный ресурс] – URL: https://studfiles.net/preview/6320637/page:5/ (дата обращения: 15. 10. 2018)
  16.  Тесты для определения уровня развития координационных способностей [Электронный ресурс] – URL: https://studfiles.net/preview/5249511/page:12/ (дата обращения: 17. 10. 2018)
  17. Факторы, определяющие проявление координационных способностей [Электронный ресурс] – URL:        https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fstudbooks.net%2F737448%2Fturizm%2Ffaktory_opredelyayuschie_proyavlenie_koordinatsionnyh_sposobnostey (дата обращения: 19. 04. 2018)



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Технические действия в волейболе»

Сведения об авторе

Сатонина А.В. 39 группы ЧПК№1

ПМ, МДК вид практики

ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

ПП. по МДК 02.01. (МБОУ НОШ №95, ЧПК№1)

Результаты обучения:

ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.)

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.        Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

OK 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

OK 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Участники проекта:

Учащиеся 11-16 лет

Сроки реализации проекта:

2018 год

Цель проекта:

Освоить и совершенствовать технические действия игры в волейболе.

Задачи проекта:

  • Сформировать понятие об игре Волейбол;
  • Совершенствовать технику пройденных элементов в игровой обстановке; 
  • Воспитывать интерес к игре, взаимопомощи .

Аннотация к проекту:

Проект в процессе разработки и планируется реализоваться  в период прохождения производственной практики в МБОУ НОШ №95.

 Проект «Технические действия игры в волейбол» предназначен для повышения высокого уровня овладения техникой игры, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства.

Этапы проведения проекта

 Подготовительный:

  • Выбор темы, определение цели;
  • Определедение количества участников и состав группы;

Планирование работы:

  • Определить источник информации;
  • Определить итоговый продукт (отчёт, сборник, макет, презентация и т.д.) ;

Исследовательская деятельность:

  • Сформулировать цель;
  • Определить объём и количество теоретического материала для проекта;
  • Сформулировать на основе этого материала задачи.

Продукт проекта/

результаты деятельности

результаты-продукты:

  • повышение уровня овладения технических действий игры в волейболе;
  • формирование чувств коллективизма, ответственности, сопереживания в команде. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация соревнований

Слайд 2

Классификация соревнований осуществляется на основе правил, положений и календарей соревнований. Соревнования отличаются: по цели; по форме зачета; по контингенту спортсменов; по составу и характеру соревновательных действий соперников; по характеру организации; по условиям проведения.

Слайд 3

По цели соревнования могут быть: Основными; Подводящими; Отборочными; Контрольными; Зрелищными; Массовыми; Коммерческими.

Слайд 4

По форме зачета существуют: Личные; Командные; Лично-командные соревнования.

Слайд 5

По контингенту соперников проводят деление соревнований по квалификации, полу, возрасту (детские, юношеские). По территориальной принадлежности соревнования могут быть Краевые, Республиканские, Европейские

Слайд 6

По характеру организации соревнования могут быть открытые, закрытые, традиционные матчевые. По составу соревновательных действий существуют соревнования по отдельным видам спорта (плаванию, волейболу и др.) или комплексные

Слайд 7

По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в два года и т.п.) и признак места проведения (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равнине, высокогорье).

Слайд 8

Основные документы соревнований Календарь соревнований; Положение о соревнованиях; Заявка участников соревнований; Карточка участника; Итоговый протокол результатов соревнований; Отчет главного судьи соревнований.

Слайд 9

Календарь соревнований разрабатывается на год (или на сезон) и состоит из нескольких разделов; 1) массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия; 2) комплексные мероприятия; 3) соревнования по отдельным видам спорта. Предусматривать проведение соревнований для различных возрастных групп и квалификации. Необходимо включать проведение массовых соревнований. Планировать проведение соревнований на выходные дни. Учитывать сроки проведения соревнований вышестоящими организациями.